Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли техосмотр в 2021 году на автомобиль ОСАГО для страховки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Во-первых, эти новшества не отменяют того, что уже с 1.03.2022 г. за отсутствие диагностической карты будут штрафовать. Размер штрафа – 2000 рублей. Они будут приходить в автоматическом режиме, но не чаще 1 раза в сутки. То есть за неделю вождения на ТС без техосмотра автовладелец заплатит государству 14 тысяч рублей. Следить за наличием действующей диагностической карты после 1 марта 2022 года должны будут камеры и сотрудники ДПС. Раньше стимулом к прохождению техосмотра были страховщики, которые не продавали полисы ОСАГО, то с 22.08.2021 по 01.03.2022 года за этим вообще никто не будет следить. И никаких санкций нет. В этот период проходить техосмотр скорее всего будут только автобусы и те, кто привык делать все по правилам. Это приведет к тому, что те операторы ТО, кто вложился в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов, и рискуют вообще не дожить до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в отношении реформирования системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Который пока удается “отодвинуть”.
- Кроме штрафов, автовладельцев ждет еще один “сюрприз” от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к действующему “Закону об ОСАГО”, которые позволяют страховым компаниям предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. То есть продавать полисы ОСАГО без ТО можно, а вот выплачивать деньги в случае аварии не обязательно.
Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2021 года
01.03.2021 в очередной раз изменились условия прохождения техосмотра и получения диагностической карты для оформления полиса ОСАГО. Сначала потребовали, чтобы обязательно был проведен осмотр транспортного средства. Затем, в связи с тем, что пункты проведения техосмотра оказались технически не готовы к большому наплыву автомобилей, срок вступления в силу требования отложили.
Теперь до 30.09.2021 г. можно оформить полис ОСАГО со старой диагностической картой. Но владельцы транспортных средств, которые оформят полис в этот период, должны будут в течение месяца (до 01.11.2021г) пройти техосмотр и представить в страховую компанию новую диагностическую карту.
Действие техосмотра для ОСАГО зависит от категории транспортного средства и его возраста:
- 2 года для легковых авто старше 4-х лет, но моложе 10 лет;
- 1 год, если легковое авто старше 10 лет, а также такси, автобусы и грузовики, если они моложе 5 лет;
- 6 месяцев для такси, автобусов и грузовиков, которые старше 5 лет.
Какие установлены новые правила прохождения тех осмотра:
- Его можно сделать только в аккредитованных СТО;
- Перед началом и в конце операторы пункта обязательно должны фотографировать машину;
- Информация попадает в единую базу — ЕАИСТО.
Доступ к единой автоматизированной информационной системе СТО открыт не только для страховых компаний и сотрудников ГИБДД, но и для простых граждан. Поэтому вы сможете проверить внесение данных в систему самостоятельно.
Как пройти техосмотр для ОСАГО:
- Соберите документы: свой паспорт, ПТС, СТС;
- Выберите ближайшее СТО на сайте РСА;
- Помойте автомобиль, проверьте его соответствие требованиям безопасности (наличие аптечки, огнетушителя);
- Проверьте совпадение всех номеров на автомобиле и в документах;
- Обратитесь в СТО для диагностики;
- Оплатите услугу;
- Данные диагностической карты после осмотра будут переданы в ЕАИСТО.
Диагностическая карта на бумажном носителе будет предоставляться исключительно по желанию водителя, при проверке сотрудником ГИБДД или страховщиком ее не нужно предъявлять. Уполномоченные специалисты получат сведения из единой базы.
Операторы СТО должны иметь несколько независимых диагностических линий, чтобы с каждой их них можно было производить осмотр. Будут запускаться передвижные диагностические линии.
Срок хранения информации на электронной диагностической карте 5 лет.
Если у сотрудника ГИБДД возникнут сомнения в проведении диагностики, он может сверить координаты фотографии с местом съемки и другие параметры. При выявлении расхождений он вправе аннулировать диагностическую карту. Также сотрудникам ГИБДД даны полномочия на внезапные проверки работы СТО. По результатам, может быть выписано предписание и станция закроется.
