Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения бухгалтерского учета РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
15. К ведению бухгалтерской документации предъявляются требования: документальность, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей.
16. Операции отражаются в бухгалтерской документации с подкреплением оригиналами первичных документов.
17. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.
18. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
19. По окончании месяца подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров сверяются путем сопоставления оборотных ведомостей и приводятся в соответствие.
20. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составляющие и подписывающие их.
21. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.
59. Подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта.
Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.
Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.
60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.
Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.
61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:
1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.
63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.
64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.
65. До проведения инвентаризации члены комиссии:
1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;
2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.
67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.
68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562.
Инвентаризационные описи — документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.
В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.
Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.
В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562.
69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562, сдаются в бухгалтерскую службу.
71. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.
Сноска. Заголовок главы 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
32. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.
Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.
Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.
Сноска. Пункт 32 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).
33. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
34. Операции и события регистрируются в учетной документации и признаются в финансовых отчетах тех периодов, к которым они относятся.
Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).
35. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.
Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности, являются доходы и расходы.
36. К активам относятся ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод или сервисного потенциала.
Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать различными путями. Актив может быть использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и оказании услуг, обменен на другие активы, использован для погашения обязательства. Активы, которые используются для производства товаров и оказания услуг, но непосредственно не обеспечивают чистых поступлений денежных средств, обозначают как сервисный потенциал.
Актив классифицируется как оборотный (краткосрочный), в случае если он соответствует любым из следующих критериев:
предполагается его реализация или продажа или он предназначен для потребления в ходе нормального операционного цикла;
он предназначен, в основном, для целей торговли;
предполагается его реализация в течение 12 месяцев после отчетной даты; или это денежные средства или денежные эквиваленты, если только его обмен или использование для расчета по обязательству не запрещено, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.
Все прочие активы классифицируются как долгосрочные (внеоборотные).
37. Существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал является обязательством.
Урегулирование существующего обязательства обычно связано с оттоком из государственного учреждения ресурсов, содержащих экономическую выгоду, ради удовлетворения требований другой стороны. Урегулирование существующего обязательства может осуществляться выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг либо заменой одного обязательства другим.
Обязательство также может быть погашено другими средствами, такими как отказ или утрата кредитором своих прав.
Обязательство классифицируется как краткосрочное, когда оно удовлетворяет любым из следующих критериев:
его погашение предполагается произвести в пределах обычного операционного цикла;
оно предназначено в основном для целей торговли;
оно должно быть погашено в пределах 12 месяцев после отчетной даты;
субъект не обладает безусловным правом отсрочить погашение обязательства, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты.
Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные.
38. Чистыми активами/капиталом является доля в активах, остающаяся после вычета всех обязательств.
Чистые активы/капитал отражают величину остатка в отчете о финансовом положении (активы минус обязательства) и могут быть положительными или отрицательными.
Сноска. Заголовок главы 4 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
43. Государственным учреждением расходные операции осуществляются за счет бюджетных средств по спецификам экономической классификации расходов в пределах индивидуального плана финансирования по платежам на текущий финансовый год.
Использование бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению. Не использованные до конца 31 декабря текущего финансового года включительно остатки плановых назначений аннулируются.
Сноска. Пункт 43 с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).
44. Информация о потоках денежных средств за отчетный период представляется в отчете о движении денежных средств государственного учреждения с разбивкой на потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Сноска. Пункт 44 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).
45. Для учета операций с денежными средствами и их эквивалентами используются счета подраздела «Денежные средства и их эквиваленты»:
1010 «Денежные средства в кассе»;
1020 «Текущий счет государственного учреждения»;
1030 «Расчетный счет»;
1040 «КСН для учета поступлений и расчетов»;
1050 «Счет в иностранной валюте»;
1060 «Специальный счет»;
1070 «Прочие денежные средства»;
1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета»;
1090 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета».
46. Получение государственным учреждением наличных денег через банки второго уровня или организации, имеющие лицензию Национального Банка Республики Казахстан на соответствующие виды банковских операций (далее — банк), производится в порядке, определенном Правилами исполнения бюджета.
Сноска. Пункт 46 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.03.2017 № 195 (вводится в действие со дня государственной регистрации).
47. При получении наличных денег по чеку территориального подразделения казначейства производится запись: дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе», кредит счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».
48. Выдача наличных денежных средств в подотчет отражается записью: дебет субсчета 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе».
