Как получить убежище в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить убежище в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.

Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).

При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.

Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.

Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:

Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.

Признание беженцем и предоставление временного убежища в РФ

Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:

заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Получение временного убежища в России

Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок подачи жалобы не должен превышать:

Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

При получении положительного ответа уже на следующий день должны выдать свидетельство о предоставлении временного убежища. Для его получения необходимо дополнительно 4 фото получателя и по 2 фото на каждого несовершеннолетнего ребенка. Ребенок вписывается в свидетельство родителя.

Получить свидетельство можно только лично в руки, никаких исключений из правила нет. При выдаче документа старое удостоверение личности изымается на хранение в отделении миграционной службы. После получения нового удостоверения необходимо встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Дети старше 14 лет уже получают собственный документ, также лично на руки. Проходят собеседование дети вместе с родителями.

В последние несколько лет из Украины усилился поток желающих получить политическое убежище в России. За помощью обращаются как те, кто может подвергаться гонению по языковому признаку, так и те, кто не желает принимать участие в военных действиях или стать невинной жертвой конфликта.

Огромное количество желающих получить временное убежище в РФ среди жителей Донбасса и Луганска. Мирное население стремится покинуть опасные территории.

Российское правительство пошло навстречу гражданам соседней страны и сократило срок рассмотрения дела на временное убежище для украинцев до 3 дней. Подданные других государств по-прежнему вынуждены ждать около 3 месяцев.

Законодательство относительно пребывания украинцев в России немного изменилось. Прежде можно было находиться на территории страны 90 дней, затем продлить это время. Постановление правительства от 2014 года гласит о том, что теперь граждане Украины могут провести в России суммарно только 90 дней в году. Так, у них есть только это время на легализацию своего дальнейшего пребывания в нашей стране.

Однако граждане ЛНР и ДНР вправе находиться в РФ в отличие от других выходцев из Украины не 90, а 180 дней в году. Такой порядок начал действовать с 29 марта 2019 года.

Как получить политическое убежище в России в 2021 году

Беженцы в России не содержатся за счет государства в полной мере. В местах временного размещения им не предоставляются выплаты. Каждый может рассчитывать только на ночлег и питание. Особо нуждающиеся в дальнейшем могут получить единоразовые выплаты. К ним относятся:

  1. Матери-одиночки с детьми младше 3 лет.
  2. Инвалиды, находящиеся в России без семьи.
  3. Одинокие пенсионеры (пенсия в этом случае считается только по возрасту, без учета выслуги лет).
  4. Многодетные семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми.

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.

Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Федеральный закон от 19.02.93 N 4528-I

Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.

Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России

Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?

Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.

1. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

1) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

2) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом с согласия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, но не более чем на три месяца. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

2. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

5. Решение о признании беженцем лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, с указанием места пребывания данного лица и членов его семьи на территории Российской Федерации направляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех рабочих дней в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства в целях оформления документов для въезда на территорию Российской Федерации данных лиц. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

6. Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

7. Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

1. Лицо утрачивает статус беженца:

1) при приобретении гражданства Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.

2. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом статуса беженца, если оно: (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона.

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 417-ФЗ)

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел недействительным. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Получение убежища в Российской Федерации: порядок, сроки и необходимые документы

1. Фонд жилья для временного поселения предназначен для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения. (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 186-ФЗ)

2. Строительство (приобретение) жилых помещений в целях формирования фонда жилья для временного поселения, их эксплуатация и использование, оперативное управление ими осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Использование жилого помещения, арендуемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного поселения лиц, признанных беженцами, и членов их семей, осуществляется на основе договора аренды с собственником жилого помещения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3. Создание фонда жилья для временного поселения является расходным обязательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Фонд жилья для временного поселения, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью.

4. Жилое помещение из фонда жилья для временного поселения предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

5. Жилое помещение из фонда жилья для временного поселения не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

3. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

4. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктом 2 пункта 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

5. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, установленные положениями подпунктов 1, 3 — 6 пункта 1 статьи 6, подпунктов 1, 4 — 6 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству лиц, признанных беженцами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Финансирование расходов, связанных с выдворением (депортацией) за пределы территории Российской Федерации лиц, получивших отказ в рассмотрении ходатайства по существу или отказ в признании беженцами либо утративших статус беженца или лишенных статуса беженца, и членов их семей, а также лиц, утративших временное убежище или лишенных временного убежища, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Согласно российскому законодательству, существует несколько случаев, которые дают иностранному гражданину право получить временное убежище в РФ.

