Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве вкр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.
Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:
Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.
Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество. Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.
От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты. Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Статьей 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве.
Согласно указанной норме, уголовно наказуемыми являются следующие действия посредника:
1. обещание или предложение посредничества во взяточничестве;
2. непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
3. любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю).
За перечисленные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.
Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются:
1. использование посредником своего служебного положения;
2. посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие);
3. совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
4. посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей).
За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Санкция этой статьи в качестве альтернативного вида основного наказания предусматривает штраф в размере до 3 млн. рублей (а также в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до 80-кратной суммы взятки). В качестве дополнительных видов наказания предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет и штраф в размере до 70-кратной суммы взятки.
В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.
Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.
В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.
В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.
Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.
Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.
Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.
Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).
Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.
По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.
Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.
Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.
Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.
Прежние разъяснения признаются утратившими силу.
Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве
………………………………………………………………… ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) …………………………………………………………………
Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:
- Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
- Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.
Ответственность по ст. 291.1 УК РФ для посредника наступит исключительно, если сумма взятки является значительной. Для названной статьи значительной взяткой будут деньги или имущество, стоимость которых больше 25 тыс. рублей. Если посредник каким-либо образом «помогал» передать или получить взятку меньшего размера – состава преступления по названной статье в его действиях нет.
Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество.
Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.
Посредничество, выраженное в непосредственной передаче взятки окончено с той минуты, когда должностное лицо примет хоть часть предполагаемой взятки.
Покушение на такое деяние будет при следующих условиях:
- должностное лицо отказалось от принятия взятки;
- передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от посредника, например, когда преступное деяние пресечено сотрудниками органов правоохраны до передачи взяткополучателю уже полученного предмета взятки.
Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.
Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.
Сложные вопросы квалификации посредничества во взяточничестве
Особо квалифицирующие признаки деяния – посредничество:
- группой лиц, обговоривших заблаговременно совершение деяния совместно;
- организованной группой – объединением людей, цель которых – преступная деятельность;
- в даче-получении крупной взятки, начиная со 150 тыс. руб.
Наказание за такое посредничество прописано ч. 3 ст. 291.1, за него может последовать:
- Штраф:
- 1-2 млн. руб.;
- на сумму зарплаты и всех других доходов за год-два;
- 50-70-кратной взятки;
- Лишение свободы на 5-10 лет.
Наибольшую опасность для общества, по мнению законодателя, представляет посредничество во взяточничестве в особо крупном (более 1 млн. руб.) размере. Наказание за него предусматривается ч. 4 ст. 291.1 УК РФ в виде:
- Штрафа:
- 1,5-3 млн. руб.;
- в размере всего заработка и иных доходов за 2-3 года;
- 60-80-кратной взятки;
- Тюремного заключения, продолжительностью 7-12 лет.
В качестве дополнительного наказания могут назначаться:
- Лишение права замещать должности и осуществлять деятельность, которые определит суд и укажет в приговоре:
- по ч. 1 (со штрафом) и ч. 2 (здесь и в последующих частях статьи — с любым из основных наказаний) – до 3 лет;
- по ч. 3 – до 5 лет;
- по ч. 4 – до 7 лет.
- Штраф в размере не превышающем:
- 20-кратной взятки по ч. 1;
- 30-кратной по ч. 2;
- 60-кратной по ч. 3;
- 70-кратной по ч. 4.
За деяния, начиная с ч. 2 анализируемой нормы, с лишением свободы может назначаться одно или сразу оба вида дополнительного наказания. Если суд на основании исследованных в заседании фактов посчитает доп. наказание не нужным, оно может и вовсе не назначаться.
Два одинаковых вида основного и дополнительного наказания, в частности штрафа, одновременно не назначаются.
- Аникин А. Посредничество во взяточничестве // Законность. 2009. N 3.
- Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.
- Капинус О. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2011. N 3.
- Кондрашова Т.В. Уголовная ответственность за взяточничество. Екатеринбург, 2003.
