106 счет в бюджетном учете в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «106 счет в бюджетном учете в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:

104 00 106 00 114 00
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.

А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.

Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Бюджетный учет нематериальных активов в 2021 году

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Если ошибки обнаружены иными лицами, включая работников учреждений, используются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 86 000

1 401 18 000

1 401 28 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 96 000

1 401 19 000

1 401 29 000

Обратите внимание: счета, применявшиеся до 01.01.2021 для исправления ошибок прошлых лет в части консолидируемых расчетов (1 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному», 1 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»), исключены из плана счетов бюджетного учета и Инструкции № 162н.

Согласно п. 17 Методических рекомендаций ошибка прошлых лет исправляется в зависимости от периода ее обнаружения (факторов, выявивших такую ошибку) по решению субъекта учета или уполномоченного лица с формированием уточненной бюджетной отчетности, содержащей ретроспективный пересчет.

К сведению: ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей бюджетной отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.

Пересчет сравнительных показателей следует начинать с того года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда такая корректировка не представляется возможной. Напомним, что ретроспективный пересчет отчетности не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого пересчета (п. 19, 33 СГС «Учетная политика»):

  • невозможна в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.

При этом исправлять утвержденную отчетность за прошлые годы не нужно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».

К сравнительным показателям, раскрываемым в бюджетной отчетности, относятся, в частности (п. 17 Методических рекомендаций):

  • показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году));

  • показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);

  • обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).

Информация об исправлении ошибок прошлых лет отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (п. 170 Инструкции № 191н):

  • в графе 6 по коду причины 03 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета;

  • в графе 10 по коду причины 07 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.

Сведения заполняются на основании оборотов по исправлению ошибок прошлых лет, отраженных в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).

Показатели дебетовых (кредитовых) оборотов по исправлению ошибок прошлых лет по счетам, которые в соответствии с правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета подлежат закрытию при завершении года на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), отражаются в графах 6, 10 строки 570 «Финансовый результат экономического субъекта» указанных сведений.

Показатели бюджетной отчетности на начало отчетного периода (в любых форах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям в части выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей отчетности.

На основании данных сведений (ф. 0503173) отражаются скорректированные входящие остатки (на начало отчетного года) баланса (ф. 0503130). Его показатели на начало года после изменений должны отличаться от показателей на начало отчетного года, отраженных в главной книге (ф. 0504072) за отчетный год, на суммы корректировок (исправлений) ошибок прошлых лет. При этом показатели (остатки) на конец отчетного года главной книги (ф. 0504072) за отчетный год и баланса за отчетный год должны совпадать.

В случае, когда ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.

Если однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, пересматриваются входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года (п. 33 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что показатели изменений (оборотов по увеличению, уменьшению) активов, обязательств, доходов, расходов, повлиявших на изменения показателей вступительного баланса (графы 6, 10 сведений (ф. 0503173)) в результате исправления ошибок прошлых лет), не включаются в показатели увеличений, уменьшений (оборотов) активов, обязательств, доходов, расходов, отражаемых в бюджетных формах за отчетный период (п. 170 Инструкции № 191н).

Дополнительно в отношении ошибок предшествующих годов в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 5 или в сопроводительном документе, содержащем пояснения к бюджетной отчетности, при представлении отчетности отражается следующая информация (п. 34 СГС «Учетная политика», п. 21 Методических рекомендаций):

  • описание ошибки;

    В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

    • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
    • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
    • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
    • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

    В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

    • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
    • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

    Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    Исправление ошибок прошлых лет: что нового с 2021 года?

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

    1. Добавили новые балансовые счета:
      • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
      • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
      • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
    2. Добавили новые забалансовые счета:
      • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
      • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
    3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
      • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
      • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
      • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
      • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
      • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
      • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
    4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

    Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

    О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

    Срок полезного использования определяется исходя из:

    • ожидаемого срока получения экономических выгод;
    • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
    • гарантийного срока использования объекта;
    • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

    Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

    Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

    Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

    В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

    Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

    Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

    В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

    Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

    Счет учета Шаблон КПС
    101, 102,103,104, 105, 108

    Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

    ХХХХ 0000000000 000.

    Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

    111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
    201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
    201.35 ХХХХ 0000000000 000
    204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
    209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
    304.01 0000 0000000000 000
    401.30 0000 0000000000 000
    401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

    В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

    Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

    в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

    в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

    Счет учета Шаблон КПС
    101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
    Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
    0.201.00 0000 0000000000 000
    0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
    0.204.00 0000 0000000000 000
    0.209.81 0000 0000000000 000
    0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
    4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
    0.304.01 0000 0000000000 000
    0.401.30 0000 0000000000 000

    В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

    Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

    В счет 101 00 000 «Основные средства» внесен ряд изменений.

    Исключены группа счетов учета 0 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга» и аналитические счета к ней: 0 101 (41 – 48) 000.

    Введены новая группа 0 101 90 00 000 «Основные средства – имущество в концессии» и счета аналитического учета:

    • 0 101 91 000 «Жилые помещения – имущество в концессии»;
    • 0 101 92 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»;
    • 0 101 94 000 «Машины и оборудование – имущество в концессии»;
    • 0 101 95 000 «Транспортные средства – имущество в концессии»;
    • 0 101 97 000 «Биологические ресурсы – имущество в концессии»;
    • 0 101 98 000 «Прочие основные средства – имущество в концессии».

    Изменения в плане счетов. Скорректированы некоторые наименования счетов:

    Старая редакция

    Новая редакция

    0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения»

    0 101 27 000 «Биологические ресурсы – особо ценное движимое имущество учреждения»

    0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения»

    0 101 37 000 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения»

    0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения»

    0 101 26 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – особо ценное движимое имущество учреждения»

    0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения»

    0 101 36 000» Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения»

    0 101 33 000 «Сооружения – иное движимое имущество учреждения»

    0 101 33 000 «Инвестиционная недвижимость – иное движимое имущество учреждения»

    Исключены следующие счета:

    • 0 101 18 000 «Прочие основные средства – недвижимое имущество учреждения»;
    • 0 101 21 000 «Жилые помещения – особо ценное движимое имущество учреждения»;
    • 0 101 23 000 «Сооружения – особо ценное движимое имущество учреждения»;
    • 0 101 31 000 «Жилые помещения – иное движимое имущество учреждения»;
    • 0 101 43 000 «Сооружения – предметы лизинга».

    Бюджетный учет в 2021 году

    Напомним, на счете 103 00 000 учитываются непроизведенные активы. Согласно внесенным изменениям для их учета на этом счете введены группы счетов:

    • 0 103 10 000 «Непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения»;
    • 0 103 30 000 «Непроизведенные активы – иное движимое имущество»;
    • 0 103 90 000 «Непроизведенные активы – в составе имущества концедента».

    Ранее применявшиеся счета аналитического учета 103 11 000, 103 12 000, 103 13 000 относятся к первой группе, а для групп 30 и 90 введены новые счета аналитического учета:

    • 0 103 32 000 «Ресурсы недр – иное движимое имущество учреждения»;
    • 0 103 33 000 «Прочие непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения»;
    • 0 103 91 000 «Земля – в составе имущества концедента».

    Значительные изменения претерпел счет для учета амортизационных начислений 104 00 000 «Амортизация».

    Во-первых, введена новая группа учета на счете: 0 104 90 000 «Амортизация имущества в концессии».

    Во-вторых, изменилось наименование группы учета счета 0 104 40 000 с «Амортизация предметов лизинга» на «Амортизация прав пользования активами».

    В-третьих, исключены счета аналитического учета:

    • 0 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения»;
    • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
    • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
    • 0 104 31 000 «Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения»;
    • 0 104 43 000 «Амортизация сооружений – предметов лизинга».

    Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается в сумме балансовой стоимости права пользования активами проводкой:

    Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

    Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

    Прекращение права пользования активами при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета операционной аренды), отражается в сумме накопленной амортизации права пользования активами записью:

    Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»

    Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»

    В счет 105 00 000 «Материальные запасы» внесено следующее изменение.

    Исключены группа счета 40 «Материальные запасы – предметы лизинга» и ее счета аналитического учета: 0 105 44 000 «Строительные материалы – предметы лизинга», 0 105 46 000 «Прочие материальные запасы – предметы лизинга». В связи с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов, полученных по договору лизинга.

    В счете 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» произошли следующие изменения.

    Группа счета 40 «Вложения в предметы лизинга» переименована на «Вложения в объекты финансовой аренды». В связи с этим исключены счета аналитического учета:

    • 0 106 41 000 «Вложения в основные средства – предметы лизинга»;
    • 0 106 42 000 «Вложения в нематериальные активы – предметы лизинга»;
    • 0 106 44 000 «Вложения в материальные запасы – предметы лизинга».

