Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 319 уголовного кодекса РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Постановление ЕСПЧ от 03.10.2017
12. Заявительница, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не прекращала агрессивно вести себя даже после того, как сотрудники милиции предупредили заявительницу о незаконном характере ее поведения. Поскольку действия заявительницы представляли собой публичное оскорбление представителя власти, деяние, наказуемое в соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), П. и Т. попросили заявительницу проследовать за ними в отделение милиции для составления протокола. Заявительница отказалась подчиниться этому требованию, и они взяли ее за руки, чтобы посадить ее в милицейскую машину. Заявительница оказала сопротивление и попробовала упасть на колени. В этот момент Ф. выбежал из дома и ударил одного из милиционеров ногой в живот. П. и Т. были вынуждены пресечь агрессию со стороны Ф., применив к нему физическую силу и надев на него наручники. Затем они отвезли Ф. в отделение милиции.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N АПЛ18-241
Давояна Артура Мнацакановича, родившегося … года в г. … Республики … , обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 319, 318 ч. 1 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ситникова Ю.В., выступление обвиняемого Давояна А.М., его защитника Поддубного С.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы, выступление прокурора Гуровой В.Ю. об отсутствии оснований для отмены и изменения судебного решения, Апелляционная коллегия
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 04.06.2019 N 56-АПУ19-9
1. 15 декабря 2014 года по ст. 318 ч. 1, ст. 319 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;
2. 6 июля 2016 года по ст. 158 ч. 2 п. п. «б», «в», ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 2 п. «б» УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года;
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2019 N 67-АПУ19-5
Колчунов Алексей Игоревич, … , судимый 30 апреля 2014 года по ст. 319, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы и штрафу в размере 1 000 рублей, освобожден 29 апреля 2016 года по отбытию наказания,
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 14.10.2019 N ДК19-65
В нарушение положений статей 259, 312, 390 и 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по 2 уголовным делам — дело N 1-52/2008 по обвинению Ч. по статье 319 Уголовного кодекса Российской Федерации и дело N 1-2/2009 по обвинению К. и К. по части 1 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации — отсутствует информация об исполнении судебных актов, а также установлено отсутствие протоколов судебных заседаний, не рассмотрены заявления о выплате вознаграждения адвокатам, дела не пронумерованы и не подшиты, справочные листы не заполнены.
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2021 N 1368 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 18.08.2021) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 453 «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 350 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 27.06.2019 N 301 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 06.08.2021) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 05.08.2021 N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»
- Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1378-О «По жалобе гражданина Еременко Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 401.3 и частью третьей статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
- Решение Верховного суда: Определение N 85-УД16-11, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Калужским районным судом Калужской области по п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года; 2) 10 июля 2009 г. мировым судьей судебного участка № г. Калуги по ст. 319 УК РФ к обязательным работам на срок 180 часов; 3) 10 февраля 2010 г. Калужским районным судом Калужской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ к 7 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима…
- Решение Верховного суда: Постановление N 82П14, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор Он же по приговору Североморского городского суда Мурманской области от 8 августа 2005 года признан виновным в публичном оскорблении представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей и осужден по ст. 319 УК РФ за совершение тех же самых действий, за которые ранее был привлечен к ответственности в рамках административного судопроизводства, то есть дважды понес наказание…
- Решение Верховного суда: Определение N 89-Д13-20, Судебная коллегия по уголовным делам, надзор Постановлено считать Ляумана Д.П. условно-досрочно освобожденным по этому приговору 11.09.2007 г. на 1 год 11 месяцев 13 дней; — по приговору от 20.05.2010 г. постановлено считать Ляумана Д.П осужденным по ст. 319 УК РФ (в редакции от 7.12.2011 г.), по которой назначено 5 месяцев исправительных работ с удержанием 15 % заработка в доход государства…
Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти (действующая редакция)
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О защите конкуренции»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ
«О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ
Уголовная ответственность по ст.319 УК РФ наступает в случае нанесения публичного оскорбления полицейскому, судебному приставу, прокурору и иным лицам, представляющим исполнительную власть. Оскорбление представителя власти наказуемо наложением штрафных санкций, максимальная сумма которых составит 40000 рублей. Работающие правонарушители рискуют быть оштрафованы в размере трех заработных плат или иного дохода за три месяца. Также осужденным, в зависимости от тяжести оскорбления и обстоятельств с этим связанных могут быть назначено 360 часов обязательных работ, или 12 месяцев исправительных работ.
