Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Указ президента об исполнительном производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ошибка в отпускных: как исправить?
Новые платежки по зарплате с 1 июня 2020: образцы заполнения
Платежное поручение на выплату алиментов: образец с 01.06.2020
Все детские пособия в 2020 году — полная таблица
Новые правила выплаты пособий: только на карту «Мир»
С 1 июня 2020 года работодателями, банками и судебными приставами Закон № 229-ФЗ применяется в новой редакции, предусматривающей следование указанными лицами обновленным правилам при удержаниях по исполнительным листам. Ознакомимся с этими правилами подробнее.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2021 N 1368 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 18.08.2021) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 453 «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 350 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 27.06.2019 N 301 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 06.08.2021) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 05.08.2021 N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»
- Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1378-О «По жалобе гражданина Еременко Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 401.3 и частью третьей статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
С 15 июля 2021 года вступит в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 года № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Данным Законом, в том числе предусмотрены изменения, касающиеся порядка определения подлежащего к взысканию размера принудительного сбора.
Базовое правило определения размера принудительного сбора не изменится, однако будет установлен его минимальный предел вне зависимости от суммы задолженности по исполнительному документу.
Как и в настоящее время, размер принудительного сбора по общему правилу будет составлять десять процентов от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного имущества, однако его минимальный размер не может быть менее 0,5 базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Полагаем, что своевременное исполнение своих финансовых обязательств должниками до возбуждения исполнительного производства, а также в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем, позволит избежать дополнительных финансовых затрат, связанных с уплатой принудительного сбора.
В этой связи обращаем внимание на наличие возможности воспользоваться информационным ресурсом «Реестр задолженностей по исполнительным производствам», размещенным на Интернет-портале Министерства юстиции для получения справочной информации о наличии задолженности по исполнительным производствам.
С каких выплат приставы не смогут взыскивать долги и штрафы?
Некоторые россияне не увидели школьных выплат от президента Путина. Пособия автоматически были списаны банками за долги. Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова предложила сообщать в прокуратуру о подобных фактах списания за долги социальных выплат. В ответ на это секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак обещал внести корректировки в закон, которые оградят от списания социальные выплаты.
Данный процесс не лишён сложностей. Как отмечает Анатолий Аксаков, глава думского комитета по финансовому рынку, основная проблема, связанная с неправомерным списанием излишних средств в пользу долгов в том, что зачастую при поступлении на счёт гражданина соцвыплаты не имеют кода, который информирует банк о неприкосновенности данных денег, либо сотрудники банка просто не замечают что на средствах присутствует код.
По информации, предоставляемой Пенсионным Фондом Российской Федерации, самый минимальный процент пенсий корректируется в сторону уменьшения (обычно данные ситуации связаны с переездом либо сепарацией лица, находящегося на иждивении у пенсионера, по словам доктора юридических наук, экс-глава ПФР по Республике Татарстан Марселя Имамова.
То есть большинство пенсионных выплат постоянно возрастают. И хотя различные виды пенсий попадают под списание по исполнительным производствам, в основном размер взысканий не может превышать 50 % от получаемых доходов, как уточняет руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов. В случае предстоящего списания пенсионеру перед его осуществлением направляется уведомление.
В конце августа 2021 года Путин поручил банкам вернуть людям выплаты, которые были списаны в счёт долгов:
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
С учётом чистой прибыли банков они сделают это легко…
На данный момент правомерным и законным считается взыскание в размере 70 % доходов, если обстоятельством для взыскания являются алименты, средства, связанные с потерей кормильца, а так же ущерб, возникший в результате преступления либо причинения вреда здоровью.
Если речь идёт о пенсии по старости и инвалидности, с таких видов дохода судебные приставы не могут списывать более 50 %. Выплаты, связанные с поддержкой государства во время коронавируса, средства, предназначенные для компенсации покупки лекарств гражданами, в счёт долга списаны быть не могут. Списание данных социальных выплат противоправно и должно быть обжаловано лицом, которому были адресованы данные меры поддержки.
Для обжалования списания средств в счёт долга необходимо в первую очередь связаться с приставом, который ведёт исполнительное производство по текущему делу. Далее нужно доказать, что средства, снятые в счёт погашения долга, не подлежат списанию. Для этого гражданин должен предоставить приставам документы, подтверждающие, что средства являются пенсией, соцвыплатой или иной мерой поддержки граждан.
