Кейс высшее образование еще не повод дайте оценку сложившейся ситуации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кейс высшее образование еще не повод дайте оценку сложившейся ситуации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ситуация в кейсе описывает проблему неудовлетворенности трудом. Не у всего коллектива, а у отдельных сотрудников. Неудовлетворенность проявляется в снижении интереса к работе.

Соискатель, отвечая на вопросы, продемонстрирует свое отношение к поведению сотрудницы, которая предпочитает не развиваться профессионально, а дружить с непосредственным руководителем, чтобы строить карьеру. Соискателю необходимо принять позицию одной из сторон.

Кейс «Высшее образование еще не повод»

В плановом отделе государственной организации сформировался слаженный и дружный коллектив. Все пришли в отдел практически одновременно, и у всех была одинаковая зарплата.

Руководитель распределял нагрузку между сотрудниками равномерно (насколько было возможно), и в коллективе по этому поводу никогда не было недовольства, все считали, что все справедливо.

Через полтора года одна сотрудница отдела изменила свое отношение к работе. При этом явных причин для этого не было. Но она стала часто брать отгулы, отказываться выполнять поручения по разным причинам. Имея ребенка, постоянно брала больничные.

Когда поставили новую программу автоматизации и учета, она не очень вникала в разъяснения специалиста о принципах работы этой системы. А затем постоянно обращалась к коллегам за помощью, чтобы совершить элементарные действия в программе.

Параллельно она очень активно проводила свою политику дружбы по отношению к руководителю. То принесет угощения, то заглянет к нему поболтать на пару минут, то сделает комплимент. А недавно объявила во всеуслышание, что поступила в университет, чтобы развиваться по карьерной лестнице. На что руководитель отреагировал одобрительно.

В коллективе у многих сотрудников уже было высшее образование, а некоторые имели степень магистра или кандидата наук. Два специалиста недавно получили сертификаты, закончив курсы повышения квалификации.

Но у всех складывалось впечатление, что перспектива роста есть только у нее. В результате в коллективе начались волнения. Сотрудники то и дело говорили о своей коллеге и о руководителе. Многие считали, что они больше достойны получить повышение.

3. Ситуация рассматривается соискателем в целом, он отсылает к локальным документам компании о карьерном росте. Если такие нормы есть, то все волнения и слухи можно быстро прекратить, объяснив каждому, какие у них возможности.

Если их нет, то нужно разработать. Прогнозировать ситуацию можно, но нужно учитывать позицию каждого сотрудника. Если повысят сотрудницу, то кто-то из коллектива может уволиться. Если повысят кого-то из коллектива, то реакция сотрудницы может быть самой непредсказуемой.

Для оценки результатов рекрутеры составляют подробный профиль кандидата с оцениваемыми навыками, которые подбираются для конкретной должности. Например, для менеджера по продажам определяют следующие компетенции:

Качества оцениваемые в кейсах по управлению персоналом (ситуационные тесты)
Компетенции Индикаторы
Клиентский сервис Что нужно клиенту и как удовлетворить его потребности, умение давать обратную связь.
Нацеленность на результат Четкое представление о результате, настойчивость, умение аргументировать
Коммуникативность Навыки завязывания и поддержания конструктивного диалога с клиентами, заказчиками.
Убедительность Умение действовать в соответствии со стратегией, достигать взаимопонимания, добиваться внимания и доверия собеседника.
Инициативность Способность принимать самостоятельные решения, выполнять больше, чем требуется.

КЕЙС № 4 «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕЩЁ НЕ ПОВОД»

Дистанционные бизнес-кейсы по управлению персоналом представлены в трех форматах:

  • Выбор лучшего и худшего решения проблемы;
  • Выбор только лучшего или только худшего варианта;
  • Оценка представленных вариантов.

Управление персоналом: кейс задачи

Один из основных способов решения кейсов по управлению персоналом — тренировочные упражнения с ответами, где кандидат не только видит правильный ответ, но и понимает, какие качества показывает каждый из приведенных вариантов.

1

Пример кейса управления персоналом «Подслушано»

Ситуация:
Вы – руководитель отдела, и случайно услышали, как подчиненные смеялись над заказчиком, который пожаловался на одного из них.

Ваши действия:

  • ничего не делать;
  • сделать сотрудникам замечание;
  • вместе с сотрудниками утвердить стратегию реакций на жалобы;
  • потребовать профессионального подхода от сотрудников в электронном письме.

Правильный ответ: совместное утверждение реакций на жалобы: она предполагает действенную коммуникацию без вторжения в личное пространство сотрудников.

2

Пример кейса «Слухи об увольнении»

Ситуация:
Проработав в компании три года, вы решили перейти в другую фирму, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице. Слухи о переговорах с новым работодателем уже распространились на вашем рабочем месте.

Как поступить?

  • сообщить об уходе коллегам, надеясь на повышение;
  • сообщить руководителю и продолжить работать как прежде;
  • сконцентрироваться на новой должности, уделяя текущим заданиям меньше времени и сил;
  • никому не сообщать об уходе, пока не напишите заявление об увольнении.

Правильный ответ: Сообщить руководителю. Он демонстрирует добросовестность соискателя, умение выстраивать и поддерживать отношения, способность работать под руководством.

Ассессмент — сложная и длительная процедура, причем как для соискателя, так и для работодателя. И ситуационные тесты под силу далеко не каждому кандидату. Зачастую те действия, которые человек предпринимал на прошлой работе для решения проблем, даже если и решали ее, неэтичны и неэффективны с точки зрения компании, куда он устраивается. Перед тем как идти на собеседование, важно понимать, какой стиль управления принят в конкретной компании.

Кроме того, есть еще ряд сложностей, из-за которых кандидаты не справляются с подобными испытаниями:

  1. Если у рекрутера нет достаточной подготовки и опыта, он может неверно интерпретировать ответы кандидата. Такая ситуация типична для небольших компаний, где сотрудники отдела кадров несертифицированы для ассессмента. Сертифицированная процедура учитывает различные факторы, в том числе стресс от собеседования и т.д.
  2. В заданиях встречаются «подводные камни». Например, для оценки навыков по анализу информации, приводится много лишних деталей, не относящихся к конкретной проблеме.
  3. В некоторых заданиях нет единственного решения. Выбор будет зависеть от мотивации и ценностей соискателя. Задача рекрутера – выяснить, совпадают ли они с ценностями компании, определив мотивацию кандидата.
  4. Испытание, как правило, ограничено по времени. Влияние стресса в таком случае ощутимо, даже если человек решает их дистанционно, а личный контакт с HR отсутствует.

Каждый, кому предстоят ситуационные тесты, должен понимать, что за один день подготовиться к ним невозможно. Полноценная подготовка – это комплексный подход, включающий:

  1. Тренировочные кейсы по управлению персоналом с решениями. К тренировочным задачам дается развернутый комментарий, где объясняется, каким образом работодатель интерпретирует каждый ответ и какой управленческий стиль является предпочтительным. Так человек учится выявлять «положительные» ответы.
  2. Руководства. В методических указаниях по решению управленческих кейсов рассказывается о процедуре ассессмента с точки зрения работодателя. Некоторые нюансы помогают выстроить стратегию таким образом, чтобы показать сильные стороны на ассессменте.
  3. Информация о компании. Ключ к прохождению ситуационного тестирования – информация о компании, ее стратегии, корпоративной культуре и должности, на которую претендует человек.

Кейсы по управлению или ситуационные тесты, в том или ином виде, встречаются при трудоустройстве почти на любые управленческие позиции, особенно в продажах или маркетинге.

Вы менеджер по кадрам и проводите первичный отбор персонала в организацию, используя один из распространенных в настоящее время методов отбора—экспертиза почерка. К Вам пришел один из кандидатов на вакантную должность, на роль которого выберите любого из своих близких или знакомых. Попросите написать его под диктовку текст в 7-10 строк. Оцените почерк по предлагаемым ниже факторам, для чего в каждый из семи секций выберите один показатель.

1. РАЗМЕР БУКВ:

очень маленькие – 3 балла

просто маленькие – 7 баллов

средние – 17 баллов

крупные – 20 баллов

2. НАКЛОН БУКВ:

левый наклон – 2 балла

резкий наклон влево – 5 баллов

правый наклон – 14 баллов

резкий наклон вправо – 6 баллов

прямое написание – 10 баллов

3. ФОРМА БУКВ:

округлые – 9 баллов

бесформенные – 10 баллов

угловатые – 19 баллов

4. СТРОЧКИ:

“ползут” вверх – 16 баллов

прямые – 12 баллов

“скользят” вниз – 1 балл

5. СИЛА НАЖИМА:

легкая – 8 баллов

средняя – 15 баллов

сильная – 21 балл

6. ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЯ БУКВ В СЛОВАХ:

склонность к соединению букв – 11 баллов

склонность к отделению бую друг от друга – 18 баллов

смешанный стиль – 15 баллов

7. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ:

почерк старательный – 13 баллов

почерк неровный – 9 баллов

почерк небрежный – 4 балла

Определите набранную сумму баллов и сделайте выводы.

1. 38-51 баллов – такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем и у тех, кому за 80;

2. 52-63 – так пишут люди робкие, пассивные, флегматичные;

3. 64-75 – этот почерк принадлежит людям часто нерешительным, кротким, наивным, однако эти люди не лишены чувства собственного достоинства;

4. 76-87 – такой почерк у людей, которые отличаются общительностью, впечатлительностью и прямодушием;

5. 88-98 – эти люди имеют устойчивую психику, они отважны, смекалисты и полны инициативы;

6. 99-109 – такие люди обладают быстротою ума и независимость суждений. В то же время они вспыльчивы и в некоторой степени эгоистичны;

7. 110-121 – такой почерк часто имеют трудно управляемые люди.

ОТВЕТ:

Почерк — сложная целостная система, различные стороны которой взаимно связаны. Плюсы экспертизы почерка в том, что она занимает немного времени и ее невозможно обмануть. Можно писать на любом языке, какой угодно рукой — все равно подсознание проявится на бумаге, а работодатель увидит все склонности кандидата, уровень развития логики, анализа, интуиции. И даже определит основную направленность психотипа: руководитель, свободный художник, ответственный исполнитель. Через почерк можно увидеть и внутреннюю нелояльность, лживость, психические отклонения.

По результатом экспертизы кандидат набрал 96 баллов:

1. РАЗМЕР БУКВ:

средние – 17 баллов

2. НАКЛОН БУКВ:

правый наклон – 14 баллов

3. ФОРМА БУКВ:

бесформенные – 10 баллов

4. СТРОЧКИ:

“ползут” вверх – 16 баллов

5. СИЛА НАЖИМА:

средняя – 15 баллов

6. ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЯ БУКВ В СЛОВАХ:

смешанный стиль – 15 баллов

7. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ:

почерк неровный – 9 баллов

Из этого можно сделать вывод, что этот человек имеют устойчивую психику, он отважен, смекалист и полон инициативы. Т.е данный человек будет хорошо уживаться в любом коллективе и способен противостоять возможным провокациям со стороны сотрудников, есть вероятность, что он сможет успешно вести отдельные проекты. Предполагаю, роль исполнителя будет подходящей для него, для роли управленца ему не хватает эгоистичности.

Кейс высшее образование еще не повод

В рабочем поселке трудилась инженер-инспектор архитектурно-строительного контроля Л. В район назначают нового архитектора. С первых же дней совместной деятельности они не поладили. Между ними возник конфликт, который затянулся на два года. В результате Л. была освобождена от занимаемой должности, хотя работник она добросовестный и знающий.

Дополнительные материалы:

1. Из объяснений Л.

«Началось с мелочей: архитектор обосновался в отдельном кабинете, отобрал у меня ключи от сейфа, запретил пользоваться печатью, машиной для осмотра объектов, лишил всякой самостоятельности – возможности присутствовать на заседаниях исполкома, на приеме объектов…» «Он (архитектор) меня во всем поучает. Даже в мелочах. Когда я готовлю документ за его подписью и указываю: «районный архитектор», он жирно исправляет: «архитектор района». «В течение одной недели издаются три приказа: «Объявить строгий выговор с последним предупреждением».

2. Архитектор в адрес Л.

«Тебе палец в рот не клади. Что ты больше моего знаешь?»; «А ты и не должна знать, чем мы занимаемся»; «Делай, что я говорю, и все тут!».

Задание

  1. Изучить ситуацию. 2. Составить психологические характеристики на конфликтующих. 3. Определить причины конфликта. 4. Высказать мнения о возможных путях преодоления конфликта.

ОТВЕТ:

Изучив ситуацию можно сделать вывод, что у инженера-инспектора Л. тип темперамента флегматический. Человек этого темперамента уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Она, как правило, доводит начатое до конца. В отношениях с людьми она всегда спокойна, в меру общительна, настроение у нее устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Это видно по ее описанию ситуации и потому что два года она терпела данное положение дел.

У архитектора тип темперамента холерический. В общении с людьми он допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Его раздражает тот факт, что женщина, Л., опытнее его и профессиональнее. Он хочет задавить все возможные ситуации проявления ее профессионализма и инициативы. Он боится на ее фоне показаться не квалифицированным специалистом. Поэтому и возник данный конфликт.

Возможными путями преодоления данного конфликта может стать изоляция данных работников друг от друга, т.е. создать условии, чтобы они по возможности не пересекались по рабочим вопросам. Так же возможно четко распределить между ними круг обязанностей и ответственность.

Инженера-программиста вызвал к себе начальник отдела и сказал, что предстоит сложная работа – придется посидеть недельку-другую сверхурочно. «Пожалуйста, я готов, – сказал инженер, – дело есть дело». Работу принес старший технолог. Он сказал, что надо рассчитать управляющую программу на станок для изготовления сложной детали. Когда рабочий день приблизился к концу инженер-программист достал чертеж, чтобы приступить к работе. В это время к нему подошел непосредственный начальник и поинтересовался, что за работа. Услышав объяснение, он официально потребовал: «Категорически запрещаю выполнять эту работу… Задание самого начальника отдела? Пусть дает его через меня».

Через некоторое время старший технолог поинтересовался, как идут дела. Узнав, что все осталось на месте, он резко повысил голос на инженера-программиста: «Для тебя распоряжение начальника отдела ничего не значит? Все отложи, будешь считать в рабочее время!»

Задание

1. Внимательно вчитайтесь в проблемную ситуацию и ответьте на вопросы: Каков характер задания поступил к программисту? Почему задание было отменено непосредственным начальником? Как должен был поступить инженер-программист?

2. В чем заключается причина конфликта?

3. Как выйти из данного конфликта?

ОТВЕТ:

Руководитель провоцирует конфликты в компании в том случае, если:

— нечетко формулирует задания;

— ущемляет права подчиненных, злоупотребляя свои служебным положением;

— испытывает ревность к своему сотруднику, пользующемуся авторитетом среди коллег, руководителей и клиентов;

— ставит подчиненных в положение неопределенности (не говорит ни «да», ни «нет»);

— несправедливо оценивает результаты деятельности работников;

— несправедливо распределяет обязанности между подчиненными («кто везет, того и нагружаем»);

— игнорирует мнения других («есть две точки зрения, моя и… неправильная»);

— ведет себя с окружающими грубо и высокомерно.

Практика показывает, что большинство деструктивных конфликтов приводят к снижению производительности труда, следовательно, к значительным потерям прибыли. Конфликтов значительно меньше в тех коллективах, в которых налажена передача информации, царит открытость и доверие в общении, действуют правила игры, одинаковые для всех.

Судя по сложившейся ситуации, данное задание не входит в основной круг обязанностей инженера-программиста, начальник отдела воспользовался своим служебным положением и попросил выполнить эту работу. Так же видно, что между начальником отдела и непосредственным начальником инженера-программиста существует конфликт. Так же непосредственного начальника взволновал тот факт, что его не поставили в известность о назначаемом задании для его подчиненного. Прежде всего, инженер-программист должен был сообщить своему непосредственному начальнику о дополнительном задании от начальника отдела.

Причина конфликта в том, что оба начальника имеют власть и хотят это показать.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать свои цели может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях , вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д.

Власть по своей сути – это механизмы подчинения своей воле и подавления ряда видов свободы личности.

Для решения данного конфликта в -первую очередь необходимо определить, действительно ли данное задание входит в круг обязанностей инженера-программиста. Так же оба начальника должны согласовать этот момент. Начальнику отдела стоит передать задание непосредственному начальнику, который в свою очередь передаст по необходимости данную задачу инженеру программисту.

Людмила Власова закончила психологический факультет Московского университета, затем аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию на тему “Нетрадиционные методы разрешения межличностных конфликтов в трудовом коллективе”. После 10 лет работы преподавателем в одном из московских Вузов, она перешла на должность консультанта в центр психологической помощи. В течение 3 лет Людмила занималась оказанием практической помощи детям из неблагополучных семей, разрешением конфликтов в школах и учреждениях, консультированием представителей районной администрации. Работа доставляла Людмиле большое удовлетворение, позволяла оказывать реальную помощь конкретным людям, использовать на практике теоретические знания, встречаться с интересными людьми. В то же время получаемой зарплаты едва хватало, чтобы свести концы с концами.

Поэтому когда один из знакомых предложил ей должность начальника отдела кадров крупного совместного предприятия с окладом в 10 раз большим, чем в центре, Людмила очень заинтересовалась его предложением. Успешно пройдя собеседование с руководителями СП, она приняла предложение, считая, что знания психологии, английского языка, навыки коммуникации, опыт работы преподавателем и консультантом позволят ей добиться успеха в работе, привлекавшей не только высоким заработком, но и возможностями профессионального развития, работой с иностранными специалистами, поездками по стране и за рубеж.

В начале своего первого рабочего дня Людмила провела около одного часа с Генеральным директором СП, объяснившим, что он ожидает от начальника отдела кадров организации профессионального обучения, осуществления контроля за приемом на работу и численностью сотрудников, ведения необходимой документации. Через неделю представитель западного партнера провел с Людмилой однодневное обучение основам управления персоналом, и она начала осваивать новую должность. Работа оказалась гораздо более сложной, чем предполагала Людмила 10-ти часовой рабочий день, продолжительные совещания по техническим вопросам, в которых Людмила не разбиралась, многочисленные вопросы и жалобы рядовых сотрудников, необходимость готовить ежемесячные отчеты для западных партнеров. Не хватало времени, чтобы перевести дух не то, чтобы обобщить впечатления или подумать о том, чтобы что-то изменить, как ее учил специалист из европейского отделения.

Скоро возникла первая кризисная ситуация выполняя, рекомендации партнера, Людмила подняла вопрос о необходимости сокращения непроизводственных работников, чем вызвала бурную реакцию директора по производству, в резкой форме обвинившего ее в некомпетентности и неопытности. Людмила разрыдалась и больше к этой теме не возвращалась. Через месяц Генеральный директор вызвал к себе начальника отдела кадров и попросил объяснить, почему западный партнер не получил ежемесячного отчета по персоналу. Оказалось, что Людмила просто забыла о нем. Еще через неделю возникло новое недоразумение Людмила ушла с работы раньше обычного и не оказалась на месте, чтобы ответить на срочный вопрос Генерального директора, высказавшего на следующее утро свое недовольство работой начальника отдела кадров. Неделю спустя Людмила принесла заявление об уходе.

ВОПРОСЫ

1. Как можно охарактеризовать ситуацию, в которой находится Людмила Власова? Почему она хочет покинуть СП?

2. Насколько будни начальника отдела кадров соответствовали ожиданиям Людмилы? Обладала ли она необходимыми профессиональными качествами и мотивацией для работы в этой должности?

3. Как вы оцениваете решение руководства СП назначить Людмилу Власову на должность начальника отдела кадров? Что (в биографии Людмилы) говорило в пользу этою решения? Что должно было насторожить руководителей совместного предприятия?

4. Отвечало ли организованное для Людмилы обучение ее потребностям? Что бы вы предложили взамен или в дополнение к сделанному?

5. Что бы вы сделали на месте Генерального директора с заявлением об уходе?

ОТВЕТ:

Людмила не привыкла к подобному рабочему графику, так как она теоретик, а не практик. Ей привычнее советовать как сделать, а не делать это самой. Она психологически не готова к такой нагрузке, поэтому ей и приходится уходить. Так же она не обладает необходимыми профессиональными навыками для данной профессии, так как начальник отдела кадров должен знать не только психологию и возможные пути решения конфликтов, а так же как эффективно управлять коллективом.