- Тюнин В.И. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) // Российская юстиция. 2011. N 8.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Глава 1. Понятие взяточничества и его уголовно-правовая характеристика
.1 Понятие и общая характеристика взяточничества
.2 Субъект и субъективная сторона взяточничества
.3 Объект, предмет и объективная сторона взяточничества, основания освобождения от уголовной ответственности при получении или даче взятки
Глава 2. Особенности привлечения к уголовной ответственности за взяточничество
.1 Квалификация взяточничества
.2 Проблемы отграничения взяточничества и составов смежных преступлений
.3 Провокация взяточничества
Заключение
Библиографический список
Введение
В настоящее время в Российской Федерации на плановой основе осуществляется комплекс антикоррупционных мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 01 апреля 2016 г. Коррупция — общий термин, обозначающий использование своего положения в обществе в личных целях. Чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия. История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась — в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.
Вряд ли найдется страна, где уровень правосознания столь высок, что коррупция невозможна в принципе. Взяточничество является ярчайшим примером коррупции.
Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio — порча, испорченность) в дисфункции, деградации аппарата публичной власти (государственного аппарата и аппарата местного самоуправления). Коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления функций государства и местного самоуправления, он бесполезен для общества. Это корпорация, которая обслуживает лишь внутренние свои потребности и работает в собственных интересах, сохраняя при этом видимость государственных форм. В бюрократической корпорации коррумпированного чиновничества действует свое квазиправо, квазимораль, имеется своя субкультура.
Актуальность исследования взяточничества будет существовать до тех пор, пока существуют государство и власть. С учетом особенностей исторического развития нашей страны, а также менталитета российского чиновничества и наших граждан нет никаких гарантий того, что не найдутся люди, которые попытаются извлечь для себя выгоды корыстного характера на всеобщей волне борьбы с коррупцией. Рост количественного показателя взяточничества свидетельствует о необходимости повышения эффективности противодействия данному преступлению. Так, по сведениям МВД по Республике Карелия в республике в 2004 году было выявлено 34 факта взяточничества, 2005 году — 47, 2006 году — 52, в 2008 — 65, в 2009году- 115, 2010 — 152, 2011 — 131, 2012- 98, 2013 — 108, 2014 — 100.
Целью исследования является теоретическое исследование и анализ основных проблем правового регулирования уголовной ответственности за взяточничество.
Задачами данной работы являются:
. Исследовать развитие уголовной ответственности за взяточничество;
. Определить общественную опасность взяточничества;
. Определить понятие должностного лица, являющегося субъектом взяточничества;
. Определить и рассмотреть составы преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество;
. Рассмотреть борьбу со взяточничеством как задачу органов федеральной службы безопасности.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Предмет исследования это нормативно правовое регулирование преступлений предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации в форме взяточничества (дача и получение взятки).
Объектом исследования являются правоотношения регулируемые уголовным законодательством при совершении таких преступлений как дача и получение взятки.
Методологическую основу работы составляют научная теория познания и ее историко-диалектический метод, общенаучные, частнонаучные и специальные методы: — конкретно-исторический; социологический; системно-структурный; сравнительно-правовой, программно-целевой и др. Также используются общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение) с помощью которых выявляются основы правового регулирования уголовной ответственности за взяточничество.
Использование вышеназванных методов не исключает в отдельных случаях возможности простого изложения фактов в качестве необходимой аргументации, обладающей доказательной силой и выявляющей особенности исследуемой проблемы.
Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, иные нормативные акты РФ и т.д. Также использовалась и судебная практика: определения, постановления Верховного Суда РФ.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды отечественных ученых-правоведов Здравомыслова Б.В., Лебедева В.М., Пионтковского А.А. и других авторов.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Глава 1. Понятие взяточничества и его уголовно-правовая характеристика
1.1 Понятие и общая характеристика взяточничества
Наиболее общественно опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ «Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», является взяточничество. Нормативного закрепления понятия взяточничества нет. Правоведы под взяточничеством понимают получение взятки (ст. 290 УК) и ее дачу (ст. 291),посредничество (ст.291.1)
Так, согласно статье 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе признается преступлением.
Более полное понятие взяточничества охватывает три уголовно наказуемые деяния, связанные между собой общностью объекта преступления: получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.
Взяточничество относится к числу общественно опасных общеуголовных коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» взяточничество является одним из проявлений коррупции, которая возможна в виде:
«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица».
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;
низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни;
В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества — суммы передаваемых взяток неизмеримо возросли по сравнению с суммами, передававшимися в прежние годы. Изменился предмет взятки. Взятки даются не только деньгами, но и ценными предметами и услугами: мебельными гарнитурами, автомобилями, драгоценностями и т.п. Нередки факты оформления на работу взяткополучателя и его близких, при фактическом неисполнении ими каких-либо обязанностей. В коммерческие структуры зачисляются должностные лица из числа работников исполнительной власти, банковские работники и др.
