Обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

  • Подача заявки
  • Поиск аукционов
  • Оценка аукционной документации
  • Предоставление электронно-цифровой подписи
  • Аккредитация на торговых площадках
  • Предоставление рабочего места для участия в торгах
  • Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
  • Подача жалобы в ФАС
  • Запрос на разъяснение положений аукционной документации
  • Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта

Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.

Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.

Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.

Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Чем грозит непредоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в срок?

Если предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не состоялось в срок, статья закона гласит, что подрядчик, совершивший подобное деяние, будет считаться отказавшимся от подписания соглашения. Ему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Дальнейшую участь нерадивого подрядчика будет определять Федеральная антимонопольная служба РФ. Чаще всего организацию добавляют в список недобросовестных поставщиков и лишают ее обеспечения исполнения контракта. Бывают случаи, когда подрядчику удается доказать, что обвинения были выдвинуты несправедливо. Тогда компания может отделаться предупреждением. Но надеяться на такой исход событий не стоит, т. к. ФАС может посчитать доказательства невиновности неполными. И тогда карательных мер не избежать.

Чтобы не сталкиваться с нарушениями условий контракта, подрядчику нужно учитывать следующие моменты:

  • Во-первых, необходимо грамотно планировать свое время. Этап, следующий за завершением аукциона, — обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Для победителя тендера это первоочередная задача, решение которой нельзя откладывать. Особенно, если выбирается банковская гарантия.
  • Во-вторых, нужно помнить, что на оформление банковского поручительства требуется несколько дней.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (статья 96, ч. 4) вносится исключительно победителем тендера. Закон гласит, что посредники в этом деле не допускаются.

При возникновении критической ситуации, когда не хватает одного-двух дней на то, чтобы предоставить обеспечение, можно воспользоваться следующим приемом. Подрядчик в последние часы срока подписания контракта имеет право отправить заказчику протокол согласования разногласий. Он не должен содержать весомые замечания. В протоколе можно указать, например, что заказчик не указал почтовый индекс или дополнительный телефон контакта. Госкомпания обязана будет рассмотреть документ, а у подрядчика появится несколько дней на то, чтобы завершить подготовку обеспечения.

Можно ли частично вернуть обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ?

Часть 7 ст. 96 44-ФЗ гласит, что в процессе выполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик имеет право предоставить госкомпании обеспечение, уменьшенное на размер выполненных работ. При этом способ предоставления гарантии также может быть изменен.

Дополняет закон письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2015 № Д28и-593, которое говорит, что объём выполненных работ, на основании которого происходит сокращение суммы обязательства, должен быть подтвержден документально.

С 01.07.2019 произошли некоторые изменения в 44-ФЗ по обеспечению исполнения контракта. Так, начиная с указанной даты, госкомпании больше не могут самостоятельно устанавливать период действия банковского поручительства, оформленного как обеспечение. Теперь это право перешло к участникам закупки (ч.3 ст. 96 44-ФЗ). При этом срок действия банковского поручительства должен быть больше периода исполнения контракта не менее чем на один месяц.

Ч. 30 ст. 34 44-ФЗ говорит о том, что во все договоры, по которым нужно оформлять обеспечение, должен быть включён пункт, обязывающий подрядчика предоставить новую гарантию в случае, если у банка, давшего свое поручительство на этапе оформления договора, отозвали лицензию. На предоставление заказчику новой гарантии дается один месяц со дня получения поставщиком соответствующего требования.

При этом нужно помнить, что величина предоставляемых гарантий может быть уменьшена, если часть работ, перечисленных в соглашении, уже выполнена, а за каждый день просрочки выполнения данного обязательства начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки.

Обеспечение исполнения контракта — этап, идущий после подведения итогов электронного аукциона, конкурса и других видов госзакупок. Победитель уже определен. Одновременно с заключением контракта нужно предоставить заказчику доказательство благонадежности.

Требования к предоставлению обеспечения исполнения государственного контракта установлены 96 статьей Федерального закона 44-ФЗ. Государственный заказчик может установить обеспечение исполнения контракта, если начальная контракта менее 500 тыс. рублей, о чем сообщает в извещении к аукциону или конкурсу.

Госзаказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, если начальная цена контракта выше 500 тыс. рублей.

