Увеличение акцизов на бензин в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличение акцизов на бензин в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно поправкам, ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году будет составлять 2359 рублей за 1 тыс. штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку. Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2023 году составит 2 552 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 рублей за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 году 64 рубля, на сигары — 278 рублей за 1 штуку, на сигариллы, биди и кретек — 3965 рублей за 1 тыс. штук.

Госдума приняла закон о повышении акцизов на нефтепродукты в 2021 году

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

Виды подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно
Дизельное топливо 9 188 рублей за 1 тонну 9 566 рубль за 1 тонну 9 938 рубль за 1 тонну

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2020 году 7,42 руб.
Акцизы на литр в 2021 году 7,72 руб.

То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.

Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.

Удачи на дорогах!

Вопрос:

Как исчислять ставку акциза на средние дистилляты в 2021 году

Ответ:

ФНС России в письме от 19.05.2021 N СД-4-3/[email protected] разъяснила, как исчислять ставку на средние дистилляты (АСДЛ) в 2021 году.

С 1 апреля 2020 года эта ставка определяется налогоплательщиком в рублях за тонну с учетом особенностей, установленных п. 9.1 ст. 193 НК РФ. Она рассчитывается по формуле АСДЛ = (АДТ + 750) — ДДТ х КДТ_КОМП. АДТ — это ставка акциза, установленная для налогового периода в отношении дизельного топлива, а ДДТ и КДТ_КОМП — величины, которые определяются в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ.

С 1 января 2021 года применяется значение ДДТ для второго месяца, предшествующего налоговому периоду (месяцу ввоза средних дистиллятов). Рассчитанная ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) округляется до целого значения и признается (гл. 22 «Акцизы» НК РФ) твердой (специфической) ставкой.

Например, налоговая ставка на дизельное топливо за январь 2021 года (АДТ) составляет (пп. 37 п. 1 ст. 193 НК РФ) 9 188 руб. за тонну. При этом КДТ_КОМП равен (п. 27 ст. 200 НК РФ) 0,65 начиная с 1 января 2020 года, а ДДТ рассчитывается по формуле: ДДТ = ЦДТэксп — ЦДТвр. Показатель ЦДТэксп исчисляется Федеральной антимонопольной службой и публикуется на ее официальном сайте в течение 10 дней по окончании налогового периода. За ноябрь 2020 года ЦДТэксп составляет 41 242 руб. ЦДТвр — условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации. На период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно оно принимается равным 48 300 руб. за тонну. Поэтому ДДТ = 41 242 руб. — 48 300 руб. = — 7 058 руб. (за ноябрь 2020 года). Таким образом, ставка на средние дистилляты (АСДЛ) за налоговый период января 2021 года с учетом округления составила 14 526 руб.

Расчет: АСДЛ = (9 188 руб. + 750) — (- 7 058 руб.) х 0,65 = 9 938 руб. + 4 587,7 руб. = 14 525,7 руб. С учетом округления АСДЛ = 14 526 руб.

Данная позиция согласована с Минфином РФ и доведена по системе налоговых органов.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Решение о подобном поэтапном увеличении акцизов в течение нескольких лет было принято еще в 2018 году, но вскоре заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин резкого роста цен на топливо. В 2019 году был введен механизм демпфера на внутреннем рынке, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Суть работы механизма в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли. После внедрения такой схемы правительство вернулось к идее поэтапного роста акцизов.

Почему подорожало топливо на АЗС и когда это прекратится

Цены на топливо на бирже СПбМТСБ возобновили рост еще в конце прошлого года, что объясняется снижением предложения на внутреннем рынке (по данным исследований «Петромаркет»). Тренд на увеличение цен на бензин может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале года почти на 10%. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтяных компаний еще более выгодным.

Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, правительство не допустит роста цен на бензин и дизель выше инфляции. По словам Новака, демпфер позволяет сглаживать эффекты влияния мировых цен и сдержать рост цен на нефтепродукты на уровне не выше инфляции.

Теперь Независимый топливный союз предлагает отказаться от демпфера. Также эксперты выдвинули следующие предложения, которые помогут оставить цены в рамках базового сценария:

  • снижение акцизов на бензин и дизель пятого экономического класса;
  • отмена демпфера – сейчас он дестабилизирует ситуацию, а не сглаживает цены на рынке;
  • повысить нормативы обязательных объёмов реализации топлива на бирже: до 25% по бензину и до 15% по дизелю.

