Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к огнетушителям 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Правила дополнены разделами:
- применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения (раздел XXIII);
- применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях (раздел XXIV);
- порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов (приложение N 4 к новым правилам).
Обзор новых правил противопожарного режима
После окончания гарантированного срока эксплуатации покрытия можно не проводить повторную огнезащитную обработку, а провести испытания или обосновать расчетно-аналитическими методами, что обработанные конструкции и оборудование отвечают требованиям пожарной безопасности (п. 13 новых правил).
Правообладатель объекта защиты должен ежегодно и вплоть до замены проводить испытания средств пожарной безопасности и пожаротушения, отслуживших свой срок, если изготовитель не сообщил о возможности дальнейшего использования таких средств (п. 54 новых правил).
Указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения должны иметь светоотражающую поверхность либо снабжаться электричеством и работать как минимум в ночное время (п. 48 новых правил).
Поменяются нормы обеспечения огнетушителями. Так, помещения категорий А, Б, В1–В4, в которых может возникнуть пожар класса Е, потребуется обеспечить устройствами с рангом тушения (55В, С, Е). Все огнетушители должны быть безопасны для людей и имущества (приложение 1 к новым правилам).
Передвижными огнетушителями не потребуется оснащать здания и сооружения категории Д (п. 406 новых правил).
Огнетушители должны крепиться на высоте не более 1,5 метров до верха их корпуса (п. 409 новых правил). Текущие правила не уточняют как считается это расстояние.
Раз в год нужно будет проверять целостность покрывал для изоляции очага возгорания и делать об этом отметку в журнале (п. 412 новых правил).
Запрещено использовать подвальные и цокольные этажи (п. 8, пп. «б» п. 16 новых правил) для следующих целей:
- размещение производственных участков и мастерских;
- хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- организация детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий). Исключение — случай, когда такое размещение предусмотрено проектной документацией.
Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей (п. 18 новых правил). Такое же требование введут для чердачных помещений и технических этажей.
Если нет норматива, определяющего максимально допустимое количество людей в помещении, нужно исходить из расчета не более 1 человека на 1 кв. м (пп. «г» п. 22 новых правил).
На учениях придется отрабатывать эвакуацию не только персонала, но и посетителей (п. 9 новых правил).
Объекты с массовым пребыванием людей должны оснащаться ручными электрическими фонарями, а также СИЗ органов дыхания и зрения по тем же нормативам, что и объекты с круглосуточным пребыванием людей, — не менее 1 фонаря и 1 СИЗ на одного дежурного. Целостность СИЗ должна проверяться ежегодно (п. 30 новых правил).
Котельные, встроенные в здания объектов с массовым пребыванием людей или пристроенные к таким зданиям не допускается переводить с твердого топлива на жидкое или газообразное (п. 39 новых правил).
Нельзя отключать системы противопожарной защиты для обслуживания или ремонта, если то же время проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей (п. 55 новых правил).
Новые правила противопожарного режима в 2021 году
В новых правилах есть нюансы противопожарного режима на автоматических (безоператорных) АЗС. Установлено, что на таких АЗС мероприятия, которые проводятся при возникновении пожароопасной ситуации или пожара, должны осуществляться в автоматическом режиме или дистанционно (п. 390 новых правил).
На всех АЗС запрещается заправлять топливо в канистры и другую тару, в процессе наполнения которой может возникнуть искра (пп. «г» п. 385 новых правил).
У въезда на территорию стройплощадок должны размещаться схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (п. 71 новых правил).
По окончании рабочей смены запрещено оставлять внутри зданий или на их покрытиях горючий утеплитель, несмонтированные панели с ним, кровельные рулонные материалы (п. 322 новых правил).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее — объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
4. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения.
5. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 — 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы.
6. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.
Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 — 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации.
7. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.
8. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
9. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа.
10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.
11. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Объект защиты | Нормативный показатель | |
---|---|---|
автоматические установки пожаротушения | система пожарной сигнализации | |
1. Кабельные сооружения электростанций (за исключением частично закрытых кабельных галерей, прокладываемых снаружи зданий и сооружений) | независимо от площади сооружения | — |
2. Кабельные сооружения подстанций: | ||
2.1. напряжением 500 киловольт и выше | независимо от площади сооружения | — |
2.2. напряжением менее 500 киловольт | — | независимо от площади сооружения |
3. Кабельные сооружения подстанций глубокого ввода напряжением 110 — 220 киловольт с трансформаторами: | ||
3.1. мощностью 63 мегавольт-ампер и выше | независимо от площади сооружения | — |
3.2. мощностью менее 63 мегавольт-ампер | — | независимо от площади сооружения |
4. Кабельные сооружения промышленных и общественных зданий | объемом сооружения более 100 куб. метров | объемом сооружения менее 100 куб. метров |
5. Комбинированные тоннели производственных и общественных зданий при прокладке в них кабелей и проводов напряжением 220 вольт и выше: | ||
5.1. объемом сооружения более 100 куб. метров | 12 и более кабелей | от 5 до 12 кабелей |
5.2. объемом сооружения менее 100 куб. метров | — | 5 и более кабелей |
6. Кабельные тоннели и полностью закрытые галереи (в том числе комбинированные), прокладываемые между промышленными зданиями | — | объем сооружения 50 куб. метров и более |
7. Городские кабельные коллекторы и тоннели (в том числе комбинированные) | — | независимо от площади и объема сооружения |
8. Кабельные сооружения при прокладке в них маслонаполненных кабелей | — | независимо от площади сооружения |
9. Закрытые галереи, эстакады для транспортирования лесоматериалов | — | независимо от длины сооружения |
10. Пространства за подвесными потолками при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г2 — Г4, а также кабелей (проводов), не распространяющих горение, и с показателями пожарной опасности по пределу распространения горения кабельного изделия при групповой прокладке П1а, П1б, П2, П3 и П4, в том числе при их совместной прокладке: | ||
10.1. воздуховодов, трубопроводов или кабелей (проводов), в том числе при их совместной прокладке, с объемом горючей массы кабелей (проводов) | 7 и более литров на 1 метр кабельной линии | — |
10.2. кабелей (проводов), не распространяющих горение, с общим объемом горючей массы | — | от 1,5 литра до 7 литров на 1 метр кабельной линии |
11. Емкостные сооружения (резервуары) для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей | объемом 5000 куб. метров и более | — |
Объект защиты | Необходимость оборудования автоматическими установками пожаротушения |
---|---|
1. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей | оборудуются |
2. Сушильные камеры (кроме камер с влажностью внутреннего воздуха свыше 60 процентов при температуре свыше 24 0С) | оборудуются |
3. Циклоны (бункеры) для сбора горючих отходов | оборудуются |
4. Масляные силовые трансформаторы и реакторы: | |
4.1. напряжением 500 киловольт и выше | оборудуются независимо от мощности |
4.2. напряжением 220 — 330 киловольт и выше | оборудуются при мощности 200 мегавольт-ампер и выше |
4.3. напряжением 110 киловольт и выше, установленные у здания гидроэлектростанций, с единичной мощностью | оборудуются при мощности 63 мегавольт-ампер и выше |
4.4. напряжением 110 киловольт и выше, установленные в камерах закрытых подстанций глубокого ввода и в закрытых распределительных установках электростанций и подстанций | оборудуются при мощности 63 мегавольт-ампер и выше |
5. Испытательные станции передвижных электростанций и агрегатов с дизель- и бензоэлектрическими агрегатами, смонтированными на автомашинах и прицепах | оборудуются |
6. Стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в зданиях любого назначения | оборудуются |
7. Масляные емкости для закаливания | оборудуются при внутреннем объеме емкости 3 куб. метра и более |
Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
2. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
3. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.
Характеристика системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре | Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре | ||||
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Способы оповещения людей о пожаре: | |||||
звуковой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый: | |||||
звуковыми оповещателями пожарной тревоги, воспроизводящими специальный звуковой сигнал (сирену, тонированный сигнал и др.); | + | + | * | * | * |
речевыми пожарными оповещателями (громкоговорителями), транслирующими специальный текст; | — | — | + | + | + |
световой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый: | |||||
световыми пожарными оповещателями, подающими специальный мигающий световой сигнал; | * | * | * | * | * |
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком «Выход»; | * | + | + | + | + |
световыми пожарными оповещателями, указывающими направление движения людей к эвакуационному выходу; | — | * | * | + | * |
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком, указывающим направление движения людей к эвакуационному выходу, позволяющими при необходимости менять цветографическое изображение (смысловое значение) знака о направлении движения людей в процессе их эвакуации | — | — | — | * | + |
Разделение здания на зоны оповещения людей о пожаре | — | — | * | + | + |
Обратная связь зон оповещения людей о пожаре с помещением пожарного поста (диспетчерской) | — | — | * | + | + |
Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации людей из каждой зоны оповещения людей о пожаре | — | — | — | * | + |
Возможность управления из одного пожарного поста (диспетчерской) всеми системами противопожарной защиты здания, предназначенными для обеспечения безопасности людей при пожаре | — | — | — | — | + |
Правительство обновило требования к оснащению зданий, сооружений, помещений и оборудования системами противопожарной защиты. Они распространяются на объекты, которые введены в эксплуатацию или проектная документация на которые направлена на экспертизу до вступления в силу техрегламента о требованиях пожарной безопасности.