Гость может стать обладателем статуса, если:

  1. Иностранец подвергается гонениям в родной стране и может претендовать на статус беженца, но не хочет им становиться. По своему желанию он вправе запросить временное убежище;
  2. Гражданин или апатрид (лицо без гражданства) не может стать беженцем из-за отсутствия оснований для этого, но российские власти не могут депортировать его из страны по соображениям гуманности.

В последнем случае причинами гуманного отношения могут являться:

  • Существующая в родной стране угроза жизни заявителя (война, эпидемия, голод);
  • Тяжёлое состояние здоровья, которое невозможно облегчить в стране прежнего проживания. В этом случае причиной для присвоения статуса является не сама болезнь, а отсутствие качественной медицинской помощи в родной стране.

Так, в настоящее время временное убежище по гуманным соображениям РФ может предоставить гражданину Украины, который не хочет участвовать в военных действиях на территории своей страны.

Как получить политическое убежище в России

Подача ходатайства не подразумевает уплату госпошлины. Однако заявителю всё же придётся потратиться в ходе подготовки к рассмотрению бумаг. В статью расходов войдёт:

  1. Снятие копий со всех документов;
  2. Медицинское освидетельствование для всех членов семьи;
  3. Распечатка фотографий;
  4. Нотариальное заверение бумаг при необходимости.

Окончательное решение сотрудники миграционной службы должны принять в течение 90 дней. Удостоверением иностранца в это время является справка о рассмотрении ходатайства, которую ему выдают при сдаче документов.

Когда действие свидетельства заканчивается, иностранцу предлагается один из вариантов:

  1. Вернуться в родную страну;
  2. Продлить статус.

Второй возможен только в том случае, если сохранились условия, которые заставили мигранта покинуть своё государство. Например, если причиной пересечения границы были военные действия, после их окончания гражданину придётся вернуться.

Заявление на продление статуса заполняется в свободной форме и подаётся в отделение миграционной службы, где выдавалось свидетельство. Запрашивать продление статуса необходимо минимум за месяц до окончания срока.

После вручения желанного документа иностранец становится полноправным жителем РФ, но его статус далёк от настоящего гражданства. Согласно законодательству РФ, у обладателя временного убежища имеется ряд прав и обязанностей.

Права:

  • Получение бесплатной медицинской помощи при условии, что мигрант встал на учёт в системе ОМС;
  • Свободное получение образования в детсадах, школах и институтах с государственной аккредитацией;
  • Помощь в трудоустройстве и поиске подходящего места работы, при необходимости допускается прохождение переквалификации;
  • Оформление документов, требуемых для трудоустройства: трудовая книжка, СНИЛС, ИНН.

Обязанности:

  • Не позднее месяца после подачи заявления о выдаче временного убежища добраться до места временного нахождения (актуально для тех, кто подаёт заявление, находясь в родной стране);
  • Своевременно отправлять в миграционную службу всю необходимую информацию;
  • В обозначенное сотрудниками госструктур время проходить плановое медицинское обследование;
  • Придерживаться принципов российской Конституции, не нарушать права окружающих людей и соблюдать правила проживания.

Важно! Приезжий имеет право претендовать на постоянное пребывание в РФ. Для этого ему необходимо подать заявление на выдачу РВП (разрешения на временное проживание).

Обладатель статуса не сможет постоянно проживать на территории РФ, так как обязан будет вернуться в родную страну после нормализации обстановки в ней. Тем, кто планирует задержаться в России надолго, рекомендуется сразу после получения свидетельства задуматься об оформлении РВП. Дополнительно к уже существующим правам его обладатель может жить в стране 3 года.

Аналогично можно запросить вид на жительство в РФ. Такой статус позволяет получить больше прав и полноценно обустроиться в стране.

Обладатель временного убежища может лишиться свидетельства добровольно, принудительно или в общем порядке согласно правилам действия.