Можно ли купить диагностическую карту онлайн? |
Нет, без осмотра транспортного средства получить карту невозможно. |
Сколько стоит пройти техосмотр? |
Стоимость зависит от категории транспортного средства, региона предоставления услуги, например, в Москве это до 720 руб. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра. |
Какой штраф, если не пройти техосмотр? |
В 2021 году штрафов не будет, они начнут применятся с 01.03.2022. Он составит 2 тыс. руб. |
Нововведения 2021 года следующие:
- До конца сентября 2021 года техосмотр можно не делать;
- Далее выдавать диагностическую карту будут только аккредитованные СТО;
- Данные о техосмотре будут заносить в базу ЕАИСТО;
- Бумажные диагностические карты заменят их электронные аналоги;
- Срок действия диагностической карты будет считаться с момента занесения сведений в базу.
Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:
- заявление о заключении договора ОСАГО;
- паспорт;
- документы на транспортное средство;
- водительское удостоверение;
- договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.
Правила техосмотра в России изменились с 1 марта 2021 года: за его непрохождение планировалось ввести штраф. При этом получить документ без физического осмотра авто теперь нельзя. Но поскольку не все пункты технического осмотра оказались готовы к нововведениям, для автолюбителей сделали некоторые послабления, отсрочив некоторые новшества:
- Срок действия диагностических карт продлили до 1 октября 2021 года. Напомним, что диагностическая карта — документ с отметками о прохождении техосмотра, который выдаётся для каждого автомобиля.
- С 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без техосмотра и диагностической карты.
- Штрафовать водителей за отсутствие диагностической карты и непрохождение техосмотра начнут только после 1 марта 2022 года.
Для прохождения техосмотра понадобятся:
- Паспорт владельца транспорта.
- Паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Подойдёт даже технический паспорт, выданный во времена СССР.
Новое правило, которое действует с марта 2021 года: перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину. Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО. Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно. Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.
Перед техосмотром машину лучше помыть. Обязательно проверьте аптечку, аварийный треугольник, запаску и огнетушитель. Если на станции ТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка просрочены, то в прохождении техосмотра откажут.
Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.
Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность.
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и им разрешено пользоваться.
Если специалисты выявят технические неисправности, они поставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени — проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.
С 2021 года после техосмотра для транспортного средства заводят электронную диагностическую карту. Доступ к ней имеет владелец авто, страховщики и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить на руки в бумажном виде, но показывать такую карту, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно пользуются единой информационной системой.
Стоимость техосмотра каждый оператор устанавливает самостоятельно, но в рамках установленного в регионе диапазона цен.
Цена на прохождение техосмотра зависит от вида транспортного средства. Например, в Москве в 2021 году получение диагностической карты на легковой автомобиль не может стоить дороже 720 рублей, а в Брянске — больше 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.
Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платёжный терминал или интернет. Многие пункты принимают наличные.
Техосмотр автомобиля в 2021 году
2021.02.28 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 № 275 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 28 февраля 2021 года. Документ начнет действовать с 1 марта 2021 года.
1. Установить, что на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г., продлевается срок действия диагностических карт, содержащих заключения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г.
Можно выделить 2 группы диагностических карт:
- продлеваются до 1 октября 2021 года — карты, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 1 апреля 2021 года;
- продлеваются на 6 месяцев — карты, срок действия которых заканчивается с 1 апреля по 30 сентября 2021 года.
Примечание. Срок действия диагностической карты указан в правом верхнем углу лицевой части.
Например, если в диагностической карте указано 15022021, то она продлевается до 1 октября 2021 года, то есть техосмотр можно пройти до октября.
Если в карте указано 15072021, то она продлевается на 6 месяцев, то есть до 15 января 2022 года.
Обратите внимание, если у Вас есть диагностическая карта, срок которой заканчивается после 1 октября 2021 года, то такая карта не продлевается. То же самое касается и карт, которые просрочились до 1 февраля 2021 года.
В рассмотренном выше пункте 1 не перечислены типы или категории транспортных средств, для которых продлеваются диагностические карты. То есть нововведение относится ко всем транспортным средствам:
- мотоциклам;
- легковым автомобилям;
- грузовым автомобилям;
- автобусам.
2. Продление срока действия диагностических карт, указанное в пункте 1 настоящего документа, не требует внесения дополнительных изменений в диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, или в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств, созданную в соответствии с Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Продление диагностических карт происходит автоматически, то есть никаких дополнительных действий водитель производить не должен.
Например, если в диагностической карте указан срок 20032021, то на основании этой карты можно купить страховку ОСАГО до 1 октября 2021 года.
