Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточненная декларация после выездной налоговой проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации.
Такая декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
- Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.
Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
- Уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.
- представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения, или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае:
- истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
- направления запросов в иностранные юрисдикции;
- назначения и проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально. То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным. Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).
Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.
Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).
Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии. То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). При этом ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.
Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).
Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.
Две сложные ситуации во время выездной проверки
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.
Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:
- «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году»;
- «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
- «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».
Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.
Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.
Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.
Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).
В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.
Совет от 1С-WiseAdvice
Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.
Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.
При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени. А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.
«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»
Налоговый кодекс такой возможности не предусматривает. Но если компания сдаст уточненную декларацию за уже проверенный период, по ней обязательно проведут камеральную проверку. Повторной проверкой это считаться не будет. После камеральной могут назначить выездную проверку.
«Камеральная проверка – что это?»
бухгалтериясоветы предпринимателям
Большинство предпринимателей испытывают стресс от фразы «налоговая проверка». Проверка означает огромное количество дополнительной работы по подготовке и предоставлению документов. Сумма доначислений, пени и штрафов в актах ежегодно увеличивается. ФНС все чаще пытается привлечь к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров.
Рассказываем о том, почему в компанию может прийти налоговая, откуда инспекторы берут информацию. А также как вести бизнес, чтобы снизить риск назначения проверки, и как защитить свои права, если проверку назначили.
Из этой статьи вы узнаете:
- Почему в компанию может прийти налоговая проверка
- Откуда инспекторы берут информацию для проверки
- Виды налоговых проверок
- Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
- Что нужно запомнить о налоговых проверках
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Цель налогового контроля — проверить все ли налоги начислены и уплачены. Проверки — основные инструменты, с помощью которых изучают деятельность компании или предпринимателя. Инспекторы обращают особое внимание на выбор контрагентов, ведение учета и отчетности, экономические характеристики хозяйственных операций, своевременность и полноту перечисления налогов и сборов.
Налоговое законодательство делит все проверки на выездные и камеральные.
Камеральной (документарной) проверке подвергаются все расчеты и декларации, которые налогоплательщики сдают в ФНС. Цель контроля — проверить цифры в отчетности на арифметические и логические ошибки, выявить, правильно и законно ли применили налоговые ставки. Проверка проводится в инспекции по месту сдачи отчетности. Проверяется каждая сданная декларация или расчет. Участие налогоплательщика не нужно, рассматриваются только предоставленные им документы.
В ходе камеральной проверки данные отчетности вносят в информационную систему. Система анализирует показатели и проверяет контрольные соотношения. Так выявляют арифметические и логические ошибки, которые допустил налогоплательщик.
Далее цифры в декларации сравнивают с данными других налогоплательщиков в этой отрасли, чтобы выявить, насколько сильно они отклоняются от среднеотраслевых. Если ошибок и расхождений нет, камеральная проверка налоговой декларации или расчета успешно завершается.
Если обнаружатся неточности, погрешности или нарушения, инспектор направит требование предоставить дополнительные документы и пояснения.
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
После изучения ваших письменных возражений представителя компании пригласят на итоговое рассмотрение материалов проверки и утверждение акта. Это возможность еще раз обсудить с налоговиками правонарушения, которые вменяют компании.
На такой встрече всегда присутствует руководитель инспекции или его заместитель. Ваша задача убедить его, что инспекторы допускают ошибку и вы намерены оспаривать их выводы в судебном порядке.
В случаях, когда ваши доводы услышаны, после рассмотрения материалов могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК). Это означает, что налоговики готовы рассмотреть вашу позицию и еще раз изучить спорные моменты. Часто после ДМНК в большинстве случаев часть налоговых претензий снимается и размер доначислений и штрафов уменьшается.