Данным документом может быть выписка по счёту или иной документ по форме банка, осуществляющего перевод средств. Если пристав, ведущий исполнительное производство, не выходит на связь, следующим шагом должна быть жалоба на имя вышестоящего руководителя. В жалобе можно указать конкретные суммы, которые были удержаны с гражданина сверх необходимого, и реквизиты, на которые будет осуществлён возврат средств.
Согласно п. 1 документа, целью деятельности ФССП РФ является выполнение следующих обязанностей:
- исполнение постановлений (определений) суда и решений иных госорганов (должностных лиц);
- надзор за гражданами-должниками (правонарушителями);
- ведение госреестра юрлиц, отвечающих за возврат просроченных долгов физлиц (компаний);
- обеспечение порядка работы судов.
1. Принудительное исполнение (далее — исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов (далее — служба судебных приставов) и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации (далее — службы судебных приставов). (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
2. Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.
Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
3. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются настоящим Федеральным законом и федеральным законом о судебных приставах.
4. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами (далее — подразделения).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, федеральным законом о судебных приставах и иными федеральными законами.
1. Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
2. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
3. Органы, организации и лица, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не являются органами принудительного исполнения.
1. Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
3. Неисполнение указанных в пункте 2 настоящей статьи требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее — суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.
1. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона.
2. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
3. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 настоящего Федерального закона.
4. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
5. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.
6. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
1. Судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона.
2. Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
3. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.
4. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.
5. Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений.
6. Постановление о возвращении исполнительного документа может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
Обновлено! Об изменении законодательства об исполнительном производстве
1. Если должником является физическое лицо (далее — гражданин), то исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества.
Если должником является юридическое лицо (далее — организация), то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.
2. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.
3. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель незамедлительно составляет об этом акт и не позднее следующего дня после дня его составления направляет исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новым месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
4. Судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.
В этом случае судебный пристав-исполнитель, составив акт в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляется на указанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает содействие прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу-исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются.
Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:
- на основании постановления пристава банк обязан наложить арест на счет (карту) или вклад должника, списать имеющиеся средства и удерживать деньги с каждого поступления;
- в постановлении пристава указывается размер удержаний, который должен соответствовать Закону № 229-ФЗ (50% по большинству видов требований, 70% по алиментам, возмещению вреда здоровью, ущерба от преступлений);
- взыскатель может сам направить исполнительный документ в банк, если знает, что там открыты счета и вклады должника;
- удержание будет продолжаться до полного погашения долга, до отзыва исполнительного документа, до отмены постановления пристава.
Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.
Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:
- введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
- введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном «окрашивании» всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
- на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.
Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.
На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.
Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.
Взыскатель может не обращаться в ФССП для возбуждения исполнительного производства, а самостоятельно направить документы для удержания в банк. Например, это актуально, если взыскатель точно знает о наличии счетов и вкладов в определенном банке или получил информацию о крупном переводе. В кредитное учреждение можно подать исполнительный лист или судебный приказ. В этих документах содержится следующая информация:
- личные данные взыскателя и должника;
- ссылка на судебный акт, которым взыскана задолженность;
- размер долга (с учетом штрафных санкций, судебных расходов и т.д.);
- вид требования, так как это будет важно для размера удержания (например, задолженность по алиментам, компенсация морального вреда, долг по зарплате и т.д.).
Комментарий юриста. В исполнительном листе и судебном приказе обычно не пишется размер удержаний с должника. Исключением является только взыскание алиментов в процентах от зарплаты, но обязанность рассчитывать процент от зарплаты возлагается не на банк, а на работодателя. По всем остальным видам требований с 2020 года банк должен сам определить размер удержания.
После получения документов от взыскателя банк обязан выполнить следующие действия:
- проверить наличие счетов и вкладов, открытых на имя должника (данные о должнике берутся из исполнительного документа, заявления взыскателя);
- при наличии денежных средств на счете, вкладе или карте, банк осуществляет их списание, но не более суммы долга;
- если списанных средств оказалось недостаточно для полного погашения задолженности, банк вводит арест счет (карты);
- с каждого поступления на счет будут осуществляться удержания в пользу взыскателя, а их размер обязан определить банк (не более 50% или 70% в зависимости от вида требования);
- для принятия решения об удержании банк обязан учесть нормы статей 99 и 101 Закона № 229-ФЗ, где указан перечень доходов, не подлежащих взысканию;
- не позже 3 дней со дня удержания банк обязан проинформировать об этом взыскателя (по почте, через системы онлайн — банкинга).
Чтобы банк мог правильно определить вид дохода, он проверяет код зачисления. Эти коды должны указывать в расчетных документах организации, ИП или физлица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы, на которые нельзя обратить взыскание. Если в расчетных документах не будет указан код либо его проставят с ошибками, банк вправе удержать всю сумму и перевести ее взыскателю.