При этом не исключено, что при обращении в страховые компании в ближайшие дни водителю придется столкнуться с определенными проблемами. Дело в том, что документ опубликован в самый последний момент и страховые компании (и их программное обеспечение) к применению новых правил не подготовились.
Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
По своему целевому назначению, диагностическая карта заменила технический талон. Техталон имел меры защиты, карта такими параметрами не обладает. Однако, чтобы получить карту, нужно проходить обследование на аккредитованных СТО или у частного эксперта, а сведения о выданном документе будут зафиксированы в едином реестре.
Диагностическая карта защищена личным номером от 15 до 21 знака, который внесен в электронный реестр ЕАИСТО.
Именно поэтому нет смысла использовать специальные защитные знаки и маркировки. Чтобы убедиться, что диагностическая карта для ОСАГО выдана официально, достаточно сделать запрос в реестр ЕАИСТО. Сотрудники страховой компании сделают это в электронной форме за пару минут, непосредственно при обращении автовладельца за полисом.
Продление диагностических карт техосмотра с 1 марта 2021 года
Закон не устанавливает требований к единой стоимости карты технической диагностики. Сумма зависит от исполнителя услуги и от региона проведения техобслуживания.
В среднем ДК для легковых автомобилей стоит от 600 до 700 руб., а для грузовых авто — около 1 тыс. руб.
На рынке страховых услуг можно встретить предложения об оформлении полиса ОСАГО с доставкой, после указания номера диагностической карты в онлайн-заявке. Такая практика полностью законна, так как онлайн-полисы имеют имею одинаковую юридическую силу с письменными бланками. При заполнении формы на выдачу полиса нужно указать регистрационный номер карты, после чего полис будет доставлен по указанному вами адресу.
Страховщики заключают договоры с СТО и готовы оказать водителям помощь в проведении осмотра автомобиля. В договоре ОСАГО указывается срок посещения СТО. После этого договор ОСАГО будет признан действительным. В большинстве случаев, страховые компании дают возможность пройти осмотр с получением диагностическая карта для ОСАГО в аккредитованных автосервисах — эта процедура займет не более пары часов.
Если же во время действия полиса произойдет авария и будет установлено, что техосмотр пройден не был, страховая компания вправе отказать в выплате. В этой ситуации владелец транспортного средства (в случае признания его виновником ДТП) должен будет за свой счет возместить причиненные потерпевшей стороне убытки.
Этот документ печатается на двух сторонах листа формата А4. Все данные из нее заносятся в ЕАИСТО. Именно при помощи этой системы, заполнив небольшую форму, можно проверить достоверность карты, введя уникальный номер из 21 цифры.
Это поможет защитить от мошенников в первую очередь страховую компанию, которая выдает водителю страховой полис ОСАГО, а также самого собственника транспортного средства, желающего удостовериться в подлинности выданного ему документа.
Диагностическая карта на автомобиль для ОСАГО будет содержать сведения об организации или частном эксперте, проводившем осмотр. Это позволит страховой компании проверить наличие разрешительных документов у эксперта (они должны быть членами СРО).
Планируя продлить страховой полис ОСАГО, заранее позаботьтесь о наличии диагностической карты. Диагностическая карта для ОСАГО официально подтверждает отсутствие технических неполадок в автомобиле, создающих угрозу безопасности. Застраховать машину без ДК в большинстве случаев невозможно. Зачем рисковать и ездить без страховки, если можно быстро и без особых проблем заказать этот документ даже через интернет? Если вы не знаете, как это правильно сделать, обратитесь за помощью к нашим специалистам.
ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу
В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-2019 Федеральным законом 161-ФЗ было позволено в период с 1 марта 2020 по 30 сентября 2020 заключать договор ОСАГО без фактического предоставления диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства. При этом, если ДК для заключения договора ОСАГО на данное ТС требовалась – то страхователь обязан предоставить ее страховщику в течение 1 месяца со дня снятия ограничений в его субъекте РФ, но не позднее 31 октября 2020.
Если ДК не предоставлена в установленный срок – то виновнику ДТП не предоставившему карту будет выставлен регресс в случае ДТП (то есть страховая компания произведет возмещение потерпевшему, но потом виновник обязан будет возместить страховой компании размер осуществленного страхового возмещения).
- Особенности прохождения техосмотра
- Документы для прохождения ТО
- Периодичность прохождения техосмотра
- В этом году действует единая автоматизированная информационная система для техосмотра (ЕАИСТО), где будут храниться все сведения о результатах диагностики.
