При каких заболеваниях дают инвалидность детям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При каких заболеваниях дают инвалидность детям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия); вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);

нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

4. Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям:

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов. Значения максимально выраженных нарушений функций организма указаны в приложении к настоящим классификациям и критериям.

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

8. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

10. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к трудовой деятельности;

ж) способности к обучению.

11. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

ХОБЛ и COVID-19: кратко о взаимосвязях и подходах к оказанию медицинской помощи


Обновлена классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека. Предусмотрены 4 степени стойких нарушений функций организма. Они выделены на основе количественной системы оценки степени выраженности нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100 (с шагом в 10%).

Приведена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Она содержит наименования болезней, травм или дефектов и их последствия; клинико-функциональную характеристику стойких нарушений функций организма и соответствующую количественную оценку степени их выраженности.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий не изменились. Критерии установления групп инвалидности также остались прежними.

10 сентября 2021 года

Жители столичных домов-интернатов приняли участие в инклюзивном фестивале ездового спорта «Олимпийские звездочки»

8 сентября 2021 года

Путь от всероссийских соревнований до Паралимпиады: какими видами спорта занимаются москвичи с инвалидностью

7 сентября 2021 года

Научить общаться с миром: как победитель конкурса грантов для НКО «Москва — добрый город» помогает детям с аутизмом

3 сентября 2021 года

Как особенных детей учат готовить в столичном семейном центре

3 сентября 2021 года

Логопед приедет на дом: как мобильная служба реабилитации помогает москвичам с нарушениями речи

3 сентября 2021 года

К категории ребенок-инвалид относятся пациенты несовершеннолетнего возраста с заболеваниями, из-за которых не могут самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, обучаться и выполнять другие функции. Когда они достигают совершеннолетия, проходят медицинскую комиссию. Если есть показания, дают группу. Инвалиды детства после 18 лет получают особенный статус. Пациентам положена пенсия, медицинское обслуживание, помощь социального работника.

Несовершеннолетний пациент получает категорию инвалидности при наличии заболеваний:

  • психоэмоциональные патологии;

  • заболевания органов чувств, приводящее к снижению или отсутствию функции;

  • физические уродства; нарушение речи;

  • сниженная или полностью отсутствующая функция передвижения;

  • серьезные заболевания внутренних органов;

  • патологии кожных покровов.

Для пациента определяют группу инвалидности.

Первая группа. У ребенка серьезные нарушения формирования и развития внутренних органов. Пациент не может существовать без ежедневной помощи. К первой группе также относятся лежачие и серьезно больные дети-инвалиды.

Вторая группа – ребенок способен выполнить минимальные действия по самообслуживанию без присутствия опекуна при наличии медицинской техники.

Третья группа. Дети имеют ограничения из-за наличия заболевания. Они могут восстановить трудоспособность. Подтверждает наличие заболевания и степень прогрессирования лечащий врач.

Памятка для граждан, делающих выбор: лекарства или денежная компенсация

Пациенту, страдающему заболеванием, приводящему к инвалидности, необходимо пройти ряд медицинских обследований для подтверждения диагноза. К ним относятся лабораторные анализы, инструментальные исследования. Установление группы инвалидности с детства осуществляют независимые врачи и медицинская экспертиза.

Категорию ребенок-инвалид устанавливают медицинской комиссией в следующих случаях:

  • подтверждение основного диагноза, прописанного лечащим врачом;
  • отсутствие результата применяемой терапии;
  • прогрессирование патологии без наличия положительного прогноза;
  • после проведенной операции состояние пациента ухудшилось или не улучшилось;
  • ребенок самостоятельно не может обслуживать себя, для этого необходима периодическая или постоянная помощь окружающих людей;
  • пациенту и родителям необходима социальная защита от государства.

Чтобы подтвердить предыдущее прохождение лечения, родителям или опекунам следует взять с собой все выписки и справки, снимки, данные лабораторных анализов. Их могут сравнить с последними результатами исследований для установления группы инвалидности.