Первый способ внести обеспечение контракта по 44-ФЗ – это денежное обеспечение путем перевода средств на расчетный счет заказчика. Если необходимой суммы (иногда десятков миллионов рублей) у победителя конкурса, нет, то можно получить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта, а затем предоставить ее заказчику.

В 2016 году обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ было внесено поставщиками в 41% контрактов на сумму 446 млрд. руб.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в размере от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит обеспечение контракта после выигрыша в тендере перед его подписанием.

Если начальная цена превышает 50 млн. рублей, то нижний порог обеспечения повышается до 10%, а верхний остается на уровне 30%. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком и прописывается в документации закупки.

Верхний порог обеспечения может быть увеличен в 1,5 раза, до 45% от начальной цены, если применяются антидемпинговые меры.

Это когда снижение цены в ходе электронных торгов превысило 25%. При сильном демпинге размер обеспечения контракта может превысить всю стоимость контракта, поскольку рассчитывается от максимальной цены.

В таком случае поставщик вряд ли готов отправить заказчику больше денежных средств, чем он получит по факту исполнения контракта. Намного выгоднее купить банковскую гарантию.

Если по договору заказчик должен выплатить поставщику аванс, то в соответствии с ФЗ-44 размер обеспечения исполнения контракта установлен не менее суммы аванса.

Но, как быть если размер аванса 30% от начальной (максимальной) цены контракта или больше. В таком случае сумма обеспечения увеличивается и должна соответствовать размеру аванса. И опять на помощь приходит банковская гарантия по 44-ФЗ, спасая организацию, победившую на аукционе, от перевода этой колоссальной суммы средств.

Обеспечение заявки и исполнения контракта

Как происходит возврат денежных средств. Когда обязательства по контракту полностью выполнены и заказчик не имеет претензий к исполнителю, ему (заказчику) необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта.

Законодательно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому этот пункт необходимо прописывать в контракте.

Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.

Обеспечения исполнения тоже можно выполнить только двумя способами: либо залогом денежных средств на депозит заказчика, либо получение банковской гарантии. В этом два обеспечения, о которых идёт речь, схожи.

Сумму обеспечения исполнения контракта заказчик обычно выставляет от 5% до 30% от НМЦК — начальной максимальной цены контракта. В исключительных случаях она может составлять и 50%, и даже 100%. Сумма гарантийного обеспечения, напомним, не будет больше 10% от НМЦК.

Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в момент поставки товара. В этом ещё одно различие этих двух обеспечений.

Стоит также упомянуть, что заказчик может выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению.

С 1 июля 2020 года выставление требования по обеспечению гарантийных обязательств это право заказчика, а не его обязанность. Однако в некоторых случаях он должен выставлять требование по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств.

Важно: требование должно быть утверждено в извещении о проведении закупки, соответствующей документации, проекте контракта или приглашении для поставщика. Если такое условия поставлено не было, впоследствии заказчик не может потребовать от исполнителя это обеспечение. При этом в документе должны быть прописаны обязательства, которые предоставляет поставщик.

По закону заказчик выставляет требования в обязательном порядке, если осуществляет закупку машин или оборудования. При этом он устанавливает гарантийный срок товара, требования к качеству, объёму и гарантийному обслуживанию. Если это предусмотрено технической документацией, то требования устанавливаются также к осуществлению монтажа и наладки этого товара.

Во всех остальных случаях заказчик может не устанавливать вышеуказанные требования.

Электронный документооборот — обязательный атрибут любого бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть исключительно в электронном виде. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для организации внутреннего и внешнего юридически значимого электронного документооборота.

Подробнее опишем, как поставщик может выполнить требование заказчика, и как долго будет действовать гарантия в каждом случае.

Способ 1 — перевод средств на счёт заказчика. Переведённые средства замораживаются и возвращаются на счёт максимум в течение 30-ти дней с момента окончания исполнения обязательств. А если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, то заказчик должен вернуть деньги в течение 15 дней.