    Введены новая группа счета и аналитические счета к ней: 0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента» (0 106 91 000 «Вложения в основные средства в концессии», 0 106 93 000 «Вложения в непроизведенные активы в концессии»).

    Добавлен новый счет: 0 106 33 000 «Вложения в непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения».

    Как и в некоторых предыдущих счетах, из счета 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» группа счета 40, связанная с учетом предметов лизинга, исключена. Таким образом, из счетов аналитического учета нефинансовых активов в пути убрали счета 0 107 41 000 «Основные средства – предметы лизинга в пути» и 0 107 43 000 «Материальные запасы – предметы лизинга в пути».

    Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь

    Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

    1) аналитические коды группы синтетического счета:

    • 20 – особо ценное движимое имущество;

    • 30 – иное движимое имущество;

    • 90 – имущество в концессии;

    2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    • I «Программное обеспечение и базы данных»;

    • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

    0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

    0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

    Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

    Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

    1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключены счета

    Введены счета

    0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;

    0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;

    0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»

    0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

    0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;

    0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;

    0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»

    Учет имущества казны осуществляется на счетах:

    • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

    • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

    Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

    • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

    • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

    • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

    В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».

    Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:

    1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).

    2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).

    3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).

    4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).

    Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

    • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

    • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

    • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

    0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

    0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

    В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

    В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

    Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

    • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

    • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

    • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

    • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

    • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

    • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

    • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключены счета

    Введены счета

    0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

    0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

    0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

    0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

    0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

    0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

    0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

    0 114 71 000 «Обесценение земли»;

    0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

    0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

    0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

    0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

    0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

    Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000.

    В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее.

    В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.

    Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов.

    По мнению автора, учреждение при необходимости вправе по согласованию с учредителем (финансовым органом) предусмотреть в учетной политике порядок отражения резервов под снижение стоимости с применением новых счетов по итогам 2020 года.

    В Единый план счетов введены новые счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

    1. Счет 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующие отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.

    2. Счет 0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используется для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.

    3. Счета 0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяются для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года.

    4. Счета 0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используются для исправления согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлых лет.

    Также скорректированы названия и предназначение действующих счетов, применяемых для исправления ошибок прошлых лет (приведены в таблице).

    Счет

    Предназначение

    0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»

    Применяется для исправления ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 66 000

    0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году»

    Используется для отражения операций по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 76 000

    0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующие отчетному, выявленные в отчетном году»

    Применяется для отражения операций по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 16 000, 0 401 26 000

    0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»

    0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»

    Применяется в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, возникшим до начала года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов (расходов) прошлых лет и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 17 000, 0 401 27 000

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Код Наименование Примечание

    205 38

    Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

    207 40

    Расчёты по прочим долговым требованиям

    208 50

    Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

    С детализацией по счетам:

    • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

    Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

    Забалансовый счёт 33

    Ценные бумаги по договорам репо

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

    Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

    Забалансовый счёт 38

    Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 39

    Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 45

    Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

    Переименованы следующие счета:

    Код счёта Прежнее наименование Наименование с учётом изменений Примечание

    104 90

    Амортизация имущества в концессии

    Амортизация имущества учреждения в концессии

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Счёт Наименование Примечание

    Счета для учёта активов

    102 90

    Нематериальные активы – имущество в концессии

    На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:

    • программы для ЭВМ;
    • базы данных;
    • информационные системы (в т. ч. ГИС);
    • сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
    • совокупность этих объектов;
    • операции, изменяющие эти объекты

    104 5I

    Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии

    104 60

    Амортизация прав пользования нематериальными активами

    106 50

    Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны

    С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н

    106 60

    Вложения в права пользования нематериальными активами

    108 9I

    Нематериальные активы концедента, составляющие казну

    111 60

    Права пользования нематериальными активами

    С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н

    114 60

    Обесценение прав пользования нематериальными активами

    До внесения изменений на счёте 114 60 учитывалось обесценение непроизведённых активов

    114 70

    Обесценение непроизведённых активов

    С детализацией по видам непроизведённых активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учёта обесценения непроизведённых активов применялся счёт 114 60 (114 61 – 114 63)

    114 80

    Резерв под снижение стоимости материальных запасов

    С детализацией по счетам:

    Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

    • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
    • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

    Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

    Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

    ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

    В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

    • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
    • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
    • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

    Каждая проводка подтверждается первичкой.

    Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

    • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
    • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
    • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
    • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

    Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

    Коротко об основах бюджетного учета

    Получатель средств федерального бюджета произвёл оплату подрядным организациям:

    • за фактически не выполненный объем работ (с учетом стоимости материалов), в т. ч. работы по установке бортовых камней, досок подоконных, блоков дверных, радиаторов, фурнитуры и др.;
    • стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
    • стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документацией;
    • стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации;
    • стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость.

    Здесь речь идёт о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности и соблюдении организацией условий и обязательств, принятых при заключении соглашений о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени главного распорядителя средств федерального бюджета госконтрактов. В связи с чем организацией произведена оплата:

    • стоимости фактически не поставленного оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса;
    • стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
    • фактически не выполненного объема работ (строительно-монтажные работы, работы при устройстве слоя дорожной одежды);
    • стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документации (бетон, камни бетонные стеновые, горячекатаная арматурная сталь);
    • стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость;
    • стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации.

    А также в части оплаты:

    • не обеспечена консервация объектов капитального строительства, в связи с чем частично утрачены ранее принятые и оплаченные объемы работ;
    • затягивались сроки строительства, в результате чего морально и физически изношено приобретенное вентиляционное, медицинское и спортивное оборудование, неиспользуемое более 3-х лет и неучтенное в бюджетном учете организации;
    • не осуществлена приемка оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса (отсутствуют первичные документы: акты приема-передачи оборудования, товарные накладные на передачу заказчику оборудования), расходы на приобретение которого оплачены (возмещены) подрядчику;
    • возмещена подрядчику стоимость оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса при отсутствии на момент перечисления средств затрат у подрядчика на приобретение данного оборудования;
    • не приняты меры по истребованию неустойки с подрядчика за нарушение обязательств по вводу в эксплуатацию жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса, предусмотренные госконтрактами;
    • не обеспечено получение разрешения на строительство жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса (продление разрешения) и допущен подрядчик к выполнению работ по строительству при отсутствии данного разрешения.

    В последнем случае:

    • выполнялись строительно-монтажные работы по вертикальной планировке участка, устройству дорожного покрытия и фундаментов, земляные работы,
    • выполнялись строительно-монтажные работы по армированию и монтажу опалубки стен, бетонированию плит перекрытия, устройству бетонной подготовки и армирование лестниц входов в подвал.

    Проводимый строительный контроль за выполнением работ по строительству объекта не выявил:

    • нарушений строительно-технических норм и правил;
    • отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

    Ошибки при проведении такой оплаты в бухгалтерском бюджетном учете:

    • стоимость оплаченного оборудования, фактически не смонтированного и не установленного подрядчиком (вкл. стоимость фактически отсутствующего оборудования), отнесена на фактические затраты по строительству объектов, тогда как должна быть учтена в составе стоимости объектов основных средств;
    • не отражены обязательства, принятые при заключении госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта, а также фактические затраты, связанные с выполнением данных госконтрактов.

    Годовой отчет (предварительный) о реализации государственной программы РФ содержит недостоверные сведения в части достижения показателей выполнения мероприятий ведомственной целевой программы. А именно, в отчете указано:

    • фактическое выполнение плана-графика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2019 отчетный год) – 100 процентов;
    • фактический срок окончания реализации контрольной точки «Научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение работ, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки транспортной отрасли» – 31 декабря 2019 года;
    • при этом в 2019 году опытно-конструкторские работы по двум этапам не выполнены.

    Проводились закупки товаров (работ, услуг), в отношении которых отсутствовало обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Либо в план-график закупок включены закупки товаров с начальной (максимальной) ценой контракта, не соответствующей документам по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на закупаемые товары (работы, услуги) (по закупкам до 2020 г.).

    Отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета.

    Получателем средств федерального бюджета в регистрах бюджетного учета не отражены:

    • по счету 502 «Обязательства» – обязательства, принятые при заключении с исполнителем госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта;
    • по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы» и счету 302 «Расчеты по принятым обязательствам» – фактические затраты, связанные с выполнением госконтрактов, и кредиторская задолженность перед исполнителем по расчетам за выполненные работы.

    Это привело к искажению данных баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

    Стоимость оборудования, приобретенного в рамках строительства объекта, оплаченного, но не смонтированного и не установленного подрядчиком, отнесена на фактические затраты по строительству объектов по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы».