Например, в акте проверки указали, что руководитель компании-контрагента является «массовым руководителем», вменили несоблюдение правил должной осмотрительности (из-за работы с недобросовестными партнерами, которые нарушают налоговое законодательство) и сняли вычеты НДС, уплаченный по сделкам с этой компанией. После получения списка фирм и его подробного изучения выяснилось, что из 12 фирм, в которых директор контрагента был руководителем, девять закрылись еще до 2009 года, а три успешно работают, имеют сайты, активы и реальную деятельность. Налоговики подошли формально и не разобрались в деталях. После подачи возражений претензии ФНС в этой части были сняты в акте ДМНК.
Все дополнительные мероприятия тоже завершаются актом. В течение 15 дней на него можно подать письменные возражения. В дальнейшем свое несогласие с выводами проверки можно оспорить только в арбитражном суде.
Правомерно ли налоговый орган в уведомлении о вызове налогоплательщика запрашивает пояснения по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 г.:
- пояснения с анализом причин образования убытка,
- расшифровки активов организации,
- расшифровки сумм по всем строкам декларации по налогу на прибыль в разрезе контрагентов (ИНН, номера и даты договоров, суммы, наименование документов, расчетов, акты сверок),
- дебиторскую задолженность,
- расшифровку внереализационных расходов по контрагентам (ИНН, договора, в т.ч. по займам, первичные документы, подтверждающие получение займа),
- налоговые регистры по начисленной амортизации.
Информацию необходимо представить в течение 5 дней в письменном виде по ТКС, без личного присутствия налогоплательщика.
Возможна ли ответственность в случае непредставления пояснений в ответ на уведомление о вызове налогоплательщика?
\n\n
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
\n\n
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
\n\n
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
\n\n
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
\n\n
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
\n\n\n
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Как избежать штрафа и требований от налоговой из-за уточненной декларации
\n\n
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке
Принимая решение по выездной проверке без учета поданной уже после завершения контрольных мероприятий уточненной налоговой декларации, налоговый орган лишает налогоплательщиков части прав. Суды эти права не восстанавливают, ссылаясь на позицию ВАС РФ.
Через два года после объединения высших судов градус дискуссии, развернувшейся вокруг упразднения ВАС РФ, стал значительно ниже. Юридическое сообщество постепенно свыклось с мыслью о единой судебной инстанции, тем более что слияние не привело к революционным преобразованиям в сфере экономического правосудия. Верховный Суд РФ не спешит менять сложившуюся практику разрешения налоговых споров, хотя оправданность некоторых сформированных Высшим Арбитражным Судом РФ правовых позиций вызывает вопросы.
К одной из таких позиций можно отнести выводы ВАС РФ о том, как должен поступить налоговый орган, если налогоплательщик подал уточненную декларацию после завершения выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. Свою точку зрения Президиум ВАС РФ сформулировал в Постановлении по делу ООО «Дирол Кэдбери»1. Это решение предопределило практику нижестоящих судов по аналогичным спорам.
Уточненка во время проверки: быть или не быть?
В подобных случаях налоговый орган вправе пойти по одному из трех возможных путей:
— на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ проверить правильность данных, приведенных в уточненной декларации (назначить дополнительные мероприятия налогового контроля), и после их проверки принять решение по выездной проверке с учетом оценки показателей уточненной налоговой декларации (с учетом оценки правомерности переноса налогоплательщиком убытков прошлых лет, заявления новых расходов, вычетов и пр.);
— принять решение по результатам выездной проверки с учетом показателей уточненной налоговой декларации без их дополнительной проверки (например, если приведенные в уточненной декларации данные ранее уже были проверены налоговым органом в ходе иных контрольных мероприятий);
— принять решение по результатам выездной налоговой проверки с учетом показателей уточненной декларации без их дополнительной проверки и назначить повторную выездную (либо камеральную) проверку уточненных сведений по основанию, предусмотренному абзацем шестым пункта 10 статьи 89 либо пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
Любой из предложенных вариантов не приведет к ограничению прав налогоплательщика на представление уточненной декларации и перенос убытков прошлых лет, заявление новых расходов и пр., а также исключит необоснованное привлечение хозяйствующего субъекта к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, это не лишит государство возможности обеспечить свои фискальные интересы, если уточненная декларация будет подана безосновательно.
ВC РФ необходимо скорректировать правовую позицию, сформулированную в Постановлении, поскольку допущенная Президиумом ВАС РФ ошибка и сейчас воспроизводится налоговыми органами и судами. А это приводит к лишению налогоплательщиков части фундаментальных прав, предусмотренных НК РФ. Есть также все основания полагать, что Постановление будет и далее крайне отрицательно сказываться на налогоплательщиках и на развитии налогового права в России.
1 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 по делу № А44-23/2009 (далее – Постановление Президиума ВАС РФ, Постановление).
2 См.: п. 6 ст. 101 НК РФ.
3 См.: постановления 16 ААС от 17.12.2010 по делу № А77-1750/2009; ФАС СКО от 01.04.2011 по делу № А77-1750/2009; Определение ВАС РФ от 12.05.2011 по делу № А77-1750/2009.
4 См.: Решение АС Новосибирской области от 06.05.2015 по делу № А45-2615/2014; постановления 7 ААС от 31.07.2015 по делу № А45-2615/2014; АС ЗСО от 10.11.2015 по делу № А45-2615/2014; Определение ВС РФ от 29.02.2016 № 304-КГ15-20161.
5 См.: Решение АС г. Москвы от 26.07.2013 по делу № А40-39161/2013; Постановление 9 ААС от 14.01.2014 по делу № А40-39161/2013.
Можно ли во время налоговой проверки подать уточненку с налогом к доплате или к возврату из бюджета? Какие правовые последствия будут у таких действий? С такими вопросами нередко обращаются читатели. Запрета на представление уточненных деклараций во время любой налоговой проверки нет. Более того, о действиях налоговиков в случае подачи уточненки в ходе камеральной проверки говорится в законе . Но есть нюансы, которые нужно учитывать, чтобы использовать уточнение налоговых обязательств во благо, а не во вред компании. Ведь подача уточненной декларации на разных этапах камеральной или выездной проверки влечет разные последствия. Мы расскажем о тонкостях подачи уточненок с увеличенной суммой налога:
- до получения акта камеральной проверки первоначальной декларации;
- после вручения этого акта, но до вынесения решения по результатам камералки;
- во время проведения выездной налоговой проверки (ВНП), то есть до составления справки о проведенной ВНП ;
- до или после вручения акта ВНП, но до вынесения решения по проверке.
А также расскажем об опасностях, которые подстерегают плательщика, решившего подать уточненку с суммой налога меньшей, чем была заявлена в первоначальной декларации.
Пункт 9.1 ст. 88 НК РФ.
Пункт 8 ст. 89 НК РФ.
Как известно, компания должна подать уточненку при обнаружении в декларации ошибок, если из-за них была занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и вправе (то есть может, но не обязана) сделать это, если сумма налога была завышена .
Внимание! Уточненка сдается по той же форме, что и первоначальная декларация .
При подаче уточненки с увеличенной суммой налога с вас могут взыскать штраф в размере 20% от суммы налога . Вопрос, от какой именно суммы? Штраф касается только не исчисленной в установленный срок суммы налога. То есть даже если вы еще не заплатили налог по первоначальной декларации и подали уточненку на увеличение после истечения срока уплаты налога, оштрафовать вас могут только на 20% от разницы между суммой налога, исчисленной в уточненке, и суммой налога по первоначальной декларации .
Чтобы избежать штрафа, нужно :
- сдать декларацию до того, как вы узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вашей компании назначена ВНП за период, в котором допущено занижение налога;
- заплатить заниженную сумму налога и соответствующие ей пени до подачи уточненной декларации. При добровольном погашении только суммы недоимки, без уплаты соответствующих ей сумм пеней, компанию не освободят от штрафа .
Также штрафа не будет, если вы сдаете уточненку после завершения ВНП, но ошибка, которую вы исправляете, в ходе проверки не выявлена.
Если ваша декларация не вызвала вопросов у налоговиков, то вас и не потревожат в течение 3 месяцев, отведенных на проведение камеральной проверки. И никакого акта по ее результатам составлено не будет . Если же вы получили требование о представлении пояснений , значит, по результатам проверки возможны доначисления.
Такое требование не означает, что вы обязательно должны подать уточненку. Если вы уверены в правильности показателей, отраженных в декларации, достаточно будет представить письменные пояснения. Однако если есть необходимость исправить показатели уже сданной в ИФНС декларации, другого способа, кроме подачи уточненки, просто нет. Поэтому, если, получив от инспекции запрос о представлении пояснений, вы увидите, что занизили налог, можете оперативно доплатить его и соответствующую сумму пеней и сдать уточненную декларацию.
Пункт 5 ст. 88 НК РФ; Письма ФНС России от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 (п. 1), от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. 2.6).
Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]
Есть ли смысл сдавать уточненку в ходе ВНП, принимая во внимание, что условия освобождения от штрафа заведомо не будут считаться выполненными ? Да, есть. Добровольная уплата заниженного налога и пеней до того, как проверяющие их посчитают и отразят в акте проверки, позволит вам претендовать на уменьшение размера штрафных санкций . Настаивать на снижении размера штрафа можно даже в том случае, если до подачи уточненной декларации вы заплатили только налог, а сумму пеней — уже после представления уточненки .
(!) Конечно, нет смысла подавать уточненку, чтобы исправить ошибку, уже зафиксированную в акте выездной проверки. Например, исключать какие-либо расходы, не принятые ревизорами. От штрафа и пеней это все равно не избавит. Вообще, по мнению налоговиков, после оформления акта плательщик может вносить только исправления, не связанные с нарушениями, выявленными проверкой .
(+) Тем не менее иногда и сами налоговики, и суд признают самостоятельное погашение недоимки и пеней и представление уточненных деклараций даже после вручения акта проверки смягчающими обстоятельствами. Так, в одном из споров налоговики уменьшили штраф за неуплату налога в два раза, учитывая самостоятельную корректировку компанией налоговых обязательств после окончания ВНП. Компания обратилась в суд с требованием отменить штраф полностью. Суд уменьшил сумму штрафа в пять раз . Отметим, что не стоит подавать уточненку, если вы намерены оспаривать нарушение по существу. Так, в рассматриваемом споре судьи расценили подачу уточненок и уплату доначисленных сумм как одно из доказательств совершения правонарушения в виде неполной уплаты налога в срок, установленный законодательством.
(!) Также не стоит сдавать уточненку с увеличенной суммой налога, не связанной с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Ведь выездная проверка закроет этот период, то есть проверить его снова налоговики смогут лишь при проведении повторной ВНП. А это случается не часто.
Вывод
Уплата налога и пеней уже после получения акта ВНП может послужить основанием для уменьшения размера штрафа. Здесь имеет смысл учитывать арбитражную практику, сложившуюся в вашем регионе.
Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. 3.8), от 21.11.2012 N АС-4-2/[email protected]
Постановление АС ЦО от 27.08.2015 N Ф10-2516/2015.
Проверки уточненных деклараций по НДС с суммами налога, заявленными к возмещению из бюджета , имеют свои особенности:
- даже если декларация представлена во время ВНП, проверяться она должна в ходе камеральной проверки . То есть данные этой декларации инспекция не будет учитывать при подведении итогов выездной проверки. Но если в ходе выездной проверки будет установлена необоснованность возмещения, сумма НДС, в отношении которой было вынесено такое решение, безусловно, будет скорректирована. Кстати, в такой ситуации довод о том, что в возмещении/возврате НДС виноват налоговый орган, не избавит от штрафа за неуплату налога ;
- если уточненка по НДС подается после окончания камеральной проверки, пусть даже до составления акта, проверка не прекращается. Так считают налоговики. Суды такую точку зрения поддерживают . В то же время есть судебные решения, где говорится о том, что инспекция не вправе выносить решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС, если компания успела до этого подать уточненную декларацию ;
- если до вручения акта по камеральной проверке первоначальной декларации вы сдадите уточненку, где также заявлен налог к возмещению, то акт все равно будет составлен по результатам проверки первоначальной отчетности. Если при этом в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, инспекция, даже при отсутствии претензий по камеральной проверке первоначальной декларации, возместит налог в сумме, не большей, чем указана в уточненке .
