Закон о всеобщей воинской обязанности 1939г это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о всеобщей воинской обязанности 1939г это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Льготники в мирное время освобождаются от действительной службы и зачисляются в запас второй категории.

Если льготник, зачисленный в запас второй категории, ввиду изменившегося семейного положения, потеряет право на льготу, то он может быть призван из запаса на действительную службу, причем этот порядок сохраняется в течение пяти лет со дня призыва.

Закон СССР от 1.09.1939 о всеобщей воинской обязанности/Исходная редакция

Отсрочки призыва на действительную службу предоставляются учащимся средней школы до ее окончания, но не старше 20 лет.

Лица арестованные, сосланные и высланные, а также лишенные по суду избирательных прав, во время отбывания наказания не призываются в Армию и Флот.

Граждане, призванные на действительную военную службу, обязаны являться в воинские части в собственной исправной одежде, имея при себе: пару нательного белья, одну верхнюю рубашку или верхнюю куртку, одни брюки, исправную обувь (сапоги или ботинки), теплое пальто или ватную куртку, головной убор и мешок для укладки собственных вещей.

По прибытии в воинскую часть, зачисленным на действительную военную службу выдается казенное военное обмундирование по установленным нормам, а собственные вещи призывников принимаются воинскими частями на хранение в войсковых складах на все время нахождения его на действительной военной службе. (в ред. Закона СССР от 01.03.41)

По отбытии срока действительной службы военнослужащие зачисляются в запас первой категории.

Призывники, оставшиеся в излишке по выполнении наряда на укомплектование Армии и Флота, получившие льготу по семейному положению, а также признанные годными к нестроевой службе в военное время (статья 24), зачисляются в запас второй категории.

Запасные второй категории, зачисленные в запас как оставшиеся в излишке по выполнении наряда, могут быть по приказу Народного Комиссара Обороны призваны на действительную службу в течение пяти лет с момента зачисления в запас.

Примечание. Женщины в возрасте от 19 до 50 лет, принятые на учет в порядке статьи 13 настоящего Закона, зачисляются в запас второй категории.

Нюансы Закона о всеобщей воинской обязанности 1939 года

Запасные второй категории первого разряда призываются на двухмесячные сборы девять раз за время состояния в запасе первого разряда.

Запасные младшего начальствующего состава первого разряда, подготовляемые к званию младшего лейтенанта (или ему равному), призываются на учебный сбор сроком на три месяца.

Выдержавшие испытание на звание младшего лейтенанта (или ему равное) проходят дальнейшую службу в запасе на общих основаниях со средним начальствующим составом запаса. Не выдержавшие этого испытания остаются в запасе младшего начальствующего состава.

Запасные второго разряда первой и второй категорий призываются на месячные учебные сборы до пяти раз за время состояния в запасе второго разряда.

Запасные третьего разряда первой и второй категорий призываются на один месячный учебный сбор за время состояния в запасе третьего разряда.

  • 02.09.39 – Франция объявляет всеобщую мобилизацию 10/09/2021
  • 25.09.39 – подписание директивы ОКВ № 4 10/09/2021
  • Великобритания. Оптические приборы. Часть 2 09/09/2021
  • 19.10.40 – начало бомбардировок Бахрейна 09/09/2021
  • 08.09.39 — Великобритания вводит рационирование товаров 08/09/2021
  • 14.09.39 – потоплена первая немецкая подлодка 08/09/2021
  • 14.09.39 — битва за Кобрин 07/09/2021
  • Памятники и мемориалы / Россия. Псковская область. Часть 3 07/09/2021
  • 01.09.39 — словацкое вторжение в Польшу 07/09/2021
  • 06.09.45 – начало операции «Волшебный ковер» 06/09/2021

К 1939 г. Советский Союз прошел значительный путь развития и становления государственности. В стране проходили изменения социального и экономического характера, появилась первая Конституция государства. К концу десятилетия окончательно сформировалась реальная военная угроза. Это заставило правительство начать широкомасштабную работу, связанную с реорганизацией и модернизацией армии и флота.

  • Коллекции
  • Каталог фондов
  • Топ-100
  • Поиск
  • Общая информация
  • Ученый совет
  • Филиал в Тюменской области
  • Сотрудничество
  • Региональная и зарубежная сеть
  • СМИ
  • Организация мероприятий
  • Интернет-вещание
  • Нормативные и общие документы
  • Отправить обращение
  • Контактная информация
  • Электронные регистрации

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время началось с 1918 года. Декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15 января 1918 года предусматривал: добровольный набор; запись добровольцев не моложе 18 лет; доверять оружие только наиболее стойким и преданным рабочим, крестьянам и солдатам; срок службы — по подписке не менее 6 месяцев.

Однако уже первые месяцы после издания этого документа показали, что задачи по комплектованию РККА на добровольной основе не могли быть решены. В связи с этим 29 мая 1918 года было издано постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную армию». Первоначальный срок службы был установлен не менее 6 месяцев. В октябре 1918 года срок службы был увеличен до 1 года.

Дальнейшим шагом по законодательному регулированию вопросов комплектования армии явился декрет ВЦИК и СНК об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР от 28 сентября 1922 года. Он устанавливал: обязательную воинскую повинность; призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте (позднее декретом ВЦИК и СНК 21 марта 1924 года призывной возраст был установлен 21 год). Срок службы был определен следующий: в пехоте и артиллерии — 1,5 года (с 1924 по 1939 год — 2 года); в Воздушном флоте — 3,5 года (3 года); в Военно-Морском Флоте — 4,5 года (4 года).

18 сентября 1925 года был принят закон «Об обязательной военной службе» — первый закон Советского государства, регулирующий исполнение трудящимися обязанностей военной службы. В нем сохранялись прежние сроки призыва и призывной возраст; предоставлялись льготы по призыву для граждан с учетом их семейного положения. Учащиеся учебных заведений получали отсрочку от призыва до завершения образования. Закон от 13 августа 1930 года предоставлял отсрочки по религиозным убеждениям.

Следующий закон «О всеобщей воинской обязанности», регламентирующий формирование советской армии, был принят 1 сентября 1939 года. Он устанавливал, что граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу.

Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск — 2 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ — 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск — 3 года. Призыв на службу проводился с 15 сентября по 15 октября.

Этот закон действовал почти 28 лет. Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности был закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый 12 октября 1967 года. В нем определялось: «Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР».

Призыв граждан на действительную военную службу проводился ежегодно повсеместно два раза в год (в мае — июне и в ноябре — декабре) по приказу министра обороны СССР.