    Вёлся учет вещевого имущества на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» без указания пользователей имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

    Несвоевременно отражены в регистрах бухучета первичные учетные документы – товарные накладные, универсальные передаточные документы, акты оказанных услуг/выполненных работ.

    Показатели отчетной формы «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (ф. 0503190) на отчетную дату не соответствуют данным бюджетного учета, учитывающих фактические и кассовые расходы по объектам капстроительства.

    Бюджетное учреждение не вело аналитический (раздельный) учет фактических расходов в разрезе оказываемых госуслуг (выполняемых работ) в рамках госзадания. Не было группировки затрат по видам расходов в разрезе прямых затрат, накладных расходов и общехозяйственных расходов.

    Бюджетное учреждение принимало к бухгалтерскому учету авансовые отчеты (ф. 0504505), компенсацию командировочных расходов по которым делало за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на выполнение госзадания, без заполненных на оборотной стороне авансового отчета граф 7-10, содержащих сведения о расходах, принимаемых к бухучету, и без заполнения на лицевой стороне бухгалтерской записи.

    В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» в соответствии с Таблицей операции 1.1, 1.2, 2.1 оформляются в обычном порядке.

    Формирование капитальных вложений в право пользования НМА (операция 2.2) оформляется документом Операция (бухгалтерская).

    В карточке права пользования НМА (элементе справочника Основные средства) на этом этапе достаточно указать краткое и полное наименование объекта и Вид НФА «Нематериальные активы».

    Как было сказано выше, объектам НМА, в том числе правам пользования НМА, следует присвоить инвентарные номера. Инвентарные номера объектам — правам пользования НМА присваиваются в том же порядке, как объектам ОС, НМА, НПА.

    Если при учете на счете 01 у объекта не было инвентарного номера, то его можно принять к учету на существующий элемент справочника Основные средства и присвоить инвентарный номер в соответствии с шаблоном учреждения.

    Если на счете 01 объект учитывался с инвентарным номером, то для принятия к учету в состав прав пользования НМА в справочник Основные средства следует ввести новую позицию и присвоить новый инвентарный номер.

    Принятие к учету права пользования НМА (операция 2.3) оформляется документом Принятие к учету ОС, НМА, НПА с видом поступления Принятие к учету со счета 106 (приобретение), см. рис. 1.

    Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

    Итоги Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок. Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».

    Материальные ценности, приобретённые и предназначенные для награждения (дарения), учитываются на счёте 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» с момента выдачи их со склада (с момента приобретения в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) и до момента вручения (п. 345 Инструкции № 157н). При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение подарков, документов, подтверждающих их приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на забалансовом счёте 07 не отражается. Признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров).

    Большинство поправок связано с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учёта государственных финансов. Часть изменений необходимо применять уже в 2021 г. и учитывать при составлении отчётности за 2021 г. Другие изменения следует использовать при формировании учётной политики и показателей бухгалтерского учёта с 2021 г.

    И сотрудник, у которого закончилась бумага, или там, сломался стул, идет к суровому, но справедливому хозяйственнику. Тот, для порядка сделав выговор криворукому расточителю, на которого ни бумаги не напасешься (третья пачка за полгода), ни стульев (уже второй за год), выдает все запрашиваемое. Но перед этим заставляет расписаться в трех-четырех журналах (страницы в которых пронумерованы, прошиты и скреплены печатью).

    Нет, конечно, мы не призываем вести поштучный учет бумаги, ручек, линеек и тому подобной мелочевки. Но вот мебель, калькуляторы, ноутбуки, кондиционеры и другой инвентарь должен иметь фамилию, имя и отчество, то есть числиться за конкретным сотрудником, расписавшимся в свое время за их получение. Он же должен и предъявить их по первому требованию, например, при проведении инвентаризации. А если выданный полгода назад ноутбук куда-то подевался, и пользовавшийся им сотрудник не может внятно объяснить, как это произошло, то придется компенсировать его стоимость организации.

    Сейчас, когда закончилась трудовая вахта по сдаче деклараций по НДС, можно слегка перевести дух, утереть трудовой пот и посмотреть, что там нужно срочно сделать в 2021 году, чтобы потом не было мучительно больно по окончанию первого квартала.

    Результаты изменения учетной политики организация отображает ретроспективно или перспективно. Установленный порядок обязательно раскрывается в первой бухотчетности, составленной с использованием нового стандарта.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]