Что дает повышение квалификации педагогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дает повышение квалификации педагогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

  • Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

  • Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

  • Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Что такое повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа, после чего слушатель получает удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов, выдается свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.

  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме. Слушателю также выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 16 л. в 1 экз.

А.А. Климов

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ДПО — дополнительное профессиональное образование.

Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.

Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?*

Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:

юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.

Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?**

Можно. При следующих условиях.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.

Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.


Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.

Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.

Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.

Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Квалификационные категории учителей

Выпускники 9 или 11 классов средней школы могут поступить на специальность «Дошкольное образование» в педагогический колледж и по окончании получить диплом о среднем профессиональном образовании.

С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.

Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.

В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.

В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.

Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.

В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.

В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.

Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор.

  • в детских садах, муниципальных и частных;
  • в развивающих и детских досуговых центрах;
  • в центрах предшкольной подготовки.

Также можно:

  • заниматься частной практикой;
  • стать няней или гувернанткой.

Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Чтобы успешно продвигать научные мысли, прививать знания и навыки, педагог должен быть очень хорошо подготовленным. К сожалению, любые навыки и знания со временем устаревают, становятся неактуальными, что порождает рождение новые теорий, законов и правил. Поэтому все педагоги проходят курсы повышения квалификации. Обычно это делается раз в несколько лет.

Данные мероприятия могут проводить в самых различных формах: в конкретном образовательном заведении в виде лекций и практикумов, стажировок, дистанционно и пр.

На этих курсах преподаватели узнают последние изменения, произошедшие в образовательной среде, получаю знания и опыт по проведению занятий с помощью новых приемов, способных не просто заинтересовать учащегося, но и привить ему ряд новых знаний и умений. На указанных «занятиях» педагоги получают следующие знания:

  • О новых методических приемах преподавания: способы изложения информации, методы разъяснения тем, использование современных технологий и гаджетов на уроках и пр.
  • Новые знания и опыт, который передают его коллеги посредством выступления на курсах и семинарах, в ходе обычной беседы и пр.
  • Практические навыки по применению последних средств НТП: планшет, ноутбук, интерактивная доска, веб-камера и пр. В частности, на уроках можно использовать заранее подготовленную презентацию или иной графический материал с помощью интерактивной доски. Также сегодня преподаватели ведут так называемые «электронные дневники», которые позволяют родителям оценить успехи ребенка в учебе. Некоторые репетиторы успешно проводят онлайн-занятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

По итогу похождения специальной переподготовки каждый педагог получает соответствующее удостоверение или сертификат. Но ля того чтобы его получить. Он должен не просто прослушать лекции, но и выполнить ряд письменных работ: составление новой образовательной программы для конкретной группы или класса. Чаще всего данный проект выполняется непосредственно в отношении места работы педагога, того класса, где он преподает и знает особенности каждого учащегося, его потенциал и пр.

Сегодня преподаватели загружены бюрократической работой. Помимо их главной задачи – поделиться знаниями и опытом с учащимися, они должны вести массу документации: начиная от дневника и журнала, и заканчивая различными методическими рекомендациями учебными планами, написанием характеристики на учащихся и пр.

Облегчить процесс прохождения курсов по повышению квалификации помогут специалисты ОЦ Дисхелп. В нашей команде работают высококвалифицированные специалисты (действующие педагоги ВУЗов, ученые и пр.) с большим опытом работы в образовательной среде. Мы готовы выполнить любое исследование, написать годовой отчет о проделанной работе, разработать новый план работы, проконсультировать оп всем возникающим вопросам. Высокое качество, демократичные цены и конфиденциальность данных гарантированы! Оформить заявку можно в офисе ОЦ Дисхелп или на его официальном сайте.

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

После появления чего-то нового оно активно используется, распространяется, завоевывает поклонников и лишь через 5 —10 лет попадает в систему обучения.

Частные системы, курсы, школы уловили эту тенденцию. Они намного быстрее предлагают ученикам освоить новинки. В государственных образовательных системах всех уровней должно пройти множество согласований, проверок, адаптаций, и лишь после этого проводится обучение преподавательского состава.

Учитель, который остается в стороне от новинок как в своем предмете, так и в технике преподавания, быстро становится неинтересен как слушателям, так и руководству.

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.

Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.

Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Внимание! Если обучение работникам осуществляется за средства государственного или местных бюджетов и других источников, предусмотренных сметой учебного заведения, обязательным условием является заключение договора между руководителем заведения и СПК, причем в договоре фиксируется источник финансирования.

Самостоятельное финансирование обучения работником будет производиться в случае, если:

  • педработники и научно-технические работники будут проходить повышение квалификации за пределами плана повышения квалификации;
  • лица работают в учебных заведениях на педагогических и научно-технических должностях по совмещению или совместительству.

Не забываем, что работникам на время повышения квалификации согласно плану с отрывом от производства в определенных законодательством объемах должно сохраняться место работы (должность) и средний заработок.

Факт повышения квалификации подтверждается актом о предоставлении этой услуги, и подписать его должен руководитель учебного заведения. Акт будет служить основанием для оплаты услуг СПК согласно заключенному соглашению относительно повышения квалификации.

  • Если работодатель отказывается предоставить работнику ДПО, педработник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
  • если работодатель отправляет педработника для получения ДПО, но не обеспечивает ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
  • если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его несоответствующим занимаемой должности;
  • если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО и предоставляются гарантии, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО;
  • если выполняются условия получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это считается дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель может применить дисциплинарное взыскание: замечание, выговор, увольнение.

В соответствии с законодательными требованиями, каждый работник в сфере образования обязан регулярно повышать квалификацию. Это касается педагогических работников, служащих в сфере общего и начального общего образования, а также преподавателей средних специальных и высших учебных заведений.

Повышение квалификации в образовательной сфере дает следующие преимущества:

  • педагогический работник приобретает недостающие знания, значительно расширяется кругозор;
  • образовательный уровень начинает соответствует требованиям ФГОС;
  • приобретаются навыки телекоммуникационного взаимодействия;
  • педагог знакомится с эффективными методами воспитательной работы и психологической адаптации в условиях современных требований к квалификации и образованию.

На государственном уровне устанавливается периодичность повышения квалификация. Курсы нужно проходить не реже одного раза каждые 3 года. При этом у учебного центра должна быть действующая лицензия на образовательную деятельность.

Повышение квалификации расширяет возможности педагога, улучшает практические навыки, дает хорошую теоретическую базу. В результате увеличиваются не только показатели по работе, но и общее развитие педагогического работника. Значительно растет культурный уровень, улучшается взаимодействие с учащимися и студентами.

Среди преимуществ современного обучения педагогических работников можно выделить следующие:

  • в режиме реального времени и в электронном виде доступны лекционные, учебные материалы;
  • осуществляется взаимодействие с тьютором, который ответит на возникающие вопросы;
  • возможность обучения в любое время суток;
  • формирование собственного графика обучения с учетом личных обстоятельств и свободного времени.

Параллельно можно пройти несколько программ обучения по повышению квалификации. В результате формируется широкий образовательный уровень, педагогический работник может преподавать несколько смежных дисциплин, претендовать на увеличение оплаты труда.

Заявку на получение образования по повышению квалификации может подать учебное заведение или конкретный педагог. В первом случае образование оплачивает работодатель и может направить на повышение квалификации практически весь педагогический состав. Во втором случае работник самостоятельно платит за свое обучение, может выбирать образовательную программу.

Заявку можно подать на сайте учебного центра. В этом случае на оформление уходит всего несколько минут. Процесс включает указание данных лиц, которые будут получать образование. Также необходимо указать наименование организации, выбранную программу. Если появляются сложности с направлением заявки на обучение, работник может позвонить менеджеру по телефону.

На следующей стадии происходит окончательный выбор программы профессионального обучения, оплата за курс. Минимальное время повышения квалификации составляет 2 недели и включает 16 академических часов. Но некоторые программы могут включать большую продолжительность в зависимости от выбранного курса.

После изучения дисциплин необходимо сдать итоговый тест, который включает вопросы по профессиональной подготовке. Если приобретены необходимые педагогические навыки, сложностей с его происхождением не появится. На завершающей стадии предоставляются документы об образовании, которые работник может получить лично или заказать почтовым отправлением.

Подобная система обучения является одной из самых эффективных. Она зарекомендовала себя как комфортную для состоявшихся работников, не имеющих свободного времени. А тестирование включает вопросы по основным дисциплинам, что позволяет выявить уровень реальных знаний и педагогических навыков.