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время берёт свое начало с 1918 г., со времени создания РККА. 29 мая 1918 г. было издано постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». Декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР мужского пола» от 28 сентября 1922 г. устанавливал обязательную воинскую повинность, призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте, сроки службы от 1,5 лет (в пехоте и артиллерии) до 4,5 лет (в Военно-Морском Флоте). 13 августа 1930 г. был принят новый Закон СССР «Об обязательной военной службе». Эти законы носили классовый характер и определяли, что оборона СССР с оружием в руках осуществляется только трудящимися. На нетрудовые элементы возлагалось выполнение иных обязанностей по обслуживанию обороны СССР.

К 1939 г. в стране произошли значительные социально-экономические изменения, была принята новая Конституция СССР, в условиях непосредственной военной угрозы развернулась широкомасштабная работа по реорганизации и модернизации армии и флота. Все эти обстоятельства учитывал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР. В отличие от предшествующих аналогичных актов он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Все мужчины — граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе Вооружённых Сил СССР.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. действовал продолжительное время (почти 28 лет) и к середине 60-х гг., несмотря на изменения, неоднократно вносимые в него, уже не отвечал масштабам и характеру военного строительства, ведущегося в стране, не учитывал произошедших в ней социально-экономических преобразований. Естественным выходом в создавшемся положении явилось принятие 12 октября 1967 г. Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности». В нём определялось: «Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооружённых Сил СССР». Этим подчёркивалось всеобщность воинской обязанности.

Закон содержал целый ряд принципиально новых положений.

Призыв осуществлялся два раза в год: в мае — июне (исчислялся с 1 июля) и в ноябре — декабре (исчислялся с 1 января следующего года).

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время началось с 1918 года. Декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15 января 1918 года предусматривал: добровольный набор; запись добровольцев не моложе 18 лет; доверять оружие только наиболее стойким и преданным рабочим, крестьянам и солдатам; срок службы — по подписке не менее 6 месяцев.

Однако уже первые месяцы после издания этого документа показали, что задачи по комплектованию РККА на добровольной основе не могли быть решены. В связи с этим 29 мая 1918 года было издано постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную армию». Первоначальный срок службы был установлен не менее 6 месяцев. В октябре 1918 года срок службы был увеличен до 1 года.

Дальнейшим шагом по законодательному регулированию вопросов комплектования армии явился декрет ВЦИК и СНК об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР от 28 сентября 1922 года. Он устанавливал: обязательную воинскую повинность; призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте (позднее декретом ВЦИК и СНК 21 марта 1924 года призывной возраст был установлен 21 год). Срок службы был определен следующий: в пехоте и артиллерии — 1,5 года (с 1924 по 1939 год — 2 года); в Воздушном флоте — 3,5 года (3 года); в Военно-Морском Флоте — 4,5 года (4 года).

18 сентября 1925 года был принят закон «Об обязательной военной службе» — первый закон Советского государства, регулирующий исполнение трудящимися обязанностей военной службы. В нем сохранялись прежние сроки призыва и призывной возраст; предоставлялись льготы по призыву для граждан с учетом их семейного положения. Учащиеся учебных заведений получали отсрочку от призыва до завершения образования. Закон от 13 августа 1930 года предоставлял отсрочки по религиозным убеждениям.

О всеобщей воинской обязанности (Закон от 1 сентября 1939 г.)

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г.

ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.

Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась следующими признаками

:

  1. немногочисленностью (в 1923 г. состав Красной армии насчитывал 600 тыс. человек, составляющих 46 территориальных и 31 кадровую дивизию) и преобладанием доли коммунистов в армии;
  2. формирование Красной армии по смешанной системе, в ее составе создавались территориально-милиционные и кадровые части.

Причины реформы Красной армии в 1939 г.

:

  1. обострение международной обстановки;
  2. увеличение сложности военной техники, находившейся на вооружении Красной армии;
  3. сокращение численности Красной армии в результате массовых репрессий в 1937–1938 гг.

Основным результатом реформ

стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Реформирование затронуло организационную структуру Вооруженных сил СССР. Местный военный аппарат включал в себя

:

  1. военные советы (они возглавляли военные округа, число которых значительно возросло);
  2. военные комиссариаты (их система также стала более обширной; военные комиссариаты формировались в автономных республиках, областях и городах, тем самым обеспечивался наилучший учет военнообязанных и облегчался призыв в армию).

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу – до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью.

С началом Великой Отечественной войны Указом ПВС СССР «О военном положении»

На действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения — восемнадцать лет. Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск — 2 года; рядового и младшего начальствующего состава ВВС — 4 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ — 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск — 3 года и др.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) комплектование армии проводилось на основе всеобщей мобилизации, а также призывов лиц, достигших 18 лет. Кроме того, осуществлялся приём добровольцев на фронт.

В период с 1946 года по 1948 год призыв в армию не производился. Молодежь призывного возраста направлялась на восстановительные работы на шахтах, предприятиях тяжелого машиностроения, стройках. В 1949 году срок службы в сухопутных войсках и авиации был установлен 3 года, во флоте — 4 года. От призыва в армию освобождались студенты институтов. Студенты в вузах проходили военную подготовку, получали звание лейтенанта запаса и без прохождения службы зачислялись в запас.

12 октября 1967 года был принят закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Закон определял, что «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности.

Согласно закону, призыв осуществлялся два раза в год — весной и осенью. Призыву подлежали граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, но не старше 27 лет. Были установлены новые сроки службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск — 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск — 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих высшее образование, — 1 год.

К 1939 г. Советский Союз прошел значительный путь развития и становления государственности. В стране проходили изменения социального и экономического характера, появилась первая Конституция государства. К концу десятилетия окончательно сформировалась реальная военная угроза. Это заставило правительство начать широкомасштабную работу, связанную с реорганизацией и модернизацией армии и флота.

Указанные факторы были учтены в Законе СССР, принятом 01.09.1939 г. – в день вторжения Германии в Польшу и начала Второй мировой войны. Закон отличался от всех ранее принятых актов. В нем указывалось, что защита Отечества является священным долгом каждого гражданина Советского Союза. Поэтому все мужчины, вне зависимости от расовой, национальной, религиозной принадлежности, уровня образования и социального статуса, должны служить в армии или во флоте.

