Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Длительность рабочего дня логопеда в здравоохранении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В справочной правовой системе КонсультантПлюс опубликовано письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N ДГ-1484/07, содержащее, к большому сожалению ЦС Профсоюза, разъяснения, не соответствующие действующему законодательству.
В письме, целью издания которого является, видимо, разъяснение порядка регулирования рабочего времени учителей-логопедов, излишне, а в ряде случае некорректно приводятся положения части 6 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также статьи 333 Трудового кодекса РФ, которые не являются нормами прямого действия для всех педагогических работников, количество наименований которых составляет более 36 согласно номенклатуре должностей*(1). При этом установлено, что положения этих законодательных актов конкретизируются в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда соответствующими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации.
Так, должностные обязанности учителей-логопедов определяются трудовым договором в соответствии с квалификационной характеристикой*(2) должности «учитель-логопед».
Рабочее время учителей-логопедов регулируется п. 2.3 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. N 1601*(3) и определено в виде нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 20 часов в неделю, которая для учителей-логопедов и учителей-дефектологов, а также для педагогических работников, для которых норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет соответственно 24, 25, 30, 36 часов в неделю согласно пунктам 2.4-2.7 приложения 1 к приказу N 1601, одновременно является и их рабочим временем, если фактический объем педагогической работы работников соответствует установленным нормам часов за ставку заработной платы в неделю.
При увеличении или уменьшении у педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3-2.7 приложения 1 к приказу N 1601, объема педагогической работы против норм часов за ставку заработной платы, установленных этими пунктами, продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается.
Следует учесть, что применение к педагогическим работникам, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю предусмотрены пунктами 2.3-2.7, в том числе к учителям-логопедам понятий, согласно которым рабочее время этих работников состоит из нормируемой части и времени выполнения части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, не конкретизированных по количеству часов, является неправомерным.
Такой подход к регулированию рабочего времени установлен только для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, т.е. для педагогических работников, для которых установлена не норма часов педагогической работы, а норма часов учебной (преподавательской) работы, составляющая 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является нормируемой частью их педагогической работы.
Перечень таких педагогических работников предусмотрен пунктами 2.8.1 и 2.8.2. приложения 1 к приказу N 1601.
Следует также отметить, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующую затрат рабочего времени, не конкретизированных по количеству часов, регулируется разделом II приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 года N 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Этим разделом определяются особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей*(4), педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в период тренировочного года или спортивного сезона, к которым учителя-логопеды также не относятся.
Важно учитывать, что ко всем педагогическим работникам, включая учителей-логопедов, для которых пунктами 2.3-2.7 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, не применяются ни пункты 1.3 и 1.4 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом N 1601 (приложение 2 к указанному приказу), ни приложение N 2 к приказу N 1601 в целом, в разделах которого конкретизируется порядок определения учебной нагрузки по конкретным должностям педагогических работников и типам образовательных организаций, к которым учителя-логопеды также не отнесены.
В связи с этим указание в письме от 14 сентября 2020 г. N ДГ-1484/07 на эти пункты, целью которого является разъяснение порядка регулирования рабочего времени учителей-логопедов, является неправомерным.
Исходя из вышеизложенного, убедительно просим Вас, уважаемый Сергей Сергеевич, обратить внимание заместителя Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибова, подписавшего письмо от 14 сентября 2020 г. N ДГ-1484/07, содержащее указанное разъяснение, на необходимость отозвать его из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, дать поручение подготовить взамен разъяснение, соответствующее законодательству, а также принять меры об отзыве данного письма из справочной правовой системы КонсультанПлюс.
Норма рабочего времени логопеда в медицинском учреждении
Представлены новые разъяснения по организации работы и оплате труда учителей-логопедов. Ранее выпущенные разъяснения Минпросвещения должны быть отозваны, поскольку в них неверно применены действующие нормативные правовые акты.
Указано, что рабочее время учителей-логопедов определено в виде нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 20 часов в неделю, которая для учителей-логопедов и учителей-дефектологов, а также для педагогических работников, для которых норма часов педагогической работы за ставку зарплаты составляет соответственно 24, 25, 30, 36 часов в неделю, одновременно является и их рабочим временем, если фактический объем педагогической работы соответствует установленным нормам часов за ставку зарплаты в неделю.
Применение к учителям-логопедам понятий, согласно которым рабочее время этих работников состоит из нормируемой части и времени выполнения части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, не конкретизированных по количеству часов, является неправомерным.
Ко всем педагогическим работникам, включая учителей-логопедов, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты в неделю, не применяется порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре в целом, где конкретизируются правила по конкретным должностям педагогических работников, к которым учителя-логопеды не отнесены.
