Отказ в приватизации земельного участка судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приватизации земельного участка судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны, в том числе на нормах, утративших силу с 01.03.2015.

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу от Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.

Примечание. Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ п. 2 ст. 8 ГК РФ признан утратившим силу с 01.03.2015.

(П. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

(Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

Решение об отказе в представлении в собственность земельного участка не противоречит ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Земельные участки для размещения временных торговых объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность. Предприниматель не является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию участка по правилам ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.

Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.

(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)

Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.

(Определение Московского городского суда от 18.12.2013 N 4г/4-13102)

Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).

(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)

Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для него установлено ограничение «не подлежит приватизации, изъят из оборота», такой участок нельзя приватизировать.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34910)

Требования

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

— С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

— Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

— Надлежащим административным ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы (например, Определение Московского городского суда от 17.12.2014 N 4г/7-13015/14).

— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.

— Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.

— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального фонда»).

— Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Приватизация — судебная практика

В ________________________ районный суд

Заявитель: ___________(Ф.И.О.)_________

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Представитель Заявителя: ____(Ф.И.О.)__

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Заинтересованное лицо: _(наименование)_

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Госпошлина: ____________________ рублей

Заявление о признании незаконным отказа

в государственной регистрации права собственности

на земельный участок, предоставленный до введения в действие

Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Заявителю был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Заявитель обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Заявителю было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.

По мнению Заявителя, данный отказ является незаконным, поскольку:

— Заявитель вправе оформить право собственности на Земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается: актом о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок (в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства)/иное.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок.

На основании п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст. ст. 22, 254 — 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  1. Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.
  2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Заявителя на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

———————————

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

В ___________________________ районный суд

Административный истец: __________________

__________________________________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

_________________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: ________________________________,

эл. почта: _______________________________

Представитель Административного истца: ___

__________________________________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

_________________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: ________________________________,

эл. почта: _______________________________

Административный ответчик: _______________

__________________________________________

адрес: __________________________________,

телефон:_________________________________,

эл. почта:________________________________

Госпошлина: _______________________ рублей

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в предоставлении земельного участка

в порядке приватизации

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о передаче Земельного участка в собственность Административного истца в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

По мнению Административного истца, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

— На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим его право собственности на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

— Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

— Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В ряде случаев, действительно, приватизировать, казалось бы — нельзя. Например, в 1992 году уже была приватизация на гражданина А., который забрал свидетельство на землю и исчез сам. А в дальнейшем, необработанный земельный участок вновь избранный председатель искренне или корыстно передал (или «продал») новому пользователю, который и получил из Администрации отказ в приватизации земельного участка. Именно в такой ситуации есть возможность признать право собственности за новым землепользователем, даже при имеющемся свидетельстве о собственности на старого собственника, оформившего его в 1992 году. У нас есть такие решения.

Существует ряд дел, когда нужно разбираться, можно или нельзя получить право собственности. Например, гражданином произведен самозахват излишних площадей, которые он и испрашивает для приватизации, да еще и с нарушением внешних границ СНТ; гражданин купил дом в 2012 году, и ему участок могут выдать только за плату, иные варианты.

В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.

Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.

Как говорится, главное при самостоятельных действиях — не испортить то, что есть. Поэтому, лучше всего обратиться к адвокатам нашей организации, у которых есть многолетний опыт решения споров по отказам в приватизации. И еще (если Вы все же пока не дошли до адвоката):

1. Нельзя подавать в суд «сырые» документы. Прежде, чем подавать, и даже составлять исковое заявление, надо у председателя СНТ попросить все документы, имеющие юридическое значение для решения вашего вопроса. Разузнать об исторических юридических фактах по данному садоводству (был ли раньше утвержденный генеральный план, приватизированы ли у СНТ земли общего пользования, каким образом происходило предоставление земли и по каким документам, была ли коллективно-долевая приватизация и пр.).

