Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст 31 ФЗ 44». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. С большинством из них у заказчиков не возникает проблем. Требования чаще всего в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупок декларируют соответствие этим требованиям. Причем в электронных процедурах участникам для этого ничего особенного делать не надо. Текст декларации, как правило, уже включен в состав заявки и в зависимости от функционала площадки либо автоматически прилагается к ней, либо для включения декларации в заявку участнику достаточно проставить галочку в нужной графе.
Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ
Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью устанавливать требование о членстве в СРО, когда объект закупки относится к градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ членство в СРО необходимо:
- для инженерных изысканий;
- подготовки проектной документации;
- строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
При этом участник должен не только состоять в СРО, но и внести взнос в компенсационный фонд обеспечения обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщика, сформированный СРО. Совокупный размер обязательств по таким договорам не должен превышать предельный размер обязательств, установленный ч. 11, 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник прикладывает к заявке выписку из реестра, выданную СРО. Форма выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Ниже рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются заказчики при установлении данного требования.
Изыскательские работы часто являются одним из этапов подготовки проектной документации. Нередко заказчики устанавливают требование о предоставлении выписок из реестра СРО двух видов: в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Это приводит к претензиям участников закупок и контрольных органов. Встречаются даже рекомендации проводить закупки этих работ отдельно.
Антимонопольный орган исходит из того, что требование о предоставлении двух выписок может ограничить количество участников закупки. Поэтому, по мнению ФАС России, при закупках работ по подготовке проектной документации, которые включают инженерные изыскания, необходимо устанавливать требование только о наличии проектной выписки СРО (Решение от 05.12.2018 по делу N П-130/18).
Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, лиц с госучастием в случае заключения определенных контрактов с заказчиками, перечисленными в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52, ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ.
Также не требуется членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для строительных контрактов стоимостью не более 3 млн руб. и для контрактов на выполнение работ по сносу стоимостью не более 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 52, ч. 5 ст. 55.31 ГрК РФ). Данные исключения следует учитывать и в закупках с большей НМЦК, поскольку цена контракта может быть снижена до этих пороговых значений по результатам торгов. В этом случае победителю закупки, снизившему начальную цену до указанных значений, не нужно членство в СРО для выполнения работ.
Подтверждение соответствия участника единым требованиям
Если ошибка выявляется до заключения контракта, например при обжаловании закупки, то антимонопольный орган чаще всего выносит предписание о внесении изменений в документацию. В этом случае заказчики тратят больше времени на определение поставщика за счет внесения изменений и переигровки процедуры, если она состоялась. Но при этом заказчики получают поставщика, способного исполнить контракт и отвечающего требованиям к таким лицам. Также должностному лицу заказчика могут назначить административный штраф.
Хуже, когда процедура проходит без внимания контрольных органов. Заказчик в результате может получить ненадлежащего поставщика, который не сможет исполнить контракт и не вправе этого делать. Допускать заключение, а тем более исполнение такого контракта нельзя.
Ниже приведены механизмы, с помощью которых заказчик может минимизировать негативные последствия отсутствия должных требований в документах закупки.
Зачастую свою ошибку заказчики обнаруживают, когда отменить закупку или внести изменения в документы закупки уже нельзя. Но у заказчика до заключения контракта еще есть возможность отклонить заявку или отстранить поставщика. Один из вариантов — отклонить заявки всех участников, чтобы процедура не привела к заключению контракта.
Если других оснований для отклонения найти не удается, то отклонить заявки можно за предоставление недостоверной информации. Логика проста: если для выполнения работ, оказания услуг участник должен соответствовать специальным требованиям, но не соответствует им, то в согласии на выполнение работ / оказание услуг на условиях документации/извещения, которое он предоставляет в первой части заявки на участие в конкурсе или аукционе либо в котировочной заявке, участник дает недостоверную информацию.
