Право на достойный уровень жизни конституция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на достойный уровень жизни конституция». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Раздел первый

Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого…

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Конституция Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав достойный уровень жизни человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе. Европейская Социальная Хартия закрепляет общие принципы политики Совета Европы в области социального прогресса.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Подписание Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 года) и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к ее ратификации наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права.

Хартия носит декларативный характер: страны-участницы обязуются обеспечивать своему населению достойную жизнь. Значительная часть прав человека, закрепленных в хартии, прописана и в российском законодательстве (скажем, право на труд, на равные условия для мужчин и женщин, запрещение эксплуатации детей, возможность работать не в ущерб семейным обязанностям и так далее). Однако есть и такие требования, поручиться за исполнение которых Россия пока не в силах. В стране существуют серьезные социально-экономические проблемы, а ряд положений российского законодательства не соответствует положениям Хартии.

Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Кроме того, права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной государствами-членами Совета Европы, в том числе Россией в 1998 году.

Вот одна из классификаций основных прав и свобод граждан:

  • личные (гражданские),
  • политические,
  • экономические,
  • социальные,
  • культурные.

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.

Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы.

Например, право на жизнь, право достоинство личности.

Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться.

Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.

Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека).

А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина).

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу:

  • право на жизнь (статья 20),
  • право на достоинство (статья 21, часть 1),
  • право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22),
  • право на неприкосновенность частной жизни (статья 23),
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23).

Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности:

  • свобода предпринимательской деятельности (статья 34),
  • право на частную собственность (статья 35, 36),
  • право наследования (статья 35, часть 4),
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37),
  • право на защиту от безработицы (статья 37),
  • право на отдых (статья 37).

Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества:

  • право на информацию (статья 29),
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31),
  • право на участие в управлении делами государства (статья 32),
  • право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2),
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние:

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41),
  • право на благоприятную окружающую среду (статья 42),
  • право на образование (статья 43).

Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности:

  • право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44),
  • свобода творчества (статья 44).

Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит:

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)

  1. Авакьян С.А. Конституция как символ эпохи // Размышления конституционалиста: Избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 560 с.
  2. Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6 (12). С. 1 — 18.
  3. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2018. 10 октября.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 1039 с.
  2. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 543 с.
  3. Кутафин О.Е. Избранные труды: Монография: В 7 т. / О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2011. Т. 7: Российский конституционализм. 540 с.
  4. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник / В.И. Червонюк. М.: ИНФРА-М, 2009. 703 с.
  5. Чиркин В.Е. Ценность конституции // Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: Монография / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. 655 с.
  6. Шустров Д.Г. Essentia constitutions: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституции XX — XXI веков. Часть 1 / Д.Г. Шустров // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 4 (119). С. 121 — 141.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Курсовые от 500 рублей.

Дипломные от 2500 рублей.

Рефераты от 150 рублей.

Задачи от 50 рублей.

и многое другое.

Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав достойный уровень жизни человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе. Европейская Социальная Хартия закрепляет общие принципы политики Совета Европы в области социального прогресса.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Подписание Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 года) и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к её ратификации наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права Европейская социальная хартия (Вместе со «сферой действия социальной хартии в отношении лиц, находящихся под ее защитой») (Принята в г. Турине 18.10.1961)..

  • Хранение вещей в местах общего пользования
  • Пять ошибок при покупке квартиры в новостройке
  • Ипотека в Сбербанке для семей с детьми: условия
  • Ипотека на частный дом в Сбербанке: условия и особенности оформления

Право на достаточный жизненный уровень (термин русского текста статьи 11 МПЭСКП; используются также право на адекватный уровень жизни и право на достойный уровень жизни) — одно из социально-экономических прав человека.

Продекларировано ещё в 1946 году в статье 25 конституции Японии. В 1948 году отражено в международном праве — в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека — «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»[1]. Схожие положения, но без упоминания жизненного уровня, содержатся в статье 11 Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в апреле 1948 года.

Закреплено в части 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах («право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище»[2]) и в пункте 1 статьи 4 Европейской социальной хартии («право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни»[3]). Гарантии этого права также особо выделены в статье 27 Конвенции о правах ребёнка и статье 28 Конвенции о правах инвалидов.