2. Ни в коем случае нельзя переписать исковое заявление, составленное соседу для оспаривания отказа в приватизации земли. Почему? У каждого владельца земельного участка может быть своя история его получения. Например, один садовод получил земельный участок в 1976 году и до сих пор им пользуется, другой получил его по наследству, третий «перекупил» по садовой книжке… А в девяностые годы садоводства предоставляли списки членов СНТ в Администирации районов. У одного отказ из-за того, что владелец участка по мнению Администрации ненадлежащий, у другого нарушение границ, у третьего — несоответствие площади испрашиваемого в собственность земельного участка и пр. У каждого — разные стартовые условия и разные основания для оспаривания отказов. Конечно, бывают и одинаковые иски. Но это надо понимать или посоветоваться с адвокатом. Опять же, почему это понимать? Два раза по одним и тем же основаниям в суд подать нельзя. Если один раз суд откажет (вынесет решение об отказе в исковых требованиях), второй раз по этим же основаниям подать в суд нельзя. Это закон. Поэтому с исковыми — надо аккуратнее. Плюс понимать, чего просить — признания отказа в приватизации недействительным или права собственности?

3. Нельзя подать маленький короткий иск по земельному спору в три-четыре строчки, в котором нет объяснений по существу и законодательных норм, доказывающих вашу правоту . Судье необходимо обосновать исковые требования настолько хорошо, чтобы у судьи были основания такие требования удовлетворить. Как правило, такие обоснования знают адвокаты, у которых большая судебная практика по таким вопросам.

Основания для отказа в приватизации

Стоимость услуг адвоката зависит от сложности самого дела. Для простых дел достаточно написать исковое заявление (около 5 тысяч руб.) и достаточно. При сложных делах иск будет сложнее и дороже, но этого недостаточно для выигрыша. Надежнее нанять адвоката в суд по ведению всего судебного процесса. Стоимость услуг может быть от 30 до 150 тысяч рублей. Плюс госпошлина в суд.

Земельное законодательство менялось очень-очень много раз. Непосвященному гражданину разобраться именно в том законодательстве, которое следует применить к спорным правоотношениям, практически невозможно. Лучший для вас вариант — практикующие юристы с опытом судопроизводства по земельным вопросам. Это — к нам. У нас опыт работы специалистов с 2000-го года.

Основания отказа в приватизации земельных участков могут являться совершенно разнообразные ситуации, но там отказ можно оспорить. Как бы то ни было запомните, отказ приватизации необходимо обосновать.

Есть некоторые основания, которые позволяют отказать в приватизации земельного участка, их нужно оспаривать по закону. Например:

  1. На определенный участок есть права у других лиц.
  2. В случае если на участке размещено жилое помещение или любой другой объект капитального строительства (складское помещение гараж или другое).
  3. Если есть расхождения больше 10% между заявленными параметрами участка и определенным специальной организацией межеванием.
  4. Местность не определена к какой — либо территории.
  5. Выкупу участка запрещен человеку, который обратился с вопросом.
  6. Площадь участка отличается от заявленного в разрешении использования.

    В настоящее время случаев обращения с заявлениями в суд о присвоении областей земли очень частые.

    В большинстве вариантов они определены неправомерным отказом или иными необоснованными случаями.

    Здесь вывод суда по вашему вопросу зависит от выбранного вами адвоката, и ещё от правильного оформления заявленных истцом требований их правомерности. Суд оценивает и законность причин отказа в приватизации а также определяет права человека на приватизацию указанного в заявлении участка земли.

    Можно обратиться профессионалу своего дела (адвокату), потому что вынесенное постановление суда определяет, сможете ли вы обратиться повторно с исковым вопросом и обосновать их или нет.

    Спорные вопросы, связанные с отказом от приватизации со стороны компетентных органов, рассматриваются судами районного уровня. Если был отказ в приватизации юридическим лицам, они подают иск в АС РФ. Таким образом, иск – заявление, составлено на отказ уполномоченного органа дать согласие на приватизацию, рассматривается судами:

    • общей юрисдикции районного уровня, если иск подает гражданин;
    • АС РФ, если истцом выступает организация или предприятие.

    Иск составляется по правилам, которые, соответственно, указаны в ГПК и АПК РФ. В частности, требования закона ориентированы на структуру составления искового заявления, его структуру и описания сути происходящих спорных процессов. Исковые требования заявитель должен отразить отчетливо, четко, без ошибок и недочетов. Обязательно при описании ситуации, в которой, по мнению заявителя, были нарушены его права, необходимо указывать статьи закона.

