Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление индексация заработной платы в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.
Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.
В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.
Что говорит Роструд
Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.
Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.
При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.
Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.
Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.
Нужно выбрать коэффициент индексации и умножить на него выплаты по заработной плате. Используется один из четырёх показателей:
- Индекс потребительских цен по стране или региону, где работает компания.
- Рост прожиточного минимума трудоспособного населения по России или региону.
- Прогнозируемый уровень инфляции, зафиксированный в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете региона (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305). Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в России по итогам 2021 года до 4,3% с 3,7%. В 2022-2024 годах министерство прогнозирует инфляцию на уровне 4%.
- Иной показатель, который отражает рост цен на товары и услуги.
Лучше не устанавливать коэффициент индексации ниже уровня официальных показателей, т. к. суд может оспорить такое условие индексации.
От таких формулировок в локальном нормативном акте лучше отказаться:
- «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации».
Из неё не понятно какой показатель служит коэффициентом индексации, работники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд, чтобы защитить свои права. Кроме этого сотрудники трудовой и налоговой инспекции вправе предъявить претензии к компании и ФНС может исключить проиндексированные суммы из расходов, которые уменьшают налог на прибыль. Причина — компания не определила механизм повышения зарплаты в локальном нормативном акте, не подтвердила расходы (п. 1 ст. 252, абз.1 ст.255, п. 49 ст. 270 НК РФ).
- «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет 1,5%».
Некорректность фразы в том, что работодатель установил собственный процент индексации, который не соответствует ни уровню инфляции, ни росту потребительских цен на товары и услуги, ни росту прожиточного минимума трудоспособного населения. Такой порядок индексации не обеспечивает повышение зарплаты (ст.130 ТК РФ). Поэтому могут возникнуть трудовые споры.
- «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет: для административно-управленческого персонала — 10%; производственного — 7%; технического — 3%».
Разный размер коэффициентов индексации для различных категорий работников — дискриминация, сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд для защиты своих прав.
Чтобы обезопасить компанию, лучше использовать следующую фразу:
«Сумма индексации заработной платы работника определяется как результат умножения индексируемых выплат, указанных в пункте 3.2 настоящего положения, на индекс потребительских цен на продовольственные товары в регионе деятельности компании (по данным территориального органа Росстата). Индекс потребительских цен на продовольственные товары для индексации заработной платы указывается в приказе генерального директора, который издаётся не позднее 15 февраля года, следующего за окончанием того года, за который производится индексация».
Работодатели не могут отказаться индексировать зарплату сотрудникам из-за коронавируса, они обязаны проводить индексацию согласно аб. 4 ст. 130 и ст. 134 ТК РФ.
Действующие нормативные и правовые акты, которые издали в условиях пандемии, не ввели мораторий на проведение индексации заработной платы в такой период. Минтруд и Роструд не сформировали официальной позиции по вопросу возможности работодателей не проводить индексацию зарплаты во время пандемии. Но Роструд в своём письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1 напомнил об обязательной индексации и полагающихся штрафах нарушителям.
Нормативно-правовые акты, над которыми работает государство также не отменяет обязательство индексировать зарплату. Так в постановлении Правительства России от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» нет упоминаний об индексации зарплаты.
Другой документ «Общенациональный план действий по восстановлению экономики, занятости и доходов населения после пандемии коронавируса» — также не содержит положений об индексации зарплаты. Если не провести индексацию зарплаты, трудовая инспекция может выдать предписание об устранении нарушений, а также привлечь к административной ответственности (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП).
Однако с 1 апреля по 31 декабря 2020 года ГИТ не проверяла соблюдают ли компании требования трудового законодательства в том числе проводят ли индексацию зарплаты. Временные ограничения на проведение проверок ГИТ распространялись на субъекты МСП и другие организации, деятельность и используемые объекты которых не относятся к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (п. 1.1 ст. 26.2 закона от 26.12.2008 № 294 — ФЗ, п. 3 ст. 6 Закона от 01.04.2020 № 98 — ФЗ, п.1 и 2 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).