Сноска. Пункт 48 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
49. Выявленные суммы недостач денежных средств в кассе государственного учреждения, отнесенные за счет виновных лиц, отражаются по дебету счета 1262 «Краткосрочная дебиторская задолженность по другим видам расчетов с работниками» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».
Поступление сумм в кассу государственного учреждения в погашение недостач отражается по дебету счета 1010 «Денежные средства в кассе», и кредиту счетов 1262 «Краткосрочная дебиторская задолженность по другим видам расчетов с работниками», 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».
Сноска. Пункт 49 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).
50. Выявленные суммы излишков денежных средств в кассе государственного учреждения являются доходом бюджета и отражаются по дебету счета 1010 «Денежные средства в кассе» и кредиту счета 6360 «Прочие доходы», одновременно дебетуется счет 7120 «Расходы по расчетам с бюджетом», кредитуется субсчет 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям». Перечисление денежных средств в бюджет отражается по дебету субсчета 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».
Сноска. Заголовок главы 5 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
84. Для учета операций по финансовым инвестициям предназначены следующие счета:
1110 «Краткосрочные займы предоставленные»;
1120 «Краткосрочные финансовые инвестиции»;
1130 «Резерв на обесценение краткосрочных финансовых инвестиций»;
2110 «Долгосрочные займы предоставленные»;
2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции»;
2130 «Резерв на обесценение долгосрочных финансовых инвестиций».
85. Для учета операций с финансовыми обязательствами предназначены следующие счета:
3010 «Краткосрочные внешние займы полученные»;
3020 «Краткосрочные внутренние займы полученные»;
3030 «Прочие краткосрочные финансовые обязательства»;
3040 «Краткосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства»;
4010 «Долгосрочные внешние займы полученные»;
4020 «Долгосрочные внутренние займы полученные»;
4030 «Прочие долгосрочные финансовые обязательства»;
4040 «Долгосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства».
Сноска. Пункт 85 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 26.02.2021 № 158 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
86. Государственное учреждение осуществляет последующий учет финансовых инвестиций с использованием следующих методов:
финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора:
по себестоимости;
долевого участия;
прочие финансовые инвестиции:
по себестоимости;
по справедливой стоимости;
по амортизированной стоимости.
Сноска. Пункт 86 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).
87. При первоначальном признании финансовые инвестиции и финансовые обязательства оцениваются по справедливой стоимости, плюс, в случае финансового актива или финансового обязательства, не учитываемых по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с приобретением или выпуском такого финансового актива или финансового обязательства.
Сноска. Пункт 87 в редакции приказа Министра финансов РК от 24.07.2012 № 348 (вводится в действие с 01.01.2013).
88. При перечислении денежных средств, выделенных администратору бюджетных программ на основании решения Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора, администратор бюджетных программ производит запись по дебету счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредиту субсчетов 1082 «Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям», 1092 «Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям».
Сноска. Пункт 88 в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.
88-1. Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом.
Сноска. Заголовок главы 6 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
114. Дебиторская задолженность государственного учреждения определяется как сумма, причитающаяся ему от других лиц, включая другие государственные учреждения, юридические и физические лица, образовавшаяся вследствие хозяйственных операций.
115. Для учета дебиторской задолженности предназначены счета:
1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность по бюджетным выплатам»;
1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом»;
1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;
1240 «Краткосрочная дебиторская задолженность по ведомственным расчетам»;
1250 «Краткосрочные вознаграждения к получению»;
1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц»;
1270 «Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде»;
1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»;
1290 «Резерв по сомнительной дебиторской задолженности»;
1291 «Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям»;
2210 «Долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;
2220 «Долгосрочная дебиторская задолженность по аренде»;
2230 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность».
Сноска. Пункт 115 в редакции приказа Министра финансов РК от 03.05.2017 № 289 (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
116. Кредиторская задолженность государственного учреждения определяется как сумма, которую государственное учреждение должно заплатить другим лицам, включая другие государственные учреждения, юридические и физические лица, которая образовалась вследствие хозяйственных операций.
117. Для учета операций с кредиторской задолженностью предназначены счета:
3110 «Краткосрочная кредиторская задолженность по бюджетным выплатам»;
3120 «Краткосрочная кредиторская задолженность по платежам в бюджет»;
3130 «Краткосрочная кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом»;
3140 «Краткосрочная кредиторская задолженность по другим обязательным и добровольным платежам»;
3210 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»;
3220 «Краткосрочная кредиторская задолженность по ведомственным расчетам»;
3230 «Краткосрочная кредиторская задолженность стипендиатам»;
3240 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками и подотчетными лицами»;
3250 «Краткосрочные вознаграждения к выплате»;
3260 «Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде»;
3270 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»;
3280 «Краткосрочная кредиторская задолженность по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджет»;
4110 «Долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»;
4120 «Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде»;
4130 «Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом».