Для отклонения заявки заказчик должен убедиться, что участник не соответствует спецтребованиям. Для этого в зависимости от объекта закупки можно проверить реестр членов соответствующей СРО, запросить информацию в лицензирующем органе, органе по аккредитации или получить сведения от правообладателя РИД. Если такие сведения удалось получить до окончания рассмотрения заявок, то заявки на участие в конкурсе можно отклонить на основании п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, в электронном аукционе — на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, при запросе котировок — по п. 1 ч. 3 ст. 82.4 Закона о контрактной системе (по п. 5 ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе — при запросе котировок, который проводится по новому порядку, действующему с 1 апреля 2021 г.).
Если сведения о несоответствии участника спецтребованиям заказчик получил после рассмотрения заявок, но до заключения контракта, то при проведении конкурса участника можно отстранить на основании ч. 5 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, а при проведении электронного аукциона — на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Конечно, есть риск, что участник обжалует отклонение и антимонопольный орган признает его необоснованным и даже назначит штраф, но в то же время при внеплановой проверке ФАС может выявить нарушение в том, что заказчик не установил требования к лицам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и выдать предписание о его устранении. В этом случае у заказчика появится возможность все исправить и провести закупку с должными требованиями.
Если контракт уже заключен, то самым безопасным будет расторгнуть его по соглашению сторон. Если соглашения достичь не удалось, то кроме суда остается вариант одностороннего отказа от контракта.
Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.
Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.
Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.
Требования | Основание для требования | Документы, которые предоставляет участник | НПА |
---|---|---|---|
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки | Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Лицензия | Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ |
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация | Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624 | ||
Другие | Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542 | ||
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 | |||
Статья 49 ГК РФ | |||
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника | Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена | Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам | Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971 |
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован | Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166 |
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) | Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | — |
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов | Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Декларация и др. | Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Участник закупки не является офшорной компанией | Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ | Выписка из ЕГРЮЛ | Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 |
Министерство финансов выпустило законопроект, согласно которому госзаказчики закупок должны проверять исполнителей на привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения, чтобы не допустить к закупкам юр. субъектов, нарушивших законодательство по ст. 19.28 КоАП за два года до подачи заявления на участие в торгах. В Единой информационной системе автоматически формируется список юр. лиц, которые привлекались к админ. ответственности, согласно Постановлению Правительства №917.
Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
К этой категории требований относятся условия, оговоренные в ч. 2.1 ст. 31 44 ФЗ. Правительство России может установить иные требования к участникам закупки услуг по аудиту и консультациям. Если доверитель покупает права собственности на интеллектуальную деятельность (кроме оформления договоров на создание литературных произведений или шедевров искусства), то в отношении участника возможно установление исключительных прав, согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
Покупатель может установить требование запросить сведения об участнике в базе недобросовестных субъектов. Отказ от заключения договора с победителем торгов может произойти до заключения соглашения, если госзаказчик обнаружит, что участник не предоставил достоверную информацию о товаре, услугах или не соответствует требованиям. Протокол об отстранении может быть обжалован, согласно Федеральному закону 44-ФЗ.
При отказе от оформления договора с победителем, составляется и размещается протокол в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. В течение 2 рабочих дней он направляется победителю тендера по закупкам. Решение с требованием должно содержать сведения о:
- субъекте, с которым покупатель отказывается оформлять договор;
- месте и дате составления протокола;
- факте, доказывающем основание для отказа;
- реквизитах, которые подтверждают данный факт.
В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.
У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.
Федеральный закон №223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к поставщику по 223-ФЗ, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.
Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.
Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. В Положении этого заказчика указано, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и положительная деловая репутация. А заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.
Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).
Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).
То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Норма Закона №44-ФЗ | Ограничения по годовому объему закупок |
---|---|
п.4 ч.1 ст.93 | 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. |
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) | 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. |
Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).
Здесь важно обратить внимание на два момента:
- новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
- Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,
— 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),
— 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.
Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
Срок обжалования — в любое время определения поставщика, но не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:
- скорость проведения закупки при стоимости до 3 млн.р. (всего за 4 р.д. с момента размещения извещения Заказчик может заключить контракт);
- высокая экономия денежных средств Заказчика (оператор ЭП формирует 5 заявок с наименьшей ценой);
- стоимостной лимит до 3 млн. рублей, даже не смотря на имеющиеся ограничения по годовому объему закупок (табл.1), данный механизм будет актуален как для крупных Заказчиков с большим объемом СГОЗ (например, СГОЗ – 1 млрд.р., соответственно используя данный механизм Заказчики по п.4. ч.1 ст.93 Закона № 44 – ФЗ могут закупить товаров на сумму до 50 млн. р., т.е. заключить 17 контрактов до 3 млн.р., вместо 84 контрактов до 600 тыс. р.), так и для более мелких Заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не плодя при этом большое количество контрактов);
- прозрачность процедуры выбора победителя.
Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:
- описание товара должно строго соответствовать КТРУ, описание дополнительных требований заказчика к товару не предусмотрено (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми заказчику характеристиками),
- если товара нет в КТРУ, провести ЗМО до трех миллионов используя рассмотренный механизм не представляется возможным.
Тем не менее, мы уверены, что в большинстве случаев, Заказчики смогут применить и по достоинству оценить новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика, в связи с чем ждем скорейшего вступления в силу ч.12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ — с «01» октября 2020 г. (изначально планировалось вступление уже с «01» июля 2020 г.).
Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина
- ФАС
- Арбитраж
- Недвижимость
- Юридические услуги
[44-ФЗ «О госзакупках»] [Глава 3] [§ 1]
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- 2) утратил силу;
- 3) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчётности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- 6) утратил силу с 1 января 2014 г.;
- 7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- 7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- 10) участник закупки не является офшорной компанией;
- 11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Участники торгов, которые являются физическими лицами, также востребованы, как и остальные субъекты закупок.
Физическое лицо изначально должно пройти аккредитацию на электронной торговой площадке, но в отличие от других членов торгов, им достаточно иметь лишь копию паспорта и копию свидетельства налогоплательщика.
Когда заказчик желает заключить договор с физическим лицом, он должен:
- выступить в роли налогового агента и удержать с него сумму в размере 13% от полученного дохода. В дальнейшем НДФЛ необходимо перечислить в соответствующий бюджет РФ. Изъятие процента денежных средств указывается в контракте;
- не забывать о том, что физическое лицо — это не субъект малой предпринимательской деятельности.
Если физическое лицо хочет быть в роли заказчика, то следует обратить внимание, что:
- это не позволит ему учувствовать в серьезных торгах. Если намечается крупная закупка, необходимо получить статус индивидуального предпринимателя;
- конечная сумма будет отличаться от указанной в контракте на 13%, которые относятся к налогообложению.
Декларация соответствия требованиям закупки
В закупках могут участвовать нерезиденты — иностранные граждане. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.
Формально нерезиденты обладают теми же правами, что и резиденты, однако на деле все не так просто. Из-за действия национального режима закупок большинство процедур не допустимы для иностранных граждан. В некоторых ситуациях можно избежать влияния, если получить статус местного юридического лица.
К особенностям прохождения аккредитации на электронной торговой площадке относится необходимость перевести тексты документов на русский язык. При этом перевод должен быть официально заверенным.
Аббревиатура СРО достаточно проста и расшифровывается как саморегулируемая организация.
Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Основной идеей создания СРО является переход контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере от государства непосредственно к участникам рынка. Институт саморегулирования используется в качестве альтернативы государственному лицензированию или иным «разрешительным» механизмам.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
Для более эффективного контроля над членами СРО создан компенсационный фонд, в который члены саморегулируемой организации вносят обязательные взносы. Данный фонд дает возможность СРО покрывать материальные ущербы, нанесенные третьим лицам его участниками.
Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. О саморегулировании с добровольным и обязательным членством мы с вами поговорим ниже в данной статье.
И так, как было упомянуто в настоящей статье ранее, есть сферы деятельности, для которых членство в СРО является добровольным, а есть сферы, для которых такое членство является строго обязательным.
СРО с обязательным членством
сро с обязательным членством
Саморегулирование с обязательным членством было законодательно введено в 11 сферах профессиональной деятельности, а именно:
инженерные изыскания;
архитектурно-строительное проектирование;
строительство (реконструкция, капитальный ремонт);
деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
оценочная деятельность;
деятельность арбитражных управляющих и операторов электронных площадок;
деятельность по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
аудиторская деятельность;
кредитная кооперация;
деятельность в области энергетического обследования;
актуарная деятельность (это деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками).
По состоянию на декабрь 2015 года в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 саморегулируемых организаций — в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях.
СРО с добровольным членством
sro-s-dobrovolnim-chlenstvom
Саморегулирование с добровольным членством, предусмотренное отраслевыми федеральными законами на сегодняшний день включает в себя 6 сфер профессиональной деятельности:
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
рекламная деятельность;
кадастровая деятельность;
деятельность патентных поверенных;
деятельность в сфере теплоснабжения;
посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация).
На декабрь 2015 года в Российской Федерации насчитывается 435 саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве хозяйствующих субъектов. Большинство саморегулируемых организаций, внесенных в соответствующий реестр саморегулируемых организаций (около 25 процентов общего количества), действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством.
В систему нормативно-правового регулирования не входят саморегулируемые организации профессиональных участников рынка:
ценных бумаг;
акционерных инвестиционных фондов;
управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
Строительные и проектные компании, а также фирмы, осуществляющие инженерно-изыскательскую деятельность, должны в обязательном порядке пройти процедуру вступления в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске к работам.
Допуск СРО – это разрешение на проведение соответствующих видов работ или оказание услуг.
Наличие этого документа необходимо для участия в государственных и коммерческих тендерах, при работе на объектах капитального строительства и особо опасных объектах.
Виды работ, требующие вступления в СРО, регламентируются различными нормативно-правовыми документами, в том числе, приказом Министерства регионального развития № 624 от 30 декабря 2009 года. В этом документе наиболее полно указан перечень работ, для осуществления которых на законных основаниях требуется свидетельство о допуске (Примечание: этот приказ касается только строителей, проектировщиков и изыскателей).
Допуск СРО имеет законную силу на всей территории РФ, т.е. вы можете выбрать любую саморегулируемую организацию без привязки к региону, а получив допуск, можете выполнять работы или оказывать услуги в любом уголке нашей необъятной страны. Срок действия такого допуска также законодательством не ограничивается. При необходимости вы можете быть членом нескольких СРО по разным видам работ.
Если же компания выполняет работы без соответствующего свидетельства СРО, дающего право на выполнение подобных работ, то в случае обнаружения такого нарушения эта компания подвергнется штрафу. При повторном нарушении в отношении руководителя организации может быть возбуждено уголовное дело, либо по решению суда такое юридическое лицо или ИП могут быть ликвидированы.
Прекращение действия допуска СРО может наступить в следующих случаях:
при добровольном выходе компании из СРО;
при наличии допуска на аналогичные виды работ, выданного другой саморегулируемой организацией;
если компания не устранила выявленные нарушения в ходе проверки СРО;
в случае применения к компании дисциплинарной ответственности;
по решению суда.
Какие требования предъявляют к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Однозначно сказать, во сколько обойдется компании вступление в СРО крайне затруднительно, т.к. у каждой саморегулируемой организации установлены свои размеры взносов и платежей в компенсационный фонд.
И все-таки, для того чтобы определить конечную стоимость допуска СРО необходимо понимать из чего же она складывается.