Я считаю, что решение руководства СП было поспешным. Конечно, наличие диссертации «Нетрадиционные методы разрешения межличностных конфликтов в трудовом коллективе», а так же работа консультантом в центр психологической помощи является значительным аргументом при приеме на данную должность, так как это говорит о том, что она располагает знаниями о том, как решать конфликты и выходить из сложных ситуаций с персоналом. Но то, что Людмила никогда не работала на руководящей должности и не знакома с работой отдела кадров, должно было насторожить руководство СП при приеме ее на работу.

Организованного для Людмилы обучения было недостаточно. В дополнение к проведенному обучению следовало провести для нее практический семинар по работе отдела кадров на несколько дней. Так как она теоретик ей нахватает практических навыков, и данный семинар помог бы ей немного адоптироваться в данной среде.

Я считаю, что Генеральному директору следует подписать данное заявление, так как Людмила не сможет стать успешным управленцем. Для нее подходящей работой является консультирование, чем она и занималась до данной должности. Возможно, назначить Людмилу помощником начальника отдела кадров, так как многие обладают знаниями о решении межличностных конфликтов.

Многонациональная корпорация начала свои операции в России с создания трех совместных предприятий, СП “Восток”, “Центр” и “Запад”. На одном из первых совещаний по определению стратегии управления этими предприятиями, возглавляемым региональным Вице-Президентом, было принято решение о необходимости обучения всех руководителей новых предприятий основам управления финансами. Разработка программы и организация проведения обучения была поручена региональному директору по человеческим ресурсам (см. Рис.1).

Отдел человеческих ресурсов европейской штаб-квартиры многонациональной корпорации провел анонимный опрос сотрудников с целью выяснения их отношения к процедуре аттестации, проводимой в штаб-квартире по классической схеме ежегодное аттестационное собеседование с руководителем, специальные формы оценки и плана развития, повышение базового оклада в соответствии с аттестационной оценкой. Собрать мнение сотрудников было достаточно сложно, поскольку большинство из них проводит львиную долю своего времени в региональных филиалах и лишь иногда появляется в своем офисе. Всего было собрано 70 из разосланных 154 анкет. Результаты опроса показали, что

· 65% сотрудников не удовлетворены аттестацией как методом оценки их работы;

·50% сотрудников считают, что их руководители не могут объективно оценить их работу, поскольку не располагают необходимой для этого информацией;

·45% сотрудников считают аттестационное собеседование формальным оглашением заранее принятого решения; 12% утверждают, что их руководители вообще не проводят собеседования, а просят подписать заполненную заранее форму;

·68% сотрудников не чувствуют, что результаты аттестации используются для чего-либо помимо повышения оклада;

·75% проводивших аттестацию руководителей пожаловались на недостаток времени для ее подготовки и проведения; 25% руководителей признались, что испытывают сложности в случаях, когда необходимо критиковать аттестуемых и регулярно завышают аттестационные оценки.

ВОПРОСЫ

1. О чем говорят результаты опроса?

2. В чем причины сложившейся ситуации?

3. Какие меры по усовершенствованию системы оценки вы бы предложили отделу человеческих ресурсов штаб-квартиры?

ОТВЕТ:

Аттестация кадров – это процедура определения квалификации, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия или несоответствия занимаемой должности. По результатам аттестации персонала принимается решение, изменяющее ими сохраняющее аттестуемому занимаемую должность. Для каждого направления деятельности необходим свой, уникальный метод аттестации персонала.

Результаты опроса говорят о том, что аттестация проводилась для «галочки» и проводится она неорганизованно. Причина в сложившейся ситуации в том, что не установлены четкие цели проведения данной аттестации. Аттестацию следует проводить только тогда, когда руководитель ясно видит цель, которую она позволит ему достичь. Цель может быть постоянно повторяющейся или разовой. К разовым целям относятся решения о сокращении персонала, о продвижении сотрудников, о ротации кадров и пр. Но есть и постоянные цели, повторяющиеся из года в год. Именно достижение этих целей – знание “зон развития” сотрудников, их целей в работе и мотивирующих факторов – вооружит руководство информацией, позволяющей более точно прогнозировать поведение сотрудников и более эффективно стимулировать их профессиональный рост.

Предлагаю такие меры по усовершенствованию системы оценки если бы предложили отделу человеческих ресурсов штаб-квартиры:

  • определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) — без этого аттестация не имеет смысла;
  • провести диагностику персонала;
  • выявить «болевые точки»;
  • определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
  • обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений

Важнейшие условия аттестации – бесконфликтность целей, процедур, подготовка целей, ожиданий.

  • чем четче ставится цель, тем легче оценить процедуру. Если цель невозможно описать, все остальное – бессмыслица;
  • как будут применяться результаты;
  • как результаты будут обобщаться и анализироваться.

Так же важным моментом является подготовка материалов для аттестации. Отдел человеческих ресурсов должен заблаговременно предупреждать руководителей о проведении аттестации, что бы у них была возможность основательно подготовиться к ней.