.2 Субъект и субъективная сторона взяточничества
Понятие субъекта преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, необходимо давать с учетом примечания 1 к ст.285 УК РФ: должностным лицом в статьях гл.30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительские, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Исходя из этого, можно прийти к выводу, который подтверждается судебной практикой, что субъект преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, является специальным.
Так, Пермским областным судом 31 июня 2001 года Носов осужден по п. «б» ч. 4 ст.290 УК РФ (на указанный период, квалифицированный признак неоднократности применялся), по ч.5 ст.33, ч.2 ст.234 УК РФ и по ст.292 УК РФ. По приговору суда он признан виновным в том, что, работая в должности врача-педиатра, совершил служебный подлог, незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым приобреталось сильнодействующее вещество, используемое для изготовления наркотика другими лицами, которыми в дальнейшем вещество сбывалось. При этом он неоднократно получал взятки в виде вознаграждения в размере 100 рублей за каждый рецепт и являлся пособником в незаконном приобретении и перевозке в целях сбыта сильнодействующего вещества. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 6 ноября 2001 года, рассмотрев уголовное дело, действия квалифицированные по п. «б» ч.4 ст.290 УК РФ, переквалифицировала на ст.233 УК РФ, указав следующее. Носов как рядовой врач-педиатр не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и поэтому не являлся должностными лицом. Следовательно, он не может рассматриваться как субъект преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ.
Большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (кроме дачи взятки и присвоения полномочий должностного лица) совершается должностными лицами. Так кто же такие «должностные лица», обратимся к примечанию к ст. 285 УК. В соответствии с этим примечанием субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут быть:
. Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
. Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
. Лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
. Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями главы 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой в Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Особенностью признаков специального субъекта рассматриваемого преступления является еще и то, что впервые в законе содержится указание на должностных лиц Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований государства.
К первой категории, согласно п. 1 примечания, относятся должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Взяточничеству подвержены должностные лица, наделенные разрешительно-распорядительными функциями, в ведении которых находятся вопросы приватизации, регистрации коммерческих структур и частных предпринимателей, выдача лицензий и разрешений, кредитов и ссуд, сдача помещений в аренду, отпуск сырья, материалов и готовой продукции, приобретение в собственность недвижимости, заключение выгодных контрактов.
Для административно-хозяйственных функций признак руководства деятельностью других людей не обязателен. На первое место здесь ставятся контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах государственных организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. При этом следует подчеркнуть, что административно-хозяйственная функция состоит в управлении и распоряжении таким имуществом, которое принадлежит государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, а также Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям.
Нередки случаи, когда должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Они носят распорядительный характер, ибо предоставленные должностному лицу полномочия позволяют самостоятельно решать вопросы, отнесенные к его компетенции.
Указанные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом лицо может быть признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке. Для осуществления соответствующих обязанностей по специальному полномочию не требуется замещение должности. Кроме того, специальные полномочия могут осуществляться только на основании закона, приказа, положения. Выполнение обязанностей по специальному полномочию, как правило, носит краткосрочный или разовый характер (присяжные заседатели, общественные контролеры, инспекторы и ревизоры). Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления от 09 июля 2013 г. № 24 подчеркнул, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что эти функции возложены на данное лицо законом, нормативным актом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Фактическое выполнение лицом должностных функций при отсутствии надлежаще оформленного специального полномочия исключает ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК. Названные признаки должностного лица (представитель власти, выполнение организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, по специальному полномочию) присущи всем четырем категориям лиц, указанных в примечании ст. 285 УК, и характеризуют субъект преступлений, предусмотренных 30 главой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вторая категория субъектов, указанных в п. 2 примечания ст. 285 УК, — это лица, занимающие государственные должности Российской Федерации. Под таковыми, в соответствии с примечанием, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним в первую очередь относятся должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, федеральных министров, Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной палаты РФ и др.
Третья категория субъектов — это лица, занимающие государственные должности субъектов Федерации. К ним в соответствии с п. 3 примечания к ст. 285 УК относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это — президенты республик, губернаторы, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, председатели законодательных собраний, другие руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации �� др.