Законодатель закрепил особое правовое регулирование труда медицинских работников, в т. ч. путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 92 и ч. 1 ст. 350 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)), с учетом положений ст. 251 и 252 ТК РФ, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда. Эти меры направлены на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленные в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Напряженность трудового процесса, присущая медицинской деятельности, медицинским работникам всегда компенсировалась сокращенной продолжительностью рабочего времени и предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 ч в неделю. Для отдельных категорий медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее – Постановление № 101) в соответствии с Перечнями должностей установлена продолжительность рабочего времени – 36, 33, 30 или 24 ч в неделю. Для тех наименований должностей медицинских работников, которые не вошли в указанные Перечни, продолжительность рабочего времени регулируется ст. 350 ТК РФ.
К сведению
Следует обратить внимание на то, что не все работники в медицинской организации относятся к категории медицинских работников. Например, это административно-хозяйственный персонал, которым устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени – 40 ч. Одновременно следует учесть, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого соглашения и коллективного договора по результатам специальной оценки условий труда.
Для определения тех, кто относится к категории «медицинский работник», необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Согласно ст. 2 закона «медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или оное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».
Далее возникает вопрос: а что же такое медицинская деятельность? Ответ также содержит ст. 2 Закона № 323-ФЗ: «медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
Приказом Минздрава России от 25.07.2011 № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, в которой содержатся как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкцией, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, которой придает этому понятию ст. 2 Закона № 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.
Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных подразделений, то в случае, если в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, они осуществляют медицинскую деятельность, они также могут быть отнесены к категории медицинских работников.
В соответствии с п. 1 приложения 2 к Постановлению № 101 врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений: поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов при проведении исключительно амбулаторного приема больных имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.
Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Применительно к медицинским организациям работодатель (главный врач) или уполномоченное им лицо обязан вести графики работ медицинских работников.
В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам равномерно и, как правило, переход из одной смены в другую производится через каждую неделю в часы, определенные графиком сменности. Что касается работников амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, то они переходят из смены в смену через день.
Рациональная организация амбулаторно-поликлинической помощи населению во многом зависит от правильно составленных графиков, которые являются составной частью плана работы поликлиники и ее структурных подразделений. Ими регламентируется время начала и окончания ежедневной работы, количество и продолжительность рабочих смен, их чередование и календарь выходных дней медицинского персонала. Графики составляются на определенный учетный период по структурным подразделениям, группам персонала (врачебный, средний, младший и т.д.) и по каждой занятой должности (основной, совмещаемой и замещаемой, совместительство) раздельно.
Длительность смены (продолжительность работы в течение дня) в различные дни недели может отклоняться от установленной продолжительности рабочего дня, но сумма продолжительности всех смен за месяц обязательно должна соответствовать месячному балансу рабочего времени. Длительность одной смены не должна превышать 12 часов. Продолжительность перерыва между сменами не может быть меньше двойной продолжительности рабочей смены. Количество выходных дней в месяц у каждого работника должно соответствовать количеству выходных дней, предусмотренных по календарю. В графиках необходимо отражать регистрируемые виды работ, выполняемые врачом: прием в поликлинике, в том числе – диспансерный, посещения на дому, и другая профилактическая работа.
Графики сменности доводятся до сведения работника. Как правило, не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.
Время переодевания перед началом и после окончания рабочего дня (смены) не входит в учет рабочего времени.
Особенности регулирования труда медицинского работника: рабочее время
В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) медицинскому работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Однако, на тех работах, где по условиям труда предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и питания в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Данная норма применима и для медицинских работников, имеющих как 6,5-часовой так и более сокращенный рабочий день.
Пример
Для медицинских работников, работающих на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи, где установить точное время для приема пищи и отдыха невозможно, в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается приблизительное время, например, с 13.00 до 16 часов. Аналогичный подход используется в правилах внутреннего трудового распорядка и для водителей скорой медицинской помощи.
Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час как для работников с нормальной продолжительностью рабочего времени, так и для тех, кто работает на условиях сокращенного рабочего времени (в т. ч. это касается медицинских работников), независимо от основания его сокращения. Однако, следует помнить, что продолжительность работы в ночное время (в т. ч. и медицинским работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени) уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (т. е. продолжительность работы (смены) в ночное время на один час не сокращается) в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список этих работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Если нерабочий праздничный день следует после выходного дня, то рабочий день, предшествующий этому выходному дню, не подлежит сокращению. Если на неделю приходится предпраздничный день, норма рабочего времени на этой неделе соответственно корректируется. Это правило применяется как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Основной формой компенсации переработки в предпраздничный день в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), является предоставление работнику дополнительного времени отдыха. Компенсация такой переработки должна быть предусмотрена в графике сменности. Если в организации этот вопрос не урегулирован графиком сменности или коллективным договором, то дополнительное время отдыха предоставляется по соглашению сторон. Замена переработки оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, допускается лишь с согласия работника.
