Административная юрисдикция понятие признаки виды производств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная юрисдикция понятие признаки виды производств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Охранительная функция – обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция – юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

— наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

— состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

— издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства:

— Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

— Дисциплинарное производство – применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

— Производство по жалобам — жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Административно-юрисдикционные производства

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Административная юрисдикция: понятие, признаки и виды производств.

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.

Сроки рассмотрения жалоб:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.
  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Информатика
  • Математика
  • Геометрия
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Алгебра

Урок 7. Особенности административной юрисдикции

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Административно-юрисдикционные производства

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.

Административно-процессуальное право

Административная юрисдикция предусматривает административную ответственность, которая в свою очередь является одним из видов юридической ответственности. Административная ответственность наступает в результате административного правонарушения, под общим обозначением (проступок) в разных сферах общественной жизни. Проступок это виновное действие или бездействие лиц в отношении установленных органами власти правил поведения субъектов права (людей, в том числе должностных лиц) и иных охраняемых законом объектов (культуры, природы, религии и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что субъекты права и охраняемые законом объекты указывают на видовые группы проступков, за которые законом (Кодексом об Административных правонарушениях РФ) предусмотрена соответствующая ответственность в виде денежного штрафа.

Все административные правонарушения (проступки) делят на группы в зависимости направления посягательств:

  • На личность;
  • Против собственности любого вида;
  • На установленный законом порядок в обществе;
  • Против объектов окружающего мира.

Административное нарушение прав в отношении личности могут быть разными в зависимости от сферы регулирования. Так, например, они часто совершаются в трудовых и земельных отношениях. Проступок могут совершить люди, посягающие на имущество юридических лиц, за которые отсутствует уголовная ответственность.

Однако традиционно большую часть норм административной ответственности составляют противозаконные деяния, совершенные в отношении установленного властью общественного порядка и объектов окружающего мира. Это, прежде всего нормы конституции касающееся прав собраний, обязательных регистраций и порядка пребывания, а также нарушение правил ПДД. В качестве проступка направленного на объекты окружающего мира, чаще всех фиксируют правонарушения против памятников, природы и религий.

Очень важно понимать отличие административного правонарушения от уголовного. Уголовным правонарушением признается преступление, а формально они отличаются набором характерных признаков фактически совершенных действий и последствий.

Проступок по степени общественной опасности причиняет наименьший вред, чем уголовное преступление. Поэтому штрафные санкции, применяемые в случае его совершения, не несут сурового наказания.

Юридическая ответственность обладает собственными признаками:

  1. Отсутствие судимости у привлеченных к ней субъектов права;
  2. Находится в компетенции исключительно государственных органов власти;
  3. В качестве субъектов правонарушений могут быть физические и юридические лица;
  4. Упрощенный порядок применения;
  5. Всегда имеем полный и ясный перечень норм и санкций за их нарушения.

Административная юрисдикция распространяется на всех лиц, чья незаконная деятельность наносит ущерб общественному порядку и конституционному строю страны, в пределах назначенных законом санкций. Она предусматривает упрощенный процесс разбирательств по административным делам, и все же ей свойственны все те же признаки, что и при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

При рассмотрении и разбирательствах участвуют пострадавшие и обвиняемые, свидетели и уполномоченные лица государственных и органов местного самоуправления. Для того чтобы возбудить и иметь возможность расследовать административные нарушения прав существует ряд мер обеспечительного характера. Это контрмеры конкретно уполномоченных органов власти:

  • Доставление, задержание и ограничение свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении проступка;
  • Досмотр вещей и личности, а также их освидетельствование;
  • Арест личности, товаров и транспорта.

Каждая такая мера должна быть обоснована законом, с учетом особенностей личности правонарушителя и характера проступка. Например, временное задержание несовершеннолетнего не должно превышать трех часов подряд, обязательно в присутствии его представителей. Еще пример при повторном задержании за один и тот же проступок может дойти и до ареста.

Как правило, административное дело проходит три этапа: расследование, рассмотрение, пересмотр, если есть возражение. После чего дело передается в суд на исполнение.