Свободный план проверок на 2021 год уже опубликовали на сайте прокуратуры Москвы.
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки ГИТ с середины 2021 года будут проходить по новым правилам.
-
Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера
2,1 тыс. 0
Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней
По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.
Как правильно индексировать зарплату в 2021 году: инструкция для бухгалтера
В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.
Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.
С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.
Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен.
На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.
Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.
Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.
Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)).
Вывод: работодатель сам решает, какую величину взять для индексации — индекс потребительских цен, инфляцию, потребительскую корзину. Он закрепляет это во внутренних документах компании и затем раз в год применяет именно эту величину для индексации зарплат.
Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:
За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.
Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.
Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.
Вывод: если не индексировать зарплату, то бухгалтер или руководитель получат штраф 1-5 тыс. рублей, а компанию могут оштрафовать на 30-50 тыс. рублей. А еще обяжут пересчитать и выплатить зарплату сотрудникам в полном размере с учетом индексации, после этого доплатить НДФЛ и взносы.
В отличие от госорганов и бюджетных учреждений, индексация зарплат в которых проводится в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными актами, коммерческие организации вправе самостоятельно определять механизм проведения индексации зарплат.
В организациях, не получающих бюджетного финансирования, индексация и конкретный порядок ее проведения могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями или любыми другими локальными нормативными актами. Например, положением об индексации зарплат.
Никаких специальных требований к механизму индексации ТК РФ не предъявляет. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие периодичность индексации, особенности ее проведения на разных предприятиях, а также не указан перечень выплат, подлежащих индексации. Все эти моменты работодателя, которые не получают бюджетного финансирования, определяют самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и результатов деятельности.
Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату. Момент индексации также никак не регламентирован, что позволяет работодателю провести ее как в начале, так и в середине года.
Что касается конкретной величины индексации, то она трудовым законодательством также не регламентируется. В ТК РФ нет норм, устанавливающих минимальные значения и рамки, которыми работодатели должны руководствоваться при осуществлении индексации зарплат. Вопрос о том, как повысить зарплаты работников в очередном году, решается самим работодателем.
При этом законодательство не требует от работодателей повышать зарплаты сотрудников именно на уровень официальной величины инфляции в стране. В ст. 134 ТК РФ инфляция упоминается только в качестве основания для проведения индексации зарплат. При этом указанная норма не содержит условия о том, что при проведении индексации работодатели непременно обязаны руководствоваться официальной инфляцией. Если работодатель проиндексирует зарплаты ниже величины официальной инфляции, то это не будет считаться нарушением (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 № 33-1934/2017).
Но для того, чтобы со стороны проверяющих Роструда не возникло никаких претензий и свою правоту не пришлось отстаивать в суде, повышать зарплату все же лучше именно на величину официальной инфляции. Разумеется, если у работодателя имеются соответствующие финансовые возможности. Сейчас Минтруд исходит из того, что индексация – это увеличение заработной платы работников именно на уровень инфляции и никак не меньше (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).
Все работодатели непременно должны индексировать зарплату сотрудников в связи с тем, что розничные цены с течением времени повышаются. Коммерческие хозяйствующие субъекты не исключение – они обязаны повышать уровень зарплаты, т.е. индексировать ее в общем порядке.
Такая обязанность содержится в ст. 134 ТК РФ. В ней указано, что госучреждения индексируют оплату труда на основании норм трудового права, а иные работодатели – согласно своей локально-нормативной документации.
Таким образом, между этими двумя группами работодателей в части индексации зарплаты имеются различия только в механизме осуществления этой операции. А сама индексация обязательна всеми работодателями вне зависимости от источника поступления средств – бюджет или нет.
Аналогичной позиции придерживается и суд. Например, в Определении КС РФ от 19.11.2015 г. № 2618-О признано, что индексация – это не только право работодателя, но и обязанность, госгарантия физлицам, оформленным по трудовым договорам. Трудовое право не разрешает компаниям не из бюджетной сферы лишать своих сотрудников такой гарантии, отклоняясь от индексации.