Сре­ди всех прав граж­дан Рос­сии, опи­сан­ных в Кон­сти­ту­ции РФ, пра­во на жили­ще явля­ет­ся одним из гла­вен­ству­ю­щих. Оно опре­де­ля­ет­ся как неотъ­ем­ле­мое соци­аль­ное бла­го, атри­бут каж­до­го циви­ли­зо­ван­но­го обще­ства, один из основ­ных пока­за­те­лей бла­го­со­сто­я­ния людей в любой стране.

Реа­ли­за­ция дан­но­го пра­ва долж­на обес­пе­чи­вать достой­ную жизнь чело­ве­ка, фор­ми­ро­вать его как лич­ность, соот­вет­ство­вать его мате­ри­аль­ным и духов­ным потреб­но­стям, являть­ся устой­чи­вой базой для созда­ния семьи и рож­де­ния несколь­ких детей.

В Меж­ду­на­род­ном пак­те о соци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных пра­вах про­пи­са­но, что госу­дар­ства при­зна­ют пра­во каж­до­го чело­ве­ка на достой­ный жиз­нен­ный уро­вень для него и его семьи. Поня­тие «достой­ный уро­вень жиз­ни» вклю­ча­ет доста­точ­ное пита­ние, одеж­ду и жили­ще, а так­же посто­ян­ное улуч­ше­ние жиз­нен­ных условий.

Лишь чело­век с достой­ны­ми жилищ­ны­ми усло­ви­я­ми спо­со­бен эффек­тив­но тру­дить­ся, улуч­шать бла­го­со­сто­я­ние своё и госу­дар­ства, быть вос­тре­бо­ван­ным чле­ном общества.

После пере­хо­да Рос­сий­ской Феде­ра­ции к рыноч­ной эко­но­ми­ке госу­дар­ство сде­ла­ло основ­ную став­ку на удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­сти насе­ле­ния в жилье за счет их соб­ствен­ных финан­со­вых накоплений.

Для реа­ли­за­ции этой зада­чи жилищ­ные зако­ны в Рос­сии предо­став­ля­ют граж­да­нам боль­шое коли­че­ство прав на покуп­ку жилья в част­ную соб­ствен­ность без огра­ни­че­ния его раз­ме­ров, пло­ща­ди, коли­че­ства и стоимости.

Кро­ме того, жилищ­ное зако­но­да­тель­ство РФ суще­ствен­но рас­ши­ри­ло пра­ва на инди­ви­ду­аль­но-жилищ­ное стро­и­тель­ство, уча­стие в жилищ­ных и жилищ­но-стро­и­тель­ных коопе­ра­ти­вах, созда­ние това­ри­ществ застройщиков.

Так, в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным зако­ном «Об общих прин­ци­пах орга­ни­за­ции мест­но­го само­управ­ле­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции» предо­став­ле­ние жилья в поряд­ке оче­ред­но­сти мало­иму­щим граж­да­нам явля­ет­ся обя­зан­но­стью орга­нов мест­но­го самоуправления.

Одна­ко дан­ная обя­зан­ность почти не реа­ли­зу­ет­ся, посколь­ку стро­и­тель­ство муни­ци­паль­но­го жилищ­но­го фон­да соци­аль­но­го исполь­зо­ва­ния за счёт средств мест­ных бюд­же­тов не ведёт­ся. Глав­ной при­чи­ной счи­та­ет­ся отсут­ствие доста­точ­ной финан­со­вой базы у муни­ци­па­ли­те­тов. А рос­си­яне вынуж­де­ны мно­го лет ждать полу­че­ния ком­нат в обще­жи­ти­ях, домов и квартир.

Иссле­до­ва­ние боль­шо­го коли­че­ства реше­ний Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда РФ (КСРФ) по сво­бо­де пере­дви­же­ния поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что КС РФ свя­зы­ва­ет напря­мую реа­ли­за­цию пра­ва на жили­ще с пра­вом выбо­ра места жительства.

Так, в сво­их реше­ни­ях КС РФ ука­зы­ва­ет, что суще­ству­ет пря­мая связь и вза­и­мо­обу­слов­лен­ность сво­бо­ды выбо­ра места пре­бы­ва­ния и житель­ства и дру­го­го пра­ва, неот­чуж­да­е­мо­го и при­над­ле­жа­ще­го каж­до­му от рож­де­ния, – пра­ва на жили­ще, кото­рое пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду в выбо­ре жило­го поме­ще­ния для посто­ян­но­го или пре­иму­ще­ствен­но­го проживания.

