Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Налоговый календарь на сентябрь 2021 года

    572 0

    НК РФ Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

    Комментируемая статья определяет такие элементы налогообложения, как налоговая база и налоговая ставка.

    Налоги исчисляются исходя из налоговой базы, которой признается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, налоговой ставки, которой признается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, а также налоговых льгот (которым посвящена статья 56 НК РФ).

    В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N 06АП-4454/2012 указано, что, поскольку налоговая база является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога, порядок исчисления налоговой базы регламентирован налоговым законодательством.

    В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N А72-7556/2011 отмечено, что исходя из определения налоговой базы, данного в статье 53 НК РФ, как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения можно утверждать, что в отсутствие договора с контрагентом невозможно определить и налоговую базу, так как она вторична по отношению к объекту налогообложения и также должна иметь стоимостную характеристику.

    Как разъяснено в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2013 N Ф09-13153/12, законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено определение налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган.

    Правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.

    В случае выявления расхождений между налоговыми декларациями и регистрами бухгалтерского учета должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно определить причину такого расхождения.

    Для этого должны быть проверены первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. На основе этих документов определяется, какой из документов — налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета — не соответствует первичным документам. Только после этого возможно установить, привело ли выявленное несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога. При этом должны быть учтены все имеющиеся у налогоплательщика документы и сведения, относящиеся к его хозяйственной деятельности.

    Кроме того, наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль в сумме, указанной налогоплательщиком.

    Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

    Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

    Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

    • субъектом и объектом;
    • ставкой;
    • учетным налоговым периодом;
    • способом начисления;
    • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
    • возможными льготами.

    Что такое налоговая база и налоговая ставка

    В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

    • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
    • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
    • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

    В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

    1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
    2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
    3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
    4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
    5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
      • индивидуальные предприниматели;
      • организации;
      • налоговые агенты.
    6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

    В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

    1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
    2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

    В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

    Название налога (объект налогообложения) Налоговая база

    Федеральные налоги

    1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты
    По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
    • доход от продажи имущества;
    • доход от аренды;
    • различные выигрыши;
    • доход от имущества за рубежом и др.
    2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
    3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
    4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
    5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
    6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
    • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
    • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
    • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
    • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.

    Региональные налоги

    1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
    2. Налог на игорный бизнес Количество объектов.
    3. Транспортный налог
    • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
    • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
    • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
    • количество средств – для транспорта без двигателей.

    Местные налоги

    1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка.
    2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

    Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

    При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

    В соответствии с действующим фискальным законодательством, налоговая база определяется как характеристика налогооблагаемого объекта по его ключевым элементам: количественным, физическим, стоимостным, имущественным и прочим. Следовательно, объект налогообложения и налоговая база тесно связаны между собой. Так как объект определяет то, что подлежит обложению, а НБ определяется, как конкретный признак объекта.

    Иными словами, для каждого фискального обязательства вопрос объекта обложения должен иметь конкретную характеристику. Например, НДФЛ или налог на прибыль организаций, определяемый по стоимостному признаку. То есть НБ признается стоимостное (денежное) выражение полученного физлицом дохода или прибыли компании за отчетный период.

    Отметим, что НБ по налогам определяется не только НК РФ. По региональным и местным фискальным обязательствам особенности формирования налоговой базы устанавливают законодательные органы власти соответствующего субъекта и(или) муниципального образования.

    Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

    НК РФ предусматривает всего два метода формирования налогооблагаемой базы:

    1. Кассовый метод, при котором НБ исчисляется на основании проведенных кассовых операций. Например, сумма дохода исчисляется на основании проведенных кассовых поступлений на расчетный счет компании за отгруженный товар, выполнение работ, услуг. Расходами признаются только те траты, которые были фактически оплачены в отчетном периоде. Иными словами, данный метод отражает реальные (фактические) операции налогоплательщика.
    2. Метод начисления или накопительный, при котором дата фактического получения дохода или осуществления расходной операции значения не имеет. К расчету принимают те операции, которые были начислены, накоплены в отчетном периоде. Например, учитываются начисленные суммы дохода без учета фактов оплаты. Расходами в данном случае признаются все принятые обязательства, вне зависимости от произведенной оплаты.