  1. §1.3 Профессиональная и личностная компетентность субъекта труда в исследованиях отечественных и зарубежных авторов
  2. Львов А.В.. История отечественной государственной службы: учебное пособие. — М.: МГПУ,2018. — 208 с., 2018
  3. Зин Н. В., Чирикин В. А., Шаханов В. В., Жамбровский В. М.. История отечественного государства и права. Часть I: учебное пособие. — Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС,2018. — 218 с., 2018
  4. 1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  5. 2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
  6. Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  7. § 5. Основания к отмене или изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу
  8. § 3. Обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания как способ защиты прав граждан
  9. § 1. Сущность прав граждан
  10. Библиография
  11. Библиография
  12. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А. А. Распопина, Г. А. Цыкунов, Т.А. Яковле­ва. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007, 2007
  13. 4. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел
  14. 32. Приватизация жилых помещений: понятие, правовое регулирование, принципы, условия, оформление.
  15. 2. Общее понятие управления. Кибернетика об управлении
  • Скачкова О. — Страхование
  • Левин Д. — Судебная медицина
  • Губанов В. — Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
  • Скачкова О.А. — Страхование
  • Нестерова А.Н. — Сенсационные ограбления и кражи
  • Кристи Н. — Пределы наказания
  • Зрелов А.М. — Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним правовые и налоговые аспекты
  • Федулов А. — Правоохранительные органы Российской Федерации
  • Мельников Н. — Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • Коллектив авторов — Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок

О проекте закона о всеобщей воинской обязанности

  1. § 4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны
  2. 84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г
  3. § 2. Начало Великой Отечественной войны
  4. 11.3. Период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.)
  5. 28. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета.
  6. 26. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
  7. 1. Армия в первые годы независимости Бирмы. Прави­тельство У Ну.
  8. 21.3. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
  9. 21.3. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
  10. 21.3. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
  11. 5. Закон о восстановлении воинской повинности
  12. 40. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской жизни.
  13. 5.7.2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
  14. 5.7.2. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг.

О мудром Верховном Совете

До 1939 года всеобщей воинской обязанности в Советском Союзе не было. В армию брали не всех, а на выбор. Это понятно: мы люди миролюбивые.

Призывной возраст — 21 год. Вот это непонятно. Нет бы призывать после школы в 18 лет или в 19, пусть парень отслужит и свободен. А так к 21 году человек мог работу найти и семью завести, а впереди неопределенность: возьмут или не возьмут.

И никто толком объяснить не может, почему надо забирать в армию в возрасте 21, а не раньше.

Великий смысл был заложен в эту систему. Она была как бы запрудой на реке, через нее пропускали не всех, только некоторых, а остальные накапливались. В нужный момент можно было ввести всеобщую воинскую обязанность (только предлог придумать) и всех, кто раньше в армии не служил, призвать под знамена. За много лет их вон сколько накопилось.

Момент наступил — 1 сентября 1939 года. В этот день введена всеобщая воинская обязанность. И всех, кто раньше не служил, начали загребать.

Теоретики марксизма (Карл Маркс и др.) и те, кто проводили в России идеи коммунизма (В.И.Ленин, Л.Троцкий, Каменев, И.Сталин, Ф.Дзержинский, Я.Свердлов и др.), были людьми сугубо гражданскими. Они были очень далеки от понимания практического значения армии в жизни государства, хотя совершенно правильно считали, что «…Всякое государство появляется там и тогда, где и когда появляются отряды вооруженных людей для защиты интересов господствующего класса».

Маркс предлагал заменить армию всеобщим вооружением народа. Он полагал, что при нападении врага на коммунистическое государство рабочие и крестьяне берут в руки оружие, собираются в отряды, выбирают себе военных руководителей, отбивают нападение врага и вновь возвращаются к своим станкам и нивам.

Исходя из этого марксовского тезиса, большевики и принялись сначала разлагать, а с приходом к власти и ликвидировать армию российского государства. Одновременно с весны 1917 года они стали создавать отряды вооруженных рабочих под названием «Красная Гвардия». Рабочие набирались в Красную Гвардию на добровольных началах. Это была первая система комплектования новой армии, армии большевиков. Командирами отрядов выбирались или назначались военно-революционным комитетом коммунистической партии (ВРК) из числа бывших солдат, унтер-офицеров, офицеров царской армии. Общее руководство этими отрядами в Петрограде осуществлял ВРК, в других городах местные организации коммунистической партии.

Однако с победой социалистической революции 25 октября (7 ноября) 1917 года стало стремительно нарастать вооруженное сопротивление противников большевиков. Кроме того, страна по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией. Германские войска разворачивали наступление. Возникла потребность замены на линии фронта распадающихся частей старой армии новыми частями. Запоздалое осознание новым руководством страны преждевременности ликвидации армии, и призывы большевиков к солдатам и офицерам тающей старой армии держать фронт результатов не давали.

16 января 1918 года ВЦИК и СНК (правительство большевиков) издают декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Принцип комплектования РККА был добровольческий. В РККА принимались только представители эксплуатируемых классов (рабочие и крестьяне). Еще 16 декабря 1917 года был издан декрет ВЦИК и СНК об уравнении в правах всех военнослужащих и выборности командного состава. В феврале 1918 года издается декрет «Об обязательном обучении военному искусству». По этому декрету все трудящиеся были обязаны пройти курс военного обучения. Все это осуществлялось в соответствии с тезисом Маркса о всеобщем вооружении народа.

Тезис Маркса оказался несостоятельным. Создание РККА не шло. Провозглашенная ударная неделя создания РККА под лозунгом «Социалистическое отечество в опасности!» с 17 по 23 февраля 1918 года (эта дата почему-то впоследствии стала праздноваться, как день создания Красной Армии) полностью провалилась.

Объявляется мобилизация в армию членов партии. Запрещается роспуск или самовольный уход бойцов из отрядов Красной Гвардии. Эти отряды объявляются частями РККА. С поздней весны 1918 года запрещается ликвидация сохранивших боеспособность полков старой армии. Они объявляются частями РККА. Так фактически сохраняются лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки, полки латышских стрелков и ряд других частей. Солдат уходящих из этих частей объявляют дезертирами Красной Армии, ловят и расстреливают, а их семьи арестовывают.

Такими приемами правительство Ленина стремительно переходило к принудительному принципу комплектования армии. 29 мая 1918 года объявляется обязательный набор на военную службу в РККА лиц в возрасте от 18 до 40 лет и одновременно создается сеть военных комиссариатов для выполнения этого декрета. Система военкоматов оказалась столь совершенна, что существует и по сей день.