Во-первых, это взнос в компенсационный фонд (размер взноса зависит от рода деятельности организации). Так, например, минимальный взнос в компенсационный фонд для проектировщиков и изыскателей составляет 150 тыс. рублей, а для строителей 300 тыс. рублей. Величина этих взносов регламентируется ГК РФ и зависит от величины стоимости выполняемых работ по одному контракту.
Ниже в таблице приведена информация о размерах компенсационного фонда в зависимости от максимальной стоимости выполняемых работ по одному контракту.
размеры компенсационного фонда
Если же компенсационный фонд будет выплачиваться с использованием кредитных средств, то к расходам компании добавятся расходы на обслуживание кредита. Однако в настоящее время большинство СРО предлагают своим новым членам беспроцентную рассрочку на год.
Во-вторых, это вступительный взнос. В настоящее время размер вступительного взноса колеблется в пределах от 0 до 5 тыс. рублей. В редких случаях вступительный взнос может достигать 50-300 тыс. рублей. Поскольку размеры вступительных взносов законодательно никак не регулируются, то каждая саморегулируемая организация вправе самостоятельно устанавливать величину этого взноса.
В-третьих, это ежемесячные членские взносы. Как правило, размер ежемесячных членских взносов составляет от 5 до 15 тыс. рублей. Эти взносы идут на обеспечение деятельности саморегулируемой организации.
В-четвертых, это ежегодный страховой взнос (договор страхования ответственности). Размер страхового взноса зависит от тарифов конкретно взятой страховой компании, а также планируемого объема выполняемых работ за год.
И так, давайте подведем итог. Для примера рассчитаем стоимость допуска СРО для проектной организации. Такой допуск по минимуму обойдется компании в: 150 тыс.руб. (КФ) + 5 тыс.руб. (страхование) + 5 тыс. руб. (вступительный взнос) + 5 тыс. руб. (ежемесячный членский взнос) = 165 тыс. руб. А вот допуск СРО для строителей обойдется уже в 320 тыс. руб.
Для того чтобы определить итоговую стоимость допуска СРО в каждом конкретном случае, необходимо на официальном сайте саморегулируемой организации внимательно ознакомиться со всеми условиями членства и получения допуска. Однако хочу отметить, что в условиях жесткой конкуренции стоимости допусков СРО в определенной сфере будут приблизительно одинаковы.
Шаг 3 — Найти сведения о юридическом лице или ИП в реестре членов СРО
На сайте данной саморегулируемой организации в реестре членов по номеру выданного свидетельства или по номеру ИНН можно найти сведения о юридическом лице, либо ИП, которому был выдан допуск. По закону о СРО № 315-ФЗ подобная информация должна быть открытой.
Если на официальном сайте саморегулируемой организации вы не найдете информации о необходимом вам члене этого СРО, то есть повод усомниться в благонадежности данного СРО и её участника в частности.
Помимо выше описанных шагов вы можете направить в СРО письменный запрос с просьбой подтвердить членство того или иного юридического лица (либо ИП) в данной СРО. Как правило, саморегулируемые организации отвечают на подобные запросы в течение 2-х рабочих дней, а иногда и раньше.
- ЗАПРЕТ НА ДОПУСК ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- ДОПУСК СРО В ЗАКУПКАХ
- Продажа лекарств без лицензии
- О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Конкурсы с ограниченным участием
- Незаконное участие в предпринимательской деятельности
- ТЕКСТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
- ТЕНДЕРЫ НА ОЦЕНКУ
- Запрос на анализ тендера
- ПП 617 И ПП 616
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Правила проверки участников с 1 января 2021 года
-
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
-
Распоряжение Президента РФ от 16.08.2021 N 216-рп
«Об организации в 2021 году дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов»
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 13.04.2021 N 143
«Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2021 N 64073)
-
Распоряжение Президента РФ от 24.02.2021 N 48-рп
«О проведении конференции руководителей прокуратур европейских государств»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2407-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.10.2020 N 2788-р»
-
Поручение Правительства РФ от 03.02.2020
«О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
-
Поручение Правительства РФ от 31.01.2020
«О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
-
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий»
-
Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 25.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»
-
Приказ Казначейства России от 20.08.2021 N 243
«О внесении изменений в приложения N 7 и N 8 к приказу Федерального казначейства от 1 ноября 2019 г. N 335 «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и Федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по главе 100 «Федеральное казначейство»
Регулирование вопросов, связанных с установлением требований к исполнителям, потенциально участвующим в закупочных процедурах, осуществляется с помощью Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает правила и требования, в соответствии с которыми государственный или муниципальный заказчик должен формировать параметры, по которым должty осуществляться отбор потенциальных исполнителей по контрактам.
Так, основные требования, которые должны быть установлены в отношении потенциальных исполнителей заключаемых государственных и муниципальных контрактов, формируются на основании положений статьи 31 указанного федерального закона. В соответствии с положениями части 1 данной статьи устанавливается общий перечень требований, которые должны быть сформулированы в закупочной документации ко всем участникам той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта.
Если по каким-то причинам у заказчика возникает необходимость установить дополнительные требования, то такое установление может осуществляться только в соответствии с положениями части 2 статьи 31 данного закона, а также в соответствии с другими статьями, которые формируют определенные требования для участников различных процедур.
Кроме того, на основании положений части 9 статьи 31 данного закона может быть произведен отказ в заключении контракта, если заказчик или контролирующий орган обнаружит, что заказчик по каким-то причинам не соответствует установленным требованиям к исполнителям в закупочной документации.
Какие документы прилагать при требованиях по ч 1,1 ст 31 ФЗ 44? — г. Улан-Удэ
Во избежание коррупции, а также для организации эффективных закупочных сделок в 2013 году был принят ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее – закон № 44).
Закон № 44-ФЗ в своей первоначальной редакции был принят еще в апреле 2013 года. С тех пор в него не единожды вносились различные правки. Статья 31 этого закона также претерпела некоторые изменения. Для поставщиков был введен ряд новых требований, позволяющим им совершать закупки.
С 2015 года (ФЗ № 227 от 13 июля 2015) введено условие о том, что желающее поучаствовать в закупке лицо не должно являться оффшорным. С 2017 года требуется также представить официальные сведения об отсутствии у претендентов на закупку судимостей за незаконное предпринимательство, взяточничество (ФЗ №489 от 28 декабря 2016).
Кроме того, нужно указать на отсутствие фактов привлечения к административным мерам ответственности по статье 19.28 КоАП. С июля 2018 также вступили в силу условия об отсутствии каких-либо ограничений для участия в проводимых закупках по законам (иным актам) страны.
Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью устанавливать требование о членстве в СРО, когда объект закупки относится к градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ членство в СРО необходимо:
- для инженерных изысканий;
- подготовки проектной документации;
- строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
При этом участник должен не только состоять в СРО, но и внести взнос в компенсационный фонд обеспечения обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщика, сформированный СРО. Совокупный размер обязательств по таким договорам не должен превышать предельный размер обязательств, установленный ч. 11, 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник прикладывает к заявке выписку из реестра, выданную СРО. Форма выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Ниже рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются заказчики при установлении данного требования.
СРО формирует два фонда:
- компенсационный фонд возмещения вреда (ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ);
- компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ).
В первый вносят взносы все члены СРО, во второй – члены СРО, намеревающиеся участвовать в заключении договоров конкурентным способом.
Уровень ответственности зависит от размера взносов и учитывается в каждом фонде отдельно (ч. 10 – 13 ст. 55.16 ГрК РФ). Например, первый уровень ответственности по фонду возмещения вреда предусмотрен для членов СРО, планирующих выполнять работы по инженерным изысканиям или подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору не превышает 25 млн руб. Минимальный размер взноса в этом случае – 50 000 руб. Первый уровень ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств предусмотрен для членов СРО, заключающих договоры конкурентным способом, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн руб. Минимальный размер взноса для этого – 150 000 руб.