- Технический осмотр ТС следует пройти в течение периода действия карты, которая выдается на два года.
- Если при ТО обнаружатся неисправности, водителю нужно будет в течение 20 дней пройти повторный техосмотр. Но уже не полный, а той части, которая не соответствовала требованиям для допуска к дорожному движению. Если привезти на станцию авто позже указанного срока, придется пройти полный ТО.
- паспорт гражданина РФ;
- доверенность, если обращается не владелец машины;
- водительское удостоверение;
- паспорт транспортного средства.
С 2 апреля 2020 года были изменены сроки прохождения ТО, теперь ТО необходимо проходить: Для категорий «А» и «В» (т.е. мотоциклы, легковые (кроме такси), грузовые до 3500 кг полной массы):
- до 4 лет с года выпуска – не требуется
- с 4 до 10 лет с года выпуска – 1 раз в 2 года
- более 10 лет с года выпуска – раз в год
Для категорий «С», «D» (не зависимо от цели использования) и «В» с целью использования «Такси» и «Обучение вождению»:
- До 5 лет с года выпуска – 1 раз в год
- более 5 лет с года выпуска – 1 раз в 6 месяцев
Тракторы, самоходные машины, с количеством посадочных мест 8 или менее:
- 1 раз в год начиная не зависимо от выпуска, то есть до первой постановки на учет, сразу после покупки.
Однако сейчас все опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что на этот раз всё серьезно.
— Нет, это не «вброс», а вполне реалистичный сценарий, — уверен руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. — Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения — это специальный орган, через который проходят все изменения законов для автомобилистов, и, с точки зрения аппаратного веса, это достаточно весомый аргумент в пользу того, что анонсированный законопроект будет принят. Вся история законотворчества в России говорит о том, что такие инициативы реализуются.
С этим мнением согласен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов:
— Серьезность этой инициативы очевидна, так как выдвинула ее крупнейшая партия, а поддержало правительство, и я уверен, что её реализуют.
Директор федеральной сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов называет новость шокирующей, но также считает, что решение о формате техосмотра уже принято:
Конкретики пока мало, но кое-что известно. Техосмотр для коммерческого транспорта (автобусы, такси, грузовые машины) остается обязательным, поскольку это требование прописано в международной конвенции о дорожном движении (Венская конвенция 1968 года).
Для частного транспорта обязательный периодический техосмотр отменяется, и делать его нужно будет лишь при смене собственника для автомобилей и мотоциклов в возрасте старше четырех лет. Эксперты, кстати, отмечают парадоксальность такого подхода, потому что одни автомобили не будут посещать пункты ТО десятилетиями, а другие (при частой смене владельца) — по несколько раз в год.
Неясной остается судьба «ежедневного» автоматического штрафа в 2000 рублей, который вступает в силу с 1 марта 2022 года.
— Думаю, что штраф останется, — считает Петр Шкуматов. — Техосмотр ведь не отменяется полностью и остается обязательным для ряда категорий транспорта, поэтому не вижу причины, почему бы штраф отменили.
1 марта 2021 года изменен порядок технического осмотра транспортных средств
Диагностические карты играли еще одну важную роль — по ним можно было узнать примерный пробег автомобиля. Представитель одного из ведущих сервисов по выявлению «скрученного» пробега и определению истории автомобиля отмечает, что качество данных из-за уменьшения количества поступающей информации не упадет.
«Мы приветствуем изменение: главное — это упрощение жизни автовладельцев. «Автотека» как сервис не пострадает, данные поступают из сотен источников, для нас данные из диагностических карт некритичны. Данные по пробегу получаем уже от половины официальных дилеров России, производителей и СТО», — комментирует директор «Автотеки» Вадим Иванов.
Автомобилистов также волнует недавно анонсированный штраф за отсутствие диагностических карт, который должен вступить в силу с марта следующего года.
«Если законопроект примут, скорее всего, будут пересматривать КоАП. Понятное дело, штрафы для коммерческого транспорта и такси останутся в силе, и, скорее всего, камеры будут отслеживать именно их, но на гражданский транспорт штрафы, видимо, не будут распространяться», — отмечает Юлия Каблинова.
Технические осмотры, как и многие другие процедуры в России, переводятся на цифровые рельсы. Создается единая информационная автоматизированная система СТО – ЕАИСТО. Особенности ее функционирования таковы, что обойти ее всяким дельцам, которые раньше «грели руки» на ТО, практически невозможно.