Акт проверки – медицинские документы, состоящие из данных, полученных на медицинской комиссии. Он включает в себя следующие части:

  • титульная – содержит данные о пациенте, его имя, дата рождения, место жительства;
  • общий раздел – дата подачи заявления и вынесения решения, диагноз;
  • в последнем разделе пишут все о заболевании, собранные медицинские справки и данные обследования;
  • под актом ставят подписи члены медицинской комиссии, печать.

Это документ, по которому пациент получает пенсии, льготы и другие виды социального обеспечения.

После вынесения заключения с документом обращаются в Пенсионный фонд, Органы социальной защиты населения. Полученные данные заносятся в дело ребенка. После этого назначают льготы, пенсии, направление на медицинское лечение и бесплатные препараты.

Так как ребенок считается несовершеннолетним, закон государства о детях инвалидах позволяет получить временную группу до достижения 18 лет. После завершения срока следует повторно пройти комиссию для пересмотра дела.

Некоторые родители не знают про категорию ребенка-инвалида, они узнают, какая это группа. В Отделении социального обеспечения и защиты населения рассказывают о предоставляемых льготах и пособиях:

  • ежемесячное получение пенсии;
  • бесплатное медикаментозное лечение, прохождение исследований, реабилитация, хирургические вмешательства;
  • путевки в санатории;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте для пациента, его родственников и социального работника, который его сопровождает;
  • льготная учеба;
  • скидки на предоставление жилья и жилищно-коммунальные услуги.

Размер пенсии зависит от города проживания, так как в некоторых сумма увеличена.

Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Детская инвалидность — перечень заболеваний, сколько платят

На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей — инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

  • комплектовщики;
  • вахтеры;
  • гардеробщики;
  • массажисты;
  • бухгалтеры;
  • операторы call-центра;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры;
  • копирайтеры;
  • программисты и т.д.

Для крупных компаний с числом работников от 100 человек установлена обязательная квота на трудоустройство сотрудников с ограниченными возможностями. Их количество в штате компании должно составлять от 2 до 4% персонала. Из численности для расчета исключаются «вредники», так как, хотя работа инвалидов во вредных условиях труда по ТК РФ не регламентирована, ее запрещают санитарные правила.

Как оформить инвалидность после изменений 2021 года

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А., у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности. Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида. Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред. В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя. Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.

В организации работает сварщик Семенов К., получивший инвалидность 3 группы. В карте СОУТ рабочего места сварщика определен класс 3.2 — вредные условия труда. В соответствии со статьей 209 ТК РФ и СП 2.2.9.2510-09 работодатель обязан создавать работникам-инвалидам допустимые условия труда. Таким образом, ответ на вопрос, может ли инвалид 3 группы работать во вредных условиях труда, звучит отрицательно — не может. Такого работника необходимо немедленно, с даты получения документов об инвалидности, отстранить от работы, а в дальнейшем перевести на безопасное место либо уволить. Аналогично придется поступить, если у организации нет возможности соблюсти требования ИПР работника.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры. В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников. Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лежачие больные имеют право получать бесплатную медицинскую помощь на дому. Территориальная поликлиника должна предоставить необходимые медицинские услуги согласно общим нормативам.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

В Калининграде функции хосписа выполняет государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2» по адресу: ул. Дзержинского, д. 47, телефон (4012) 307401.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЭ (ред. от 03.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36. Паллиативная медицинская помощь

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

Личный опыт: как оформить инвалидность

  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2009 года.
  • Постановление правительства Российской Федерации от 2006 года, в котором отражены условия, при которых несовершеннолетние лица будут считаться недееспособными.
  • Федеральный закон от 1995 года.

Оценка состояния здоровья детей и выявление уровня ограничения их жизнедеятельности осуществляется государственной медико-социальной экспертизой по месту жительства.

