Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о проведении налоговой проверки на территории налогового органа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Однако присутствие налоговых органов в помещении организации или ИП нередко невыгодно для них. Ведь они могут увидеть и что-то лишнее, не относящееся к предмету проверки. Кроме того, офисы проверяемых ИП и организаций бывают настолько малы, что проверяющих просто некуда посадить без ущерба работе других сотрудников.
Для этого организация должна документально подтвердить невозможность обеспечить налоговым инспекторам проведение проверки на своей территории. Такими аргументами, могут выступать: недостаточная площадь офиса; аренда помещения на территории другой организации, проход на которую осуществляется по пропускам, проведение на территории организации ремонта и т.д.
Процедура проведения выездных налоговых проверок
Очень часто небольшие организации или ИП ведут работаютв жилом помещении. Как в этом случае должна проводиться выездная налоговая проверка: в жилом помещении или по месту нахождения налогового органа?
ФНС России в письме от 23 сентября 2011 года № ПА-21-6/293 разъяснила, что Налоговый кодекс позволяет зарегистрировать организацию по месту жительства учредителя. Но чтобы использовать квартиру под офис, ее нужно перевести из статуса жилого помещения в статус нежилого.
Отметим, что Налоговый кодекс запрещает доступ налоговых инспекторов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц согласно пункту 5 статьи 91 Налогового кодекса.
Но как показывает судебная практика, использование помещения, в качестве офиса без перевода его в категорию «нежилого», не является основанием для отказа налоговикам в доступе в такой офис. Примером тому служит постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 года № Ф09-8732/13.
Поэтому, если проверяемая организация ведет деятельность по месту жительства учредителя, ей, вероятнее всего, придется пустить налоговых инспекторов во время выездной проверки в офис, оборудованный в квартире.
Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:
1) Истребование документов по конкретным сделкам
Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.
2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика
Как правило проводится в целях установления реальности сделок.
3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»
Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.
4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов
Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.
5) Анализ обстоятельств сделки
Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.
6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов
«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.
7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком
Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.
8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика
В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.
9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком
Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.
10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков
Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.
11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений
Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.
12) Передача материалов в другой субъект
Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.
Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.
В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.
Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.
Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:
имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.
Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.
Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.
Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.
Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.
Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов.
Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих.
Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.
Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться».
По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе.
В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок.
Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:
налоговые декларации,
бухгалтерская отчетность ООО,
первичные документы,
банковские и кассовые документы,
КУДиР,
лицензии.
Заполнение 3-НДФЛ
Правила заполнения
Покупка недвижимости
Сдача в аренду
Налоговые вычеты
Транспортный налог
Консультации
Регистрация
Ведение бухучета
Ответственность, штрафы
Постановка ККТ
Закрытие
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Услуги ООО
Регистрация
Бухобслуживание
Аудит
Электронная отчетность
Консалтинг
Низкая налоговая нагрузка
Для всех организаций и ИП;
Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.
Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет
Для всех организаций и ИП;
Налоговиков заинтересуют убытки, как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.
Значительные суммы вычетов по НДС
Для организаций и ИП на общей системе налогообложения;
Если вычет по НДС за 12 месяцев превышает 89% от суммы начисленного налога, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.
Расходы растут быстрее, чем доходы
Для организаций на общей системе налогообложения;
Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.
Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе
Для всех организаций и ИП;
Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.
При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям
Для организаций и ИП на спецрежимах;
У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму, и разница между вашим фактическим доходом и лимитом составляет менее 5%. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы «не слететь» со спецрежима.
Доходы ИП почти равны расходам
Для ИП на общей системе налогообложения
Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.
Деятельность через цепочку контрагентов
Для всех организаций и ИП;
Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.
Игнорирование запросов ФНС
Для всех организаций и ИП;
Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках, а также не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.
Деятельность с высоким налоговым риском
Для всех организаций и ИП;
Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в офшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.
Миграция между налоговыми инспекциями
Для всех организаций и ИП;
Инспекторы обратят внимание на налогоплательщика, который два и более раза после регистрации менял адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.
Низкий уровень рентабельности
Для организаций на общей системе налогообложения;
Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.
Цель выездной налоговой проверки (ВНП) — контроль за правильностью расчета и уплаты в бюджет налогов, взносов или сборов. Проверку могут провести как по одному налогу, так и по всем видам. Предмет проверки можно узнать из решения о проведении ВНП. Менять его по ходу проверки или выходить за его рамки инспектор не может.
Если вы понимаете, что выездная проверка неизбежна, следует подготовиться.
Проверьте первичные документы
Конкретного перечня документов, который могут запросить налоговики, нет. Все зависит от того, какой налог они проверяют. Поэтому, тщательно пересмотрите документы:
кассовые документы на предмет того, куда и на что расходуется наличность из кассы, правильно ли оформлены приходно-расходные документы, в каком размере деньги сдаются в банк;
счета-фактуры на правильность оформления в соответствии с законодательством;
накладные — проверьте их на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей;
акты приема-передачи. Если они подписаны неуполномоченными сотрудниками (водителями-экспедиторами, приемщиками товаров, кассирами), поменяйте. Документы должны быть подписаны руководителем, представителем бухгалтерии, заведующим складом или другими уполномоченными лицами;
авансовые отчеты и товаросопроводительные документы проверьте на правильность оформления;
если компания пользуется налоговыми льготами, проверьте наличие документов, которые подтверждают право на их применение;
Помните, что все расходы должны иметь деловую цель, быть направлены на получение прибыли, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. При утере или порче документов, обязательно свяжитесь с контрагентами и возьмите дубликат.