Таким образом, правильность удержаний зависит от взаимодействия банка и организаций, переводящих деньги должнику. Банк не будет отвечать за неправильно проставленные коды, даже если деньги будут списаны со счета с нарушением Закона № 229-ФЗ.
Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:
- в постановлении пристав обязан указать точный размер удержаний, который будет соблюдать банк (например, ввиду имущественного положения должника пристав или суд могут установить размер удержаний менее 50%);
- пристав имеет право направить постановление сразу во все банки, где открыты счета должника (взыскатель такой возможности практически лишен);
- в постановлении пристав указывает характер требований, что будет важно для расчета суммы удержания;
- на основании постановления пристава банк обязан списать остатки по счетам, наложить арест и определять размер удержания после каждого поступления денег;
- информация о каждом удержании направляется приставу в течение 3 дней.
Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.
Внесены изменения в Инструкцию по исполнительному производству
Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.
Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.
Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:
- в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
- в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
- финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
- вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.
Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.
Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:
- если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
- если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
- если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.
Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.
Номер документа: | 229-ФЗ |
Дата принятия: | 02/10/2007 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2008 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Важно отметить закрепление принципа экстерриториальности полномочий судебного исполнителя.
Экстерриториальность подразумевает, что полномочия судебного исполнителя не ограничиваются соответствующей территорией области, района, города, района в городе, а распространяются на территорию всей страны.
Таким образом, возможность судебного исполнителя совершать исполнительные действия на территории юрисдикции другого («чужого») ОПИ обеспечивает оперативность в их совершении и существенно сокращает срок погашения требований взыскателя.
Допустим, в принудительном порядке взыскиваются денежные средства с должника, юридический адрес (местонахождение) которого относится к Октябрьскому району г. Минска. Исполнительное производство, соответственно, ведет судебный исполнитель Октябрьского района г. Минска (его полномочия распространяются на территорию данного района).
В процессе исполнения выяснилось, что имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, располагается на территории Воложинского района. В силу территориальной ограниченности своих полномочий «наш» судебный исполнитель:
- Просит разрешения у вышестоящего судебного исполнителя (в установленном порядке) на совершение исполнительных действий на территории Воложинского района либо
- Поручает совершить определенные исполнительные действия судебному исполнителю Воложинского района либо
- «Снимает с себя какие-либо полномочия» и передает все материалы исполнительного производства в ОПИ Воложинского района, где назначается «ответственным за дело» новый судебный исполнитель.
В любом случае перечисленные действия не происходят одномоментно, на их совершение отводится значительный промежуток времени (от двух недель и более).
В противовес, внесенные изменения не ограничивают полномочия судебного исполнителя определенной территорией. Он сможет совершать необходимые действия самостоятельно на «отдаленной, чужой» территории, без соответствующих прошений или поручений.
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364
Обратите внимание, что медиация становится более привлекательной.
Зачастую получить лучший результат в исполнительном производстве можно не путем принуждения, а путем выработки между взыскателем и должником взаимоприемлемых условий (мирового или медиативного соглашения).
Простой пример — должник из-за отсутствия свободных денежных средств не может погасить задолженность, признанную решением суда на общую сумму в 17 000 бел. рублей (около $ 6500), из которых 5000 бел. рублей (около $ 1900) составляет размер штрафных санкций. Однако у должника имеется автомобиль рыночной стоимостью 15 000 бел. рублей (около $ 5700) (стороны со стоимостью согласны).
Стороны идут на взаимные уступки: кредитор отказывается от взыскания 2000 бел. рублей (около $ 760) штрафных санкций, в свою очередь должник добровольно передает ему автомобиль в счет оставшегося долга. При этом стороны экономят временные и денежные затраты (на оценку автомобиля, проведение торгов).
Для должника медиация (в широком смысле слова) становится более привлекательной, потому что новой нормой закреплено, что в случае заключения между взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения размер принудительного сбора, взыскиваемого с должника, составит 50% от установленного размера.
Принудительный сбор — денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника в процессе принудительного взыскания. На сегодняшний день размер принудительного сбора по имущественным взысканиям составляет 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества. С 15.07.2021 размер данного сбора составит 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного ему имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Таким образом, в случае заключения мирового (медиативного) соглашения должник дополнительно (сверх суммы, установленной решением суда) заплатит 5% от взыскиваемой суммы вместо 10%.
Существенная экономия денежных средств будет стимулировать должника урегулировать вопрос добровольного погашения задолженности путем заключения мирового или медиативного соглашения со взыскателем.