    Отметим, что налогоплательщик имеет право определять собственный метод исчисления НБ. Исключением является только НДФЛ. Для исчисления подоходного налога применяется только кассовый метод, то есть НДФЛ считают по дате выплаты, получения дохода.

    Чиновники закрепили следующие виды определения налоговой базы:

    1. Прямой способ, самый простой и распространенный. Заключается в том, что НБ исчисляется на основании данных первичной документации, учетных регистров и отчетности бухгалтерского и налогового учетов.
    2. Косвенный, или расчет по аналогии. Применяется, когда исчислить сумму фискального обязательства в текущем периоде прямым способом невозможно. В таком случае исчисление проводится на основании данных НУ и БУ аналогичных предприятий.
    3. Условный, или презумптивный способ, при котором исчисление НБ производится исходя из условных характеристик объекта обложения. Примером данного способа является исчисление НБ при ЕНВД.
    4. Паушальный — это способ исчисления, при котором размер фискального обязательства определяется исходя из вторичных признаков. Например, в некоторых европейских странах с определенной категории граждан взимается налог в 12 % от суммы произведенных затрат на проживание.

    В большинстве случаев НБ определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода. Например, прибыль суммируется помесячно с начала календарного года. Аналогично суммируются доходы физического лица или предпринимателя на упрощенном режиме налогообложения.

    Но есть и исключения: не определяется нарастающим итогом налоговая база для имущественных обязательств. Например, налог на имущество физлиц НБ определяется как стоимость объекта недвижимости на конкретное число. По транспортным сборам НБ исчисляется исходя из мощности транспортного средства. Аналогично рассчитывается и земельное обременение.

    Теперь определим порядок формирования налоговой базы на конкретном примере.

    Как известно, налоговая база юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчисляется в особом порядке по каждому фискальному обязательству. Определим ключевые особенности расчета НБ для подоходного налога.

    При обложении доходов населения ставка налога применяется к НБ, определенной в соответствии с главой 23 НК РФ. Следовательно, облагаемая сумма дохода — это налоговая база для исчисления подоходного налога. Отметим, что обложению подлежат не все доходные поступления российского или иностранного гражданина. Чиновники определили перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

    Помимо перечня исключаемых доходов, законодатели предусмотрели и ряд фискальных льгот и послаблений. Например, для НДФЛ — это налоговые вычеты (имущественные, социальные, стандартные, инвестиционные и профессиональные).

    Аналогичным методом исчисляется и НБ для налога на прибыль. К учеты принимаются все доходы компании, полученные за отчетный период. Причем сумма определяется методом, который выбрала компания самостоятельно и закрепила в учетной политике. Например, при кассовом методе считается вся выручка, фактически зачисленная на расчетные счета, и полученная наличность.

    Отметим, что для налога на прибыль законодатели также определили перечень необлагаемых доходов. Так, при исчислении налоговой базы не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. Их нужно исключить из расчета.

    Затем общая сумма облагаемой выручки уменьшается на расходы, оплаченные фактически либо по объему принятых обязательств. Полученный результат и есть НБ для налога на прибыль организаций.

    В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения. Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.

    Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.

    Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

    Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.

    К таким элементам относятся:

    • налоговая льгота;
    • отчетный период;
    • налоговые вычеты.

    Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота – это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.

    Пример. В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2020 года ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2020 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).

    Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал «Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году».

    Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).

    Отчетный период (далее ОП) – временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП – год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.

    Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:

    • НДС;

    О налоговых вычетах по НДС см. материал «Что такое налоговые вычеты по НДС?».

    • акцизы;
    • НДФЛ;
    • НДПИ.

    Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2016 год

    Комментируемая статья устанавливает характеристики федеральных, региональных и местных налогов, конкретные виды которых предусмотрены статьями 13, 14 и 15 НК РФ: приведены понятия каждого из видов налогов, определены полномочия государства, субъектов РФ и муниципальных образований по установлению субъектов и элементов налогообложения.

    Устанавливая региональные и местные налоги, уполномоченные органы власти вправе действовать только в предоставленных НК РФ пределах: то, что прямо урегулировано в НК РФ, не может быть по-другому установлено в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования.

