Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правоохранительные органы и судебная система РФ конспект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
- 5.2 Понятие и признаки государства
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
- 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
- 3.3 Экономические системы и собственность
Конспект (план) урока по теме «Судебная система. Правоохранительные органы»
- конституционный контроль;
- осуществление правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследование правонарушений;
- обеспечение безопасности;
- исполнение судебных решений;
- оперативно-розыскная деятельность;
- охрана общественного порядка;
- оказание юридической помощи;
- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Признаки правоохранительных органов
- Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
- Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
- Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
- Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.
Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
Прокуратура
- осуществляет надзор за соблюдением законов
- возбуждает уголовные дела
- осуществляет уголовное преследование
- поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
- осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
- участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
- участвует в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью
Органы юстиции:
- участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
- проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
- осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
- регулируют сферы правового обслуживания
- выполняют контроль за исполнением законодательства
Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :
- занимаются вопросами законности и правопорядка
- разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции меры
по защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. - осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
Органы государственной безопасности:
- осуществляют обеспечение безопасности
- ведут контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
- ведут разведывательную деятельность
- проводят пограничную деятельность
- обеспечивают информационной безопасность
- защищают государственные границы
- организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
- обеспечивают сохранность государственных секретов.
Органы таможни
- ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
- взимают пошлины и сборов
- обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
- пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
- стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
Органы налоговой полиции
- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
- ведут учёт налогоплательщиков
- проверяют соблюдение налогового законодательства
- применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства
Нотариат
- осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
- проводит заверение копий документов
- принимает на хранение документы и др.
- охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
- охраняет все формы собственности
- предупреждает правонарушения
Адвокатура
- оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
- содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
- является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
- осуществление правосудия только судом;
- законность, равенство всех перед законом и судом;
- независимость судей;
- состязательность и равноправие сторон;
- недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
- презумпция невиновности;
- истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
- освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
- гласность.
Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральные суды :
- Конституционный Суд РФ;
- федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)
- является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
- Вконтакте
- Сайт
Раздел ЕГЭ: 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система
Соблюдение прав и свобод граждан контролируется и защищается правоохранительными органами.
Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
- Всероссийский открытый урок
- Технология (мальчики)
- Технология
- Технология (девочки)
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Информатика
- Математика
- Геометрия
- Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра
- Испанский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
Краткий конспект «Судебная система и правоохранительные органы РФ»
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
- Русский язык
- Литература
- Литературное чтение
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
- 1 Правоохранительные органы
- 2 Система правоохранительных органов, виды.
- 3 Судебная власть. Принципы правосудия.
- 4 Судебная система РФ
- 4.1 Судьи, их полномочия, компетенции.
Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.
Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.
Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.
Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:
- органы прокуратуры;
- органы внутренних дел;
- органы федеральной службы безопасности;
- органы государственной охраны;
- органы государственной налоговой службы;
- таможенные органы;
- органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- органы предварительного расследования;
- органы юстиции.
Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.
Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.
Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.
Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.
Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.
Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.
Министерство юстиции РФ:
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная служба судебных приставов.
Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:
-
Органы выявления и расследования правонарушений.
-
Органы юридической помощи.
-
Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.
Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.
Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.
Правоохранительные органы — понятие, часто встречающееся и достаточно распространенное, но официального определения и перечня правоохранительных органов в нормативных правовых актах на сегодняшний день нет.
Тем не менее это понятие широко используется законодателем, юридической наукой и практикой.
Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ.
Судебная власть — это ветвь государственной власти в Российской Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.
Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие.
Правосудие — это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства юридических вопрос (дел) и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.
Главное предназначение судебной власти — обеспечение права граждан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип: «право есть там, где есть защита», отображает самое существо деятельности судов и их место в системе государственной власти любой страны.
В Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплены принципы функционирования судебной власти, которые призваны создать необходимую правовую основу для реализации этого высокого предназначения судебной власти:
- осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- законность, выражающаяся в том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- обязательность судебных постановлений (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- состязательность процесса и равноправие сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);
- равенство всех перед законом и судом (ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ);
- невозможность повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);
- принцип национального языка судопроизводства (ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
В системе правоохранительных органов прокуратуре отделено особое место. Связано это с тем, что по своей природе ее сложно отнести к какой-либо из ветвей государственной власти. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202—1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами. Однако до сих пор не решен вопрос об отнесении прокуратуры к одной из трех ветвей власти ввиду своеобразия реализуемых ею полномочий. Поэтому распространено мнение, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, а представляет собой самостоятельную (прокурорскую) власть. Существуют и иные точки зрения. Эта неопределенность и сказалась в том, что в Конституции РФ прокуратура закреплена в главе 7 «Судебная власть», хотя к этой ветви не относится.
Систему органов прокуратуры РФ составляют:
- Генеральная прокуратура РФ;
- прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
- научные и образовательные учреждения (Академия Генеральной прокуратуры РФ), редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (журнал «Законность» и др.);
- прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Под территориальными органами прокуратуры понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и административно-территориальным устройством страны.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на пять лет.
В системе органов прокуратуры РФ существует четкая система централизации и подчиненности прокуроров Генеральному прокурору РФ.
Поэтому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственности власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора субъекта РФ должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 5 лет и возраст не менее 30 лет.
Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора района должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 3 лети возраст не менее 25 лет.
Структура Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы. Также в структуре Генеральной прокуратуры РФ есть Главный военный прокурор РФ. Он в свою очередь является первым заместителем Генерального прокурора РФ.
Территориальные органы прокуратуры. В каждом субъекте РФ действует соответствующая прокуратура республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Возглавляют их прокуроры субъектов РФ. В структуре этих прокуратур создаются управления и отделы.
Прокуратуры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов (городов), специализированных прокуратур, подчиненных прокуратурам субъектов РФ. Они принимают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных им сотрудников.
В состав районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора.
В случае образования отделов в указанных прокуратурах также устанавливается должность начальника отдела.
В настоящее время существует несколько видов специализированных прокуратур:
- военные прокуратуры;
- транспортные прокуратуры;
- по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);
- природоохранные прокуратуры;
- прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
Функции прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:
- реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
- осуществление уголовного преследования;
- участие в правотворческой деятельности;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
- участие в рассмотрении дела судами;
- международное сотрудничество.
Адвокатура — объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Ее организация и основы деятельности регламентируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также рядом других законов.
К главным задачам адвокатуры отнесены содействие охране и законных интересов физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов.
Специфика адвокатской деятельности заключается, прежде всего, в том, что ее могут осуществлять лишь лица, получившие статус адвоката в порядке, установленном названым Федеральным законом, а также в том, что эта деятельность не считается предпринимательской.
Конкретные направления такой деятельности многообразны. К ним отнесены, в частности:
- дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представительство в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве;
- защита лиц, привлекаемых к уголовной или административной ответственности;
- участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения споров;
- представление интересов доверителя в органах государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
- участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
- представительство интересов граждан в налоговых правоотношениях;
- оказание иной не запрещенной законом юридической помощи.
Взаимоотношения тех, кто обращается за юридической помощью, с адвокатами в значительной мере регулируются заключаемыми или письменными соглашениями (договорами). В них не только определяются пределы полномочий адвоката, его задачи, но и размер вознаграждения, причитающегося ему за оказание юридических услуг.
Лица, наделенные статусом адвоката и получившие право осуществлять адвокатскую деятельность, должны быть включены региональный реестр (государственную базу сведений об адвокатах), который ведется региональным управлением Министерства юстиции РФ.
С момента принятии адвокатом присяги он становится членом адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ и приобретают права и обязанности, дающие им возможность заниматься своей профессией и участвовать в деятельности органов самоуправления палаты.
Адвокату предоставлена широкая возможность выбора формы своей деятельности — он может открыть личный кабинет (адвокатский кабинет), стать членом коллегии адвокатов или адвокатского бюро либо заниматься профессиональной деятельностью в составе юридической консультации, организуемой по согласованию с местными исполнительными органами.
В своей деятельности адвокат руководствуется обязательными этическими правилами, которые содержаться в Кодексе профессиональной этики адвоката. Аналогично нотариусам адвокат не имеет права на разглашение, ставших ему известными при оказании юридической помощи. В результате нарушения требований Кодекса профессиональной этики адвоката могут привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения статуса адвоката.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Судебная система и иные правоохранительные органы
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
- Конституционный контроль.
- Прокурорский надзор.
- Расследование нарушений права.
- Обеспечение безопасности.
- Исполнение решений суда.
- Оперативный розыск.
- Охрана общественного порядка.
- Юридическая помощь и консультирование.
- Предупреждение правонарушений.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
- Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
- Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
- МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
- Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
- Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
- Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
- Налоговые службы.
- Федеральная таможенная служба.
- Нотариат.
- Адвокатура.
-
Министерство юстиции РФ:
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная служба судебных приставов.
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
- Органы выявления и расследования правонарушений.
- Органы юридической помощи.
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура, нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и др. |
||||||
Понятие социальной нормы. | ||||||
Социальные нормы как регулятор поведения человека. |
С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта. Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти. Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения.
Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства. Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.
В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.
Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
Судебная система в ЕГЭ по обществознанию
Прокуратура с одной стороны, осуществляет прокурорский надзор, а с другой — осуществляет уголовное преследование.
Прокурорский надзор осуществляется за:
1) исполнением законов органами власти субъектов РФ, следственными органами и администрацией учреждений, исполняющих наказание;
2) за соблюдением прав и свобод человека.
Уголовное преследование, осуществляемое прокуратурой, состоит из нескольких этапов:
1) Возбуждение уголовного дела
2) Расследование преступлений
3) Поддержание государственного обвинения в суде.
В органы внутренних дел входят: 1) Полиция 2) Следственные органы 3) Внутренние войска Министерство внутренних дел контролирует работу органов внутренних дел. Во главе министерства стоит минист внутренних дел. Традиционно, эта должность находится в тройке главных для государства (другие — правитель страны (монарх или президент) и премьер-министр). Органы внутренних дел: 1) осуществляют меры по защите прав и свобод граждан; 2) обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность; 3) предупреждают преступления и административные правонарушения; 4) выявляют и расследуют преступления.
Нотариат осуществляют либо государственные нотариальные конторы, либо нотариусы, занимающиееся частной практикой (Для тех, кто не понял предыдущее предложение: учитель в школе — это работа в государственной школе, репетитор — частная практика, работа на себя).
Полномочия нотариусов:
1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
9) удостоверяют время предъявления документов;
10) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
11) принимают на хранение документы;
12) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;
13) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
14) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
15) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
16) выдают свидетельства о праве на наследство;
17) представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Функции:
– разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
– организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);
– обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере судопроизводства, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Функции:
– правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.);
– организационная роль в деятельности судов общей юрисдикции и военных судов;
– государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;
– регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
– организация и развитие системы юридических услуг;
– осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан;
– организация функционирования уголовно-исполнительной системы.
Предметом дисциплины «Правоохранительные органы РФ» выступает совокупность знаний, позволяющих получить профессиональное знание о правоохранительных органах в качестве важной составной части национального механизма.
Предмет изучения данной дисциплины характеризуется сложным, комплексным характером. Это из-за того, что у Российской Федерации довольно мощный государственный аппарат, обеспечивающий реализацию разных внутренних и внешних функций государства. Выполняя их, правоохранительные органы всегда находятся между собой в тесной взаимосвязи.
У правоохранительных органов РФ весьма продолжительная история. Это особенно касается судебных органов, прокуратуры, адвокатуры, полиции. Реализуемая в настоящее время реформа правоохранительных органов, с одного взгляда, основывается на исторической взаимосвязи и взаимозависимости, а с другого – стремится – к всестороннему соответствию структуры общественным отношениям, в первую очередь, определяющихся правовыми нормами. Большое значение при этом имеет оценка функциональной составляющей разных органов правоохранительной деятельности.
Функции суда в ходе производства уголовных дел длительное время характеризовались обвинительным характером, прокуратура проводила предварительное расследование, органы исполнения наказаний выступали составляющей частью ОВД. Данные и иные случаи указывают на то, что при изучении какого-то правоохранительного органа невозможно напрямую проводить исторические параметры.