Сноска. Пункт 117 в редакции приказа Министра финансов РК от 03.05.2017 № 289 (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
118. Дебиторская и кредиторская задолженности государственного учреждения признаются как актив или обязательство при соблюдении критериев признания активов и обязательств.
119. На субсчетах счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность по бюджетным выплатам» отражаются расчеты по выплатам трансфертов и субсидий юридическим лицам, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам и трансфертов физическим лицам, а также расчеты по выплате пенсий и пособий.
Сноска. Заголовок главы 7 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
169. Дебиторская и кредиторская задолженности государственного учреждения по расчетам с работниками признаются как актив или обязательство при соблюдении критериев признания активов и обязательств.
170. Для учета операций по расчетам с работниками предназначены счета:
1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц»;
3240 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками и прочими подотчетными лицами».
Сноска. Пункт 170 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
171. На субсчете 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам» учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам на командировочные расходы, расчетов с применением корпоративной платежной карточки, оплату расходов, которые не производятся путем безналичных расчетов.
Сноска. Пункт 171 в редакции приказа Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.
172. Авансы в подотчет выдаются по распоряжению руководителя только лицам, работающим в данном государственном учреждении. При выдаче сумм в подотчет, работниками бухгалтерской службы делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.
Деньги, выданные в подотчет, могут расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
По возвращении из командировки в течение пяти рабочих дней работник должен представить авансовый отчет. Неиспользованный остаток аванса должен быть возвращен подотчетным лицом не позднее трех рабочих дней после сдачи авансового отчета. Выдача новых авансов подотчетному лицу может быть произведена при условии погашения ранее выданного аванса.
Об использовании денежных средств с текущего счета по корпоративной платежкой карточке подотчетные лица представляют авансовый отчет с приложением документов, являющихся подтверждением произведенных платежей с применением корпоративной платежной карточки.
В бухгалтерской службе авансовые отчеты проверяются арифметически, а также проверяется правильность оформления документов и расходования средств по назначению. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом.
Сноска. Пункт 172 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 28.12.2015 № 695.
173. На суммы, выданные подотчетным лицам, дебетуется субсчет 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и кредитуются соответствующие субсчета счетов подраздела «Денежные средства и их эквиваленты» Плана счетов.
На израсходованные и возвращенные остатки подотчетных сумм командировочных расходов и сумм аванса производятся записи в кредит субсчета 1261 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников по подотчетным суммам», 1263 «Краткосрочная дебиторская задолженность прочих подотчетных лиц» и дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе», 7070 «Расходы на командировки», 7140 «Прочие операционные расходы», соответствующие субсчета счета 1310 «Материалы».
Возврат подотчетным лицом остатка неиспользованных командировочных сумм и аванса осуществляется наличными деньгами в тенге, остаток не возвращенной подотчетным лицом суммы в тиынах учитывается при последующих выдачах сумм в подотчет.
Сноска. Пункт 173 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
174. В случаях непредставления подотчетными лицами в установленный срок отчетов о командировке и авансовых отчетов о фактических расходах денежных средств или невозврата в кассу неиспользованного остатка, государственное учреждение производит удержание этой задолженности из заработной платы.
Изменения в Правилах ведения бухгалтерского учета с 20.06.2021 года
Сноска. Заголовок главы 8 — в редакции приказа Министра финансов РК от 21.07.2020 № 684 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
196. Запасы включают строительные материалы, материалы для учебных, научных исследований и других целей, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, топливо и горючее, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, спецодежда и другие предметы индивидуального пользования, запасные части, незавершенное производство, готовую продукцию, товары, запасы в пути.
Учет запасов ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и ответственным лицам.
197. Государственное учреждение применяет положения настоящего раздела при учете запасов, за исключением:
незавершенных работ, возникающих в процессе выполнения договоров на строительство, в том числе непосредственно связанных с ними договоров на предоставление услуг;
финансовых инструментов;
биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией на стадии сбора урожая;
незавершенных работ по услугам, предоставляемым без возмещения или по номинальному возмещению непосредственно от получателей.
198. Основными задачами учета запасов являются обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей; соблюдение установленных норм запасов и расходов, своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации; получение точных сведений об остатках, находящихся на складах государственных учреждений.
Бухгалтерская служба систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимися на складе (кладовой).
199. Для учета запасов государственного учреждения предназначены счета:
1310 «Материалы»;
1320 «Незавершенное производство»;
1330 «Готовая продукция»;
1340 «Товары»;
1350 «Запасы в пути»;
1360 «Резерв на обесценение запасов».
200. Стоимость запасов признается в учете тогда, когда выполняются критерии признания активов: наличие вероятности получения экономической выгоды или сервисного потенциала по данному активу в будущем, возможность надежной оценки.
Запасы отражаются в учете государственного учреждения лишь при переходе данному учреждению выгод от владения активами и рисков, связанных с этими запасами. Определение момента перехода выгод и рисков, связанных с запасами, является одним из основополагающих моментов при учете запасов. Этот момент определяется договором поставки, оговаривающим ее условия.
201. Запасы, кроме привеса и приплода молодняка, не относящегося к биологическим активам сельскохозяйственного назначения, отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из затрат их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку. Торговые скидки, возвраты платежей вычитаются при определении затрат на приобретение. Прочие затраты включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния.
Оприходование привеса и приплода молодняка, не относящегося к биологическим активам сельскохозяйственного назначения, осуществляется по запланированной себестоимости.
Сноска. Пункт 201 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.10.2013 № 481 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).
202. Государственное учреждение признает себестоимостью запасов, полученных:
от другого государственного учреждения, — балансовую стоимость передаваемых запасов;
от третьих сторон на безвозмездной основе, — справедливую стоимость запасов.
- Обучение
- Консалтинг
- Расписание
- О компании
- Карта сайта
- Оплата
- Вопросы
- Дипломы
- Сравнение
- Требования
- Сертификации
- Договор подписание
- ДипИФР
- МСФООС для ГУ
- Курсы CAP и CIPA
- Проф. Бухгалтер РК
- Финансовый менеджер
- Дистанционно
Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
- бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
- документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
- оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
- инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
- двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
- бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
- калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
- простым бухгалтером, не обязательно главным;
- генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
- специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
- при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
- при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Правила ведения бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
- договоренности предпринимателя они же обязательства;
- имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
- транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
- Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
- Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
- Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
- Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
- Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
- Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
- Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
- Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
- Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
- Процесс
- Общество
- Бизнесс
- Экология
- Кодекс РК об административных правонарушениях
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Уголовный кодекс Республики Казахстан
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан
- Налоговый кодекс Республики Казахстан
- О таможенном регулировании в республике Казахстан
- Предпринимательский кодекс
- Трудовой кодекс Республики Казахстан
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Гражданский кодекс РК (общая часть)
- Гражданский кодекс РК (особенная часть)
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- О браке (супружестве) и семье
- О здоровье народа и системе здравоохранения
- Водный кодекс Республики Казахстан
- Земельный кодекс Республики Казахстан
- Лесной кодекс Республики Казахстан
- Экологический кодекс Республики Казахстан
Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.
ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.
Между МСФО и НСФО существует множество различий.
НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.
Учетная и налоговая учетная политика для предприятий на ПХВ, ТОО
Номер документа: | 1172 |
Дата принятия: | 14/10/2011 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 18/02/2012 |
Органы эмитенты: | Правительство |
Утратил силу с: | 29/08/2015 |
Документ утратил силу с 29 августа 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2015 года №636 |
«Казахстанская правда» от 8 февраля 2012 г. № 41 (26860)
Приказ Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке…»
Постановление Правительства Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»
Ссылка на Постановление Правительства Республики Казахстан О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан :: 1. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложени
1. Изменения и дополнения внесены в Типовой план счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан (далее — План счетов), утвержденный постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 сентября 2008 года № 79.
Напомним, что План счетов предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении единым накопительным пенсионным фондом, добровольными накопительными пенсионными фондами, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (за исключением юридического лица, ранее являвшегося дочерним банком), профессиональными участниками рынка ценных бумаг Республики Казахстан и микрофинансовыми организациями на счетах бухгалтерского учета для составления финансовой отчетности.
В частности, детализация подгрупп, используемая в Плане счетов, дополнена еще одной подгруппой: «3-1) 40-59 «Операции, связанные с деятельностью страховых брокеров», на которых отражаются операции, связанные с деятельность страховых брокеров».
Исключены номера и названия следующих счетов:
Глава 2 «Счета»
Параграф 1 «Краткосрочные активы»
- 1050 — Денежные средства на сберегательных счетах
- 1150 07 — Аффинированные драгоценные металлы
- 1150 08 — Аффинированные драгоценные металлы в пути
Параграф 2 «Долгосрочные активы»
- 2040 04 — Аффинированные драгоценные металлы
Параграф 6 «Доходы» исключены счета 6150 02; 6250 01; 6280 03 — 6280 04; 6290 01 — 6290 05; 6290 07 — 6290 08 (касаются учета нереализованных доходов).
В параграфе 7 «Расходы» исключены счета 7430 01; 7470 04 — 7470 05; 7480 01 — 7480 05; 7480 07- 7480 08.
В параграфе 10 « Активы клиентов, находящиеся в доверительном или инвестиционном управлении» исключены счета 1830 06 — 1830 07; 1830 10.
Вместе с тем, План счетов дополнен новыми счетами/ или их описание изложено в новой редакции.
2. Изменена Инструкция по ведению бухгалтерского учета управляющими инвестиционным портфелем, организациями, осуществляющими брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, и страховыми организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по отрасли «страхование жизни» и осуществляющие заключение договоров страхования, предусматривающих условия участия страхователя в инвестициях страховщика (далее — Инструкция), утвержденная постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 4.
В Инструкции в новой редакции изложены следующие пункты:
Нормативно правовая база Казахстана состоит из четырех уровней:
- Первый уровень – это закон «О бухучете и финансовой отчетности». В соответствии с этим законом устанавливаются основные правила бухучета, которые должен соблюдать любой объект предпринимательской деятельности.
- Второй уровень – это стандарты бухучета. Они представляют собой свод общепринятых методов, которые бухгалтеры используют для оценивания, учета и раскрытия активов, а также доходов, расходов, обязательств и капитала. Любой субъект предпринимательской деятельности должен четко придерживаться этих методов.
- Третий уровень – это методические рекомендации и инструкции. Они используются в качестве разъяснения к стандартам бухучета на конкретных примерах. Данные рекомендации и инструкции используются финансовыми сотрудниками предприятия с целью обеспечения правильной трактовки и применения стандартов бухучета.
- Четвертый уровень – учетные документы конкретного предприятия. Руководитель предприятия должен позаботиться о разработке и утверждении данных документов. Они должны быть подготовлены на основании трех вышеописанных уровней. В этих документах должны быть указаны правила ведения учета, а также подготовки и представления финансовой отчетности. Эти правила должны соблюдать все представители бухгалтерского отдела предприятия.
Чтобы узнать подробнее о каждом из четырех уровней, необходимо обратиться в Центральный дом бухгалтеров.
Организация бухгалтерского учета
1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов, назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом Директора Товарищества с ограниченной ответственностью «___________» (далее – «Компания»).
1.2. На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее ______________ образование и стаж работы по специальности _________.
1.3. Бухгалтер подчиняется непосредственно ___________ Компании.
1.4. В своей деятельности бухгалтер руководствуется:
— действующим законодательством Республики Казахстан;
— Уставом Компании;
— правилами внутреннего трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями Директора Компании;
— внутренними нормативными актами Компании;
— настоящей должностной инструкцией.
1.5. Бухгалтер должен знать:
— законодательство Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство Республики Казахстан;
— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности Компании;
— структуру Компании, стратегию и перспективы ее развития;
— положения и инструкции по организации бухгалтерского учета в Компании, правила его ведения;
— порядок оформления операций, организацию документооборота по участкам учета;
— формы и порядок финансовых расчетов;
— порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денег;
— правила расчета с дебиторами и кредиторами;
— условия налогообложения юридических и физических лиц;
— порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
— правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;
— порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;
— правила проведения проверок и документальной ревизии;
— методы обработки информации с использованием: компьютерных программ по ведению бухгалтерского и кадрового учета; современных технических средств коммуникации и связи; компьютера;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
1.6. Во время отсутствия бухгалтера его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него функций.
На бухгалтера возлагаются следующие функции:
- обеспечение соответствия бухгалтерского учета и финансовой отчетности Компании действующему законодательству Республики Казахстан, международным стандартам, стандартам бухгалтерского учета Республики Казахстан, типовым планам счетов бухгалтерского учета;
- соблюдение Компанией требований налогового, таможенного законодательства, налоговой и таможенной дисциплины;
- обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении Компании.
Для выполнения возложенных на него функций бухгалтер исполняет следующие обязанности:
- добросовестно, своевременно и качественно выполнять свои трудовые обязанности;
- выполнять работу по ведению бухгалтерского учета обязательств, осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливать их к счетной обработке; отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением денег;
- производить начисление заработной платы, начисление и перечисление налогов и сборов в государственный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, других выплат и платежей;
- участвовать в проведении инвентаризаций денег; готовить данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следить за сохранностью бухгалтерских документов, оформлять их в соответствии с установленным порядком для сдачи в архив;
- выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
- осуществлять свои полномочия в пределах предоставленных Компанией прав в соответствии с должностными обязанностями;
- выполнять установленный Компанией трудовой распорядок и соблюдать трудовую дисциплину;
- соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;
- выполнять другую работу в пределах компетенции и поручения Директора Компании.
Бухгалтер имеет право:
4.1. знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, а также проектами решений руководства Компании, касающимися его деятельности;
4.2. получать от руководителя, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
4.3. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.4. требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией бухгалтер несет полную материальную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством Республики Казахстан.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения ответственность наступает в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
С должностной инструкцией ознакомлен (а) _______________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» ____________ 20____ г.
Бухгалтерский учет в ТОО в Казахстане в 2021 году
- Анализ влияния принципов подготовки и качественных характеристик финансовой (бухгалтерской) отчетности на показатели финансового состояния организации 2010 / Макарова Л.Г., Штефан М.А.
- О реформировании форм бухгалтерской отчетности 2011 / Терехова В. А.
- Организационные и методические основы составления финансовой отчетности компаний Франции 2005 / Поленова С.Н.
- Формирование финансовой отчетности в России на современном этапе 2012 / Седова Е.И., Кирьянова З.В.
- Модификация российской учетной техники в процессе внедрения международных стандартов финансовой отчетности: методическое обеспечение 2014 / Лисовская И.А., Чипуренко Е.В., Сидорова М.И.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
К дисциплинарной ответственности бухгалтер может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, а также за нарушение трудовой дисциплины.
Согласно статье 64 Трудового Кодекса Республики Казахстан предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.
Предлагаем кратко ознакомиться с правилами привлечения к этому виду ответственности:
-
Привлечь к дисциплинарной ответственности можно за невыполнение обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, должностной инструкции или других актах Работодателя.
-
Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя.
-
До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней письменное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
-
Акт о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому дисциплинарному взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подтвердить своей подписью ознакомление с актом работодателя об этом делается соответствующая запись в акте о наложении дисциплинарного взыскания. В случае невозможности ознакомить работника лично с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания работодатель обязан направить работнику копию акта о наложении дисциплинарного взыскания письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней со дня издания акта работодателя. Акт о наложении дисциплинарного взыскания Вы можете скачать на нашем сайте здесь.
Материальная ответственность — это самостоятельный вид ответственности. Привлечь к ней бухгалтера можно независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Так например данный вид ответственности можно применить в случае, если Работодатель понес ущерб вследствие оплаты штрафа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123 Трудового Кодекса РК Работник обязан возместить прямой действительный ущерб, причиненный Работодателю. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
На нашем сайте Вы можете скачать договор о полной индивидуальной материальной ответственности Работника.
Правила ведения бухгалтерского учета. Постановление правительства РК №1172
Нарушение |
Ответственность |
Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение физическими и должностными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, совершенное в виде:
|
Штраф в размере 100 МРП. |
Совершение вышеуказанных нарушений повторно в течение года после наложения административного взыскания. Примечание. Должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 238 КоАП РК, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. |
Штраф в размере 200 МРП. |
Нарушение |
Ответственность |
Разглашение бухгалтерской информации, составляющей коммерческую тайну, лицами, имеющими доступ к ней, не причинившее крупного ущерба. |
Штраф в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. |
Уголовным Кодексом Республики Казахстан предусмотрена следующая ответственность:
Деяние |
Ответственность |
|
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, с одновременным применением одной из следующих мер:
|
Деяние |
Ответственность |
|
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
То же деяние, совершенное:
|
наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере. |
Наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
- федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
- отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.
Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.
- сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
- указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
- перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
- определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
- указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
- определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:
— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,
— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.
- определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.
Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.
Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.
Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).
1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности
1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.
2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.