С начала года мелкооптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем выросли на 19 и 20%, а розничные — на 6,5 и 6% соответственно, указано в письме НТС главе ФАС Максиму Шаскольскому. С документом от 2 сентября ознакомились «Известия».

— На сегодняшний день расчетная средневзвешенная (по объемам реализации топлива) мелкооптово-розничная маржинальность заправочной станции в России составляет 1 рубль 19 копеек. Такой уровень не позволяет покрывать даже операционных затрат, которые зависят от объемов реализации, но в среднем составляют порядка 3–4 рублей на литр отпущенного потребителю топлива, — сказано в письме НТС.

Направленные президентом НТС предложения — предмет обсуждения на различных общественных площадках, в том числе и в антимонопольной службе, сказали «Известиям» в ФАС.

Сейчас производство бензина находится на высоком уровне, внутренний рынок обеспечен в полном объеме, а действующий демпфирующий механизм позволяет сдерживать оптовые цены, уверены в Минэнерго. Это позволяет сохранять доходность в розничном сегменте рынка и не дает конечным ценам на АЗС расти темпами, превышающими инфляцию, сказали «Известиям» в ведомстве. Необходимости корректировать демпфер нет, поскольку экономические показатели демонстрируют его эффективность, считают в министерстве.

Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:

  • рост нефтяных цен на мировых биржах;
  • рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
  • сезонный рост потребления топлива;
  • падение курса рубля на валютных биржах;
  • отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
  • картельный сговор.

Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года

Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.

Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.

Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.

Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.

Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.

Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.

Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.

Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.

Итак, как вели себя ценники на бензин в первой половине текущего года:

  1. Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2021 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
  2. Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
  3. В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2021 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
  4. Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).

Получается, что на текущий момент нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость бензина на 20-25% по сравнению с началом 2021 года.

Глава «Российского топливного союза» уверяет автомобилистов, что паниковать не нужно, т.к. заметного скачка стоимости горючего на автозаправочных станциях не предвидится. Если цены и поднимутся, то не выше уровня инфляции.

По прогнозу главного аналитика группы компаний «ТелеТрейд», до сентября АИ-95 не будет стоить больше 51 руб. за литр, а цена АИ-92 не превысит 47 руб. за литр.

В начале сентября бензин подешевел впервые за последний год. По данным Росстата, за неделю с 30 августа по 6 сентября цены на бензин снизились на 0,31%, на дизельное топливо — на 0,14%. Бензин в среднем подешевел на 15 копеек — до 48,93 рубля за литр, а дизель — на 7 копеек, до 50,62 рубля за литр. Цена на АИ-92 снизилась на 17 копеек, до 45,99 рубля, на АИ-95 — на 16 копеек, до 49,82 рубля. АИ-98 подешевел на восемь копеек, до 57,57 рубля за литр.

Цены на топливо снизились, поскольку оптовые цены сократились. Ведь с начала года ситуация была такой: цены в оптовом звене росли очень быстрыми темпами, а в рознице АЗС увеличивали стоимость не намного, за счёт сокращения своей маржи. Сейчас произошло следующее: цены на бирже снизились на АИ-92 — на 5,5%, на АИ-95 — на 3%, на дизтопливо — на 3,5%. В розничном звене цены изменились не сильно: на АИ-92 — на 0,5–0,6%, на солярку — на 0,3%, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

По его словам, цены понизились, так как компании увеличили объёмы поставок на внутренний рынок, как этого требовало Минэнерго. Они пошли на этот шаг, опасаясь заградительных экспортных пошлин.

При этом сыграл роль сезонный спрос на топливо — осенью, после завершения основных сельхозработ, потребление бензина и дизеля снижается. Автомобилисты также реже заправляются на АЗС, так как заканчивается сезон отпусков и высокого спроса на топливо.

Вероятно, речь идёт о неких средних параметрах, которые и анализирует Росстат. В рознице, в массовом её понимании, бензин дешевле не стал: ему просто не с чего дешеветь. Во-первых, цены на нефть остаются довольно высокими относительно самих себя. Во-вторых, пропорции акцизов, сборов и налогов в цене литра топлива не изменились — они всё так же занимают примерно 2/3. Биржевая цена на топливо также существенно не снизилась. Следовательно, мы видим точечные изменения розничного рынка в ответ на локальные реакции спроса и предложения. Это не тенденция, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

Артём Деев считает, что цены останутся примерно на таком же уровне, как и сейчас. Факторов для резкого роста нет, как и для снижения. Вероятнее всего, что сейчас АЗС воспользуются сокращением оптовых цен, чтобы компенсировать потери прибыли за весь год.