Стоит отметить, что с большей вероятностью достижение мирового (медиативного) соглашения возможно, если стороны заинтересованы в продолжении сотрудничества и готовы искать компромисс, идти на взаимные уступки. Практическая ситуация: кредитору важнее получить деньги, чем «наказать», а у должника имеются активы, которые могут выступать в качестве предмета торга.
Законом будет установлена дополнительная обязанность сторон исполнительного производства.
Новой нормой предусмотрено, что стороны исполнительного производства обязаны представить судебному исполнителю информацию о выбытии одной из сторон исполнительного производства (например, об изменении банковских реквизитов, наименования, ФИО) не позднее 3 дней со дня соответствующего выбытия (изменения).
Актуальность этой нормы отразим на примере: «У взыскателя изменились банковские реквизиты, о чем судебный исполнитель не был уведомлен. Соответственно, перечисление денежных средств взыскателю производится судебным исполнителем по неактуальным банковским реквизитам. Вполне вероятно, денежные средства не затеряются на межбанковских счетах и через несколько дней вернутся на депозитный счет ОПИ. Установив факт возврата денежных средств, судебный исполнитель свяжется со взыскателем с просьбой предоставить актуальные реквизиты.
Если денежные средства все же затерялись на межбанковских просторах, взыскателю необходимо в письменном заявлении указать актуальные банковские реквизиты. Нужно также попросить судебного исполнителя направить запрос (предписание) в банк о возврате денежных средств на счет ОПИ для последующего их перечисления в адрес взыскателя.
В любом из перечисленных случаев срок удовлетворения взыскателем своих требований (по своей же неосмотрительности) будет увеличен существенно.
Стоит иметь в виду, что также установлена новая компетенция судебного исполнителя.
В целях обеспечения взыскания денежных средств судебный исполнитель вправе самостоятельно временно ограничить права должника на охоту и на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил). По действующему законодательству это компетенция суда.
С одной стороны, новшество упрощает и ускоряет принятие соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа (взысканию денежных средств), в частности:
- Поскольку судебный исполнитель самостоятельно принимает решение об ограничении должника в соответствующем праве, в цепочке принудительного взыскания не появляется третье звено — суд, изначально предполагающий гораздо более длительный срок на принятие соответствующего решения (подача представления в суд, принятие дела к производству, назначение судебного заседания, разрешение дела по существу)
- Ограничение должника в праве управления автомобилем зачастую более эффективно стимулирует его к скорейшему поиску денежных средств (иных активов) для расчета со взыскателем.
С другой стороны, расширенное полномочие судебного исполнителя может привести к злоупотреблению им своими правами и/или неоправданному ограничению должников в соответствующих правах. Ведь так или иначе судебный исполнитель заинтересован в результативности исполнительного производства (в отличие от суда).
Разного рода ограничения должны применяться только в случае противоправного поведения. В частности, полагаем, что ограничение в праве на управление транспортными средствами допустимо при условии, если должник «злостно» уклоняется от исполнения судебного решения (предписания судебного исполнителя). Бывают ситуации, когда судебное решение объективно невозможно исполнить мгновенно.
Обновленный Закон «Об исполнительном производстве» способствует более эффективной защите прав и законных интересов взыскателей, поскольку упрощает и совершенствует порядок взыскания денежных средств с должников при помощи судебных исполнителей.
Рекомендации: усовершенствованных норм закона недостаточно для эффективного взыскания денежных средств. Взыскателям необходимо осуществлять определенный «контроль» за действиями судебного исполнителя и при необходимости предотвращать его бездействие, в частности: знакомиться с материалами исполнительного производства, ходатайствовать о направлении запросов в различные организации с целью выяснения имущественного положения должника, ходатайствовать о принятии дополнительных мер принудительного взыскания или о принятии обеспечительных мер, обжаловать действия (бездействие) судебного исполнителя (при необходимости).
При ведении переговоров с должником о погашении долга необходимо параллельно вести с ним переписку в целях документирования и фиксации договоренностей.
Переписка в мессенджере может быть доказательством, однако лучше вести переговоры через электронную почту (ее нельзя видоизменить или удалить) и параллельно, с целью сокращения возможных в дальнейшем временных затрат, посредством заказных писем (с сохранением чеков об отправке).
В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях. К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить. Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится. Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке.
Что предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов. Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями. В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно.
Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью. Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете. Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
К основным моментам стоит отнести:
- Права должника.
- Сроки добровольного исполнения исполнительного документа.
- Особенности взыскания долга на движимое и недвижимое имущество.