Для оформления детской инвалидности, родителям нужно представить следующие документы:

  • Направление, выписанное медицинским учреждением или управлением социальной защиты населения.
  • Заявление, написанное законным представителем ребенка.
  • Документы, свидетельствующие о наличии проблем со здоровьем: история болезни, амбулаторная карта, заключения врачей, выписки из поликлиники.
  • Характеристика из образовательного учреждения, написанная классным руководителем и подписанная директором.
  • Свидетельство о рождении для несовершеннолетних граждан до 14 лет.
  • Удостоверение личности родителя, который подает бумаги на оформление.
  • Справка из жилищно-эксплуатационной конторы, подтверждающая прописку.
  • Дубликаты всей необходимой документации.

Как правило, при прохождении МСЭ, ребенка обследуют следующие врачи:

  • хирург;
  • эндокринолог;
  • ЛОР;
  • невролог
  • окулист;
  • хирург-ортопед.

Следует учитывать, что хирург-ортопед и хирург — это различные специалисты, поэтому посещение каждого из них является обязательным условием. Кроме того, детям необходимо сдать в поликлинике анализы крови и мочи.

Если у ребенка кроме основной болезни присутствуют еще какие-либо заболевания, ему нужно дополнительно обследоваться у других врачей. Медицинская экспертиза обычно проводится по предварительно записи. Если же ребенок проходит ее уже не в первый раз, на нее рекомендуется предварительно записаться до того момента, как у него закончится срок инвалидности.

На комиссию обязательно нужно приходить вовремя и не опаздывать, в ином случае, врачи могут вас и не принять, и тогда вновь придется вставать в очередь, длящуюся в течение месяца, в связи с чем, все результаты анализов могут потерять свою актуальность.

После того как получены заключения специалистов, их вместе с анализами необходимо предоставить участковому педиатру. Врач составит историю болезни, в которой будут указаны все сделанные ребенку прививки; заболевания, которые он перенес, а также поставленные ему диагнозы.

Если он обучается в образовательном учреждении, специалисту также следует представить характеристику из школы, имеющую два печати. Однако здесь могут возникнуть некоторые сложности, особенно, если данный документ нужно передать психиатру, поэтому для его получения рекомендуется сделать предварительный запрос.

В том случае, если у ребенка присутствуют генетически нарушения, родителям необходимо отнести врачебное заключение в психо-неврологический диспансер. Желательно, чтобы педиатр сразу же указал в заключении все рекомендации для лечения ребенка, а также написал, какие необходимо предоставить средства для его реабилитации, так как в дальнейшем это позволит ему получить права на определенные льготы.

После того, как лечащим врачом получены все данные, он передает их на подпись заведующему больничного отделения, у которого вся документация может храниться от 1-3 недель. Заключения медиков, а также список документов, на основании которых было выполнено оформление инвалидности, вносятся в акт МСЭ и хранятся на протяжении 10 лет в архиве.

Документы на инвалидность оформляются в следующих случаях:

  • У несовершеннолетних граждан нарушены в организме основные функции, в результате полученных травм или тяжелых заболеваний (психические, речевые, сенсорные, языковые, статодинамические). Кроме того, у них могут присутствовать заболевания органов пищеварения, дыхания, кровообращения, а также нарушения функций выделения и обмена веществ.
  • В связи с ограничением жизнедеятельности, у детей частично или полностью утрачена способность, ориентироваться в пространстве; контролировать свои действия; осуществлять передвижение и самостоятельно себя обслуживать. У них могут быть также затруднения с общением, обучением и возможностью выполнять трудовую деятельность.

Одна из главных причин, побуждающих родителей оформлять документы на инвалидность — это пенсия, которая предоставляется ребенку государством.