Они получают 1,2 рубля заработка с продажи одного литра топлива вместо привычных 3–4 рублей. Потому возможно небольшое снижение цен (в пределах 0,5–0,7 рублей за литр). Либо они останутся на прежнем уровне. Рост цен сильно ограничит спрос и ударит по оборотам компаний, потому вряд ли розничные продавцы и вертикально интегрированные нефтяные компании на это пойдут, — пояснил Артём Деев.

Эксперты дали прогноз по ценам на бензин в 2021 году

Увеличения акцизов на бензин в 2021 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.

Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.

Существует три вида ставок акцизов: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для игристых (шампанских) вин в 2021 году действует ставка в размере 41 руб. за один литр.

Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется.

Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адволарную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2021 году акциз рассчитывается по ставке 2 359 руб. за одну тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости* (но не менее 3 205 руб. за одну тысячу штук).

Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2021, 2022 и 2023 годы.

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Налоговые ставки по акцизам на подакцизные товары на 2021 год

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2021 году.

Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Акцизы на бензин в 2021 году

Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2021 году.

Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.

За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.

Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.

Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.

В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.

Эксперты сейчас выделяют несколько важных причин, по вине которых могло произойти такое резкое повышение цены на топливо:

  • Пандемия спровоцировала большой спрос на энергоносители, повышение цен на сырье – баррель нефти сейчас стоит рекордные 76 долларов.
  • Банки установили завышенные показатели выпуска ценных бумаг.
  • Увеличился спрос на внутренний туризм, а, следовательно, и на топливо.
  • Началась посевная кампания, которая тоже требует больших топливных ресурсов.
  • Остановили производство несколько крупных нефтеперерабатывающих производств в связи с ремонтом.
  • Изменился курс доллара и ставки пошлин на вывоз нефти.
  • Необходимость пополнения федерального бюджета.

Скорее всего, повышение стоимости топлива не остановится, а будет только усугубляться. Вслед за ним ожидается и рост цен на продукты и товары первой необходимости. Особое опасение у экспертов вызывает послевыборный период, когда у правительства не будет стимула что-то предпринимать по урегулированию этого вопроса.

В соответствие с ФЗ-301, с 01.01.2021 года ст. 193 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой повышены акцизные ставки на бензин и нефтепродукты.

Согласно закону, в 2021 – 2021 гг. акциз на бензин, масла, авиационный керосин, прочие нефтепродукты останется без изменений. Повышение акцизных ставок предусмотрено с 1 января 2021 года в объеме 5-10% к ставкам акцизов, действующим ранее.

С 1 января в России вырастут акцизы на автомобильное топливо

В январе 2021 года стоимость нефти начала расти, подскочив с $51 до $55 за баррель. Не означает ли это, что демпферные платежи обнулятся или станут даже «прибыльными» для нефтяных компаний?

Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?

— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.

В отличие от многих других стран, в России складывается поистине уникальная ситуация, когда на ценники АЗС в большей степени влияют налоги в цене бензина, а не рыночная цена нефти. Совокупная налоговая составляющая в розничной цене литра уже достигла 65% – это официальная оценка Федеральной антимонопольной службы. Сюда входит и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, и, конечно, акцизы.

Текущая ставка акциза на бензин составляет 8,2 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,33 тысяч литров) получится, что размер акциза составляет примерно 6,17 рубля на литр бензина. Соответственно, при увеличении акциза до 12 374 рублей за тонну, размер акциза в цене вырастет на 3,13 рублей на литр до 9,3 рублей. Это увеличение обязательно заложат в розничную цену товара.

На первый взгляд, три рубля могут показаться мелочью, однако при регулярном использовании даже обычной легковушки, ежегодные затраты на бензин только из-за акциза могут заметно подрасти.

Возьмем среднестатистического автовладельца. К примеру, его легковушка тратит 9 литров бензина на 100 километров пути, а в год он в среднем накатывает 20 тысяч километров. В таком случае при нынешней средней цене бензина в 45,3 рублей (представим, что она неизменна) получится, что в год на бензин он тратит 81 540 рублей. Если цена возрастёт на 3 рубля, а мы учитываем её рост только от акциза, то новая цена, соответственно, составит уже 48,3 рубля. В процентах она вырастет на 6,6%.