Таким образом, повышение квалификации педагогических работников позволяет соответствовать современным тенденциям в образовании. При этом происходит постоянное развитие специалиста, приобретаются навыки правильного воспитательного процесса, владения телекоммуникационными технологиями.

Любая образовательная организация заинтересована в постоянном обучении своих сотрудников. Педагогический состав, его мастерство и возможности должны непрерывно развиваться и обновляться. Повышение квалификации педагогов носит плановый характер. В основном, квалификация повышается раз в пять лет, но существуют и иные случаи, требующие дополнительного обучения.

Образовательная организация планирует повышении квалификации своих работников, путем составления графика, в котором прописываются сроки и виды обучения, на которое отправится тот или иной сотрудник.

Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:

  1. Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.

  2. Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:

    • Стажировки;
    • Краткосрочных курсов – до 72 часов;
    • Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;
    • Дистанционных курсов, удаленного обучения;
    • Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).

Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.

Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.

Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.

Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.

Немаловажным пунктом для учителя является непрерывное обучение. Это значит, что работники сферы образования продолжают учиться на протяжении всей карьеры. Кроме самообразования, посещения семинаров, обязательным является прохождение курсов повышения квалификации раз в несколько лет. Для чего это нужно?

Исходя из определения, кто такой учитель, становится понятным, что ему нужно постоянно искать новые методики для решения поставленных задач. Педагогика постоянно развивается, потому что приоритеты у подрастающего поколения меняются. И учителям нужно выстраивать учебный процесс с учетом этих особенностей.

Оценку за свою педагогическую деятельность учитель получает при прохождении аттестации, цель которой состоит не только в оценивании работы педагога, но и в стимулировании к профессиональному развитию. Эта процедура проходит в два этапа: проведение открытого занятия, на котором присутствует аттестационная комиссия, и анализ документации, предоставленной педагогом.

11 важных вопросов об обучении воспитателей

Существует много соревнований на разных уровнях (от городского до федерального), в которых педагогические работники могут проявить свои таланты и продемонстрировать всем, что их новые подходы к обучению работают. Но самым важным для них является конкурс «Учитель года».

Он проводится в три этапа. На первом конкурсанты должны:

  • разместить свои методические разработки, которые должны иметь новаторский характер;
  • на методическом объединении представить свой профессиональный опыт коллегам;
  • провести показательное учебное занятие;
  • в режиме импровизации обсудить с учениками важный для них вопрос;
  • продемонстрировать взаимодействие с родителями.

На следующем этапе учителя проводят мастер-класс и принимают участие в открытой дискуссии по социально значимой проблеме. И на заключительном этапе конкурсанты участвуют в «круглом столе» вместе с известными людьми в образовании на актуальную тему. Также принимает участие и министр образования и науки Российской Федерации. Абсолютный победитель конкурса получает должность общественного советника министра образования и науки РФ, которую он занимает в течение года. Поэтому для учителя почетно выиграть конкурс «Учитель года».

Таким образом, деятельность учителя касается не только школы. Кто такой учитель? Это не просто педагог, задача которого рассказать материал из учебника. Если он настоящий профессионал и любит свою специальность, то сможет повлиять на систему образования в стране.

  • Опыт коллег
  • Я и другие
  • Мотивация
  • Деньги
  • Методики
  • Полемика
  • Бюрократия
  • Все статьи

Причин для прохождения курсов повышения квалификации для учителей начальных, средних или старших классов может быть несколько, но условно их можно разделить на две группы:

  1. Внутренние причины. Бывают ситуации, когда преподавателя не удовлетворяет уровень его компетенций и когда он сам ощущает нехватку знаний и навыков для преподавания определённой дисциплины.
  2. Внешние причины. Зачастую прохождение курсов повышения квалификации требуют от учителя в школе для того, чтобы он мог либо сохранить свою должность, либо получить повышение.

Но стоит отметить, что чаще всего учителей скорее заставляют проходить курсы повышения квалификации, не так много кто идёт на них по собственному желанию.

Напоследок расскажем о критериях выбора курсов повышения квалификации для учителей:

  • Ваша цель. В первую очередь нужно определиться, зачем именно вам необходимо повышение квалификации. Для получения новых знаний и навыков? Для получения повышения на работе? Чтобы не уволили? В зависимости от ответа курсы нужно будет искать либо с действительно хорошей программой, либо с простыми условиями освоения.
  • Организатор курсов. Необходимо обратить внимание на то, какая организация будет вас обучать. Это курсы при вузе, школе или же НОУ ДПО (негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образование)? Есть ли у них лицензия? Доверяете ли вы качеству их образования?
  • Форма обучения. Спросите себя, в каком формате вам будет удобнее всего проходить обучение. Очно, дистанционно, очно-заочно или, может, очно с применение дистанционных образовательных технологий?
  • Оплата обучения. Здесь стоит задуматься сразу о двух аспектах: 1) За чей счёт будет проводиться обучение (бюджетное, платное или городская субсидия)? 2) Если платить придётся самостоятельно, то насколько потенциальный результат оправдывает стоимость курса?

Особенности повышения квалификации педагогов

Формальное образование осуществляется через реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В первом случае учителя совершенствуют компетенции в рамках реализуемой профессиональной деятельности. А во втором — изучают специфику нового вида деятельности, например, когда учитель математики решил преподавать ещё и физику.

Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в привычный уклад образовательного процесса. Но, с другой стороны, предоставила педагогам и дополнительные возможности.

Значительно выросло количество программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, благодаря которым слушатели могут пройти обучение, не выходя из дому. Важным этапом работы института в этот период стала реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Учителя изучили нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения, на практике научились использовать инструменты цифрового образования. Например, виртуальную или онлайн-доску — это сервис, который даёт возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю — прокомментировать и оценить её в режиме живого общения, находясь при этом территориально в разных точках.

Работа в этом направлении продолжается и в 2021 году уже на новом сервисе дистанционного образования.

Происходит такой образовательный процесс в основном за счёт областного бюджета. Так, в 2020-м повысить квалификацию у нас в регионе должны были чуть больше 5500 педагогических работников, а обучение прошли почти 6300 человек, то есть показатель составил 114 процентов от плана. Кроме того, около 2250 человек повысили квалификацию на внебюджетной основе, за средства работодателей. Таким образом, в институте повышения квалификации за прошлый год прошли обучение в общей сложности свыше 8500 работников образования.

В 2021 году в рамках государственного задания повышение квалификации пройдут не менее 6300 педагогических работников. Но план, очевидно, снова будет перевыполнен. Добавится к нему, как всегда, и инициатива руководителей тех же детских садов, школ и вузов.

Напомним: проходить повышение квалификации педагогам положено раз в три года.

Справка В декабре 2020 года Министерство просвещения России совместно с Академией Минпросвещения оценили деятельность Брянского института повышения квалификации работников образования. И на федеральном уровне ему была дана положительная оценка.

Консультация «Важность повышения квалификации»

Лицо, осуществляющее обработку персональных данных (далее – Обработчик) по поручению Оператора – ООО «Твои образовательные решения», ИНН 7720308722, ОГРН 1157746619656, 111399, г. Москва, ул. Мартеновская, д.5, помещение 1, ком. 2

Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.

Лицо, осуществляющее обработку персональных данных (далее – Обработчик) по поручению Оператора – ООО «Твои образовательные решения», ИНН 7720308722, ОГРН 1157746619656, 111399, г. Москва, ул. Мартеновская, д.5, помещение 1, ком. 2

Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.

Технические данные, передаваемые Сервису программным обеспечением Пользователя, а также иные данные, передаваемые Пользователем Сервису, будут доступны Администрации и могут использоваться последней по своему усмотрению незапрещенными законом способами, в том числе для таргетинга демонстрируемой Пользователю рекламы.

Информация из Профиля может быть доступна иным Пользователям Портала. Информация становится доступной при создании Пользователем Контента, оставлении комментариев, постановке оценок.

Пользователь вправе в любое время удалить и/или скорректировать Профиль, используя Личный кабинет.

При публикации комментариев и / или отзывов к любым материалам Портала, равно товарам в каталоге, Пользователям категорически запрещается использовать ненормативную лексику, призывать к национальной и религиозной розни, использовать высказывания экстремистского, националистического, расистского характера, порочащие и оскорбляющие достоинство других пользователей, видных общественно-политических деятелей, а также другие высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Администрация Портала оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять комментарии, нарушающие установленные запреты.

Пользователь может быть ограничен в возможности комментировать контент или оставлять отзывы если:

  • не столько высказывает свое мнение, сколько пытается любым способом помешать другим свободно высказывать свою точку зрения;
  • пытается увести дискуссию от той темы, которой она посвящена и которая обсуждается остальными пользователями.

После прохождения Дополнительной (расширенной) регистрации Пользователям также доступен сервис публикации Новостей и Событий.

Ко всем новостям и событиям, публикуемым посредством вышеуказанного сервиса, применяются правила, аналогичные Блогу, а также правила и требования, аналогичные Контенту на Портале.

Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать Новости и События, размещенные Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении Новости или События, или удалить указанный контент без указания причин.

Повышение квалификации педагога

Научные сообщения

УДК 378.091.398

Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов

А. А. Пивоваров, Ю. А. Скурихина

The role of the advanced training system in the teachers’ professional growth

A. A. Pivovarov, J. A. ЗкипкИта

Аннотация. Актуализируется проблема предъявления современной образовательной среды достаточно серьезных требований к педагогу. Актуализируются аспекты мотивации педагога на профессиональный рост, готовность его к творческой инновационной деятельности. Обосновывается идея о том, что существенным мотивом для профессионального развития педагога может стать введение Национальной системы учительского роста (НСУР), которая предполагает наличие различных должностей учителя в соответствии с уровнями владения профессиональными компетенциями. Развитие педагога в соответствии с НСУР предполагает его рост от начинающего учителя до педагога-мастера и педагога-исследователя.

Выделены и охарактеризованы новые требования к системе повышения квалификации. Она не может ограничиваться только курсовой подготовкой, обеспечивающей формирование (или развитие) базовой предметной или методической компетентности, что подходит только для начинающих учителей.

Показана их роль и значение к реализации различных подходов к повышению квалификации учителей-мастеров (учителей-наставников), передающих свой опыт молодым учителям, учителей-исследователей, апробирующих в своей деятельности научные концепции. Обозначены и аргументированы условия, со-

блюдение которых в процессе проектирования системы повышения квалификации имеет большое значение.

Это анализ образовательного запроса к системе повышения квалификации, планирование разноуровневой системы повышения квалификации в зависимости от образовательных запросов и владения педагогом профессиональными компетенциями.

Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам эффективности системы повышения квалификации, анализ результатов оценочных процедур и возможности их применения в планировании работы Института развития образования, моделирования системы профессионального роста педагогов.

В статье проводится анализ различных подходов к понятию «повышение квалификации» в российской и зарубежной литературе, определяются современные требования к повышению квалификации, проводится анализ направлений учета образовательных потребностей педагогов. На основании данного анализа в статье представлена трехуровневая модель системы повышения квалификации. Данная модель может привлекаться для планирования системы профессионального роста педагогов.

Abstract. The problem of enough serious requirements to the teacher from of modern educa-

àk

ЧИППКРО

tional environment is actualized. The aspects of motivation of teachers for professional growth, readiness for creative innovative activity are actualized. The idea of adoption of the National System of Teacher Growth (NSSD) is substantiated, which presupposes the presence of various teacher positions in accordance with the levels of proficiency competence, can become an essential motive for the professional development of the teacher. The development of a teacher in accordance with the NSDS presupposes its growth from a beginner teacher to a master teacher and a teacher-researcher.

New requirements for the system of advanced training are highlighted and characterized. It can’t be limited only to course preparation, which provides the formation (or development) of basic subject or methodological competence, which is suitable only for beginning teachers.

Their role and importance to the realization of various approaches to the development of the skills of teachers-masters (teacher-mentors), transferring their experience to young teachers, teachers-researchers, approbating scientific concepts in their work is shown. The conditions are indicated and argued, the observance of which in the process of designing an advanced training system has great importance. This is the analysis of the educational request to the system of advanced training the planning of a different level system of advanced trading depending on educational requests and the knowledge of the teacher’s professional competencies.

The methodology of the study is the study of information sources on the effectiveness of the professional development system, the analysis of the results of evaluation procedures and the possibility of their application in planning the work of the Institute for the Development of Education, modeling the system ofprofessional growth of teachers.

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]