Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Порядок регулирования трудовых правоотношений на государственной службе регламентируется законом №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в РФ».
На основании ст. 59.1 ФЗ-79 к госслужащему могут быть применены следующие меры взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Основанием для применения мер взыскания является нарушение госслужащим условий и ограничений, установленных действующим федеральным законодательством, а также неисполнение обязанностей в части противодействия коррупции.
Когда и как можно уволить в связи с утратой доверия
Решение об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия принимается на основании результатов служебной проверки. В случае если совершенный госслужащим проступок признан существенным и повлек за собой нанесение вреда, трудовые отношения с госслужащим прекращаются.
Основные этапы увольнения госслужащего в связи с утратой доверия описаны ниже.
В случае если госслужащий заподозрен в нарушениях, установленных ст. 59.2 ФЗ-79, решением специальной комиссии госорганов по вопросам госслужбы назначается служебная проверка. Основанием для проведения проверки также может выступать письменное заявление госслужащего.
Срок назначения проверки – не позже месяца с момента принятия соответствующего решения, либо получения от госслужащего заявления.
В ходе проверки специальная комиссия устанавливает либо опровергает факты нарушений, после чего оформляет письменный акт о результатах проверки, в котором отражаются:
- факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
- предложения о применении/неприменении к сотруднику дисциплинарного взыскания.
Подчеркнем, что акт проверки не является основанием для применения к госслужащему дисциплинарного взыскания, а отраженные в документе предложения носят рекомендательный характер.
После составления акта в письменном виде и подписания его членами специальной комиссии, документ передается госслужащему, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления.
КС разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия
Потеря доверия работодателя к сотруднику может повлечь расторжение трудовых отношений с последним. Увольнение по статье — утрата доверия — предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Прекращение трудовых отношений допустимо при наличии совокупности двух обстоятельств:
- Сотрудник обслуживает денежные и товарные ценности.
- Сотрудником совершены виновные действия, которые послужили основанием для утраты доверия работодателя к работнику.
Фактически увольнение по рассматриваемому основанию является дисциплинарным взысканием. Соответственно, при его применении должны быть соблюдены положения ст. 192, 193 ТК РФ — проведено расследование, иногда инвентаризация, у сотрудника взяты объяснения, соблюдены сроки применения взыскания.
ВАЖНО! Если работник совершил виновные действия корыстной направленности и был приговорен за это судом (брал взятки, похищал имущество), он может быть уволен и в том случае, если преступные действия не связаны с работой и не совершены на работе.
ТК РФ не раскрывает перечня действий, которые может совершить сотрудник для того, чтобы «заслужить» увольнение по утрате доверия. Это понятие оценочное, поскольку доверие по своей природе субъективно.
К виновным действиям можно приравнять:
- Хищение, утрату, уничтожение товаров и денежных средств, которые были вверены сотруднику. При этом решения суда не требуется.
- Нарушение кассовой дисциплины.
- Продажу товаров и услуг по ценам выше либо ниже установленных продавцом.
- Мошенничество.
- Нарушение локальных НПА, в которых прописан порядок выдачи товарных ценностей.
- Любые другие виновные действия, которые причиняют ущерб работодателю.
П. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ содержит перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия для лиц, которые не обслуживают товарные и денежные ценности. Эти основания связаны с нарушением антикоррупционного законодательства, а именно закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Уволить по данной статье могут сотрудника, который:
- Не принял мер, чтобы урегулировать возникший конфликт интересов.
- Не предоставил достоверные сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера о себе и членах семьи, об открытии счетов в банках.
- Открыл счет в иностранном банке либо владел и пользовался иностранными финансовыми инструментами.
В перечень должностей, на которые распространяются изложенные требования, входят:
- Лица, замещающие госдолжности РФ и субъектов РФ.
- Члены Совета директоров ЦБ РФ и иные должности в ЦБ РФ.
- Заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.
- Лица, работающие в госкорпорациях.
- Главы округов и муниципальных районов, муниципальных образований.