Административно-юрисдикционное производство

Административное правонарушение – противоправное деяние юридического или физического лица, не содержащее признаков преступления. Состав административного правонарушения включает в себя:

  1. Объект – определенные общественные отношения, охраняемые законом.
  2. Объективная сторона – деяние виновного лица и связанные с этим обстоятельства: предмет, место, время, средства и способ совершения правонарушения.
  3. Субъект – лицо, совершившее нарушение. К административной ответственности привлекают вменяемых граждан, достигших 16-летнего возраста.
  4. Субъективная сторона – вина, морально-этическое и психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям.

Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Оно призвано обеспечивать интересы общества, государства, права и интересы граждан, охрану общественного порядка. Административное право охватывает все сферы социальных отношений, устанавливает правила поведения граждан в обществе. Оно базируется на следующих принципах:

  • приоритета личности, ее прав, свобод и интересов;
  • разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга;
  • федерализма – административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов;
  • законности – соответствия положениям Конституции и международным правовым нормам;
  • гласности – открытости достигнутых результатов для всеобщего сведения.

Административная юрисдикция охватывает широкий круг отношений, возникающих постоянно и носящих массовый характер. Она служит целям правоохраны, обеспечения правопорядка в сфере государственного управления. В ее рамках осуществляется защита многих правовых отношений – трудовых, финансовых, природоохранительных, имущественных. Через административно-юрисдикционную деятельность осуществляется реализация требований административно-процессуальных и иных правовых норм законодательства.

  1. Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. Yu.M. Kozlova i L.L. Popova. M.: Yurist», 2001. 728 s.
  2. Administrativnyi protsess: Teoriya i praktika / A.Ya. Maslennikov; Otv. red. A.S. Dugenets; Vserossiiskii nauchno-issledovatel’skii institut MVD Rossii. Shkola spetspodgotovki «Vityaz'». Nauch. izd. M.: NOU «Shkola spetspodgotovki «Vityaz'», 2008. 364 s.
  3. Arbitrazhnyi protsess: Uchebnik / Otv. red. V.V. Yarkov. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Infotropik Media, 2010. 880 s.
  4. Bakhrakh D.N. Administrativno-protsessual’naya deyatel’nost’ gosudarstvennoi administratsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2009. N 3.
  5. Gorshenev V.M. Funktsii i soderzhanie norm protsessual’nogo prava po sovetskomu zakonodatel’stvu. Novosibirsk, 1967. 322 s.
  6. Grechkina O.V. Administrativnoe proizvodstvo po delam o narushenii tamozhennykh pravil: Dis. … kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004. 172 s.
  7. Grechkina O.V. K voprosu o ponyatii administrativnoi yurisdiktsii // Rossiiskaya yustitsiya. 2010. N 3.
  8. Demin A.A. Material’noe i protsessual’noe v administrativnykh pravootnosheniyakh // Administrativnoe pravo i protsess. 2007. N 2.
  9. Zelentsov A. Administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossii: problemy pravovogo regulirovaniya // Konstitutsionnoe pravo: Vostochnoevropeiskoe obozrenie. 2003. N 2.
  10. Zelentsov A.B. Administrativno-pravovoi spor: Teoretiko-metodologicheskie podkhody k issledovaniyu // Pravovedenie. 2000. N 1. S. 68 — 79.
  11. Kazantsev P. Mesto administrativnogo prava v sisteme rossiiskogo prava // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess. 2008. N 11.
  12. Komlev S. V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 208 s.
  13. Lebedeva E.A. Osobennosti proizvodstva i ispolneniya postanovlenii po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Zhurnal rossiiskogo prava. 2012. N 9.
  14. Luk’yanova E.G. Teoriya protsessual’nogo prava. M.: Izd-vo «Norma», 2003. 196 s.
  15. Maksyutin M.V. Yurisdiktsionnyi protsess: Voprosy obshchei teorii: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 198 s.
  16. Nadol’skaya Yu.V. Administrativnoe sudoproizvodstvo (teoreticheskie, pravovye i organizatsionnye aspekty): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 200 s.
  17. Osipov Yu.K. Podvedomstvennost’ yuridicheskikh del: Uchebnoe posobie / Otv. zavyp. V.M. Semenov; Ministerstvo vysshego i srednego spetsial’nogo obrazovaniya ORSFSR. Sverdlovskii yuridicheskii institut. Sverdlovsk, 1973. 123 s.
  18. Osnovy obshchepravovoi protsessual’noi teorii / V.N. Protasov. M.: Yurid. lit., 1991. 144 s.
  19. Panova I.V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess. Monografiya. Saratov: Izd-vo «Svetopis'», 1998. 256 s.
  20. Salishcheva N.G. Administrativnyi protsess v SSSR. M.: Yurid. lit-ra, 1964. 157 s.
  21. Sovetskoe administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. P.T. Vasilenkova. M.: Yurid. lit., 1981. 464 s.
  22. Sorokin V.D. Administrativnyi protsess i administrativno-protsessual’noe pravo. SPb.: Izdatel’stvo Yuridicheskogo instituta (Sankt-Peterburg), 2002. 474 s.
  23. Starilov Yu.N. Administrativnyi protsess v sisteme sovremennykh nauchnykh predstavlenii ob administrativnoi yustitsii // Gosudarstvo i pravo. 2004. N 6.
  24. Starilov Yu.N. Ot administrativnoi yustitsii k administrativnomu sudoproizvodstvu. Voronezh. gos. un-t. Voronezh, 2003. 144 s.
  25. Tikhomirov Yu.A. Administrativnoe pravo i protsess: Polnyi kurs. M., 2001. 652 s.
  26. Khamaneva N.Yu. Administrativnyi protsess i administrativnaya yustitsiya // Aktual’nye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual’nogo prava: Sbornik tezisov statei. M.: Moskovskii universitet MVD Rossii, 2003. S. 130 — 131.
  27. Khamaneva N.Yu. Teoreticheskie problemy administrativno-pravovogo spora // Gosudarstvo i pravo. 1998. N 12.
  28. Khomyakova G.P. Obsuzhdenie problem administrativnogo protsessa v SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1963. N 1.
  29. Chekalina O.V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 205 s.
  30. Shergin A.P. Administrativnaya yurisdiktsiya. M., 1979. 144 s.

