Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги юридических лиц в Узбекистане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.
Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).
При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.
Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия)
При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.
Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.
Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.
С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.
Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.
Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.
Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:
- налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
- в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
- доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
- за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.
Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц, в размере 12%, а для бюджетных организаций — 25%.
Для следующей категории физических лиц предусмотрены:
1) уплата налога в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:
а) на добровольной основе:
- самозанятыми гражданами;
- гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана.
б) в обязательном порядке:
- учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
- дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;
2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.
Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.
Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.
В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.
В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.
Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:
- Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508.
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП–4086.
Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:
- Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
- Оказывающие услуги брокера.
- Оказывающие услуги аудитора.
- Оказывающие консалтинговые услуги.
- Занимающиеся общественным питанием.
- Занимающиеся гостиничным хозяйством.
- Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
- Занимающиеся строительством.
Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.
К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:
- Отгрузку товаров.
- Уставной капитал.
- Передачу имущества (безвозмездную).
- Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
- Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
- Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
- Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
- Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
- Предоставление помещения в аренду.
- Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.
Более подробную информацию можно узнать по ссылке.
Система налогов и сборов в Узбекистане
Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:
- По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
- НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.
К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:
- Те, что реализуются за пределами РУ.
- Освобождённые от НДС.
Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.
Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:
- Раздельным.
- Пропорциональным.
Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.
Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.
При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:
- В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
- Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.
Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:
- Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
- Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
- Льготы по НДС.
- Вычитаемые расходы.
- Доход (в совокупности).
Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.
Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.
Налогоплательщик имеет право платить:
- Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
- НДПИ.
- НДС.
При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.
В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.
Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.
Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.
А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.
Форма отчётности обязательно включает в себя:
- Сведения о налогоплательщике.
- Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.
Налог на доходы (прибыль) юридических лиц Республики Узбекистан
Эта услуга может предоставляться совместно с услугами бухгалтерского учета и отчетности либо отдельно. Она включает следующие виды работ, необходимые для точного расчета налогов:
- Разработка налоговой политики на основе отраслевой специфики;
- Ведение налоговых регистров;
- расчет налога на прибыль/доходы;
- Расчет налога на добавленную стоимость (НДС);
- Расчет налогов, связанных с заработной платой;
- Исчисление налога на прибыль, подлежащего удержанию у юридических и физических лиц-нерезидентов;
- Расчет налоговой базы по налогу на имущество и землю (если применимо);
- Расчет налогов по упрощенной системе налогообложения (единого налогового платежа и единого земельного налога).
В соответствии с законодательством Республики Узбекистан юридические лица должны предоставлять налоговые декларации в налоговые органы. Услуги, которые оказывает «Делойт», включают подготовку и предоставление в налоговые органы следующих отчетов:
- Расчет по налогу на прибыль;
- Расчет по НДС;
- Расчет по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу для местных и иностранных сотрудников;
- Расчет по налогу на прибыль юридических лиц-нерезидентов;
- Статистическая отчетность;
- Прочие отчеты.
Мы готовим вышеуказанные отчеты как для узбекских, так и для иностранных компаний.
Все подготовленные отчеты проверяются и подаются своевременно во все государственные органы в сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан.
- Разработка учетной политики для целей ведения учета, с индивидуальным рабочим планом счетов, основанным на конкретных особенностях каждой компании;
- Ведение учета и подготовка первичных документов в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан;
- Подготовка и предоставление отчетности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с законодательством Республики Узбекистан, налогоплательщики должны ежегодно подавать финансовую отчетность в органы статистики и другие государственные органы.
Перечень предлагаемых консалтинговых услуг включает в себя:
- Налоговый обзор и анализ уплаченных налогов за период;
- Консультирование по вопросам корпоративных и индивидуальных налогов;
- Анализ потенциальных налоговых рисков (деятельность Представительств, риски возникновения признаков Постоянного учреждения, корректное применение специальных льгот, налогообложение иностранных физических лиц – резидентов и нерезидентов Узбекистана и т. д.);
- Консультации по вопросам валютного регулирования, недвижимости и проведения различных операций;
- Экспертиза контрактов с резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан на соответствие действующему законодательству и оценка налоговых последствий
- Консультации в области международного налогообложения, в частности, применение международных конвенций, получение соответствующих документов об освобождений от уплаты налогов в Узбекистане;
- Внешнеторговая деятельность: таможенные процедуры и платежи, акцизный налог и налог на добавленную стоимость;
- Разработка налоговой политики с соответствующим и своевременным учетом влияния изменений в деятельности компании.
Как изменились налоги в Узбекистане в 2020 году
Между Россией и Узбекистаном действует Соглашение об избежании двойного налогообложения. В соответствии с ним термин «постоянное представительство» определяется совокупностью признаков:
— наличие места деятельности;
— регулярный характер деятельности;
— ведение предпринимательской деятельности.
При наличии всех этих признаков лицо рассматривается как плательщик налога на прибыль в стране, где оно осуществляет деятельность.
Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.
Относительно НДС при реализации инжиниринговых услуг Минфин разъяснил следующее. Если покупатель — налогоплательщик Узбекистана ведет бизнес на территории Республики, то такие услуги не облагаются НДС в России.
- В связи с принятием нового Налогового кодекса внесены изменения в законы
- Есть вопросы по налоговой реформе?
- Налоговая реформа: продолжение следует
- Какие налоги платят юридические лица в 2019 году
- Задайте вопрос председателю ГНК
- Президент сообщил отдельные детали перехода на НДС
Налог на прибыль в Узбекистане — классический, т.е. корпоративная прибыль облагается налогом сначала на уровне компании, затем налог удерживается с суммы распределенной прибыли у источника ее получения. Двойное налогообложение межкорпоративных дивидендов не предотвращено.
Налогом на прибыль облагается полученная в любых странах мира прибыль юридических лиц — налоговых резидентов Узбекистана. Юридические лица являются резидентами для целей налога на прибыль, если они учреждены в соответствии с законодательством Узбекистана или их головное предприятие расположено в Узбекистане. Нерезиденты уплачивают налог на доход из узбекских источников. Других налогов на корпоративную прибыль не предусмотрено.
Юридические лица — резиденты уплачивают налог с дохода (включая доходы от прироста капитала), полученного в любой стране мира. Налог с иностранных дивидендов рассчитывается как с обычной прибыли.
В Узбекистане в одностороннем порядке не устранено двойное налогообложение. Однако согласно международным соглашениям с другими государствами об устранении двойного налогообложения зачет предоставляется в отношении налогов на прибыль, уплаченных за границей. Налог, подлежащий зачету, не может превышать сумму налога с такой прибыли в Узбекистане.
Прибыль юридических лиц — нерезидентов, ведущих деятельность через постоянное представительство, подлежит налогообложению. В НК Узбекистана отсутствует определение постоянного представительства. Оно содержится в Инструкции Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 15 октября 2004 г. N 87, 2004-36 об обложении налогом на прибыль доходов иностранных юридических лиц. Данное понятие не предусматривает минимального срока функционирования строительной площадки, образующей постоянное представительство.
Статья 230.
Не подлежит обложению акцизным налогом:
1) реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
2) передача подакцизных товаров — продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан;
3) импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан подакцизных товаров, ввозимых:
в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;
юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также за счет грантов;
4) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан физическими лицами в пределах норм ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. Предельные нормы ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, устанавливаются законодательством;
5) импорт технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа.
Налогообложение в Узбекистане в 2021 году
Статья 298.
От уплаты налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда «Нуроний» и ассоциации «Чернобыльцы Узбекистана», в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. При определении права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате.
Статья 367.
От уплаты единого земельного налога освобождаются:
вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители сроком на два года с начала месяца, в котором произведена государственная регистрация, при соответствии условиям, предусмотренным в абзацах втором и третьем части второй статьи 362 настоящего Кодекса. Данная льгота не распространяется на фермерские хозяйства, созданные на базе ликвидированных фермерских хозяйств;
добровольно ликвидируемые субъекты предпринимательства — со дня уведомления о принятом решении о добровольной ликвидации органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В случае незавершения добровольной ликвидации в установленные законодательством сроки или прекращения процедуры ликвидации и возобновления деятельности настоящая льгота не применяется и сумма налога взимается в полном размере за весь период применения льготы.
На сельскохозяйственных товаропроизводителей — плательщиков единого земельного налога также распространяются льготы по земельному налогу, предусмот ренные в части второй статьи 282 Кодекса.
Источник: olam.uz
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка корпоративного налога | 7.5 % | 2021 |
- Налог на прибыль компаний в Узбекистане остался без изменений и составил 7.5 % в 2021. Максимальная ставка достигала 20 %, а минимальная 7.5 %.
- Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.
Данные Период Дата
7.5 | 2021 | 25.02.2021 |
7.5 | 2019 | 11.02.2020 |
7.5 | 2018 | 10.02.2018 |
7.5 | 2016 | 11.08.2017 |
8 | 2015 | 31.12.2015 |
8 | 2014 | 31.12.2014 |
9 | 2013 | 31.12.2013 |
9 | 2012 | 31.12.2012 |
Льготы и преференции для иностранных инвесторов
- Шавкат Мирзиёев
- Ислам Каримов
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Шавкат Мирзиёев | 08.09.2016 — | 7.5000 | 7.5000 | 7.5000 | 7.5000 | 0.00% |
Ислам Каримов | 24.04.1990 — 02.08.2016 | 20.0000 | 8.0000 | 20.0000 | 8.0000 | -60.00% |
- Современная налоговая система Филиппин 2016 / Муранова Анна Петровна
- Сравнительное изучение упрощенного механизма налогообложения в налоговых системах Российской Федерации и Республики Узбекистан 2017 / Ширинов С.Э.
- Виды и размеры налоговых вычетов: сравнительный анализ по налоговым законодательствам Азербайджанской Республики и зарубежных стран 2013 / Мирзоева Афат Гадир Кызы
- Налог на доходы в Народной Республике Бангладеш 2013 / Попова Ю.А.
- К вопросу о необходимости и направлениях гармонизации налогообложения прибыли и доходов в Евразийском экономическом союзе 2014 / Жверанцева М. С., Каримова Э. Р.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
С.Э. Ширинов, канд. экон. наук, доцент Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. В статье рассмотрен опыт Республики Узбекистан по взиманию налога на прибыль юридических лиц. Автором описываются отличительные черты механизма налогообложения налогом на прибыль юридических лиц в условиях Республики Узбекистан.
Ключевые слова: налогооблагаемая прибыль, совокупный доход, вычитаемые расходы, единый земельный налог.
Юридические лица — резиденты Республики Узбекистан и нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение или получающих доходы, источник образования которых находится на территории Республики Узбекистан, признаются налогоплательщиками налога на прибыль юридических лиц.
Согласно статье 127 Налогового кодекса Республики Узбекистан, прибыль резидентов Республики Узбекистан, а также нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянное образование и доходы, как резидентов, так и нерезидентов, облагаемые у источника выплаты без права вычетов, рассматриваются как объекты обложения налогом на прибыль юридических лиц.
Налогооблагаемая прибыль составляет налогооблагаемую базу налога на прибыль юридических лиц. Она рассчитывается как разница между совокупным доходом и вычитаемыми расходами. Кроме того, сумма налоговых льгот и уменьшения налогооблагаемой прибыли подлежат к вычетам при определении налогооблагаемой базы.
Статья 129 Налогового кодекса Республики Узбекистан гласит, что совокупный доход юридических состоит из доходов от реализации товаров (работ, услуг) и прочих доходов.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассматривается как доход юридического лица от реализации това-
ров (работ, услуг). При определении совокупного дохода в его состав включает выручку за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) на основании факт отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Некоторые поступления в распоряжении юридических лиц средств не признаются в качестве дохода налогоплательщика. К таким поступлениям относятся следующие средства юридических лиц:
— субсидии из бюджета, полученные гранты и гуманитарная помощь;
— средства, полученные в пределах вклада в уставный фонд;
— средства, полученные авансовые платежи за реализуемые товары, оказанные услуги и выполненные работы;
— и другие поступления.
Остальные виды доходов, кроме как
доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются прочими доходами юридических лиц. Итак, к прочим относятся все доходы,
Все не связанные с основной и дополнительной деятельностью юридических лиц доходы, образуют прочих доходов. Итак, к прочим доходам относятся такие доходы как:
— доходы от списания обязательств;
— доходы от уступки требований по договору;
— доходы от предоставления имущества в оперативную аренду;
— доходы от выбытия основных средств и иного имущества налогоплательщика и другие.
Все расходы юридических лиц группируются на вычитаемые и не вычитаемые. Вычитаемые расходы отличаются от не вычитаемых с тем, что не вычитаемые расходы обратно включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
Вычитаемыми расходами являются:
— материальные расходы;
— расходы на оплату труда;
— расходы на амортизацию;
— прочие расходы;
— расходы отчетного периода, вычитаемые из налогооблагаемой прибыли в будущем.
НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум:
— НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. Ставка 12%. Авансовая справка до 10 числа первого месяца текущего отчётного периода. Уплата текущих платежей до 10 числа ежемесячно. Расчет до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
У импортёров и тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум:
— НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Ставка 15%. Расчет и уплата до 25 числа месяца следующего за отчётным.
У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период НЕ превышает 1 миллиард сум:
— ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЁЖ. Ставка в зависимости от вида деятельности. Расчёт до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Уплата не позднее срока сдачи расчёта.
Для всех предприятий, у которых есть кадастр:
— ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Ставка в зависимости от месторасположения. Расчёт до 10 января. Уплата для микрофирм и малых предприятий до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога. Уплата для тех, кто не относится к микрофирмам и малым предприятиям ежемесячно до 10 числа в размере 1/12 части годовой суммы налога.
— НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО. Ставка 2%. Авансовая справка до 10 января. Уплата для микрофирм и малых и предприятий до 25 числа третьего месяца квартала ежеквартально, в размере 1/4 части годовой суммы налога. Для тех, кто не относится к микрофирмам и малым предприятиям, до 10 числа ежемесячно в размере 1/12 части годовой суммы налога. Расчёт в срок сдачи годовой финансовой отчётности.
У тех предприятий, у которых есть договор с водоканалом:
— НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ. Ставка в зависимости от вида деятельности. Авансовая справка до 25 января. Уплата для юридических лиц, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям у которых сумма налога превышает 200 миним. МРОТ, не позднее 25 числа ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы налога. У кого сумма налога не превышает 200 миним. МРОТ, не позднее 25 числа третьего месяца отчётного квартала ежеквартально.
Налоги, связанные с оплатой труда:
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ. Ставки:
№ | Плательщики | Ставки налога в % к налогооблагаемой базе |
---|
бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 % и более;
юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 % и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 % и более, и их структурные подразделения
2.
другие плательщики, не предусмотренные в
пункте 1.
Расчёт и уплата до 25 числа месяца следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата не позднее срока сдачи расчёта
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Ставка: для резидентов Республики Узбекистан — 12% (в том числе обязательный взнос на ИНПС — 0,1%), для нерезидентов — 20%.
Расчёт до 25 числа месяца следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств, но не позднее сроков представления расчётов.
налоги в узбекистане, ндс узбекистан, ндс в узбекистане, налогообложение узбекистан, налогообложение в узбекистане
Наш адрес: 100015, Республика Узбекистан, г.Ташкент, ул.Нукус, дом 85/1.
Телефон: +99871 254-63-65
Услуги в области налогообложения в Узбекистане
НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум:
— НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. Ставка 12%. Авансовая справка до 10 числа первого месяца текущего отчётного периода. Уплата текущих платежей до 10 числа ежемесячно. Расчет до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
У импортёров и тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум
— НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Ставка 15%. Расчет и уплата до 25 числа месяца следующего за отчётным.
У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период НЕ превышает 1 миллиард сум:
— ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЁЖ. Ставка в зависимости от вида деятельности. Расчёт до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Уплата не позднее срока сдачи расчёта.
Для всех предприятий, у которых есть кадастр:
— ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Ставка в зависимости от месторасположения. Расчёт до 10 января. Уплата для микрофирм и малых предприятий до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога. Уплата для тех, кто не относится к микрофирмам и малым предприятиям ежемесячно до 10 числа в размере 1/12 части годовой суммы налога.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Вопрос: АО выполнит инженерные изыскания в Республике Узбекистан для разработки проектной документации. В рамках выполнения инженерных изысканий российская организация осуществит отбор образцов грунта, проведет наблюдения, обобщит полученные данные и оформит результаты в виде аналитических отчетов. При этом предполагается, что генеральный подрядчик оформит свое присутствие на территории Республики Узбекистан в статусе «Постоянное учреждение» (далее — ПУ) и в этом статусе привлечет по договору узбекскую организацию для выполнения физических работ непосредственно на площадке (бурение, другие физические работы и т.д.), а также примет выполнение согласованных объемов этих работ на территории Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 5 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» (далее — СИДН) от 02.03.1994 на международном уровне форма присутствия иностранного лица установлена как «Постоянное представительство».
На национальном уровне форма присутствия иностранной компании установлена как «Постоянное учреждение» согласно статье 20 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которым признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан. Постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода. При этом понятие «Постоянное учреждение» применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения.
В Налоговом кодексе Российской Федерации, в частности в статье 11, отсутствует понятие «Постоянное учреждение».
Таким образом, формы присутствия иностранного лица, содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Республики Узбекистан и СИДН, различаются в названиях.
Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Приравнивается ли для целей налогообложения в Российской Федерации статус российской организации в Узбекистане «Постоянное учреждение» к статусу «Постоянное представительство» по смыслу СИДН от 02.03.1994.
2. В случае если российская организация (исполнитель по контракту) будет осуществлять деятельность на территории Республики Узбекистан в налоговом статусе «Постоянное учреждение», подлежат ли налогообложению российским НДС инжиниринговые услуги, приобретенные данной российской организацией с налоговым статусом «Постоянное учреждение» в Республике Узбекистан.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) закреплено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994 (далее — Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место, через которое предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
Шавкат Мирзиёев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».
Согласно закону, Налоговый кодекс дополняется новой статьей — 159 1 «Ставка налога на прибыль юридических лиц».
С 1 января 2019 года ставки налога на прибыль юридических лиц устанавливаются в следующих размерах:
При этом, доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, облагаются налогом по ставке 5 процентов.
До принятия вышесказанного закона:
Примечание:
Юридические лица, имеющие временные льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль юридических лиц или налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, уплачивают налог на прибыль юридических лиц по ставке, сниженной в два раза до истечения срока действия льгот.
*) Рентабельность определяется как отношение прибыли до уплаты налога на прибыль к сумме производственной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ и услуг). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями) определяется Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
**) Введена в порядке государственного регулирования цен на услуги мобильной связи сотовых компаний.
Утверждены новые ставки налога на прибыль юридических лиц
Указом Президента от 26 сентября 2019 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан» предусмотрено увеличение ставки налога на прибыль юридических лиц до 15 процентов с сохранением ставки налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов.
В 2019 году ставка налога на прибыль юридических лиц была снижена для коммерческих банков с 22% до 20%, для остальных юридических лиц – с 14% до 12%.
Как сообщалось ранее со ссылкой на постановление главы государства «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы», налог на прибыль юридических лиц в текущем году будет впервые доминировать в прямом налоговом изъятии. Основными параметрами Государственного бюджета Узбекистана на 2019 год предусмотрено, что налог на прибыль юридических лиц превысит 15,9 трлн. сумов- 54,8% в группе прямых налогов.
Напомним, что до нынешнего года роль «первой скрипки» в группе прямых налогов на протяжении почти двух десятилетий отводилась налогу на доходы физических лиц. В нынешнем году удельный вес этого налога снизится до 39% — 11,3 трлн. сумов.
Для сравнения: в прямом налоговом изъятии 2018 года доминировал налог на доходы физических лиц с долей 40,6% в группе прямых налогов. Удельный вес налога на прибыль юридических лиц составлял 19,6%.
Аналитики связывают грядущие изменения в конфигурации доходной части бюджета с переводом на общеустановленные в стране налоги индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом более 1 млрд сумов. По их мнению, предпринимается решительная попытка государства вытащить «из тени» малый бизнес. До последнего времени в стране существовала значительная разница в уровне налоговой нагрузки между индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и крупного бизнеса. Налоговое бремя на крупные предприятия оказалось в среднем 3-4 раза выше. При доле субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте более 50 процентов налоговые поступления от них составляют чуть более 7 процентов.
1. Налоговые послабления в период коронавирусной пандемии
Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.
Так, с 1 января 2021 года:
— для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;
— налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.
Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.
2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.
3. Акцизный налог
Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
07/01/2021 17:30
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.
Так, с 1 января 2021 года:
— для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;
— налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.
Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.
2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.
3. Акцизный налог
Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.
Ставка акцизного налога по услугам мобильной связи снижена с 25 до 15 процентов.
4. Налог на прибыль
Начиная с 1 января 2021 года, устанавливается порядок, согласно которому:
— имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации;
— при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается;
— стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.
При этом стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.
5. Налог на доходы физических лиц
Введен порядок, согласно которому налог на доходы с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.
При этом упраздняется порядок, согласно которому физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации о совокупном годовом.
6. Социальный налог
Самозанятые граждане, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей, для получения одного года трудового стажа должны будут уплачивать социальный налог в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины.
7. Налог на имущество юридических лиц
Применяемая к некоторым объектам налогообложения пониженная ставка налога на имущество юридических лиц увеличивается с 0,2 до 0,4 процентов.
8. Налог на имущество физических лиц
Машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, включается в объект налогообложения налогом на имущество физических лиц
9. Земельный налог
Для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств, вводится порядок уплаты земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Налоги — это жизнь каждого государства. Налоги являются наиболее важным средством оптимизации экономических отношений между государством и всеми его налогоплательщиками. Налоговый механизм позволяет оптимизировать налоговые отношения на основе налогового законодательства и основ налогового управления.
Налоговая система, действующая в Республике Узбекистан, является ключевым критерием построения оптимальной государственной налоговой политики. Важнейшим условием существования рынка является наличие значительного числа субъектов, которые могут создать конкурентную среду на конкретном товарном рынке.
Анализ основных последствий реализации задачи государственной налоговой политики в Республике Узбекистан в последние годы показывает, что увеличение доли косвенных налогов и увеличение прямых налогов в структуре доходов государственного бюджета характеризуют процесс передачи налоговой нагрузки от производителей к потребителям.
Показывает спад, увеличивает производство, расширяет налоговую базу и, следовательно, увеличивает доходы бюджета.
Налоговые нормы для республиканских компаний в первую очередь предназначены для дополнения доходной части бюджета и стимулирования производства.
В Узбекистане программы экономических реформ осуществляются твердо и последовательно. Налоговая система также улучшилась. Президент И.А. Каримов подчеркнул, что «… налогообложение, все еще находящееся в республике, требует большого внимания и улучшения».
Налоговое законодательство Узбекистана включает в себя налоговое законодательство, утвержденное Законом № 396-1 от 24 апреля 1997 года и другими законами, регулирующими отношения в области налогов и сборов.
Другие законы и нормы Налогового кодекса, содержащиеся в других законах, регулируются налоговым законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые включены в налоговое законодательство, применяются правила международного договора.
Налоговое законодательство определяет правовые рамки налоговой системы, права и обязанности налогоплательщика, а также устанавливает порядок производства налогов и ответственность за налоговые нарушения.
Налоговое законодательство республики основывается на следующих принципах:
- Каждое лицо несет ответственность за уплату налогов и сборов, указанных в настоящем Кодексе;
- Налогообложение корпораций основано на равенстве перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и социального статуса, независимо от формы собственности или личности;
- Установленные налоги и сборы прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение товаров (работ, услуг) или денежных средств на территории Республики Узбекистан или ограничивают препятствия для экономической деятельности налогоплательщиков. Или не может быть создан;
- Все доходы облагаются обязательным налогом независимо от источника;
- Налоговые льготы должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Налоги и сборы на территории Республики Узбекистан, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством, устанавливаются и отменяются Законодательной палатой Узбекистана. |
Территории Узбекистана:
- Национальный налог;
- Местные налоги и сборы.
Национальные налоги включают в себя:
- Налогообложение (прибыль) на корпоративный доход.
- Подоходный налог с населения.
- НДС.
- Акцизный налог.
- Налог на недропользование.
- Налоги на использование водных ресурсов.
Государственными налоговыми органами являются Государственная налоговая комиссия Республики Узбекистан, главные государственные налоговые органы Республики Каракалпакстан, государственные налоговые органы города Ташкента и области, а также местные, городские и местные налоговые инспекторы.
Государственные органы налоговой службы были созданы для обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налогов, сборов и других платежей.
Специальные административно-ревизионные подразделения в составе Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан для надзора за финансово-хозяйственной деятельностью субъекта и проведения документальных проверок и проверок, а также правительств, работающих в государственных налоговых службах с территориальными подразделениями и специальные подразделения для HR были созданы.
Государственные налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, «Федеральным законом о государственных налогах», другими законодательными актами и международными договорами Республики Узбекистан.
Государственные налоговые органы действуют в соответствии с законом и независимо от органов государственной власти и местного самоуправления.
Решения, принятые в пределах полномочий государственных налоговых органов, обязательны для всех юридических и физических лиц.
Структура и организация деятельности Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан определяются правилами Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан, утвержденными министрами Республики Узбекистан.
Основными задачами государственной налоговой службы являются:
- Соблюдение налогового законодательства, достоверности расчетов, полноты и своевременности налогов, обязательных платежей в пенсионные и республиканский дорожный фонд за пределами бюджета Министерства финансов Республики Узбекистан, а также точности и полноты расчетов и индивидуального финансирования;
- Следить за своевременностью поступления обязательных пенсионных взносов граждан на пенсии;
- Обеспечивает необходимые условия для соблюдения налогового законодательства и помогает налогоплательщикам выполнять свои налоговые обязательства;
- Прямое участие в реализации налоговой политики;
- Обеспечить налогооблагаемый и налогооблагаемый полный и своевременный учет;
- Выявление, предотвращение и контроль налоговых нарушений.
Орган государственной налоговой службы в пределах своих полномочий имеет следующие права:
1. Подтвердить с налогоплательщиком (в том числе счетчик финансовых документов, контрактов, планов, смет, деклараций о доходах и других документов, связанных с расчетом и уплатой бюджетов в рамках Министерства финансов Республики Узбекистан, а также обязательных платежей в бюджетные пенсии и республиканские дорожные фонды).
2. Документированная информация об обязательных накопительных пенсионных взносах на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан и необходимости получения документов, связанных с операциями импорта и экспорта, а также пояснения, информация и информация по любым вопросам, которые могут возникнуть в ходе аудита.
3. Захватить в установленном порядке:
- Корпорации и частные лица допускаются к нарушению налогового законодательства, доказательств дохода (прибыли) и других налогооблагаемых документов, а также преступных целей;
- Физические лица, которые нарушают порядок осуществления предпринимательской деятельности, лицензии, патенты или свидетельства о регистрации, а впоследствии нарушают передачу материала о нарушении органу, выдавшему разрешение на занятие указанной деятельностью.
4. Запечатайте кассу и склад для инвентаря и документов, возьмите образцы товаров, продуктов, сырья, материалов и полуфабрикатов и отправьте их для документации, анализа, расследования и проверки.
5. Проверять соблюдение правил транзакций, выпуска продуктов и предоставления услуг, а также своевременную доставку денежных средств и поступлений в банки.
6. Местоположение, производство, складирование, торговля и другие объекты и местоположения людей (включая фирмы со специальным рабочим временем) и людей, используемых для получения дохода (прибыли) или связанных с поддержанием налогооблагаемого. Предоставленные услуги, инвентаризация предметов на складе и т. д., которые проводят инспекции и осуществляют управленческие измерения выполненных работ.
Государственные налоговые органы имеют обязательства:
Налогообложение организаций и компаний имеет несколько характеристик с точки зрения налогообложения и методологических принципов.
Основным фактором, учитываемым при разработке метода налогообложения для компании или организации, является ее капитал. Это объясняет важную основу их экономической и финансовой деятельности. С этой точки зрения учитываются финансовые характеристики, такие как форма и источник формирования капитала, размер капитала, взаимоотношения учредителей, ликвидация, момент формирования пула резервов, сумма распределенного дохода, форма распределения и т. д. С точки зрения офисного управления организациям и предприятиям необходимо вести большое количество нормативных документов (книги, тетради) и вести бухгалтерский учет в установленном законом порядке.
Налогоплательщиком налога на прибыль является корпорация, имеющая налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.
Корпорации-резиденты Республики Узбекистан облагаются налогом на доходы (прибыль), полученные из источников как в Республике Узбекистан, так и за рубежом.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом на доходы (прибыль), полученные из узбекских источников.
Налогооблагаемой статьей является доход (прибыль), рассчитанный как разница между вашим валовым доходом и вычетом, определенным в соответствии с налоговым законодательством.
Валовая выручка включает денежные средства или другие средства за отгруженные товары, выполненные работы, предоставленные услуги и другие операции, которые юридическое лицо получает бесплатно. |
Такой доход включает в себя:
- Доход от реализации продукции (работ, услуг).
- Выручка от продажи основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, материалов и других активов.
- Доход в виде процентов.
- Дивиденд.
- Собственность, полученная бесплатно.
- Прочие доходы.
При определении вашего налогооблагаемого дохода (прибыли) из вашего валового дохода делаются следующие вычеты:
- Налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на недропользование, экологический налог, налог на воду и таможенные пошлины;
- Расходы на зарплату сотрудника (исключая расходы банков, кредитных союзов, страховых организаций, видеосалонов, точек показа видео, видео и аудио записей, аукционов, казино, организаций, принимающих крупные концерты и развлекательные мероприятия);
- Аренда. Арендные платежи осуществляются в установленном порядке;
- Другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.
Штрафы и сумма начисленных процентов не могут быть вычтены из совокупного дохода.
Ставка подоходного налога для плательщика-нерезидента:
- Дивиденды и проценты (освобождение от налогов без учета дивидендов и процентов) — 10%;
- Страхование — 10% премии уплачивается при перестраховании рисков;
- Связь или транспортные услуги (международные доходы) для международного общения при поездках между Республикой Узбекистан и другими государствами — 6%;
- Лояльность, доход от аренды, доход от оказания услуг, включая административные услуги, консультации и другие доходы (за исключением доходов, уже облагаемых налогом на доход (прибыль)) — 20%.
Корпорации освобождены от уплаты налога на прибыль:
- Специализируется на производстве протезно-ортопедических изделий, оборудования и услуг для людей с ограниченными возможностями в зависимости от основных видов деятельности;
- Медицинская производственная мастерская в медицинском учреждении;
- Институт по исполнению заявлений;
- Городские пассажирские перевозки за услуги, связанные с пассажирскими перевозками (кроме такси, включая микроавтобусы);
- Прибыль от реставрации историко-культурных зданий;
- Безопасность подразделения при внутренней администрации;
- Халык Банк — доход, полученный от использования средств на накопительном пенсионном счете гражданина страны;
- Другие организации в соответствии с налоговым законодательством Республики Узбекистан.
При налогообложении доходов физических лиц необходимо учитывать такие факторы, как личность плательщика, социальный статус плательщика, статус брака и размер минимальной заработной платы, и на основе этих факторов должен быть разработан налоговый метод. Налогообложение физических лиц учитывает взаимосвязь и баланс между доходом и личными потребностями, а также разницу между доходом, полученным от ручного труда, и доходом от капитала.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, которые имеют налогооблагаемый доход в финансовом году.
Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане не менее 183 дней в течение периода до 12 месяцев в начале или конце финансового года, считается резидентом Республики Узбекистан и получает доход от источника деятельности. Вы будете облагаться налогом как против Республики Узбекистан, так и за рубежом.
Нерезиденты Республики Узбекистан облагаются налогом на доходы, полученные из узбекских источников.
Налог взимается с общего годового дохода. Это включает наличные или другие средства, полученные налогоплательщиками:
- Полученный доход в виде заработной платы;
- Личный доход от собственности;
- Доход от личной предпринимательской деятельности.
Доходы, полученные в виде вознаграждения, включают доходы, полученные физическими лицами от работы по договорам о найме и гражданском праве.
Доходы, полученные в виде вознаграждений, также включают в себя:
- Отрицательная разница между стоимостью товаров (работ, услуг), продаваемых работникам, и покупной ценой или стоимостью этих товаров (работ, услуг).
- Расходы работодателя на возмещение расходов работников, не связанных с их деятельностью.
- Долг работника перед ним амортизируется по решению работодателя.
- Расходы работодателя на выплату работнику любой страховой премии в отношении жизни или здоровья.
- Сумма, уплачиваемая работодателем за удержанные платежи от физических лиц.
- Прочие расходы работодателя. Прямой или косвенный доход работника.
Доход от личного имущества включает в себя процентный доход и дивиденды от аренды имущества.
Доход от личной предпринимательской деятельности включает извлечение этого дохода из всех доходов от продажи товаров (работ, услуг), других видов деятельности, которые не являются индивидуально запрещенными законом и осуществляются отдельно. Затраты, обязательные платежи, расходы и вычеты вычитаются.
Для целей налогообложения минимальная заработная плата учитывается методом начисления с начала года (сумма минимальной месячной заработной платы за соответствующий период с начала года).
Следующее не входит в ваш личный налогооблагаемый доход:
- Выход на пенсию по окончании трудового договора, до 12 раз превышающий минимальную заработную плату, государственное социальное страхование и государственные пособия по социальному обеспечению, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности (включая пособия по временной нетрудоспособности).
- Уход за больными семьями, а также денежные и натуральные пособия и другие виды поддержки, предоставляемые гражданам из Благотворительного и экологического фонда.
- Алименты.
- Стипендии для студентов высших учебных заведений, учреждений высшего и профессионального образования и студентов бизнес-школ, включая высшие и средние семинарии, назначаемые этими учреждениями, и стипендии, установленные из выделенных фондов Золотой подпункт «а».
- Государственные пенсии и премии к ним.
- Сумма, полученная теми, кто сдал кровь от других видов донорства крови для доставки грудного молока, и сумма, полученная работниками медицинского учреждения за сбор крови.
- Компенсация за травмы или другие убытки, связанные со здоровьем, и сумма, полученная в связи со смертью, например, заработок.
В некоторых странах СНГ, особенно в Узбекистане, подоходные налоги с физических лиц не в полной мере служат функциональной цели регулирования доходов различных слоев населения. Выполняет в основном бухгалтерские функции.
Изменения в соотношении подоходного налога с населения к общему доходу республиканского бюджета Республики Узбекистан.
В настоящее время налогообложение личных доходов постепенно облагается налогом без вычета прожиточного минимума (в развитых странах размер прожиточного минимума вычитается из налоговой базы при расчете подоходного налога).