Публичность оскорбленияПубличным оскорблением должностного лица признаются оскорбительные действия (слова, жесты, рисунки), которые совершены хотя бы при одном постороннем лице, которое не является представителем власти. В ином случае это не является умалением авторитета органа власти. Также имеет место публичность, когда результаты оскорбительных действий доведены до сведения неопределенного количества лиц (например, видеопубликация содержащая оскорбление личности в интернете). Если признак публичности отсутствует, то ответственность за оскорбление наступит на общих основаниях.
Объектом преступления является государственный строй и порядок управления. Объективная сторона – нанесение оскорбления публично должностному лицу во время исполнения им своих обязанностей. Оскорбление – это унижение достоинства, выраженное в словесной либо иной форме, зачастую с применением ненормативной лексики. Публичность означает, что преступление было совершено в присутствии иных лиц (больше о публичном оскорблении и виде юридической ответственности за него читайте тут). Также публичность может выражаться в нанесении оскорбления через газеты, журналы, листовки и т.п. Основной признак – доведение сведений, порочащих сотрудника, до общественности любым путем.
Привлечь к ответственности за оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей можно после наступления 16 лет. Субъективная сторона – прямой умысел. Оскорбление высказывается осознанно с целью нанести ущерб чести и достоинству представителя власти в тот момент, когда он выполняет свой служебный долг. О наказании за оскорбление чести и достоинства простых граждан узнавайте в статье https://lexconsult.online/5610-oskorblenie-chesti-dostoinstva.
Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти
Инициировать возбуждение уголовного дела должен сам сотрудник, подвергшийся оскорблению. Пишется рапорт на имя начальника пострадавшего, либо заявление в правоохранительные органы. При наличии признаков преступления, которые содержит статья 319 УК РФ – оскорбление при исполнении — дело расследуется в рамках дознания. Материалы всесторонне рассматриваются, исследуются доказательства. Доказательствами могут служить свидетельские показания, рапорта, объяснения очевидцев, видеозаписи, газеты, журналы и т.п. Основанием для привлечения к уголовной ответственности будет служить совокупность всех признаков данного вида преступления, подтвержденных должным образом.
Акт составляется по факту происшествия. Необходимо включить в текст сведения о подозреваемом, данные потерпевшего сотрудника, обстоятельства правонарушения, и просьбу о привлечении виновных к ответственности.
Уголовное преследование за оскорбление представителя власти при исполнении должностных обязанностей начинается после того, как было набрано нужное количество оснований, чтобы открыть производство в отношении нарушителя.
Рассмотрим несколько судебных решений, вынесенных по факту совершения преступлений, предусмотренных ст. 319 УК РФ. Судебным участком г. Самары рассматривалось дело в отношении гражданина Кривоносова, который распивал спиртные напитки в общественном месте и на замечание сотрудника ППС Мамедова начал его публично оскорблять. Сотрудник предложил Кривоносову последовать вместе с ним в медучреждение для выявления факта употребления алкоголя, на что подсудимый продолжил нецензурную брань. В ходе дела Кривоносов примирился с оскорбленным им сотрудником Мамедовым. Дело было прекращено за примирение сторон.
1. Непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти или местного самоуправления. Дополнительный объект — честь и достоинство конкретного представителя власти.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: общественно опасными действиями, обстановкой совершения преступления и временем его совершения.
Действия выражаются в оскорблении потерпевшего, т.е. в унижении чести и достоинства лица, выраженном в неприличной форме. Это может быть совершено в устной, письменной формах, а также путем определенных действий (плевок в лицо, пощечина, неприличный жест).
Необходимым признаком объективной стороны является обстановка публичности. Судебная практика исходит из того, что оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представителем которого является потерпевший. Кроме этого, к объективным признакам данного состава преступления относится время совершения преступления — во время исполнения представителем власти своих должностных обязанностей.
3. Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого действия оскорбительного характера, вне зависимости от наступления последствий.