Способ 2 — использование банковской гарантии. Поставщик может воспользоваться банковской гарантией, тогда ему не придётся вносить собственные средства. Срок гарантии от банка обязательно должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств, установленный договором, не менее, чем на один месяц.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Напомним, особенности проведения закупок у единственного поставщика установлены в ст. 93 Закона № 44‑ФЗ. В частности, в п. 1 этой статьи перечислены случаи, когда такая закупка возможна. В нее внесены значительные последние изменения в 44 фз 2020:

1) пп. 9 изложен в новой редакции, согласно которой с 01.04.2020 закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может проводиться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, оказания гуманитарной помощи.

При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно (пп. 9 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ в редакции Закона № 98‑ФЗ).

Как видим, к списку оснований для проведения такой закупки добавили введение режима повышенной готовности для предупреждения ЧС. Кроме того, убрали привязку к Перечню товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765‑р. То есть этот документ фактически утратил силу.

Получается, что в случае отмены ст. 80 – 82 Закона № 44‑ФЗ при возникновении ситуаций, описанных в них, и выборе алгоритма действий для закупок в этих условиях следует руководствоваться ст. 93 Закона № 44‑ФЗ;

2) с 01.04.2020 закупка у единственного поставщика возможна при осуществлении закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящей нормой, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны (пп. 56 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, введенный Законом № 98‑ФЗ);

3) изменилось еще одно условие заключения контракта у единственного поставщика. Согласно Закону № 124‑ФЗ с 24.04.2020 закупки можно осуществлять на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (ранее – 300 тыс. руб.). При этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн руб. или 10 % (ранее – 5 %) совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ в редакции Закона № 124‑ФЗ).

Начало осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме на сумму, не превышающую 3 млн руб., с 1 июля 2020 года переносится на 1 октября 2020 года (Федеральный закон от 27.12.2019 № 449‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Закона № 124‑ФЗ (комментарий к данному документу до внесения в него поправок Законом № 124‑ФЗ был приведен в статье Л. Романовой «Изменения в Законе о контрактной системе с 01.07.2020», № 3, 2020)).

Правительственный перечень. Согласно ст. 16 Закона № 98‑ФЗ в период до 31 декабря 2020 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Законом № 124‑ФЗ в ст. 96 Закона № 44‑ФЗ внесены последние изменения в 44 фз 2020, которые вступят в силу 01.07.2020.

Как и прежде, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Но с 01.07.2020 не надо будет указывать в этой документации в обязательном порядке обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 33 Закона № 44‑ФЗ. Теперь это право заказчика. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 1 в новой редакции, новый п. 2.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

В связи с этим п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ изложен в новой редакции и введены новые пп. 6.1, 6.2, 6.3.

Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, его размер может составлять от 1/2 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 6.1 и 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ. При этом если (п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ):

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в сумме аванса, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ;

2) аванс превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в сумме аванса;

3) в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом п. 1.1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Пунктом 6.1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ определено, что если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в сумме до 10 % начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ).

Согласно п. 6.2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с п. 6 и 6.1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ от цены, по которой заключается контракт.

В пункте 6.3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ закреплено: если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44 фз с учетом положений ст. 37 Закона № 44‑ФЗ, в которой установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Положения п. 1, 2.2, 6 – 6.3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в редакции Закона № 124‑ФЗ по соглашению сторон применяются к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020 (п. 4 ст. 5 Закона № 124‑ФЗ).

Постановлением № 630 внесено несколько дополнений в Постановление № 1803[6]. В частности, одним из них установлено право главных распорядителей средств федерального бюджета как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им получателей предусматривать в заключаемых ими в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) авансовые платежи в размере, не превышающем 50 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на указанные цели на соответствующий финансовый год, если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких договоров (государственных контрактов) не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (п. 5(1) Постановления № 1803).

Кроме того, Постановлением № 630 приостановлено по 31 декабря 2020 года включительно действие некоторых норм Постановления № 1496[7], которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта):

  • о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18);
  • о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключаемого на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 % суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б» п. 18).

Также приостановлено действие п. 20 Постановления № 1496 на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.


[1] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

[3] «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[5] «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443».

[6] Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

[7] Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.

Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].

Обеспечение может быть предоставлено двумя способами: переводом средств на счет заказчика и путем предоставления гарантии банка, подтверждающей, что тот готов покрыть риски заказчика в случае срыва исполнения контракта. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Перевести собственные деньги на счет заказчика — легко и просто, но не всегда их удобно выводить из оборота. В этом случае можно взять тендерный кредит или тендерный заём. Банковская гарантия может обойтись дешевле, но ее сложнее оформлять: потребуется время на проверку всех документов и принятие решения банком.