12 июля 1918 года начинается призыв в армию лиц рождения 1893-1897 годов. Объявляется мобилизация в армию членов коммунистической партии. Летом 1918 года в РККА отменяется выборность командиров. Офицеры старой армии мобилизуются в РККА, а их семьи берутся в заложники (в ряде случаев члены семей штаб-офицеров и генералов помещались в тюрьмы). Офицерами старой армии укомплектовали около 35% командных должностей (по другим сведениями до 90%). Всего добровольно или принудительно в Красную Армию был взято 30 тыс. офицеров, 66 тыс. унтер-офицеров и 1мл.200 тыс. ранее служивших солдат. В апреле 1919 года в армию призываются лица рождения 1886-1890 годов. Восстанавливаются военные училища, которые методом краткосрочных курсов готовят командный состав; возобновляют работу военные академии.

После окончания гражданской войны принудительная система комплектования армии сохраняется, но несколько видоизменяется. В 1925 году принимается Закон об обязательной военной службе. Устанавливается ежегодный призыв в армию. Срок службы устанавливается в армии для красноармейцев 2 года, для младшего командного состава авиации и краснофлотцев во флоте 3 года. Для среднего, старшего и высшего командного состава (офицеры и генералы) срок службы устанавливается 25 лет. В армию не призывают лиц эксплуататорских классов (детей бывших дворян, купцов, офицеров старой армии, священников, фабрикантов), казаков, кулаков. Происходит постепенное удаление из РККА офицеров старой армии и замена их прошедшими полный курс военных училищ и академий обучения военнослужащими из числа рабочих и крестьян. Прием в военные училища осуществляется на добровольной основе.

В периоды расцвета древних государств, которые сопровождались захватническими войнами, вводилась рекрутская повинность широких слоёв населения, позволявшая набирать и пополнять необходимые для военных походов большие армии. В частности, рекрутские наборы существовали в Древнем Египте в эпоху Нового Царства (II тысячелетие до н. э.)[3], в Ассирии, ведшей частые войны в I тысячелетии до н. э.[4]

Средневековые монархи распоряжались королевским остом — ополчением вассалов, созываемым исключительно на случай войны. Теоретически каждый вассал и даже каждый подданный был обязан службой в осте королю как сюзерену. Но обычай быстро свел эту обязанность до ничтожной малости. Вассалы приводили в королевский ост не более десятой части рыцарей, которыми могли располагать в частных войнах, коммуны присылали ограниченное число сержантов. Кроме того, служба рыцарей почти по всем обычаям была ограничена сорока днями, пехота служила не более трех месяцев. Чтобы ост мог вести боевые действия дольше шести недель, ему приходилось платить жалованье[8].

Новая страница в истории воинской обязанности началась во время Тридцатилетней войны. В начале XVII века Швеция первой из европейских государств приступила к комплектованию вооружённых сил рекрутами и добилась значительных успехов в борьбе с наёмными вооружёнными силами других государств. При участии духовенства составлялись посемейные списки по всей стране всех мужчин старше 15 лет, и производился набор по усмотрению местных властей[9]. Рекрутская повинность явилась предпосылкой дальнейшей агрессивной экспансии Швеции в XVII веке[10].

Пётр I по примеру Швеции ввёл рекрутскую повинность в России. В 1699 году накануне войны со Швецией Пётр I повелел рекрутировать в армию «даточных, охочих, праздных людей» и боярских слуг, окончательно рекрутская повинность была введена в 1705 году[11].

Специфика воинской обязанности на Руси заключалась в том, что помимо дворян было и другое военнообязанное сословие — казаки.

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской Революции. В феврале 1793 года Конвент объявил принудительный набор 300 тысяч человек[12], а через полгода — в августе — декретировал общую военную обязанность — Levée en masse[13]. В 1798 году был принят закон[14], в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несёт обязанность защищать нацию». Это позволило создать «Великую армию», которую Наполеон назвал «вооружённой нацией» и которая успешно воевала против профессиональных армий Европы. Но эта система не удержалась во Франции после падения Наполеона. В период Реставрации Бурбонов французская армия комплектовалась добровольцами, а позднее — по жребию с правом заместительства[15].

В начале XX века индустриально развитые государства планировали военное строительство, предполагая, что будущие конфликты будут решены с материальными и человеческими ресурсами, накопленными в мирное время. Однако Первая мировая война быстро съела накопленные военные резервы, а увеличившиеся в XX веке возможности оборонной промышленности позволили наладить выпуск большого числа военной продукции, в том числе используя малоквалифицированный труд. Это привело к массовым мобилизациям в странах-участницах, так, Германия уже в самом начале войны призвала в ряды вооружённых сил 3,8 млн из 67 млн населения на 1914 год, Россия — 5,3 млн из 173 млн общего населения.

По итогам Версальского мира Германия, как проигравшая страна, не имела права проводить набор в вооружённые силы на призывной основе; всеобщая воинская повинность была возобновлена 16 марта 1935 года на основе контрактной службы — рейхсвера.

Вторая мировая война, как и Первая мировая, отличалась большим размахом, относительной дешевизной военной продукции и, следовательно, обширными мобилизациями. После войны Организация Варшавского договора в военном планировании придерживалась советского опыта и основную ставку делала на обучение во время срочной службы большого числа призывников, дабы мобилизовать большие подразделения на случай войны; европейские страны — члены НАТО, имея перспективу войны с массовыми вооружёнными силами на своей территории, комплектовали свои вооружённые силы также на основе всеобщей воинской повинности.

Конец XX века характеризовался распадом СССР и ОВД, окончанием «холодной войны», и, следовательно, уменьшением военных расходов и риска полномасштабного военного конфликта. В связи с этим многие страны Европы приостановили всеобщую воинскую повинность. Правда, через некоторое время несколько стран (Литва, Дания, Швеция, Украина и т. д.) вернули принуждение обратно.

В современном обществе наметилась тенденция усложнения военных профессий и военного имущества, вместе с наличием ядерных сил сдерживания и некоторым затиханием военных конфликтов это понижает вероятность масштабных конфликтов. Многие страны (в основном, члены NATO) в военном планировании предполагают в основном краткосрочные конфликты, в ходе которых поставленные задачи могут быть решены материальными и людскими резервами, накопленными в мирное время. Эти государства приостанавливают воинскую повинность в мирное время, а некоторые — и воинскую обязанность. В то же время страны, которые видят перед собой перспективу длительного или интенсивного конфликта (Греция, Турция, Израиль, КНДР), намерены сохранять воинскую обязанность и комплектование вооружённых сил на призывной основе. В России с 2013 года идет военная реформа, предусматривающая переход на контрактную армию (при благоприятном сценарии). В 2016 году впервые в истории России сержантский состав стал полностью профессиональным[16]. По некоторым данным, в ВМФ России с 2017 года не берут «срочников»[17][18].

В последнее время наметилась тенденция возобновления призыва в вооружённые силы, так, был возобновлён призыв в ВС Литвы, ВС Швеции, ВС Молдовы, ВС Украины (отменённый Януковичем) и в других. В 2015 году Литва, прежде отменившая в 2008 году срочную службу, вернула призыв служить, что вызвало массу недовольства среди населения страны. Изначально планировалось это сделать временно на последующие 5 лет, но позже было заявлено, что такое введение, скорее всего, будет навсегда и навряд ли будет отменено. В 2017 году шведское правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность, приостановленную в 2010 году. В 2018 году Республика Молдова попыталась перейти на полностью контрактную армию, но сделать этого не получилось.

В допетровский период воинской обязанности в современном её понимании практически не существовало. Русское население разделялось на сословия тяглые, обязанные государству налогами, и служилые, обязанные службой. Основой войска являлись дворянское ополчение (феодальная конница) и стрелецкая пехота.

В XVII веке стало всё более очевидным отставание подобной военной организации от более передовых европейских армий того времени, особенно шведской и польско-литовской (так как эти страны были соседями Руси). Начались попытки организовать полки иноземного строя, адаптировавшие иностранный военный опыт. При наборе этих войск использовались, помимо иностранных военных специалистов, и русских «охочих людей», также и «даточные люди» (приходившие в войска по призыву). Однако вплоть до воцарения Петра подобные полки были малочисленны, и всё ещё имели невысокую боеготовность.

  • Россия

В Российской Федерации существует Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат:

— граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет—

Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», срок службы устанавливается для:

— призванных после 1 января 2008 г. — 12 месяцев

Лица мужского и женского пола, окончившие медицинские учебные заведения среднего или высшего образования, признаются военнообязанными. При этом лица женского пола обязательному призыву не подлежат, но имеют право проходить военную службу по контракту. Таким лицам, вне зависимости от пола присваивается воинское звание солдатского или офицерского звена медицинских войск (например, сержант медицинской службы).

Лица, окончившие учебные военные центры при вузах, будут проходить службу по контракту на три года (п. 3, ст. 38). Окончившие обучение на военных кафедрах по программам подготовки офицеров, старшин, сержантов, солдат и матросов зачисляются в запас.

Возможна замена военной службы альтернативной, но срок альтернативной гражданской службы больше (18 или 21 месяц), и право на замену надо обосновать.

Принудительно не призываются в армию представители коренных малочисленных народов Севера, Северо-Запада и Сибири; с 2009 по 2013 годы не призывались жители Чечни, Дагестана и Ингушетии.

  • Израиль

До 3 лет. Призыву подлежат лица как мужского, так и женского пола. Женщины — 2 года. Однако существует также ряд ограничений для женского призыва в армию по религиозным причинам, которым пользуется более трети всех женщин призывного возраста[30].

  • Казахстан — типы воинской службы подразделяются на: срочная воинская служба (для граждан мужского пола 18—27 лет сроком на 12 месяцев); служба офицеров запаса (для парней до 29 лет сроком на 24 месяца); воинская служба по контракту (согласно сроку, указанному в контракте); воинские сборы (для военнообязанных сроком от 2 недель до трех месяцев). Призыв граждан на срочную воинскую службу осуществляется 2 раза в год: с марта по июнь и с сентября по декабрь.[31].
  • КНР. Призыв на военную службу осуществляется в возрасте 18 лет, при этом — реально вступить в ряды вооруженных сил КНР можно, лишь пройдя специальный отбор. Обычно одеться в военную форму стремятся молодые люди из бедных сельских районов, поскольку армия обеспечивает их жильём и стабильной зарплатой.
  • КНДР — Корейская Народно-Демократическая Республика. Призыву подвергаются граждане по достижении 17 лет. Срок срочной службы призывника:
  • в сухопутных войсках — 5—12 лет.
  • в войсках ВВС и ПВО — 3—4 года.
  • в ВМФ — 5—10 лет.

Обязанность — долг
Словарь синонимов

Обязанность — обязанности, ж. (книжн.). То, что подлежит безусловному выполнению кем-н., что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям. Воинская……..
Толковый словарь Ушакова

Обязанность Ж. — 1. То, что подлежит безусловному выполнению кем-л. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям). 2. Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-л. должности.
Толковый словарь Ефремовой

Всеобщая Декларация Прав Человека — — важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей OOH 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы……..
Политический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — — документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Провозглашает приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закрепляет равенство всех перед……..
Политический словарь

Воинская Обязанность — — в РФ — закрепленная в Конституции РФ обязанность граждан проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ и защищать Отечество. При этом ст. 59 Конституции РФ……..
Экономический словарь

Воинская Повинность — — установленная законом обязанность
гражданина (обычно с 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Впервые В.п. Была введена во Франции в 1798 г………
Экономический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — (англ. Universal Declaration of Human Rights) — международный акт универсального характера по
правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в
развитие
……..
Экономический словарь

Всеобщая Конкуренция — —
рыночная экономика есть
конкуренция во всех ее
сферах и на всех уровнях.
Экономический словарь

Всеобщая Система Преференций — См. Система преференций всеобщая
Экономический словарь

Госстрах Ссср — союзно-республиканская система органов государственного страхования в бывшем СССР, осуществлявших операции личного и имущественного страхования, объединявшая органы……..
Экономический словарь

Обязанность — -и; ж. То, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности……..
Толковый словарь Кузнецова

Единый Тарифно-квалификационный Справочник Работ И Профессий Рабочих Народного Хозяйства Ссср (еткс) — — нормативный
документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим.
Тарификация работ производится в соответствии……..
Экономический словарь

Обязанность Возмещения Убытка — 1) Предъявляемое к страховой
организации в соответствии с условиями определенного вида страхования
требование выплатить в течение оговоренных сроков страхователю……..
Экономический словарь

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

В периоды расцвета древних государств, которые сопровождались захватническими войнами, вводилась рекрутская повинность широких слоёв населения, позволявшая набирать и пополнять необходимые для походов большие армии. В частности, рекрутские наборы существовали в Древнем Египте в эпоху Нового Царства (II тысячелетие до н. э.)[3], в Ассирии, ведшей частые войны в I тысячелетии до н. э.[4]

Средневековые монархи распоряжались королевским остом — ополчением вассалов, созываемым исключительно на случай войны. Теоретически каждый вассал и даже каждый подданный был обязан службой в осте королю как сюзерену. Но обычай быстро свел эту обязанность до ничтожной малости. Вассалы приводили в королевский ост не более десятой части рыцарей, которыми могли располагать в частных войнах, коммуны присылали ограниченное число сержантов. Кроме того, служба рыцарей почти по всем обычаям была ограничена сорока днями, пехота служила не более трех месяцев. Чтобы ост мог вести боевые действия дольше шести недель, ему приходилось платить жалованье.[8]

Русская специфика заключается в том, что, помимо дворян, было и другое военнообязанное сословие — казаки.

Новая страница в истории воинской обязанности началась во время Тридцатилетней войны. В начале XVII века Швеция первой из европейских государств приступила к комплектованию вооружённых сил рекрутами и добилась значительных успехов в борьбе с наёмными вооружёнными силами других государств. Рекрутская повинность явилась предпосылкой дальнейшей агрессивной экспансии Швеции в XVII веке.[9]

Петр I по примеру Швеции ввел рекрутскую повинность в России. В 1699 года накануне войны со Швецией Петр I повелел рекрутировать в армию «даточных, охочих, праздных людей» и боярских слуг, окончательно рекрутская повинность была введена в 1705 году.[10]

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской Революции. В феврале 1793 года Конвент объявил принудительный набор 300 тысяч человек, а через полгода — в августе — декретировал общую военную обязанность — Levée en masse.[11] В 1798 году был принят закон, в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несёт обязанность защищать нацию». Это позволило создать «Великую армию», которую Наполеон назвал «вооружённой нацией» и которая успешно воевала против профессиональных армий Европы. Но эта система не удержалась во Франции после падения Наполеона. В период Реставрации Бурбонов французская армия комплектовалась добровольцами, а позднее — по жребию с правом заместительства.[12]

В начале XX века индустриально развитые государства планировали военное строительство, предполагая, что будущие конфликты будут решены с материальными и человеческими запасами, накопленными в мирное время. Однако Первая мировая война быстро съела накопленные резервы, а увеличившиеся в XX веке возможности оборонной промышленности позволили наладить выпуск большого числа военной продукции, в том числе используя малоквалифицированный труд. Это привело к массовым мобилизациям в странах-участницах, так Германия уже в самом начале войны призвала в ряды вооружённых сил 3,8 млн из 67 млн населения на 1914 год, Россия — 5,3 млн из 173 млн общего населения.

По итогам Версальского мира Германия, как проигравшая страна, не имела права проводить набор в вооружённые силы на призывной основе; всеобщая воинская повинность была возобновлена 16 марта 1935 года на основе контрактной службы — рейхсвера.

Вторая мировая война, как и Первая Мировая, отличалась большим размахом, относительной дешевизной военной продукции и, следовательно, обширными мобилизациями. После войны Организация Варшавского договора в военном планировании придерживалась советского опыта и основную ставку делала на обучение во время срочной службы большого числа призывников, дабы мобилизовать большие подразделения на случай войны; европейские страны — члены НАТО, имея перспективу войны с массовыми вооружёнными силами на своей территории, комплектовали свои вооружённые силы также на основе всеобщей воинской повинности.

Конец XX века характеризовался распадом СССР и ОВД, окончанием «холодной войны», и, следовательно, уменьшением военных расходов и риска полномасштабного военного конфликта. В связи с этим многие страны Европы отказались от всеобщей воинской повинности.

  • Kitchener-Britons.jpg

    Британцы! Вы нужны (Лорду Китченеру)! Вступайте в армию своей Родины! Боже, храни короля. (Плакат 1-ой мировой войны)

  • New Names Canadian WW1 recruiting poster.jpg

    Новые имена в канадской истории. А ты среди них? Запишись!

  • Unclesamwantyou.jpg

    Ты мне нужен — для Армии США! Пора записаться!

В современном обществе наметилась тенденция усложнения военных профессий и военного имущества, вместе с некоторым затиханием военных конфликтов это понижает вероятность масштабных конфликтов. Многие страны (в основном, члены НАТО) в военном планировании предполагают в основном краткосрочные конфликты, в ходе которых поставленные задачи могут быть решены материальными и людскими резервами, накопленными в мирное время. Эти государства отказываются от воинской повинности в мирное время, а некоторые и от воинской обязанности. В то же время страны, которые видят перед собой перспективу длительного или интенсивного конфликта (Россия, Греция, Турция, Израиль, КНДР), намерены сохранять воинскую обязанность и комплектование вооружённых сил на призывной основе.

В допетровский период воинской обязанности в современном её понимании практически не существовало. Русское население разделялось на сословия тяглые, обязанные государству налогами, и служилые, обязанные службой. Основой войска являлись дворянское ополчение (феодальная конница) и стрелецкая пехота.

В XVII веке стало всё более очевидным отставание подобной военной организации от более передовых европейских армий того времени, особенно шведской и польско-литовской. Начались попытки организовать на Руси полки иноземного строя, адаптировавшие иностранный военный опыт. При наборе этих войск использовались, помимо иностранных военных специалистов, и русских «охочих людей», также и «даточные люди» (приходившие в войска по призыву). Однако вплоть до воцарения Петра подобные полки были малочисленны, и всё ещё имели невысокую боеготовность.

1939-09-01, О всеобщей воинской обязанности

В периоды расцвета древних государств, которые сопровождались захватническими войнами, вводилась рекрутская повинность широких слоёв населения, позволявшая набирать и пополнять необходимые для военных походов большие армии. В частности, рекрутские наборы существовали в Древнем Египте в эпоху Нового Царства (II тысячелетие до н. э.)[3], в Ассирии, ведшей частые войны в I тысячелетии до н. э.[4]

Средневековые монархи распоряжались королевским остом — ополчением вассалов, созываемым исключительно на случай войны. Теоретически каждый вассал и даже каждый подданный был обязан службой в осте королю как сюзерену. Но обычай быстро свел эту обязанность до ничтожной малости. Вассалы приводили в королевский ост не более десятой части рыцарей, которыми могли располагать в частных войнах, коммуны присылали ограниченное число сержантов. Кроме того, служба рыцарей почти по всем обычаям была ограничена сорока днями, пехота служила не более трех месяцев. Чтобы ост мог вести боевые действия дольше шести недель, ему приходилось платить жалованье[8].

Новая страница в истории воинской обязанности началась во время Тридцатилетней войны. В начале XVII века Швеция первой из европейских государств приступила к комплектованию вооружённых сил рекрутами и добилась значительных успехов в борьбе с наёмными вооружёнными силами других государств. При участии духовенства составлялись посемейные списки по всей стране всех мужчин старше 15 лет, и производился набор по усмотрению местных властей[9]. Рекрутская повинность явилась предпосылкой дальнейшей агрессивной экспансии Швеции в XVII веке[10].

Пётр I по примеру Швеции ввёл рекрутскую повинность в России. В 1699 году накануне войны со Швецией Пётр I повелел рекрутировать в армию «даточных, охочих, праздных людей» и боярских слуг, окончательно рекрутская повинность была введена в 1705 году[11].

Специфика воинской обязанности на Руси заключалась в том, что помимо дворян было и другое военнообязанное сословие — казаки.

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской Революции. В феврале 1793 года Конвент объявил принудительный набор 300 тысяч человек[12], а через полгода — в августе — декретировал общую военную обязанность — Levée en masse[13]. В 1798 году был принят закон[14], в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несёт обязанность защищать нацию». Это позволило создать «Великую армию», которую Наполеон назвал «вооружённой нацией» и которая успешно воевала против профессиональных армий Европы. Но эта система не удержалась во Франции после падения Наполеона. В период Реставрации Бурбонов французская армия комплектовалась добровольцами, а позднее — по жребию с правом заместительства[15].

В начале XX века индустриально развитые государства планировали военное строительство, предполагая, что будущие конфликты будут решены с материальными и человеческими ресурсами, накопленными в мирное время. Однако Первая мировая война быстро съела накопленные военные резервы, а увеличившиеся в XX веке возможности оборонной промышленности позволили наладить выпуск большого числа военной продукции, в том числе используя малоквалифицированный труд. Это привело к массовым мобилизациям в странах-участницах, так, Германия уже в самом начале войны призвала в ряды вооружённых сил 3,8 млн из 67 млн населения на 1914 год, Россия — 5,3 млн из 173 млн общего населения.

По итогам Версальского мира Германия, как проигравшая страна, не имела права проводить набор в вооружённые силы на призывной основе; всеобщая воинская повинность была возобновлена 16 марта 1935 года на основе контрактной службы — рейхсвера.

Вторая мировая война, как и Первая мировая, отличалась большим размахом, относительной дешевизной военной продукции и, следовательно, обширными мобилизациями. После войны Организация Варшавского договора в военном планировании придерживалась советского опыта и основную ставку делала на обучение во время срочной службы большого числа призывников, дабы мобилизовать большие подразделения на случай войны; европейские страны — члены НАТО, имея перспективу войны с массовыми вооружёнными силами на своей территории, комплектовали свои вооружённые силы также на основе всеобщей воинской повинности.

Конец XX века характеризовался распадом СССР и ОВД, окончанием «холодной войны», и, следовательно, уменьшением военных расходов и риска полномасштабного военного конфликта. В связи с этим многие страны Европы приостановили всеобщую воинскую повинность. Правда, через некоторое время несколько стран (Литва, Дания, Швеция, Украина и т. д.) вернули принуждение обратно.

В современном обществе наметилась тенденция усложнения военных профессий и военного имущества, вместе с наличием ядерных сил сдерживания и некоторым затиханием военных конфликтов это понижает вероятность масштабных конфликтов. Многие страны (в основном, члены NATO) в военном планировании предполагают в основном краткосрочные конфликты, в ходе которых поставленные задачи могут быть решены материальными и людскими резервами, накопленными в мирное время. Эти государства приостанавливают воинскую повинность в мирное время, а некоторые — и воинскую обязанность. В то же время страны, которые видят перед собой перспективу длительного или интенсивного конфликта (Греция, Турция, Израиль, КНДР), намерены сохранять воинскую обязанность и комплектование вооружённых сил на призывной основе. В России с 2013 года идет военная реформа, предусматривающая переход на контрактную армию (при благоприятном сценарии). В 2016 году впервые в истории России сержантский состав стал полностью профессиональным[16]. По некоторым данным, в ВМФ России с 2017 года не берут «срочников»[17][18].

В последнее время наметилась тенденция возобновления призыва в вооружённые силы, так, был возобновлён призыв в ВС Литвы, ВС Швеции, ВС Молдовы, ВС Украины (отменённый Януковичем) и в других. В 2015 году Литва, прежде отменившая в 2008 году срочную службу, вернула призыв служить, что вызвало массу недовольства среди населения страны. Изначально планировалось это сделать временно на последующие 5 лет, но позже было заявлено, что такое введение, скорее всего, будет навсегда и навряд ли будет отменено. В 2017 году шведское правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность, приостановленную в 2010 году. В 2018 году Республика Молдова попыталась перейти на полностью контрактную армию, но сделать этого не получилось.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

В допетровский период воинской обязанности в современном её понимании практически не существовало. Русское население разделялось на сословия тяглые, обязанные государству налогами, и служилые, обязанные службой. Основой войска являлись дворянское ополчение (феодальная конница) и стрелецкая пехота.

В XVII веке стало всё более очевидным отставание подобной военной организации от более передовых европейских армий того времени, особенно шведской и польско-литовской (так как эти страны были соседями Руси). Начались попытки организовать полки иноземного строя, адаптировавшие иностранный военный опыт. При наборе этих войск использовались, помимо иностранных военных специалистов, и русских «охочих людей», также и «даточные люди» (приходившие в войска по призыву). Однако вплоть до воцарения Петра подобные полки были малочисленны, и всё ещё имели невысокую боеготовность.

  • Россия

В Российской Федерации существует Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат:

— граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет—

Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», срок службы устанавливается для:

— призванных после 1 января 2008 г. — 12 месяцев

Лица мужского и женского пола, окончившие медицинские учебные заведения среднего или высшего образования, признаются военнообязанными. При этом лица женского пола обязательному призыву не подлежат, но имеют право проходить военную службу по контракту. Таким лицам, вне зависимости от пола присваивается воинское звание солдатского или офицерского звена медицинских войск (например, сержант медицинской службы).

Лица, окончившие учебные военные центры при вузах, будут проходить службу по контракту на три года (п. 3, ст. 38). Окончившие обучение на военных кафедрах по программам подготовки офицеров, старшин, сержантов, солдат и матросов зачисляются в запас.

Возможна замена военной службы альтернативной, но срок альтернативной гражданской службы больше (18 или 21 месяц), и право на замену надо обосновать.

Принудительно не призываются в армию представители коренных малочисленных народов Севера, Северо-Запада и Сибири; с 2009 по 2013 годы не призывались жители Чечни, Дагестана и Ингушетии.

  • Израиль

До 3 лет. Призыву подлежат лица как мужского, так и женского пола. Женщины — 2 года. Однако существует также ряд ограничений для женского призыва в армию по религиозным причинам, которым пользуется более трети всех женщин призывного возраста[30].

  • Казахстан — типы воинской службы подразделяются на: срочная воинская служба (для граждан мужского пола 18—27 лет сроком на 12 месяцев); служба офицеров запаса (для парней до 29 лет сроком на 24 месяца); воинская служба по контракту (согласно сроку, указанному в контракте); воинские сборы (для военнообязанных сроком от 2 недель до трех месяцев). Призыв граждан на срочную воинскую службу осуществляется 2 раза в год: с марта по июнь и с сентября по декабрь.[31].
  • КНР. Призыв на военную службу осуществляется в возрасте 18 лет, при этом — реально вступить в ряды вооруженных сил КНР можно, лишь пройдя специальный отбор. Обычно одеться в военную форму стремятся молодые люди из бедных сельских районов, поскольку армия обеспечивает их жильём и стабильной зарплатой.
  • КНДР — Корейская Народно-Демократическая Республика. Призыву подвергаются граждане по достижении 17 лет. Срок срочной службы призывника:
  • в сухопутных войсках — 5—12 лет.
  • в войсках ВВС и ПВО — 3—4 года.
  • в ВМФ — 5—10 лет.

Статья 1. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских граждан.

Статья 2. Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 3. Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Статья 4. Вооруженные Силы СССР состоят из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск.

Статья 5. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР.

Статья 6. Граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе — военнообязанными.

Статья 7. Военнослужащие и военнообязанные принимают военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Статья 8. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав.

Офицерский состав Вооруженных Сил СССР подразделяется на:

младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана включительно и им равные);

старший офицерский состав (от майора до полковника, включительно и им равные);

высший офицерский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Статья 9. Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается соответствующее воинское звание.

Воинские звания устанавливаются Президиумом Верховного Совета СССР.

Порядок присвоения воинских званий рядовых (матросов), ефрейторов (старших матросов), сержантов и старшин определяется Министром обороны СССР.

Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются:

генералов и адмиралов — Советом Министров СССР;

маршалов родов войск и специальных войск, адмиралов флота, генералов армии, главных маршалов родов войск, адмиралов флота Советского Союза, маршалов Советского Союза, Генералиссимуса Советского Союза — Президиумом Верховного Совета СССР.

Лица, имеющие воинские звания, кроме лиц высшего офицерского состава, могут быть лишены этих званий по приговору суда при осуждении за тяжкое преступление.

Ефрейторы (старшие матросы), сержанты (старшины), прапорщики и мичманы могут быть лишены воинских званий также в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР, младшие офицеры — Министром обороны СССР, а старшие офицеры — по решению Совета Министров СССР.

Снижение в воинском звании сержантов (старшин), младших и старших офицеров на одну ступень может производиться как мера дисциплинарного взыскания в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР.

Лица высшего офицерского состава могут быть снижены в воинских званиях или лишены воинских званий Советом Министров СССР или Президиумом Верховного Совета СССР (применительно к порядку присвоения воинских званий этим лицам).

Статья 17. До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка.

С учащейся молодежью начальная военная подготовка, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования штатными военными руководителями.

Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений несут ответственность за то, чтобы все юноши допризывных и призывных возрастов проходили подготовку к действительной военной службе.

Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений несут ответственность за то, чтобы все юноши допризывных и призывных возрастов проходили подготовку к действительной военной службе.

Статья 18. В учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования ежегодно проводится подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР. Количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Советом Министров СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются Министерством обороны СССР. Для прохождения указанной подготовки привлекаются в установленном порядке юноши, достигшие 17-летнего возраста.

В городах подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР проводится без отрыва от производства. На период подготовки обучающимся юношам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня применительно к правилам, предусмотренным действующим законодательством для рабочих и служащих, обучающихся в школах рабочей молодежи, а на время подготовки и сдачи экзаменов им предоставляется отпуск продолжительностью 7 — 15 рабочих дней (в зависимости от специальности и объема учебных программ) с сохранением за ними среднего заработка по основному месту работы.

В сельских районах подготовка указанных специалистов может проводиться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. Перечень таких районов определяется Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов.

За призывниками, привлекаемыми к обучению с отрывом от производства, за все время обучения, включая время проезда к месту учебы и обратно, если это связано с выездом из места постоянного жительства, сохраняются место работы, занимаемая должность и выплачивается 50 процентов среднего заработка по месту работы. Колхозы, предприятия, учреждения и организации, в которых они постоянно работают, оплачивают расходы по найму жилья для призывников на период их сборов, а также стоимость проезда к месту учебы и обратно.

Посещение занятий призывниками, привлеченными военными комиссариатами для обучения военным специальностям, является обязательным.

Исчисление рабочим, служащим и колхозникам среднего заработка, указанного в настоящей и других статьях Закона, производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Начальная военная подготовка и подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР осуществляются под руководством Министерства обороны СССР. Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов, районов, поселков и сел, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов, соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства совместно с Министерством обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР создают необходимую учебно-материальную базу, обеспечивают подбор и подготовку военных руководителей для начальной военной подготовки, осуществляют контроль за ее организацией и проведением.

Статья 20. Для подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и проведения очередных призывов на действительную военную службу территория СССР разделяется на районные (городские) призывные участки.

Статья 21. К призывным участкам ежегодно, в течение января — марта, приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет.

Министерству обороны СССР предоставляется право переносить сроки приписки граждан к призывным участкам в местностях, где явка граждан на приписку в указанные сроки и по климатическим условиям затруднена.

Приписка производится районными (городскими) военными комиссариатами по месту постоянного или временного жительства, о чем приписанному выдается специальное свидетельство.

Медицинское освидетельствование граждан, приписываемых к призывным участкам, производится врачами, выделяемыми по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов из местных лечебных учреждений в распоряжение районных (городских) военных комиссариатов.

Домоуправления (жилищно-эксплуатационные конторы, комендатуры), домовладельцы, военно-учетные столы при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, отделы кадров предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений ежегодно в сроки, устанавливаемые Министерством обороны СССР, представляют в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]