Так, в последнем случае мигрант утрачивает статус, если:

  1. Он может вернуться на родину, так как ситуация там нормализовалась;
  2. Иностранцу предоставили временное убежище или гражданство в другой стране;
  3. Он пересёк границу РФ и покинул страну на срок от 1 дня. После возвращения в Россию ему придётся снова подавать ходатайство и ждать присвоения ВУ.

Принудительная депортация возможна, если:

  • Мигрант совершил преступление на территории РФ и был осуждён за него;
  • Выяснилось, что в процессе подачи ходатайства были предоставлены фальшивые документы или ложные сведения.

Как и в каком порядке получить временное убежище в РФ

С просьбой о предоставлении политического убежища нужно обращаться в межведомственное учреждение страны, выбранной для места будущего жительства.

Вопросами беженцев занимаются:

  • префектура во Франции;
  • Иммиграционная служба в Соединенных Штатах;
  • Совет по беженцам Федерального уровня в Швейцарии;
  • Национальная служба поддержки беженцев в Англии;
  • Управление по убежищу и защите в Испании;
  • Миграционное управление по делам иностранцев в Турции;

Обратите внимание! Перелет в страну, предоставляющую убежище, должен предоставлять собой прямой рейс из государства, гражданином которого является беженец.

По правилам Дублинского соглашения:

  • можно просить защиты в первой безопасной стране по пути следования. Любая следующая страна будет вынуждена отправить беженца назад;
  • условия предоставления политического убежища в Европе осложнен тем, что вопрос предоставления убежища будет решать страна, выдавшая визу, а не та, в которую приехал беженец.
  • Нужно понимать, что статус беженца гарантирует только временное убежище и изменившиеся обстоятельства могут спровоцировать высылку беженца с семьей в свою страну.

    Для того, чтобы убедить ответственные лица в необходимости получить политическое убежище, человеку нужно доказать, что на своей Родине он подвергался реальной опасности. Для этого подойдут документы на различных носителях: электронные, аудио и видео записи, информация в текстовом формате.

  1. Судебные решения, повестки в силовые органы, в налоговую службу. Все задокументированные действия правоохранительных органов, направленные на ущемление прав человека, если причиной вызовов были политические и социальные взгляды.
  2. Медицинские документы — справки, освидетельствования, выписки из истории болезни. Любые аналогичные свидетельства того, что человеку был причинен моральных или физический вред.
  3. Письменные свидетельские показания с подписью и копией паспорта свидетеля, подтверждающего факт репрессий в отношении беженца.
  4. Фото и видео материалы, содержащие информацию об участии гражданина в митингах, демонстрациях, пикетах — во всех мероприятиях, участие в которых карается правоохранительными органами страны.
  5. Материалы из печатных изданий, свидетельствующие о травле и репрессиях или об их возможном начале из-за конкретной ситуации.
  6. Рекомендации медийных персон, известных своей благотворительной деятельностью по защите прав человека.

Не все страны, предоставляющие политическое убежище, готовы обеспечить беженцам социальные гарантии безопасной и безбедной жизни. Наиболее высокие пособия получают в Финляндии, в Дании и в Швеции. Политика государств, которые поступили наоборот, уже признана нецелесообразной и даже опасной. Люди, которые становятся беженцами, не всегда готовы жить по законам принявшей их страны. Потоки мигрантов из неблагополучных стран заставляют местные власти пересматривать законодательство, делая свою страну менее привлекательной для жизни в ней иностранцев. По этим причинам пособие в Европе беженцам снижается, и сужается круг возможных претендентов на него.

Даже в ужесточившихся условиях количество желающих жить в цивилизованных странах не убавляется, при этом оформить убежище в России спешат немногие.

Страны, принимающие беженцев из России с минимальным количеством отказов:

  • Литва — страна без социальных льгот для беженцев, но с простой процедурой принятия статуса;
  • Аргентина — безвизовый режим с хорошим процентом одобрения предоставления политического убежища для россиян;
  • Финляндия с ясным пониманием российской политической обстановки.

