Регистрация права собственности на земельный участок 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация права собственности на земельный участок 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Оформление земли в собственность в 2021 году

Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.

Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество. После окончания дачной амнистии недвижимость, возведенная без разрешения, может быть признана самостроем и снесена по решению суда.

С 2021 года ранее возникшее право собственности можно зарегистрировать бесплатно

ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра
В какой форме запрашивать сведения Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.

Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки.

Получение сведений ЕГРН через МФЦ МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).

Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ).

Получение акта согласования местоположения границ земельных участков Копию акта из межевого плана могут получить:
  • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
  • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.

Сведения можно бесплатно получить:

  • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
  • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.
Запрет продажи выписок из ЕГРН Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.

Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

  • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
  • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

С 2021 года закон более чётко регламентирует отказ органа регистрации исправлять техническую ошибку: он должен направить уведомление об этом. Срок — не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления об исправлении ошибки.

Такое уведомление можно обжаловать через суд.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.

В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

С 30.04.2021 лимит максимальной площади машино-места отменили. А вот требование о минимальной площади оставили.

Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).

Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указывают на основании техплана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

Когда не нужен нотариус При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).

Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Регистрация изменения долей Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
  • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
  • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.
Регистрация продажи доли третьему лицу Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.

Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки.

Дачную амнистию продлили: как упрощенно зарегистрировать дом

До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.

Так, к заявлению нужно приложить:

  • выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
  • документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).

Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.

Сразу предупреждаю: Даже если собственники дома имеют право оформить участок бесплатно, часто они сталкиваются с различными трудностями. На моем практике 2 самые частые из них: 1) Не всегда получается найти правоустанавливающий документ на участок. 2) Администрация отказывает предоставить участок бесплатно и предложит его выкупить. Отказ не всегда правомерен, поэтому придется отстаивать свои права в суде. Но обо всем по порядку.

У собственников дома должен быть на руках какой-либо документ на участок, который доказывает факт его образования и подтверждает право пользования. Это может быть: свидетельство/договор/государственный акт о предоставлении участка на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, договор на право застройки и т.п. Можно удостоверенную копию/дубликат документа.

Необязательно, чтобы участок по правоустанавливающему документу был выдан только на имя текущих собственников дома. Главное, найти этот документ.

Я расположил решения администрации по мере их популярности: 1) Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка и предлагает его выкупить. 2) Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка без права выкупа. 3) Администрация принимает положительное решение. В описании каждого решения я расписал что стоит делать дальше.

  1. Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка и предлагает его выкупить.

    В такой ситуации нужно разобраться — правомерен ли отказ. Довольно часто администрация интерпретирует закон по-своему, не учитывает судебную практику или просто не хочет видеть законные основания для бесплатного предоставления участка. Опишу самые распространенные случаи по таким отказам.

    Нет правоустанавливающего документа на участок. Администрация может посчитать, что если предоставление участка документально не никак подтверждено, собственники дома не имеют право получить его бесплатно. Собственники могут выкупать участок будут без проведения торгов, потому что имеют право преимущественной покупки — пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Но есть п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ – собственник дома может оформить участок под домом бесплатно, которым фактически пользуется. Главное, чтобы дом был оформлен в собственность до 30 октября 2001 года.

    Дом был реконструирован. Тот же п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ — собственник дома получил его в наследство после 30 октября 2001 года, но наследодатель оформил дом в свою собственность дома до 30 октября 2001 года, наследник может оформить участок бесплатно.

    Бывает такое, что наследодатель реконструировал дом, тем самым увеличил его площадь. Но не успел или не захотел реконструкцию документально оформить. В итоге, после смерти наследодателя наследник получил дом в собственность с большей площадью.

    При таком случае администрация считает, что раз дом реконструирован, участок нельзя предоставлять бесплатно. Дом ведь изменился. Наследнику придется обращаться в суд и доказывать, что реконструкция дома была произведена до 30 октября 2001 года, но не была сразу документально оформлена. Это один и тот же объект, просто он был изменен.

    Часть дома выделена в натуре. Например, дом был оформлен в долевую собственность до 30 октября 2001 года. Но после этой даны один из собственников выделил в натуре часть дома и зарегистрировал право. В этом случае администрация считает, что раз право собственности на часть дома оформлена после 30 октября 2001 года, бесплатно выдавать участок нельзя. Но суды считают по-другому – право на выдел не ставится в зависимость от права бесплатного предоставления участка.