Кейсы для оценки руководителей

  • Кейсы для оценки продавцов при подборе
  • Кейсы для оценки руководителей
  • Проективные вопросы для оценки руководителей

Мы понимаем, насколько в бизнесе важна экспертность подрядчика и готовность предложить успешный отраслевой опыт и модели, а не общепринятые шаблоны. Мы всегда найдем проверенного специалиста с опытом в вашей сфере, который поможет с решением именно вам.

Много работая с разными исполнителями, мы отобрали лучших и создали собственную команду руководителей проектов, которые умеют работать и любят свою работу, имеют сильный бизнес-опыт и опыт консультирования. Уровень руководителей проектов – наша визитная карточка.

Мы также работаем с экспертами- практиками, привлекая штатных, удаленных или проектных работников с нужным опытом для решения именно ваших задач. При этом мы не несем лишних постоянных административных затрат, влияющих на цену услуги.

Кейсы и задания для оценки взаимодействия в команде

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»). Нижеследующие правила описывают, как Институт «Профессионал» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что:

Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике. Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Институт «ПРОФЕССИОНАЛ» (ИНН: 7718712631, ОГРН: 1087746840675).

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

Давайте вначале разберемся с терминологией: изначально бизнес-кейсом называлась специально смоделированная ситуация, сфокусированная на определенной проблеме.

Отличительная черта классических бизнес-кейсов — большое количество исходных данных, которые позволяют проанализировать ситуацию с разных сторон, найти источник проблемы и просчитать лучшую стратегию действий. Метод обучения по бизнес-кейсам использовался для формирования и тренировки способности принимать управленческие решения.

Как мы помним, изначально кейсы были придуманы в качестве альтернативы учебникам и теоретическому материалу, который был либо слишком абстрактным, либо работал только в некоторых ситуациях.

Так вот, кейс в академическом понимании действительно частично решал эту проблему, так как учил менеджеров анализировать контекст, собирать данные и находить верное решение. Его «младший брат», то есть привычный нам кейс с любой конференции, к сожалению, не унаследовал этого преимущества.

Более того, это скорее классический кейс наоборот: максимум привязки к инструментам, с помощью которого решена поставленная задача, и минимум цифр, описывающих изначальную ситуацию, что исключает возможность системного анализа и поиска источника проблемы.

Допустим, у нас нет задачи анализировать исходные показатели, мы принимаем как данность, что источник проблемы указан правильно, и выбран лучший способ для его решения. Также, допустим, что мы просто хотим узнать, как надо применить определенный инструмент, чтобы решить собственные бизнес-задачи.

Увы, кейсы и для этого плохо подходят, даже если мы говорим о гипотетическом идеальном кейсе, в котором авторы не пытались приукрасить результаты.

  • Во-первых, чаще всего кейсы иллюстрируют ситуацию, ограниченную во времени. В долгосрочной перспективе может оказаться, что решение дало больше минусов, чем плюсов.
  • Во-вторых, кейсы слишком сильно привязаны к человеческому фактору. Скорее всего, результат кейса — это результат работы команды. Даже если вклад отдельного участника не всегда заметен, он может оказать серьезное влияние на итоги, сроки и качество реализации проекта. Часто это становится понятно только тогда, когда рецепт из кейса не сработал у другой команды при прочих равных.
  • В-третьих, кейсы слишком вырваны из общего бизнес-контекста. На конечный результат могут повлиять самые разные факторы, однако они часто не принимаются во внимание (или сознательно игнорируются) при упаковке кейса и демонстрации достижений.

Нельзя сказать, что никто не замечает недостатков обучения с помощью историй успеха. Тем не менее они остаются одними из самых востребованных образовательных инструментов. Причина заключается в мотивации. В детстве мы изучаем новую информацию, потому что нами движет любопытство. Неприятность в том, что к моменту, когда мы заканчиваем университет, система образования в нас напрочь его убивает.

В ближайшие годы от кейсов мы никуда не спрячемся: они повсюду. Но чтобы получать от них настоящую пользу, необходимо перестроить свою мотивацию получения знания.

Наша задача — не искать решения, когда что-то не получается, а настроиться на рефлексию своего опыта и новой информации. Проще говоря, не пытаться с помощью кейса найти выход из текущей ситуации, а сконцентрироваться на накоплении информации «про запас».

Так что продолжайте читать истории успеха, конспектируйте выступления на конференциях, но не чтобы завтра применить инструменты на практике, а чтобы познакомиться с работой конкурентов, новыми решениями, технологиями, и, если повезет, ошибками коллег. На этом мы остановимся подробнее чуть дальше.

Некоторые предприниматели и эксперты из сферы образования придерживаются радикальной точки зрения: они советуют полностью игнорировать чужие истории успеха и рекомендуют вообще про них ничего не знать. Этот подход основан на убеждении, что все кейсы с хорошим концом — уникальны.

Шанс повторить чужие достижения стремится к нулю, а знание того, как проблема была решена в прошлом, мешает самостоятельно изучить текущую ситуацию и найти эффективное решение на свежую голову.

Второй подход подойдет тем, кто не любит самостоятельно набивать шишки и предпочитает менее рискованный формат развития. Его сторонники убеждены, что истории успеха уникальны, а вот ошибки у всех общие.

Эта концепция сейчас стремительно набирает популярность: вместо кейсов предприниматели делятся «антикейсами», честно рассказывают о своих промахах, неудачных экспериментах, стратегических просчетах и так далее.

В 2012 году в Мехико-сити зародилось целое мировое движение, которое получило название Fuckup Nights. По легенде одним пятничным вечером группе стартаперов надоело слушать хвастливые истории о достижениях коллег и друзей, они решили, что гораздо полезнее и веселее услышать об их провалах. Идея Fuckup Nights выстрелила, и вскоре подобные мероприятия начали проводиться по всему миру, в том числе и в России.

Самый правильный, безопасный и системный способ получать бизнес-образование — с помощью менторов или наставников. Задача ментора — не давать ответы, инструменты и готовые решения, а ставить вопросы и тренировать рефлексию.

Правильный вопрос обладает огромным потенциалом: он зарождает любопытство, которое в свою очередь мотивирует впитывать и аккумулировать знания из окружающего мира. Ведь никогда не знаешь, где найдешь полезный факт или интересную идею! Рефлексия в свою очередь позволяет анализировать информацию и контекст, чтобы проецировать накопленные данные на свой опыт и текущую ситуацию.

Несмотря на то что Ирина П. и Сергей Г. работали в соседних отделах, по роду деятельности пересекались очень редко. Как правило, это были общие совещания, планерки и корпоративные празднования. Однажды на очередной коллективной встрече между ними завязался спор по одному профессиональному вопросу, который касался организации работы между сотрудниками их отделов. Начав с замечаний по поводу недостатков работы соседних кабинетов, они перешли на личные оскорбления, и только когда их общий руководитель попросил успокоиться, они прекратили публичные разборки. После этого они старались избегать общения друг с другом, объясняя это тем, что просто не могут найти общий язык. Прошло время, и в результате горизонтального перемещения по карьерной лестнице Сергей оказывается в одном отделе с Ириной. После перехода Сергея в отдел, где работала Ирина, их неприязнь стала совсем очевидной. Что бы ни сказала Ирина, Сергей всегда комментировал ее слова в язвительной форме. Они не упускали момента, чтобы подколоть друг друга. Руководитель отдела поговорила с обоими, и вроде все прекратилось. Но на самом деле негативное отношение не исчезло, а стало тщательно скрываться. Напряжение росло. Коллеги стали выражать антипатию друг к другу, соревнуясь в работе. Старались опередить друг друга с решением рабочих вопросов, быстрее другого выполнить свои задачи и показать руководителю, что лучше справляется с заданиями. Проработав рядом с Сергеем три месяца в состоянии активной борьбы, Ирина перестала стараться. Она сдала позиции, приняла тактику равнодушия и безучастия, в то время как Сергей отлично справлялся со своей работой и показывал высокие результаты. Через какое-то время Ирина решилась на откровенный разговор с руководителем отдела и объяснила ситуацию. Руководитель в ответ принял решение отправить Ирину на курсы повышения квалификации и через два месяца поставил ее на должность ведущего специалиста, в результате чего Сергей стал ее подчиненным.

Много работая с разными исполнителями, мы отобрали лучших и создали собственную команду руководителей проектов, которые умеют работать и любят свою работу, имеют сильный бизнес-опыт и опыт консультирования. Уровень руководителей проектов – наша визитная карточка.

При всех положительных сторонах ситуационного анализа, его результаты валидны лишь в том случае, если экзамен разрабатывается и проводится сертифицированными кадровыми агентствами или ассессерами. Ассессмент – это дорогая и ресурсозатратная процедура, поэтому некоторые работодатели экономят, возлагая ответственность за его проведение на штатного несертифицированного сотрудника отдела кадров.

В этом случае все преимущества ассессмент-центра сводятся на нет, в том числе из-за отсутствия критериев оценки и недостаточной квалификации экзаменатора. В итоге работодатель теряет кадры и время, а соискатели упускают возможность получить должность и разочаровываются в подобных методиках отбора.

Цель шага – собрать, сгруппировать предоставленный объем информации, избавляясь при этом от ненужной информации и выделяя наиболее важную. Этот шаг потребует наибольшего количества времени, так как от него зависит глубина понимания всей ситуации.

Вы можете:

  • разложить сложную ситуацию на части, создав упрощенный вариант;

  • рассмотреть ситуацию с различных точек зрения;

  • ответить для себя на конкретные вопросы: «что эта информация подразумевает?»;

  • «что главное для этой фирмы?»;

  • «какие цели бизнеса?».

Анализ должен закончиться кратким изложением ваших заключений (ответов), на основании которых предстоит принять решение.

На этом этапе менеджер должен отклонить некоторые альтернативы, обосновать свой выбор и принять окончательное решение, предложить конкретную программу действий по разрешению определенной проблемы.

Можете составить следующую таблицу:

Альтернатива

«За»

(преимущества)

«Против»

(недостатки)

Принять

+

Отклонить

Я считаю, что не стоит применять меры наказания, так как из ситуации следует она все выполняет, проявляет повышенный интерес к работе, то есть не бездельничает и не относится халатно к своей работе. Она работает ассистентом, то есть, по сути является помощником, а референт — это консультант, ей просто нужен опыт работы и улучшение навыков в своей специальности, плюс к каждому человеку можно подобрать свой «ключ». А так как из ситуации видим, что она старается, то со временем научится. Вот если проблема в том, что не может принимать решения и согласует каждое, могут возникнуть проблемы.

Владимир Николаевич Шатаев. Категория трудности

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение.

Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход.

Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов.

Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников.

Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность.

С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

  • Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
  • 1) исследования предложенной ситуации (кейса);
  • 2) сбора и анализа недостающей информации;
  • 3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
  • 4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

  • Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
  • Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.

Кейсы впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире.

Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире.

Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства.

Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п.

Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School).

Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины.

В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях.

Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения.

Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку.

После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов.

В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений.

Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент.

За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

  1. Изучение ситуации (проблемы).
  2. Сбор дополнительной информации.
  3. Разбор разных решений.
  4. Выбор оптимального решения.

Кейс-задача – это вопрос, не имеющий единственно правильного варианта ответа. Вам нужно взвесить все плюсы и минусы и принять решение на свое усмотрение.

В маркетинге и рекламе кейс – это детальное описание решения определенной задачи. Например, рекламное агентство описывает, как решалась задача клиента по повышению продаж определенного продукта.

При этом подробно описываются этапы работ, с какими сложностями столкнулась компания на том или ином этапе и почему принятое решение оптимально.

Такой отчет может называться «кейс проекта» – это описание задачи, поставленной на проекте, процесса работы, результатов.

Бизнес-кейс – это описание конкретной бизнес-задачи (проблемы) для поиска ее решения. Такие кейсы применяются как обучающие материалы для студентов, а также для проведения собеседований при приеме на работу. Учащимся или соискателям предлагается найти решение реальной бизнес-задачи.

Например, студентам MBA хорошо известно, что значит кейс в бизнесе. Их обучение почти полностью построено на анализе и решение кейсов. О кейсах в обучении подробнее поговорим ниже.

У сети салонов красоты среднего уровня падает выручка. Руководство минимизировало все расходы. Сокращены зарплаты персоналу, осуществлен переход на более дешевые материалы – но поднять выручку все эти меры не помогли. Что делать? Перейти в эконом-сегмент? Определить наименее доходные точки и закрыть их? Или что-то еще? Нужно предложить решение и аргументировать свой выбор.

Спросим себя: чем будет определяться завтра то место в мире, которое займёт Россия? Уровнем экономики? Размером золотовалютных запасов? Мощью вооружённых сил? Идеологическим лидерством? Но всё это творят люди – грамотные, современные, но при этом воспитанные на наших ценностях, нашей культуре, нашем понимании «добра и зла». Не будет в России таких людей или будет их ничтожно мало – и тогда не будет у нас ничего вообще, один сплошной тупик и деградация. А значит, именно на выращивание таких людей должна быть направлена политика государства и все усилия системы образования.

Разберем на примерах предполагаемых должностей, на которые хотят устроиться разные кандидаты. Что следует ожидать каждому из них?

Если вы пришли на собеседование на позицию инвестиционного аналитика, вам, скорее всего, предложат для ознакомления несколько финансовых отчетов, а затем попросят выстроить модель, основываясь на их данных.

Возможному будущему финансисту могут предоставить информацию о текущем финансовом состоянии компании с просьбой предложить стратегию, согласно которой нужно начать действовать компании, чтобы исправить свое положение.

К потенциальному персональному ассистенту будет применен тот же метод. Для него смоделируют ситуацию – например, присутствие на переговорах, – и будут внимательно слушать то, как кандидат описывает свое поведение или реакцию на ту или иную проблему, а также какие идеи он может предложить для решения того или иного внезапно возникшего вопроса. Затем рекрутер будет оценивать разумность предложенных кандидатом действий.

Хотелось бы чуть более подробно остановиться на разборе кейс-интервью именно с кандидатом на должность ассистента-переводчика, так как автор специализировался на должности референта-переводчика, а перед принятием на работу проходил такого рода интервью-собеседование.

Хотелось бы сделать акцент еще и на специфике проведения таких типов интервью в российских компаниях, иногда отходящих от принятых стандартов проведения таких собеседований.

Для автора была смоделирована ситуация – участие в переговорах руководителя с бизнес-партнерами из Китая. Ситуация была абсолютно реальной, кандидата пригласили, подгадав время начала переговоров в офисе компании, что уже больше похоже не на кейс-интервью, каким считали его будущие работодатели, а на стресс-интервью.

Быстро познакомившись с будущим начальником, кандидат сел за стол переговоров напротив китайской делегации. Переводчика с собой китайская сторона не пригласила, совершенно внезапно выступить в этой роли было предложено кандидату (который должен был лишь вести протокол беседы).

Специфика работы практически в любой российской компании — потрясающая многофункциональность каждого из сотрудников, очень часто выходящая за рамки оговоренной должности. Как говорится в известной российской поговорке: «Я и швец, и жнец, и на дуде игрец», и работодатели успешно пользуются такой многофункциональностью своих сотрудников, естественно, экономя на зарплатах.

Так как в арсенале у автора всегда есть знание китайского и английского, перевод был осуществлен, но далее разговор ушел в обсуждение узкой медицинской сферы, для которой уж точно нужен технический переводчик, владеющий терминами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]