Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Фискальные платежи — это основная доходная составляющая государственного бюджета. То есть от суммы собранных налогов, сборов, пошлин и иных платежей зависит благосостояние страны в целом. Следовательно, снижение фискальных поступлений в бюджеты отрицательно сказывается на российской экономике. Чтобы исключить неблагоприятные обстоятельства, налоговики занимаются планированием. То есть представители ФНС устанавливают определенный минимум по уплате фискальных платежей в бюджеты. Исходя из данного экономического показателя, для всех налогоплательщиков устанавливается налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Иными словами, чиновники регламентируют минимальный лимит, сколько должен уплатить налогов в бюджет конкретный хозяйствующий субъект в зависимости от вида осуществляемой деятельности, объемов производства, масштабов компании, размера штатной численности и прочих критериев.

Если компания не выполнила установок ФНС, то есть заплатила меньше налогов, чем нужно, такая ситуация не останется без внимания. Инспекторы пригласят руководителя на беседу, если отклонения незначительны. А вот при существенных недоплатах инициируют выездную проверку.

Отметим, что речь идет о снижении сумм налоговых отчислений. Например, в компании существенно снизился налог на прибыль (снизилась налогооблагаемая база). Недоимки и задолженности к данной теме относить не следует.

Утвержденные значения регламентированы в отдельных приказах ФНС. Отметим, что налоговики систематически корректируют показатели налоговой нагрузки. Последние действующие показатели были закреплены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

С 2016 года были отмечены повышения среднеотраслевой налоговой нагрузки по некоторым ВЭД. Например, в деятельности по добыче полезных ископаемых значение было увеличено с 11,9 % до 17,9 %.

Обратите внимание, что налоговики обновили значения, в соответствии с данными Росстат за 2018 год. Для проверки используйте актуальные значения.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Конечно, снижение показателя налогового обременения субъектов — не единственный критерий, по которому назначают внеплановую ревизию ИФНС. Всего этих критериев 12 — «волшебная дюжина», и особенности ее применения закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Все критерии «волшебной дюжины» значительны, но уровень фискальной нагрузки и уровень рентабельности (критерий № 11) налоговики выделяют отдельно. Так, при снижении уровня рентабельности по данным бухгалтерской отчетности более чем на 10 % вызовет особый интерес инспекции.

Отметим, что представители фискальной службы контролируют показатели рентабельности продаж и активов и по видам экономической деятельности. Порядок исчисления данного критерия представлен в Приказе № ММ-3-06/[email protected] Значения коэффициента для сравнения представлены в Приложении № 4 данного приказа ФНС.

Помимо расчетных коэффициентов, налоговиков могут заинтересовать налогоплательщики, которые заявляют большие вычеты по налогу на добавленную стоимость. Руководителя такого субъекта как минимум пригласят для беседы в ИФНС, но могут и не приглашать, а приехать с проверкой.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/[email protected] Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 [email protected] от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка рассчитывается как в целом по компании, так и по разным видам налогов в отдельности.

Общая налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

Общая налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов по данным деклараций (расчетов) / Сумма выручки по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках × 100 %.

Обратите внимание!

В Приказе ФНС № ММ-3-06/[email protected] приводится следующее определение расчета: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т. е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС).

В письмах Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208 и ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] есть рекомендации по расчетам:

• в расчет включаются все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде;

• в расчете учитываются платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента (например, НДФЛ по работникам);

• в расчете не участвуют суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды;

• из расчета исключаются суммы ввозного НДС;

• в расчете не учитываются таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.

Налогоплательщики для самоконтроля могут рассчитать налоговую нагрузку самостоятельно. Есть два варианта расчета:

1. Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 годовой декларации) / Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль).

Для ИФНС сигналом к инициации выездной проверки может послужить значение показателя менее 3 % для производственных компаний и менее 1 % — для торговых предприятий.

2. Расчет налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по НДС = Сумма вычетов по НДС / Сумма начисленного НДС × 100 %.

Здесь для ИФНС тревожным сигналом будет показатель от 89 % и более.