- Лица, замещающие должности государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.
Для того чтобы обнаружить и задокументировать нарушение, проводится проверка в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.
Основанием является докладная записка, рапорт или иной документ. В ходе проверки лицо дает пояснения, предоставляет материалы в целях своей защиты. После того как проверка окончена, составляется доклад о ее результатах.
Представитель нанимателя на основании доклада принимает решение в том числе об увольнении по утрате доверия. Поскольку увольнение по данному основанию — это дисциплинарное взыскание, составляется акт о его наложении. Копия акта в течение пяти дней после его составления вручается сотруднику.
Привлечь к ответственности можно не позже полугода с момента обнаружения нарушения и не позднее трех лет со дня совершения.
ВАЖНО! Работодатель не обязан увольнять работника в случае обнаружения оснований, которые позволяют применить к нему соответствующее взыскание. Он вправе как не применять никаких санкций, так и применить более мягкие взыскания — выговор, замечание.
В первую очередь необходимо зафиксировать факт нарушения. Документа, который фиксирует данное обстоятельство, закон не определяет. На практике чаще всего составляется докладная записка от лица, обнаружившего проступок.
В ней в произвольной форме отражается Ф.И.О. сотрудника, который узнал о совершенном виновном действии, обстоятельства совершения нарушения, дата и время события. Когда информация поступила из правоохранительных органов или от третьих лиц, оформление докладной записки необязательно.
Кроме того, выявление нарушения возможно по результатам инвентаризации. В этом случае составляется акт.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
На основании акта или докладной записки проводится расследование. Его осуществляет комиссия, сформированная из незаинтересованных работников организации. В ее составе должно быть не меньше трех сотрудников. Для формирования комиссии работодатель издает приказ.
Сформированная комиссия истребует объяснения от подозреваемого и иных служащих организации (свидетелей), изучает результаты инвентаризации или иные документы, свидетельствующие о допущении нарушения, формирует материалы расследования.
По окончании расследования комиссия составляет акт, в котором указывается, какие действия были совершены, при каких обстоятельствах, с какой степенью вины сотрудника. Кроме того, в акте указывается, какое наказание может быть назначено. Акт подписывают все члены комиссии.
С данным актом должен быть ознакомлен тот сотрудник, в отношении которого проводилось расследование. Если он отказывается, составляется акт об этом.
Таким образом, ст. 81 ТК РФ — увольнение по недоверию — предусматривает, что работники, которые обслуживают товарные и денежные ценности, а также госслужащие не должны допускать совершения проступков, которые могут подорвать доверие к ним работодателя. В случае обнаружения нарушений работодатель вправе уволить таких сотрудников при соблюдении процедуры, предусмотренной ст. 192, 193 ТК РФ, а также ФЗ № 273.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
В июле 2017 года был принят закон, которым с 01.01.2018 в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) была введена ст. 15 о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Эта норма носила общий характер и говорила о необходимости включения сведений об уволенных служащих в такой реестр.
Законодатели посчитали, что ее нужно скорректировать, внеся какую-то ясность, поскольку такой реестр поможет сориентироваться кадровым работникам, ведь он позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами антикоррупционного законодательства при отборе кандидатов на государственную и муниципальную службу. Увольнение в связи с утратой доверия должно негативно отразиться на нарушителе и иметь правовые последствия при его дальнейшем трудоустройстве.
Напомним, что госслужащие подлежат освобождению от должности в связи с утратой доверия в случае (п. 1 ст. 13.1, п. 1 ст. 13.2 Федерального закона № 273-ФЗ):
- непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
- непредставления лицом сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления лицом предпринимательской деятельности и т. д.
Федеральным законом № 423-ФЗ ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ изложена в новой редакции, которая также применяется с 01.01.2018. Неизменным осталось положение о необходимости внесения сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. В реестр будут включать уволенных сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры, военнослужащих, гражданских и муниципальных служащих, лиц, занимающих должности в ЦБ РФ, ПФР, ФСС и т. д.