При тех же параметрах использования в год на бензин наш автомобилист будет тратить уже 87 174 рубля, то есть почти на 6 тысяч больше. Его расходы на бензин вырастут на 7%.

Для одного человека это не много, но автоперевозки – это кровеносная система всей экономики, повышение акцизов отразится на росте почти всех товаров а заодно и многих услуг, ведь в их цену закладывается стоимость перевозки самих товаров и сырья для их производства.

Многие граждане считают, что акцизом облагается только алкоголь и табачные изделия. Но это не так. Что же понимают под словом «акциз» и перед кем лежит обязательство его уплачивать?

Какие особенности его начисления, какие нормативные акты содержат информацию о данном виде налога?

Акциз считается косвенным налогом государственного уровня, который устанавливается на продукцию, что массово потребляется (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты и т. д.).

Начисляется в рамках государства, чем и отличается от таможенного платежа с такой же функцией.

Сумма акциза включается в стоимость товара или в тарифы за предоставление услуг. В виду этого уплата производится и потребителями.

Как в 2021 году изменятся цены

Условия налогообложения, исчисления и уплаты акциза по бензину регулируется гл. 22 НК.

В соответствии с нормативными актами, плательщиками такого акциза являются юридические лица, которые реализуют произведенную продукцию.

Если лицо осуществляет оптовую, оптово-розничную или розничную продажу товара, оно не считается налогоплательщиком.

Акциз по нефтепродуктам уплачивается предприятием, что их производит, при непосредственной продаже (ст. 182 п. 1 подп. 1 НК), а также в том случае, когда:

Действие Законное закрепление
Продукция передается с целью переработки или возврата изготовленного товара из давальческого сырья ст. 182 п. 1 подп. 7, 12 НК
Продукция передается в рамках предприятия для изготовления товара, что не облагается акцизом и т. д. подпункт 8

При экспорте акциз не нужно уплачивать (ст. 183 п. 1 подп. 4 НК).

Продавцом должны быть предъявлены суммы акцизного налога на бензин к уплате (ст. 198 п. 1 НК), которая будет выделена в счете-фактуре и остальной первичной документации.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.
Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2021 году ставка на бензин 5 класса равняется 12 752 рублей за тонну, Акциз на бензин более низкого класса в 2021 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей. Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива.

Для того чтобы рассчитать сумму акциза, необходимо применить следующую формулу:

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

С 1 апреля 2021 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива — котельного или бункерного.

Отчетный период, за который происходит расчет акциза равен 1 месяцу. Как и в иные периоды, плательщики вправе получить налоговый вычет, с помощью которого происходит снижение налогового обязательства. Срок уплаты остался прежним – до 25 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо перечислить рассчитанную сумму.

Сроки и порядок представления декларации

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

Для подтверждения права на вычет по акцизам переработчикам нефтепродуктов необходимо подготовить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации лица, перерабатывающего нефть и нефтепродукты (копия);
  • договор на поставку нефтесырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг, связанных с переработкой нефтесырья;
  • счета-фактуры от поставщика нефтесырья;
  • документы, подтверждающие передачу нефтесырья на переработку (копии накладных на передачу в производство сырья, лимитно-заборных карт и т.д.).

Перечисленные документы предоставляются в налоговый орган вместе с декларацией в положенный срок.

В бухгалтерском учете акциз отражается на 68 счете «Расчеты по налогам и сборам». С этой целью к данному счету открывается субсчет «Расчеты по акцизам».

Отражается или нет акциз при реализации подакцизного товара будет зависеть от того, принимает ли налогоплательщик начисленный акциз к вычету или нет.

Предъявленный покупателю акциз отражается в корреспонденции со счетом, на котором отражена выручка от реализации таких товаров.

При начислении акциза в случае реализации товаров проводка будет следующей:

Д90.4 (91.2) К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

Если продавцом сумма акциза не выставляется покупателю, то сумма налога в бухучете отражается на 19 счете «Налог на добавленную стоимость», субсчете «Акцизы». Проводка при этом будет следующей:

Д19 субсчет «Акцизы» К68 субсчет «Расчеты по акцизам» – начисление акциза при реализации товара.

В случае безвозмездной передаче подакцизных товаров начисление акциза отражается в следующей проводкой:

Д91.2 К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

В том случае, если данные расходы для целей налога на прибыль не учитываются, то происходит возникновение налоговых обязательств. Последние в бухучете отражаются следующей проводкой:

Д99 К68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]