Это интересно!
Если победитель конкурса в срок подписал контракт и начал работы по нему, то по ходу исполнения контракта обеспечение может быть уменьшено в соответствии с размером уже выполненных обязательств. Это имеет смысл, например, после приемки заказчиком результатов очередного этапа работ. Кроме того, есть возможность замены способа обеспечения контракта: например, можно высвободить собственные средства и предоставить на остаток суммы обеспечения банковскую гарантию.

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Перевести можно как собственные средства компании, так и заемные. Это не влияет ни на решение заказчика, ни на репутацию участника тендера.

Перевод оборотных средств компании

Если в обороте компании достаточно денег для внесения обеспечения, это можно сделать с помощью обычного платежного поручения на счет заказчика, указанный в договоре[2]. Контракт будет считаться обеспеченным после поступления денег заказчику (обычно в течение трех банковских дней с момента перевода). Обычно заказчик обязан вернуть эти средства подрядчику на его счет после исполнения основного обязательства по контракту. Однако в контракте может быть предусмотрено специальное условие, что обеспечение будет возвращено только после окончания срока действия гарантийных обязательств. Сроки возврата обеспечения прописываются в договоре[3].

Банковская гарантия — это документ, подтверждающий, что банк берет на себя обязательства по возмещению убытков заказчика при невыполнении подрядчиком контракта. За услуги по оформлению гарантии банк взимает с подрядчика небольшую комиссию. Актуальный перечень банков, имеющих право на выдачу гарантий, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Номер расчетного счета банка для получения доходов от выпущенных банковских гарантий всегда начинается с 706. В среднем комиссия составляет 1,5–6% от суммы гарантии[6].

Так как комиссии и сроки выдачи гарантий у каждого банка свои, стоит сравнить разные предложения. Чтобы ускорить процесс получения гарантии, можно обратиться в брокерскую контору, где расскажут об условиях разных банков и помогут правильно подготовить пакет документов для подачи заявки.

В выдаче гарантии может быть отказано, если заявитель не соответствует требованиям банка или значится в реестре недобросовестных поставщиков.

Оригинал документа получает лично в банке представитель компании, который должен удостовериться в подлинности выданной гарантии и правильности ее оформления. В тексте гарантии должна содержаться сумма, подлежащая уплате заказчику, обязательства подрядчика по контракту, срок действия гарантии (рассчитывается как срок действия контракта + 1 месяц), обязанность банка уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки выплаты. Исполнением обязательств банка является фактическое поступление денег на счет заказчика в случае неисполнения контракта. Гарантия после ее выдачи должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Если этого сделано не будет, заказчик вправе отказаться ее принимать. На рассмотрение гарантии заказчику дается трехдневный срок, после чего он должен уведомить подрядчика, принята она или нет. Предоставив недостоверную гарантию, подрядчик может лишиться контракта и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчику передается оригинал гарантии, который хранится у него в течение всего срока ее действия. У компании-исполнителя останется соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Получение гарантии включает в себя следующие этапы:

  • подача заявки (анкета + пакет документов);
  • рассмотрение заявки банком и уведомление о принятом решении;
  • подписание соглашения о выдаче банковской гарантии, в котором будут указаны условия оплаты услуг банка;
  • выдача гарантии.

Об этом мы спросили представителя крупной консалтинговой компании КСК групп Андрея Тюрина и получили такой комментарий:

«Быстро и одновременно выгодно привлечь финансирование для обеспечения заключения госконтракта — весьма непростая задача. Хотя на сегодняшний день многие банки предоставляют тендерный кредит или банковскую гарантию, их требования и условия, на которых предлагается финансирование, могут не всегда оказаться удобными для клиента.

К оформлению подобных банковских продуктов стоит подходить очень внимательно, поскольку залоговое обеспечение, процентные ставки, периодичность, размер и сроки возврата основного долга в различных банках могут значительно отличаться. Особенно это касается получения срочных тендерных кредитов и банковских гарантий.

