Закон о государственных закупках 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о государственных закупках 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 39. Основания осуществления государственных закупок способом из одного источника

1. Государственные закупки способом из одного источника осуществляются в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Государственные закупки способом из одного источника по несостоявшимся государственным закупкам осуществляются в случаях, если:

1) государственные закупки способом конкурса (аукциона) признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Настоящее положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом конкурса (аукциона) были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан;

2) государственные закупки способом запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных настоящим Законом, или принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 8 и 10 статьи 38 настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.

Обеспечение исполнения договора 2021

Статья 43. Заключение договора о государственных закупках

1. Проекты договоров о государственных закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, государственных закупках работ и государственных закупках услуг, утверждаемыми уполномоченным органом.

По отдельным видам товаров, работ, услуг уполномоченным органом могут быть утверждены типовые договоры о государственных закупках.

Договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

2. Заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью посредством веб-портала государственных закупок:

1) в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока на обжалование протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона);

2) в течение пяти рабочих дней со дня определения победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений.

В случаях, когда процедуры выбора поставщика, в том числе процедуры обжалования итогов государственных закупок, проведенных в рамках предварительного годового плана государственных закупок, завершены до утверждения соответствующего бюджета (плана развития) проект договора о государственных закупках направляется победителю в течение пяти рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета (плана развития).

3. Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.

4. Требования по заключению договора о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок не распространяются на случаи, предусмотренные подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40), 41) пункта 3 статьи 39 и статьей 50 настоящего Закона.

При этом срок заключения договоров о государственных закупках, предусмотренных частью первой настоящего пункта, не может быть более тридцати календарных дней со дня направления потенциальному поставщику проекта договора о государственных закупках.

5. В случае если договор о государственных закупках предусматривает передачу возникших или могущих возникнуть споров по указанному договору на рассмотрение в арбитраж, к нему должно прилагаться письменное согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в отношении коммунального имущества) на заключение арбитражного соглашения.

6. В случаях заключения договора о государственных закупках с нерезидентом Республики Казахстан допускается оформление договора о государственных закупках в предлагаемой им форме на бумажном носителе с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

7. Если потенциальный поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 3 настоящей статьи сроки проект договора о государственных закупках либо, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии), заказчик в течение двух рабочих дней со дня уклонения победителя от заключения договора о государственных закупках направляет потенциальному поставщику, занявшему второе место, проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью, посредством веб-портала государственных закупок.

Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен потенциальным поставщиком, занявшим второе место, посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня представления ему проекта договора о государственных закупках.

8. Если потенциальный поставщик, занявший второе место, не подписал в установленный пунктом 7 настоящей статьи срок подписанный заказчиком договор о государственных закупках, заказчик осуществляет повторные государственные закупки.

9. Поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии).

При этом заказчик в течение двух рабочих дней со дня истечения срока внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок направляет поставщику уведомление о намерении расторгнуть данный договор. Если поставщик в течение трех рабочих дней со дня получения посредством веб-портала государственных закупок уведомления не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках, заказчик направляет уведомление о расторжении данного договора.

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках

Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных закупках влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 50. Особый порядок осуществления государственных закупок

1. Государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в соответствии с настоящим Законом, за исключением норм, устанавливающих квалификационные требования, а также регламентирующих процедуры и сроки осуществления государственных закупок, предусмотренных настоящим Законом.

2. Государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в случаях приобретения:

1) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан;

2) товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан.

3. Порядок осуществления государственных закупок с применением особого порядка определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 51. Участие в государственных закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков

1. Участие в государственных закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков определяется в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Организаторы государственных закупок при проведении государственных закупок отдельных видов товаров, работ, услуг осуществляют закупки:

1) исключен Законом РК от 26.12.2019 № 287-VI (вводится в действие с 01.01.2021);

2) товаров, за исключением товаров, предназначенных для нужд инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, у производящих товары общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, в объеме не менее пятидесяти процентов от общего объема средств, выделенных для приобретения данных товаров в текущем году;

3) работ и услуг у выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, в объеме ста процентов от общего объема средств, выделенных для приобретения данных работ и услуг в текущем году.

3. Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, определяется Правительством Республики Казахстан.

Общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящие товары и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, допускаются к участию в государственных закупках, указанных в пункте 2 настоящей статьи, после прохождения проверки в информационной системе государственного органа, предоставляющей единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок, на соответствие:

1) всем условиям, предусмотренным в подпункте 11) части первой статьи 394 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

2) принадлежности к общественным объединениям инвалидов Республики Казахстан и (или) организациям, учредителем которых являются общественные объединения инвалидов Республики Казахстан.

В случае выявления несоответствия подпунктам 1) и 2) части второй настоящего пункта общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящие товары и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, не допускаются к участию в государственных закупках, предусмотренных настоящей статьей.

4. Для реализации положений, установленных пунктом 2 настоящей статьи, организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способами, предусмотренными настоящим Законом, к которым допускаются производящие и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

  • Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:
    Какие произойдут изменения В настоящее время С 1.01.2022
    Заявка Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
    Возможность внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
    Общее время для проведения торговой сессии Не ограничено 5 часов с момента начала торгов
    • Регламентирован порядок вступления в силу нормативных актов в сфере госзакупок. Теперь изменения законодательства, касающиеся в том числе планирования, способов определения поставщиков, контроля в сфере закупок, мониторинга вступают в силу с 01 января следующего за их принятием года. Однако, если они приняты после 01 октября текущего года, то срок вступления в действие сдвигается еще на год (см. Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 124-ФЗ).

    • Увеличен объем закупки, которую можно осуществлять у единственного поставщика – теперь его максимальное значение может достигать 600 тыс. руб. и 10% совокупного годового объема закупок заказчика (изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ). Напомним, что до начала года эти показатели составляли 300 тыс. руб. и 5%.

    • Дополнен перечень закупок, которые должны быть указаны в плане-графике отдельной строкой – туда включены среди прочих закупки, содержащие сведения о гостайне, на оказание услуг по предоставлению кредита, связанные с охраной ценностей Госфонда (Постановление Правительства России от 06.08.2020 г. N 1193).

    Напомним, что, как и ранее, в этот перечень входят закупки у единственного поставщика, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, на строительство и реконструкцию, капремонт, закупки отдельными лотами.

    • Теперь закупочная комиссия обязана проверить, не было ли у участника нарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП (незаконная передача или обещание вознаграждения) за 2 года до закупки (Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 124-ФЗ).До 2021 года подобная проверка была правом комиссии.

    • Изменен порядок казначейского обслуживания и система казначейских платежей (Приказ Минфина России от 29.09.2020 г. № 219н). Заказчикам следует учесть данные изменения при работе в 2021 году и при необходимости уведомить своих контрагентов о смене реквизитов счетов.

    • Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях. В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279 от 30.09.2019 г.) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует. Изменения внесены Постановлением Правительства от 06.08.2020 № 1193.

    • Внесены изменения в Правила функционирования ЕИС – теперь физические лица получат возможность указывать о наличии у них статуса самозанятого, а иностранные юрлица – вносить сведения об ИНН, внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. Также предусмотрено автоматическое поступление информации из ЕИС в налоговые органы. Изменения внесены Постановлением Правительства России от 7 ноября 2020 г. N 1799.

    • С начала 2021 года избирательные комиссии не смогут закупать товары, работы или услуги для общероссийского голосования у единственного поставщика по основанию, предусмотренному пунктом 30.1. части 1 статьи 93 Закона (изменения в Закон 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 27.02.2020 г. № 27-ФЗ).

    • С начала 2021 года медицинские маски входят в перечень промышленных товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления госзакупок. К тому же их допустимо их закупать только отдельно от других товаров (соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства от 30.04.2020 г. № 616 Постановлением от 23.12.2020 г. № 2241).

    • Малые закупки будут проводить по особой электронной процедуре.

    Для этого статью 93 Закона 44-ФЗ с 01.04.2021 года (Федеральный закон №449-ФЗ) дополнили частью 12.

    Начиная с апреля 2021 года, так называемые малые закупки у единственного поставщика (п.п. 4, 5 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ), если их проводить на электронной площадке по специальной процедуре, будут ограничены не 600 тыс. руб, а 3 млн. руб. Такие закупки не нужно включать в план-график.

    Также заказчикам будет необходимо также отчитываться о закупках, которые производятся у МСП и СОНО на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ отдельно от других закупок.

    • Ряд изменений коснется электронного запроса котировок (изменения внесены Федеральным законом № 449-ФЗ).

    С 01.04.2021 г. начнет действовать новая редакция статьи 82.1 Федерального закона 44-ФЗ, в соответствии с которой НМЦК составит не 500 тыс. руб., как это было ранее, а 3 млн. руб. Максимально допустимое значение СГОЗ по отношению к совокупному годовому объему закупок заказчика осталось прежним – 10 %, однако ограничения по сумме СГОЗ убрали.

    При этом законом сформулированы подробные требования к извещению о его проведении и к самой процедуре. Основное изменение — срок отмены запроса котировок. Согласно новой редакции п. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ это можно будет сделать не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок (а не за 2 дня, как предусмотрено в предыдущей редакции).

    • При планировании для ряда закупок в строительной сфере нужно будет детализировать объем финансового обеспечения по каждому КБК, коду вида расходов и коду объекта недвижимости или капитального строительства в системе «Электронный бюджет». Данные сведения будут сразу попадать в ЕИС и их не нужно будет включать в план-график.

    Правило будет действовать в том числе в случае, если субсидии для закупки предоставлены федеральным бюджетом бюджету субъекта (изменения внесены Постановлением Правительства от 30.09.2019 г. № 1279).

    Профессиональная переподготовка

    Специалист в сфере закупок

    от 6 843 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

    от 4 406 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 44-ФЗ

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

    от 3 281 руб Подробнее

    Повышение квалификации по 223-ФЗ

    Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

    от 3 656 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    от 4 593 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

    от 4 593 руб Подробнее

    Повышение квалификации

    Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    от 4 593 руб Подробнее

    В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

    Сравнительная таблица существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 г.

    Процедуры до 31.12.2021 г.

    Процедуры с 01.01. 2022 г.

    • Конкурентные закупки
    • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)
    • Конкурентные закупки
    • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)

    Конкурентные:

    • Аукцион:

    -электронный аукцион

    -закрытый аукцион

    • Конкурс:

    -открытый конкурс;

    -конкурс с ограниченным участием

    -двухэтапный конкурс

    -закрытый конкурс

    -закрытый конкурс с ограниченным участием

    -закрытый двухэтапный конкурс

    • Запрос котировок
    • Запрос предложений

    Конкурентные:

    • Аукцион:

    -электронный аукцион

    -закрытый аукцион

    -закрытый аукцион в электронной форме

    • Конкурс:

    -открытый конкурс в электронной форме;

    -закрытый конкурс;

    -закрытый конкурс в электронной форме

    • Запрос котировок в электронной форме

    Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать с 2022 г. и такие «подвиды» способов закупок как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс также не будут более применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

    Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

    С учетом требований действующих положений законодательства, при проведении закупки на общих основаниях, — когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, — оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30-ти календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15-ти рабочих дней. В 2022 г. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

    На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 г. предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО – 7 дней, закупка для всех участников – 10 дней.

    Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

    Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

    Новая «форма» – обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО, при выполнении условия наличия опыта, обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 г. участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах-членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

    В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того, как поставка состоялась, – обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

    Кроме того, вводится понятие «Этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

    Если при применении конкурентных способов НМЦК, цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 ст.31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

    Обзор: «Основные изменения в госзакупках в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2021)

    Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

    Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

    Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом, по новым правилам, участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

    Могут ли самозанятые участвовать в госзакупках

    Проведение запроса котировок в электронной форме 2021 года

    КТРУ в госзакупках – расшифровка

    Госзакупки 2021 — изменения

    Госзакупки для физических лиц

    В Российской Федерации государственные закупки регулируются нормативными актами различного уровня. Рассмотрим ключевые положения по госзакупкам и сравним их с нормативами аналогичного назначения в близлежащих странах.

    Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

    Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

    Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

    Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

    Календарь изменений в госзакупках в 2021 году

    С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

    Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

    Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

    Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

    1. Предложение по предмету закупки.

    2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

    Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

    Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

    Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

    44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

    • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
    • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
    • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

    44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

    Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

    Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

    Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

    Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

    Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

    Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

    Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

    Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

    В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

    • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
    • бюджетные медицинские учреждения;
    • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
    • органы государственного казначейства;
    • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

    Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

    Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

    Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

    • уполномоченные контролирующие органы;
    • аккредитованные эксперты и оценщики;
    • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

    Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

    Базовый принцип – постоплата. Авансирование встречается в исключительных случаях, например, при заключении социально значимых контрактов, требующих экстренного исполнения. В остальных случаях поставщики обязаны рассчитывать на собственные средства, кредиты или сторонние инвестиции. Увы, недоверие со стороны государственных заказчиков имеет под собой реальную почву: в прошлом никому не известные победители тендеров получали аванс и исчезали, не выполнив условия контракта. Постоплата – гарантия того, что на тендер заявится компания, прочно стоящая на ногах и имеющая опыт профильной хозяйственной деятельности.

    Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.

    Сейчас достаточно один раз зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ сразу на все площадки. Альтернатива ЕИС – пользовательская система Тендерплан.

    При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

    Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип. Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители. Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.

    Каждый заказ по 44-ФЗ рано или поздно проверяется сотрудниками Минфина России. Проверка может иметь разную глубину, но это основная гарантия прозрачности конкурсных процедур.

    За соблюдением здоровой конкуренции следит Федеральная антимонопольная служба. Любой поставщик вправе оспорить итоги тендера, если считает, что заказчик нарушил его права, отклонив заявку или отдав победу другому участнику. В случае признания жалобы, обоснованной итоги конкурса отменяются.

    Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.

    Участник госзакупок не имеет права:

    • иметь просроченную задолженность в бюджет;
    • находиться в стадии ликвидации или банкротства;
    • принадлежать к оффшорной юрисдикции;
    • привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
    • находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.

    Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.

    При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.

    По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.

    Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.

    Схема торгов выглядит так:

    • Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
    • Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
    • Выкладывается извещение о торгах.
    • Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
    • Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
    • Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
    • Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
    • Стороны подписывают контракт.
    • Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
    • Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.

    Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.

    Изменения в госзакупках с 1 июня и 1 августа 2021 года

    Собрали в таблицу основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Дата вступления изменений в силу Суть изменений Нормативный акт
    01.04.2021 Серьезно изменится порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какой порядок утвердили законодатели:
    1. Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
    2. Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
    3. Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
    4. Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
    5. Запретят требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
    6. Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
    7. Комиссия госзаказчика будет готовить один протокол о подведении итогов, в котором будут сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же укажут и информацию о том, что запрос не состоялся.
    8. Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направят в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.

    Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заказчики перестанут пролонгировать процедуру, они будут сразу подписывать госконтракт с едпоставщиком.

    Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019
    Разрешат проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
    1. Поставщики будут формировать и размещать на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
    2. Операторы электронных площадок будут проводить предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это будет происходить в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
    3. Заказчик рассмотрит предложения и примет решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подведет итоги в протоколе и опубликует его на электронной платформе. В протоколе приведут обоснованное решение по каждому предложению.
    4. Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

    Федеральный закон №249-ФЗ от 31.07.2020

    Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020
    Изменят п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки.

    Федеральный закон №436-ФЗ от 22.12.2020

    Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда вступают в силу изменения Что меняется Нормативно-правовой акт
    01.07.2021

    Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:

    • приобретение недвижимости;
    • подготовка проектной документации, инженерные изыскания;
    • строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства.

    Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета.

    Постановление правительства №1799 от 07.11.2020

    Изменится порядок внесения информации в РНП.

    Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020

    Собрали изменения в 44-ФЗ с 1 октября 2021 года в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда вступают в силу изменения Что меняется Нормативно-правовой акт
    01.10.2021 Вводят правило, что через ЕИС заказчики будут получать информацию обо всех предварительных предложениях, которые публикуются на электронных площадках для участия в госзакупках у едпоставщика. Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019

    Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.11.2020 в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.

    Когда изменение вступило в силу Что меняется Нормативно-правовой акт
    13.11.2020

    Направляют меньше сведений в реестр контрактов по отдельным строительным закупкам.

    Постановление правительства №1799 от 07.11.2020

    27.11.2020

    Уточнили правила использования КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции.

    Постановление правительства №1909 от 24.11.2020

    27.11.2020 Применяется новое положение о контрактной службе. Подробнее: «Разрабатываем новое положение о контрактной службе с 27.11.2020». Приказ Минфина №158н от 31.07.2020
    30.11.2020 Вступили в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

    Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020

    Изменения в законодательстве о госзакупках с 1 июля 2021 года

    Собрали в таблице изменения в 44-ФЗ с 1 сентября 2020 года с комментариями.

    Дата вступления в силу изменений Суть изменений Нормативный акт
    01.09.2020

    Из аукционного перечня по распоряжению правительства №471-р от 21.03.2016 исключили ОКПД2, связанные со строительной сферой. Это означает, что госзаказчики могут заказывать такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. А для этих конкурсов разработали специальные правила.

    Постановление правительства №921 от 25.06.2020

    05.09.2020 В обязательном порядке применяется типовой контракт на оказание охранных услуг. Приказ Росгвардии №149 от 01.06.2020
    08.09.2020 Утвердили список промышленных товаров, для госзакупок которых в 2020 году устанавливают авансирование не меньше 80%. Постановление правительства №1289 от 26.08.2020
    11.09.2020 Поправили список товаров по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска зарубежной продукции к госзакупкам.

    Приказ Минфина №140н от 10.07.2020

    17.09.2020 Изменили положение о примерных условиях госконтрактов по гособоронзаказу. С этой даты расчет цены серийного производства — условие контракта на создание оружия и спецтехники.

    Постановление правительства №1366 от 07.09.2020

    Собрали последние изменения в 44-ФЗ с 01.08.2020 в табличной форме.

    Дата вступления в силу изменений Суть изменений Нормативный акт
    05.08.2020 Изменили постановление правительства №616 от 30.04.2020 о запретах допуска зарубежной промышленной продукции. Начали страну происхождения для некоторых товаров подтверждать по-другому.

    Постановление правительства №1178 от 04.08.2020

    06.08.2020 Уточнили правила госзакупок иностранных кабелей и проводов волоконно-оптических, электронных и электрических.

    Постановление правительства №1116 от 25.07.2020

    • Какие договоры по госзакупкам не будут проходить экспертизу
    • Изменена система госзакупок
    • Госзакупки: преференции отечественным производителям
    • Как госорганы будут закупать автомобили
    • Изменен порядок госзакупок в сфере строительства
    • Изменяется процедура госзакупок

    Как исполнить договор с гозаказчиком

    В каких случаях осуществлять госзакупки по прямым договорам

    Как определить необходимость закупки у единого поставщика

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

    Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

    1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
    2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
    3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
    4. Стороны заключают контракт электронным способом.
    5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

    Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

    Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

    Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

    Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

    Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

    Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

    Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

    Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

    Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

    Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

    Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

    Поставщик — это лицо:

    • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
    • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
    • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
    • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
    • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
    • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
    • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
    • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

    При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

    Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

    Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

    Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

    Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

    Правила проведения государственных закупок в 2021 году

    Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

    Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

    Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

    Из плана-графика поставщик может узнать:

    • что именно планируется закупить;
    • требования к исполнителям;
    • способ закупки;
    • НМЦК;
    • условия для участия;
    • сроки;
    • обеспечение контракта;
    • критерии оценки результата.

    Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

    Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

    Заказчик определяет цену:

    • путем анализа рыночных цен;
    • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
    • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
    • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
    • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

    Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

    Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

    А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

    Постановлением № 395 определены две электронные торговые площадки (ЭТП) для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений. Ими являются:

    – ЭТП РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://goszakupki.by);

    – ЭТП ОАО БУТБ (http://zakupki.butb.by).

    Напомним, что в настоящее время на ЭТП проводятся только электронные аукционы и процедуры запроса ценовых предложений. Таким образом, открытые конкурсы с 1 июля 2019 г. также будут проходить на ЭТП.

    В свою очередь, госзакупки с применением биржевых торгов, как и в настоящее время, должны проходить на товарной бирже (ОАО БУТБ).

    Установлено, что услуги организатора по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, за исключением случая, когда организатором выступает госорган, а услуги оператора ЭТП по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются участниками таких процедур.

    При этом плата за такие услуги определяется организатором или оператором ЭТП, исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5%), и подлежит согласованию с Минфином и госорганом (организацией), в подчинении которого находится организатор, оператор ЭТП, либо которому передано управление в этих юридических лицах.

    Отметим, что в настоящее время размер платы за указанные услуги определяется и ограничивается аналогичным образом, однако этап согласования ее размера с Минфином отсутствует.

    Процедура запроса ценовых предложений, как и сейчас, должна применяться при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки:

    – товаров – более 300, но не более 1000 базовых величин (БВ);

    – работ (услуг) – более 300, но не более 3000 БВ.

    Как и в настоящее время, шаг элек­тронного аукциона должен составлять 0,1% от начальной цены.

    При проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка (ПП) в размере:

    – 15% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Беларуси и (или) стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим;

    – 25% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Беларуси, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников.

    Отметим, что сейчас уточнение про то, что повышенный размер (25%) преференциальной по­правки применяется только для товаров (работ, услуг) собственного производства белорусских организаций инвалидов, отсутствует.

    При проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, предлагающих указанные товары (работы, услуги), как и сейчас, должны уменьшаться на 15% или 25% для целей оценки и сравнения предложений, соответственно. При этом в постановление № 395 не были включены нормы, регламентирующие порядок действий в случае, когда применение ПП приводит к проблемам при выборе участника-победителя, поскольку претендентов оказывается больше одного.

    При проведении электронного аук­циона в случае допуска к тор­гам участников, предлагающих ука­занные выше товары (работы, услуги), для которых применяется ПП:

    – начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета госзакупки, определенной заказчиком (организатором) в аукционных документах, на 1,15 или 1,25, соответственно;

    – в ходе торгов для участников, предлагающих такие товары (работы, услуги), отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15% или 25%, соответственно.

    Определенные уточнения внесены в порядок выбора победителя в процедуре госзакупки, участники которой применяют ПП.

    ПП не должна применяться в от­ношении:

    – части указанных выше товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в т.ч. его лотом (частью);

    – товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение ПП одинакового размера. Сейчас уточнение про одинаковый размер ПП отсутствует.

    Постановлением № 395 также определены документы, которые под­тверждают право на применение ПП, при проведении процедуры госзакупки, которые в постановлении № 778 отсутствуют.

    С 1 июля 2019 г. ими являются:

    1) для ПП в размере 15%:

    – для товаров, происходящих из Беларуси, – документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП или ее предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров (далее – Правила), или его копия;

    – для товаров, происходящих из стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим, – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств, или его копия;

    – для работ (услуг) – свидетельство о госрегистрации юридического лица или индивидуального пред­принимателя, выданное упол­номоченным органом РБ, либо аналогичный документ, выданный в странах, которым в Беларуси предоставляется национальный режим, или их копия;

    2) для ПП в размере 25% – документ, подписанный руководителем организации Беларуси, в которой 50% или более работников являются инвалидами, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее предприятиями, или их копия.

    Одним из главных нововведений постановления № 395 является перечень случаев, когда разрешено изменение условий договора госзакупки (далее – договор). Это должно поз­волить исключить ситуации, когда стоимость товаров и услуг повышалась уже после заключения договоров, причем иногда – в разы.

    С 1 июля 2019 г. изменение условий договора (в части предмета госзакупки, требований к нему, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств, цены договора) возможно только в случае, предусмотренном в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также в случаях:

    изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10%. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;

    увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (под­рядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;

    уменьшения цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т.ч. их потребительских, функциональных, тех­нических, качественных и эксплуатационных характеристик;

    изменения цены договора в связи с изменением законодательства, в т.ч. регулируемых цен (тарифов).

    Что касается ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, то при обоснованной невозможности исполнения договора по­ставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с указанными в договоре. В этом случае в него следует внести соответствующие уточнения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]