Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с кадастрового учета земельного участка со статусом ранее учтенный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Преобразование земельного участка – это:
- раздел и выдел участка;
- объединение участков;
- перераспределение участков.
Пример №1:
На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..
В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».
Если участок был поставлен на учет с временным статусом, т.е. до 01.01.2017 (на основании закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастре…»), то временный статус такого участка перекочует в современный ЕГРН. Такой участок можно снять с учета по основаниями, предусмотренным для снятия с учета временных участков (п. 7 ст. 72 Закона №218-ФЗ).
Временные участки снимаются с учета:
а) По заявлению органа местного самоуправления или иного публичного собственника, если временный участок был образован из земель;
б) По заявлению собственника исходного участка, если временный участок был образован из земельного участка, имеющего собственника;
б) автоматически 01.03.2022.
- Разобрать конкретную проблему и найти выход. Возможно в Вашем случае участок снимать с учета не нужно, а можно применить инструменты, связанные с изменением его границ. Если снятие с учета все-таки единственный путь – обосновать его максимально качественно.
- Составить иск или жалобу в суд, если в Вашей ситуации это имеет смысл ;
- Представлять ваши интересы в суде;
- Если вы из другого региона или из небольшого города и не можете найти земельного юриста поближе – консультировать вас дистанционно по ходу судебного процесса.
Цены на мои услуги:
- письменный разбор Вашей проблемы с направлением ответа на электронную почту — от 10000 руб. (в зависимости от сложности и объема разбираемой проблемы). В ответе обязательно содержатся ссылки на закон и судебную практику, однако “красивое оформление” не выполняется в целях удешевления работы. Подробнее здесь.
- устная личная или телефонная консультация без предварительного изучения Ваших документов — 1500 руб./до 1 часа.
- подготовка иска, отзыва или другого документа в суд по земельному спору — от 12 000 руб. (подробнее здесь)
- представительство в суде по земельному спору от 9000 руб. / 1 судебный день (подробнее здесь)
Я нахожусь в Челябинске, но работаю с клиентами по всей России через интернет.
Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:
- Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
- На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
- ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
- Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
- Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
- По решению суда.
Участок снимается с кадастрового учета по судебному постановлению, когда собственник желает отказаться от него по законным основаниям и если ЗУ долгое время не используется. Это необходимо владельцам, чтобы перестать впустую платить налог за землю, на которой в данный момент не проводится никаких работ (как такой налог рассчитывается по кадастровой стоимости участка мы рассказывали тут, а можно ли по кадастровому номеру и другими способами узнать о наличии задолженности по уплате этого налога, мы рассказывали здесь).
Земельный участок снят с кадастрового учета – что делать в таком случае
Снимать участок с учета в кадастре уполномочена Государственная регистрационная палата (Росреестр). Подойдет территориальный орган по месту регистрации ЗУ. Туда можно обратиться непосредственно, написав и подав заявление вместе со всеми требующимися документами, или же через представителя, который может представить нотариально заверенные доказательства, что он выражает чужие интересы.
Собственник должен явиться сам или его уполномоченное лицо. Родственники или близкие друзья не входят в круг представителей, если это надлежащим образом не оформлено.
Есть еще несколько альтернативных способов, если нет возможности посетить Росреестр лично:
Когда ответственное лицо примет все необходимые бумаги, оно должно произвести первичную проверку документов. Если все верно, то заявителю отдадут расписку с указанием, что заявление принято, и вопрос будет рассмотрен в определенный срок.
Если отправляли документы через Почту России, то расписка о получении придет обратным заказным письмом.
Оператор будет вносить корректирующие или недостающие данные в базу Росреестра, если по каким-то причинам они там не содержались. Далее все документы будут проверены на подлинность, и если окажется, что что-то не соответствует действительности, на этом этапе может последовать отказ (см. ниже).
На всю процедуру с момента подачи заявления и до окончательного ответа должно пройти не менее 18 рабочих дней. После вынесут решение.