На тер­ри­то­рии Рос­сии с дав­них вре­мен про­жи­ва­ют наро­ды с раз­ны­ми обра­за­ми жиз­ни, вклю­ча­ю­щи­ми и раз­лич­ное пони­ма­ние места житель­ства, жили­ща и жило­го помещения.

Мно­гие наро­ды ведут коче­вой образ жиз­ни и посто­ян­но пере­ез­жа­ют с одно­го места на дру­гое, при­ме­няя в каче­стве дома чумы, яран­ги, кибит­ки и т.д., кото­рые не соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям жилищ­но­го зако­но­да­тель­ства РФ.

В соот­вет­ствии с ФЗ «О тер­ри­то­ри­ях тра­ди­ци­он­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния корен­ных мало­чис­лен­ных наро­дов Севе­ра, Сиби­ри и Даль­не­го Восто­ка РФ» уста­нов­лен пра­во­вой режим тер­ри­то­рий тра­ди­ци­он­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния: посе­ле­ния, в том чис­ле име­ю­щие вре­мен­ное зна­че­ние и непо­сто­ян­ный состав насе­ле­ния, стой­би­ща, ста­ци­о­нар­ные жили­ща, сто­ян­ки охот­ни­ков, оле­не­во­дов, рыболовов.

Пра­ви­тель­ство Рос­сии рас­по­ря­ди­лось уста­но­вить в субъ­ек­тах РФ пере­чень мест тра­ди­ци­он­но­го про­жи­ва­ния и тра­ди­ци­он­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти корен­ных мало­чис­лен­ных наро­дов и опре­де­лить в перечне видов тра­ди­ци­он­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти послед­них стро­и­тель­ство наци­о­наль­ных тра­ди­ци­он­ных жилищ и дру­гих постро­ек, необ­хо­ди­мых для осу­ществ­ле­ния тра­ди­ци­он­ных видов хозяй­ствен­ной деятельности.

Так, граж­дане в каче­стве жили­ща могут исполь­зо­вать не толь­ко жилые поме­ще­ния, но и кибит­ки, чумы, яран­ги, пере­движ­ные (пере­нос­ные) жили­ща, кото­рые могут быть уста­нов­ле­ны на опре­де­лен­ной территории.

При выбо­ре места житель­ства граж­дане опре­де­ля­ют кон­крет­ное место на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии в пре­де­лах Рос­сий­ской Феде­ра­ции, у кото­ро­го есть адрес­но-гео­гра­фи­че­ские коор­ди­на­ты, где будет нахо­дить­ся его жили­ще (дом, квар­ти­ра или иной вид жилища).

Таким обра­зом, необ­хо­ди­мо кар­ди­наль­ным обра­зом менять в Рос­сии пони­ма­ние пра­ва на жили­ще, вос­при­я­тие кото­ро­го не изме­ни­лось с совет­ской эпо­хи. Для пере­смот­ра дан­но­го поня­тия нуж­но обра­тить­ся к источ­ни­кам доре­во­лю­ци­он­но­го рос­сий­ско­го пра­ва, ран­не­го совет­ско­го пра­ва, взять во вни­ма­ние прак­ти­ку Евро­пей­ско­го Суда по пра­вам чело­ве­ка, посколь­ку его реше­ния отра­жа­ют эво­лю­цию пра­ва на жили­ще в мно­гих раз­ви­тых государствах.

Рос­сий­ское доре­во­лю­ци­он­ное и совет­ское пра­во после­ре­во­лю­ци­он­но­го пери­о­да не интер­пре­ти­ру­ет жили­ще с поло­жи­тель­ным пра­вом граж­да­ни­на. Евро­пей­ский Суд по пра­вам чело­ве­ка так­же не свя­зы­ва­ет кате­го­рию «жили­ще» толь­ко с жилым поме­ще­ни­ем, не отож­деств­ля­ет его как пози­тив­ное соци­аль­ное пра­во, вле­ку­щее обя­за­тель­ные соци­аль­ные гаран­тии от государства.