Сам реестр должен быть размещен в ГИС в области государственной службы в Интернете. То есть информация будет в открытом доступе.
Предусмотрено, что сведения о лице, уволенном в связи с утратой доверия, хранятся в реестре в течение пяти лет. Кроме того, установлены случаи, когда эти сведения могут быть исключены из реестра до истечения данного срока:
- отмена акта – основания для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
- вступление в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта – основания для включения в реестр указанных сведений;
- смерть лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Отметим, что механизм включения в реестр названных сведений, исключение таковых, а также сам порядок размещения реестра на сайте ГИС должны быть определены Правительством РФ. В настоящее время нормативных актов в данной области нет, однако Минтруд еще в прошлом году подготовил проект постановления «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия», согласно которому в случае применения к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения государственный орган, орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего правового акта (приказа, распоряжения) размещает в реестре следующие сведения:
- фамилию, имя и отчество лица, к которому применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, дату рождения, замещаемую должность на момент применения взыскания;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- наименование государственного органа (органа местного самоуправления, организации), в котором лицо замещало должность;
- дату и номер (реквизиты) соответствующего правового акта (приказа, распоряжения) о применении взыскания;
- совершенное коррупционное правонарушение, послужившее основанием для увольнения лица в связи с утратой доверия, со ссылкой на положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены.
Сведения считаются внесенными в единую систему после их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного должностного лица.
Однако, повторим, это лишь проект и пока соответствующий порядок не утвержден.
Итак, с 01.01.2018 в ГИС должен вестись реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Сведения о таких лицах размещаются в реестре на пять лет и подлежат досрочному исключению из него при наличии обстоятельств, указанных в ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ. Полагаем, что такой реестр поможет избежать сокрытия претендентами на должность госслужбы информации о применении к ним взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения. Информация из реестра поможет кадровым службам государственных органов предотвратить попадание коррупционеров на должности, связанные с распоряжением материальными ценностями, и тем самым предотвратить экономический ущерб.
[1] «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год
Расторжение трудовых договоров с сотрудниками, находящимися на разных должностях, отличается некоторыми нюансами.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования, регулируемые не только ТК, но и федеральными законами. Увольнение может осуществляться на следующих основаниях:
- Осознано сокрыты данные о доходах сотрудника, а также членов его семьи.
- Военнослужащий занимается предпринимательской деятельностью.
- Лицо занимается управлением коммерческой компанией, получая от этого доход.
Все данные нюансы указаны в ФЗ «О воинской обязанности».
Бухгалтера уволить по причине утраты доверия невозможно, так как, согласно Положению «О главных бухгалтерах» от 24 января 1980 года, такие служащие не являются материально ответственными лицами. Сотрудники не взаимодействуют с денежной массой напрямую. Однако расторгнуть трудовые отношения можно с бухгалтером-кассиром, который ответственен за сохранность средств.
При расчете обязательно учитывается:
- зарплата за фактически отработанное время;
- премии;
- компенсация за дни отпуска, которыми работник не успел воспользоваться.
Даже если предприятию нанесен серьезный материальный ущерб, работодатель обязан сделать выплаты. Средства с сотрудника можно взыскать только через судебный орган. Самолично удерживать средства, заработанные служащим, нельзя.
Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.
Для проведения такого расследования создается специальная комиссия, а основанием для его проведения может служить, например, служебная записка непосредственного начальника провинившегося работника.
Отметим, что если в процессе проведения расследования необходимо провести инвентаризацию (например, чтобы подтвердить факт недостачи/хищения), то перед ее проведением обязательно возьмите с работника расписку о том, что все доверенные ему денежные и материальные ценности оприходованы, а те, которые выбыли, — списаны.
В каких случаях происходит увольнение в связи с утратой доверия
В случае, когда работодатель утратил доверие к работнику из-за действий последнего, не связанных непосредственно с работой, не нужно проводить расследование и брать объяснения с сотрудника.