Административная юрисдикция: понятие, признаки и виды производств

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

· является составным элементом (частью) административного процесса;

· регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

· направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

· выступает средством реализации охранительной функции административного права;

· характеризуется множественностью субъектов осуществления;

· состоит из определенных административных производств;

· результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Административная юрисдикция— установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрис-дикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функ­ции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия являет­ся основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга.

Они имеют сходные черты: 1)в основном внесудебный характер разрешения дел; 2)-индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикцион-ной деятельности.

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей ос­нове содержит рассмотрение и разрешение дел об администра­тивных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно- процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как прави­ло, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, дол­жностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный ин­терес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и при­нимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции администра­тивной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

Источник

Административный процесс: понятие, сущность и виды. Общая часть. Учебное пособие

КоАП РФ регламентирует возможность рассмотрения дел об административном правонарушении, тремя основными категориями:

  • судьями (включая мировых);
  • коллегиальными правовыми органами (присутствующими в структуре исполнительных органов городов, районов);
  • федеральными органами исполнительной власти.

Право участия в рассмотрении делегировано в частности органам, уполномоченным на государственный надзор в конкретной отрасли деятельности.

Пункт 3 части 1 ст.22.1 КоАП гласит, что разрешение на рассмотрение дел об административных правонарушениях есть у:

  • руководителей федеральных служб исполнительной власти, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и территориальных структур этих федеральных органов;
  • должностных лиц, в полномочия которых включен соответствующий вид надзора или контроля (в соответствии с НПА).

На основании п.7 ч.1 этой же статьи рассмотрение может производиться первыми руководителями соответствующих госучреждений (и их заместителями), а также государственными инспекторами (например, по пожарному надзору).

Нормы административного права для любого общества важны и актуальны. В них — государственные требования к своим гражданам с целью обеспечить им же права и защитить интересы.

Над их совершенствованием постоянно работает наука, беря за основу результаты социально-экономических реформ и политических движений.

Современный этап жизни общества сопровождается изменениями в правоприменительной практике, нормы права дифференцируются и упорядочиваются. Сегодня они играют значительную социальную роль, поэтому необходимы.