Так, компания КСК групп уже почти четверть века оказывает помощь крупному и среднему бизнесу в привлечении финансирования. Среди услуг компании как консультирование по анализу кредитных предложений, так и полноценное содействие в получении тендерного кредита либо банковской гарантии. В случае когда клиент, которому необходимо содействие в получении того или иного банковского продукта, обращается к нашим специалистам, он может не сомневаться, что задача будет решена оперативно и на приемлемых для него условиях.

Работа КСК групп состоит из нескольких этапов. Первоначально проводится скрининг компании-клиента и просчитываются все нюансы, позволяющие минимизировать риски. Благодаря подробному согласованию финансового положения клиента и требований различных банков удается подобрать банк, состоящий в реестре Минфина и удовлетворяющий запросам заказчика. Обычно соответствующий банк подбирается из числа доверенных банков-партнеров, с которыми КСК групп сотрудничает не первый год.

Составляется заявка, которая во всех деталях учитывает требования кредитной организации. Затем мы берем на себя согласование условий сделки, в процессе которого нашими экспертами обговариваются все возможные варианты сроков, процентных ставок, предоставления обеспечения. В некоторых случаях удается договориться о получении банковской гарантии или тендерного кредита без залога. Также получение лучших условий достигается благодаря тому, что КСК групп, длительное время работая в данной сфере, имеет возможность проводить согласование непосредственно с руководством банка. Именно поэтому удается в кратчайшие сроки структурировать сделку, после чего положительный ответ на кредитном комитете банка становится решенным делом.

Таким образом, при оформлении банковской гарантии или тендерного кредита при содействии КСК групп компания-подрядчик не только получает необходимое финансирование, но и экономит на процентах по кредиту, который будет предоставлен на более привлекательных условиях, чем в среднем по рынку.

Важным моментом работы КСК групп является и такое преимущество, как оперативность решения вопросов: наши специалисты всегда укладываются в сроки, которые берут на себя».

Серьезность своих намерений бороться за контракт поставщики должны подтвердить внесением обеспечения заявки. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.

Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия. В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.

Участник, который одержал победу в закупке, перед заключением контракта обязан внести обеспечение его исполнения. Это тоже страховка для заказчика, но теперь уже от того, что поставщик не исполнит условия контракта или сделает это ненадлежащим образом. Что касается формы обеспечения исполнения контракта, то это могут быть денежные средства или банковская гарантия.

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос – сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта – обратимся к Федеральному закону №44.

Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:

«4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».

В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта.

Банковская гарантия – отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.

Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.

  • Письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-08/81648 «О предоставлении обеспечения исполнения контракта, в том числе в форме банковской гарантии, победителем электронной процедуры»
  • Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-03-06/79662 «Об определении размера обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению»
  • Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 24-03-08/76532 «О реализации права заказчика на получение денежных средств по банковской гарантии и на их бесспорное списание со счета гаранта в рамках обеспечения исполнения контракта»
  • Письмо Минфина России от 05.02.2020 № 24-03-07/7566 «Об изменении срока действия контракта и предоставлении обеспечения исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • Письмо Минфина России от 07.02.2020 № 24-03-08/7987 «О предоставлении участником закупки информации о заключенных и исполненных контрактах в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта»

Исполнение контракта в рамках 44-ФЗ накладывает определенные требования, которые подлежат к исполнению, в противном случае выполнение контракта будет признано ненадлежащим. Законодательная база устанавливает ряд обязательств как для поставщика так и для Заказчика. Для Исполнителя:

1. Своевременно предоставить достоверные сведения о процессе исполнения условий контракта. Субъект должен, в том числе, сообщить о сложностях, возникших у него в ходе осуществления оговоренных действий.

2. Предоставить результаты производства работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный соглашением период.
Для Заказчика:

  • На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств.
  • Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.

Изменения в государственных закупках

  • При аренде нежилого сооружения/помещения для обеспечения региональных, федеральных или муниципальных нужд, а также заказчиком, ведущим деятельность за рубежом.
  • Если в качестве результата выполненной работы, предусмотренной договором, выступает проектная документация на объект капстроительства либо итоги инженерных изысканий, подвергнутые или не подвергнутые госэкспертизе, если она является обязательной, согласно законодательству.
  • Предоставления гарантии банка, соответствующей требованиям 45 статьи Закона. Внесение денег на счет, указанный заказчиком. На этом р/с должны учитываться операции со всеми средствами, которые ему поступают.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ является обязательным. Без предоставления гарантии или внесения средств договор будет считаться незаключенным. Соответствующие положения закрепляет 96 статья нормативного акта.