Иск рассмотрят только в случае, если нет других вариантов решить все вопросы с Росреестром, или если отказ нарушает права заявителя. По причине недостающей бумажки идти в суд точно не стоит. Бумагу лучше восстановить, но если это невозможно, а орган все равно отказывается удовлетворить требования, решить проблему могут только судебные органы. Все документы нужно нести в местное отделение районного суда по месту регистрации ЗУ.
Порядок действий таков:
- Пишем исковое заявление в установленной форме с четким и однозначным указанием обстоятельств снятия ЗУ с учета и неправомерности отказа в Росреестре.
- Платим госпошлину в 300 руб.
- Вместе с иском нужно предъявить весь пакет документов, который предъявляли в Росреестр, квитанцию об оплате госпошлины, а также решение органа с причиной отказа. Без последней бумаги иск суд не примет.
- Если делу дадут ход, то будет назначена конкретная дата судебного заседания.
- На нем нужно будет озвучить причины судебного иска и конкретные противоправные действия со стороны Росреестра перед судебной коллегией.
- Если суд удовлетворит претензии, он выдаст заявителю на руки выписку, которую потребуется предъявить в Росреестр для дальнейшей процедуры.
- В том случае, если решение будет отрицательным, есть возможность подать апелляцию в областной суд.
Снятие ЗУ с учета в государственном кадастре недвижимости (ГКН) – это юридическое действие, констатирующее утрату участком правоспособности.
После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.
Снятие с государственного кадастрового учета временного земельного участка.
Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:
- При реорганизации ЗУ провести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
- При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.
Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта, ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность данных учреждений равнозначна.
Лица, проживающие в сельской местности, могут переслать заявку с приложением документов заказным письмом.
Заявление пишут лица, пересылающие запрос по почте. Допускается свободная форма, с указанием:
- сведений о регистрирующем органе;
- сведений о заявителе;
- причин снятия ЗУ с учета;
- перечня документации.
В остальных случаях, при личном посещении, заявление принимается на типовом бланке, в который вносятся сведения согласно запросу. Или регистратор сам составляет заявку, передавая ее заявителю в готовом виде для проверки правильности составления и удостоверения личной подписью.
Форма заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Пример заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Перечень прилагаемых документов дается в конце заявления, если оно составляется собственноручно. В иных случаях регистратор принимает их лично, под расписку.
В пакет входят:
- правоустанавливающий документ;
- свидетельство о праве собственности (ином виде права);
- отчет кадастрового инженера, проводящего межевание (при реорганизации ЗУ);
- акт кадастрового инженера (при гибели ЗУ);
- административный акт (при гибели муниципальных земель);
- кадастровый паспорт ЗУ;
Инструкция получения кадастрового паспорта описана в другой нашей статье.
- гражданский паспорт заявителя;
- нотариально удостоверенная доверенность (для представителей).
Доверенность на земельный участок — образец.
При снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, все регистрационные действия проводятся безвозмездно, а государственные пошлины не взимаются.
Оплаты требуют только услуги кадастрового инженера по межеванию или составлению акта уничтожения объекта.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Нюансы постановки и снятия с кадастрового учета регламентирует ст. 70 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.18) «О государственной регистрации недвижимости». Прежде чем подавать документы в официальный орган, необходимо выяснить, как снять с кадастрового учета земельный участок, чтобы не получить отказ.
В случаях, которые определены законом, процедура снятия с учета аграрного надела происходит следующим образом:
- Заинтересованное лицо обращается в регистрирующую инстанцию с заявлением и комплектом документов.
- Сотрудник регистрирует заявление.
- В течение определенного законом срока проводится проверка предоставленных сведений.
- Если информация достоверна, в течение 18 дней сотрудник Россреестра выдаст выписку, подтверждающую прекращение учета земли.
Для того чтобы инициировать процедуру, соискатель должен предоставить ряд документов. В частности, в регистрационную инстанцию следует подать заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка, бланк которого имеет установленную законом форму. В нем нужно указать:
- персональные данные заявителя;
- присвоенный кадастровый номер;
- предпочтительный способ получения выписки: на бумажном носителе, в электронном виде и так далее;
- дату составления;
- перечень документов, приложенных к заявлению.
В комплект документов входит:
- свидетельство о праве собственности заявителя на данный объект;
- акт, подтверждающий права на распоряжение этой землей;
- выписка, подтверждающая наличие обременения на участок.
Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета предполагает несколько способов подачи заявления и комплекта документов. Заинтересованное лицо может выбрать приоритетный вариант и воспользоваться им.
Заявление должно оформляться в местном отделении Росреестра по адресу, где располагается земельный участок.
По инициативе собственника можно не только прекратить регистрацию всего надела целиком, но и снять с кадастрового учета часть земельного участка.
Заявление можно подать в Росреестр следующими способами:
- посредством официального сайта Росреестра (раздел «Электронные услуги). При этом заявитель должен иметь зарегистрированную электронную подпись;
- почтовым отправлением с описью вложения;
- при личном посещении регистрирующего органа. При приеме документов сотрудник Росреестра на каждом из них проставляет дату. Заявителю выдается расписка установленной формы, в которой содержится перечень поданных бумаг, ФИО принявшего их сотрудника и день регистрации заявки.
В Кадастровой палате рассказали, как убрать ошибки из документов на землю
Снятие с кадастрового учета может осуществляться только двумя способами: по заявлению собственника или в судебном порядке. Получив письменный отказ в снятии надела с учета, заявитель вправе подать иск в суд и обжаловать подобные действия.
Истец обязан уплатить государственную пошлину и собрать дополнительные документы, которые в дальнейшем будут предоставлены в регистрирующий орган.
Иск рассматривается в течение 1 месяца, после чего происходит снятие земельного участка с кадастрового учета по решению суда. В этом случае собственник земли получит на руки постановление, на основании которого в течение 10 рабочих дней сведения о наделе будут удалены из кадастра.
Это касается объектов недвижимости, поставленных на учет более пяти лет назад, на которые так и не были официально определены права собственности.
Земельные участки в Российской Федерации подлежат обязательной кадастровой регистрации. В некоторых случаях возникает необходимость изъять из базы Росреестра сведения о конкретном наделе. Для этого у заявителя должны быть веские причины, подтвержденные документально. При наличии заявления и необходимого пакета документов на процедуру уйдет около 18 дней.
В государственном кадастре содержатся все необходимые данные о земельных участках, которые состояли на учете, и о том, в каком состоянии они находятся, какие характеристики имеют, кто является их владельцем. Когда происходит процедура регистрации, каждый объект недвижимости получает свой индивидуальный кадастровый номер, который считается неповторимым, т.е. вы не встретите его больше нигде.
Если вы получили положительное решение, то спустя 10 дней ваш участок будет снят с учета, а вы получите об этом соответствующую выписку. Происходит это только с той недвижимостью, которая была зарегистрирована более пяти лет назад, но права собственности так и не были установлены. Если же вы не приедете за документами через год, то они будут просто уничтожены. Поэтому если речь идет о временном наделе земли, то по истечению пяти лет его снимут с учета и аннулируют его статус. Что касается раздела земли на несколько частей или ее изменения, то снятие не должно занять больше трех дней.
Как снять земельный участок с кадастрового учета?
Чтобы снять объект с кадастрового учета, необходимо предоставить соответствующее заявление. В качестве просителя может выступать только непосредственный собственник имущества.
Однако, если у него нет таковой возможности, это вправе сделать его доверенное лицо. Последнему разрешается действовать только на основании соответствующего документа. Бумага должна быть заверена нотариусом.
Порой объектом владеет сразу несколько человек (долевая собственность). Тогда в процессе снятия его с учета должны принять участие все правообладатели.
Указанное правило распространяется на все недвижимое имущество, включая земельные наделы.
Чтобы снять любой из объектов недвижимости с кадастрового учета, необходимы серьезные основания. Если речь идет об участке землепользования, они таковы:
- Раздел имеющегося надела земли на несколько отдельных участков.
- Совмещение нескольких участков (это допустимо при условии наличия общих границ).