Знаменитая нетерпимость русских к нетрадиционной ориентации вызывает сочувствие в Европе. Лучший вариант — давить на линию ЛБГТ. Запастись доказательствами репрессий от представителей власти, применении насилия от нетолерантного населения.

Хороший вариант – Бельгия. Политика местного ведомства справедлива, здесь мало отказов и можно быстро получить статус.

Как получают политическое убежище?

Негостеприимная Украина

Российский оппозиционер, принадлежащий партии «Яблоко», писал в соцсетях антиправительственные посты. Власти РФ завели на него уголовное дело. Егоров решил бежать, но Украина, приняв его заявление на политическое убежище, отказала по немотивированным причинам. Сотрудники СБУ сняли его с рабочего места, без объяснения причин отвезли в съемную квартиру и приказали собирать вещи.

Толерантная Швеция

Пара активистов ЛБГТ мужского пола решила пойти путем абсурда. Они подали заявление в ЗАГС на регистрацию брака и пытались усыновить ребенка. Отказы ведомств они просили прислать по почте. Таким образом получилось собрать доказательства о притеснении прав нетрадиционных меньшинств. На руку сыграло и то, что этот случай описали в местной газете. Вооружившись отказами, публикацией и отличной историей о непонятой любви, ребята направились в Швецию, где их приняли и обеспечили политическим убежищем. Только на месте пара не торопилась оформлять отношения и заводить приемных детей. Что это было — продуманный ход или игра случая, мы теперь не узнаем.

Польская резервация для иностранцев

Мы понимали, что в Европе кризис мигрантов, но почему-то ожидали, что к нам, белокожим будет иное отношение. Как же мы ошибались! В ожидании статуса нас поселили в лагерь, разделив по разным помещениям, хотя мы официально женаты. Везде грязь, антисанитария. Но это можно терпеть. А вот отношение поляков. Не знаю, какие слова подобрать, но, получив статус, мы поняли, что жить здесь не хотим. Как поступить дальше, пока не решили. Одно знаем точно — нас здесь никогда не полюбят.

Осторожная Германия

В ФРГ нам отказали. История на интервью была про наше участия в демонстрациях против произвола властей, административного преследования за них, переквалифицированного в ст. 212 УК РФ. Это как раз их случай — уголовное преследование за политическое инакомыслие. Мы, конечно, полны негодования, но формулировка отказа до смешного противоречива: отказ в связи с уголовным преследованием за участие в массовых беспорядках. Смысл — у нас своих таких хватает.

Благополучная Финляндия

Попасть в Финку для жителя Спб вообще не проблема — автобусы ходят несколько раз в день. Решение пришло сразу, как только я познакомился с ребятами, живущими там в статусе беженцев. И хорошо живущими. Они подсказали, как получить политическое убежище. Пришлось немного слукавить, но оно того стоило. Живу здесь 3 года, через пару лет получу гражданство и лучший в Европе паспорт для путешествий.

Впервые с массовым потоком вынужденных мигрантов Россия столкнулась ещё в начале 90-х годов прошлого столетия. Главной причиной большого количества людей, ищущих защиты, стали вооружённые конфликты между народами, населявшими бывшие республики СССР. В то время почти 75% миграционного прироста Российской Федерации обеспечивали беженцы из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана, столкнувшиеся на родине с притеснениями по этническому признаку.

Традиционно много в России и вынужденных иммигрантов из Афганистана. Большую их часть составляют сторонники свергнутого президента Моххамада Наджибуллы, которые учились в вузах СССР и России и не смогли вернуться на родину из-за начавшейся там после вывода советских войск гражданской войны.

В 1992 г., после падения правительства Наджибуллы, когда началась гражданская война, почти вся интеллигенция уехала из Афганистана в разные страны. Мы приехали в Россию; и это не было случайностью, поскольку мы учились здесь, в этой стране остались наши друзья. В те годы мы считали, что в России около 150 тысяч афганцев, из них в Москве 30–50 тысяч. Цифры колебалась потому, что многие люди приезжали и уезжали. Часть афганцев рассматривала Россию как временное прибежище для приобретения официального статуса на Западе. Тем не менее, абсолютное большинство афганцев осталось здесь. Сейчас мы насчитываем порядка 100 тысяч выходцев из Афганистана по всей России, и около 25–30 тысяч человек — в Москве.