Вопрос при­об­ре­те­ния жили­ща в РФ, как и в боль­шин­стве дру­гих стран, исто­ри­че­ски был забо­той само­го чело­ве­ка. В СССР пра­во на жили­ще при­об­ре­ло харак­тер исклю­чи­тель­но пози­тив­но­го пра­ва и ста­ло зави­сеть от госу­дар­ства. Госу­дар­ство обя­за­но ува­жать пра­во граж­да­ни­на на выбран­ное им жили­ще в избран­ном им месте жительства.

В слу­чае доб­ро­воль­но­го и созна­тель­но­го избра­ния жили­ща, кото­рое не отве­ча­ет уста­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям жило­го поме­ще­ния (напри­мер, трей­лер на соб­ствен­ном земель­ном участ­ке), госу­дар­ство не обя­за­но гаран­ти­ро­вать соци­аль­ные пра­ва по улуч­ше­нию жилищ­ных условий.

В слу­чае обо­ру­до­ва­ния жили­ща в месте житель­ства без закон­ных осно­ва­ний (на свал­ке и т.д.) госу­дар­ство впра­ве в зако­но­да­тель­но уста­нов­лен­ном поряд­ке доби­вать­ся высе­ле­ния граж­дан из таких жилищ. Вме­сте с тем госу­дар­ство в опре­де­лен­ных слу­ча­ях име­ет пози­тив­ные соци­аль­ные обя­зан­но­сти по предо­став­ле­нию жилья или по содей­ствию в его приобретении.

Конеч­но, пра­во на жили­ще явля­ет­ся мно­го­гран­ным. Граж­дане, орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти и мест­но­го само­управ­ле­ния еже­днев­но стал­ки­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми и про­бле­ма­ми, свя­зан­ны­ми с его реа­ли­за­ци­ей. Поэто­му толь­ко после­до­ва­тель­ное и целе­устрем­лен­ное их реше­ние может являть­ся зало­гом успе­ха и осно­вой для обес­пе­че­ния достой­ной жизнь каж­до­го человека.

Конституционно-правовые аспекты права на достойное существование

С учетом сферы реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:

  • личные права и свободы, призванные обеспечить свободу и автономию человека как члена гражданского общества (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др.);

  • политические права и свободы, связанные с участием в управлении делами государства (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства и др.);

  • экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

  • социальные права и свободы, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др.);

  • культурные права и свободы, обеспечивающие свободу доступа к культурным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом (право на образование, право на участие в культурной жизни и др.).

Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.

Охрана государством достоинства личности закреплена в Конституции России, предусматривающей, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности.

С другой стороны, достоинство личности является самостоятельным субъективным правом человека. Достоинство личности предполагает определенную оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Требования защиты достоинства личности в широком объеме содержатся в отраслевом законодательстве.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 4З Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юридических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в последнее время выступает распространение оскорбляющей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоинства человек должен представить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В данном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

  • Федеральный закон «О полиции»;

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Конституция России устанавливает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.

Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности» установлено, что про ведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О связи»;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда.

Под жилищем понимается как место постоянного или временного проживания, так и место пребывания гражданина.

Ограничение права на неприкосновенность жилища возможно в следующих случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, при надлежащие гражданам, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

  • для пресечения преступления;

  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие (статья 15 Федерального закона «о полиции»).

По общему правилу, судебное решение является необходимым условием проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища (статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статья 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи, которые не терпят отлагательства, когда оперативно-розыскные мероприятия, а также следственные действия могут проводиться при условии дальнейшего обязательного уведомления суда (судьи) в течение 24 часов.

Основные законодательные акты:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • Федеральный закон «О полиции».

Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 7. РФ – социальное государство.

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”

  • Закон Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации”

04 декабря 2018 года, 14:54

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, п ринята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции

В главе 2 Конституции закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26), право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29).

К политическим правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся: свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам, право на информацию (ст. 24, 29), право на объединение (ст. 30), право на проведение публичных мероприятий (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32), право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К экономическим правам и свободам Конституция РФ относит: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности и ее наследования (ст. 35), право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37), право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37), право на отдых (ст. 37), право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).

К социальным правам Конституция РФ относит: право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).

К культурным правам в соответствии с Конституцией РФ относятся: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43), право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43), свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44), право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Также согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Прокурор Кировского административного округа города Омска Т.П. Сидоренко.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]