    Инструкция по обращению в суд описана ниже — перейти.

  2. Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка без права выкупа.

    Такие случаи расписаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Чаще всего по трём причинам:

    • Участок находится в нескольких территориальных зонах.
    • Участок пересекают красные линии застройки.
    • Участок находится в территориальной зоне, в которой нельзя строить дома.

    Все эти ситуации бывают из-за того, что во время постройки дома и оформления его в собственность действовали одни законы, а сейчас другие – появились новые или ужесточились старые. Каждую ситуацию здесь нужно отдельно рассматривать. В общем, разбираться по отказу нужно индивидуально, обязательно с юристом.

  3. Администрация принимает положительное решение и составляет распоряжение о предварительном согласовании предоставления участка в собственность бесплатно.

    Это самый редкий случай, поэтому не буду сильно акцентировать на этом внимание. Напишу кратко что делать дальше:

    • Собственники дома забирают данное распоряжение, которое будет на диске и на бумаге. После проводят межевание участка. Данную услугу оказывают кадастровые инженеры. В итоге, на руки дадут межевой план участка в электронном виде на диске.
    • Собственники идут в МФЦ или Рег.палату, чтобы поставить участок на кадастровый учет. При себе нужно иметь правоподтверждающий документ на дом, паспорта и межевой план участка на диске. Распоряжение администрации подавать не нужно, вся информация по ней будет в межевом плане.

      Услуга бесплатна, срок – 7 рабочих дней. В конце дадут письменное уведомление о постановке участка на кадастровый учет. Участку будет присвоен кадастровый номер.

    • После постановки на учет нужно снова обращаться в администрацию и подать заявление о предоставлении участка в собственность бесплатно. При себе нужно иметь правоподтверждающий документ на дом, паспорта и прежнее распоряжение о предварительном согласовании.

      Администрация в течение месяца оформит распоряжение о бесплатном предоставлении участка, которые собственники дома должны подписать и забрать.

    • Осталось только зарегистрировать право собственности на участок по данному распоряжению – ссылка на инструкцию.

Росреестр разработал проект федерального закона, предусматривающий новые возможности для граждан в части оформления прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества. Предлагаемые правовые механизмы позволят решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.

Законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время документ проходит процедуру общественного обсуждения.

Оформляем в собственность земельный участок под частным или дачным домом

Как заявил статс-секретарь — заместитель руководителя ведомства Алексей Бутовецкий, с 2006 года «дачной амнистией» воспользовались более 14 млн заявителей, однако у граждан на руках по-прежнему имеются свидетельства на землю и другие документы старого образца.

В настоящее время вопрос оформления прав наследников на земельные участки, которые были предоставлены предыдущим хозяевам на праве постоянного (бессрочного) пользования, остается одним из нерешённых в законодательстве. Например, если гражданину был предоставлен в постоянное пользование огородный земельный участок, на котором строить нельзя, то несмотря на использование земельного участка на протяжении десятков лет, он не перейдет по наследству ни его детям, ни внукам. Этот участок придется приобретать на общих основаниях у органов публичной власти. Законодательная инициатива Росреестра направлена на решение данного вопроса.

«С одной стороны, причиной того, что «старые» права до сих пор не переоформлены, является сама по себе необходимость «похода» в органы регистрации прав. С другой стороны, дальнейшее развитие земельного законодательства требует завершения земельной реформы 90-х годов. В связи этим Росреестр предлагает признать права собственности граждан на земельные участки в силу закона. Таким образом, все права граждан постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения в силу закона будут признаваться правом собственности независимо от вида их разрешенного использования», — отметил Алексей Бутовецкий.

Вслед за первой волной «дачной амнистии» закон позволит решить многолетнюю проблему, когда люди не в силах легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. При этом «дачная амнистия 2.0» позволяет подтвердить право собственности даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.