Гулам Мохаммад, президент Афганского делового центра «Отечество»

Ситуация с беженцами в России значительно ухудшилась после начала военных действий на востоке Украины. По оценкам ФМС РФ за период с 2014 по 2015 год границы нашей страны пересекли более 1 миллиона украинцев, из которых около 400 000 обратились с просьбой об убежище.

Российские законы предусматривают три способа защиты иностранцев, бежавших от притеснений:

  • статус беженца;
  • временное убежище;
  • политическое убежище.

Претендовать на статус беженца могут иностранцы и лица без гражданства, покинувшие своё государство из-за угроз и притеснений по причинам:

  • военных действий на территории проживания;
  • национальности или расы;
  • гражданства;
  • принадлежности к какой-либо социальной группе;
  • религии.

Получить его достаточно непросто. Так, из 5 600 прошений, поданных украинцами в 2014 году, были удовлетворены только 166.

Беженцы и лица, получившие временное убежище, имеют право на ряд преференций. В их число входят:

  • безвозмездные услуги переводчика;
  • обеспечение жильём и питанием в центрах размещения:
  • помощь в проезде к будущему месту проживания;
  • возможность трудиться или заниматься бизнесом без оформления патента;
  • содействие государства в трудоустройстве, а при необходимости и в дополнительном обучении;
  • медицинская и социальная помощь.

Иностранцам, оформившимся в качестве беженцев, также выплачивается единовременное пособие.

Помимо прав, у иностранцев, нашедших защиту в России, есть и обязанности:

  • соблюдать законы нашего государства;
  • своевременно прибывать в центры размещения или в другие места проживания, установленные ГУВМ МВД;
  • не нарушать правила проживания в предоставляемых жилых помещениях;
  • проходить медицинскую комиссию;
  • сообщать компетентным органам правдивые сведения во время проведения интервью;
  • в семидневный срок информировать сотрудников ГУВМ МВД об изменении гражданства, паспортных данных, семейного положения, а также о приобретении права на постоянное проживание в РФ;
  • извещать сотрудников ГУВМ МВД о желании сменить регион пребывания или выехать на постоянное жительство в другое государство;
  • выполнять правила миграционного учёта иностранцев.

Кроме того, беженцы и мигранты, получившие временное убежище, не вправе самостоятельно выбирать место проживания. Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты приёма вынужденных мигрантов для каждого региона, в рамках которых и происходит их распределение по территории страны.

Политическое убежище: порядок получения статуса

В повседневной жизни понятия беженцы и вынужденные переселенцы часто используются как тождественные. На самом деле это не так. Беженцами могут стать иностранные граждане и апатриды, в то время как статус вынужденного переселенца предоставляется только россиянам. Его обладателями могут стать:

  • граждане РФ, покинувшие постоянное место жительство в другом государстве из-за притеснений по национальным, религиозным, языковым признакам или из-за массовых беспорядков;
  • граждане РФ, переехавшим из одного региона страны в другой по тем же причинам.

Вынужденные переселенцы обладают всеми правами граждан РФ. Кроме того, этот статус даёт возможность получения материальной поддержки и социальной помощи от государства.

Признание иностранца лицом, имеющим право на убежище, происходит в несколько этапов:

  • подача ходатайства;
  • предварительное рассмотрение обращения и выдача заявителю свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу или уведомления об отказе;
  • рассмотрение дела по существу и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) или письменного отказа.

Плата за рассмотрение обращений иностранцев, нуждающихся в защите, и выдачу соответствующих удостоверений не взимается.

Согласно законодательству РФ, некоторые категории иностранцев не вправе претендовать на получение защиты. К ним относятся:

  • подозреваемые в совершении военных преступлений;
  • лица, совершившие тяжкие преступления, а также виновные в осуществление деяний, нарушающих принципы ООН;
  • люди, покинувшие государство постоянного проживания по экономическим причинам или из-за произошедших там катастроф и стихийных бедствий.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О беженцах», предоставление временного убежища производится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001. Данный документ определяет, как получить временное убежище в РФ в 2019 году, устанавливает сроки его предоставления, правила утраты и лишения и иные нормативы, которые необходимо учитывать. Поскольку предоставление убежища требует прохождения нескольких этапов, целесообразно рассмотреть каждый из них подробнее.

