Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт сделки в каких случаях оформляется в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Нужен ли паспорт сделки и как осуществляется валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. | документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции | |
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. | контракт для регистрации | |
свыше 6 млн руб. | контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.
Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.
Вместо оформления паспортов сделки Инструкцией № 181-И предусмотрен учет банками внешнеэкономических контрактов. То есть банки должны будут сами осуществить постановку контракта на учет (раздел II Инструкции № 181-И).
Банк должен принять на учет экспортный или импортный контракт в течение одного рабочего дня и присвоить ему уникальный номер в специальном порядке, который направляется резиденту-экспортеру или импортеру.
Однако не все контракты должны ставиться на учет. Требование о постановке на учет касается кредитных договоров, а также экспортных и импортных контрактов, предусматривающих:
- ввоз или вывоз товаров, за исключением ввоза-вывоза ценных бумаг в документарной форме;
- куплю-продажу товаров и (или) оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Исключение составляет купля-продажа запасных частей и оборудования;
- аренду, лизинг движимого и (или) недвижимого имущества;
- оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на них, за исключением некоторых видов договора.
Помимо видов договоров, необходимо иметь в виду ценовой лимит.
Если речь идет об импортном контракте или кредитном договоре, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 3 млн руб. и более.
Если речь идет об экспортном контракте, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 6 млн руб. и более.
Рублевый эквивалент по контрактам и кредитным договорам определяют на дату заключения соглашения или дату его последних изменений (п.4.2 Инструкции № 181-И).
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Чтобы поставить на учет экспортный, импортный контракт, а также кредитный договор, необходимо представить в обслуживающий банк определенный пакет документов.
Для постановки экспортного контракта на учет резиденту-экспортеру необходимо подать в банк:
- экспортный контракт либо выписку из экспортного контракта, или его проект, содержащие информацию, необходимую банку для постановки на учет экспортного контракта;
- общие сведения об экспортном контракте: вид экспортного контракта, дата, номер, наименование валюты экспортного контракта, сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата исполнения обязательств, а также реквизиты нерезидента, являющегося стороной по экспортному контракту.
Если резидентом представлены сведения или проект экспортного контракта, то сам экспортный контракт должен быть представлен в банк резидентом-экспортером не позднее 15 рабочих дней после даты его постановки.
Для постановки импортного контракта или кредитного договора на учет резиденту-импортеру или стороне кредитного договора необходимо представить в банк импортный контракт или кредитный договор либо выписку, либо проект и иную информацию, необходимую для постановки импортного контракта или кредитного договора.
Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты. Напомним, что репатриация — это возврат резидентом валютной выручки, которую он получил по внешнеэкономическому контракту.
Если в банк представлен проект импортного контракта либо кредитного договора, то сам контракт либо кредитный договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания.
Если не соблюсти сроки постановки внешнеэкономического контракта, кредитного договора на учет, то резидентов могут оштрафовать. Так, за нарушение срока постановки на учет контракта более чем на 90 дней после окончания срока, компания и предприниматели, а также должностные лица компании, могут быть привлечены к административной ответственности по п.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:
- для предпринимателей и компаний — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- для должностного лица компании — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.
А повторное нарушение карается более сурово. Повторный штраф для предпринимателей и компаний составит от 120 тысяч до 150 тысяч рублей, а для должностного лица компании — от 12 тысяч до 15 тысяч рублей.
-
Образовательная лицензия для ИП
217 0
Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:
1) договор заключен с нерезидентом
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора
Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался
Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.
Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:
«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:
Ответ: Да, это необходимо. Резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом даты исполнения валютного договора в полном объеме.
Основание: ч.1 пункт 15 Инструкции 37
Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
Что должно быть вместо паспортов сделки?
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
До марта 2018 года паспорт оформлялся для импортных и экспортных контрактов. В него вносилась вся информация по сделке. Лицо, которое открывало паспорт сделки (ПС), представляло все документы по будущим операциям, а банк мог отказать в оформлении паспорта, если были переданы не все документы.
Паспорт считался открытым до тех пор, пока внешнеторговый контракт не был исполнен. После этого он закрывался и передавался Центробанку.
Несмотря на то, что паспорт — метод валютного контроля, оформлять его нужно было не для всех сделок. Так, для контрактов на сумму эквивалентную менее 50 000$ открывать паспорт не нужно. Конвертация валюты для расчета суммы происходила по курсу ЦБ РФ.Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Выделяли паспорт экспортной и импортной сделки. Экспортный паспорт выдавался экспортеру и обязывал банк контролировать соблюдение условий иностранного контракта, в том числе сроки оплаты.
Импортный паспорт выдавался импортеру — тому, кто ввозит товар на территорию РФ. Такой паспорт позволял банку контролировать обоснованность денежных расчетов с иностранными поставщиками.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Паспорт сделки сопровождал экспортные и импортные контракты между резидентом и нерезидентом. ПС оформлялись не только для внешнеторговых сделок, но и для кредитных договоров. Например, при выдаче займов в рублях нерезидентам или в случае получения займа в инвалюте резидентами.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
С 1 марта 2018 года паспорт сделки отменен, но валютный контроль остался. Теперь вместо паспорта сделки нужна регистрация внешнеэкономического контракта. Основание такого новшества — Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года №181-И.
Порядок регистрации следующий. В банк предоставляются иностранный контракт и реквизиты зарубежного партнера. Если потребуются другие документы, вам сообщат сотрудники банка, где регистрируется контракт. Далее в течение 1-го дня контракт принимают к учету.
Сумма, при которой нужно регистрировать договоры, зависит от вида сделки:
- по экспортным операциям регистрации подлежат договора от 6 млн. рублей включительно;
- по импортным контрактам и кредитным договорам — от 3 млн. рублей включительно;
- контракты с меньшими суммами регистрировать не надо.
Банк имеет право запрашивать по внешнеторговым сделкам документы, даже если контракт по ним регистрировать не нужно. Только если сумма договора с зарубежным партнером меньше 200 тыс. рублей, то представлять документы не нужно.
Важно! Под валютный контроль подпадают не только сделки в инвалюте. Например, даже если вы заплатили иностранному поставщику рублями — это тоже валютная сделка. Просто в валюте Российской Федерации. Такой договор подлежит регистрации в банке, если превышает установленные лимиты.
Регистрация валютных договоров с 09.07.2021 в вопросах-ответах
В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.
Эти меры включают:
- поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
- освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
- увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
- внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.
Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.
Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.
При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.
Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.
Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.
Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.
- первый сценарий
Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.
- второй сценарий
Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.
Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.
Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.
В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:
- начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
- с 1 января 2021 года – не более 30%;
- далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.
Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.
В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.
Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.
Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:
• при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.
Пример договорного условия
«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;
• при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).
Пример договорного условия
«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».
При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.
В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.
Исключения
Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
• заключены до 9 июля 2021 г.;
• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;
• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:
1) условие о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).
Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.
Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:
• до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;
• не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).
Исключение
В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:
• сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)
или
• становится неопределенной, —
такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).
ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется
Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).
При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.
Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.
Регистрация валютного договора
Резиденты могут регистрировать валютные договоры
(ч.1 п.5 Инструкции № 37)Самостоятельно на веб-портале Нацбанка С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37) Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.
В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.
Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, проф. участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ
- все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
- расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
- все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.
Документы для валютного контроля
Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.
За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД— это его прямая функция.
Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.
Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:
- контракт,
- инвойс,
- акт,
- транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.)
- и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.
Сроки валютного контроля в этой группе:- после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
- при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.
Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году
По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.
С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК). Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:
- по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
- по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).
Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:- При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление. - При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.
При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:
- Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
- Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС ) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
- Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.
К сведению:
Для экспортеров сделали небольшое послабление – скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.
Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.
По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.
Важно:
Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.
Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и , если просрочка, сразу влепят штраф.Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:
- при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
- при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
- при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.
Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.
Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).
Сроки подачи СПД при валютном контроле:- при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
- для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные.
- для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.
Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).
К ним относятся:
- при ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги;
- при оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.
Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:
- Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
- Импорта с предоплатой.
При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.
За непредоставление документов валютного контроля можно отделаться штрафом, а можно и сесть. Компания несет ответственность за то, чтобы получить причитающиеся ей по договору денежные средства и получить их вовремя. Нельзя отгрузить товар за границу и не получить за него денег. Нельзя и просрочить получение денег. Всё это штрафуется.
А еще, если авансом оплатили товары или услуги, а товары вам не поставили (услуги не оказали), то обязательно вернуть уплаченную предоплату в Россию. Не смогли вернуть — штраф.
Если сумма просроченной или неполученной выручки (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), или сумма невозвращенного в срок аванса (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) окажется до 100 миллионов р., то штраф составит:
При просрочке получения выручки:
- Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
При невозврате
- от 3 до 10% на компанию при контракте в рублях;
- от 5 до 30% на компанию при контракте в валюте:
- на руководителя компании от 20 000 до 30 000 р.
За повторное нарушение валютного законодательства в этой части гендиректор получит дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Если просрочено, неполучено или невозвращено более 100 миллионов р. (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ):
При первой просрочке получения выручки:
- Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
При невозврате
- от 75 до 100% на компанию
- на руководителя компании от 40 000 до 50 000р. или дисквалификация до 3х лет.
За повторное нарушение валютного законодательства в этой части возбуждается уголовное дело по ст. 193 УК РФ, и директору грозит лишение свободы на срок до 3х лет, да деяние в особо крупном размере — до 5 лет лишения свободы.