ВС обобщил практику привлечения к ответственности за взятки от имени юрлиц
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в форме прямого умысла. Должностное лицо, получающее взятку и дающее взятку, сознает противоправность и общественную опасность своего поведения, выраженного при получении взятки в совершении действий (бездействия) в интересах взяткодателя, при даче взятки в предложении получателю взятки совершить незаконные действия. (Давая взятки, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе).
Сознает лицо, получающее взятку также и то обстоятельство, что для получения предмета взятки и достижения требуемого взяткодателю результата необходимо использовать должностные полномочия. Наряду с этим возможно, что незаконная имущественная выгода направлена на воздействие на других лиц с использованием своего служебного положения или на общее покровительство либо попустительство по службе.
Волевой момент характеризуется желанием совершения наказуемых действий. Стремление лица приобрести материальную выгоду (не имеет значения, до или после совершения им деяния) следует рассматривать в качестве корыстного мотива данного преступления.
Закон не относит мотив и цель получения и дачи взятки к обязательным признакам состава преступления, однако очевидно, что мотив данного преступления корыстный, а целью является личное обогащение или получение какой-либо имущественной выгоды.
В результате исследований, проведенных правоведом Минкиным Н.Н., получены статистические данные о том, что среди осужденных взяткополучателей (в обиходе называемых «взяточниками») 85% мужчин и 15% женщин. Наблюдается феминизация взяткополучателей. Средний возраст женщин, осужденных за получение взятки — 43 года, мужчин — 33 года. Средний возраст осужденных обоих полов составляет 38 лет.
Общая тенденция «омоложения» преступности заметна и по данной категории дел: все чаще к ответственности за получение взятки привлекаются лица в возрасте от 21 года (с учетом специального признака субъекта преступления) до 30 лет. Возрастная структура указанных лиц такова: взяткополучатели в возрасте 21-30 лет — 44,6%; 30-35 лет — 30%; 35-40 лет — 8,4%; более 40 лет — 17%. В возрастной группе более 40 лет мужская преступная активность резко падает в отличие от женской .
Лица молодого возраста чаще получают взятки под решающим влиянием конкретной ситуации. Пример: уголовное дело (2007 г.) по обвинению четырех лиц (в возрасте 24-27 лет) в получении взятки. Работая в группе быстрого реагирования по раскрытию преступлений в ОВД, они пресекли административное правонарушение с задержанием виновных лиц. После этого (в короткий промежуток времени) у них возник умысел на вымогательство взятки у задержанных.
В статье рассмотрены отдельные проблемы квалификации посредничества во взяточничестве и назначения наказания за него с учетом практики применения ст. 291.1 УК РФ и положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Обращено внимание на противоречивые подходы к вопросу о том, обязателен ли размер взятки для уголовного преследования по ст. 291.1 УК РФ. Подобные же подходы встречаются при решении вопроса о возможной переквалификации пособничества в получении или даче взятки на посредничество во взяточничестве и наоборот. Высшие судебные инстанции в одних решениях такую переквалификацию допускают, а в других — нет. Констатируется чрезмерная суровость некоторых приговоров в части размера штрафа за посредничество во взяточничестве, что делает назначенные наказания изначально неисполнимыми. Предложено ответы на эти и другие спорные вопросы, возникающие в практике применения ст. 291.1 УК РФ, отразить в новой редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
1. Белов С. Д., Чекмачева Н. В. Уголовное преследование за посредничество во взяточничестве // Закон ность. — 2011. — № 10.
2. Яни П. С. Посредничество во взяточничестве // Законность. — 2011. — № 9.
Уголовным кодексом посредничество при даче взятке до 2011 года рассматривалось как соучастие в столь непозволительном процессе. На сегодняшний день акт посредничества был выделен в отдельную статью, где указывается, что нарушитель в этом случае помогает виновнику совершить преступление.
Важно! Согласно закону, а именно – статье 291.1 УК РФ, посредничество – это добровольная передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя, а также другие деяния, необходимые для достижения договоренности между этими двумя лицами.
Таким образом, посредник представляет интересы не только того, кто ждет получения денежного вознаграждения, но также того, кто это вознаграждение передает. Что касается того, как может происходить посредничество, то судебная практика выделяет несколько методов.