Документы должны быть подписаны «живой» подписью и уполномоченными лицами. Если во время пандемии организация экстренно перешла на электронный документооборот, не забудьте внести эти изменения в учетную политику.
Все документы передавайте налоговикам по акту приема-передачи и под роспись. Документы нужно прошить и пронумеровать.
Проверьте штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала
Если руководитель организации – внешний совместитель и трудится в рамках неполного рабочего времени, то документы, подписанные им, должны содержать именно те даты, когда руководитель официально выполнял свои должностные обязанности. То же самое – с отпуском руководителя или должностного лица, уполномоченного подписывать документы.
Пересмотрите документы с подрядчиками и контрагентами
Одна из целей проверки — разобраться, не участвует ли проверяемая организация в схемах незаконной оптимизации налогов и не работает ли с фирмами-однодневками. Важно подтвердить, что при выборе делового партнера вы проявили должную осмотрительность и собрали весь пакет документов. Это нужно сделать до проверки.
Cмотрите на будущего партнера глазами налогового инспектора и собирайте как можно больше документов.
В их число могут войти:
устав и учредительные документы компании;
свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
решение о назначении руководителя, вторая и третья страницы паспорта;
сданная бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.
Обязательно проверьте компанию-контрагента:
зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность;
является ли фирма действующей;
как часто она судится и по каким вопросам;
есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.
Если вы вели переписку с контрагентом по крупному договору, включите ее в досье. По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. Все это станет весомым доказательством того, что вы действовали осмотрительно и при заключении сделки полностью проверили добросовестность делового партнера.
Проведите инструктаж сотрудников
Обязательно объясните сотрудникам, что если проверяющий попросил дать доступ к бухгалтерской базе, показать список поставщиков и контрагентов или показать кассовые документы, предъявить их можно только по официальному запросу, а не по личной просьбе.
Найдите помещение для проверяющих
Желательно разместить налоговиков в отдельном помещении, куда сотрудник будет приносить документы для проверки по требованию.
Назначьте сотрудника, который будет общаться с налоговиками
Лучше, если это будет главный бухгалтер компании или его помощник. Во-первых, он знает все о финансово-хозяйственной деятельности организации и может аргументировать, ссылаясь на законы. Во-вторых, готов к проверкам и имеет опыт общения с контролерами.
Как проходит выездная налоговая проверка
Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы.
Инспектор при выездной проверке обладает широким кругом полномочий и имеет право:
истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
допрашивать свидетелей, в том числе, ваших работников (ст. 90 НК РФ);
осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).
Уточните полномочия ревизоров
Проверяющие должны предоставить решение о проведении проверки и служебное удостоверение. Зафиксируйте эти данные в журнале проверок. Запишите ФИО, № удостоверения, должность, кем и когда оно выдано.
Обращайте внимание, какие налоги и за какой период проверяют инспекторы, смотрите на дату начала и окончания проверки и перечисленные мероприятия по контролю. Если в решении не указан кто-то из проверяющих, вы имеете право не допускать его к проверке. Проверяющие не могут выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.
Ведите себя уверенно и доброжелательно
Инспектор может запросить практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления. В запросе проверяющий обязан указать конкретный перечень требуемых документов — наименование, реквизиты, индивидуальные признаки и сроки, в течение которых их нужно предоставить.
Обеспечьте юридическое сопровождение
Контроль переписки, осмотра, выемки, экспертизы, сопровождение свидетелей желательно проводить в присутствии юриста. Каждая из процедур имеет определенный законом порядок. Например, перед выемкой документов инспекторы должны объявить, какие документы они хотят получить и предложить выдать их добровольно.
Выемка производится только в присутствии проверяемого, под протокол, с полной переписью изъятых документов и в присутствии понятых. Выемку нельзя делать ночью — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ).
Предлагайте помощь в проверке
Предлагайте своих свидетелей и экспертов. Если вы понимаете, что какая-то сделка заинтересовала контролеров, проявите инициативу и предложите кандидатуры сотрудников, представителей контрагентов, которые могут предоставить объективную информацию без лишних деталей.
Если налоговики решили проверить ваши складские помещения, предложите им помощь вашего кладовщика. Пусть он покажет нужные склады. Инспекторы, конечно, могут отказаться от помощи, но такое поведение налогоплательщика будет безусловным плюсом — вы не препятствовали проверке, а предлагали помощь в поиске доказательств и свидетелей.
По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.
Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых
Полномочия осматривать помещение налогоплательщика проверяющим из ФНС дает подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Осмотру может быть подвергнуто любое помещение, которое субъект бизнеса использует в своей хозяйственной деятельности — производственное, складское, торговое и прочее.
Чтобы провести осмотр, представители налогового органа должны получить от проверяемого субъекта доступ на его территорию. Собственно, сама эта территория также может быть осмотрена. На основании пункта 5 статьи 92 НК РФ, представитель ФНС должен составить протокол осмотра.
Проведение осмотра при ВНП регламентировано пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В ней сказано, что должностное лицо налогового органа, который производит выездную проверку, вправе осматривать территорию и помещение налогоплательщика для выявления значимых обстоятельств.
Если выездная проверка приостановлена, то в период приостановки проводить осмотр запрещено.
Итак, налоговые инспекторы приехали к вам на осмотр. Дадим ответы на вопросы, которые при этом обычно возникают у проверяемых налогоплательщиков.
Это зависит от того, на каком основании они проводят осмотр:
При выездной проверке — на основании решения руководства ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем ИФНС либо его заместителем.
Явившись на осмотр, специалисты ИФНС должны предъявить один из упомянутых документов вместе со служебными удостоверениями.
Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка. Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет. В этом случае процесс можно продолжить с согласия проверяющего.