В нее вносятся фотографии до и после ТО (при въезде на СТО и выезде с него) с указанием координат, а также данные о диагностике ТС, не зависимо от того, прошло оно осмотр с выдачей диагностической карты или с замечаниями. К этой базе данных имеют доступ граждане, сотрудники ГИБДД и страховых компаний. Получить полис ОСАГО на автомобиль, не прошедший диагностику, будет невозможно.
Диагностическая карта существует теперь в электронном виде, но по желанию водителя ему может бесплатно выдаваться бумажный экземпляр. Кроме цифровизации вступят в силу и другие обстоятельства. Основные изменения в техосмотр с 1 октября 2021 года выглядят так:
- введение электронных диагностических карт;
- аккредитация СТО;
- фотофиксация состояния автомобиля;
- изменение периодичности прохождения ТО;
- изменение стоимости техосмотра;
- введение новых штрафов;
- возможность предъявления другого документа кроме ПТС или свидетельства о регистрации ТС.
Приостановленная из-за пандемии процедура обязательного ТО возобновляется с 1 октября 2021. Тем, кто приобрел ОСАГО в период «моратория» на ТО и без предъявления диагностической карты, на ее получение дается месяц – с 1 по 31 октября.
Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи, начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.
Подписать карту усиленной, квалифицированной электронно-цифровой подписью может только технический эксперт, проводивший диагностику.
Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.
Они имеют право аннулировать диагностическую карту:
- если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
- если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.
Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.
В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:
- если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
- если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.
Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:
- если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
- если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.
Продление срока действия распространяется на ТС:
- легковые автомобили,
- мотоциклы,
- грузовые автомобили,
- автобусы.
Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.
Внимание! Техосмотр можно пройти заранее, все аккредитованные станции ТО уже работают по новым правилам.
Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.
Новыми правилами прохождения техосмотра предусмотрена следующая периодичность его проведения:
- для ТС категории “B” техосмотр нового автомобиля возрастом до 4 лет не нужен;
- для легковых ТС, грузовых до 3,5 т., прицепов, полуприцепов и мотоциклов возрастом от 4 до 10 лет техосмотр проводится раз в 2 года; если они старше 10 лет – ежегодно;
- для такси, автобусов, грузовиков, предназначенных для перевозки пассажиров, а также для грузовых ТС грузоподъемностью свыше 3,5 т., автомобилей со спец. сигналами и учебных автомобилей не старше 5 лет техосмотр проводится ежегодно; если эти ТС старше 5 лет, то проходить ТО следует раз в полгода:
- если автомобили и прицепы предназначены для перевозки опасных грузов, они должны проходить техосмотр тоже раз в полгода.
Не изменилось положение закона о том, что виновник ДТП без диагностической карты может получить регрессный иск от страховой компании, выплатившей возмещение пострадавшему.
Цена техосмотра будет формироваться как стоимость услуги на рынке конкретного региона. Возможно законодательное введение минимальных и максимальных расценок. Стоимость будет формироваться в зависимости:
- от типа ТС,
- от региона СТО.
Примерная стоимость техосмотра легкового автомобиля может варьироваться от 300 до 700 рублей, грузового – от 600 до 1000 рублей. Точную цену можно узнать, позвонив в выбранную станцию ТО или зайдя на ее сайт.
Оплата госпошлины за техосмотр отменена. Средства за ТО переводятся непосредственно СТО. Оплату можно произвести через отделение бака, платежные терминалы или через интернет. Некоторые организации принимают наличные в кассе.
Внимание! Оплата техосмотра теперь производится только заранее.
На 2 тысячи рублей будут штрафовать автовладельцев:
- без диагностической карты;
- с картой, которой нет в ЕАИСТО.
Фиксация нарушения будет осуществляться:
- сотрудниками ГИБДД,
- камерами.
И при автоматической фиксации, и при осмотре сотрудниками ГИБДД будет осуществляться сверка наличия в базе данных диагностической карты по государственному номеру автомобиля.
Нарушителю не может быть выписан штраф более чем 1 раз в сутки.
Для станций ТО, нарушающих регламент прохождения осмотра и выдачи диагностических карт, предусматриваются штрафы от 5 до 300 тысяч рублей.
Компанию, не аккредитованную в РСА, выдавшую диагностическую карту, ожидает уголовная ответственность.