Приведены критерии оснащения объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.
Из правил исключили термин «места с ночным пребыванием людей». Вместо этого стали использовать «с круглосуточным пребыванием людей». Из требований убрали обязательное наличие на таких объектах табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
На объектах с массовым пребыванием людей, то есть в местах, где может одновременно находиться 50 и более человек, не нужно создавать пожарно-техническую комиссию. Но обязательно нужно разработать планы эвакуации и разместить их на видимых местах. И обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала со средствами индивидуальной защиты.
На объектах защиты с массовым пребыванием людей запрещается:
- проводить перед началом или во время представления огневые, покрасочные работы;
- уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья;
- превышать нормативное количество одновременно находящихся людей в залах.
Если нормативов нет, считать стоит так: 1 человек на 1 квадратный метр помещения.
Еще появились требования к новогодним мероприятиям. Новогоднюю елку нужно монтировать на устойчивое основание. Разместить дерево нужно так, чтобы оно не загромождало эвакуационные пути и выходы из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков, а также приборов систем отопления и кондиционирования.
Новые правила противопожарного режима 2021
Бизнесмен или руководитель должен озаботиться обучением ответственных лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Раньше в правилах были прописаны требования прохождения пожарно-технического минимума.
Руководитель организации должен минимум раз в год проверять состояние огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования, если нет других требований по срокам. По итогам проверки нужно составить протокол с указанием мест и характера повреждений.
Новые правила запрещают устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Приямки у окон подвальных и цокольных этажей зданий должны быть очищены от мусора и посторонних предметов.
Теперь в правилах прописан запрет перекрывать или сужать проезды для пожарной техники, в том числе посадкой крупногабаритных деревьев. Система противопожарной защиты должна уметь автоматически разблокировать или открывать шлагбаумы и ворота в случае пожара. Другой вариант — обеспечить ручное открывание с помощью круглосуточного дежурства персонала.
У въезда на территорию строительных площадок, открытых автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества нужно вывесить схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
Чтобы сжечь сухую траву на земельных участках населенных пунктов, нужно соблюсти несколько условий.
- Участок с травой находится в 50 и больше метров до ближайшего строения или другого объекта защиты от пожаров.
- Территория для выжигания очищена от сухостойных деревьев и других горючих материалов — их нет в радиусе 30 метров.
- Участок для выжигания отделен от других горючих материалов противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метров.
- Ответственные за выжигание травы не покидают участок. Сотрудников нужно обеспечить первичными средствами пожаротушения, например, огнетушителями, водой, песком, ведром и лопатой.
- Нельзя выжигать хворост и траву на земельных участках, примыкающих к лесам.
Новые правила касаются приготовления шашлыков и другой еды: на землях общего пользования и на территориях частных домовладений в населенных пунктах запрещено разводить костры и использовать открытый огонь для готовки. Исключения — специально отведенные и оборудованные для этого места.
В новых правилах появился раздел, который регулирует работу с пиротехническими и другими огнеопасными изделиями. Требований много, некоторые из них:
- при подготовке и проведении фейерверков в местах массового пребывания людей зрителей нужно размещать с наветренной стороны;
- на площадках, с которых запускаются пиротехнические изделия, запрещается курить и разводить огонь;
- если вы продаете пиротехнику, размещать ее нужно в витринах так, чтобы покупатель мог прочесть надписи на изделии, но при этом не мог дотронуться до петард и прочей продукции;
- нельзя размещать пиротехнику ближе, чем в полуметре от отопительных приборов;
- если у вас магазин самообслуживания, пиротехнику продавать можно, но придется сделать специальную секцию и нанять туда продавцов-консультантов.
Пожарная безопасность: изменения в 2021 году
- Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
- Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
- Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
- Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
- Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
- Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
- Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
- Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
- При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.
Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.
Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.
Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:
- вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
- средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
- электромонтажная продукция погонажной группы;
- огнетушители;
- автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
- пожарные краны и шкафы;
- средства для тушения пожаров мобильного типа;
- технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
- технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
- роботизированная техника для тушения возгораний;
- специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
- защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
- устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
- инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
- дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
- пожарная техника и оборудование;
- вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
- технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.
Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.
По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:
- сертификация;
- декларирование.
Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.
В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.
Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.
Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.
До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.
В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.
Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.
2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.
Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:
- торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
- для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
- необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
- запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
- необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
- согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.
Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.
В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:
- расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
- введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
- описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
- уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
- введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
- объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
- описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
- дополнительные нововведения.
Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году
Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.
Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.
- Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
- об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
- о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
- хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
- размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
- проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.
Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.
Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.
Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.
Руководители организаций также должны ознакомиться с изменениями, которые содержатся в новом Постановлении. Так, согласно новым правилам, они должны обеспечить наличие, исправную работу механизмов для самостоятельного закрывания противопожарных, противодымных, газодымонепроницаемых дверей, дверных ручек, замков, уплотнений, систем «антипаника», предусмотренных производителем. Запрещено монтировать какие-либо приспособления, которые будут создавать помехи для нормального функционирования противопожарных, противодымных дверей.
Руководители организаций медицинского профиля должны обеспечить в зданиях и сооружениях, где пребывают пациенты, ограниченные в возможностях самостоятельного передвижения, носилки в расчёте: одни носилки на пять человек, а также СИЗ для органов дыхания и зрения, количество которых должно соответствовать числу сотрудников смены. Согласно новым требованиям, расстояние между койками в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а центральный проход — шириной не менее 1,2 м. При этом запрещается группировать более двух кроватей.
- Теперь не нужно будет разрабатывать отдельные инструкции для каждого складского или производственного пожаро-, пожаровзрывоопасного помещения категорий А, Б, В1. Однако необходимо учитывать специфику таких площадей.
- Из правил пропало упоминание об обучении программам ПТМ, теперь в Документе используется формулировка «программа дополнительного профессионального образования».
- Назначение ответственных за пожарную безопасность ранее относилось к категории обязанностей руководителя организации, теперь это действие переведено в статус права руководителя.
- Из положения исключено требование о необходимости наличия табличек с номерами телефонов для вызова пожарного расчёта.
- Также из ППР исключено требование о необходимости разработки отдельных планов по эвакуации, действий персонала в дневное и ночное время.
- Теперь при проведении тренировочной эвакуации участвовать должны не только сотрудники организации, но и посетители.
- Руководитель организации обязан обеспечить не только наличие табличек по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений и класса зон, но и категорирование.
- Проведение эксплуатационных испытаний требуется теперь не только для пожарных лестниц, но и для наружных эвакуационных лестниц 3-го типа.
- Двери чердаков и подвалов должны быть заперты на замок, однако должно иметься указание о местонахождении ключей.
- Указатели ПГ должны быть обязательно со светоотражающим покрытием или световыми указателями, подключёнными к электросети.
- Складские помещения и производственные площади категории Д площадью менее 500 м² не нужно дополнительно оснащать переносными огнетушителями.
Ознакомиться полным перечнем Правил противопожарного режима 2021 можно в официальном Постановлении Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.
За своевременное заполнение и ведение журнала отвечают непосредственно руководитель организации и руководители подразделений компании, при наличии таковых. Однако на практике у этих сотрудников и так много обязанностей, которые не терпят отлагательств.
Так что заполнять журнал и нести ответственность за пожарную безопасность в организации может практически любой ее работник (при соответствующем образовании). Руководителю в этом случае важно подписать приказ или распоряжении о назначении такого лица из сотрудников своей организации либо заполнять все придется самому.
Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу
Конструкция огнетушителя тоже имеет первостепенное значение. Различают:
- Воздушно-пенные аппараты. Они наполнены пеной.
- Водные. Их наполнитель – диоксид углерода.
- Газовые огнетушители. Их наполняют в заводских условиях хладоном.
- Порошковые.
- Смешанного типа.