    Например, согласно статьям 15, 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, поэтому НК РФ регулируются не все элементы налогообложения. Часть из них, а именно налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Вместе с тем данные акты должны соответствовать положениям главы 31 НК РФ, в частности обеспечивать соблюдение максимального размера налоговой ставки, оговоренного в статье 394 НК РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 N А65-17247/2011).

    В письме от 17.10.2012 N 03-02-08/92 Минфин России обратил внимание, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по местным налогам в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, однако указанным органам не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

    Следует обратить внимание, что налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, исключения приведены в положениях пункта 7 статьи 12 НК РФ.

    Статьей 12 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлены полномочия при установлении местных налогов определять в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Указанная норма является общей и применяется ко всем местным налогам с учетом конкретизации в части второй НК РФ.

    Как отмечено в письме ФНС России от 08.04.2015 N БС-4-11/5919, в развитие этой нормы статьей 399 НК РФ предусмотрено, в отношении каких из указанных выше элементов налога на имущество физических лиц устанавливаются ограничения. Пунктом 2 указанной статьи представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.

    В силу этой же статьи НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения без каких-либо ограничений.

    Учитывая изложенное, ограничения налоговых льгот, установленные статьей 407 НК РФ, применяются исключительно в отношении налоговых льгот, предусмотренных этой статьей, и не распространяются на налоговые льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

    Также в статье 12 НК РФ указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.

    Как отмечено в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 N 18АП-1107/2008 по делу N А76-23882/2007, спецификой специальных налоговых режимов (раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации) является то, что данные налоговые режимы могут применять только отдельные субъекты предпринимательской деятельности, опять же при соблюдении ими условий, необходимых для применения конкретного специального налогового режима. Утрата одного из таких условий, как следствие, влечет за собой невозможность применения специального налогового режима и необходимость исчисления и уплаты налогов и сборов с применением общего режима налогообложения.

    Между тем специальные налоговые режимы установлены исходя из основного принципа, сформулированного в пункте 1 статьи 3 НК РФ, и отвечают, в числе прочего, целям, закрепленным ранее в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и нашедшим отражение в последующем в Федеральном законе от 14.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48

      «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64

      «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    Написать комментарий

        1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
        2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
        3. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
        4. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
        5. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
        6. космические объекты;
        7. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
        8. суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
        9. воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

        ^К началу страницы

        Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год

        Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

        ^К началу страницы

        Федеральные льготы Региональные льготы

        От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

        Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

        Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

        К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

        Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

        Основные элементы налогообложения и их характеристика

        Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

        • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
        • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
        • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
        • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
        • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

        Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

        Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

        • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
        • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
        • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

        Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

        Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

        1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

        2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

        3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

        По методу установления налоговые ставки могут быть:

        1. Абсолютные.

        Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

        2. Относительные.

        Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

        По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

        • федеральные;
        • региональные;
        • местные.

        1. Основные виды федеральных налогов:

        • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
        • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
        • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
        • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

        2. Основные виды местных налогов:

        • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
        • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

        3.Основные виды региональных налогов:

        • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
        • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

        Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

        Вопросы и ответы юристов

        Часть IV. Земельный налог: основные понятия

        • Ответы-онлайн на тест по налогам
        • Ответы на тест по налогам с комментариями
        • Lan-Testing по налогам и налогообложению
        • Контрольный тест по налогам и налогообложению
        • Ответы на тестовые вопросы по налогам и налогообложению
        • Тесты с ответами по налогам и налогообложению
        • Тесты налоговый учет и отчетность
        • Ответы на тест по налогам и налогообложению
        • Ответы на тестовые задания по налогам

        Нало́говая ба́за — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогооблагаемая база – часть налоговой базы, остающаяся после всех льготных вычетов, на которую непосредственно применяется налоговая ставка. Налоговая база является одним из элементов налогообложения.

        Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

        Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

        • доходы, поступления, прибыль;
        • стоимость проданных товаров;
        • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
        • совокупность дохода физического лица;
        • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
        • наследственная масса;
        • транспортные средства и др.

        ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

        Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

        В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

        • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
        • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
        • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

        Раздел X. Местные налоги и сборы

        В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

        1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
        2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
        3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
        4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
        5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
          • индивидуальные предприниматели;
          • организации;
          • налоговые агенты.
        6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

        В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

        1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
        2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

        В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

        №Название налога (объект налогообложения)Налоговая база
        Федеральные налоги
        1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
        • доход от продажи имущества;
        • доход от аренды;
        • различные выигрыши;
        • доход от имущества за рубежом и др.
        2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
        3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
        4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
        5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
        6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
        • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
        • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
        • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
        • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.
        Региональные налоги
        1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
        2. Налог на игорный бизнес Количество объектов.
        3. Транспортный налог
        • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
        • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
        • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
        • количество средств – для транспорта без двигателей.
        Местные налоги
        1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка.
        2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

        Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

        Налоговая база – это понятие, которое определяет количественную характеристику предмета налогооблажения. Другими словами это общая сумма доходов, с которой уплачивается налог. Именно по налоговой базе рассчитывается величина налога.

        Налоговая база нужна для того, чтобы выразить объект налогооблажения количественно, т. е. его измерить.

        Рассмотрим пример: для того, чтобы вычислить налог на добавленную стоимость (НДС), налоговой базой будет являться стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и прочее, в рублях. Далее налоговую базу умножаем на налоговую ставку.

        Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета, специальных налоговых документов, справок о доходах и т.д. Предприятиям необходимо обязательно вести бухгалтерскую отчетность и подтверждать документами различные операции, касающиеся объектов налогооблажения.

        Налоговая база для каждого налога устанавливается в соответствии с налоговым кодексом РФ.

        1. 6.3. Налоговая база Налоговая база представляет собой стоимостную (денежную), физическую (в натуральной форме) или иную характеристику объекта налогообложения (доходы в виде материальной выгоды).
        2. КАКОЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ?
        3. КАКОЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММ ЕДИНОГО социального налога?
        4. УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ. УПЛАТА И ВОЗВРАТ НАЛОГОВ. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
        5. 5.1.3. Налоговая база. Налоговая ставка
        6. Порядок социальных налоговых вычетов и порядок их предоставления
        7. 12.3. Налоговая база
        8. 4.4. Налоговая база
        9. 16.3. Налоговая база
        10. 4.4. Налоговая база
        11. 8.3. Налоговая база
        12. 3.5. Налоговая база
        13. Порядок получения имущественного налогового вычета у работодателя(налогового агента)
        14. 3.8. Налоговая база
        15. 7.3. Налоговая база
        16. Налоговая база
        17. 4.3. Налоговая база по ЕСН
        18. 19.4. Налоговая база
        19. 1.3. Налоговая база
        20. 5.3. Налоговая база

        Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

        Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

        Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

        • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
        • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
        • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

        Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

        Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

        1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
        2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

          Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

          Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

          • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
          • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
          • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
          • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

          Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

          • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
          • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
          • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
          • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
          • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
          • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
          • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

          Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

          Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

          К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

          К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

          К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

          Система налогообложения функционирует в России по правилам, заложенным в НК РФ. Всем налогоплательщикам вменяется в обязанность осуществлять расчеты по налогам в строго отведенные сроки и с соблюдением принципа полноты погашения долгов. Сумма налоговой базы выступает в роли структурного элемента любого налога. Налогооблагаемая величина может быть представлена в разных формах:

          • стоимостное измерение объекта;
          • физическая характеристика предмета налогообложения;
          • иное значение.

          Налоговая база представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения, по которому выводится окончательное значение обязательств налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

          Налоговая база организации по разным видам платежей рассчитывается по итогам налоговых периодов. Основой для выведения этого параметра являются регистры бухгалтерского и налогового учета. Если в процессе вычислений была допущена ошибка, она устраняется путем корректировки базы налогообложения за тот период, в котором имеет место недочет, а не в текущем интервале.

          Налогооблагаемые суммы могут выводиться двумя методами:

          1. Кассовый способ – в этом случае в расчет принимаются доходно-расходные операции, фактически произведенные налогоплательщиком в рассматриваемом периоде.

          2. Метод начисления, когда акцент делается на дате появления права на имущественный актив или на моменте возникновения обязательств.


          Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]