- Права на указанный участок не были зарегистрированы. При этом объект должен был быть поставлен на кадастровый учет до 01/03/2008 г.
- Кандидат на владение данным объектом, который поставил его на временный учет, подал соответствующее заявление. Обязательным правилом для этого пункта является отсутствие регистрации прав на земельный надел на момент подачи заявления.
Ранее объект недвижимости считался временным в случае, если он поставлен на учет, однако регистрация прав собственности еще не была осуществлена. Указанный термин не применим и не имеет силы с 01/01/2017 г.
Расписка отправляется заказным письмом с уведомлением о получении. После ее вручения на оригинале заявления поставят соответствующий штамп с обозначением даты и ФИО обратившегося. Также будет приложена копия поданного заявления, заверенная печатью организации.
Срок отправки бумаг заявителю – не позднее следующего рабочего дня.
Составляя заявление о снятии объекта с кадастрового учета, необходимо подкрепить прошение определенным перечнем бумаг.
Вот они:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
- Бланк заявления, составленный в соответствии с действующим законодательством. Обязательна подпись правообладателя.
- Если земельный надел подлежит разделу (или объединению с рядом расположенным участком), необходимо предоставить соответствующий акт. Для капитальных сооружений потребуется акт обследования.
- Бумаги, подтверждающие права на указанный объект недвижимости. Документ потребуется, если последние были зарегистрированы до 01/01/1998 г.
- Если снятие объекта недвижимости с учета предписано судебным решением, необходимо предоставить соответствующее постановление.
Если вместо собственника обращается его доверенное лицо, потребуется предоставить следующие сведения:
- Оригиналы документов о праве собственности заявителя или бумаги, подтверждающие вещное обременение в его пользу.
- Нотариально заверенная доверенность.
Последнюю допустимо заменить бумагой с упоминанием номера и даты ФЗ, который наделяет обратившегося соответствующими правами и полномочиями.
Ознакомиться с примерной формой заявления и правилами его заполнения можно на специализированных интернет-ресурсах. Сотрудники кадастровой палаты не вправе требовать от заявителя (или его доверенного лица) иных бумаг.
В соответствии с положениями действующего законодательства снятие участка с кадастрового учета чаще всего осуществляется в тех случаях, когда участок прекращает полностью свое существование. К наиболее распространенным основаниям для осуществления такого мероприятия относятся:
- полное прекращение физического существования конкретного земельного участка в силу осуществленных в отношении него трансформационных процедур, например, раздела, перераспределения, объединения и т.д.;
- физическое прекращение существования земельного участка по причине его уничтожения ввиду техногенной или природной катастрофы, нанесшей непоправимый ущерб такому участку;
- прекращение существования сведений временного характера об участке, если таковые сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости;
- участок был ранее учтен в кадастровых базах, однако оформление права собственности на него так и не последовало;
- на участок, поставленный на учет в пределах одного года, не было оформлено установленное обременение права собственности;
- для снятия участка с кадастрового учета вынесено соответствующее решение суда по исковому заявлению собственника участка или уполномоченных органов муниципальной администрации или государственной власти.
Последнее основание чаще всего используется для земельных участков, носящих статус ранее учтенных.
Чаще всего снятие с кадастрового учета земельного участка может потребоваться для того, чтобы такой участок полностью прекратил свое существование с точки зрения объекта возможных имущественных и гражданско-правовых отношений.
Такая манипуляция используется чаще всего в тех случаях, когда земельный участок претерпевает какое-либо изменение, например, участвует в процедуре перераспределения, что влечет за собой возникновение новых земельных наделов.
Снятие земельного участка с кадастрового учета осуществляется в Росреестре как специально уполномоченном государственном органе, осуществляющем учет всех объектов недвижимости в Российской Федерации.
Обращение следует осуществлять только в тот территориальный орган, к которому относится конкретный земельный участок (узнать адрес территориального подразделения можно на сайте Росреестра либо, в случае обращения через многофункциональные центры по территориальной принадлежности, – через сайт таких центров).
