Списание автомобиля в бюджетной организации в 2021 году в 1с 8

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание автомобиля в бюджетной организации в 2021 году в 1с 8». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

По окончании всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

В каждом ведомстве устанавливается свой порядок согласования. Например, федеральные учреждения, подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Согласно этому документу для рассмотрения вопроса о возможности согласования решения о списании федерального имущества подведомственная организация представляет в Минобрнауки следующие документы на электронном и бумажном носителях:

1) сопроводительное письмо о согласовании решения о списании федерального имущества;

2) заключение организации о возможности списания федерального имущества с учетом прогноза влияния списания федерального имущества на дальнейшую деятельность организации;

3) перечень объектов федерального имущества организации, решение о списании которых подлежит согласованию;

4) инвентарную карточку учета основного средства, решение о списании которого подлежит согласованию;

5) выписку из реестра федерального имущества в отношении федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию;

6) копию решения организации о создании комиссии по подготовке и принятию решений о списании федерального имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации;

7) копию протокола заседания комиссии организации;

8) оформленный комиссией организации акт о списании федерального имущества;

9) подписанные фотографии федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию, с указанием даты съемки.

В случае списания автотранспортного средства также представляются копии:

  • технического паспорта автотранспортного средства;

  • свидетельства о регистрации автотранспортного средства;

  • документа о прохождении последнего техосмотра автотранспортного средства;

  • заключения о техническом состоянии автотранспортного средства, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате организации – копия заключения, выданного лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации (за исключением оформляемого комиссией организации акта о списании) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. Министерство рассматривает их и принимает решение о согласовании списания имущества учреждения либо дает отказ. В случае принятия положительного решения о согласовании руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании федерального имущества, а также документы, подтверждающие утилизацию списанного федерального имущества.

Списание и утилизация автомобиля

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании транспортного средства, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, которые следует представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Росимущество, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

* * *

При принятии решения о списании и утилизации пришедших в негодность транспортных средств федеральным казенным учреждениям необходимо руководствоваться Положением № 834, а также разработанными в соответствии с ним ведомственными порядками.

Оформленный комиссией учреждения акт о списании автомобиля может быть утвержден только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До утверждения акта реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), не допускается.

Выбывший из эксплуатации автомобиль (списанный с баланса) подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

Запчасти, металлолом, оставшиеся в распоряжении учреждения в результате разборки списанного автомобиля, принимаются к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000). Доходы от реализации металлолома зачисляются в доход бюджета.

После утилизации автомобиль снимается с государственного учета, а сведения по нему передаются в Росимущество.

В 2021 году действуют сразу два нормативно-правовых акта по учету основных средств:

  • еще можно последний год применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);
  • уже можно перейти на новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).

Оба документа предусматривают упрощенный учет малоценных основных средств. Но общий подход к упрощению учета за прошедшие годы серьезно изменился.

Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 говорится, что активы, отвечающие всем признакам основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

А согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.

Первое, на что обращаем внимание, — разный порядок учета малоценных основных средств. Прежний стандарт (ПБУ 6/01) предлагает нам учитывать такие объекты в составе МПЗ. Новый ФСБУ 6/2020 — сразу отражать в расходах.

Следующий важный момент — способ определения, какие основные средства достойны инвентарного номера, а какие — нет.

Применяя ПБУ 6/01, бухгалтер устанавливает границу стоимости ОС, и все, что оказывается меньше этой границы, учитывается как МПЗ. В ПБУ 6/01 также определен максимальный размер этой границы — 40 тыс. руб. Получается, что, например, ноутбук за 39 тыс. руб. — это не основное средство, а почти точно такой же ноутбук за 41 тыс. руб. — уже основное средство.

В новом ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах. В то же время введено требование, что лимит устанавливается с учетом существенности.

Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:

  • «Учетная политика организации должна обеспечивать… рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации» (п. 6 ПБУ 1/2008);
  • «В той степени, в которой применение учетной политики… приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности, организация вправе выбирать способ бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности… Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно…» (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Получается, что с учетом понятия существенности и требования рациональности классификация материальных объектов в бухгалтерском учете может выглядеть следующим образом (п. 7.4 ПБУ 1/08, п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 6/2020):

  1. Несущественные объекты, независимо от срока использования, — это материалы и малоценные основные средства, которые списываются на расходы в момент приобретения.
  2. Запасы — существенные объекты, используемые менее 12 месяцев. Материалы со сроком службы до года учитываются на счете 10 «Материалы» и списываются на расходы при передаче в производство в том же порядке, как и прежде.
  3. Основные средства — настоящие, имеющие уникальный инвентарный номер. Это существенные объекты со сроком службы более 12 месяцев, которые сначала поступают на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем вводятся в эксплуатацию. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации.