Трудовая функция по дежурству медицинских работников, выполняемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, аналогична трудовой функции по дежурству медицинских работников, выполняющихся по графику.
В соответствии с нормами ТК РФ трудовая функция работника должна быть определена в трудовом договоре. Любые работы, являющиеся дополнением к ней, также должны найти отражение в трудовом договоре. Исходя из этого принципа, можно прийти к выводу, что дополнительные виды работ, указанные, в частности, в подпункте «ж» п. 2 постановления Минтруда России от 30.08.2003 № 41 могут быть оформлены либо как совмещение профессий (должностей), либо как совместительство, например, внутреннее, при наличии должностей в штатном расписании медицинской организации.
Как, указывалось выше, дежурства медицинских работников являются специфической работой и, безусловно, должны быть оформлены в рамках трудового договора. В таком случае заработная плата за дежурства также должна входить в средний заработок медицинских работников.
Однако, надо иметь в виду, что в соответствии с ТК РФ любая дополнительная работа или вид работы производится только с согласия самого работника. Например, часто задают вопрос о правомочности привлечения врачей амбулаторно-поликлинических подразделений больничных учреждений, диспансеров, родильных домов и др. к дежурствам в стационарах. Такие дежурства возможны только с личного согласия самого работника и, если такие функции записаны в должных обязанностях медицинского работника.
Что касается привлечения медицинских работников, работающих в стационарах, к дежурствам по стационару, то такие функции также должны быть учтены в должностных обязанностях работника.
Руководитель медицинской организации может в пределах своих полномочий утвердить норму нагрузки работнику.
В 2013 г. в ст. 350 ТК РФ были внесены изменения, которые устанавливают, что в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.
К данному виду деятельности медицинские работники привлекались и ранее, однако соответствующая норма была отменена в 2008 г., поскольку противоречила действующему трудовому законодательству, и до 2013 г. в законодательстве отсутствовало юридическое определение понятия дежурства на дому.
Но специфику деятельности медицинских работников никто не отменял, и медицинская организация обязана была оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме и обеспечивать бесперебойную работу организации в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и др. Поэтому в 2011 г. последовало поручение Председателя Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать проект федерального закона о внесении изменений в ТК РФ, закрепляющий особенности труда врачей и среднего медицинского персонала при осуществлении ими дежурства на дому.
В ст. 350 ТК РФ дается определение дежурства на дому – это пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).
Кроме того, устанавливается, что при учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Следует обратить особое внимание на то, что дежурства вводятся только с согласия работника.
Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому».
Медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.
(в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)
Во исполнение пункта 13 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 — 2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г.:
1. Утвердить прилагаемое примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — примерное Положение).
2. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при организации работы по обеспечению оказания логопедической помощи обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться настоящим Положением.
Заместитель Министра
Д.Е. ГРИБОВ
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 августа 2020 г. N Р-75
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ .
Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) — 12 указанных обучающихся;
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) и от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494). (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения N 2 и N 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2
к Примерному положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. «__» _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося __________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «__» _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
Правила поведения пользователей на сайте
Напомним, что рабочее время – это время, когда работник в соответствии с условиями трудового договора должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, приравниваемые в ряде случаев к рабочему (время простоя, командировки, перерывы на прием пищи и т.д.) (ч. 1 ст. 91 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ). Общая продолжительность рабочего времени для всех работников не должна превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).
Для медицинских работников эта величина ниже – не более 39 часов рабочей нагрузки в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ). Однако и из этого правила есть немало исключений. В зависимости от отрасли медицины, в которой трудится врач, от занимаемой им должности, специфики работы, наличия вредных и опасных факторов, предельная продолжительность рабочего времени может быть еще ниже, вплоть до 24 часов в неделю. Эти особенности установлены постановлением Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» от 14.02.2003 № 101 (приложения 1, 2, 3). Для удобства восприятия мы представили их в виде таблицы.