«Многие граждане сегодня лишены возможности оформить право собственности на свои жилые дома, хотя пользуются ими долгие годы, большинство — еще с советских времен. Проблема — в отсутствии необходимых документов как на сами жилые дома, так и на земельные участки под ними и, соответственно, в невозможности оформить одно без другого. Эти дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. Однако этого сейчас недостаточно для внесудебного и простого оформления прав. Законопроект предлагает комплексное решение вопроса: в упрощенном порядке оформить права на жилые дома, построенные ещё в советский период, и земельные участки под ними в собственность бесплатно», — отметил Алексей Бутовецкий.

Чтобы воспользоваться таким упрощенным порядком, жилой дом должен отвечать нескольким требованиям: должен быть построен до мая 1998 года (период до вступления в силу первого Градостроительного кодекса Российской Федерации), находиться в границах населенного пункта; быть расположенным на государственной или муниципальной земле.

Граждане должны будут подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы о выделении земли, об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации). Возможны и другие документы, их перечень вправе дополнительно определить региональные власти. Регистрацию права собственности предлагается осуществлять одновременно и на земельный участок, и на сам жилой дом — по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок.

Чтобы создать более комфортные условия для оформления прав граждан на садовые и жилые дома, Росреестр предлагает сделать постоянным действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые и садовые дома.

Это актуально, поскольку введенный с 4 августа 2018 года уведомительный порядок строительства жилых домов предусматривает встречный ответ уполномоченного органа (уведомление о соответствии или несоответствии), что, по сути, гражданами приравнивается к получению разрешения на строительство.

Кроме того, законопроект предлагает образовывать земельные участки под многоквартирными домами не только путем подготовки проекта межевания территории, но и на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, подготовленной с соблюдением процедуры общественных обсуждений. Это позволит ускорить процесс оформления земли под многоквартирными домами в первую очередь для целей защиты жилищных прав граждан на придомовые территории.

Справочно:

«Дачной амнистией» называют упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе дачные и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки. При таком порядке не требуются разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Среди регионов, где «Дачная амнистия» пользуется наибольшей популярностью, Республика Дагестан, Иркутская область, Красноярский край, Волгоградская область и Республика Татарстан. 18 ноября 2020 года Государственная Дума приняла закон о продлении «дачной амнистии» на пять лет — до 1 марта 2026 года.


Росреестр предложил упростить оформление прав наследников на землю по документам старого образца.

Все права постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения будут признаны правом собственности.

Кроме того, Росреестр предлагает:

— решить проблему легализации построенных хозспособом жилых домов;

— сделать бессрочным действующий до 2026 г. упрощенный порядок регистрации прав на «бытовую недвижимость»;

— ускорить процесс оформления земли под многоквартирными домами. В первую очередь, это позволит защитить жилищные права граждан на придомовые территории.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году, особенности

Госпошлина с покупателя недвижимости взимается за процедуру регистрации права. То есть, за внесение сведений о правах и правообладателях в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
С 02.01.2017 года ЕГРН ведется в электронном виде.

Посмотрите пример записи о праве собственности в ЕГРН.

На детей так же регистрируются права собственности и есть обязанность по уплате государственной пошлины. Ни какой льготы по уплате госпошлины от детей нет.
За исключением семей, признанных малоимущими, все ее члены освобождаются от уплаты госпошлины за регистрацию права собственности на жилые помещения.
Госпошлина за регистрацию права собственности от детей оплачивается следующим образом:
1. За малолетних детей в возрасте до 14 лет, государственную пошлину оплачивает один из родителей, усыновитель или опекун.
2. Дети старше 14 лет, делают оплату самостоятельно и вносят реквизиты своего паспорта(выдается в 14 лет, без паспорта сделки по покупке недвижимости невозможны).
Этот платеж можно совершить наличным или безналичным путем (с помощью банковской карты) в МФЦ «Мои документы» или в отделениях банков.
Реквизиты для уплаты государственной пошлины вы можете получить у администратора МФЦ.

Государственная пошлина за регистрацию перехода права с продавца недвижимости не взимается.
НО!
Если продавцу недвижимости необходимо внести изменения в ЕГРН в связи со сменой фамилии (или иных персональных данных) , размер госпошлины составляет — 350 руб.
Для внесения изменений в ЕГРН нужно подать об этом заявление и приложить документ, подтверждающий эти изменения(например свидетельство о браке).

Если вы собираетесь продать свой дом, то вместе с ним покупатель должен получить и земельный участок. Продать отдельно дом или отдельно участок по закону нельзя.