И тут настало время ввести понятие «Малоценное оборудование и запасы» — так мы будем называть объекты, признанные несущественными в бухгалтерском учете.

Что может попадать в эту категорию? Большинство из того, что ранее было спецодеждой и спецоснасткой, а также мебель, оргтехника, компьютеры, электроинструмент, огнетушители и пр.

Как правило, такие объекты требуют дополнительного контроля, то есть оперативного учета — кому, когда и сколько выдали (п. 8 ФСБУ 5/2019, п. 5 ПБУ 6/01, п. 5 ФСБУ 6/2020).

Рассмотрим особенности учета малоценного оборудования и запасов.

До сих пор мы анализировали только требования бухгалтерского учета, где такой объект списывается на расходы при приобретении.

Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.

Есть еще складской учет, согласно которому инструмент до выдачи сотруднику лежит на складе вместе с другими материалами.

Так что упростить учет малоценных объектов не так-то просто. Пользователи программ 1С уже сталкивались с разным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете, но в данном случае речь идет не об абстрактных расходах, а о конкретном предмете, который по-прежнему лежит на складе. А складской учет по своей сути всегда единый — сумма может отличаться в бухгалтерском или налоговом учете, но количество должно быть общее.

Для обособленного учета малоценного оборудования и запасов (объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете) в План счетов «1С:Бухгалтерии 8» было решено добавить отдельный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы» и открыть к нему субсчета:

  • 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» (активный счет). На этом счете отражается вся информация по поступившему малоценному объекту — количество, бухгалтерская и налоговая стоимость;
  • 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» (пассивный счет). На этом счете отражаются расходы на малоценные объекты, при этом количественный учет отсутствует. Счет 10.21.2 выполняет функцию регулирующего счета по аналогии со счетом 02 «Амортизация основных средств».

При поступлении малоценного оборудования и запасов, учтенных на счете 10.21.1, в бухгалтерском учете их стоимость сразу же списывается на расходы, но в корреспонденции с регулирующим счетом 10.21.2. Таким образом, на основном счете 10.21.1 мы видим бухгалтерскую, налоговую стоимость и количество объектов на складе, а на счете 10.21 — обобщенную информацию по этим объектам, которая используется при составлении бухгалтерской отчетности.

При передаче малоценного оборудования и запасов в эксплуатацию или при ином выбытии субсчета 10.21.1 и 10.21.2 автоматически закрываются между собой, а остаток списывается.

Вместе с новыми счетами в программе добавлен новый вид номенклатуры Малоценное оборудование и запасы. Если в документе поступления или в авансовом отчете указать номенклатурную позицию с видом Малоценное оборудование и запасы, то вместо счета учета для такого объекта будет выбираться счет и аналитика затрат, которые будут использованы для отражения расходов в бухгалтерском учете.

Предположим, наряду с другими товарами и материалами организация приобретает три «болгарки» стоимостью 60 тыс. руб. Эта стоимость признается несущественной для целей бухгалтерского учета и отчетности, поэтому «болгарки» учитываются в качестве малоценного оборудования и запасов (рис. 1). Остальные товары и материалы учитываются, как прежде, — приходуются на счета учета материальных ценностей.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8»

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

21 декабря 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (далее – Приказ № 256н). Он вносит изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и в Инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Часть изменений необходимо применять при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Другие изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.

Ушли в прошлое времена, когда все транспортные единицы числились в учете как основные средства, а в налоговые расходы включался строго ограниченный набор автотранспортных затрат.

Теперь у бухгалтера забот прибавилось ─ автомобили все чаще стали учитываться как товар, разнообразнее виды автострахования, более активно применяются лизинговые и арендные отношения. К путевым листам, техническому оснащению транспортных средств, а также организации труда и отдыха водителей сейчас предъявляют более жесткие требования.

Работники пересели с общественного и служебного транспорта на собственные авто, и такое использование личного имущества в производственных целях потребовало от работодателя решения целого комплекса задач, связанных с учетом расходов на выплату компенсаций и зарплатных налогов.