    При составлении иска при его подаче в суд общей юрисдикции, а также в АС РФ соблюдает четкую структуру документа. В нее входят три части:

    1. Описательный раздел: в нем указывается ссылка на отказ.
    2. Мотивировочный: в нем перечисляется список документов, которые были предоставлены заявителем.
    3. Просительный: обоснование требований заявителя, ведущие к восстановлению нарушенного правомочия.

    В исковом заявлении необходимо указать полный перечень оснований, по которым заявителю было отказано.

    Судьи часто рассматривают спорные дела, обусловленные отказом от приватизации со стороны уполномоченных органов. Судьи, принимая решение по этому вопросу, опираются на доводы, приведенные истцом. В обязанность этой стороны входит доказывание фактов, имеющих значение для истца, судьи. На основании собранных доказательств, судья анализирует действия уполномоченных органов.

    Прочитали, но все равно не разобрались?

    Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

    Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

    • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
    • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
    • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

    Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

    • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
    • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

    Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

    При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

    Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

    • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
    • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

    Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

    Все садовые участки делятся на два типа, в зависимости от целевого назначения:

    • под ИЖС – были выданы физическому лицу для осуществления индивидуального жилищного строительства (дачного домика);
    • под ЛПХ – предназначены для ведения личного подсобного хозяйства.

    Получить муниципальные земли в собственность для того, чтобы иметь возможность их последующей реализации и сдачи в аренду можно только путем приватизации. Затягивать с переоформлением не стоит, так как согласно законодательству «о дачной амнистии», бесплатно такая возможность у граждан Российской Федерации существует до 1 марта 2020 года. В последующем, если Правительство РФ в очередной раз не продлит сроки, приватизацию можно будет осуществить только платно.

    Бесплатная приватизация садов и огородов возможна, если выполняются все нижеперечисленные условия:

    • земли переданы под ИЖС/ЛПХ;
    • у садоводов на руках есть договор бессрочного пользования землями или договор аренды;
    • надел закреплен за физическим лицом до 25.10.2001 года (в период действия старого налогового законодательства);
    • участок не изъят из оборота и не является частью природоохранной зоны.

    Основным законом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный Кодекс РФ. Процедура упрощенной приватизации земель, действующая в России с 2006 года, регламентирована Федеральным Законом №93 «О дачной амнистии». После принятия этого нормативного акта процесс оформления в собственность садов стал намного проще и быстрее. Сейчас не требуется разрешение на приватизацию от местной администрации. Документы вместе с заявлением сдаются разу же в Росреестр, и уже спустя 10-14 дней право собственности переходит к заявителям (при условии, что с кадастровыми бумагами все в порядке).

    Отказ в бесплатной приватизации земельного участка

    При осуществлении приватизации садовых участков действовать необходимо по следующему алгоритму:

    • подготавливаем пакет документов и сдаем его в территориальный отдел Росимущества или в администрацию населенного пункта;
    • дожидаемся положительного решения;
    • сверяем и при необходимости обновляем кадастровую информацию;
    • подписываем договор о приватизации;
    • оплачиваем госпошлину;
    • регистрируем права на землю в Росреестре.

    Если на садовых наделах, переданных под ИЖС, пользователи уже успели возвести дом, баню, гараж и какие-либо другие капитальные постройки, эти объекты обязательно следует узаконить, и желательно до начала оформления в собственность самого участка.

    Приступаем к самостоятельной приватизации садового участка в 2021 году:

    • Шаг 1. Определяем статус земли. Проверьте не был ли участок ранее изъят из оборота, какое целевое назначение указано в выписки из ЕГРН (с 2017 года этот документ стал выдаваться вместо кадастрового паспорта).
    • Шаг 2. Составляем заявление, собираем документы и сдаем бумаги на рассмотрение. Важно правильно определить кому изначально принадлежит ваша земля, если сад расположен в черте города обращайтесь с заявлением в местную администрацию, если же участок находится за границей населенного пункта, за него отвечает Росимущество. Получить более точные сведения о собственнике можно все в той же выписке из ЕГРН.
    • Шаг 3. Ждем решения собственника. На рассмотрение обращений граждан сотрудникам государственных органов дается 60 календарных дней. Официальный ответ от уполномоченного органа направляется заявителю с подписью главы населенного пункта и печатью.
    • Шаг 4. Осуществляем кадастровый учет. Если на садовом участке ранее происходили какие-либо изменения, например, сдвигались границы или возводились хозяйственные постройки, необходимо заново произвести межевание и обновить сведения в кадастровых документах. Если никаких изменений за время пользования землей не происходило, этот пункт можно пропустить.
    • Шаг 5. Заключаем договор о приватизации с местными властями. Если в приватизации учувствует несколько человек, то все они должны явиться на подписание соглашения.
    • Шаг 6. Регистрируем права собственности в Росреестре. Этот этап является завершающим, процедура становится возможной только после оплаты государственной пошлины. Сотрудниками кадастровой палаты проверяются сданные на рассмотрение документы и составляется новая выписка из ЕГРН.

    Упрощенный вариант переоформления муниципальных земель в собственность занимает не более месяца. В большинстве случаев садоводы укладываются в 14 дней. Если процедура осуществляется стандартным образом будьте готовы, переоформление затянется на 3-4 месяца. Чтобы оградить себя от многочасовых очередей, подавайте заявки на электронном портале Госуслуг или воспользуйтесь услугами МФЦ.

    Если приватизация садового участка осуществляется бесплатно, то выкупать его за полную кадастровую цену не требуется. Основные ваши расходы будут складываться из следующих пунктов:

    • госпошлина (обычный порядок оформления/дачная амнистия) – 2000/350 рублей;
    • за выписку из ЕГРН – 300 рублей с каждого участника физического лица, 950 – с юридического;
    • за оформление нотариальной доверенности (если от вашего имени будет действовать представитель) – от 1000 рублей;
    • за осуществление кадастрового учета земли: геодезическая съемка, межевое дело, составление выписки из ЕГРН (если ранее участок не был внесен в реестр) – от 15 000 до 50 000 рублей (в зависимости от региона).

    ВС РФ разрешил гражданам приватизировать землю вопреки позиции чиновников

    Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

    Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

    • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
    • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
    • участие в так называемой дачной амнистии;
    • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
    • владение домом до 1991 года включительно;
    • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

    Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

    Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

    • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
    • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
    • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
    • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

    Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

    Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

    Стандартный набор документации включает в себя:

    • реквизиты паспорта будущих владельцев;
    • ИНН каждого из них;
    • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
    • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
    • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
    • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
    • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

    Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

    • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
    • ФИО заявителя;
    • его контактные данные;
    • информация об участке земли (как можно более полная);
    • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
    • подпись с расшифровкой;
    • дата составления документа.

    Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

    Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

    • профильное образование;
    • участие в СРО;
    • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

    Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.

    Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

    При наличии ряда обстоятельств, указанных в российском законодательстве, земельный участок не может быть приватизирован. В таких ситуациях государственный орган обязан принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

    1. Закон запрещает приватизировать земли, которые заняты некоторыми государственными ведомствами, производственными или природными объектами. К их числу относятся участки, числящиеся за:
    2. ФСБ;
    3. органами государственной охраны;
    4. воинскими формированиями всех видов, Вооруженным силами РФ и военными судами;
    5. федеральной службой исполнения наказаний.

    К числу земель, изъятых из оборота, и, следовательно, запрещенных к приватизации, относятся также участки, занятые национальными парками и заповедниками, захоронениями гражданского населения и военнослужащих или сооружениями, необходимыми для охраны Государственной границы РФ. Аналогичные ограничения относятся к территориям, на которых размещены пункты хранения ядерных материалов или объекты атомной энергетики и землям, имеющим большую ценность с точки зрения обороноспособности и безопасности страны.

    Если при проверке заявления гражданина государственным органом будет установлено, что указанный им участок принадлежит к одной из вышеперечисленных категорий, власти должны вынести решение об отказе в передаче такого имущества в собственность.

    В практике встречаются и случаи необоснованного уклонения государственных органов от безвозмездной передачи земли в собственность граждан. В таких ситуациях обратившийся гражданин имеет право на судебную защиту своих имущественных интересов путем обжалования незаконного решения.

    1. Жалоба в суд должна быть составлена в письменном виде и содержать в себе три логически связанные части:
    2. вводную;
    3. мотивировочную;
    4. просительную.

    В первой части жалобы следует указать, когда и кем было принято решение об отказе, и написать реквизиты этого документа, во второй –перечислить основания, по которым заявитель не согласен с мнением государственного органа. Завершать текст жалобы должна адресованная суду просьба об отмене спорного решения и иные требования истца (при их наличии).

    1. Для подтверждения обстоятельств, указанных в документе, нужно приложить к нему письменные доказательства, подтверждающие доводы истца. К ним могут относиться:
    2. решение государственного органа об отказе в приватизации, которое обжалуется;
    3. чек, подтверждающий факт оплаты госпошлины истцом;
    4. документы на земельный участок.

    Список доказательств, которые потребуются в рамках конкретного дела, определяется всегда индивидуально. Их сбору и оформлению следует уделить особое внимание, поскольку от того, насколько сильной и аргументированной будет позиция истца, во многом зависит исход дела.

    Человек, не имеющий юридического образования и не участвовавший ранее в судебных спорах, связанных с землей, вряд ли может рассчитывать на победу. Тогда как участие в таком деле опытного юриста многократно повысит шансы истца на успех и поможет ему добиться восстановления своих имущественных прав.

    Эта проблема очень распространена на практике. Но она вполне решаема. Как следует из п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ, если долевым собственникам не удается прийти к согласию о выделе доли в натуре, то можно потребовать этого через суд. Однако для начала стоит попытаться заключить со всеми собственниками соглашение о таком выделе. Если к компромиссу прийти не получится, то необходимо готовить соответствующий иск. К нему следует приложить полный перечень относящихся к делу документов (сведения об участниках дела, правоустанавливающие документы на дом, доказательства отказа собственника в выделе доли в натуре и так далее). В судебном разбирательстве необходимо участвовать лично каждому из собственников, заявивших иск.

    После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.

    Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:

    • наименование органа, куда направляется заявление;
    • ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
    • просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
    • нормативное обоснование просьбы;
    • дата и подпись просителя.

    Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.

    По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.

    Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

    На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

    Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

    • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
    • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

    Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

    При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

    Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

    • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
    • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

    Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

    Приватизация участка заключается в его приобретении. По ст. 36.1 ЗК РФ граждане и организации имеют исключительное право на приватизацию.

    Но бывает и так, что участок приватизировать нельзя и на это существуют основания, предусмотренные законом. Перечень отказов носит исчерпывающий характер.

    Это означает, что никакие причины, кроме тех, которые указаны в законе не могут стать причиной отказа.

    Отказ в приватизации носит объективный характер. Неодобрение связано с тем, что участок не может быть продан из-за того, что он предназначается для нужд государственных органов. Это обстоятельство должно быть подтверждено. В качестве доказательств выступают документы, а также инвестиционные программы.

    Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка

    Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:

    1. Досудебный процесс.
    2. Обращение за помощью к судебной инстанции.

    В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:

    • обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
    • обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
    • требования к уполномоченному органу.

    Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.

    Особый акцент следует сделать на отказах, связанных с приватизацией земель, находящихся на территории дачных, садоводческих товариществах. А также земельных наделов, которые находятся под жилым домом.

    На практике, органы Росреестра – органа, уполномоченного государством на регистрационные действия, выносят отрицательное решение по причине того, что пакет документов неполный. И необходимую бумагу не может выдать председатель СНТ.

    В случае если земельные участки были получены до момента вступления в действие настоящего Земельного Кодекса, до 2001 года, то в качестве документов предоставляются решения местных органов власти, арендные договоры, акты приема-передачи земли. Если этих документов нет в наличии, то пользователь земельным наделом получает отказ в приватизации.

    Но пользователь также не всегда может получить эти документы, даже из архивов территориального образования. В этом случае вопрос решается через суд. Туда нужно предоставить бумаги, имеющиеся у землепользователя. Не обращая внимания на то, какой датой они были выданы.

    Решение судебной инстанции, связанное с признанием правомочий собственника на земельный надел, обеспечивает гражданину приватизацию в ускоренном темпе.

    На практике, Росреестр также отказывает в приватизации, если площадь земельного надела по площади менее 600 кв.м. По закону, максимальные и минимальные размеры площади устанавливают местные органы власти.

    Они отражены в таком документе, как Правила землепользования и застройки. И указанная площадь – это традиционный размер. Если площадь не вписывается в параметры, то Росреестр и Кадастровая палата отказывает в постановке на кадастровый учет.

    Как могла произойти такая ситуация, когда площадь земельного надела меньше требуемой законом? Все просто: участок у гражданина появился до того, как были установлены Правила землепользования. Как действовать в этой ситуации? Искать свободный участок.

    Если он в наличии, никому не принадлежит, то можно подать запрос на его приватизацию, тем самым увеличив площадь первоначального.

    Если свободный земельный надел отсутствует, то универсальным способом защиты выступает обращение в суд. Нужно составить иск, в котором указать все обстоятельства спорного дела. Правота истца основывается на том, что ПЗЗ устанавливает минимальные площади. И кроме того: эти правила появились после получения гражданином земельного участка.

    Процедура оформления земельного участка в частную собственность предусматривает достаточно большое количество тонкостей и, в первую очередь, это касается правил, установленных действующим законодательством.

    Чтобы избежать подобных проблеем, следует разобраться заранее в том, какими могут быть основания для отказа в приватизации земельного участка и как их избежать.

    Приватизация земельного участка представляет собой приобретение определенного земельного участка в частную собственность.

    На основании норм, указанных в части 1 статьи 36 Земельного кодекса, физические или юридические лица, являющиеся собственниками какой-либо недвижимости, размещенной на территории различных земельных участков, имеют исключительное право на приватизацию.

    Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

    Единственным исключением из этого правила являются ситуации, когда земельные участки не могут приватизироваться в соответствии с действующим законодательством.

    Как действовать при отказе в приватизации земельного участка

    Итак, вы убедились, что, скорее всего, вам отказали неправомерно. Как поступить дальше? Существует определенный порядок действий, который позволяет обжаловать отказ в приватизации:

    1 Подача жалобы в территориальный отдел Росимущества.

    Первый этап – это попытка уладить спор во внесудебном порядке. Для этого составляется жалоба на действия местных властей и направляется в местное отделение Росимущества. В тексте жалобы указываются основания, по которым вам отказали, почему вы считаете, что такое решение неправомерно, а также просьба пересмотреть отказ в приватизации. Дополнительно прилагается копия отказа, сведения об участке, паспорт заявителя. Ответ должны дать в течение 15 дней, и при решении в вашу пользу право на приватизацию будет предоставлено.

    2 Подготовка и подача иска в суд.

    Если жалоба не дала результата, можно обращаться за защитой интересов в судебные органы. Для этого нужно составить исковое заявление, где подробно описать обстоятельства возникновения спора (когда были поданы документы на приватизацию и что они включали, когда был получен отказ и чем он мотивирован, почему вы считаете, что вам отказали неправомерно). В просительной части иска – обязать местные власти провести процесс приватизации спорного земельного участка. Для подтверждения своей позиции нужно приложить к иску копию отказа, все документы на землю, а также другие бумаги, которые подтверждают отсутствие каких-либо ограничений на передачу земли в собственность. Иск подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения земли. После его рассмотрения будет вынесено решение – удовлетворить ли требования заявителя. В случае положительного решения местные власти будут обязаны передать землю в вашу собственность.

    В процессе обжалования вы обязательно столкнетесь с необходимостью грамотной юридической поддержки. Потому рекомендуется заранее заручиться поддержкой опытного адвоката по земельным делам, который подскажет, что и как правильно сделать, чтобы быстрее получить желаемый результат.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования. К таким условиям относятся:

    1. Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
    2. Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
    3. Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

    Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года.

    Ее смысл заключается в том, что по упрощенной схеме можно будет зарегистрировать жилые дома, на которые их владельцы не имеют документов про введение в эксплуатацию.

    Помимо подобных индивидуальных построек закон позволяет получить в приватную собственность дачные или садовые земли. В этом конкретном пункте закон определяет граничный термин 31 декабря 2020 года.

    Важно отметить, что возможна приватизация исключительно части участка.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]