Если водитель сознательно купит диагностическую карту в неавторизованном сервисе, его деяние попадет под ч.1 ст. 327 УК РФ, по которой наступает ответственность, влекущая наказание, связанное с лишением свободы до двух лет или ч. 5 указанной статьи (наказание в виде ареста до 6 месяцев).
По новому закону, продажа полисов «автогражданки» осуществляется независимо от различных факторов, включая прохождение ТО, и есть ли у владельца авто диагностическая карта 2021, так как это является публичным договором. Документ подписан законодателями 9.06.2021 г, и вступает в действие с 22.08.2021 года. До этого времени, на территории РФ действовали положения, прописанные законами No40-Ф3 («об автогражданке») и No196-Ф3 («О Безопасности дорожного движения»).
Российских автомобилистов освобождают от техосмотра. Почему?
Учитывая, что по новому законодательству, техосмотр для получения ОСАГО 2021 для многих автолюбителей не нужен, расслабляться особенно не стоит. Так как правительство просто решило пока только перенести сроки вступления в силу измененных правил прохождения данной процедуры. Согласно последним, процесс проведения ТО, будет полностью оцифрован, с обязательным внесением фото въезда и выезда на СТО, данных о прохождении техосмотра, несмотря на результат, а также указанием всех выявленных неисправностях, на устранение которых дается 20 дней.
Проводить ТО смогут только аккредитованные станции техобслуживания (включая и мобильные пункты) имеющие все необходимое оснащение. Продлили техосмотр, как раз для того, чтобы полностью подготовить материально-техническую базу, и обеспечить необходимое количество центров проведения ТО. Ожидается, что благодаря всем изменениям, получить рабочую диагностическую карту нелегально или купить онлайн станет невозможным.
До вступления в силу, всех нововведений, владельцы мотоциклов и легковых машин (кроме такси и возрастом от 4-х лет) проходить плановый техосмотр для приобретения «автогражданки» не обязаны. Поэтому выплаты по ОСАГО без техосмотра в 2021, должны осуществляться в полном объеме.
- Техосмотр грузовых автомобилей проводится со следующей периодичностью:
- Автомобили первой категории, имеющие массу в пределах 3500 кг: в два года один раз, если прошло 4 года с момента выпуска транспортного средства.
- Автомобили второй категории (массой 3,5-12 тонн) и третьей категории (массой более 12 тонн): в год один раз.
- Автомобили, перевозящие опасные грузы: через каждые полгода.
Сроки продления диагностических карт также действуют для всех видов грузовых автомобилей до 1 октября 2021 года.
На мотоциклы устанавливаются такие же сроки для прохождения техосмотра, как и для автомобилей. Но на основании действующих законодательных актов, диагностические карты для мотоциклов тоже продляются.
Техосмотр мотоцикла возрастом 3-7 лет, обязательно проводится в два года один раз. Если мотоциклу более 7 лет, то нужно проходить ТО ежегодно.
Владельцу подержанного автомобиля, чтобы поставить его на учёт, необходимо предоставить в ГИБДД соответствующие документы:
- Документ, определяющий право собственности.
- Договор о купле-продаже.
- Паспорт на транспортное средство.
- Договор ОСАГО.
Диагностическая карта является основанием для оформления договора ОСАГО. Но с 22 августа его можно оформить без ТО. Действие диагностической карты, оформленной 1.02 по 30.09., продлено до 1.10.2021 г. Договор ОСАГО оформляется в электронном виде и отправляется в базу инспекции безопасности движения. Его не нужно предоставлять на бумажном носителе.
Заявление на регистрацию автомобиля можно оформить на Госуслугах.
Если на лобовом стекле есть трещина, возможно ли пройти техосмотр?
- Для хорошего обзора дороги допускаются мелкие трещины. Если же на лобовом стекле имеются трещины, превышающие десять сантиметров на стороне водителя, то в этом случае, не разрешается ездить. Наличие же таких трещин на стороне пассажира допускается.
Если нахожусь в другом регионе, то могу ли там пройти технический осмотр?
- Можете пройти в любых пунктах, которые имеют аккредитацию при РСА. Список и местонахождение всех пунктов технического осмотра, можно посмотреть на сайте Российского Союза страховщиков.
С какой периодичностью нужно проходить ТО, если возраст машины 6 лет?
- В два года 1 раз.