Кроме того, работодатели не вправе не индексировать зарплату, если во внутренней документации не зафиксирован порядок ее проведения. Ранее суды придерживались позиции, что если во внутренней документации компаний нет информации об индексации, то они могут ее не проводить (Определение Кассационного суда РФ от 17.07.2014 г. № 1707-О).
Затем суды изменили свое мнение. Теперь суды принимают решение, что даже если в локальной документации работодателей нет информации об индексации, они все равно должны ее проводить. Индексация зарплаты сотрудников не зависит от мнения и пожеланий работодателя и проводится в любом случае – есть информация о ней во внутренней документации компании или нет (Определение КС РФ от 28.11.2019 № 3163-О).
В 2021 г. есть существенная особенность – в этом году не будет проводиться индексация зарплат госслужащих, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Согласно Закону от 08.12.2020 г. № 395-ФЗ повышение окладов этих сотрудников приостановлено до 2022 г.
Внимание! Данная норма не относится к другим работодателей. Таким образом, в 2021 г. коммерческие субъекты обязаны индексировать зарплаты сотрудников. При этом не учитываются ни экономические, ни санитарные условия и ограничения.
Для госорганизаций индексация зарплаты основана на федеральном законодательства и ведомственных актах. Для негосударственных компаний механизм индексации должен утверждаться во внутренней документации – они сам разрабатывают механизм проведения мероприятия.
Коммерческие организации, не получающие средства из бюджета, проводят индексацию в порядке и сроки, установленные коллективным договором, трудовыми договорами и иными внутренними нормативными актами, например, положением об оплате труда или об индексации зарплаты.
Механизм индексации зарплаты не имеет каких-то особых требований. В законодательстве нет норм, регламентирующих сроки и периодичность проведения мероприятия, его особенности, перечень выплат для индексации. Эти моменты нужно отразить в локальной документации, и работодатель определяет их самостоятельно на основании финансовых возможностей и итогов деятельности.
Повышать зарплату можно через пропорциональное увеличение всех выплат по системе оплаты труда в компании или через увеличение конкретных выплат, относящихся к зарплате. Дата, до какой зарплату нужно проиндексировать, также законами не указана. Компания может совершить это мероприятие в любое время – и в начале года, и в середине.
Как определить размер индексации? В трудовом законодательстве также нет ответа на этот вопрос, и даже не указано минимальное значение показателя. Работодатель самостоятельно определяет размер индексации зарплаты.
Законодательством не установлена обязанность индексировать зарплату на уровень инфляции. В ст. 134 ТК есть только упоминание об инфляции как основания для проведения индексации. Нарушением не считается индексация зарплаты ниже уровня инфляции (Определение Санкт-Петербургского горсуда от 30.01.2017 г. № 33-1934/2017).
Чтобы трудовая инспекция не предъявила претензии и не пришлось доказывать свою позицию в суде, целесообразно увеличивать зарплату именно на величину официальной инфляции. Естественно, если работодатель имеет такие финансовые возможности. Минтруд на данный момент придерживается мнения, что зарплату нужно индексировать на размер инфляции. Данное мнение ведомство указало в Письме от 24.12.2018 г. № 14-1/ООГ-10305.
Поможем настроить индексацию зарплаты в 1С:ЗУП. Звоните!
В конце 2017 г. был опубликован обзор судебной практики, в котором пояснялось, что индексация зарплаты – это не единственно возможный метод увеличения уровня зарплаты. Соответственно, работодатель может выполнять свою обязанность по повышению зарплаты не только через индексацию, но и через повышение окладов или выплату премии.
Компании использовали этот момент, чтобы не индексировать зарплату. Они ссылались на увеличение должностных окладов и выплату премий. И суды поддерживали их позицию (Определение Пермского краевого суда от 07.08.2019 г. № 33а-7668/2019). Такая позиция несколько неоднозначна, т.к. повышение окладов или выплата премии не всегда является заменой индексации.
На основании ст. 129 ТК РФ денежная премия – выплата в целях мотивации сотрудников выполнять работу более качественно и продуктивно. Цель такой выплаты – заинтересовать сотрудников, чтобы сделать труд эффективнее с экономической точки зрения.