Статьи 176, 176.1 НК РФ.
Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. 3.5).
Постановление ФАС ВВО от 14.07.2014 N А17-4028/2013.
Постановление АС ДВО от 07.11.2014 N Ф03-4545/2014.
Постановление ФАС ЗСО от 16.08.2013 N А70-9253/2012.
Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. п. 3.7, 3.8).
Если на дату окончания срока уплаты налога по нему числится переплата, равная сумме недоимки, возникшей в результате подачи уточненной декларации, или превышающая ее, ни о каком штрафе речи быть не может. Ведь бюджет не понес никаких потерь в результате занижения вами налога. Конечно, при условии, что на момент вынесения итогового решения по проверке ИФНС не зачла эту переплату в счет иных ваших долгов .
Правда, часто отстоять свое право не платить штраф в такой ситуации компаниям удается только через суд . Например, в суде приходится доказывать, что штрафа не должно быть, даже если в отдельные периоды между датой истечения срока уплаты налога и датой вынесения решения по проверке у налогоплательщика возникала недоимка. Закон не предусматривает, что переплата должна сохраняться в течение всего времени между датой истечения срока уплаты налога и датой вынесения решения по проверке, главное, чтобы она имелась на эти даты . А при расчете переплаты на дату вынесения решения, разумеется, учитываются все перечисления по налогу, а не только суммы, уплаченные непосредственно за период, по которому впоследствии было установлено занижение налога .
Известны и случаи, когда судьи признавали штраф неправомерным, даже если у компании имелась переплата по другим налогам. Ведь зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) . Поэтому, например, при наличии переплаты по НДС не должно быть штрафа за недоплату налога на прибыль .
Примечание
Написать комментарий
Повторная выездная проверка при подаче уточненки
Согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Налогового кодекса РФ дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей.
Руководствуясь данными нормами, Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях пришел к выводу о том, что по смыслу статьи 89 Налогового кодекса РФ налоговый орган, доначислив по результатам выездной налоговой проверки прямые налоги, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 по заявлению ЗАО «Обьнефтегеология» и от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015 по заявлению АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»).
В Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 по заявлению ГБУ города Москвы «Жилищник района Хорошево-Мневники» Верховный Суд Российской Федерации, отменяя постановление окружного суда, указал, что при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входящего» налога на добавленную стоимость в расходах по налогу на прибыль организаций, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль организаций будет сделано без учета обязательств по налогу на добавленную стоимость.
В Постановлении от 06.07.2010 № 17152/09 по делу № А29-5718/2008 по заявлению ОАО «Молочный завод «Сыктывкарский» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указывает, что на сумму доначисленного единого социального налога, в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ инспекция была обязана уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017).
В рамках дела № А78-7409/2013 по заявлению ОАО «Силикатный завод» рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль организаций доначисленных сумм по налогу на добычу полезных ископаемых. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа.
Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму начисленного налога на добычу полезных ископаемых в проверяемом периоде (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2014 № 302-КГ14-2143).
Судами также отклоняются доводы налоговых органов о том, что налогоплательщики не лишены права уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль с учетом доначисленных сумм единого социального налога путем самостоятельной корректировки начислений по налогу на прибыль и подачи уточненных деклараций, со ссылкой на то, что целью проведения выездной налоговой проверки является, в том числе, установление действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2011 № ВАС-4100/11 по делу № А76-39977/2009-41-862/169 по заявлению ООО «Урал-Агро-Торг»).
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 по заявлению ООО «ФК Пульс» судом указано, что результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу пункта 4 статьи 89
Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.
По смыслу пункта 3 статьи 100 и пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки налоговым органом должны быть определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов налоговый орган должен учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.
Согласно выводам, сделанным в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу № А79-10989/2015 по заявлению ООО «Производственная Фирма «Стандарт» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 № 301-КГ17-14742 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.
Таким образом, уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, а также возражения и дополнительно полученные, как от налогоплательщика, так и в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, документы могут являться информацией о действительных обязательствах налогоплательщика.
При этом Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013 по заявлению ИП Гавриша А.М. признала правомерными действия налогового органа по реализации права на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций.
В указанном определении отмечено, что при предоставлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной налоговой проверки в части уточненных данных.
Вместе с тем в соответствии с приведенными нормами права налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки, сохраняя при этом свое право на последующую реализацию возможности осуществления в отношении таких деклараций соответствующих мероприятий налогового контроля.
Например, в рамках дела № А56-24148/2017 по заявлению АО «Алтайвагон» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2018 № 307-КГ18-3827 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации) судами установлено, что общество после проведения выездной налоговой проверки, но до принятия по ней решения, представило уточненные налоговые декларации, в которые была включена сумма внереализационных расходов, ранее не отражавшихся в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.
На основании данного обстоятельства суды пришли к выводу, что в ходе выездной налоговой проверки инспекция не имела возможности проверить правильность вновь заявленных расходов.
Представленная уточненная декларация, в которой была скорректирована сумма внереализационных расходов и сложилась переплата по налогу на прибыль организаций за 2013 год в размере, превышающем сумму выявленной за этот же период недоимки, отклонен, поскольку показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально, тогда как на момент вынесения инспекцией решения по выездной налоговой проверке камеральная проверка уточненной налоговой декларации не была завершена.
Учитывая данные обстоятельства суды указали, что внереализационные расходы, заявленные в уточненной налоговой декларации, представленной после проведения выездной налоговой проверки, не могли участвовать при формировании налоговых обязательств, установленных по налогу на прибыль организаций в ходе выездной налоговой проверки. Данные расходы не могут учитываться в качестве переплаты по налогу, влияющей на сумму налога, начисленного по результатам выездной налоговой проверки, до окончания камеральной налоговой проверки, результаты которой на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовали.
Таким образом, в случае подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право, как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ) и учет показателей уточненных налоговых деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика, на основании абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган также вправе проверить уточненные налоговые декларации исключительно в рамках камеральных налоговых проверок.
Согласно общим правилам сдача уточненных налоговых деклараций должна осуществляться за те временные периоды, где были допущены ошибки, в результате которых налоговая база исказилась.
При невозможности определения периодов следует произвести корректировку обязательств в том периоде, когда ошибка была обнаружена. Также необходимо корректировать эти обязательства в случае возникновения переплат по налогу, если виной тому указанная ошибка.
В уточненной декларации изменения должны отражаться в полном объеме. Поэтому необходимо внести в нее новые данные, а не только разницу между предыдущим и текущим налоговыми документами. Об этом говорится в пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета для составления уточненной отчетности по транспортному налогу:
В ноябре 2014 года одна московская фирма купила у гражданина Петрова А.А. грузовой автомобиль (мощность двигателя – 155 л.с.). Выпущено указанное транспортное средство менее 5 лет назад. Налоговая ставка – 38 рублей за 1 л.с. Зарегистрирован автомобиль в декабре 2014 года.
В январе следующего года в налог. орган была представлена декларация по транспортному налогу. Был учтен коэффициент использования. Он определяется исходя из количества месяцев владения организацией этим автомобилем, а именно 2 месяца.
Расчет будет выглядеть следующим образом:
155 л.с. * 38 рублей * 2 месяца / 12 месяцев = 982 рубля.
Повторная выездная налоговая проверка
Правильность принятия решения первой и апелляционной инстанций подтвердил в своем Определении Верховный Суд РФ, поставив точку в споре.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения о назначении повторной выездной проверки за пределами трехлетнего срока, указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки — 29.12.2012, в связи с чем спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока.
Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой.
Следует обратить внимание на то, что предметом повторной проверки, назначенной из-за представления вышеуказанной уточненной декларации, являются только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе такой проверки не могут быть повторно исследованы данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 8163/09 Налоговый орган, определив размер налоговой обязанности общества по результатам первоначальной проверки с учетом скорректированных показателей уточненной декларации, был вправе в последующем назначить проведение повторной проверки уточненных сведений).
Примечание: с хронологией рассмотренного спора можно ознакомиться по следующим документам:
— Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2014 года по делу № А40-54040/2013
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N 09АП-21821/14 (ключевые темы: выездная налоговая проверка — уточненная налоговая декларация — порядок проведения проверок — подакцизные товары — табачные изделия);
— Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2015 г. N 305-КГ15-606 (ключевые темы: уточненная налоговая декларация — выездная налоговая проверка — экономические споры — акцизы — проверка).
-
Бизнес
-
Банки
-
ИП
-
система Платон
-
-
Бухгалтерский учет и отчетность
-
ККТ
-
Бухгалтерская отчетность
-
КБК
-
-
Кадры
-
Выплаты персоналу
-
Больничный лист
-
Декретный отпуск
-
Отпуск
-
-
Налоги
-
УСН
-
ЕНВД
-
ПСН
-
НДС
-
Страховые взносы ФСС
-
НДФЛ
-
Страховые взносы ПФР
-
6-НДФЛ
-
Проверки
-
-
Право
-
Штрафы
-
Все рубрики
Подача уточненки после направления требования ИФНС о пояснениях не влечет штраф
Налоговые проверки / 10:10 28 марта 2018
Подавать уточненную декларацию обязательно, если допущенные ошибки в первоначальном отчете привели к занижению или неуплате налога. Исправить сведения в налоговой отчетности нужно, если:
- в первичном варианте сведения были неполными или неточными, что привело к уплате налога в меньшем размере, и вы обнаружили это самостоятельно;
- инспекция выявила ошибки и прислала требование об исправлении показателей и представлении пояснений.
Уточненка по налогу на прибыль подается в следующих случаях:
- неточность в показателях за предыдущий период привела к занижению расходов и переплате, но в текущем периоде вы получили убыток;
- обнаружена ошибка в расчете налоговой базы в «убыточной» декларации по налогу на прибыль. В дополнение необходимо предоставить уточненку за предыдущий период с указанными в ней увеличенными расходами;
- в случае пересчета налоговой базы по причине снижения стоимости некачественного товара или услуг. Уточненные декларации нужно подать за периоды, в которых были учтены расходы на их приобретение.
Уточненка по НДС, кроме случаев обнаружения недочетов в первичной отчетности налогоплательщиком или ИФНС, подается, если не успели собрать в установленный срок полный пакет подтверждающих документов по операциям, которые облагаются по нулевой ставке НДС.
Если ошибки в данных не привели к неуплате или уменьшению суммы платежа, сдавать уточненку необязательно, но вы имеете на это право. Например, когда самостоятельно обнаружили неверные сведения, которые не повлияли на размер уплаченного сбора, или если их выявила ФНС.
Если допущенные недочеты стали причиной переплаты, излишние деньги можно зачесть или вернуть. Возможность доступна в течение трех лет со дня переплаты. Предварительно следует подать уточненную декларацию, по которой будет проведена камеральная проверка.
Стоит учитывать, что подача скорректированного отчета может вызвать проведение налоговой проверки по исправленному периоду, даже если он закончился более трех лет тому назад. До того, как отправлять уточненку, выплатите недоимку и пени по налогам – это поможет избежать штрафа.
Уточненная декларация заполняется по той же форме, что и первичная, но на титульном листе указывается код корректировки. Отправлять документ нужно в отделение ФНС, в котором стоите на учете.
Уточненная декларация — 2021: помощница или мина замедленного действия?
Подавать исправленную отчетность можно и во время камерального или выездного налогового контроля. Но в зависимости от момента сдачи уточненки ИФНС по-разному ее проверяет и выносит разные решения.
Возможные негативные последствия уточненной декларации:
- выездная проверка налоговиков по исправленному периоду;
- повторная выездная инспекция, если уточненка уменьшает налог или увеличивает сумму убытков;
- возврат в бюджет возмещенного НДС + уплата процентов.