- Непосредственная или прямая передача денег. Также вместо денег может выступать другой предмет взятки.
- Вербальная помощь, когда посредник обещает дать взятку указанному лицу. В этом случае подобная помощь усиливает уверенность в том, что преступление будет совершено.
- Дача рекомендаций по тому, кому можно передать взятку.
- Организация встречи двух лиц для совершения акта передачи взятки.
- Уточнение вида взятки и размера, а также согласование данных пунктов.
- Ведение переговоров для совершения последующего акта передачи взятки.
- Устранение препятствий.
- Поиск необходимого лица для передачи или получения взятки.
Уголовная ответственность за взяточничество
Среди наиболее популярных областей для процветания коррупции на сегодняшний день выделяют:
- государственные закупки;
- правоохранительные органы;
- здравоохранение;
- образование.
Но не стоит думать, чти эти области считаются единственными, где происходит взяточничество.
Важно! Тех, кто дает и получает взятки, можно встретить практически повсюду, но больше всего их именно в тех областях, что перечислены выше.
Законом также оговариваются ситуации, когда с гражданина снимается уголовная ответственность. Их на самом деле не так много, а у обвиняемого должны быть существенные аргументы, чтобы опровергнуть свою вину.
Так, например, если будет выполнено хотя бы одно из действий, перечисленных ниже, гражданин сможет избежать ответственности.
- Гражданин самостоятельно сознается в своем поступке органам правопорядка, а также уточняет факт, что участники преступления требовали от него совершения незаконного действия.
- Гражданин, который вымогает взятку, является чиновником.
Также существуют факторы, которые не позволяют уйти от ответственности. К таким факторам относятся:
- причины и мотивы, побудившие гражданина сделать сообщение об организации преступления правоохранительным органам;
- время с момента совершения преступления, а именно – передачи взятки.
Объективная сторона посредничества представляет собой содействие взяточничеству и выражается в передаче сообщения виновным о своем согласии в совершении подобного рода преступления.
Если рассматривать взяточничество с субъективной стороны, то в этом случае речь идет о вине в форме прямого умысла. Другими словами, виновный должен осознать, что именно он делает. Так, например, посредник при приеме или передаче взятки в курсе, что за предмет он держит в руках и какое преступление совершается в данный момент. Если же доверенное лицо совершает акт посредничества, но при этом не подозревает об этом и не знает, что в его руках находится взятка, он может избежать ответственности, а его действия не будут квалифицироваться статьей Уголовного кодекса.
Вопрос: к какой категории следует отнести лиц, которые выступили как посредники, но при этом сумма, переданная ими, составила менее 25 тыс. рублей?
Ответ: уголовный кодекс РФ предусматривает, что при недостижении размера взятки от 25 тыс. рублей виновник избегает уголовной ответственности, так как она не предусмотрена законом. Таким образом, если размер взятки оказался ниже суммы, представленной в УК РФ, действия лиц в этом случае считаются декриминализованными.
Д. Гарбатович полагает, что имеющая уголовно-правовая норма является специальной по отношению к другим нормам ответственности, среди которых – непосредственно передача взятки. И если произойдет факт конкуренции между общей и специальной нормами для наказания правонарушителя, будет выбрана специальная. Другими словами, если гражданин был пойман как посредник в момент дачи или получения взятки в небольшом размере и специальные нормы подобное действие как преступление не рассматривают, то деяние будет отнесено к классификации соучастия в совершении преступления. Подобного мнения придерживается В. Борков, отмечая, что если размер взятки не превышает установленного УК РФ размера, то посредник выступит в качестве соучастника и понесет ответственность за это.
Для более наглядного понимания сути, кто же в преступлении передачи взятки является посредником, стоит рассмотреть пример.
Задача: После заседания суда действия граждан А и Г были признаны как пособничество в даче взятки. При этом преступление обоих было совершено при ряде обстоятельств. Гражданин Г является адвокатом. На протяжении своей службы он оказывал пособничество Л.Е. в даче взятки, получая от нее значительную сумму. При этом саму сумму гражданка передавала гражданину А, который, в свою очередь, был работником прокуратуры.
В результате решением суда было признано, что оба гражданина, А и Г, действовали в интересах одного лица – взяткодателя. Именно от него они получали вознаграждение за совершенные ими действия, а также от него получали необходимую сумму, которую нужно было передать второму лицу. Именно эти действия подразумевают пособничество в даче взятки.