Индексация представляет собой государственную гарантию. Ее цель – не мотивация сотрудников, а поддержание покупательной способности зарплат на должном уровне.
Повышение должностных окладов и выплата премий связаны с производственными показателями, отсутствием дисциплинарных взысканий, непрерывностью стажа, эффективностью работы, профессиональными качествами сотрудников и другими субъективными факторами. Индексация не зависит от указанных факторов, ее нужно проводить на основании объективных факторов – повышение цен.
Индексация в отличие от окладов и премий не зависит от субъективного мнения работодателя, а зависит от роста цен. Соответственно, она не может быть заменена выплатой премии.
Однако при определенных обстоятельствах индексация вполне может быть заменена выплатой премии. Такое возможно, если увеличение оклада и выплата премии производятся именно для повышения покупательной способности зарплаты. Данный момент нужно указать в локальной документации компании – именно что выплата премии и повышение оклада применяется в качестве метода индексации зарплаты, а не как стимулирующие и поощрительные выплаты.
В этом случае суд примет решение, что премия и выплата могут считаться альтернативным вариантом индексации зарплаты. А если не оформить внутреннюю документацию указанным методом, работодателя оштрафуют за нарушение требований по индексации зарплаты.
Если работодатель не индексирует зарплату, его привлекают к административной ответственности. Санкции назначаются не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективного соглашения, где штраф составляет всего 5 тыс. руб. Штраф будет назначаться по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, и в этом случае ответственность до 70 тыс. руб.
Минтруд в своем Письме от 26.12.2017 г. № 14-3/В-1135 представил разъяснения, что обязанность индексации зарплаты регламентирована трудовым законодательством, даже если ее механизм устанавливается локальной документацией работодателя.
По ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ответственность такая:
- 1 – 5 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
- 30 – 50 тыс. руб. для юрлиц.
При повторном нарушении ответственность ужесточается:
- 10 – 20 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
- 50 – 70 тыс. руб. для юрлиц.
Кроме того, для должностных лиц возможна дисквалификация на срок 1 – 3 года.
Индексация зарплат в коммерческих компаниях в 2021 году
Предприятия и организации бюджетной сферы проводят индексацию в соответствии изданными государством нормативно-правовыми актами. Как правило, коэффициент, на который увеличивают зарплату работников таких учреждений, равен официальному уровню инфляции. В 2021 году размер индексации ожидается на уровне 4,9%. Именно такие данные по итогам 2020 года приводит Росстат.
Что касается коммерческих и небюджетных организаций, то размер индексации они определяют внутренними нормативными актами и документами, с включенным в них самостоятельно разработанным порядком проведения этой процедуры — такими, как коллективный договор, дополнительные соглашения и прочие. За основу для расчета коэффициента индексации могут быть выбраны различные показатели:
- уровень инфляции;
- индекс потребительских цен;
- рост прожиточного минимума;
- иные показатели.
Работодатель обладает правом устанавливать порядок индексации зарплаты самостоятельно. По его усмотрению индексированы могут быть как все составные части зарплаты, так и отдельные, например, оклад.
Если компания индексирует оклады своих работников, то доплаты, надбавки и компенсации, рассчитываемые в процентном соотношении от оклада, при расчете зарплаты будут исчислены в новых абсолютных величинах автоматически. Если же доплаты (надбавки, компенсации) к зарплате установлены в фиксированной сумме, то их также следует проиндексировать, чтобы не допустить снижения реального уровня дохода работника.
- Работодатель обязан индексировать заработную плату всех своих работников.
- Ожидаемая индексация в 2021 году составит 4,9%.
- Коммерческие компании самостоятельно разрабатывают порядок индексации.
- Дискриминация при проведении индексации недопустима.
- Факт проведения индексации в организации оформляется приказом руководителя, внесением изменений в штатное расписание, уведомлением работников, а также подписанием с ними допсоглашений к трудовым договорам.
- Повышать зарплату — право работодателя.
- Отсутствие индексации как на бумаге во внутренних документах компании, так и по факту карается солидными штрафами.