4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти, и желает этого. Альтернативным со временем признаком совершения преступления является особый мотив — в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей (такое оскорбление может совершаться и после исполнения представителем власти своих должностных обязанностей).
1. Потерпевшими являются представители власти, включая представителей власти, осуществляющих предварительное расследование.
2. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении потерпевшего при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
3. Оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не являющегося сотрудником того органа, в котором осуществляет свои должностные обязанности потерпевший.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Если оскорбление наносится в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние квалифицируется по ст. 130 УК РФ.
Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.
Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.
Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:
- штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
- до 360 часов обязательных работ;
- до 1 года исправительных работ.
Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.
Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:
- заявление потерпевшего;
- показания свидетелей;
- запись камер видеонаблюдения;
- аудио и видеозапись;
- распечатка SMS сообщений;
- скриншоты интернет-страниц;
- должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
- рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.
В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.
По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.
Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.
- Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
- Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
- Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
- Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.
В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст. 319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.
Привлечение к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти
Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти. Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность. Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.
За последний год судом рассмотрено большое количество дел по этой норме.
К пострадавшим чаще всего относят:
- сотрудников МВД;
- приставов и прочих.
В качестве примеров можно привести следующие приговоры:
- Мировой судья по участку № 2 города Салехард рассмотрел дело в отношении гражданина О. Установлено, что О. находился в состоянии опьянения, желал оскорбить представителя власти – сотрудника полиции. В деле имеются подтверждения, что полицейский находился в момент оскорбления при исполнении возложенных на него обязанностей. О. использовал грубую нецензурную брань и прочие оскорбительные выражения. В качестве свидетелей по делу выступают коллеги сотрудника, а также гражданские лица. Посредством совершения перечисленных действий честь и достоинство сотрудника были оскорблены. Авторитет властного органа в глазах граждан подорван. Во время процесса О. в полном размере признал свою вину и указал, что желает провести рассмотрение в упрощённом порядке. По итогам суда ему назначено наказание в виде работ исправительного характера на 5 месяцев и удержание штрафа в размере 10 процентов от заработка.
- На судебном участке № 125 посёлка Безенчук рассмотрено дело в отношении гражданина П. Установлено, что он оскорбил сотрудника полиции при исполнении последним своих должностных полномочий. Следствие представило доказательства того, что полицейский занимает должность с определённого времени. В день совершения преступления находился на службе. Во время оскорблений виновный не мог не понимать, что перед ним находится полицейский, так как тот был в форме, которая имеет знаки отличия. Оскорбительные действия унизили сотрудника. По итогам рассмотрения П. назначено наказание в виде исправительных работ. Установлены они на полгода.
Примеры приговоров можно приводить бесконечно. Это связано с тем, что часто граждане позволяют высказать оскорбления в адрес представителя власти. Государство разработало рассматриваемую норму с целью поддержания авторитета власти.
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет.
Дополнительный объект – честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство – это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий.
Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, а равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
В этой связи Верховным Судом РФ было признано, что в действиях Г. отсутствует признак публичности, что исключает его ответственность по ст. 319 УК РФ По делу было установлено, что Г. в адрес сотрудника милиции Х. в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии М. – санитарки медицинского вытрезвителя и Т. – фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц, были высказаны оскорбления в виде грубой нецензурной брани. По мнению Верховного Суда РФ, объективные данные, свидетельствующие о том, что Г., высказывая оскорбления, унижающие честь и достоинство потерпевшего, желал сделать их достоянием многих лиц с указанной выше целью, в приговоре не приведены. Отсутствуют они и в материалах дела.
При таких обстоятельствах приговор в отношении Г. был отменен, а уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация – связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Приговор может, как утяжелиться, так и стать мягче. Все зависит от наличия или отсутствия конкретных обстоятельств. Упростить наказание может тот факт, что человек впервые совершает данное нарушение. Также смягчающим обстоятельством выступает ситуация, когда оскорбление было в ответ на незаконные действия представителя власти. Однако данные причины не избавляют от ответственности.
Можно выделить следующие отягчающие обстоятельства:
- Правонарушение было совершено во время алкогольного опьянения.
- Оскорбление было сделано для развлечения, потому как причины и мотивы отсутствуют.