Договор купли-продажи в этом случае оформляется один. Порядок практически аналогичный, но есть несколько особенностей, которые надо учесть:

  1. В части договора о предмете сделки должны быть прописаны все данные и дома, и участка земли под ним.
  2. Цена земли может включаться в стоимость дома или выделяться отдельно.
  3. Все документы, перечисленные в предыдущем пункте, понадобятся как на дом, так и на земельный участок. Дополнительно по дому могут потребоваться выписки из домовой книги, которые подтвердят отсутствие других прописанных людей.
  4. В договоре надо отразить, в какой срок продавец обязуется освободить и передать дом с участком покупателю.
  5. Регистрировать право собственности надо будет и на дом, и на участок, то есть госпошлину придется платить дважды: 350 рублей за земельный участок и 2 000 рублей за жилой дом (для отдельных типов домов и участков, а также способов подачи документов размер пошлины может отличаться).
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Дачную амнистию продлили до 2021 года. Но на новых условиях

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515

      «О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514

      «О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»

    • Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»

    • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

      «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

      «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

      «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

    Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

    Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

    Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

    1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

    2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

    3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

    Госпошлина за регистрацию права собственности в 2021 году

    В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

    Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

    Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

    Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

    Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

    Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

    Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

    Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

    Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

    Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

    С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

    «Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

    • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
    • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
    • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

    С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

    Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

    Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

    Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

    Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

    1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

    2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

    В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

    3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

    4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

    В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

    5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

    Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


    1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

    Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ)

    2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

    3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

    1) сохранение целевого использования земельных участков;

    2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

    4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

    6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    Договор купли-продажи земельного участка на 2021 год

    1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

    3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)

    1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

    2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

    3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

    Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

    4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

    5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

    6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

    7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

    1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

    Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

    Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

    Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

    При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

    Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

    В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

    Дата публикации 09.06.2021

    Вопрос аудитору

    Комитет по земельным отношениям муниципального района (казенное учреждение) — администратор доходов учитывает земельные участки, на которые не разграничено право собственности. Участнику бюджетного процесса в районе дано разрешение использовать земли без выделения участка и установления сервитута для размещения детской площадки. Земельный участок на кадастровом учете не числится, право не зарегистрировано. Детская площадка приобретена за счет областных целевых средств. Будет ли нарушением, если детская площадка принята на учет без регистрации земельного участка? Также на подобных земельных участках, не зарегистрированных в Росреестре, размещены нестанционарные торговые объекты. За размещение объектов взимается плата. Нужно ли учитывать земельные участки, на каких счетах?

    Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ).

    Разграничение государственной собственности на землю на федеральную, муниципальную и собственность субъектов РФ осуществляется в соответствии Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Земельные участки, которые не находятся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъекта РФ, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    По своей экономической сути земельные участки, право собственности на которые не разграничено, являются активами (п. 36 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

    Согласно п. 71 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), письму Минфина России № 02-06-07/2736, Казначейства России № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019 земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на счете 103 13:

      • по кадастровой стоимости;
      • по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета (при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка);
      • в условной оценке: один квадратный метр — 1 руб. (при невозможности определения такой стоимости).

    Под вовлечением в хозяйственный оборот понимается любое использование участка. Поскольку в рассматриваемой ситуации земельные участки используются, они подлежат учету на счете 103 13 у Комитета по земельным отношениям в той оценке, какую возможно определить.

    Согласно п. 1 ст. 39.33, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

      • проведение инженерных изысканий;
      • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
      • строительство временных или вспомогательных сооружений, складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
      • геологическое изучение недр;
      • деятельность в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, кроме земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
      • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ;
      • возведение некапитальных строений, сооружений для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

    Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пп. 1, 2 ст. 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ). Порядок и условия размещения таких объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее — Перечень № 1300). В пп. 19, 26 Перечня № 1300 прямо поименованы спортивные и детские площадки, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения.