Но для того, чтобы в случае необходимости подтвердить обоснованность увольнения по утрате доверия, заручитесь документами, из которых будет понятно, почему вы больше не доверяете своему работнику (например, решение суда о привлечение работника к уголовной ответственности).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Можно уволить за утрату доверия сотрудника, который работает с денежными или товарными ценностями, если в результате его действий работодатель перестал ему доверять. Непосредственное отношение к обслуживанию ценностей должно быть закреплено в трудовом договоре, договоре о полной материальной ответственности или в должностной инструкции.
Но даже если вина доказана, нельзя уволить:
- беременную сотрудницу;
- временно отсутствующего сотрудника (уволить сотрудника возможно после его возвращения к своим трудовым обязанностям);
- несовершеннолетнего при отсутствии согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Увольнение в связи с утратой доверия возможно, если работник причинил прямой ущерб имуществу работодателя, то есть наличное имущество уменьшилось в количестве или его состояние ухудшилось. При этом виновному придется компенсировать восстановление или полностью возместить ущерб. Но помните, что упущенную выгоду взыскать нельзя.
Кроме того, сотрудника можно уволить по утрате доверия, если тот совершил противоправные действия, не связанные с исполнением должностных обязанностей. Работодателю при этом необходимо установить факт преступления и получить копию приговора суда, которым установлена вина работника.
Шаг 1. Работодатель фиксирует факт совершения виновных действий в виде служебной записки или докладной, поскольку унифицированная форма отсутствует.
Шаг 2. Работодатель приказом создает комиссию для проведения служебной проверки в составе не менее трех человек. В приказе фиксируется дата, цель создания комиссии, ее полномочия, срок ее деятельности, Ф.И.О. и должности сотрудников, входящих в ее состав. Члены комиссии знакомятся с приказом под подпись.
Основанием внесения записи в трудовую книжку является приказ. Записи оформляются по следующим правилам:
- в графе 1 указывается порядковый номер вносимой записи;
- в графе 2 — дата увольнения;
- в графе 3 — причины и основания увольнения в формулировке, точно повторяющей формулировку приказа;
- в графе 4 — реквизиты приказа (распоряжения) об увольнении.
Запись в трудовой за период деятельности у работодателя заверяется его подписью или подписью лица, являющегося ответственным за ведение трудовых книжек, печатью (при ее наличии), а также подписью самого работника.
Сотрудник, который увольняется по причине утраты доверия, должен получить выплаты, которые положены любому другому увольняющемуся, т. е. получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск, иные выплаты, если они предусмотрены договором. Сумму ущерба, которая не превышает среднемесячный заработок, можно удержать из увольнительных выплат (если прошло не более месяца со дня установления размера ущерба).
Что следует понимать под утратой доверия, не определено ни в Законе N 79-ФЗ, ни в ТК РФ, поэтому в каждом конкретном случае представитель нанимателя самостоятельно решает данный вопрос, исходя из характера должностных обязанностей гражданского служащего, сложившейся ситуации, обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об утрате доверия, а также личностных и деловых качеств гражданского служащего.
Как уволить работника в связи с утратой доверия
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В это время не включаются периоды:
- временной нетрудоспособности;
- пребывания в отпуске;
- других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам;
- проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Что же считать днем совершения действий, влекущих утрату доверия со стороны представителя нанимателя? Минздравсоцразвития в Письме от 29.07.2008 N 2647-17 разъяснило, что днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.
Однако со словами «день совершения проступка приравнивается ко дню его обнаружения» согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ устанавливает разные сроки применения взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка.
В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.
Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.
Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.
Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.
Недоверие руководство вправе выразить только ответственным работникам. То есть тем, кто занимает руководящие должности или непосредственно имеет дело с обслуживанием товарных или денежных ценностей. Например, допустимо больше не верить в честность бухгалтера или продавца, но нельзя расстаться по этой причине со слесарем или сантехником. И никаких субъективных моментов в этом нет — все четко прописано в п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но и таких сотрудников нельзя уволить за утрату доверия в некоторых ситуациях. Например, разорвать трудовые отношения с беременной женщиной (ст. 261 ТК РФ) или несовершеннолетним работником (ст. 269 ТК РФ). Правда, несовершеннолетнего уволить все же можно, если он совершил хищение, кроме того, с несовершеннолетним запрещено заключать договора о полной материальной ответственности. Кроме того, иммунитет есть у сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном, но только до их окончания.