Да еще и коронавирус обострил проблемы с признанием расходов на такси для перевозки работников на работу и обратно. А в командировках теперь можно использовать услуги каршеринга, о котором в законодательных хитросплетениях напрямую не упоминается.

Уверены, что знаете об этом все и без труда справитесь с любыми автотранспортными расходами? Не спешите с ответом, загляните в следующий раздел.

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

ВАЖНО! Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н[1]).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражены расчеты по приобретению автошин…

…в безналичном порядке

1) без авансирования по контракту

1 302 34 830

1 304 05 340

0 302 34 830

0 201 11 610

0 302 34 000

0 201 11 000

2) при авансировании по контракту

1 206 34 560

1 302 34 830

1 304 05 340

1 206 34 660

0 206 34 560

0 302 34 830

0 201 11 610

0 206 34 660

0 206 34 000

0 302 34 000

0 201 11 000

0 206 34 000

…наличными деньгами

1 208 34 560

1 201 34 610

0 208 34 560

0 201 34 610

0 208 34 000

0 201 34 000

Сформирована фактическая стоимость автошин, приобретенных…

…у поставщика

1 106 34 340

1 302 хх 730

0 106 34 340

0 302 хх 730

0 106 34 000

0 302 хх 000

…через подотчетное лицо

1 106 34 340

1 208 хх 660

0 106 34 340

0 208 хх 660

В заключение сформулируем основные выводы:

  1. Особенности организации учета автошин должны быть прописаны во внутреннем локальном акте учреждения.
  2. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе объекта основных средств, а отдельно – как материальные запасы.
  3. При установке новых шин на автомобиль их стоимость списывается на расходы учреждения и одновременно для обеспечения контроля за их использованием отражается на забалансовом счете 09.
  4. Автошины, пришедшие в негодность (не подлежащие ремонту), должны быть оприходованы на баланс учреждения для дальнейшего списания в утиль. До утилизации их учет следует организовать на забалансовом счете 02.

____________________________________________________________ полное наименование учреждения

КАРТОЧКА
учета работы автомобильной шины № __________ (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) (нужное подчеркнуть)

Обозначение (размер) шины _________________________________

Модель шины _______________________________________________

Порядковый (заводской) номер ______________________________

Дата изготовления (неделя, год) ______________________________

Эксплуатационная норма пробега ____________________________

Завод-изготовитель новой шины или шиноремонтное

предприятие ________________________________________________

Ответственный за учет работы шины __________________________

Дата

Инвентарный номер автомобиля

Марка и модель автомобиля, его государственный номер

Показания спидометра при установке, тыс. км

Показания спидометра при снятии, тыс. км

Дата

Техническое состояние шины при установке

Причины снятия шины с эксплуатации

Подпись водителя

Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации (на восстановление, углубление рисунка протектора, рекламацию или в утиль)

установки шины

снятия шины

Председатель комиссии __________ _________ ________

(должность) (подпись) (Ф. И. О.)

Члены комиссии: __________ _________ ________


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если основные средства, учитываемые на забалансовом счете 21, прекращают эксплуатироваться и передаются иному правообладателю, их необходимо восстановить на балансовом счете. Операции по восстановлению отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами». Одновременно отражается уменьшение показателей по забалансовому счету 21. Это предусмотрено п. 23 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н).
Объекты восстанавливаются на балансе по стоимости, по которой они учитывались на счете 21. Напомним, что в соответствии с 373 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, имущество учитывается на забалансовом счете 21 либо в условной оценке: один объект, один рубль, либо по балансовой стоимости. Вариант учета имущества закрепляется в учетной политике.
Обратите внимание, что если имущество восстанавливается с забалансового счета 21 в целях реализации, объекты должны приниматься к учету по справедливой стоимости на счет 105 36 «Прочие материальные запасы». Инструкциями предусмотрены положения по восстановлению имущества на балансовых счетах в целях реализации в отношении забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении». Проводка по восстановлению на балансе имущества со счета 21 в целях его реализации не предусмотрена. Поэтому проводки рекомендуется согласовать с учредителем (ГРБС), фин. органом.
Безвозмездная передача основных средств отражается в соответствии с п. 10 Инструкции № 162н, п. 12 Инструкции № 174н, п. 12 Инструкции № 183н в корреспонденции со счетами:
• 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»;
• 04012028Х «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям»;
• 04012025Х «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам».