    Законодательные изменения в основном касаются статуса земель и строений, которые на них расположены. Обновленные правила указаны в последней редакции Федерального закона № 217, касающегося земельных отношений в стране. Государственная регистрация прав собственности гражданина на земельные участки возможна с учетом следующих главных изменений:

    • на смену привычным определениям дачи и дачного участка пришли понятия «садовый дом» и «садоводческий участок»;
    • строго разграничиваются понятия жилого и садового строений, первая категория жилых объектов предусматривает постоянное проживание, вторая – сезонное. Переход из одного статуса в другой не запрещен;
    • на земле, отведенной ранее под огородничество, нельзя строить капитальные сооружения. После вступления в силу поправок к ФЗ-217 узаконить вновь построенные сооружения невозможно. Ранее возведенные дома разрешено зарегистрировать в упрощенном порядке.

    Закон разрешает переводить садоводческие земли в категорию ИЖС (для индивидуального жилого строительства). Изменение статуса возможно при соблюдении ряда условий: наличие проездов между владениями, разрешений на подведение газопроводов, водопроводных систем, других коммуникаций и т.д. При соответствии землевладения государственным нормам кадастровая регистрация земельного участка будет возможна.

    Бесплатная регистрация перехода права собственности на земельный участок по закону положена гражданам, которым власти передали земли до октября 2001 года. Если надел выделен позже этой даты, то его нужно выкупать. Правило не распространяется на льготников, им по-прежнему разрешено оформлять землю бесплатно.

    Для регистрации участка, оформленного до 2001 года в собственность, заявитель обязан подтвердить свои права. Предоставляются архивные документы из товарищества дачников или сельского совета о выделении земли в пользование, а также понадобится кадастровый паспорт. Если документов нет, гражданин вправе написать заявление в суд, но для положительного исхода дела также нужна доказательная база.

    Необходимо найти архивные выписки об организации товарищества садоводов и истории передачи земли. В качестве официальных доказательств подойдут старые садовые книжки, квитанции об оплате членских взносов, показания свидетелей, оформленные в письменном виде. Для суда нужны любые документы, подтверждающие причастность истца к данному наделу.

    Суд признает право собственности истца, если он пользовался землей не менее 15 лет, содержал территорию в порядке, не имел конфликтов с законом. На основе решения суда Росреестр выдает выписку о переходе земли в собственность.

    К льготным категориям, бесплатно оформляющим услугу, относятся следующие группы граждан:

    • многодетные семьи, имеющие трех и более детей, в каждом российском регионе этот вопрос регулируется местными актами и нормативами;
    • специалисты, которым предоставлено жилье с правом строительства и ведения сельскохозяйственной деятельности. К этой категории относят врачей, учителей, сотрудников учреждений культуры и аграриев;
    • инвалиды, в том числе семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
    • Герои России и Труда, иные категории, признанные льготными в регионе.

    Земли разрешено также покупать на аукционах и торгах, официально разрешенных в Российской Федерации.

    Документы предоставляются в разных вариантах, в зависимости от вида собственности. Это может быть регистрация договора о купле-продаже земельного участка или о переходе прав по наследству, дарении, аренде и т.д. По закону безвозмездные отношения подтверждает письменное решение, а для продажи составляют юридический договор.

    В обязательном порядке в Росреестр предоставляются заявление на регистрацию земельного участка и квитанция, подтверждающая оплату пошлины на госуслугу, которая в данный момент составляет 2 тыс. рублей. Потребуется межевой план.

    Если земли переходят к гражданину по договору купли-продажи, предоставляют договор. В случае перехода прав по наследству нужны следующие бумаги:

    • нотариально заверенное свидетельство о праве на наследство;
    • свидетельство о смерти родственника, оставившего наследство;
    • устав садового товарищества, если надел к нему относится;
    • выписка из ЕГРН.

    Арендные отношения можно узаконить, предоставив следующий комплект документов:

    • разрешение властей округа на пользование наделом;
    • генеральный план территории с нанесенными на него жилищными объектами и коммуникациями;
    • акт передачи надела, подписанный сторонами.

    Перед обращением в Росреестр, обычно это делают через МФЦ, у представителей властей региона нужно взять заявление об отчуждении землевладения, подтвержденное актом.

    Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ

    Перед тем, как изучить порядок регистрации земельного участка, стоит выяснить, какие земли не подлежат передаче в частные руки ни при каких обстоятельствах:

    • охраняемые государством, относящиеся к культурному наследию страны;
    • относящиеся к природным фондам государства: заповедники, береговые территории, природные памятники, посещаемые туристами;
    • площадки, предназначенные для нужд муниципалитетов или военных подразделений;
    • территории возле воздушных гаваней, железнодорожных станций и путей сообщения;
    • зоны складирования опасных отходов и кладбища.