В отличие от лиц, желающих стать беженцами в РФ, лица, просящие временного убежища, могут обратиться для получения указанного статуса лишь в миграционные органы. Так, согласно п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001, решение о предоставлении убежища принимается территориальным подразделением ГУВМ МВД по месту, куда лица, претендующие на соответствующий статус, обратились с заявлением.

Согласно п. 118 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС № 352 от 19.08.2013, по результатам рассмотрения заявления миграционные органы могут принять решение об отказе в предоставлении статуса.

Отказ может быть мотивирован:

  • отсутствием оснований для признания субъекта беженцем;
  • отсутствием гуманных причин, требующих его нахождения в РФ;
  • отсутствием обстоятельств, препятствующих выезду из РФ;
  • необоснованностью причин и обстоятельств, которыми заявитель мотивировал свою просьбу;
  • недостоверностью сведений, предоставленных заявителем;
  • наличием обстоятельств, указанных в ст. 2 ФЗ «О беженцах» (совершение преступления против мира и человечества, совершение тяжкого преступления, защита со стороны ООН).

О том, что делать, если отказали во временном убежище, рассказывает раздел V Административного регламента: лица, получившие решение об отказе, вправе обжаловать его в досудебном и судебном порядке. Досудебный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы в вышестоящие миграционные органы и управления.

Жалоба подается в письменной или электронной форме и содержит:

  • наименование органа и данные должностного лица, принявшего решение об отказе;
  • анкетные и контактные данные заявителя;
  • сведения об обжалуемых решениях;
  • доводы, обосновывающие обжалование.

Рассмотрение жалобы осуществляется в 15-дневный срок. По его результатам выносится решение о частичном или полном удовлетворении требований или об отказе в их удовлетворении.

По истечении годичного срока, на который предоставлен статус, срок предоставления временного убежища в РФ может быть продлен. То, сколько раз можно продлевать временное убежище, определяется исходя из положений п. 12 Порядка – согласно ему, срок продлевается на каждый последующий год на основании соответствующего обращения лица. В нем оно указывает обстоятельства, которые требуют продления статуса.

Как уже было сказано, согласно п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ №274 от 09.04.2001, на лиц, ищущих убежище, распространяются все права беженцев, кроме права на единовременное пособие. Какой-либо иной финансовой поддержки законодательством РФ для таких субъектов не предусмотрено.

Утрата временного убежища

Утрата временного убежища, согласно п. 16 Правил, возможна в случае:

  • устранения причин, по которым оно было выдано;
  • получения ВНЖ, приобретение гражданства РФ или гражданства иного государства;
  • покидания пределов РФ для постоянного проживания за ее пределами.

В это же время, согласно п. 17 Правил, лицо может быть лишено статуса временного убежища принудительно, если:

  • осуждено за уголовное преступление на территории России;
  • сообщило неправдивые сведения или предоставило поддельные документы при получении статуса;
  • получило административное наказание за проступки, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Как таковые отказ от временного убежища и возврат паспорта, наступающий в результате такого отказа, законодательством РФ не предусмотрены. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 6 ФЗ «О беженцах» и п. 118 Административного регламента, отказ возможен лишь от рассмотрения заявления о предоставлении убежища, то есть еще на этапе, предшествующем наделению статусом.

Однако в число причин, в результате которых происходит утрата статуса, входят обстоятельства, свидетельствующие об устранении оснований, которые дают право на временное убежище. В силу этого логично предполагать, что заявление в ГУВМ МВД об аннулировании временного убежища может быть подано по собственной инициативе мигранта. При этом обоснованием просьбы может выступить как раз факт устранения указанных оснований – причин считать такое заявление незаконным нет. В любом случае решать такие вопросы с миграционными органами рекомендуется в индивидуальном порядке.

Великобритания предоставила убежище исполнительному директору Фонда борьбы с коррупцией Владимиру Ашуркову. Британские власти согласились с тем, что в России Ашуркову грозит преследование по политическим мотивам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]