Как только получена уточненная отчетность, инспекторы прекратят проверку первичной и возьмутся за исправленную. Даже если в первом отчете обнаружены несовпадения и нарушения, акты составлять не будут. Но его данные используют для тщательного разбора уточненного документа. Результаты новой «камералки» предоставят через 2 месяца с момента получения уточненки.
Если успели подать скорректированную декларацию до составления акта, инспекторы могут не составлять акт первичной ревизии, а провести новую по уточненке. Правило не распространяется на декларации на возмещение НДС и акциза.
Если уточненка уменьшает уже уплаченную сумму сбора, разницу можно зачесть или вернуть. Если же она увеличивает платеж, то результат зависит от времени подачи:
- до окончания срока отправки отчетности: нужно будет доплатить налог, но штраф за неуплату не назначат;
- после истечения срока на подачу, но до наступления срока уплаты налога: нужно доплатить налог. Штрафа за неуплату не будет, если ошибку обнаружили сами раньше инспекции или до начала ее выездного аудита;
- после истечения сроков предоставления отчетов и уплаты налога: при обнаружении ошибки раньше налоговиков ответственности можно избежать. Но до отправки уточненки необходимо уплатить долг и пени.
Уточненная декларация может инициировать выездную проверку за корректируемый период.
В отличие от камеральной, ход выездной инспекции поданная уточненная декларация не меняет: ее доведут до конца, составят акт и вынесут решение. Уточненку проверят камерально, в том числе декларации по НДС и акцизу на возмещение налога. В рамках выезда проверяют уточненные отчеты по тому налогу и периоду, по которым проводится ревизия.
Если исправленная отчетность уменьшает налоговый платеж, можно оформить зачет или возврат переплаты, но она же может спровоцировать повторную выездную проверку. При увеличении размера платежа, придется доплатить его и пени. Также могут привлечь к ответственности за неуплату.
НК РФ не содержит рекомендаций на случай предоставления уточненки после составления акта выездной проверки и до вынесения решения по нему. То есть контролирующие органы сами решают, как рассматривать такие декларации: камерально или на выезде.
Если уточненный отчет подан после вручения акта и до вынесения решения по итогам камерального или выездного контроля, ИФНС все равно обязана вынести решение по первичной проверке, не учитывая измененные данные, и может провести повторный выезд для сверки уточненных сведений. Данные уточненки учтут, только если они документально подтверждены и проверены налоговой. Если получена уточненная декларация на возмещение НДС или акциза, инспекторы рассмотрят ее камерально.
При подаче уточненки после принятия решения по результатам инспектирования, проверяющие в рамках камеральной проверки должны потребовать пояснения по несоответствиям и противоречиям в документах. Если уточненный отчет снижает налог, пояснения должны обосновывать изменения соответствующих показателей.
За неуплату или несвоевременную уплату налогового сбора предусматривается ответственность и штраф. При истечении сроков на предоставление декларации и на уплату налога ответственности можно избежать при выполнении двух условий:
- уточненку сдали раньше, чем налоговики обнаружили недочеты и назначили проверку;
- до ее отправки недостающую сумму и пени доплатили.
Также взыскания не будет, если на дату сдачи скорректированной отчетности есть переплата по этому налогу, сумма которой больше необходимой к доплате.
Дата размещения статьи: 15.10.2016
Подача уточненной декларации в то время, как налоговики уже назначили выездную налоговую проверку, от штрафа за занижение налоговой базы, если таковое имело место быть, конечно, уже не спасет. Однако в подобных ситуациях подача «уточненки» и добровольное погашение налоговой недоимки может быть признано смягчающим обстоятельством. Тем самым размер штрафных санкций может быть уменьшен не менее чем в два раза. Однако не менее важным является и вопрос, будут ли учтены данные «уточненки», если таковая была подана уже после составления акта по проверке, но до вынесения решения по ней.
«Уточненный» контроль
Очевидное и вероятное
Вам же лучше