Пример. Бюджетным учреждением в 2019 году за счет КФО 4 приобретен принтер стоимостью 5 990,00 руб. Объект принят к учету на счет 101 34 и при вводе в эксплуатацию списан на забалансовый счет 21. Согласно учетной политике бюджетного учреждения имущество учитывается на счете 21 по первоначальной (балансовой) стоимости.
В 2021 году учреждением принято решение передать принтер другому учреждению бюджетной сферы. В учете отражено восстановление объекта на балансовом счете и его передача:
Уменьшение забалансового счета 21 — принтер выбыл с забалансового учета на сумму 5 990,00 руб.
Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 172 — принтер принят к балансовому учету на сумму 5 990,00 руб.
Дебет 4 401 20 281 Кредит 4 101 34 410 — принтер передан другому учреждению бюджетной сферы на сумму 5 990,00 руб.

Для восстановления на балансе основных средств, учитываемых на забалансовом счете 21, применяется документ Списание объектов ОС, НМА, НПА с видом списания Списание собственных ОС в опер. учете (21) и включенным флагом: Восстановить на балансе. При установке флага Восстановить на балансе появляется закладка Восстановление на балансе.

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Таким образом, с одной стороны, 1 января 2021 малоценные основные средств и спецодежду (спецоснастку) со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев вы можете учитывать в составе ОС и начислять на них амортизацию (п. 3 ФСБУ 5/2019). Об этом нужно прописать в учетной политике.

С другой стороны, все действующие в 2021 году бухгалтерские нормативные документы разрешают сразу учитывать такие активы в расходах (при организации их забалансового учета) (п. 5 ПБУ 6/01, ПБУ 1/2008, п. 5 ФСБУ 6/2020).

Поэтому Минфин выпустил весьма полезное письмо, которое позволяет преодолеть возникшую в 2021 году нестыковку с малоценкой.

Чиновники разрешили активы со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей), отражать в бухгалтерском учете в составе МПЗ так же, как и ранее, до вступления в действие ФСБУ 5/2019.

Такой вывод сделал Минфин в письме № 07-01-09/14384 на основании абзаца 4 пункта 4 ПБУ 6/01.

Организации, которые применяют ФСБУ 6/2020 с 2021 года, воспользоваться данной рекомендацией Минфина не могут, указали чиновники. Для них вариантов учета два:

  • учитывать такие активы в составе основных средств;
  • затраты на приобретение таких активов признавать в расходах того периода, когда они понесены (п. 5 ФСБУ 6/2020).

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

  1. Об основаниях для списания имущества.

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Иными словами, средства от реализации имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от источников его приобретения должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

С введением в 2021 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.

Поток новаций лишил бухгалтеров уверенности в правильности своих действий и заставил искать подводные камни даже там, где, казалось бы, все давно изучено. Есть ли изменения в учете ГСМ в 2021 году, расскажем в статье.

Варианты оплаты ГСМ. Их всего два: за наличный расчет либо безналичным образом. Снятие ТС с баланса производится при наличии следующих обстоятельств: значительная поломка, передача в другую структуру, недостача, продажа.

Все подготовленные документы по списанию основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета.

Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать. Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов: Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета.

К этому протоколу будут приложены оба акта о состоянии и инвентаризации в одном экземпляре, подписанные комиссией.

А еще лучше для Вас будет спросить в комментах у постоянных читателей/посетителей, которые раньше уже решили данный вопрос и возможно знают иные пути решения вопроса или проблемы.

В каждом ведомстве устанавливается свой порядок согласования. Например, федеральные учреждения, подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676.

Если министерство, ведомство, органы местной власти не выдвигают подобных требований, решение принимает председатель комиссии. Экспертом не может быть работник организации, в чьем подотчете находятся ОС. Если привлекаются специалисты из сторонних организаций на возмездной основе, составляется договор, и оплата проводится по КВР 244, КОСГУ 226.

Вы создаете комиссию (если это не техника), пишете акт о состоянии имущества, если техника (акт от учреждения о состоянии имущества имеющего лицензию) и непригодности к ремонту и использованию и подписываете акт. Отправляете акт в головное отделение. Они решают как списать, когда списать. Головное отделение по решению принятому даст вам приказ о списании, вы произведете операцию списания в 1с.

Кроме того, в состав комиссии могут входить главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом.

Решение о невозможности дальнейшего использования машины принимается специальной комиссией. Обычно такой орган состоит из руководителя, глав. буха и лиц, ответственных за эксплуатацию автомобильного парка. Начать процедуру списания может руководитель либо другое ответственное лицо, после регистрации специальной записки.

Как правильно организовать учет автошин?

Оформленный комиссией учреждения акт о списании автомобиля может быть утвержден только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

После того как уполномоченный госорган издал приказ о списании авто и определил порядок его выбытия из учета, материально-ответственное лицо обязано снять пригодные детали и передать их по акту начальнику автотранспортного хозяйства.

Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

Так, согласно пункту 7 Положения, в случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Просмотров 20 08/24/2021 Кроме того, в статье рассмотрены особенности списания транспортных средств и другого имущества медицинского учреждения.

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

В п.34 Инструкции 157н указано, что принятие к учету и выбытие ОС выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии. Ее состав можно утвердить приказом или распоряжением руководителя либо закрепить в приложении к Учетной политике.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых необходим для того, чтобы бухгалтерия смогла правильно списать автомобиль в бюджетном учреждении.

С 15 октября 2021 года действует новый Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденный приказом МВД России от 7 августа 2021 г. № 605.

Казенным учреждением, входящим в структуру МЧС, получено разрешение на списание автомобиля. Первоначальная стоимость основного средства составляет 450 000 руб.

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в казенном учреждении силовых министерств и ведомств создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию указанного решения.

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей.

После утилизации автомобиль снимается с государственного учета, а сведения по нему передаются в Росимущество.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Основаниями для списания автотранспорта могут стать следующие причины:

  • Физический износ и/или непригодность для дальнейшего использования;
  • Тотальные повреждения с нецелесообразностью восстановления;
  • Гибель в результате ДТП/пожара/наводнения и т.п.;
  • Факт безвозмездной передачи.

Основания списания могут отличаться, но порядок действий в большинстве случаев схож и включает следующие этапы:

  • Составление и направление соответствующего уведомления в ГИБДД;

Нельзя списать машину с баланса, без снятия ее с регистрационного учета в ГИБДД, в противном случае, обязанность по уплате транспортного налога сохранится за вами.

Начинать процедуру следует с направления соответствующего заявления в инспекцию.

Для снятия с учета в Госавтоинспекцию так же подготавливаются и подаются следующие документы в оригиналах:

  1. Паспорт технического средства и свидетельство о регистрации
  2. Талон технического обслуживания и паспорт ответственного за машину

В правоустанавливающую документацию вносятся такие данные:

  1. Номер и серия ПТС, VIN-код автомобиля и год его выпуска
  2. Технические данные по модели, шасси, кузову и двигателю
  3. Наименование организации, оформившей документы и реквизиты сторон с подписями

Вместе с заявлением и документами на авто подается пакет документов, обосновывающих причины снятия с учета и дальнейшего списания с баланса транспортного средства.

  • Целесообразность списания должна быть подтверждена специальной комиссией;

Законодательно определено, что списание машины, как и любого дорогостоящего основного средства, оформляется Актом. Все члены комиссии во главе с Председателем ставят в нем свои подписи. Ответственные лица назначаются Приказом и им делегируются соответствующие полномочия принимать решения о целесообразности процедуры списания, порядке ее проведения и финансовой стороне вопроса.

  • Списание машины должно быть отражено бухгалтерскими записями в учете;

Бухучет транспортных средств ведется на синтетическом счете 01 «Основные средства». По дебету счета числятся все машины в эксплуатации фирмы. Ежемесячно по кредиту счету 02 «Амортизация основных средств» начисляется амортизация актива. В итоге разница между данными счета 01 и 02 дает балансовую стоимость основного средства на дату его списания. Это остаточная стоимость, которая станет расходом компании при выбытии транспорта с баланса. Могут появиться и дополнительные расходы на оформление документов, утилизацию и другое в зависимости от причины списания. Все они будут аккумулироваться на 91.02 «Прочие расходы».

Хотя транспортное средство и выбыло с баланса, обязанность по уплате транспортного налога по месяц списания включительно сохраняется.

    Основным документом, регламентирующим учет основных средств, является ПБУ 06/01. В пункте 29 документа указаны основные причины списания:

    • Полный физический износ долгосрочного актива;
    • Сильные повреждения не предполагающие восстановления в результате чрезвычайных событий;
    • Хищение имущества предприятия.

    В помощь бухгалтеру Минфином России 13.10.2003 г. разработаны Методические указания №91н. документ закрепляет перечень документов на списание авто. Здесь же указано, что окончательное решение о ликвидации принимает руководитель.

    Обязанность определять невозможность/неэффективность дальнейшего использования и/или восстановления актива принимает постоянно действующая комиссия из числа сотрудников предприятия, назначенная руководителем фирмы.

    Кстати, даже если авто подлежит утилизации, некоторые узлы и детали могут быть реализованы. Задача членов комиссии составить перечень таких запчастей и указать стоимость их возможной продажи. Итоговым документом работы комиссии станет акт ОС-4а на списание автотранспорта. Это унифицированная форма Госкомстата №71а, в которой заполняется следующая информация, идентифицирующая конкретную единицу имущества:

    • Год изготовления а/м и дата постановки на учет в качестве ОС;
    • Первоначальная стоимость актива и размер начисленных амортизационных отчислений;
    • Текущий пробег автомобиля и технические характеристики узлов и деталей.

    Далее идет раздел, раскрывающий причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если авто списывается в результате аварии/угона/пожара, к акту по форме ОС-4а в обязательном порядке прикладывается пакет документов, подтверждающих данные факты из соответствующих инстанций.

    Выбытие долгосрочного актива оформляется следующими проводками:

    Дебет счета 01.02 «Выбытие ОС» Кредит 01.01 «Основные средства» — Выбытие по первоначальной стоимости;

    Дебет счета 02 «Амортизация ОС» Кредит счета 01.02 – В размере ранее начисленной амортизации;

    Дебет 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.02 — На сумму разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией;

    Дебет 91.02 Кредит 60 – На сумму расходов сторонней компании по утилизации машины;

    Дебет счета 10 «Запчасти» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы» — В размере цены возможного использования узлов и материалов;

    Дебет 99 Кредит 91.9 — На финансовый результат от списания.

    Налоговым Кодексом России предписано отражать расходы на списание/выбытие/ликвидацию автотранспорта как внереализационные. Учесть все затраты фирмы на данное мероприятие можно единовременно. Такое правило закреплено ст. 265 п. 1 пп. 8 документа.

    Если первоначальная стоимость и амортизация в налоговом учете отличаются, эти данные нужно отразить в акте на списание.

    Бухгалтерский учёт основных средств в 2021 году

    В момент постановку машины на учет в качестве основного средства, налогоплательщик имеет право возместить НДС с ее приобретения. Обычно компания уменьшает НДС к уплате на сумму НДС к возмещению.

    При выбытии с баланса не полностью самортизированного имущества, законодатель предписывает восстановить НДС с остаточной стоимости машины. При продаже актива такого требования нет. Только при списании в порядке ликвидации.

    Мы советуем привлечь независимого оценщика для расчета предполагаемой стоимости продажи узлов и деталей, которые могут остаться от утилизированного авто. На сумму оценки в учете будет сделана бухгалтерская запись:

    Дебет счета 10.05 «Запасные части» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы».

    Таким образом вы избавите себя от споров с налоговым инспектором при проверке правильности начисления налога на прибыль.

    Мы описали общие правила оформления списания авто в компании. Пакет документов будет разниться в зависимости от конкретной причины выбытия: кража, гибель в огне, физический износ, непригодность, безвозмездная передача.

    Рассмотрим, как списать авто в бюджетной или частной организации пошагово. Для списания ТС необходимо:

    1. подготовить пакет документов;
    2. получить заключение экспертов;
    3. обратиться в вышестоящую организацию для получения разрешения;
    4. подготовить приказ о снятии с баланса;
    5. заключить договор с организацией, занимающейся утилизацией (где и как утилизируют автомобили?);
    6. снять ТС с учета в ГИБДД;
    7. списать с бухучета.

    Чтобы снять ТС с учета потребуется:

    • паспорт автомобиля;
    • свидетельство о его регистрации;
    • государственные номера.

    Также необходимо получить экспертное заключение о дальнейшей невозможность эксплуатации ТС.

    Организации необходимо подготовить доверенность для законного представителя. Она может быть заверена руководителем компании.

    Всю важную информацию о том, какие документы необходимо подготовить, чтобы утилизировать автомобиль, вы найдете в отдельной статье.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]