Для снятия участка с кадастрового учета потребуются такие документы:
- заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета (образец заявления можно скачать здесь);
- документы на заявителя (паспорт, а в случае, если его интересы представляет доверенное лицо – документы на такое лицо, а также доверенность с указанием тех государственных органов, куда доверенное лицо может обращаться, пределов его полномочий, а также данных о сроках действия такой доверенности);
- документы на участок (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, документы о выполненном ранее межевании в отношении конкретного участка);
- документы, подтверждающие основание для необходимости снять участок с кадастрового учета.
Если речь идет о судебном порядке рассмотрения дела, то потребуется также еще и исковое заявление. Образец искового заявления можно скачать тут.
Вся земля, которая находятся на территории РФ, ставится на кадастровый учет. Эти сведения об участках систематизируются и вносятся в Государственный кадастр недвижимости. В процессе использования участка его площадь, назначение и иные технические характеристики могут претерпевать изменения.
Все эти изменения должны быть отражены в кадастре, так как в противном случае они будут признаны незаконными. Речь может идти, например, о разделе одного объекта недвижимости на 2 равнозначных.
При этом первый, большой участок должен подлежит снятию с кадастрового учета, а два новых — наоборот, будут подлежать постановке на учет.
Кроме этого случая имеется еще и прямое указание законодателя относительно временного земельного участка, которое должно исполняться и такие земельные наделы также подлежат снятию с учета.
Основным нормативным актом в вопросе снятия земельного надела с учета является ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон содержит положения относительно компетенции уполномоченных органов и отвечает на вопрос, почему снимают наделы с учета.
Последствия снятия ЗУ с кадастрового учета заключаются в одном простом правиле: снимать земельный участок с учета без его последующей регистрации в качестве нового объекта недвижимости нельзя.
Участок, который был снят с учета не должен «потеряться»; вместо него либо появляются новые земли, либо он после смены некоторых характеристик вновь получит свой кадастровый номер.
О том, как снять земельный участок с кадастрового учета, расскажем ниже.
Снимать с кадастрового учета земельные наделы, уполномочен Росреестр в лице своих территориальных органов по месту нахождения участка. Однако заявитель по своему усмотрению вправе выбрать один из 4 вариантов обращения:
- Непосредственно в Росреестр посредством личного посещения госоргана и подачи всего пакета документов. В этом случае заявитель может воспользоваться и услугами представителя. Обязательное требование — наличие подтвержденных полномочий.
- Направления бумаг почтой. Как правило, это делается в виде заказного письма.
- Посещение МФЦ. В часы работы организации заявитель предоставляет собранный пакет документов оператору и получает на руки расписку об их принятии.
- Подавать заявление через официальный сайт Росреестра в разделе «Электронные услуги». В этом случае гражданину или организации понадобится усиленная квалификационная подпись, так как иным способом подписать поданные документы невозможно.
Вне зависимости от выбранного способа, пакет документов будет одинаков для всех заявителей. Различия законодатель делает лишь в групповой принадлежности к физическим лицам либо организациям.
Документы, которые предоставляются гражданами:
- Заявление на снятие участка с кадастрового учета. Оно заполняется в соответствии с образцом, предоставленным на выставочном стенде в Палате или в МФЦ в количестве 1 шт. и передается лицу, принимающему документы.
- Паспорт заявителя (оригинал).
- Правоустанавливающие документы на земельный надел. Если в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке, то заявитель должен предоставить еще и копию правоудостоверяющего документа.
Документы, которые предоставляются организациями:
- Заявление о снятии с учета в 1 экземпляре.
- Паспорт заявителя (оригинал).
- Копия доверенности на право представления интересов организации.
- Правоустанавливающие документы на земельный надел.
Важно! Никаких других документов уполномоченное лицо требовать от заявителя не вправе, так как этот перечень бумаг является закрытым. При возникновении вопросов относительно участка, они должны разрешаться путем межведомственного взаимодействия.
Снятие участка земли с кадастрового учета
Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.