Однако при рассмотрении данного дела следует также обратиться к изменениям, которые были внесены в УК РФ. На сегодняшний день квалификацией подобных преступлений занимается статья 291.1, рассматривающая вопросы посредничества, как отдельный вид противозаконного деяния. Также необходимо отграничивать между собой пособника, посредника и соисполнителя, основываясь на нескольких критериях, один из которых – размер передаваемой взятки.
Дипломная работа на тему «Уголовная ответственность за взяточничество»
Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Ст. 291.1 УК РФ определяет, что посредничество во взяточничестве – это:
непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Для квалификации преступления установлен минимальный порог, при котором посредника будут привлекать к уголовной ответственности. На момент июня 2020 года минимум равен сумме, определяющей значительный ущерб, — 25 тысяч рублей. Если взятка оказалась меньше, чем 25 тыс. рублей, то деяние не признается уголовно наказуемым. Уголовно-правовая характеристика взяточничества включает в себя два отдельных действия: получение взятки и её дача. Посредничество во взяточничестве относится к обоим составляющим: посредник может, как давать, так и получать деньги и материальные ценности.
Стоит сразу разъяснить, что законодательство весьма «узко» рассматривает понятие провокации.
Это попытка передачи должностному лицу, в том числе лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления (ст. 304 УК).
В течение длительного времени провокация дачи взятки в судебной практике не находила должной оценки со стороны судей, доводы защиты не принимались в счет. Законодательство и до сих пор не содержит четких критериев, позволяющих однозначно определить, была ли взятка спровоцирована или преступный умысел исходил от должностного лица-получателя, имело ли место превышение должностных полномочий со стороны сотрудников оперативно-следственных органов, и как вообще толковать термин «попытка»?!
Столь неудачная формулировка различные, часто противоположные толкования. Благо, ясность в ситуацию внес Верховный суд.
20 октября 2020 г. 16:25
Адвокатам рассказали о видах посредничества во взяточничестве, моменте окончания физического и интеллектуального посредничества, необходимости различать профессиональную и служебную деятельность при квалификации взяточничества
20 октября в ходе очередного образовательного вебинара ФПА РФ с лекцией «Квалификация посредничества во взяточничестве» выступил доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член НКС при Верховном Суде РФ, главный редактор журнала «Уголовное право» Павел Яни.
В начале выступления спикер напомнил о введении несколько лет назад уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве. Профессор отметил, что в УК РСФСР 1960 г. ответственность за похожее преступление была сформулирована, но более общо. В 1960-е гг. Пленум Верховного Суда СССР дал разъяснение, которое позволяло отнести к посредничеству и физическое, и интеллектуальное, т.е. все то, что сейчас указано в ныне действующем уголовном законе.
По словам Павла Яни, в результате такого разъяснения споры практиков и теоретиков завели доктрину и правоприменение в тупик. В ряде случаев стало невозможным различать посредничество и соучастие в даче и получении взятки. В связи с этим в постановлении 1977 г. Пленум ВС СССР отказался от этой идеи и отнес к посредничеству исключительно передачу ценностей от дателя к получателю т.е. посредничество физическое, тогда как все остальное содействие, способствование этим лицам реализации коррупционного соглашения Пленум расценивал и требовал расценивать от судов как соучастие в даче или получении взятки.
Дача и получение взятки, по мнению эксперта, образуют один состав, лишь юридико-технически разделенный на несколько статей. Павел Яни привел мнение выдающегося советского ученого Б.В. Волженкина, считавшего, что дача и получение взятки и посредничество – преступления, совершенные в так называемом необходимом соучастии.
Объектом называют нормальное функционирование органов государственной службы. В качестве объективной стороны выступает процесс передачи предмета взятки посредником.
При этом необходимо обратить внимание на то, что если взяткодатель решил не принимать предмет взятки, то поступок того, кто предмет передает, расценивается как покушение на возможное посредничество. Поступок взяткодателя в этом случае становится покушением на дачу денежного вознаграждения или другого вида взятки.
Субъектом преступления называют любое дееспособное лицо возрастом от 16 лет и больше. Если в качестве посредника выступает маленький ребенок младше 16 лет, то привлечь его к уголовной ответственности нельзя.