Продолжительность рабочего времени | Медицинская деятельность (специальность) |
---|---|
36 часов в неделю | Работа в инфекционных и кожно-венерологических отделениях Работа в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, центрах, отделениях, палатах) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Работа в лепрозориях Медпомощь пациентам с психическими заболеваниями Медпомощь, обслуживание и уход за детьми-инвалидами, умственно-отсталыми детьми, с поражениями ЦНС Работа, связанная с сероводородными и сернистыми ваннами, грязелечением Освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями Работа на станциях скорой помощи Вирусологи, бактериологи, эпидемиологи при работе с особо опасными инфекциями Работа в противочумных учреждениях Работа на станциях переливания крови Работа в лечебно-исправительных учреждениях для принудительного лечения лиц, больных наркоманией, алкоголизмом Работа в барокамерах, кессонах, боксах Микрохирурги, микрососудистые хирурги Работа с рентгеновским излучением, лучевой терапией Работа с нейронными источниками, линейными ускорителями, открытыми радиоактивными источниками |
33 часа в неделю | Врачи, ведущие исключительно амбулаторный прием больных Работа полный день на генераторах ультракоротковолновой частоты мощностью выше 200 Вт Стоматологи |
30 часов в неделю | Работа с туберкулезными больными, включая их освидетельствование Работа в патолого-анатомических учреждениях и отделениях Судмедэксперты Деятельность, связанная с заготовкой и консервацией трупной крови Работа с гамма-излучением, рентгеном, флюорография |
24 часа в неделю | Врачи, непосредственно осуществляющие гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях |
Работодателю при определении продолжительности рабочего времени конкретных медработников, нужно учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам спецоценки условий труда (ч. 2 ст. 92 ТК РФ).
Не стоит забывать о том, что на медработников распространяются и общие основания сокращения рабочего времени, предусмотренные ст. 92 ТК РФ:
- работники в возрасте от 16 до 18 лет, а также инвалиды I и II группы могут быть заняты не более 35 часов в неделю;
- работники, условия труда которых в результате спецоценки отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, и женщины, трудящиеся в сельской местности, — не должны работать более 36 часов в неделю (ст. 263.1 ТК РФ).
В зависимости от специфики деятельности медицинской организации врачи и медсестры могут работать в разных режимах. Наиболее распространены следующие:
- Пятидневная рабочая неделя с двумя выходными.
- Сменный график работы.
- Ненормированный рабочий день.
- Дежурство на дому.
Рассмотрим особенности этих режимов подробнее.
Такой режим удобен и оптимален для медработников поликлиник, женских консультаций, центров планирования семьи и других учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную и плановую медпомощь.
Продолжительность ежедневной работы при пятидневке определяется путем деления недельной нормы на количество рабочих дней (см. приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н). Например, при недельной норме 36 часов дневная норма составляет 7,2 часа; при недельной норме 24 часа – дневная норма 4,8 часа и т.д.
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрено и увеличение продолжительности ежедневной работы медработника, однако в любом случае недельная норма должна быть соблюдена (39 часов или меньше). В то же время нужно учитывать, что если по результатам спецоценки условий труда деятельность медработника относится к вредным или опасным условиям труда, то ежедневная работа не должна продолжаться более 8 часов при 36-часовой неделе; 6 часов – при 30-часовой неделе и менее. Коллективным договором или отраслевым соглашением, либо допсоглашением к договору при согласии работника может быть предусмотрено увеличение ежедневной работы до 12 и 8 часов соответственно (ст. 94 ТК РФ).
Работа медработников посменно практикуется в медорганизациях непрерывного обслуживания (стационарах, отделениях скорой помощи, травмпунктах и т.д.), то есть там, где медицинская помощь требуется постоянно и круглосуточно.
В этом случае главным врачом медорганизации утверждается график сменности, который составляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и доводится под роспись до сведения сотрудников. Возможно введение 2, 3 или 4 смен в течение суток (ст. 103 ТК РФ).
Форма графика сменности законодательством не установлена, поэтому он составляется руководством в свободной форме. В нем должно быть предусмотрено начало и окончание смены, ее продолжительность, время отдыха между сменами.
График сменности должен составляться с учетом следующих моментов:
- продолжительность рабочей недели не должна превышать норму (39 или менее часов); при суммированном учете, нужно соблюсти норму для учетного периода (месяца, квартала, года);
- продолжительность междусменного отдыха должна быть не меньше двойной смены, а еженедельный непрерывный отдых — не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).
Логопеды здравоохранения -не педагоги. Такое возможно ???
Специфической формой занятости врачей является так называемое дежурство на дому (ч. 4, 5 ст. 350 ТК РФ). Оно заключается в том, что врач находится дома, но полноценно не отдыхает, а ожидает вызова от пациента и готов в любую минуту выехать для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи.
Привлекать к таким дежурствам врачей можно только с их согласия.
Учет рабочего времени при осуществлении дежурств на дому осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н (далее – Положение). Согласно ч. 6 ст. 350 ТК РФ, п. 3 Положения при учете работодателем рабочего времени каждый час дежурства на дому учитывается как полчаса работы в медицинской организации; время следования в пути и время оказания помощи – как час работы. Общая продолжительность рабочего времени должна оставаться сокращенной и не превышать максимальную величину для данного работника.
Время ожидания вызова считается рабочим и должно оплачиваться даже, если вызов не поступил. Невключение времени ожидания вызова в рабочее время является нарушением со стороны работодателя (см., например, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.05.2015 по делу № 33-5381/2015).