Актуально на Действующим законодательством обязательное увеличение зарплат связывается с ростом МРОТ и инфляцией, отражающейся на уровне потребительских цен. Для 2021 года значимыми оказываются оба этих показателя. МРОТ увеличивается до значения 12 792 руб. Инфляция же установлена на уровне 3,7%. На величину инфляции будут повышены зарплаты госслужащих и бюджетников, не упоминаемых в указе Президента РФ № 597. Для бюджетников, упомянутых в указе № 597, повышение составит 6%.
С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда равен 12 792 рубля (Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ). Эта сумма не учитывает районный коэффициент и региональный МРОТ.Индекс роста цен используется для индексации зарплаты в 2021 году.
МРОТ 12 792 рублей * Минимальный размер среднего дневного заработка 420,56 рублей * Индекс роста потребительских цен 104,91 % Коэффициенты-дефляторы по УСН, торговому сбору, патенту и НДФЛ на 2021 год утверждены приказом Минэкономразвития от 30.10.2020 № 720.
УСН — индексация предельного размера дохода для перехода на спецрежим и сохранения права на него 1,032 ПСН — индексация максимального размера потенциального дохода 1,637 Торговый сбор — индексация ставок для розничных рынков 1,420 НДФЛ — индексация фиксированного авансового платежа для иностранцев на патенте 1,864 Предельная база для взносов на ОПС и ВНиМ в 2021 году утверждена Постановлением Правительства от 26.11.2020 № 1935. После её превышения, взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства можно не начислять, а пенсионные взносы уплачиваются по ставке 10 % или не уплачиваются вовсе.
Основные тарифы страховых взносов в 2021 году не изменились, однако появились новые льготы — пониженные ставки взносов для субъектов МСП и IT-компаний. Фиксированные страховые взносы ИП за себя в 2021 году проиндексированы не были, поэтому их сумма не изменилась с прошлого года.
Предельная база, облагаемая страховыми взносами Пенсионные 1 465 000 рублей (снижение ставки после превышения лимита) ВНиМ 966 000 рублей Ставки по страховым взносам Общий тариф (код 01 в РСВ) ПФР — 22 % (10 % после превышения лимита)
ВНиМ — 2,9 % (0 % после превышения лимита)
ОМС — 5,1 %Льготный тариф для МСП по выплатам сверх МРОТ (код 20 в РСВ) ПФР — 10 % (10 % после превышения лимита)
ВНиМ — 0 %
ОМС — 5 %Льготный тариф для IT-компаний (код 22 в РСВ) ПФР — 6 %
ВНиМ — 1,5 %
ОМС — 0,1 %Взносы ИП за себя Пенсионные 32 448 рублей Медицинские 8 426 рублей Максимальные взносы в ПФР 259 584 рублей Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне и��и сведениям конфиденциального характера.
Как устроена индексация зарплаты
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Само по себе понятие индексации на настоящий момент в ТК РФ не раскрыто. Ранее индексация определялась как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Ее цель была заявлена как поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан1.
К сожалению, и механизм индексации ТК РФ не раскрывает, ограничиваясь лишь краткими требованиями о ее проведении и отсылкой к локальному регулированию в части, касающейся негосударственных организаций и ИП. Однако из существующей нормы в целом ясно, что индексацией является обязательное для проведения работодателями увеличение размера заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги.
К заработной плате работников, согласно ст. 129 ТК РФ, относятся:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Законодатель не конкретизировал, какую именно часть зарплаты в обязательном порядке работодатель должен индексировать. Как правило, индексацию привязывают к базовой части оплаты труда – тарифной ставке, окладу. Так, в частности, поступают в бюджетной сфере, повышая на определенный коэффициент должностные оклады работников2. В том случае, если доплаты и надбавки исчислены от базового оклада (ставки), они автоматически увеличатся с индексацией базовых выплат.
Минтруд России в письме от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 «Об индексации зарплаты» полагает возможным производить увеличение зарплаты любым возможным способом:
- как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, заключенными с работниками трудовыми договорами;
- так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в зарплату, например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре зарплаты).
Пути выполнения обязанности по индексации зарплаты определяются на уровне организации с учетом мнения представительного органа работников.
По нашему мнению, наиболее верным и бесспорным вариантом будет привязка индексации к окладу (тарифной ставке) работника.
Связанный материал Вознаграждение (премия) по результатам работы за год: сложные вопросы № 03 / 2019
См. статью «Вознаграждение (премия) по результатам работы за год: сложные вопросы» в № 3’ 2019
Периодичность индексации законом тоже не регламентирована. Работодатели вправе самостоятельно ее определить, закрепив это правило в ЛНА. Конечно, срок должен быть разумным. Как правило, проведение индексации осуществляется 1–2 раза в год. Так, п. 2.5 Отраслевого соглашения по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2015–2017 годы (продлено до 2020 г.) установлено, что индексация проводится один раз в полугодие для всех категорий работников:
- по состоянию на 1 февраля – на уровень фактической инфляции за прошедший год;
- по состоянию на 1 августа – на уровень прогнозируемой инфляции на текущий год.
Надо сказать, что встречаются примеры, когда индексация осуществляется значительно реже. И суды поддерживают работодателей. Но это все же скорее исключение из правил.
Связанный материал Отраслевые и региональные соглашения: риски работодателей № 08 / 2017
См. статью «Отраслевые и региональные соглашения: риски работодателей» в № 8’ 2017
Судебная практика
В определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 по делу № 88-10759/2020 работодатель установил периодичность индексации раз в четыре года. Интересно, что суд посчитал это правомерным, отказав работнику в удовлетворении требований о проведении индексации зарплаты.
Добавим, что в Госдуме России рассматривалось несколько законопроектов, которые должны были установить периодичность индексации, но ни один из них так и не был принят. Это говорит о том, что законодатель не решился пойти на жесткую регламентацию, оставляя работодателям место для маневра (по крайней мере, на данный момент). Поэтому ее периодичность работодатель определяет самостоятельно в локальном нормативном акте.
Индексация заработной платы в 2021 году МРОТ
Исходя из формулировки ст. 134 ТК РФ, индексацию обязаны проводить все работодатели. Для госорганов, органов местного самоуправления, гос- и муниципальных учреждений ее порядок установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, с 01.10.2020 была повышена на 3% оплата труда федеральных гражданских служащих, работников федеральных госорганов, не являющихся госслужащими, военнослужащих и судей5. Аналогично процесс происходит на уровне субъектов РФ и в муниципальных образованиях.
Остальные же работодатели должны самостоятельно решить этот вопрос, закрепив порядок индексации в коллективном договоре или ЛНА. Локальный нормативный акт, в котором закрепляется порядок индексации, может быть как отдельным документом (например, Положением об индексации заработной платы), так и приложением к другому ЛНА (например, приложением «Порядок индексации заработной платы» к Положению об оплате труда) либо предусматриваться в отдельном разделе такого ЛНА (то же Положение об оплате труда).
При описании порядка индексации в ЛНА необходимо в первую очередь затронуть вопросы, на которые обращают внимание суды6, рассматривая споры:
- периодичность индексации,
- порядок определения величины индексации,
- перечень выплат, подлежащих индексации.
Образцы формулировок для раздела об индексации зарплаты в ЛНА см. в Примере 2.
- Свежие
- Посещаемые
Индексировать необходимо заработную плату всех сотрудников, которые оформлены по трудовому договору, таким образом, индексация зарплаты не может быть выборочной, иначе это будет расценено как ущемление трудовых прав части работников. Периодичность проведения этого мероприятия коммерческие работодатели вправе определять самостоятельно. Однако на предприятии должны присутствовать локальные нормативные акты, оговаривающие порядок и периодичность перерасчета размера оплаты труда. Например, в коммерческих организациях может быть оформлен приказ об индексации зарплаты в 2020 году и в последующие годы.
Правила проведения и документального оформления индексации зарплаты законодательно не установлены. Таким образом, он определяется в локальных нормативных актах предприятия. Расчет и внесение изменений в кадровую и иную документацию происходит на основании распорядительного документа руководителя, при этом возможен учет мнения профсоюзного органа.