В таблице 2 представлены расчеты налоговой нагрузки для самых распространённых видов налогов.

В приложении № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] содержится довольно большой перечень общедоступных критериев, по которым налогоплательщик может сам определить вероятность риска включения его в план проведения выездной налоговой проверки со стороны ИФНС. В него входят такие признаки, как:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух календарных лет и более.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное (т. е. два раза и более в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное (два случая и более) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как видим, восемь из двенадцати критериев непосредственно связаны с величиной налогооблагаемой базы компании, а низкий уровень налоговой нагрузки вообще находится на первом месте.

Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.

Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.

Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».

Для юридических лиц:

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Для ИП:

  • По НДФЛ:

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки.

Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:

  • компании осуществляла инвестиции в модернизацию/расширение деятельности,
  • компании вкладывала средства в новый вид деятельности,
  • наблюдалось снижение объемов продаж,
  • значительное повышение стоимости сырья/комплектующих,
  • повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.

Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой.

Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет электронный сервис СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис позволяет оценить риски налоговой проверки и сработать на опережение.

Также рекомендуем обратить внимание и на другие сервисы СБИС, позволяющие облегчить работу, минимизировать риск налоговой проверки и оптимизировать деятельность компании. СБИС Бухгалтерия и учет — универсальный инструмент ведения бухгалтерии. Сервис помогает не только вести бухучет, он поможет с расчетом зарплаты, ведением кадровой документации и многого другого. СБИС Электронный документооборот позволяет существенно ускорить обмен данных как внутри компании, так и с контрагентами. Система увеличивает как скорость, так и качество взаимодействия между партнерами.

Подробнее о том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, вам готовы рассказать наши специалисты.

А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

11,0

3,3

производство химических веществ и химических продуктов

2,2

2,1

производство и распределение газообразного топлива

2,2

1,5

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,7

0,8

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,8

3,3

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,9

1,1

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

0,2

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,4

2,1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

4,1

5,2

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,1

2,1

деятельность трубопроводного транспорта

4,7

4,7

производство бумаги и бумажных изделий

5,0

1,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,4

1,5

производство прочих транспортных средств и оборудования

5,5

4,6

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,1

2,6

Транспортировка и хранение — всего

6,5

4,6

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

6,7

2,3

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

6,8

Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы.

Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС.

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Если у компании коэффициент налоговой нагрузки ниже, чем в обновленной таблице, то ФНС обязательно запросит пояснения. Вы должны будете подготовить ответ для налоговой. Если понижение нагрузки произошло из-за объективных причин, то об этом также письменно необходимо оповестить налоговых инспекторов.

Если после вашего ответа у ФНС останутся к вам вопросы, то, возможно, вам назначат выездную проверку, за которой вполне могут последовать доначисления налогов и штрафы.

Фирма 1С сейчас готовит изменения для разных программ 1С.

Обновления ожидаются в следующих конфигурациях1С:

«1С:Бухгалтерия предприятия»

КОРП, редакция 2.0
КОРП, редакция 3.0
редакция 2.0
редакция 3.0

«1С: Комплексная автоматизация»

редакция 1.1
редакция 2

«1С: Управление торговлей»

редакция 10.3
редакция 11

«1С:ERP Управление предприятием 2»

«1С: Зарплата и управление персоналом»

КОРП, редакция 2.5
редакция 2.5
редакция 3

«1С: Розница»

редакция 1.0
редакция 2.2

«1С: Управление нашей фирмой»

«1С:Управление производственным предприятием»

редакция 1.3

«1С:Налогоплательщик»

После внесения изменений в конфигурации 1С вам необходимо будет обновить релизы 1С. Если у вас типовая конфигурация, вы можете обновить их самостоятельно при наличии договора 1С:ИТС. Чтобы обновить нетиповые конфигурации 1С нужно будет воспользоваться услугами программиста 1С, который поэтапно обновит конфигурацию и проверит правила обмена 1С. Вы можете заказать обновление1С в любом из офисов Первого Бита, и специалисты компании «Первый Бит» произведут все необходимые настройки. Если у вас заключен договор 1С:ИТС в Первом Бите, мы сами уведомим о необходимости произвести обновлении и согласуем удобное для вас время выезда нашего специалиста 1С. Если вы хотите узнать подробнее позвоните нам по телефону.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

  • Что такое налоговая нагрузка
  • Что вызывает подозрения у ФНС
  • На что еще обращают внимание фискалы

Компания N зарегистрировалась по одному юридическому адресу, а фактически находилась по другому. Налоговая инспекция узнала об этом и выделила месяц, чтобы привести в соответствие фактический и юридический адрес.

Добросовестный директор компании N собрал учредительные документы и отнес для перегистрации в новую налоговую инспекцию. Как же он удивился, когда услышал от начальника инспекции: «Я не поставлю вас на учет, мне неинтересен налогоплательщик с низкой налоговой нагрузкой. Будете настаивать, завалим проверками». Эту историю рассказал директор компании, которая пришла в MCOB на обслуживание.

Возможно, главный налоговик только пугал директора — камеральные проверки строго регламентированы, а на выездную компания не тянула. Обороты были маленькие. Тем не менее, у компаний часто возникают проблемы из-за низкой налоговой нагрузки. Давайте разбираться — что такое низкая налоговая нагрузка, чем она опасна и как снизить риск выездных проверок.

Налоговая нагрузка — соответствие перечисленных налогов и дохода компании. Государство считает: если организация растет и развивается, сумма налогов в бюджет должна увеличиться. Если компания платит минимальные налоги, значит с организацией что-то не так и ФНС начинает действовать. Высылает «письма счастья» или вызывает директора «на ковер» для дачи пояснений. Если организация не реагирует на запросы налоговиков, они готовят сведения для выездной налоговой проверки.

Налоговую нагрузку каждый может рассчитать самостоятельно, используя налоговый калькулятор на сервисе ФНС. Рассмотрим основные показатели, которые помогут избежать выездной налоговой проверки.

Актуализированы показатели для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиком

Клиенты задают постоянно один и тот же вопрос — сколько нужно платить НДС? Нет универсального ответа. Здесь нужно учитывать все факторы: регион, сезонность бизнеса, вид деятельности, рентабельность и прочее. У ФНС есть критерий, по которому она выбирает кандидатов на проверку по НДС — доля вычетов по НДС не может быть выше средней по региону.

Пример. Организация в Краснодаре занималась экспортом-импортом. Обратилась к нам, когда получила запрос от ФНС о даче пояснений по НДС. Компания старалась снизить налог на добавленную стоимость и увеличила законный вычет. Это было видно из декларации по НДС. Считается она так:

НДС к вычету (раздел 3 стр. 190)/ НДС начисленная (раздел 3 стр. 110)*100%

«Живые» цифры из отчета по НДС:

2 887 965/ 2 951 417 * 100% = 97,85%

Компания, согласно декларации, заплатила НДС — 63 452 рубля.
По мнению ФНС, организация должна была заплатить 298 093 рубля 12 копеек. Для этого из суммы начисленного НДС вычитается 89,9%.

2 951 417 — 89,9% = 298 093 рубля 12 копеек.

Если у вас реальные сделки, надежные контрагенты и есть подтверждающие документы, не переживайте из-за подобных требований. В нашем случае был импорт и продажа по нулевой ставке НДС — вполне объяснимое снижение рекомендуемой доли вычета.

Спецрежим — льготный способ налогообложения, при котором налогоплательщик не платит три крупных налога: налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Чтобы его использовать, государство ввело часть ограничений: по численности, по выручке и основным средствам. Часто организации приближаются к предельным значениям и не отслеживают это.

Пример. Оптово-розничная компании на УСН решила запустить сайт и оформила договор ГПХ с веб-дизайнером, программистом и копирайтером. Среднесписочная численность компании стала 97 человек. Максимальное количество сотрудников на УСН — 100 человек. Если организация не уменьшит численность персонала, она попадает в зону риска.

Налоговая инспекция тщательно следит за соотношением между выручкой и затратами, анализируя данные за предыдущие 3 года. Если разница больше 100%, выручка растет. Если меньше 100% — увеличились затраты. Если выручки и затраты равны, значит рост компании остановился. Это касается компании на общей системе налогообложения, которые платят налог на прибыль.

Одна рекламная компания в отчете по налогу на прибыль указывала цифры:

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год
Доходы, руб. 60 000 500 000 980 000
Расходы, руб. 80 000 670 000 1 320 000

Такие показатели вызывают подозрение у налоговиков.

Одна строительная компания начала работать с одним подрядчиком. У него была дешевая рабочая сила, низкие цена на услуги и стройматериалы по оптовым ценам. Сотрудничество строилось на доверии: работа выполнялась в срок, подписанные счета-фактуры и акты выполненных работ привозились вовремя, все всех устраивало.

Как же удивился директор строительной компании, когда по итогу камеральной проверки декларации НДС выяснилось, что подрядчик оказался компанией-однодневкой на упрощенке и не имел право выставлять счета-фактуры с НДС, у него отсутствовали складские помещения для хранения стройматериалов, а рабочие были нелегальными мигрантами. Строительной компании пришлось выплатить доначисленные налоги по НДС и заплатить налог на прибыль. Штрафы, пени и доначисленные налоги вылилось в сотни тысяч рублей.

В чем ошибка. Строительная компания не проверила контрагента-подрядчика. У него уже была «черная метка» в ЕГРЮЛ и он не мог официально оказывать такие услуги из-за нехватки персонала и необходимых ресурсов.

Согласно концепции налоговых проверок есть еще несколько критериев отбора кандидатов на выездную проверку:

  • Частая смена компанией юридического адреса. Это значит, что организация снимается с учета в одной ФНС и регистрируется в другой. Например, компания N за прошедший календарный год трижды поменяла адрес, три раза встала на учет в разных налоговых и уследить за оборотами такой компании практически невозможно.
  • Пренебрежение требованиями налоговых инспекторов. Если налогоплательщик не реагирует на письма из ФНС, не отвечает на запросы инспекторов, не предоставляет пояснения по камеральной или встречной проверкам, она рискует попасть “на карандаш” по выездной проверке.
  • Доходы и расходы у ИП одинаковые. Возникает закономерный вопрос — если нет дохода, для чего работать как ИП? Если учесть оплату ежегодных страховых взносов, получается, что предприниматель работает в убыток. Это хороший повод для проверки.

Ответственности за рискованные схемы оптимизации налогов в 2019 году

Нарушения Штрафы
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов
  • Первый раз — 10 000 рублей,
  • Второй раз в течение года — 30 000 рублей;
  • В последующие разы — 40 000 рублей или 20% от суммы неуплаченного налога;
Непредоставление документов по встречной проверки 5000 рублей, при повторном нарушении — 20 000 рублей;
Неуплата или неполная уплата налога Впервые — 20% от неуплаты. При повторе штраф растет до 40%.

Выездных налоговых проверок становится меньше. Зато инспекторы тщательно подходят к отбору кандидатов — выезжают в компании, где гарантированно есть нарушения и у них достаточно ресурсов для выплаты штрафов, пеней и неустоек. Налоговики заведомо знают размер доначислений, которые увеличиваются с каждым годом и исчисляются порой несколькими миллионами рублей.

Чтобы не попасть в «черный список» кандидатов, бизнесу надо умело оптимизировать налоги, соблюдать налоговую нагрузку и стать для ФНС «незаметным налогоплательщиком».

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

Критерии налоговых рисков

Снижение налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка организации

Низкая налоговая нагрузка

Новая налоговая нагрузка от ФНС: таблица

Показатель налоговой нагрузки предприятия является одним из оценочных критериев, используемых инспекцией ФНС при решении вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в фирме.

Рассчитать это значение под силу самому предприятию, мы же напомним, что такое среднеотраслевая налоговая нагрузка, кто ее устанавливает, какими правовыми актами регламентирует и как она используется на практике.

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/[email protected] Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]