Конкретный приговор назначается в зависимости от ситуации. Как правило, нарушителю удается обойтись штрафом за свои действия. Однако могут последовать обязательные или исправительные работы. Если имело место быть только оскорбления, тогда непосредственно тюремного заключения удается избежать. Однако судимость будет, если человек отвечает по статье из Уголовного кодекса.
Статья применяется нередко, так как граждане не могут держать себя в руках, грубо ведут себя с полицейскими, забывая о своих обязанностях. В 2017 по статье проходило свыше 10300 дел, из которых 2 закончились оправданием. По 1 человеку получили реальное и условное лишение свободы, свыше 5100 – штраф, свыше 2200 – исправительные работы, свыше 2500 – обязательные. 91 был признан невменяемым.
Последствия оскорбления представителя власти
В статье за оскорбление полицейского напрямую не говорится о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, но можно ожидать максимального наказания, если виновный:
- Предпринимал такие нарочитые действия демонстрации унижения, чтобы было охвачено максимальное количество людей.
- Явно выглядел получающим наслаждение от своего деяния. Развлекался при оскорблении, осознавал свои противоправные действия.
- Находился под влиянием алкоголя или наркотиков.
- Несколько раз получал устные предупреждения, но не сдержался.
- Создал обстановку, при которой ухудшилось положение пострадавшего, его отправили в больницу (публикация в СМИ).
- Не осознал, что судьи также находятся при исполнении, продолжал грубо себя вести при проведении заседаний.
Из смягчающих обстоятельств можно выделить предоставление доказательств непрофессионального поведения сотрудника власти (повлекло неспособность своего контроля поведения и эмоций), впервые произошедшее преступление, плохое самочувствие, мешающее контролю (психологическая травма, тяжелая физическая нагрузка), оскорбление после неподобающего поведения сотрудника правоохранительной службы.
Каждая категория уголовных дел начинается с определённых действий, будь то кража бриллиантов или оскорбление сотрудников.
Последняя категория начинается с того, что:
- пострадавшая сторона подаёт заявление в уполномоченный орган;
- также это может быть рапорт на имя руководителя органа, где трудоустроен человек.
После совершения указанных действий инициируется производство по уголовному делу.
Следствию необходимо учитывать все факторы и обстоятельства, в том числе и те, что носят сопутствующий характер. Требуется дать правильную квалификацию действиям виновных и конкретизировать содеянное.
Лицо, ведущее расследование, внимательно изучает записи с камер наблюдения и прочие видеоматериалы, информацию, отражённую в СМИ. Если виновный использовал оскорбления, то нужно точнее установить картину происходящего. Факт совершения рассматриваемого деяния требуется правильно оценить. Когда достаточно оснований – возбуждается уголовное дело и проводится полноценное расследование.
Согласно ст. 319 УК, объектом преступления является гражданин, основная деятельность которого заключается в представлении государственного органа власти в том или ином виде. Каждое действие, несущее оскорбление в его сторону, является нарушением закона, так как ставит под сомнение его работу.
Как уже было сказано, основной особенностью оскорбления сотрудника полиции при исполнении является то, что оно классифицируется по статье 319 только в случае, если оно было совершено публично.
Правонарушение считается совершенным в момент высказывания оскорбления в сторону представителя власти. Однако, несмотря на это, последствия совершенного действия учитываются при ведении судебного разбирательства.
Под субъективностью совершенных преступных деяний в уголовном праве понимают:
- осознание происходящей действительности и своих поступков;
- мотивы, преследуемые цели.
Таким образом, объективность противоправных действий выражена внешне – когда есть свидетели нецензурных, оскорбительных высказываний в адрес лиц, занимающих определенные должности в государственных структурах органов власти.
Субъективность – внутренняя сущность содеянного.
Одной из составляющей преступления выделяют его объект, то есть должностное лицо органов власти, унижая честь и достоинства публично которого, виновный стремится подорвать авторитет государственной структуры.
При этом фактически потерпевший от нецензурных выражений, оскорбительных действий представитель власти выступает предметом достижения преступных умыслов виновного – дискредитировать деятельность государственного аппарата.