Испытываете сложности с участием в торгах?

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

При подаче заявки на участие в электронном аукционе либо конкурсе каждый из участников обязан внести обеспечительный платеж, а установить сумму такого платежа – обязанность каждого заказчика. Что касается размера обеспечения, то он устанавливается заказчиком, причем диапазон составляет 0,5- 5% от начальной (максимальной) контрактной цены. Например, если заказчику нужно приобрести картриджи для оргтехники на сумму 600,0 тыс. рублей, то сумма, которая необходима для обеспечения заявки, а также участия в электронном аукционе, составит 30,0 тыс. рублей, или 5,0%.

Требование обеспечения заявок относится ко всем участникам без исключения. Его целью является возмещение потерь муниципальных и государственных заказчиков в случае, если участником подается заявка, он побеждает в тендере, но уклоняется от заключения государственного контракта. В подобном случае обеспечение по заявке остается в качестве компенсации у заказчика.

Отдельно скажем об обеспечении заявок при проведении электронных аукционов. Для подобного вида торгов законом предусмотрено несколько способов обеспечения заявки.

  • В общем случае сумма обеспечения составит 0,5-5 % от начальной (максимальной) контрактной цены (на практике заказчиками, как правило, устанавливается 5,0%).
  • При проведении аукционов, имеющих начальную (максимальную) цену не больше 3,0 млн. рублей, сумма обеспечения не должна превышать 1,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.
  • При проведении аукционов для СМП сумма обеспечения не должна превышать 2,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации. Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ. Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки. Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Если участник не получил право на заключение контракта (не выиграл торги), то сумму обеспечения заявки он получит обратно. Возврат обеспечения проводится также в других случаях: если участник отозвал заявку, при отмене закупки, если по результатам рассмотрения закупочной комиссией заявка была отклонена. Для возврата обеспечения установлены определенные сроки: для конкурсов – пять рабочих дней, а для электронных аукционов – один рабочий день с того момента, когда наступило событие, явившееся основанием для возврата обеспечения.

Помимо платежа в целях обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж, который бы обеспечивал исполнение контракта. Это обязаны делать только те, кто получил право заключить контракт. Наряду с подписанным государственным контрактом поставщик должен предоставить заказчику предусмотренное обеспечение.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он зависит от суммы:

  • при цене контракта, которая меньше либо равна 50,0 млн. рублей, – 5-30 % от начальной (максимальной) контрактной цены;
  • при цене контракта, которая превышает 50,0 млн. рублей, – 10-30% от начальной (максимальной) контрактной цены.

Обязанности по установлению размера обеспечения для исполнения контрактных обязательств возлагаются на заказчика, причем, как правило, речь идет о 30,0 % от суммы по контракту. Так, при заключении контракта на сумму 1,5 млн. руб. поставщик должен обеспечить перечисление на счет заказчика 450,0 тыс. рублей и «не вспоминать» об этой сумме до момента исполнения государственного контракта, то есть, пока заказчик убедится в соответствии поставленных товаров всем требованиям, установленным законодательством и оговоренным в государственном контракте условиям. Именно в этом заключается цель внесения обеспечения. При не исполнении поставщиком своих контрактных обязательств заказчик вправе оставить себе обеспечительную сумму в целях компенсации своих убытков, а также начисленных поставщику штрафов и пени. То есть, в обоих случаях (обеспечение контракта и обеспечение заявки) обеспечительный платеж – это гарантия соблюдения государственных интересов при проведении закупок.

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

К банковским гарантиям имеется ряд требований. В них должны содержаться конкретные условия, которые предусмотрены законом и установлены заказчиком (к примеру, срок действия, который должен превышать срок контракта более чем на месяц). Помимо этого, гарантии могут выдавать только банки, входящие в реестр кредитных организаций, уполномоченных Минфином РФ. Выдав гарантию, банк должен обеспечить размещение информации об этом в ЕИС не позднее одного рабочего дня. Потом заказчику нужно убедиться в соответствии гарантии всем предъявляемым к ней требованиям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]