Например, расчет индексации зарплаты за год, если в качестве основного показателя принимается индекс потребительских цен, может выглядеть следующим образом:
Итог = ЗП х ИПЦ,
где:
Итог – размер заработка после его корректировки;
ЗП – сумма заработка;
ИПЦ – индекс потребительских цен за год, он исчисляется в процентах.
Исходные данные заработок — 15 000 рублей, ИПЦ — 102,1%.
Расчет:
Итог = 15 0000 х 102,1% = 15315 рублей.
Недобросовестные работодатели могут уклоняться от повышения оплаты труда на процент инфляции. За это в статье 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции:
- предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб. — для должностных лиц;
- от 1000 до 5000 руб. — для предпринимателей;
- от 30 000 до 50 000 руб. — для организаций.
При этом как нарушение может быть расценено не только непосредственно уклонение от повышения заработной платы, но и отсутствие локальных нормативных актов, которыми закреплен порядок этого мероприятия. Например, на предприятии фактически произведена индексация зарплаты в 2020 году, Постановление Правительства и другие законные требования соблюдены, но локальные нормативные акты отсутствуют.
Индексация зарплаты в 2021 году
Суд при рассмотрении исков с требованиями о производстве индексации зарплаты исходят из положений локальных нормативных актов. В последних достаточно часто встречаются оговорки, в соответствии с которыми возможное повышение ставится в зависимость от результатов финансово-экономической деятельности предприятия за год. Если такая формулировка имеется и документами подтверждаются плохие результаты ведения предпринимательской деятельности, отсутствие доходов, бедственное финансовое положение и отсутствие прибыли (наличие убытков), в исках работников суды отказывают. Например, суд отказал в повышении заработка в связи с тем, что компания находится в стадии банкротства. В другом случае, в коллективном договоре было прописано, что заработная плата будет расти только в том случае, если повысятся показатели деятельности, а в отношении предприятия была введена процедура наблюдения. Примеров из практики, когда при наличии подобных обстоятельств принимались бы решения об удовлетворении исков трудовых коллективов, пока нет.
Хотя в коммерческих организациях индексация регулируется внутренними нормативными актами, административным законодательством предусмотрена ответственность за ее непроведение (Письмо Минтруда от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135). Это штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- 1000 — 5000 руб. для должностных лиц и ИП;
- 30000 — 50000 руб. для юрлиц.
За повторное нарушение:
- 10 000 — 20 000 руб. для должностных лиц и ИП;
- 50 000 — 70 000 руб. для юрлиц.
Причем при повторном нарушении должностное лицо могут дисквалифицировать сроком от 1 года до 3 лет.
В настройках расчета зарплаты (раздел «Настройка» — «Расчет зарплаты») поставьте флажок «Выполняется индексация заработка сотрудников».
В документах, связанных с изменением оплаты труда («Кадровый перевод», «Изменение плановых начислений», «Назначение планового начисления»), появится дополнительная настройка «Учитывать как индексацию заработка».
Мероприятия по индексации проводятся в несколько этапов:
- Утверждение нормативного акта компании, определяющего последовательность и сроки индексации.
- Проведение общего собрания коллектива для ознакомления с документом, который регламентирует проведение индексации зарплаты.
- Сбор подписей работников, присутствующих на собрании.
Важно!
При приеме на работу новый сотрудник также должен ознакомиться и подписать нормативный акт фирмы (госструктуры) об индексации заработной платы. Повышение заработка с применением индексов отражается отдельным пунктом в трудовом договоре и прописывается в дополнительно разработанном соглашении.
- Издание приказа об индексации зарплаты.
- Изменение структуры штатного расписания (при необходимости).
- Разработка и подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам.
- Перерасчет зарплаты бухгалтерской службой.
Важно!
Индексирование может проводиться ретроспективно, то есть после повышения цен на товары и услуги или увеличения уровня инфляции, либо ожидаемо, когда такое повышение только планируется.
Похожие записи: