Начну разбор вопроса с того, что действующее законодательство не имеет такого основания для отказа в трудоустройстве перспективному кандидату, как «судимость близкого родственника», ни в одном федеральном законе такого основания просто нет, оно отсутствует.
В ходе разбора данного вопроса мною были исследованы следующие федеральные законы на предмет наличия такого основания для отказа в трудоустройстве, как «судимость близкого родственника»:1) федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ;
2) федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ;
3) федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1;
4) федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
5) федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О федеральной службе безопасности».
6) нормативно-правовые акты, посвященные Федеральной службе охраны (ФСО).
Здесь приведен обширный перечень нормативно-правовых актов, но ни в одном я не нашел такого основания для отказа в трудоустройстве, как «судимость близкого родственника».
Проанализировав основные требования к кандидатам для трудоустройства в правоохранительные органы, можно сделать вывод о том, что судимость близкого родственника не является основанием для отказа в трудоустройстве кандидата.
Внимание! В соответствии с пунктом № 41 «Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595» в случае получения по результатам проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии судимости у его близких родственников решение о приеме его на службу принимается соответствующим руководителем индивидуально, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.
Таким образом, руководитель отдела, подразделения сам решает и берет ответственность на себя за такое решение, брать в свой отдел толкового сотрудника или нет, но это было раньше.
Внимание! В 2017 году Верховный суд РФ признал недействующим пункт 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1), утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 595, в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем (начальником), наделённым в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, решения об отказе кандидату в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
То есть Верховный Суд РФ фактически своим решением просто взял и отменил пункт 41 вышеуказанной Инструкции, в нынешних условиях данный пункт просто не может быть реализован на практике.
Как указал Верховный суд РФ: «оспариваемое нормативное положение наделяет соответствующее должностное лицо, по сути, неограниченной дискрецией (действовать по своему усмотрению) и позволяет при прочих одинаковых условиях наличие у родственников кандидата судимости либо использовать для принятия отрицательного для кандидата решения, либо нет. Однако это не согласуется с требованием правовой определенности и принципом равного доступа к государственной службе».
[…]
Читать далее »