Их усовершенствованию посвящены многие научные исследования, однако проблемы по-прежнему есть. Среди основных стоит остановиться на:

  1. Существует взаимосвязь между правовыми средствами, посредством которых происходит правовое регулирование. От эффективности соответствующего средства зависят характеристики правового влияния на те или иные отношения в обществе. С.С.Алексеев назвал это «механизмом правового регулирования».
  2. В центре административно-правового регулирования находятся управленческие отношения. В то же время они регулируются конституционным правом, финансовым и т.п. Получается, несмотря на то, что они в центре, их значимость все-таки вторична. Это особенность далеко не безобидна.
  3. На проблемы административного процесса ученые стали обращать внимание относительно недавно. Вызвано это была тем, что процессуальные нормы лежат в основе правоприменительного процесса. В план административного процесса включены разнообразные производства, классифицированные в разрезе критериев. Ожидаемо, что принятие Административно-процессуального кодекса позволит решить данную проблему.
  4. Административная ответственность рассматривается в процессуальном и материальном плане. Новые механизмы административного наказания допускают приостановление деятельности, а также значительные суммы штрафов, накладываемых на субъектов хозяйствования. Однако в настоящее время юридически не закреплено определение административной ответственности.
  5. Административно-правовое регулирование в ходе возникающих экономических и материальных отношений должно стать на оптимальную основу. Необходимо подойти дифференцированно к административным барьерам, существующим ограничениям и запретам. Кроме того, многие отмечают необходимость ограничения вмешательства государства в определенные экономические отношения.

feniks.help — Скорая помощь студентам

Отправляясь от общей характеристики административно-процессуальной деятельности, можно выделить прежде всего основные черты, свойственные ее юрисдикционному пониманию как наиболее предпочтительному в юридическом смысле и наиболее подверженному правовому регулированию. При этом необходимо учитывать, что административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествить ее с любым вариантом государственно-управленческой деятельности вообще. Это проявляется в следующем:

Административный процесс в юрисдикционном смысле своим источником имеет возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это — споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

Юридическая природа такого рода правовых споров еще не исследована с достаточной полнотой. Однако есть все основания утверждать. что возникают они в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются, либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны.

С учетом особенностей административно-правовых отношений следует ориентироваться на то, что, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе управляющее воздействие того или иного субъекта исполнительной власти и считающей это воздействие (например, правовой акт управления) дефектным. Споры такого рода могут возникать и по инициативе управляющей стороны (например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности), а также между различными субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня).

Наконец, административно-правовые споры могут иметь место в случаях, когда то или иное дело возникает по инициативе специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Следовательно, как правило, основаниями административно-правовых споров являются жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров.

Развитие федеративных отношений привело к появлению нового вида споров административно-правового характера, сторонами которых могут быть органы исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации. Так, для разрешения разногласий между такими органами, а также между ними и федеральными органами исполнительной власти Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения (ст. 85 Конституции Российской Федерации).

  1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  5. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.

Особенности административной юрисдикции

Порядок, последовательность действий уполномоченных органов или должностных лиц при рассмотрении административных дел называется административно-юрисдикционным процессом. Существует 3 вида производств по делу об административном правонарушении: обычное, особое и упрощенное. Обычное состоит из 5 этапов:

  1. Возбуждение дела.
  2. Подготовка к рассмотрению дела.
  3. Разбирательство.
  4. Вынесение и оглашение решения.
  5. Исполнение решения.

В упрощенном производстве все стадии слиты воедино, наказание назначается на месте выявления правонарушения. Особое производство помимо основных стадий включает административное расследование.

Существует еще факультативная стадия – пересмотр постановления, решения по делу об административном правонарушении.

Производство по делу считается завершенным тогда, когда выполнено принятое по нему решение.

Административно-юрисдикционный процесс включает в себя 4 вида производств:

  • по жалобам;
  • по делам об административных правонарушениях;
  • по применению мер административного пресечения и восстановительных мер;
  • дисциплинарное производство.

Основаниями для открытия административного производства служат:

  • выявление должностными лицами события административного правонарушения;
  • поступление материалов, подтверждающих факт правонарушения из правоохранительных и других государственных органов или общественных объединений;
  • фиксация правонарушения техническими средствами, работающими в автоматическом режиме;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц о правонарушении.

Все эти материалы рассматриваются уполномоченными должностными лицами, которые выносят определение о возбуждении дела об административном правонарушении или отказывают в нем. В ходе административного расследования осуществляется сбор доказательств и объяснений участников процесса. По его результатам дело прекращается или выносится постановление об административной ответственности.