Если уполномоченным лицом было принято решение о снятии участка с учета, то не позже 3 рабочих дней все изменения вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Заявителю в кадастровую палату ничего передавать не нужно; все осуществляется в порядке информационного взаимодействия между государственными органами.
Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.
Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.
Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.
Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.
Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса. Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков. При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.
Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:
- 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
- 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
- 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
- 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.
Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.
Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:
- 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
- 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
- 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.
Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку. В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.
После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.
Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.
По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.
Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:
- 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
- 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
- 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
- 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
- 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Исходный земельный участок может быть удалён из общей базы государственного кадастра недвижимости в связи с его преобразованием.
С юридической точки зрения процедура выглядит следующим образом:
- Обратиться в росреестр. Регистратору передать план межевания на новообразованные земельные участки.
- Подать заполненный бланк заявления на прекращение права на исходную территорию, которая подлежала преобразованию.
- Аннулирование записей из общей базы данных на целый надел. Вместо них создаются новые сведения на образуемые объекты.
Аналогичным образом происходит процедура по удалению информации из реестра об исходных наделах в процессе их слияния, перераспределения.
В распоряжении ЕГРН может находиться двойная информация о земельном участке. Быть такая же площадь, адрес, но при этом совершенно разные кадастровые номера. Если на землю ранее не было зарегистрировано право собственности, его дублирующие данные подлежат исключению из общей базы данных.
В противном случае специалисты самостоятельно определят, какой из этих наделов является «ненужным». Для удаления дублирующих сведений, собственник должен обратиться в кадастровую палату и заполнить бланк заявления.
На практике такие случаи встречаются очень редко. Собственники стараются своевременно регистрировать права собственности и проводить межевые работы. Также необходимо регулярно следить за нововведениями, чтобы в последующем не возникало никаких проблем в эксплуатации надела.
Часть на территорию возникает в связи с арендой, образовании зоны, на которой действует особый режим. Участок земли обязательно подлежит межеванию. Он не прекращает своё существование, границы остаются прежними и ему не присваивается идентификационный кадастровый номер.
Информация об этой части участка присутствует в выписки из ЕГРН. По окончанию арендного срока, подлежит снятию с кадастрового учёта. В последствие эту часть можно объединить с другой территорией с целью увеличения общей площади.
Это можно выполнить только по решению суда, иначе не возможно будет удалить территориальные границы из базы ЕГРН. Но при этом, в государственном кадастре недвижимости остаются все текстовые сведения о земле, в том числе и информацию о собственнике. Исключается из записи только графическая часть. Общая площадь надела подлежит уточнению. То есть собственник должен пригласить кадастрового инженера, выполнить межевание. После этого обновить информацию в росреестре, при себе иметь все правоустанавливающие документы. Остальные свидетельства предоставляются по запросу эксперта.
Важность в исключении сведений о границах территории сопряжена с тем, что последние точки участка могут не совпадать с расположением заборных ограждений на местности. Допущение этой ошибки, влечёт за собой определённые юридические последствия для собственника объекта. Владельцы смежных территорий не смогут выполнить межевание. Потому как нарушены границы соседнего участка. Если на карте эксперт обнаружил сильное смещение, такую территорию продать будет сложно.
Если планируется ведение строительных работ на этом земельном участке, администрация имеет полное право отказать в выдаче разрешения. Сначала собственнику нужно заняться восстановлением границ. Для этого необходимо провести межевание.
Чтобы снять с кадастрового учёта ранее учтённого участка, необходимо решение суда. Если с иском обращался собственник или уполномоченный орган из местной администрации. Этот шаг может быть предпринят с целью полного прекращения существования этого надела. В противном случае, владельцу следует готовиться к возможным гражданско-правовым проблемам.
Документы, которые выдаются на руки
По результатам рассмотрения заявления, гражданину может быть выдан отказ в снятии земельного участка с кадастрового учёта. Если документы приняты, и никаких причин нет для отказа, субъекту выдадут кадастровую выписку. В ней будет прописана дата и год снятия участка с учёта. Других документов, кроме этих, на руки не выдают. Все изменения вносятся в общую базу, так что от гражданина никаких действий больше не потребуется.