Антимонопольная служба признавала нарушением то, что заказчик не установил требования к уровню ответственности в документах закупки. Например, она указывала на необходимость включить в документы закупки следующее требование: уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта ( Решение ФАС России от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767).
Этот подход отличается от того, как сформулированы положения ГрК РФ, согласно которым член СРО имеет право выполнять работы, если совокупный размер обязательств по соответствующим договорам не превышает предельный размер обязательств, в соответствии с которым был внесен взнос в фонд обеспечения договорных обязательств (п. 2 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ). Но на практике ФАС поддерживает заказчиков, отклоняющих заявки участников, уровень ответственности которых по фонду возмещения вреда не соответствует предложению о цене контракта, даже если их уровень ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств соответствует этой цене (см., например, Решение ФАС России от 12.12.2019 по делу N 19/44/105/3460).
А вот по вопросу, как оценивать соответствие уровня ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств, у центрального аппарата ФАС и территориальных управлений встречаются разные позиции.
Так, по мнению Московского УФАС России, допускается отклонять заявку, если заказчик выяснит, например, по информации из ЕИС, что совокупный размер обязательств по действующим договорам участника больше, чем предусмотрено уровнем ответственности члена СРО, либо станет больше в результате заключения контракта (Решения Московского УФАС России от 25.08.2020 по делу N 077/06/57-13837/2020 и от 10.06.2020 по делу N 077/06/57-9679/2020).
Напротив, комиссия центрального аппарата и комиссии некоторых территориальных управлений указывают, что за соответствием совокупного размера обязательств по договорам участника СРО уровню ответственности следит СРО, членом которой является участник, и комиссия заказчика не вправе проверять фактический совокупный размер таких обязательств (Решения ФАС России от 12.07.2019 по делу N 19/44/105/1903, Тверского УФАС России от 06.07.2020 N 05-6/1-230-2020, Иркутского УФАС России от 13.04.2020 N 038/417/20).
Представляется, что заказчикам целесообразно ориентироваться на позицию центрального аппарата ФАС России.
Статья 31. Требования к участникам закупки
Частью 4 ст. 55.17 ГрК РФ установлено, что срок действия выписки из реестра СРО составляет месяц с даты выдачи. С учетом этой нормы заказчики зачастую устанавливают требования, но допускают ошибку, указывая, что выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до окончания срока подачи заявок. Антимонопольная служба не раз указывала на это нарушение (Решения ФАС России от 29.04.2019 N ПГОЗ-061/19, Челябинского УФАС России от 03.08.2020 по делу N 074/06/105-1738/2020).
Представляется, что надо либо предъявлять данное требование в точности в соответствии с формулировкой ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, либо указывать, что выписка должна действовать на момент подачи заявки на участие в закупке.
В данную категорию требований стоит отнести требование о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности либо специальных разрешений. Однако бывают случаи, когда заказчики выдвигают неправомерные требования относительно необходимости наличия у участников закупок тех или иных разрешений/лицензий.
В частности, иногда заказчики в документации устанавливают требование о том, что лицензия должна действовать в течение всего срока действия контракта. Минфин России изложил позицию по указанной проблеме, отметив, что установление в документации о закупке требования о сроке действия лицензии приводит к ограничению конкуренции участников и противоречит законодательству РФ (Письмо от 12.09.2017 № 24-03-06/58653).
В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли допускать к участию в конкурсе или аукционе участника, если он представил в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает раньше окончания выполнения работ, оказания услуг по контракту? Приведем пример решения данного вопроса на практике.