Для дежурств на дому работодатель должен ввести суммированный учет рабочего времени (п. 2 Положения). Для его организации необходимо внести соответствующие положения в правила внутреннего трудового распорядка и трудовой договор с работником, утвердить график дежурств, ознакомить с ним медработников и учесть мнение выборного представительного органа при его наличии. При суммированном учете можно не соблюдать продолжительность рабочего времени за день и неделю. Главное – соблюсти общую норму за учетный период, который может составлять от 1 месяца до года, а если работа связана с вредными или опасными условиями, то до 3 месяцев (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
Приведем пример. Продолжительность рабочего времени врача – 36 часов в неделю. При этом 26 часов он должен находиться в клинике, а 20 часов дежурить на дому. Каждый час дежурства учитывается как полчаса рабочего времени (10 часов), следовательно, всего в месяц при отсутствии вызовов врач проработает 26+10=36 часов. Если врач был вызван на работу дважды за месяц и потратил в общей сложности на дорогу и оказание помощи пациенту 6 часов, то продолжительность дежурства составит 6+(20-6)/2=13 часов, а не 10. Работодатель должен учесть это и уменьшить количество часов дежурства на дому в этом месяце либо количество рабочих часов в клинике. В противном случае нормальная продолжительность работы в неделю будет превышена.
Нормативными актами субъектов РФ могут предусматриваться особенности оплаты труда медиков во время дежурств на дому. Так, постановлением Правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области» установлено, что в случае вызова работника в учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета должностного оклада (ставки) с учетом повышений в связи с выполнением тяжелой работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за фактически отработанные часы, с учетом времени переезда. Доплата за работу в ночное время производится только за фактическое время, затраченное на оказание медицинской помощи, с учетом времени переезда (п. 7.2 постановления).
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2014 года N 1601
1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2014 года N 1601
2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:
1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
1-4 классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;
русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;
физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;
иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
- Игры для безречевых детей
- Комплексы пальчиковой гимнастики
- Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом составления рассказов по серии сюжетных картинок
- Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика
- Заикание. Примеры
Логопедические занятия проводятся подгруппками и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей.
Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5—6 человек, продолжительность занятий с ними — 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4—5 человек, продолжительность занятий — 45 мин. Дети с ринолалией — по 2—4 человека, длительность занятий 40—45 мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3—4 ребенка, и заниматься с ними надо 40—60 минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4—6 чел. в течение 45—60 мин.
Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20—30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить.
Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2—3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы.
Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания. Согласно примечанию 2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) являются должностями педагогических работников.
Наименование должности „Логопед“ в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Кроме того, 6-часовой рабочий день установлен: — среднему и младшему персоналу ВТЭК для психически больных; — врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи и эвакуацией психически больных, а также водителям автомобиля при одновременном выполнении ими обязанностей санитара при эвакуации психически больных. 4. В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса РФ основной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней, а на основании ст.
120 Трудового кодекса продолжительность ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается; при этом подчеркнуто, что нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
384 юриста сейчас на сайте Добрый вечер!
Я работаю в должности логопеда психоневрологического отделения детской клинической больницы. Мне предоставляют отпуск только в количестве 28 календарных дне,мотивируя тем,сто постановление 466 касается только работников образованиях или организаций,которые проводят обучение.
Но Авель согласно Приложениях Постановлению 466 п.2 раздел 1V ,педагогические работники,работающие в организациях,осуществляющих лечение имеют право на ежегодный оплачиваемой отпуск продолжительностью 56 календарных дня .
В медицинских организациях логопедам за ставку заработной платы устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы в размере 18 часов в неделю, а продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 дней.
Обоснование: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, предусмотрены должности «учитель-дефектолог», «учитель-логопед (логопед)» с общей квалификационной характеристикой. При этом указано, что наименование должности «логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения.
В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 2.8.1 п. 2.8 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
в медицинских организациях логопедам за ставку заработной платы устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы в размере 18 часов в неделю. Таким образом, полагаем, что данная норма распространяется на логопедов учреждений здравоохранения. Кроме того, в Приложении N 11 к Приказу Минздрава России от 28.12.1998 N 383
«О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
установлены Нормы нагрузки логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 разд. IV Приложения к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466
«О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
педагогические работники, должности которых указаны в разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 (далее — Номенклатура должностей), работающие в организациях, осуществляющих лечение, имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
При этом должность «логопед» указана в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей. Организация, которая в качестве основной деятельности осуществляет медицинскую деятельность, является медицинской организацией.
Исходя из взаимосвязи положений п.
п. 3, 4, 8, 10 и 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
медицинская организация является организацией, осуществляющей лечение. Таким образом, логопед, работающий в медицинской организации, имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
Это только свидетельствует о вольной трактовке руководством медицинских учреждений на местах документов о нормативах труда и отдыха логопеда (системы здравоохранения). Порядок исполнения Приказов Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты РФ нарушается!