Причем бывают переносные модели, чей максимальный вес 20 кг, а бывают передвижные, с мощной ходовой частью. Их вес может достигать 4 центнеров. Согласно нормативам, максимальное расстояние, которое может разделять огнетушитель и вероятный очаг возгорания, – 20 метров. Соответственно, между двумя местами размещения средств пожарной безопасности – 40 метров. Схема норм размещения с учтенной разновидностью оборудования помещена в первом приложении к ППР №390.
Тот, кто заполняет журнал учета огнетушителей, в обязательном порядке должен пройти противопожарный инструктаж. Сделать это можно в специализированном учреждении либо в самой организации, при наличии инструктора по пожарной безопасности. Это называется курсы пожарно-технического минимума.
Перед вводом в эксплуатацию все огнетушители должны пройти проверку согласно пункту 4.3.5 СП 9.13130.2009.
Огнетушители не должны мешать возможной эвакуации людей из помещения. Они также не должны мешать технологическим процессам, происходящим на предприятии. Недопустимо их близкое расположение с нагревательными приборами.
Первичные средства пожаротушения должны всегда иметь собственный паспорт. Из последнего лучше брать информацию о марке, типе огнетушителя и других его технических характеристиках и переносить ее в журнал учета огнетушителей.
Журнал учета огнетушителей, согласно существующему законодательству (а конкретно – пункту 478 Правил Противопожарного режима, принятых Постановлением Правительства №390 от 25.04. 2012 года), может быть оформлен в свободной (произвольной) форме. Однако в законах четко прописаны требования, которым он должен соответствовать. В доступном для скачивания бланке как раз находится все, что нужно для соблюдения этих требований: реквизиты организации, сроки проверок каждого огнетушителя и пр.
Таким образом, несмотря на то что приведенная форма не является унифицированной, ее использование будет оптимальным в любой из организаций, так как в ней собраны и прописаны все принципиально важные моменты, на которые обращают внимание инспекции из контролирующих организаций во время проверок.
После того как ответственный руководитель приобретет средство первичного пожаротушения в виде огнетушителя, он должен провести его первичный осмотр, описать в журнале учета огнетушителей, а потом установить.
Первичный осмотр включает в себя:
- Съем показателей манометра (при наличии).
- Внешний осмотр на наличие повреждений, сколов и другого брака.
- Оценку состояния внешнего покрытия баллона.
- Контроль за разборчивостью текста в прилагающейся к оборудованию инструкции.
- Пристальный визуальный осмотр распылителя, гаек и других элементов на предмет повреждений.
- Слежение за массой наполнителя баллона (при возможности).
- Осмотр целостности пломбы, наличия заводского клейма на изделии.
Важно иметь в виду, что приобретаемое оборудование для тушения пожаров должно соответствовать площади помещений предприятия, их специфике работы, объемам.
Новые Правила противопожарного режима 2021 года
Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:
- В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
- Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
- Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
- Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).
Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.
Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:
- выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
- нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
- образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
- пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
- срок действия в атомобиле огнетушителя;
- исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
- клеймение об ограничении давления;
- определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
- при наличии удлинительного шланга – его состояние.
Использование огнетушителей, которые по своим техническим показателям не соответствуют предусмотренным нормам, на них отсутствует маркировка о проверке, срок годности огнетушителя минул, обнаружены явные механические повреждения, не допускается.
395. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.
396. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование.
397. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с положениями настоящих Правил и приложениями № 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара.
Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:
для пожаров класса А — порошок АБСЕ;
для пожаров классов В, С, Е — порошок ВСЕ или АБСЕ;
для пожаров класса D — порошок D.
Выбор огнетушителя (передвижной или переносной) обусловлен размерами возможных очагов пожара.
Допускается использовать огнетушители более высокого ранга, чем предусмотрено приложениями № 1 и 2 к настоящим Правилам.
398. При выборе огнетушителя с соответствующим температурным пределом использования учитываются климатические условия эксплуатации зданий, сооружений, помещений.
399. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения.
400. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей с минимальным рангом тушения модельного очага пожара в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам и расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не должно превышать норм, установленных пунктом 406 настоящих Правил.
401. Помещение категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности не оснащается огнетушителями, если площадь этого помещения не превышает 100 кв. метров.
402. При наличии нескольких рядом расположенных помещений одного функционального назначения определение необходимого количества огнетушителей осуществляется по суммарной площади этих помещений и с учетом положений настоящих Правил.
403. Каждый огнетушитель, отправленный с объекта защиты на перезарядку, заменяется заряженным огнетушителем, соответствующим минимальному рангу тушения модельного очага пожара огнетушителя, отправленного на перезарядку.