Так, в составе заявки участник предоставил лицензию, срок действия которой истекал до даты окончания срока действия контракта. Аукционная комиссия признала такую заявку соответствующей требованиям документации, что явилось правомерным решением по следующим основаниям: в ряде случаев лицензии, представленные до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон о лицензировании), подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18 указанного закона. Переоформление лицензии действует бессрочно (ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании). Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о лицензировании, пока лицензия не переоформлена, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в случаях, установленных ч.1 данной нормы1.
В качестве еще одного примера неправомерности требований заказчика можно привести предъявление требований относительно наличия у участника закупки членства в СРО (ранее допуска к работам, выданного СРО). В частности, в решении Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.02.2012 по делу № А39-3781/2011 был сделан вывод о неправомерности включения в документацию о закупке требований о наличии допуска к определенному виду работ по разработке проекта планировки территории, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.02.2012 № 1986-ДШ/08 было установлено то, что получение подобного свидетельства о допуске на проведение проектно-изыскательских работ по подготовке проектов планировки территорий, включая их межевание и топографическую съемку, не требуется.
Примечательно, что законодательно урегулирована ситуация при которой процедура банкротства введена в отношении участника закупки после подачи заявки на участие. А именно, согласно ч. 9 ст. 31 Закона №44-ФЗ, если в ходе проведения закупки или исполнения контракта поставщик перестал соответствовать единым требованиям, установленным в отношении участника закупки (включая требование о непроведении процедуры ликвидации/банкротства), заказчик обязан принять решение об отстранении от участия в закупки либо расторгнуть подлежащий заключению контракт.
Административное приостановление деятельности назначается в судебном порядке на срок до 90 суток (ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исключения составляют суммы задолженностей:
• на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ;
• которые реструктурированы;
• по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;
• которые признаны безнадежными к взысканию.
Стоит отметить то, участником закупки в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженностей и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято, то он считается соответствующим требованиям закупки.
Участник закупки по ст. 31 44-ФЗ: как им стать
Это требование может быть предъявлено:
• к участнику — физическому лицу;
• к руководителю организации, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа;
• к главному бухгалтеру юридического лица — участника закупки.
Помимо всего прочего, заказчик может предъявить требование о неприменении относительно указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Стоит отметить, что в заявке на участие в закупке участник декларирует соответствие данному требованию. При этом комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участника указанному требованию. Неясно, однако, каким именно образом, комиссия сможет проверить соответствие участника закупки указанному требованию. Представляется необходимым разработать методические рекомендации по порядку проверки соответствия участника закупки указанному требованию.
7. Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, кроме заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
• руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, — участниками закупки;
• являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Закон о контрактной системе под выгодоприобретателями понимает физических лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале общества.
Существующая судебная практика относительно рассматриваемого требования, предъявляемого к участникам госзакупок, в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел данной категории, однако, все-таки возникающие у судов вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на некоторые моменты.
В частности, некоторые участники госзакупок при подаче заявки забывают, что декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной.
Так, например, в одном из дел участник не задекларировал во второй части заявки на участие в электронном аукционе отсутствие между ним и государственным заказчиком конфликта интересов, посчитав такое декларирование необязательным ввиду отсутствия между ним и заказчиком такого конфликта. По результатам рассмотрения второй части заявки общества на участие в электронном аукционе аукционная комиссия уполномоченного органа признала её не соответствующей требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ. Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа нарушения пункта 1 ч. 6 ст. 69, ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ и выдал предписание об отмене протокола по определению поставщика. Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 ч. 1 ст. 31 указанного закона3.
П. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ устанавливает единое требование к участникам закупки об отсутствии между ними и заказчиком конфликта интересов, предусматривая случаи, при которых конфликт интересов имеет место. Подтверждение соответствия данному требованию осуществляется, в частности, посредством подачи декларации в виде отдельного документа, проставления отметки в соответствующей графе электронной документации. Такое декларирование должно быть осуществлено независимо от наличия или отсутствия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Несоответствие участника закупки требованию п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ является основанием для отклонения заявки такого участника..
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.