Статья 319. Уголовного кодекса РФ. Оскорбление представителя власти
Лицо, совершившее преступление (не имеет значения, мужчина или женщина), признанное вменяемым, несет уголовную ответственность, начиная со следующего дня после достижения 16 лет.
Законодатель руководствуется следующими критериями, когда личность считают сформировавшейся:
- человек, оскорбляя или совершая прочие противоправные действия, делает это осознанно;
- пытаясь унизить, задеть словами (или действиями) честь, достоинство представителей органов власти, могут оценивать, как такое поведение взаимосвязано с общественным мнением, учитывать возможные последствия;
- когда физическое лицо может обдуманно выбирать стиль своего поведения, принимать решения действий;
- есть осознание социальной сущности совершаемых поступков.
С юридической точки зрения, субъекта преступления могут не привлечь к уголовной ответственности, если в момент совершения преступных деяний человек был невменяем (не осознавал происходящего) в силу психологических расстройств (обострения хронических заболеваний, временного расстройства, слабоумия и тому подобное).
Только медицинский критерий признания невменяемости способен оказать влияние на освобождение от ответственности за преступление, когда доказано, что человек, страдающий определенными видами заболеваний, не регулирует поведение, лишен способности осознания своих поступков и их последствий.
Невменяемость поведения виновного в совершении преступления лица, находящегося в алкогольном опьянении или под воздействием наркотических, других психотропных веществ, определяется, как стимул проявления намерений оскорбить при исполнении служебных обязанностей должностных лиц и служащих государственных органов.
Преступные действия могут только планироваться и остаться нереализованными на стадии приготовления к осуществлению задуманного.
После завершения высказываний или других действий (например, пощечины), преступление считают свершившимся.
Имеет смысл обращаться с иском о признании виновных действий в суд, если:
- словесная тирада, перешедшая в надругательство, происходила в момент исполнения должностных (служебных) обязанностей (или речь шла о работе структуры);
- во время конфликта присутствовал хотя бы один посторонний человек;
- обвиняемый целенаправленно распространял информацию оскорбительного характера о потерпевшем для подрыва личного авторитета, вызова недоверия к работе структуры.
Принимая решения о мерах наказания, суд учитывает совокупность всех составляющих преступного деяния, личность виновного, последствия.
За высказывания, порочащие представителей власти, направленные на недоверие граждан к государственной структуре управления, наступает уголовная ответственность.
Кроме штрафных санкций, осужденным, вполне возможно, придется выполнять исполнительные работы.
В отличие от наказания за преступление, выраженное оскорблением, виновных привлекут к ответственности и в том случае, если преступные действия будут направлены против родных и близких государственного служащего (ст. 318).
Меры наказания более суровы, предусматривают отбывание наказания в местах лишения свободы (сроком до 10 лет), если применено физическое насилие к потерпевшим.
УК РФ Статья 319. Оскорбление представителя власти
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
-
Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.07.2019)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)
«О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
Все документы >>>
Оскорбление представителя власти: административная и уголовная ответственность
-
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
«Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1506
«Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1387
«О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
По ст. 319 УК РФ предусмотрены 3 вида наказания:
- Штраф – до 40 тыс. рублей либо в размере дохода осужденного за период до 3 месяцев.
- Исправительные работы – до 1 года.
- Обязательные работы – до 360 часов.
Назначить могут только один вид наказания. Если суд сочтет возможным назначить исправработы, он вправе ограничиться условным осуждением. В остальных случаях придется реально платить штраф или бесплатно трудиться на благо общества. Реальное наказание в виде исправительных работ подразумевает работу по своему месту трудоустройства или принудительное привлечение к труду, что в любом случае влечет вычет определенного процента из зарплаты в доход государства.
Если обвиняемый впервые привлекается к уголовной ответственности и загладил причиненный вред, возможно назначение судебного штрафа вместо предусмотренного ст. 319 УК РФ наказания. Такой штраф не может быть больше, чем половина санкции, то есть максимум составит 20 тыс. рублей. Это позволяет прекратить дело в суде и избежать судимости. Подобная практика есть, но, правда, является редкостью. Для прекращения дела очень важно, чтобы такое решение поддержала потерпевшая сторона. Загладить вред можно простым извинением, принесенным лично либо публично.
Незаконное деяние не может быть признано преступлением без наличия соответствующего состава. В него входят – объект, объективная сторона. А также, субъект и субъективная сторона.
Под объектом понимают лицо, в отношении которого свершается преступление. В рамках дел об оскорблении власти незаконное деяние направлено против конкретного представителя. Он же выступает пострадавшей стороной.
Если подробнее, то в состав органов власти входят должностные лица, исполняющие обязанности на базе всевозможных госструктур, и по совместительству наделенные полномочиями давать предписания обычным гражданам.
В частности, это:
- Сотрудники управленческого аппарата – федерального и регионального. Например, главы администраций местного уровня, депутаты. Также руководители подразделений различных направлений деятельности, если она включена в государственный аппарат.
- Контролирующие инстанции. Сюда входит ФНС РФ, противопожарная служба, ветеринарный надзор, органы санитарно-эпидемиологического контроля (Роспотребнадзор, ФМБА России), трудовая инспекция.
- Правоохранительные структуры. А именно – полиция, суд, прокуратура, ФСБ, таможня, ФССП. Деятельность указанных органов направлена на борьбу с нарушениями закона, на обеспечение гражданам РФ безопасности, на защиту их прав и интересов.
Также представителями органов считаются военные, привлеченные к надзору за соблюдением общественного порядка и к охране граждан.
При этом комментарий к ст. 319 УК поясняет, что в расширенном смысле объектом преступления в этом случае признается сама суть и результативность функционирования государственной системы. А также правоотношения в соответствующей сфере.
Объективная сторона подразумевает наличие определенных действий, формирующих уголовное преступление. В конкретном случае противоправным поведением выступает непосредственное оскорбление.
В широком смысле термин означает высказывание в сторону кого-либо неких слов с целью унижения достоинства и чести. В подобной ситуации обидчик намеренно озвучивает в адрес оппонента выражения нецензурного характера, намереваясь морально задеть его, вызвать негативные чувства, оказать психологическое давление.
Важно! Оскорбление выражается в письменной либо словесной форме. Вдобавок оно может быть нанесено в виде физического действия. Например, в качестве плевка, пощечины, неприличного жеста, толчка. Карикатура, фотомонтаж также признаются оскорблением.
Общепринятая трактовка оскорбления как противоправного деяния распространяется и на случаи, когда пострадавшим лицом выступает сотрудник управленческих органов. Однако здесь есть ряд нюансов.
Чтобы деяние было квалифицировано как уголовное, требуется соблюдение условий:
- Публичность. Означает присутствие третьих лиц в момент высказывания представителю власти нецензурных выражений. Однако свидетели не должны иметь отношения к управленческой системе. Публичность также может выражаться в распространении агитационных листовок и плакатов, размещении в СМИ порочащих материалов (включая посты в соцсетях), выступлениях на общественных мероприятиях.
- Исполнение обязанностей должностным лицом. Противоправные действия должны быть совершены в момент пребывания представителя власти на службе либо быть напрямую связаны с ней.
Нецензурные, агрессивные высказывания в сторону конкретного сотрудника госаппарата, оценивающие степень его профессионализма, трактуются не только как намерение унизить его, но рассматриваются как попытка дискредитации всей государственной системы. В этом случае речь идет о подрыве авторитета органов управления, что в дальнейшем может сказаться на их деятельности. По этой причине подобное поведение рассматривается строго в рамках Уголовного Кодекса РФ.
Оскорбление представителя власти – ст 319 УК РФ
Субъект – лицо, свершившее незаконное деяние. Наказание за рассматриваемое преступление может быть назначено гражданину по достижении 16 лет. Обязательное требование – вменяемость виновного.
Субъективная сторона раскрывает отношение нарушителя к собственному поведению. Чтобы дело было возбуждено в рамках УК РФ, действия виновника должны быть умышленными. Правонарушитель должен преследовать конкретную цель – оскорбить представителя управленческого аппарата именно в связи с его деятельностью.
Еще одно обязательное условие – осознание неправомерности поступка и понимание того, что за окончанием преступления могут последовать соответствующие карательные санкции.
Разобраться, что будет за оскорбительные высказывания, озвученные в сторону сотрудника аппарата власти, поможет ст. 319 УК. Реального лишения свободы в этом случае не предусмотрено. Итоговые санкции будут зависеть от совокупности всех обстоятельств дела, включая личность виновника и последствия, наступившие за правонарушением.
Уголовное наказание может быть следующим:
- штраф – до 40 тыс. рублей либо в сумме дохода виновного лица за последние 3 месяца, но не больше;
- обязательные работы – на период, составляющий максимум 360 часов;
- труд исправительного характера – на срок, не превышающий 1 год.
Выполнение обязательных работ назначается на время, свободное от основной трудовой деятельности. Их разновидность и место определяется администрацией либо уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ).
Исправительные работы производятся по месту трудоустройства, при этом из заработной платы осужденного изымается сумма в размере от 5% до 20%. Если виновный не занят постоянной деятельностью, то место выполнения также назначается УИИ или администрацией.
Вопрос:
Что грозит за оскорбление полицейского при исполнении?
Ответ:
Полицейский входит в состав системы органов правопорядка. Соответственно агрессивные высказывания, нецензурная брань в его адрес признаются преступным деянием и попадают под статью 319 УК. Наказание – штраф, исправительные либо обязательные работы. При этом сотрудник должен находиться в этот момент на службе. Словесная перепалка на отдыхе или в бытовых условиях, когда представитель органов не пребывает при исполнении профессиональных обязанностей, не подлежит рассмотрению в рамках УК РФ. Однако в такой ситуации действия правонарушителя могут попасть под ст. 5.61 КоАП, предусматривающую наказание за оскорбление граждан. Санкции будут иметь вид штрафа в размере от 1 до 3 тыс. рублей.
Как показывает судебная практика, большинство дел, возбужденных по ст. 319 УК, связано с попранием достоинства полицейских, приставов и прочих сотрудников правоохранительной системы. Самая часто назначаемая мера наказания – штрафное взыскание.
Имеют место и случаи отмены обвинительных вердиктов по рассматриваемой статье. Основные поводы – нецензурные выражения в ходе частной беседы, отсутствие доказательств прямого умысла, невыявление связи между бранными высказываниями и деятельностью представителя власти.
Что касается того, как избежать карательных мер по УК РФ, то тут может помочь публичное раскаяние и озвучивание извинений. При этом, скорее всего, будет назначен судебный штраф, но вот судимости удастся избежать. Однако такой вариант нельзя назвать стопроцентно действенным, потому как здесь идет речь не столько о попрании достоинства представителя власти, сколько о попытке подрыва доверия ко всей системе. Поэтому лучший способ не попасть под ответственность по ст. 319 УК – избегать нецензурных выражений и агрессии в адрес сотрудников управленческого аппарата.
Санкции за публичное оглашение нецензурных выражений в сторону сотрудников управленческих структур зафиксированы в ст. 319 УК. В этом случае такой вариант наказания, как реальное лишение свободы, – не предусмотрен. В качестве карательных мер применяют штраф в сумме не более 40 тыс. рублей, обязательные работы либо исправительный труд. Как показывает практика, самым часто назначаемым наказанием выступает денежное взыскание.
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.
Потерпевшими от преступления являются только представители власти. О понятии представителя власти см. комментарий к ст. 318.
2. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти . Специфичным для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство ), становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах .
——————————–
БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.
БВС РФ. 2002. N 3. С. 17 – 18.
БВС РФ. 2007. N 2. С. 24.В законе подчеркнуто, что преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением (в том числе и в прошлом). Если оскорбление представителя власти связано с исполнением им иных обязанностей и уголовная ответственность за такое оскорбление установлена в УК, содеянное может быть квалифицировано, например, по ст. ст. 297, 336 УК.
Оконченным преступление считается уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий. Фактически наступившие в результате оскорбления последствия лежат за пределами данного состава преступления и могут быть учтены при назначении наказания. Если в содеянном дополнительно имеются признаки другого состава преступления, все совершенное образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и соответствующей статье УК.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер публичного оскорбления представителя власти, осознает, что оскорбляет представителя власти при исполнении или в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает сделать это.
4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. С учетом признаков состава данное преступление следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 213, 297, 318, 336 УК, и от мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП).Если вам нужна помощь Адвоката
Похожие записи:
-