Прикрепляю к письму действующие документы, которые Вы можете использовать, как доказательную базу при общении с администрацией Вашего учреждения. По поводу Сертификата: данный документ должен выдаваться государственным органом и там же подтверждаться.
Все остальные документы считаются нелегитимными!
С уважением, Светлана Николаевна в консультативно-диагностическом центре Национально-научно-практического центра здоровья детей.
В медицинских учреждениях логопедов исключили из педагогов, но так и не приняли в медики. В результате логопеды числятся в больницах и поликлиниках в графе “прочие” — наряду с сантехниками — и полностью зависят от главных врачей. В профсоюзе работников здравоохранения РФ считают, что самый логичный путь решения проблемы — включить этих специалистов в “Номенклатуру должностей медицинских работников. ”, а их особые условия работы прописать в других нормативных актах.
Людмила: “Проблема в том, что мы живем в районном центре, где нет логопеда, проконсультироваться не с кем. Мы живем в Республике Бурятия, около оз. Байкал, до столицы Бурятии 500 км. Поэтому вся помощь только от нас, детей. Мы будем пробовать делать гимнастику языка! А как делать массаж языка? Понимаете, я пробовала писать ему буквы, но он их не повторяет, может, не может прочитать? Писать левой рукой тоже не может. Может быть такое, что он не помнит буквы? А вообще понимает всё! После инсульта прошло 4 месяца. Надеемся на лучшее. Мне очень нужны Ваши консультации и Ваша помощь! Заранее благодарна. Спасибо. ”
Все чаще пациенты должны решать проблемы реабилитации родственников после инсультов самостоятельно — специалистов, которые им могут помочь, просто нет. А “Солидарность”, узнав о проблеме, выяснила ее причину и последствия для работников и пациентов, побывав на специализированной конференции.
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Дело в том, что в 2014 году логопеды клиник (нейрореабилитологи), ранее находившиеся в ведении Министерства образования, были переданы под крыло Минздрава. Определенная логика в этом шаге была, ведь суть работы таких специалистов в клиниках — это диагностика и коррекционно-восстановительное обучение пациентов с нарушениями речи, голоса, глотания в результате очаговых поражений мозга. Однако в Минздраве логопедов признать работниками отрасли не удосужились: логопедическая помощь до сих пор не признана медицинской услугой. В результате работу логопедов Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает, и такой специалист не приносит поликлинике никаких денег, а только требует расходов. Поэтому логопеды и становятся первыми в списке на сокращение.
— С прошлого года нас как будто не существует, — говорят логопеды, — в медучреждениях мы рассматриваемся и табелируемся в графе “прочие”, наряду со вспомогательным персоналом — электриками, секретарями. То есть при каждой команде сокращать расходы учреждения оказываемся первыми кандидатами на увольнение.
384 юриста сейчас на сайте Добрый вечер!
Я работаю в должности логопеда психоневрологического отделения детской клинической больницы. Мне предоставляют отпуск только в количестве 28 календарных дне,мотивируя тем,сто постановление 466 касается только работников образованиях или организаций,которые проводят обучение.
Но Авель согласно Приложениях Постановлению 466 п.2 раздел 1V ,педагогические работники,работающие в организациях,осуществляющих лечение имеют право на ежегодный оплачиваемой отпуск продолжительностью 56 календарных дня .
[2]
Подробности в материалах Системы Кадры: Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации Читайте подробнее о по этой ссылке.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; … Статья 31. Организации, осуществляющие обучение 1.
НОРМЫНАГРУЗКИ ЛОГОПЕДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Педагогическим работникам учреждений, не являющимся образовательными, удлиненный отпуск предоставляется на основании постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций». Так, право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня имеют социальные педагоги, воспитатели и др.
работники учреждений, предприятий и организаций. Обращаем ваше внимание, что с введением в действие ТК РФ прежний порядок предоставления отпуска учителям, преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, за первый год работы, который исчислялся пропорционально проработанному в учебном году времени, не применяется, т.к. право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск полной продолжительности за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы.
ТК РФ, говорится об их отпуске. В частности, там сказано, что у каждого учителя он ежегодный и оплачиваемый. А вот по продолжительности отпуск педагогическим работникам положен различный.
Виды отпуска Учителя, работающие по Трудовому Кодексу, выполняют все обязанности, которые им предусмотрены, а потому педагогам предоставляются и все права в объёме, которые изложены в этом законе, в том числе и право на отпуск. Это в первую очередь декретный отпуск, далее — по уходу за ребёнком, а также отпуск за свой счёт и ещё много подобных разновидностей.
И каждый год положен отпуск ежегодный удлинённый и оплачиваемый.
Это доплаты за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, мастерскими или лабораториями, за работу в комиссиях методических и цикловых, а также все остальные выплаты, которые предусмотрены в системе оплаты труда работника образовательного учреждения. Нерабочие и праздничные дни, которые совпадают с отпуском учителя, не оплачиваются и в общее количество дней не включаются.
Совмещение должностей Педагоги нередко выполняют работу на разных участках и совмещают должности, где существует разная продолжительность отпуска. Например, преподаватель физики и воспитатель дошкольной группы в одной и той же общеобразовательной школе.
Трудовой отпуск учителей 56 дней, а воспитателей — 42. Соответственно должны рассчитываться и отпускные. Однако отпуск педагог получит по максимуму, а деньги будут начислены по одному из двух способов.
В преддверии начала массовых отпусков педагогических работников вышло Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (далее — Постановление N 466), которым устанавливается продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков этим лицам. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724, регулировавшее данный вопрос, признано утратившим силу. В статье рассмотрим, какая продолжительность отпусков предусмотрена новым документом. В соответствии со ст. 334 ТК РФ и пп. 3 п. 5 ст. 47 Закона об образовании An error occurred.
Тогда Ваш отпуск будет составлять 56 дней.
Продолжительность рабочей недели педагогических работников согласно ст.333 ТК РФ устанавливается не более 36 часов в неделю.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) являются должностями педагогических работников.
Наименование должности „Логопед“ в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Таким образом, если медицинское учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность, то логопеду устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Если лицензии нет, то продолжительность рабочего времени составляет 40 ч. в неделю.
- 6.5. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. 6.5.1. Первичный прием логопедом
- 7.4.5. Отчет логопеда
- 7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя
- 8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне
- 6.7. РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДОМЕ РЕБЕНКА
- 6.8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ
- 8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
- Поваляева М.А.. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс»2002, 2002
- 6.10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛОГОПЕДОВ
- 8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул
- Раздел 6. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ДЕТСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- 9.10. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
- 8.2. РАБОТА ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дело в том, что в 2014 году логопеды клиник (нейрореабилитологи), ранее находившиеся в ведении Министерства образования, были переданы под крыло Минздрава. Определенная логика в этом шаге была, ведь суть работы таких специалистов в клиниках — это диагностика и коррекционно-восстановительное обучение пациентов с нарушениями речи, голоса, глотания в результате очаговых поражений мозга. Однако в Минздраве логопедов признать работниками отрасли не удосужились: логопедическая помощь до сих пор не признана медицинской услугой. В результате работу логопедов Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает, и такой специалист не приносит поликлинике никаких денег, а только требует расходов. Поэтому логопеды и становятся первыми в списке на сокращение.
— С прошлого года нас как будто не существует, — говорят логопеды, — в медучреждениях мы рассматриваемся и табелируемся в графе “прочие”, наряду со вспомогательным персоналом — электриками, секретарями… То есть при каждой команде сокращать расходы учреждения оказываемся первыми кандидатами на увольнение.
— В данный момент мы наблюдаем тенденции к “оптимизации” количества логопедов, особенно это касается логопедов в поликлиниках. И если несколькими годами раньше в учреждениях здравоохранения Москвы было более 90 логопедов, то сейчас их 35, — констатировал на конференции главврач Центра патологии речи и нейрореабилитации Юрий Фукалов. Он подчеркнул, что признать оказание логопедической помощи в качестве медицинской через ФОМС или суды пока не удается. Вместе с тем во многих регионах, особенно в стационарных клиниках, такое решение было принято локально. И теперь дело за федеральным уровнем.
Сказывается это и на условиях работы логопедов. Сейчас у этих специалистов есть старые “педагогические” преференции — 18 часов педагогической нагрузки в неделю, 56 календарных дней отпуска, оплата коэффициента голосовой нагрузки, доплата за работу с тяжелыми неврологическими больными. Вот только в учреждении правовой статус логопедов в числе “прочих” работников делает их уязвимыми для произвола и несправедливых решений руководства.
— Мне главный врач заявил, что у меня слишком длинный отпуск, и предложил его сократить до 35 дней. Просто потому, что ему такая продолжительность отпуска показалась логичной, — рассказала на конференции логопед из Красноярска. — Я понимаю, что закон на моей стороне, но документов слишком много, и нет единого документа, на который я могла бы сослаться, чтобы отстоять свои права без конфликта и дальнейших судов.