404. При защите помещений огнетушителями следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемым оборудованием, изделиями и материалами.
405. Помещения, оборудованные автоматическими установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50 процентов расчетного количества огнетушителей, при этом расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не должно превышать норм, установленных пунктом 406 настоящих Правил.
406. Расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя (с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования) не должно превышать 20 метров для помещений административного и общественного назначения, 30 метров — для помещений категорий А, Б и В1-В4 по пожарной и взрывопожарной опасности, 40 метров — для помещений категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности, 70 метров — для помещений категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности.
Здания и сооружения производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров дополнительно оснащаются передвижными огнетушителями по нормам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам. Не требуется оснащение передвижными огнетушителями зданий и сооружений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности.
407. Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано.
408. В зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в соответствии с инструкцией изготовителя.
409. Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.
410. Производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удаленные на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами приводятся согласно приложению № 6.
Владельцев транспортных средств с каждым годом становится все больше. К счастью, основная масса этих людей только слышала о том, что автомобиль по каким-то причинам может загореться. К примеру, из-за неисправности в системе электрооборудования. Но случается это довольно-таки редко. Поэтому чаще всего граждане живут с твердой уверенностью, что предоставлять огнетушитель автомобильный для технического осмотра — дополнительная обуза, а не жизненная необходимость.
К счастью, достаточно мало водителей, которым действительно пришлось стать свидетелями того, как горит автомобиль или даже участвовать в его тушения. Наличие исправного средства для борьбы с возгоранием и умение им пользоваться у этой категории участников дорожного движения сомнений не вызывает. Сказывается печальный опыт. Поэтому они точно знают, что, покупая огнетушитель в машину, требования 2021 года надо учитывать обязательно.
Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:
- способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
- принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
- объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
- вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
- сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.
Важно знать! Таким образом, выбирая средство для пожаротушения, нужно учесть вышеперечисленные критерии и усиление требований к техосмотру огнетушителя в 2021 году. При этом стоит помнить, что поиск самого дешевого средства пожаротушения – не лучший вариант. Тем более, что современные требования к автомобильным огнетушителям контролирующими органами сформулированы достаточно четко.
Что нужно знать про новые правила противопожарного режима в РФ
Как уже отмечалось, очень часто автовладельцы при выборе средства пожаротушения ориентируются только на один параметр – стоимость изделия. В порядке вещей было приобретение заведомо контрафактного товара, лишь бы пройти технический осмотр. Да и сотрудники ГИБДД, при проведении ТО, зачастую ограничивались визуальным подтверждением наличия огнетушителя.
Огнетушитель должен располагаться в легкодоступном месте и быть надежно зафиксирован. При ежегодном осмотре проводится проверка целостности гибкого шланга, распылительного элемента, состояния защитного слоя баллона. Контролируется исправность манометра, наличие пломбы.
Еще баллон обязательно взвешивается. По результатам проверки ставится соответствующая отметка в паспорт огнетушителя. Сведения об устройстве вносятся в журнал учета. В случае признания огнетушителя недействующим, он либо перезаряжается, либо утилизируется.
Особые требования предъявляются к устройствам, размещаемым в автобусах. Огнетушитель для автобуса типа Газель достаточен один, а автобусы среднего класса оснащаются двумя устройствами для тушения очагов пожара: один размещается в кабине водителя, другой фиксируется в салоне для пассажиров.
При выборе подобного пожарного оборудования необходимо учитывать тот факт, что от вида наполнителя баллона зависит периодичность его зарядки. Менять наполнитель углекислотной модели следует один раз в пять лет. Если предпочтение отдано порошковому типу, перезарядку такого устройства надо производить один раз в 18 месяцев.
В центре обслуживания, помимо перезарядки, будет произведен осмотр, испытание огнетушителя. В комплекс мер входит также обновление поверхности баллона. По результатам оформляется документ с описанием процедуры, датой прохождения.
Если в процессе техосмотра огнетушителя выяснилось, что он не может быть заправлен снова, баллон подлежит списанию. В случае появления следов коррозии на емкости огнетушителя, вмятин, прочих следов разного рода воздействий, целесообразно сразу, не обращаясь в сервисный центр, приобрести новую модель. Имея автомобиль крупных размеров, не следует покупать небольшой огнетушитель. Объем баллона должен быть соразмерным габаритам авто, и это важно учитывать при выборе модели.