Органы правоохранительной деятельности нужно изучать не только в общем виде и системной взаимосвязи, но и по отдельности.
Таким образом, у каждого органа имеется собственная социальная роль, из которой следуют специфические задачи и функции как органа целиком, так и структурных подразделений, должностных лиц. Причем функции рассматриваются не только как права этого органа, но также и обязанности, возложенные на него законодательством. Это дает возможность правильно определить, в каких конкретно случаях и какие функции имеет право применять правоохранительный орган и выносить меру социальной ответственности, возлагаемой на конкретный правоохранительный орган и должностное лицо за невыполнение либо ненадлежащее выполнение собственных профессиональных обязанностей.
Дисциплина «Правоохранительные органы РФ» является базовым предметом, необходимым для полноценного изучения других дисциплин юридического направления. Изучение данной дисциплины позволяет формировать совокупные знания касательно структуры разных органов, возможностей их функционирования друг с другом и остальными госорганами, общественными объединениями и разнообразными институтами в гражданском обществе.
Наиболее тесная связь наблюдается у некоторых дисциплин государственно-правового наклона. Так как правоохранительные органы изучают, как элемент общего государственного механизма, то данная дисциплина связана с теорией государства и права. А если конкретнее, то данная взаимосвязь наблюдается при изучении разделов, посвященных функциям государства, его механизму, правовым отношениям, законности и правопорядку. В дисциплине «Конституционное право», которая основана на Конституции России, содержатся многие важные грани соприкосновения с изучаемым предметом.
Правоохранительные органы и судебная система
С исследуемой дисциплиной тесно связаны также предметы, которые преподаватели дают студентам осваивать на старших курсах. Они затрагивают различные виды судопроизводства (гражданского, арбитражного, уголовного). Поэтому необходимо знать общую структуру судов, судебного звена, судебной инстанции. Вышеперечисленные виды судебной деятельности изучают в рамках Гражданско-процессуального права, арбитражного и уголовного процесса. Так как в уголовном судопроизводстве довольно важную роль играет досудебная подготовка уголовных дел, потребуется усвоение системы и состава органов предварительного расследования.
Иногда знания, приобретенные в ходе изучения курса «Правоохранительные органы РФ», востребуются также в рамках исследования других учебных курсов. Кроме того, в образовательных стандартах ВУЗов есть существенная масса специальных курсов, в той или иной мере основанных на курсе «Правоохранительные органы РФ».
Особое внимание стоит уделить на взаимосвязи этой дисциплины с Международным правом. Множество международных стандартов, затрагивающих организацию и деятельность государственных правоохранительных органов, закрепляются нормативными правовыми актами на международном уровне. Посредством общепризнанных принципов и норм международного права обеспечивается надлежащее функционирование разнообразных органов, соблюдение прав, свобод и интересов личности.
Дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступает базой для множества предметов, направленных на формирование профессионального правосознания выпускников ВУЗов юридической специальности.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Как вы знаете, судебная власть — ветвь единой государственной власти. В правовом государстве суд олицетворяет подлинное право и истинную справедливость. Именно ему принадлежит центральное место во всей правовой системе.
Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты права.
Со структурой российской судебной системы вы уже знакомы. Все гражданские и подавляющее большинство уголовных дел рассматриваются в районных (городских), областных судах профессиональными судьями в судах общей юрисдикции.
Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность — от решения суда всегда зависит человеческая судьба.
Вот почему, согласно Конституции Российской Федерации, судьёй может стать только профессиональный юрист, проработавший по своей специальности не менее пяти лет. Но для принятия решения недостаточно только хорошо знать законы, необходимы также жизненный опыт и мудрость. Поэтому судьёй не может быть человек, который не достиг двадцатипятилетнего возраста.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, никто не имеет права заставить судью принять то или иное решение или отстранить судью от должности, если он не выполнил чью- то просьбу. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны. Это значит, что судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в особом порядке, определённом законом.
Некоторые дела рассматривает один мировой судья.
На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.
ДОКУМЕНТ Из Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»: «Статья 3. Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трёх лет лишения свободы… 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества… 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров… 9) дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи…» |