— Проблемы с лишением логопедов дополнительных отпусков возникли из-за вступления в силу с 26 мая прошлого года постановления правительства РФ № 466 (от 14.05.2015), — впоследствии пояснила “Солидарности” Марина Краснорудская, заведующая отделом правовой и социальной защиты профсоюза работников здравоохранения РФ. — В данном постановлении предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников стало связано с наличием у медицинской организации лицензии на образовательную деятельность. В прошлом году проблема с отпусками просто не вставала, потому что постановление вышло тогда, когда уже были утверждены графики отпусков, и изменить их было нельзя. Как выяснилось, руководство медицинских учреждений даже не было в курсе, что теперь из-за наличия в штате логопеда им нужно получать дополнительную лицензию. А пострадать от этого могут работники.
В некоторых учреждениях логопедов, наоборот, решили “исключить из медиков” и лишили доплаты за работу с неврологическими больными. Эту доплату там получают даже санитарки, но не логопеды. Фактически сейчас нет ни единого документа, который характеризовал бы условия труда логопедов, ни ведомства, куда они могли бы обратиться со своими специализированными проблемами, нет даже организационно-методического отдела.
— Мы хотим вырвать из Минздрава формулировку, что логопед оказывает медицинскую услугу, — резюмировал Юрий Фукалов.
В России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно в мире регистрируется около 12 млн инсультов, а в России — более 450 тысяч, то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание. В крупных мегаполисах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки.
При этом показатели смертности населения в России в 4 раза выше, чем в США или Канаде. Среди европейских стран показатель смертности от цереброваскулярных заболеваний самый высокий — в России: умирают 25% пациентов-мужчин и 39% — женщин, и только 10 — 13% пациентов полностью выздоравливают.
По данным из открытых источников
- Продукт номера
- От редстовета
- Новости диетологии
- Слово закона
- Мнение
- Вопрос-ответ
- Стандартизация
- Геронтодиетология
- Практикум
- Тема номера
- Кабинет психолога
- Консультация
- Инновационные технологии
- Риски в питании
- В поисках идей
- Ситуация
- На вкус пациента
- Тайны диетологии
- Вехи истории
- Календарь
- Полезные материалы
- Книжная полка
- Опрос «Вопросы диетологу»
С целью повышения доступности медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) на базе ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» был открыт Региональный сосудистый центр (РСЦ).
Создание системы помощи больным с инсультом позволяет снизить летальность в течение первого месяца заболевания и обеспечить независимость в повседневной жизни у большинства выживших пациентов. Основное внимание уделено мероприятиям, проводимым в течение первых 7 – 10 суток после ОНМК, так как во многом от них зависит исход заболевания и качество жизни пациентов, перенесших инсульт.
Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных вследствие ОНМК функций нервной системы, проводится бригадой специалистов отделения, включающей врачей лечебной физкультуры, врачей восстановительной медицины, врачей по физиотерапии, логопеда, медицинского психолога, и начинается с первого дня госпитализации.
Реабилитация или восстановительное лечение – это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Основным принципом реабилитации является раннее начало, что способствует более полному и быстрому восстановлению нарушенных функций.
Длительность реабилитации зависит от объема и зоны поражения головного мозга.
Использование ряда методов реабилитации – некоторых видов активной гимнастики, психокоррекции (психотерапии), занятий с логопедом и др. также определяется уровнем бодрствования и состоянием сознания пациента.
Деятельность медицинского психолога в соматическом стационаре направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей пациентов, регуляцию психического состояния, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию. Для качественной и продуктивной работы медицинский психолог обязан владеть знаниями психологической и медицинской направленности. Основной задачей в работе является проведение психодиагностики и психокоррекции (психотерапии), что является одним из видов медицинской реабилитации.
Какая норма рабочего времени у логопеда в поликлинике?
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.
Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.
Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.
Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.
Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.
Обратите внимание
Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).
В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.
Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.
Обратите внимание
Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).
Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).
Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).
Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.
В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.
Обратите внимание
Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).
Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:
1. Продолжительность недели:
- пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
- шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
- рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику;
- неполная рабочая неделя;
- сменная работа.
2. Продолжительность рабочего дня:
- ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
- неполный рабочий день (смена);
- гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
- разделение рабочего дня на части.
Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.
Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.
То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.
Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.
Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.
Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1].
Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.
При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.
При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:
Наименование показателя |
Код |
---|---|
Выходные и нерабочие праздничные дни |
В |
Работа в ночное время |
Н |
Выполнение государственных обязанностей |
Г |
Очередные и дополнительные отпуска |
О |
Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам |
Б |
Отпуск по уходу за ребенком |
ОР |
Часы сверхурочной работы |
С |
Прогулы |
П |
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств) |
НН |
Неявки с разрешения администрации |
А |
Выходные по учебе |
ВУ |
Учебный дополнительный отпуск |
ОУ |
Замещение в 1-м – 3-м классах |
ЗН |
Замещение в группах продленного дня С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей. На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено. На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601. Обратите внимание Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601). Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы. На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы. А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ. Обратите внимание Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени. Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день. И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы. Похожие записи: |