Нужно иметь в виду, что уволить по недоверию руководство вправе только в том случае, если у него есть подтверждающие документы, которые доказывают, что непосредственно этот человек обслуживал материальные ценности. Например, такие документы: трудовой договор и договор о материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).
Итак, работодатель вправе начать процедуру увольнения, если человек подпадает под нужную категорию, и при этом:
- берет или вымогает взятку;
- получает «откаты»;
- совершает любые действия, которые приводят к хищению или утрате денежных и материальных ценностей, или угрозе таких событий;
- совершил уголовное преступление или противоправные действия, даже не связанные с его служебными обязанностями (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2.
Информация о государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения и уволенных по статье «утрата доверия», вносится в реестр, который размещается в интернете в открытом доступе (ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Рассмотрим порядок увольнения по утрате доверия и то, как это оформить, не нарушая законодательство.
Утрата доверия к госслужащему: увольнение или дисциплинарное взыскание?
Любой гражданский или муниципальный служащий получает при увольнении расчет. Сам расчет может включать в себя:
- основные выплаты при увольнении (зарплата, отпускные);
- дополнительные (различные премиальные и надбавки);
- наличие материального взыскания.
Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.
Требуется помнить, что расчет должен быть произведен не позднее дня увольнения, прописанного в приказе, так как невыполнение такого правила является нарушением уже со стороны работодателя.
Все выплаты и взыскания должны быть занесены в расчетный листок, который выдается совместно с остальной документацией.
На основании п. 7 ст. 81 ТК РФ. под данную категорию попадают материально-ответственные лица. Их деятельность может быть связана с приемом, выдачей, пересчетом товарных ценностей (или денежных средств).
В большинстве случаев работодатель заключает с сотрудником договор о материальной ответственности. Судебная практика показывает, что при отсутствии договора увольнение по утрате доверия может быть реализовано.
Есть много случаев, когда несправедливо уволенный сотрудник обращается в суд и уполномоченные органы удовлетворяют его иск. Пример: гражданка Петрова работала бухгалтером в банке.
В ее отношении было возбуждено уголовное дело. На основании ст. 170 УК РСФСР Петрову отстранили от обязанностей бухгалтера. Зам.
председателя учреждения создал приказ об увольнении данной гражданки на основании п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ.
Пострадавшая подала иск в суд для того, чтобы восстановиться на рабочем месте. Вначале иск был отклонен, затем судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила ее протест и создала указ о восстановлении Петровой на прежнюю должность.
В соответствии с п. 7 положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, Петрова была уволена незаконно.
Работодатель не вправе возлагать на бухгалтера материальную ответственность за денежные средства и ценности.
Увольнение работника в связи с утратой доверия происходит по разным причинам.
Если он незаконно получает плату за определенный товар, осуществляет услуги, например продает товар со склада или из подсобных помещений, администрация вправе уволить его на основании нарушения трудового договора.
К неправомерным деяниям также относится обвешивание, обман потребителей, взяточничество, нарушение правил работы с кассовыми машинами.
Доверие — убежденность одного лица в честности и порядочности другого. Есть много оснований для того, чтобы усомниться в человеке. Когда работодатель принимает на работу конкретного гражданина и возлагает на него материальную ответственность, он, как правило, уверен в добропорядочности. Если сотрудник не выполняет конкретные правила, он наносит (или рискует нанести) ущерб предприятию
Увольнение по недоверию случается часто. Перед тем как принимать решение уволить конкретного гражданина, нужно понять умысел деяния, которое нанесло ущерб предприятию. Одно и то же действие может совершаться намеренно или без злого умысла (халатность).