Административное правонарушение – противоправное деяние юридического или физического лица, не содержащее признаков преступления. Состав административного правонарушения включает в себя:

  1. Объект – определенные общественные отношения, охраняемые законом.
  2. Объективная сторона – деяние виновного лица и связанные с этим обстоятельства: предмет, место, время, средства и способ совершения правонарушения.
  3. Субъект – лицо, совершившее нарушение. К административной ответственности привлекают вменяемых граждан, достигших 16-летнего возраста.
  4. Субъективная сторона – вина, морально-этическое и психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям.

>> Как выглядит структура права?

Деяние – это акт волевого поведения, подразумевающий действие или бездействие. В первом случае речь идет об активном невыполнении требования закона, во втором о пассивном невыполнении обязанности. Состав правонарушения может быть простым, состоящим из одного деяния, и сложным, включающим несколько форм вины.

Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

Оно призвано обеспечивать интересы общества, государства, права и интересы граждан, охрану общественного порядка.

Административное право охватывает все сферы социальных отношений, устанавливает правила поведения граждан в обществе. Оно базируется на следующих принципах:

  • приоритета личности, ее прав, свобод и интересов;
  • разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга;
  • федерализма – административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов;
  • законности – соответствия положениям Конституции и международным правовым нормам;
  • гласности – открытости достигнутых результатов для всеобщего сведения.

Административное право выполняет ряд общественно-важных функций:

  • регулятивная – создание правовой базы для функционирования органов исполнительной власти;
  • охранительная – обеспечение установленного правового режима и защита интересов участников правоотношений;
  • правоисполнительная – обеспечение практической реализации исполнительной власти;
  • организационная – организация процесса правоисполнения в сфере государственного управления;
  • координационная – обеспечение эффективного и слаженного взаимодействия всех субъектов, участвующих в процессе управления.

Субъектами административного права являются лица и органы, участвующие в административных управленческих отношениях. Индивидуальные субъекты – граждане страны, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица. Коллективные субъекты:

  • государственные предприятия и учреждения;
  • общественные объединения;
  • трудовые коллективы;
  • органы исполнительной власти;
  • коммерческие институты.

Государственные субъекты административного права выполняют функции и задачи, порученные им государством, осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в рамках своих полномочий.

Негосударственные – действуют на основании устава или учредительного договора, не наделены внешней управленческой компетенцией, но вступают в административные правоотношения с органами исполнительной власти.

Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

Сторонами административно-правовых споров могут являться органы исполнительной власти, к примеру, споры разнообразных субъектов РФ либо споры между субъектом РФ и Федеральным органом исполнительной власти. При разрешении подобных споров Президент РФ может применить согласительные процедуры.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

В базисе административно-правовых споров традиционно пролегает правовое урегулирование должностным лицом, уполномоченным органом индивидуальных споров, которые по своей природе обладают субъективным характером, то есть таких, когда одна сторона делает попытки по восстановлению либо защите своего субъективного или так называемого мнимого права, либо возможно ущемленного интереса.

Понятие административной юрисдикции

Административная юрисдикция представляет собой специфическую отрасль, занимающуюся урегулированием конфликтов либо споров административно-правового характера.

Особенностью ее можно считать тот факт, что подобную юрисдикцию нужно оценивать с правовой стороны спора меж сторонами. Это и будет главным критерием, обеспечивающим законное и справедливое разрешение спора. Еще одной особенностью считается необходимость использования мер дисциплинарного или административного взыскания к виновной стороне.

По результату рассмотрения всех особенностей административной юрисдикции, нельзя не отметить следующий факт, что подобная юрисдикция образуется во внесудебном порядке, и требует урегулирования споров, в установленном законом порядке.

Охранительная функция состоит в ее принадлежности к правоохранительной деятельности. Юрисдикция самим своим назначением призвана к осуществлению данной функции.

Регулятивная функция – юрисдикция в форме правоприменительной деятельности принимает участие в индивидуальном правовом урегулировании. Она исполняет функционал регулятора при помощи перевода нормативных предписаний в реальные субъектные действия, в правовые отношения.

Воспитательная функция – весь процесс направлен на воспитание уважения к действующему законодательству. Исходя из этого, важным значением обладает четкая и правильная культура и организация административного разбирательства.

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]