    Узнать статус землевладения можно, задав его адрес и кадастровый номер на сайте Росреестра.

    Ниже представлен подробный план действий по переводу земли в собственность:

    1. Составить межевой план, эту услугу оказывает кадастровый инженер, которого нужно вызвать для замеров. Если план уже есть в наличии, по нему проверяют совпадение границ участка с границами соседних владений на кадастровой карте России.
    2. Заполнить по форме акт, который свидетельствует, что со стороны соседей отсутствуют посягательства на землевладение.
    3. Оформить или найти документ, подтверждающий право гражданина на данный надел.
    4. Оплатить госпошлину за регистрацию земельного участка в собственность.
    5. Направить документы в Росреестр – через МФЦ, на личном приеме или с помощью электронных сервисов.
    6. Получить выписку из Росреестра о переходе прав на данную территорию. Сроки регистрации права собственности на земельный участок исчисляются со времени подачи заявления, составляют 10 дней.

    Нередко в документах, отправленных на рассмотрение в Росреестр, значится запрещение регистрации на земельный участок. Обычно отказы связаны со следующими причинами:

    • заявление составлено не от лица, которое вправе получить землю в собственность;
    • не хватает одного из документов, обычно в отказе указывают, какой бумаги недостает;
    • предоставлены фальшивые документы или бумаги подписаны неуполномоченными лицами;
    • на земельный объект уже зарегистрированы права собственности;
    • объект находится под охраной государства или имеются другие обременения;
    • нарушены границы землевладения, о чем свидетельствует кадастровая схема.

    В отказном письме указывают официальную причину. Как правило, ошибки можно исправить, и подать запрос заново. Если заявитель считает отказ неправомерным, ему следует подать в суд, который рассмотрит спор и вынесет решение.

    Законодатели стремятся привести земельное право в России к международным нормам. Определенные успехи в этой сфере уже достигнуты. Несмотря на некоторые пробелы в законодательстве, гражданин может быть уверен в том, что получит землю по закону.

    Начинать процесс оформления участка рекомендуется с рассмотрения его статуса и подбора документов, которые позволят беспрепятственно зарегистрировать надел. Стоит также определить собственный статус, вполне возможно, что заявитель относится к льготной категории, представителям которой разрешено оформлять права бесплатно и в упрощенном порядке.

    В помощь заявителям разработаны электронные сервисы, которые содержат картографические материалы, законодательные акты, образцы заявлений и списки документов. Благодаря цифровизации сферы землепользования России процесс регистрации земли значительно упростился, процедуры оформления документации ускорились.

    В случае отказа рекомендуется также действовать согласно закону, тогда удастся добиться справедливости легальным путем.

    B 2018 гoдy вcтyпaют в cилy pяд измeнeний, кoтopыe кacaютcя пpoцeдypы oфopмлeния зeмeльнoгo нaдeлa в coбcтвeннocть. Пo нoвым cтaндapтaм, влaдeльцы caдoвыx и дaчныx yчacткoм, кoтopыe пoлyчили cвoи нaдeлы в дoлгocpoчнoe или бeccpoчнoe пoльзoвaниe, дoлжны пpoйти peгиcтpaцию в Гocyдapcтвeннoм кaдacтpe. Чтoбы пoлyчить пpaвo coбcтвeннocти, нeoбxoдимo зaпpocить выпиcкy из EГPН. Пpaвилa пpoцeдypы и нopмaтивнaя бaзa пpeдcтaвлeны в 3aкoнe № 218-Ф3 «O гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции нeдвижимocти».

    Apeндoвaннaя зeмля мoжeт быть пepeдaнa в чacтнyю coбcтвeннocть нa ocнoвaнии Ф3 № 178-Ф3 «O пpивaтизaции гocyдapcтвeннoгo и мyниципaльнoгo имyщecтвa» oт 21.12.2001 гoдa (c yчeтoм пoпpaвoк и дoпoлнeний 2017 гoдa). Пo зaкoнy, дoгoвop apeнды нe являeтcя пpeпятcтвиeм выкyпa зeмли.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]