Прямой умысел в законодательстве называется субъективной стороной данного правонарушения. Другими словами, если посредник понимает, что за предмет ему доверили и кому необходимо его передать, а также ожидает вознаграждение за свой поступок.
Важно! В случае, если посредник не догадывался о том, что ему требуется передать и что означает предмет передачи, он может избежать уголовной ответственности.
Среди мотивов, которые могут двигать посредником, выделяют:
- желание извлечь материальную выгоду;
- укрепление отношений;
- желание извлечь выгоду путем угождения другому лицу;
- служебную зависимость.
Если посредник не догадывался, что представляет собой предмет передачи, он может избежать ответственности
Также при рассмотрении состава преступления стоит уделить внимание моменту его окончания или финишной прямой. Зачастую преступления, которые носят имущественный характер, считаются завершенными тогда, когда будет признан факт причинения ущерба. Однако в случае передачи взятки посредником законодательство сделало исключение. Преступление для посредника считается завершенным, когда он соглашается принять участие в подобной авантюре.
Важно! Именно этот момент служит основанием для привлечения потенциального посредника к уголовной ответственности.
От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты. Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.
Подполковник юстиции. Высшее юридическое образование со специализацией по уголовному процессу.
Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве. Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения. При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе.
Следует указать, что помимо ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в действиях фальшивого посредника могут быть признаки подстрекательства к покушению на дачу взятки в случае, если первоначально никто не собирался давать взятку, а поддался уговорам «посредника».
Посредничество во взяточничестве: вопросы квалификации и наказания
Уголовный кодекс рассматривает несколько признаков, имеющих определенное квалифицирующее значение.
- Групповое преступление. Его организацией занимается обычно группа преступников, объединенных сговором или соглашением. При этом стоит отметить, что договоренность о передачи взятки в этом случае должна состояться заранее, перед тем, как все члены группы исполнят соответствующие роли.
- Неоднократное посредничество. Это означает, что доверенное лицо не один раз передает или получает денежные средства, способствуя совершению преступления.
- Вымогательство. Данная классификация подразумевает совершение преступления путем постановки определенных условий.
- посредничество за совершение заранее нелегальных действий (бездействия), а равно физлицом с использованием собственного служебного положения;
- совершение деяния группой субъектов, а равно в крупном размере (величина взятки – более 150 тысяч рублей);
- совершение деяния в особо крупном размере (величина взятки – более 1 млн рублей).
«Ч.5 ст.291.1 УК РФ закрепляет ответственность за самостоятельный состав преступления – обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Указанная статья наказывает за умысел, направленный в будущее: соответственно, если лицо сдержало обещание и передало взятку, то оно может быть привлечено к ответственности по ч.1-4 ст.291.1 УК РФ. Примечательно, что обещание помочь передать взятку наказывается намного строже непосредственного посредничества во взяточничестве, что, безусловно, нарушает принцип справедливости уголовного наказания».
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.
Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.
За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:
- лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
- за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.
Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
- Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
- Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
- Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
- Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
- Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Возможности избежать ответственности за взяточничество предусмотрены при соблюдении виновным в этом преступном деянии установленных законом условий:
- взяткодатель совершал преступные деяния в виде передачи взяточнику имущественных ценностей под воздействием вымогательства;
- когда после передачи взяточнику материальных ценностей сообщил через иных лиц, в устном или письменном виде об этом преступном деянии в органы правопорядка и им об этом ничего неизвестно.
И в первом, и во втором варианте взяткодатель должен действовать активно и обязательно добровольно, помогая раскрытию противоправного деяния, то есть помимо признания сообщить о месте преступления и где именно находятся его участники и передаваемые материальные ценности и т.п. Если органам правопорядка эти сведения уже известны, уголовная ответственность не снимается.
Освобождение от уголовного преследования не может стать основанием для реабилитации гражданина, принимавшего участие во взяточничестве. Ввиду того что в его действиях присутствует состав преступления, он не может быть признан потерпевшей стороной и потребовать возмещения ущерба, который возник из-за преследования.
Кроме перечисленных выше обстоятельств, существуют и иные, регламентируемые УК России, по которым участник взяточничества может быть освобожден от ответственности: условия, понуждавшие к совершению преступного деяния по крайней необходимости; в случае принуждения к совершению преступного деяния. Например, руководитель понуждает подчиненного совершать преступное деяние, угрожая здоровью или жизни. В таком случае отсутствует преступный умысел и, соответственно, состав преступления.