Детям положена выплата материального пособия, предназначенного для ухода за ними и приобретения для них различных лекарственных и технических средств. Несовершеннолетним лицам положены следующие виды льгот:

  • бесплатное лечение в санаториях;
  • бесплатное приобретение медицинских препаратов, выписанных по врачебному рецепту (в том случае, если лечение проводится амбулаторно);
  • право на льготный проезд на воздушных, речных и железнодорожных транспортных средствах;
  • бесплатные поездки в автобусах, троллейбусах и другом общественном городском транспорте (за исключением такси);
  • привилегии на получение различного медицинского оборудования (протезно-ортопедическая продукция, устройства для передвижения и другие изделия).

Следует учитывать, что льготами обладают не только дети с ограниченной жизнедеятельностью, но и их родители или законные опекуны. Им предоставляется возможность работать в сокращенном режиме; получать дополнительные отпуска; оплачивать в меньшей сумме налоги и жилищно-коммунальные услуги.

Женщины, работающие в сельской местности, обладают правом на получение одного в месяц дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы, который им предоставляется по письменному заявлению. Право выхода на досрочную пенсию могут получить следующие граждане:

  • родители или опекуны детей – инвалидов, которые воспитывали их до восьми лет;
  • женщины в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее пятнадцати лет;
  • мужчины, достигшие 55 лет и имеющие стаж не менее двадцати лет.

Привилегии, положенные детям и их родителям также во многом зависят от группы инвалидности, которая определена медицинской комиссией.

Эксперт: Новый приказ Минтруда о назначении инвалидности мало что поменял

  1. 1 группа считается наиболее тяжело формой и устанавливается на два года. Она присваивается детям, который не могут самостоятельно осуществлять за собой уход (одеваться, есть, передвигаться). Как правило, у таких детей возникают сложности при общении со своими сверстниками, а кроме того, им необходим регулярный контроль со стороны родителей.
  2. 2 группа устанавливается на один год. Она предполагает ограничения жизнедеятельности, связанные с трудом и обучением. Дети, имеющие данную форму инвалидности, обычно обучаются в специальных учреждениях.
  3. 3 группа присваивается на год несовершеннолетним лицам, которые способны самостоятельно проходить обучение, общаться и передвигаться, однако обладают замедленной реакцией, плохой ориентацией и нуждаются в регулярной опеке взрослых и их контроле.

Следует учитывать, что группа инвалидности может измениться, если в состоянии здоровья ребенка имеются сдвиги в лучшую или худшую сторону. В этом случае изменяется и размер положенных ему пенсионных выплат.

После завершения обследования, в течение определенного срока, который обычно занимает не более месяца, ребенку выдают документ, в котором указана его форма инвалидности.

После этого, родители должны для оформления пенсии отнести справку в Пенсионный фонд по своему месту жительства. В данное учреждение также необходимо представить следующие документы:

  • свидетельство о рождении и его дубликат;
  • сберегательная книжка на имя ребенка;
  • реквизиты счета в Сбербанке законных представителей несовершеннолетнего лица;
  • удостоверения личности родителей и их копии;
  • СНИЛС родителя и ребенка.

Категория «ребенок-инвалид» должна быть присвоена несовершеннолетнему лицу, не позднее, чем через два года после того, как его инвалидность была подтверждена первично. Как правило, она устанавливается до начала месяца, наступающего вслед за тем месяцем, когда должно проводиться переосвидетельствование, то есть следующая медицинская экспертиза.

После того, как прошло переосвидетельствование, родителям следует проверить все реабилитационные мероприятия, назначенные детям, которые указаны в ИПРИ. Такая программа обычно включает в себя санаторно-курортное лечение, технические устройства и другие средства, направленные на реабилитацию детей-инвалидов.

Однако нужно учитывать, что ежегодное прохождение проверки является необязательным для каждого ребенка. В некоторых случаях дети проходят обследование, позволяющее определить их состояние, один раз в два года.

Если же, несовершеннолетние граждане имеют генетические заболевания, например, такие как синдром Вильямса или Дауна, они могут наблюдаться у врачей не более четырех лет, а затем получают категорию «ребенок-инвалид» до своего совершеннолетия.

Согласно Постановлению РФ от 20.02.2006, № 95, пункт 5, право на присвоение инвалидности при ДЦП имеют дети с:

  • стойкими нарушениями деятельности главных систем организма;
  • ограниченными способностями к жизнедеятельности;
  • потребностью реабилитации и социальной адаптации.

Установить группу инвалидности при ДЦП могут ребенку на период достижения им 18 лет. В этом случае учитывают наличие стойких параличей или парезов конечностей, тяжесть нарушения координации, умственную отсталость на уровне идиотии или имбецильности, глухоту или расстройства зрения.

Некоторым детям группу при ДЦП дают только на 2 года. Это возможно, если у ребенка диагностированы умеренные нарушения координации, умственная отсталость определена на уровне дебильности, есть незначительное снижение остроты зрения и слуха. Состояние ребенка требует физической и социальной реабилитации, но не является препятствием для успешной адаптации к жизни и учебе в социуме.

В зависимости от уровня тяжести физических и психических нарушений определяют группу ДЦП.

Естественно, что поход по врачам для ребенка-инвалида с ДЦП и его родителей становится настоящим испытанием. Но эти процедуры проходят для того, чтобы получить социальные выплаты и льготы. Они станут материальной поддержкой для инвалида с ДЦП, которому требуются значительные средства для лечения и социальной реабилитации. Оформление группы инвалидности при ДЦП дает возможность бесплатного оздоровления в федеральных и региональных санаториях.

Финансовая поддержка ребенку-инвалиду с ДЦП гарантирована федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Она предусматривает:

  • социальную пенсию по инвалидности;
  • ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);
  • улучшение или расширения жилья;
  • обеспечение лекарственными препаратами и путевками на санаторно-курортное оздоровление;
  • предоставление спецсредств – костылей или инвалидной коляски;
  • льготный проезд на общественном и пригородном транспорте;
  • бесплатный проезд один раз в год к месту лечения или реабилитации;
  • право на зачисление в вуз вне конкурса – только для инвалидов ДЦП первой и второй группы.

Основанием для получения инвалидности при ДЦП сроком до 18 лет является наличие у ребенка стойких параличей и глубоких парезов одной и более конечностей, при ярко выраженных нарушениях координации, часто повторяющихся эпилептических припадках.

У детей с нарушением интеллекта учитывают тяжесть расстройства. Получить инвалидность до 18 лет можно при олигофрении в стадии имбецильности или идиотии. Глухота, слепота или снижение остроты зрения до 0,2 также входят в список критериев, при которых инвалидность дают о 18 лет без необходимости повторения МСЭ.

Первую группу инвалидности при ДЦП дают детям с резко выраженными ограничениями физической и интеллектуальной деятельности. У таких детей слабо сформированы или совсем отсутствуют навыки самообслуживания, передвижения, общения, контроля за своими поступками.

Вторая группа инвалидности при ДЦП дается при наличии следующих нарушений:

  • выраженный двигательный дефект;
  • расстройства речи;
  • регулярно повторяющиеся эпилептические припадки;
  • снижение остроты зрения до 0,08;
  • нейросенсорная тугоухость III—IV степени;
  • частичные ограничения в самообслуживании, обучении, передвижении и ориентации.

Если двигательные нарушения у ребенка выражены легко или умеренно, у него сохранены интеллектуальные способности (или снижены до степени дебильности), есть незначительные расстройства координации, в этом случаем ему дают третью группу инвалидности.

Статус ребенка-инвалида при ДЦП определяется при наличии у него ограничений жизнедеятельности любых категорий.

Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.

Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.

ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.

Вернуться к списку

Правовое положение детей-инвалидов и семей, в которых они содержатся, регулирует:

  • Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 1024н.

Указанные документы регулируют вопросы присвоения статуса «ребенок-инвалид», порядок его оформления, критерии присвоения и льготы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]