Однако оформлять паспорт сделки нужно далеко не во всех случаях. В соответствии с действующим в настоящее время законодательством паспорт сделки не оформляется если:
- общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу Барка России;
- общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США по официальному курсу Банка России.
Обратите внимание, конвертация стоимости контракта и кредитного договора может определяться на несколько дат, в зависимости от сложившейся ситуации. Во-первых, на дату заключения контракта или кредитного договора. Во-вторых, если условия сделки или кредитования были изменены, конвертировать сумму контракта и кредитного договора необходимо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих такие поправки.
Указанные правила действуют с 27 февраля текущего года. Они связаны с внесением изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И, которые были привнесены Указанием Банка России от 29 декабря 2010 г. № 2557-У
Что касается заключенных до февраля внешнеторговых контрактов, стоимость которых превышает в эквиваленте 50 000 долл. США, по ним паспорт сделки можно закрыть. Для этого в банк паспорта сделки необходимо представить письменное заявление, в котором указываются следующие данные:
- дата заявления;
- полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес);
- реквизиты контракта (дата, номер).
В течение семи рабочих дней с даты получения заявления банк должен закрыть паспорт сделки. В разделе «Информация о закрытии паспорта сделки» данного паспорта в поле «Дата» проставляется число его закрытия, в поле «Основание» — номер Указания ЦБ РФ N 2557-У.
Заметим, что органы валютного контроля имеют право потребовать, а вы обязаны представить им паспорт сделки.
В соответствии с пунктом 1.12 Инструкции N 117-И при осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации резидент (за исключением кредитной организации) представляет в уполномоченный банк следующие документы:
- расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными инструкцией;
- документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. То есть, паспорт сделки должен быть представлен даже если вы осуществляете расчеты с иностранным контрагентом в рублях.
Законодательством предусмотрены две формы паспортов сделки: форма 1, которая заполняется по контракту и форма 2, заполняемая по кредитному договору.
Агентами валютного контроля выступают налоговые органы, а значит они вправе запросить паспорт сделки. В то же время этот не входит в перечень обязательных документов, которые подлежат представлению в инспекцию для подтверждения нулевой ставки по НДС (постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2011 г. № КА-А40/6222-11 и от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7259-09).
Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам. Если вы являетесь юридическим лицом — резидентом и все валютные операции по контрактам проводите через счета, открытые в банках-нерезидентах, то паспорт сделки следует оформить в территориальном учреждении Банка России по месту вашей государственной регистрации. В этом случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки, исполняет функции банка паспортной сделки (п. 3.4 Инструкции N 117-И, Информационное письмо Банка России N 36).
Для оформления паспорта сделки в банк одновременно сдаются:
- два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции N 117-И
- контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
- иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, необходимые для оформления паспорта в порядке, установленном Инструкции N 117-И.
Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля.
По запросу налогового органа представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются в ИФНС в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним тем, кто наделенным правом первой подписи. Информация об «очередности» права подписи конкретных лиц должна быть в обязательном порядке заявлена в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица — резидента.
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом-физическим лицом (как не зарегистрированным в качестве ИП, так и являющийся индивидуальным предпринимателем), подписывается им самим, либо лицом, которое он уполномочил, снабдив соответствующей доверенностью. В завершении паспорт сделки заверяется печатью (при ее наличии).
При получении паспорта сделки банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в этом документе, сведениям, содержащимся в контракте (договоре), разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций и иных представленных в банк документов. Банк проверяет также соблюдение резидентом порядка оформления паспорта сделки, установленного пунктами 3.7 и 3.8 Инструкции N 117-И (наличие соответствующих подписей и печати).
Дата представления резидентом в банк документов определяется по разному в зависимости от способа их сдачи. Если бумаги представлены лично в бумажном варианте, датой их представления считается зафиксированное банком число поступления (регистрации). Если же документы сдаются в электронном виде, датой их представления признается число, когда они были распечатаны.
Представленный резидентом паспорт сделки проверяется банком не более трех рабочих дней с момента их представления.
В случае надлежащего заполнения и оформления паспорта сделки оба экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью кредитного учреждения.
Один экземпляр паспорта сделки с копиями представленных обосновывающих документов остаются в банке для формирования досье по паспорту сделки. По усмотрению кредитного учреждения копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту в порядке, установленном пунктом 3.11 Инструкции № 117-И.
Другой экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту.
Очень важно, чтобы банк проставил на вашем экземпляре паспорта сделки отметку о дате его представления. Такая обязанность банка предусмотрена пунктом 3.9 Инструкции № 117-И.
Вместе с тем, банк имеет право отказать вам в подписании паспорта сделки.