Отсутствует состав преступления и в случаях, когда обращаются в органы правопорядка до того, как состоялась передача взяточнику имущественных ценностей, причем это может сделать и взяткодатель, и посредник, и взяткополучатель.
Опытный адвокат по взяткам поможет разобраться какая сумма считается взяткой; с перечисленными в статье ситуациями; выбрать правильную линию поведения и защиты, тем самым помогая избежать негативных последствий взяточничества.
Статьи по теме:
Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ
Правовые последствия обвинения во взятке
Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?
Посредничество предполагает оказание любой помощи при передаче или принятии взятки. Несмотря на то, что в УК присутствуют статьи, касающиеся получения и дачи взятки, законодатель выделил посредничество в отдельную статью, так как в данном случае нарушитель способствует совершению и первого и второго преступления.
Посредничество при взятке может выражаться следующим образом:
- Передача денег (или иного предмета взятки) непосредственно взяткополучателю от второй стороны.
- Обещание передать имущество взяткополучателю. Этот вид посредничества представляет лишь вербальную помощь, но усиливает в обеих сторонах уверенность в возможности совершения преступления.
- Предложение отдать взятку. Аналогично с предыдущим пунктом.
- Любая другая форма посредничества, которая каким-то образом способствует перемещению денег от взяткодателя взяткополучателю (дача советов, устранение трудностей в передаче взятки и т.д.).
Обратите вниманиеВ отличии от взятки, где объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, в случае коммерческого подкупа объектом будут коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.
Субъекту преступления должно исполнится 16 лет на день совершения противоправных действий. Если посредником выступает ребёнок младше этого возраста, он не может быть привлечён к уголовной ответственности по ст.291.1.
Субъективная сторона противоправного деяния предполагает прямой умысел, то есть преступник должен осознавать характер своих действий и понимать, что его помощь направлена на содействие взяточничеству.
С объективной стороны преступление может немного изменяться в зависимости от конкретной части статьи 291.1. Так согласно ч.1 ст.291.1 наказывается посредничество, выражающееся именно в передаче денег (или другого предмета) от взяткодателя получателю или любое другое пособничество во взяточничестве.
Для того чтобы лицо можно было привлечь к уголовной ответственности за пособничество при взяточничестве нужно выполнение главного условия – предмет взятки должен быть больше 25 тысяч рублей.
Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве
Посредник во взяточничестве может по закону быть освобождён от ответственности при одновременном исполнении следующих условий:
- Добровольно рассказал в компетентном органе о совершённом им преступлении;
- Активно помогал в расследовании уголовного дела (подробно рассказывал о всех известных обстоятельствах по делу, участвовал в необходимых следственных действиях и т.д.).
При этом признание должно быть сделано до того, как о факте даче взятки должностному лицу узнали органы власти.
Чаще всего посредничество совершается должностными лицами, которые передают взятки более высокопоставленным управленцам. Так, например, в Волгоградской области судебного пристава осудили по ч.3 ст.291.1 за то, что он передал взятку начальнику отдела судебных приставов. Последний собирался решить вопрос, который входил в его компетенцию в интересах взяткодателя.
Написать комментарий
- Прямая передача денежных средств;
- Предложение вербальной либо невербальной помощи, когда посредник убеждает в том, что он сможет передать имущественные объекты другим лицам;
- Описание, дача полных рекомендаций того лица, которое готово взять взятку;
- Взятие на себя обязанности по организации самого процесса передачи взятки (уточнение сроков, места передачи, ведение переговоров со сторонами, устранение возможных препятствий).
Наступает уголовная ответственность за помощь в даче взятке наступает в соответствии с установленными законодательными нормами с шестнадцатилетнего возраста. Если посредник ребенка младше шестнадцати лет, то тогда меры уголовного преследования и наказания к нему по закону применяться не будут. Мотивы преступления обычно имеют самый разнообразный характер. В частности, он может быть выражен желанием извлечь материальную выгоду за оказание услуги, наличие служебной зависимости, укрепление деловых отношений. Бывает и так, что посредник попросту не догадывается о том, что он им выступал при передаче взятки. Тогда он освобождается от наказания в связи с наличием убедительных доказательств. Например, руководитель компании предложил работнику передать представителю государственных органов конверт с деньгами. Человек не знающий об этом факте не понесет ответственности.