- Принудительное взыскание долга или исполнения судебных требований.
Вышеупомянутый ФЗ содержит девятнадцать глав, каждая из которых имеет свою сферу воздействия, регулирует отношения в исполнительном производстве.
Основными положениями в исполнительном производстве является:
- Процедура взыскания имущества.
- Продажа конфискованного имущества.
- Наложение ареста на имеющиеся у должника денежные счета или собственность.
- Наложение штрафа за неисполнение требований исполнительного документа.
- Сроки по реализации, добровольному исполнению, их окончание.
Что нужно знать про закон о сохранении минимального дохода должников?
Исполнительный документ, содержащий предписание для должника начинает свое действие со дня, указанного в исполнительном документе.
Либо исполнительный документ содержит дату, на момент которой действие указанное в документе, должно быть исполнено (Прим.: погашение долга, уплата налога, выплата страховой компании, регистрация авто и т.д.).
Невыполнение требований в положенный срок, влечет наказание в виде штрафа. Последующее невыполнение требований исполнительного документа влечет принудительное исполнение.
Пропущенный срок можно восстановить, подав ходатайство о наличии уважительной причины (болезнь, отсутствие должника на территории РФ). Или же подав жалобу на судебного пристава-исполнителя (Прим. Несвоевременное исполнение обязанностей).
Срок для исполнения судебного решения для каждого индивидуален, однако имеются общие положения. Решение суда может быть предъявлено должнику (ответчику или иное лицо, в отношении которого выдан исп. Документ) в течение трех лет.
Исключения составляют:
- Документа об исполнении требований, ввиду нарушения КоАП (здесь срок два года).
- восстановление пропущенных сроков.
- Исполнительный документ о взыскании периодических платежей (Прим. Алименты), они могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока.
Все эти требования относятся к должнику, у судебного пристава-исполнителя так же имеются обязанности по предъявлению к исполнению должником судебного решения.
Судебный пристав-исполнитель имеет в запасе два месяца, чтобы показать должнику судебное решение, реализовать его имущество (при необходимости) или иным способом способствовать погашению долга или какой-либо обязанности.
Извещения лиц, участвующих в деле происходит путем:
- Личного извещения.
- Почтового отправления.
- Иных форм электронного оповещения.
В повестке указываются:
- Место.
- Время.
- Дата проведения исполнительного производства.
Извещение приходит по месту жительства, или по адресу, переданному судебному приставу-исполнителю.
Если лицо, осознано не явилось на место осуществления исполнительного производства, оно подвергается принудительному приводу.
Если исполнение судебных требований не терпит отлагательств, судебный пристав-исполнитель вправе совершить необходимые действия без участия лиц, в отношении которых производится исполнение документа.
Какие особенности по оформлению больничного листа согласно 255 фз в новой редакции 2020? Они описаны тут.
Производство начинается с вынесения судьей решения по конкретному делу.
Может быть отказано в возбуждении производства, если:
- Исполнительный документ составлен не верно (с нарушениями).
- Истекли сроки.
- Решение судьи еще не обрело законную силу.
Должник имеет право на уточнение решения судьи, объяснения положений.
Основными лицами, участвующими в процессе являются:
- Должник и взыскатель (взыскатель-лицо, которому должник задолжал деньги, услуги или иной предмет договора).
- Судебный пристав-исполнитель (государственный служащий, наделенный обязанностями по исполнению требований исп. Документа).
- Иные лица, способствующие полноценному рассмотрению дела. К ним относится: переводчик, понятые, специалист и др. люди.
По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства («очищенные» от взыскательных мер) банк не может.
По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.
Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.
По закону взыскание может производится не только сотрудниками ФССП, но и банками напрямую на основании заявления кредитора и исполнительного листа (ст. 8 Закона «Об испол.производстве»). Эти процедуры с точки зрения сохранения социальных денег и пределов взыскания ничем не отличаются друг от друга. Введенные правила должны пресечь произвол и ошибки, которые встречались со стороны отдельных кредитных организаций.
При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.
Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:
- единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
- пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
- выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.
Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:
- о количестве, видах банковских счетов;
- о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
- о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
- об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
- о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
- любую иную информацию, которой располагает ФНС.
При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.
Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.
Кроме вышеуказанной реформации, с конца 2018 года по март 2019 года было еще несколько изменений в закон об исполнительном производстве. Пусть они не столь существенные как в поправочном законе №12-ФЗ, но всё же требуют отдельного внимания. Затронуты вопросы уплаты исполнительского сбора, окончания производства, введение нового вида исполнительного документа.