Администрация должна соотнести действия сотрудника с нормами поведения, регламентированными в договоре. Вина гражданина может быть прямой и косвенной. Если человек намеренно совершил действие, нанесшее ущерб предприятию, он считается прямым соучастником злонамеренного деяния. Если данный гражданин не предотвратил злонамеренные действия, он считается косвенным соучастником.
Увольнение за утрату доверия часто связано с халатностью — явлением, когда сотрудник недостаточно серьезно относится к своим обязанностям. В данном случае он может игнорировать важные правила и предписания.
Например, если сотрудник, на которого возложена материальная ответственность, неправильно хранит деньги, товары, нерационально использует оборудование или же помещение для хранения, работодатель вправе уволить его из-за потери доверия.
Работодатель вправе освободить сотрудника от занимаемой должности за то, что он неподобающим образом хранит ключи или вслух проговаривает факты, о которых лучше промолчать.
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
Увольнение в связи с утратой доверия инициируется работодателем. Норма применяется редко, но возможность расторжения трудовых отношений с данной формулировкой утверждена законодательно и закреплена в статье 81 ТК (п.7 ч.1)
С полным списком должностей, с которыми трудовые отношения оформляются договором о материальной ответственности, можно ознакомиться в Постановлении Минтруда № 85 (от 31.12.2002 г).
Статья 81 ТК защищает прежде всего интересы работодателей. Применяется нормативный акт в целях сохранения имущества предприятия и предотвращения событий, связанных с нанесением ущерба со стороны подчиненного.
Но отстранить сотрудника от работы непросто, так как для прекращения сотрудничества должны быть веские причины.
Выделим самые распространенные основания для расторжения трудовых отношений в связи с утратой доверия:
- Взяточничество.
- Использование в корыстных целях служебного положения.
- Воровство, умышленное уничтожение имущества организации, неправомерное списание ценностей.
- Искажения или скрытие информации о получении доходов.
- Приписки количества товара, не имеющегося в наличие.
- Бездействие, повлекшее убытки и недостачи.
- Списание продукции, которая по качественным характеристикам не подлежит данной процедуре.
- Пособничество преступлению.
- Возможное нанесение ущерба материальным ценностям фирмы.
Причиной утраты доверия становятся как умышленные действия работника, так и доказанные факты халатности и небрежности.
Для госслужащих действуют особые основания для расторжения трудовых отношений. При совершении дисциплинарных проступков к таким лицам не применяются служебные взыскания, но согласно статье 59.2 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе» существуют основания, которые считаются достаточными для увольнения.
Недоверие к госслужащему может возникнуть по причине разглашения конфиденциальной тайны, игнорирования исполнения обязанностей, незаконной предпринимательской деятельности, открытия счетов в иностранных банках, непредоставления данных о личных доходах и т.д. Если при проверке факты совершения проступка, порочащего представителей военных, силовых структур и государственной службы будут доказаны, договорные отношения с виновным прекращаются.
Что вам нужно сделать для расторжения договора в связи с утратой доверия к работнику:
- Зафиксировать нарушение.
- Создать комиссию для служебного расследования.
- Потребовать с подчиненного объяснительную записку.
- Издать приказ об увольнении.
- Заполнить трудовую книжку и личную карточку.
- Выдать документы и расчетные.
Рассмотрим пошаговую процедуру и особенности детально.
В ТК РФ нет понятия «служебного расследования». Но, чтобы установить виновное лицо, причины проступка и другие обстоятельства, вам нужно назначить комиссию для проведения такого расследования. В ее состав могут входить любые сотрудники, но обычно этим занимаются:
- кадровик;
- юрист;
- бухгалтер;
- заместитель руководителя.
В состав комиссии должно входить минимум три человека. О ее создании издается приказ, в котором отражается следующая информация:
- название компании;
- Ф.И.О., должности членов комиссии;
- задачи;
- Ф.И.О., должность лица, совершившего проступок;
- основание расследования: докладная записка, акт инвентаризации, и пр.;
- срок проведения расследования;
- дата и подпись.