Основания, по которым банк может отказать в подписании паспорта сделки указанны в пункте 3.12 Инструкции № 117-И. Поводом для отказа признаются:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), сведениям, указанным в паспорте сделки;
- оформление паспорта сделки с нарушениями требований, установленных Инструкцией № 117-И;
- непредставление резидентом в банк паспорта сделки обосновывающих документов.
В случае отказа в подписании паспорта сделки банк возвращает резиденту представленные экземпляры паспорта сделки и обосновывающие документы в срок, не превышающий три рабочих дней, следующих за датой их представления в банк паспорта сделки.
Идеальный вариант, когда внешнеторговая сделка проходит в соответствии с первоначальными условиями контракта. Но в реальности так бывает редко: может измениться цена, сроки и условия поставки, ваши реквизиты или реквизиты банка.
В случае изменения наименования банка, а также при его реорганизации только в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) паспорт сделки переоформлять не придется.
А вот в иных случаях внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, паспорт сделки следует переоформить. Для этого в банк представляются одновременно следующие документы:
- два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки;
- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);
- иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном Инструкцией № 117-И;
- разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения.
Случается, что при проведении внешнеторговых операций приходится менять банк для расчетов с иностранными контрагентами и выручка поступает на счет не в банке паспорта сделки. В настоящее время законодательством не установлено обязательное требование осуществлять расчеты с иностранным контрагентом именно через счета банка, оформившего паспорт сделки.
Однако, будет не лишним соблюсти формальности и согласовать письменно изменение реквизитов обслуживающего банка с иностранным контрагентом, поскольку налоговые органы иногда отказывают в таком случае в подтверждении нулевой ставки НДС. Наличие письменного согласования пригодится, если вам придется отстаивать свою позицию в споре с налоговиками в суде.
Как правило суды в подобных ситуациях выносят решения в пользу налогоплательщиков. Ведь поступление выручки за экспортированный товар на счет налогоплательщика в другом российском банке, нежели банк, оформлявший паспорт сделки, нарушением требований статьи 165 Налогового кодекса РФ не является (Определение ВАС РФ от 31 октября 2007 г. № 13827/07, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 августа 2007 г. № Ф08-5113/2007-1974А).
В приведенном далее образце заполнения Паспорта сделки, заполнен только Лист 1 Паспорта сделки. Лист 2 заполняется по паспорту сделки, оформляемому только по контракту, в соответствии с которым осуществляется экспорт или импорт товаров и содержит раздел 6 "Специальные сведения о контракте".
В пункте 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.
Пункт 6.2 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.
Скачать образец заполнения Паспорта сделки
Главный документ при экспорте и импорте — внешнеэкономический контракт. Он регулирует права и обязанности сторон в ходе осуществления сделок ВЭД. Контракт заключается в простой письменной форме, так как одной из сторон сделки является российская организация (п. 2 ст. 1209, п. 3 ст. 162 ГК РФ). При этом в нем содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, обязательство компании-продавца передать определенный контрактом товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять его и уплатить за него определенную в контракте сумму в определенный срок.
Внешнеэкономический контракт отличается от других договоров следующими чертами:
- одним из его участников является нерезидент;
- к таким контрактам могут применяться нормы не только российского законодательства, но и международного частного права и законодательства иностранного государства.
Паспорт сделки — ключевой документ, регламентирующий проведение процедур валютного контроля сделок ВЭД (ст. 20 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Паспорт сделки заполняют компании-резиденты по валютным операциям с иностранными партнерами (нерезидентами) в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ (Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И, Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). В нем содержится вся существенная информация о сделке ВЭД. Излагается она в стандартизированной форме, чтобы агенты валютного контроля, в том числе уполномоченные банки, могли оперативно проверить законность и правильность проведения операций. Уполномоченные банки являются в сделках ВЭД важным звеном, так как именно через их счета проходят международные расчеты.
По каждому экспортному или импортному договору оформляется 1 самостоятельный паспорт сделки (кроме случаев, указанных в п. 6.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
С оформлением документов ВЭД некоторые банки готовы помочь в режиме онлайн.
В Росбанке действует специальное предложение для представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, которое позволяет получать широкий спектр услуг на специальных условиях. Речь идет об открытии счетов в любой валюте, экспортном и импортном валютном контроле, оформлении и переоформлении паспортов сделок, в том числе срочном, платежах в иностранной валюте клиентам других банков, конвертации валюты по курсу банка, подключении и использовании «Интернет Клиент-Банка».
Также в качестве документов валютного контроля выступают:
- справка о валютных операциях в одном экземпляре и обосновывающие документы (кроме случаев, перечисленных в п. 2.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- справка о подтверждающих документах в одном экземпляре и сами подтверждающие документы (кроме случаев, перечисленных в пп. 9.5, 9.6, 9.8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- другие документы, предусмотренные п. 4 ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Похожие записи: