Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности структурно состоит из скольких глав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности структурно состоит из скольких глав». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

установление имущества, подлежащего конфискации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 170-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Ведомственные нормативные правовые акты, предусмотренные частью третьей статьи 4 вступившие в силу до дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ, подлежат согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и переизданию в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ).

Федеральный закон от 12.08.95 N 144-ФЗ

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 302-Ф3)

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: (в ред. Федеральных законов от 05.01.99 N 6-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. (в ред. Федеральных законов от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Номер документа: 144-ФЗ
Дата принятия: 12/08/1995
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 14/08/1995
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 01/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 252-ФЗ от 01/07/2021
Вступила в силу с: 12/07/2021


Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения… № 515-ФЗ от 30/12/2020
Вступила в силу с: 10/01/2021


Редакция от 02/08/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 311-ФЗ от 02/08/2019
Вступила в силу с: 13/08/2019


Редакция от 06/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты… № 374-ФЗ от 06/07/2016
Вступила в силу с: 20/07/2016


Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием… № 305-ФЗ от 03/07/2016
Вступила в силу с: 04/07/2016


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 4 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 170-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения… № 173-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 21/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности… № 369-ФЗ от 21/12/2013
Вступила в силу с: 03/01/2014


Редакция от 02/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 302-ФЗ от 02/11/2013
Вступила в силу с: 14/11/2013


Редакция от 28/06/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия… № 134-ФЗ от 28/06/2013
Вступила в силу с: 30/06/2013


Редакция от 05/04/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и… № 53-ФЗ от 05/04/2013
Вступила в силу с: 19/04/2013


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 10/07/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации… № 114-ФЗ от 10/07/2012
Вступила в силу с: 23/07/2012


Редакция от 08/12/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О государственной охране и отдельные законодательные акты… № 424-ФЗ от 08/12/2011
Вступила в силу с: 20/12/2011

Оперативно-розыскной закон — это собирательный термин, под которым понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.

Первый в современной истории России был Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Его сменил и в настоящее время действует Федеральный Закон об ОРД, принятый 05 июля 1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1995 года №144 — ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» от 18 августа 1995 г.

Понятие оперативно-розыскной деятельности может иметь три различных смысловых значения. Прежде всего, оперативно-розыскная деятельность — вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности, во-вторых — это самостоятельная юридическая наука (т.е. теория оперативно-розыскная), а в-третьих — учебная дисциплина, иначе говоря, курс оперативно-розыскной деятельности.

При употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность» (далее — ОРД) мы будем вести речь о непосредственной профессиональной практически-розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной (тайной, конспиративной) форме.

Термин «ОРД» в юридической литературе рассматривают в «узком» смысле слова, под которой понимают деятельность по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступление и без вести пропавших (такую деятельность иначе называют уголовным розыском или уголовно-розыскной деятельностью), и в «широком» смысле слова, под которой понимают деятельность, осуществляемую с целью обеспечения безопасности человека, общества и государства (иное название — сыскная государственная деятельность или государственный сыск). Государственный сыск включает в себя следующие традиционные виды сыскной деятельности: разведывательную, контрразведывательную и уголовно-розыскную. По своей сущности ОРД имеет разведывательно-поисковый характер, т.е. напрямую связана с проникновением в замыслы потенциальных виновных, в их среду с целью получения необходимых сведений о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях. Здесь же отметим, что существует негосударственная (частная) сыскная деятельность или негосударственный сыск, под которым понимают один из видов законом предусмотренной предпринимательской деятельности (оказание услуги), которая ОРД не является.

Отсюда необходимо четко отграничивать частный сыск от государственного сыска. Во-первых, частная сыскная деятельность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг в целях защиты законных прав и интересов определенных клиентов; ОРД осуществляется на иных основах и преследует иные (публичные) цели. Во-вторых, частная сыскная деятельность относится к виду деятельности, которая осуществляется только при наличии лицензии (разрешения) на негосударственную (частную) сыскную деятельность, которую полномочны выдавать органы МВД России. В-третьих, при занятии частным сыском запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, осуществляющих ОРД. В-четвертых, в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение; эти мероприятия проводятся в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в ФЗ «Об ОРД» (ст.ст. 1, 5 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, ОРД — это вид государственного сыска наряду с контрразведывательной и разведывательной деятельностью.

Итак, ОРД — вид юридической государственной деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Цели ОРД указаны в ст. 1 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм.) (далее — ФЗ «Об ОРД»): а) защита человека от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Задачи ОРД — это поручения государства, выраженные через оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигаются цели ОРД. Задачами ОРД являются: предупреждение совершения преступлений; добывание информации о действиях (бездействии) или событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны; выявление, раскрытие, пресечение преступлений; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; розыск без вести пропавших.

Виды ОРД, предусмотренные в ФЗ «Об ОРД»:

1. Уголовно-розыскная деятельность (работа). Это система оперативно-розыскных средств, действий и решений, которые соответственно применяют, совершают и принимают уполномоченные на то законодателем должностные лица с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств при условии наличия объективных трудностей или невозможности достижения этой цели с помощью иных законных мер;

2. Оперативно-проверочная (административная) работа. Это обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов посредством сбора о лицах данных, необходимых для принятия юридически значимого решения в соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об «ОРД»1.

1Подробнее см. главу 9.

Принципы (основополагающие начала) ОРД:

1. Что понимают под «ОРМ»? Дайте классификацию ОРМ.

2. Прочитав текст данной главы учебного пособия, расскажите, что представляет собой каждое ОРМ из перечня ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД».

3. Ознакомьтесь с нижеследующим типичным примером проведения проверочной закупки наркотиков и ответьте на вопросы: с какой целью было проведено ОРМ? в чем оно заключалось? какие документы оформлялись в связи с проведенным ОРМ? как были решены вопросы придания доказательственного значения результатам названного ОРМ?

В результате проведения комплекса ОРМ были получены данные, что гражданка М. сбывает героин в своей квартире. То есть в действиях М. усматривались основания для проведения ОРМ — признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228-1 УК РФ. В целях проверки сведений о совершаемом преступлении, на основании п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 6, ч. 7 ст. 8 Фз «Об ОРД» начальник управления ФСКН по Республике Бурятия утвердил постановление о проведении проверочной закупки. В ходе ее гражданину С. («покупателю») были вручены помеченные деньги, осуществлен выезд совместно с оперативниками к месту жительства М. Она продала С. вещество в количестве 1 г, которое специалист признал героином. С учетом полученных таким образом сведений на следующий день начальник управления утвердил постановление о проведении повторной проверочной закупки. В ходе мероприятия М. была изобличена в незаконном сбыте С. 4 г героина. У М. в дальнейшем в ходе обыска изъяли переданные ей помеченные деньги. В рамках проверочных закупок проводилась негласно аудиозапись. Следователю, принявшему к производству возбужденное уголовное дело, в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об ОРД» и в порядке, предусмотренном п.10 Инструкции от 13 мая 1998 года (см. главу 7) были переданы:
— два постановления о проведении проверочной закупки;
— два акта вручения денежных купюр и технических средств для аудиозаписи;
— два акта проверочной закупки;
— два запроса на имя специалиста;
— справка о химическом исследовании изъятого у «покупателя» вещества;
— образец специального средства, использованного для пометки денежных купюр;
— аудиокассеты;
— стенограммы, подготовленные по материалам аудиозаписей;
— рапорта оперативных работников;
— объяснения присутствовавших при проведении ОРМ лиц.

Все результаты ОРМ были легализованы в доказательства: показания свидетелей (показания оперативников, «покупателя», присутствовавших лиц и др.); вещественные доказательства (денежные купюры, образцы средства их пометки, наркотики и др.); иные документы (акты проверочной закупки, акты вручения денежных купюр и технических средств и др.). (Из статьи: Герасимов Ю.П. Проверочная закупка наркотиков // Законность. — 2004. — № 10. — С. 17).

4. Составьте в тетради следующую таблицу:

№ п/п

Наименование ОРМ

Форма проведения ОРМ (гласно, негласно, только негласно)

документы, которыми оформляются орм

Использование результатов ОРМ в доказывании по уголовному
делу

1

2

3

4

5

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ

В ФЗ «Об ОРД» одним и тем же термином названы «основания для осуществления ОРМ» и соответствующее формально определенные «поводы к осуществлению ОРМ».
Под основанием для проведения ОРМ понимают сведения о фактах (информация), достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может иметь характер версии, основанной на фактических данных.

Появления фактических данных (сведений о них), являющихся основанием для проведения ОРМ, могут быть различными. Так, в процессе ОРД происходит накопление так называемой попутной информации, которая изначально не имеет отношения к данным исследуемым событиям (т.е. накапливается информация, выходящая за пределы первоначальных целей проведения ОРМ), но в процессе ее сопоставления возможно получение качественно новой информации, которая требует проверки путем осуществления дополнительных ОРМ. В таких случаях проведение ОРМ будет всегда являться обоснованным.

Не исключают оснований для проведения ОРМ и следующие случаи: если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ); если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных законом к делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего (дела часто-публичного обвинения); если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственной или муниципальной, не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества и государства и потому дело возбуждено по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. Например, во втором случае, оперативным путем могут устанавливаться обстоятельства, связанные с невозможностью потерпевшим защищать свои права и законные интересы, когда прокурор возбудил дело частично-публичного обвинения из-за того, что в силу каких-либо причин не позволило самому потерпевшему сделать заявление о преступлении; в третьей ситуации ОРМ могут проводиться потому, что необходимо установить, имело ли место причинение вреда только данной организации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства.

По своему происхождению информация (фактические данные), являющаяся основанием для проведения ОРМ, может быть получена в рамках уголовного процесса, в ходе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем.

В ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» перечислены общие основания, позволяющие оперативно-розыскным органам осуществлять любые из перечисленных ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» ОРМ.

Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ названо наличие возбужденного уголовного дела. При этом не имеет значения, кем (прокурором, следователем или дознавателем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Факт возбуждения уголовного дела свидетельствует о появлении таких сведений о фактах, которые достаточны для его возбуждения, что в равной степени свидетельствует о наличии обстоятельств, побуждающих к проведению ОРМ, и наличия необходимости проверки для подтверждения (или опровержения) и реализации этих сведений в виде проведения ОРМ и следственных действий.

Вторым общим основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Под противоправным деянием в данном случае следует понимать преступление. Под ставшим известными сведениями следует понимать известия, сообщения или иную информацию, в результате которых сформировалось у оперативно-розыскного органа знание, предположение или представление о событиях, фактах и (или) лицах, представляющий оперативный интерес. В этой ситуации нет достаточных данных для решения о возбуждении уголовного дела, но наличествует необходимость собрать дополнительные фактические данные путем проведения ОРМ для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности РФ.
Осуществление ОРМ, применительно к обеспечению безопасности имеет превентивный, стратегический, глобальный характер;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Основные условия проведения ОРМ закреплены в ст. 8 ФЗ «Об ОРД».

Общими условиями проведения всех ОРМ являются: 1) осуществление ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом; 2) проведение ОРМ в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного и социального положения, если иное не предусмотрено федеральным законом (см. федеральные законы, закрепляющие неприкосновенность Президента РФ, депутатов Федерального Собрания РФ, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека).

В ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» закреплены особые условия проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Осуществление этих мероприятий допускается только на основании судебного решения — мотивированного постановления судьи. В постановлении указывается: какое конкретное ОРМ просит разрешить оперативно-розыскной орган; какие материалы предоставлены; возможно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. ст. 7, 8 ФЗ «Об ОРД» и др.

Постановление, заверенное гербовой РФ печатью суда, который санкционировал проведение ОРМ, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов. В нем указывается также срок его действия, который по общему правилу, исчисляемый в сутках со дня его вынесения, не может превышать 6 месяцев, если иное не указано в самом постановлении.

Здесь же следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведение ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Другим особым условием проведения ОРМ, закрепленным в ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» является наличие определенной информации, которая непременно должна быть у оперативно-розыскного органа для проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Это информация о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (см. ст. 150, ч. 1 ст. 434 УПК РФ); о лицах, подготавливающих, совершающих и совершивших преступление, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В ч. ч. 3, 4, 9 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» указаны следующие три условия проведения ОРМ, которые обладают «экстренным характером»:

1) в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого (см. ч. 4 ст. 15 УК РФ) или особо тяжкого (см. ч. 5 ст. 15 УК РФ) преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОРД», с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);

2) в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);

3) в случае проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность оперативно-розыскного органа, в соответствие с ФЗ «Об ОРД» и исключительно в пределах полномочий этого органа, установленных соответствующими законодательными актами, по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», разрешается совершать действия, указанные в п.п. 8-11 ч. 1 ст. 6, без получения судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме (ч. 9 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).

Таковы в общем и целом установленные оперативно-розыскным законом условия проведения ОРМ, призванные сбалансировать интересы отдельного человека (прежде всего касающиеся его частной жизни) с потребностями общества и государства, заинтересованного в эффективной борьбе с преступностью.

Под документированием оперативно-розыскным6 понимается осуществляемое в ОРД (по делам оперативного учета и др.) процесс собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений оперативно-розыскным органом (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»). Правовую основу документирования, осуществляемого в рамках ОРД, составляют положения Федерального закона РФ от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Документированной информацией называется документ, в котором зафиксированы сведения с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.


6 В специальной литературе используются и другие названия — документирование оперативное, документирование оперативно-служебное, документирование уголовно-розыскное.

Понятие документирования возможно рассматривать в двух значениях: в широком смысле слова: 1) процесс познания; 2) деятельность уполномоченных органов. Данные аспекты неразрывно связаны между собой, так как процесс познания осуществляется уполномоченными органами и соответственно образует одно из направлений их деятельности. В узком смысле слова документирование — процесс отражения в служебных документах фактических данных, полученных в результате ОРМ.

Документирование осуществляется в отношении всех обстоятельств, которые подлежат установлению при решении задач ОРД. Данные обстоятельства неодинаковы по своей природе.

Это обусловлено, как видом совершенного преступления, так и конкретными задачами ОРД. Документирование может осуществляться либо в отношении конкретного лица, либо в отношении события. Предмет документирования устанавливается должностным лицом с учетом обстоятельств, связанных с решением тех или иных задач ОРД.

Пределы документирования определяются с учетом круга вопросов, исследование которых является обязательным при документировании. Если это связано с выявлением преступлений и лиц их совершивших, задачи ОРД предопределяются целями доказывания по уголовному делу и соответственно обстоятельствами, подлежащими доказыванию, предусмотренными ст. 73 УПК РФ.

Необходимость документирования информации может возникнуть и в ситуациях, когда дело оперативного учета не заведено (например, розыск лиц, пропавших без вести. Способом документирования здесь является розыскное дело).

Задачи документирования заключаются в:

1) выявлении преступлений и лиц их совершивших;
2) предупреждении преступлений;
3) обеспечении контроля за частной детективной и охранной деятельностью организаций.

Формами документирования являются оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий).

Под оперативно-розыскным документом понимается материальный носитель с зафиксированными фактическими данными (информацией), полученными в процессе ОРД и оформленные по установленным в оперативно-розыскных органах правилам делопроизводства, включая наличие определенных реквизитов. При предоставлении органу дознания, следователю, прокурору и в суд оперативно-служебных документов с результатами ОРД их, как правило, называют: акт, рапорт, отчет, сводка, агентурное сообщение (агентурная записка) и справка.

Они (эти виды оперативно-служебных документов) нормативно определены в Инструкции от 13 мая 1998 года № 175/226/336/201/410/56 (см. главу 7) и другими нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Акт чаще всего составляется по итогам конкретных ОРМ (например, исследование предметов и документов) и подписывается участниками ОРМ. Рапорт в основном содержит информацию, которую исполнитель (чаще всего оперативник) считает необходимым (или обязан) довести до соответствующего руководителя (например, о результатах оперативного эксперимента). Отчет в основном предназначен для фиксации данных о количественном и качественном состоянии и результатах осуществленного конкретного ОРМ или ОРМ за определенный период.

Сводка содержит данные о действиях наблюдаемого лица и др.; составляется оперативниками оперативно-технических, оперативно-поисковых и иных подразделений. Агентурное сообщение (агентурная записка или сообщение агента) исполняется лично агентом, в случае, если его фактические данные, полученные в результате выполнения им задания оперативника или данные, добытые по собственной инициативе, заслуживают внимания. Справка служит средством фиксации данных, которые оперативник получил либо непосредственно, либо опосредованно, например, через лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу.

Одной из форм организации ОРД является дело оперативного учета (далее — ДОУ). Под ДОУ понимается предусмотренное ФЗ «Об ОРД» место (или форма) системного сосредоточения (концентрации) и соответствующего оформления собираемых материалов оперативно-служебного документирования в целях накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, оперативных доказательств7), проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на этой основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа.

Необходимо различать ДОУ и уголовное дело. Первое не влечет наступления юридически значимых последствий для лиц, проходящих по нему, второе связано с наступлением юридически значимых последствий; заведение ДОУ не связано с возможностью совершать предусмотренные законом ОРМ; возбуждение уголовного дела порождает возможность производства всей системы следственных действий, предусмотренных УПК РФ.

Законодатель, как отмечено выше, не связывает факт заведения ДОУ непосредственно с возможностью подготовки и проведения ОРМ. Однако в ситуациях, когда необходима значительная подготовка при проведении ОРМ, они проводятся в рамках ДОУ. Заведение ДОУ свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса8 и о переходе оперативно-значимой информации9 из одной стадии оперативно-розыскного процесса10 в другую.


7 Оперативное доказательство (или сыскное доказательство, или оперативно-розыскное доказательство, или уголовно-розыскное доказательство) — это сведения о фактах, полученные в порядке, установленном ФЗ «Об ОРД» и нормативными правовыми актами оперативно-розыскными органами, посредством которых оперативник устанавливает обстоятельства, имеющие значение для ДОУ или принятия соответствующего решения в уголовно-розыскной деятельности.
8
Под оперативно-розыскным процессом понимается основанная на ФЗ «Об ОРД» и облеченная в форму правовых отношений оперативно-процессуальная деятельность уполномоченных на то законом субъектов (оперативных сотрудников, органов, осуществляющих ОРД и др.), совершающих оперативно-розыскные действия, использующих специальные средства и принимающих в данной связи соответствующие решения в целях решения задач ОРД, а также способствования решению задач уголовного процесса и уголовно-исполнительного производства. Законодательного закрепления положений оперативно-розыскного процесса не дано.
9
Под оперативно-значимой информацией понимаются сведения, полученные в установленном законом порядке, для достижения задач ОРД.
10
Под стадиями оперативно-розыскного процесса понимается объективный порядок, совокупность обязательных оперативно-розыскных процедур, реализуемых специально уполномоченными субъектами, в ходе решения задач ОРД.

ДОУ может быть заведено только при наличии юридических и фактических оснований. В качестве первых следует рассматривать основания, предусмотренные п.п. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД».

К ним относятся:

а) наличие возбужденного уголовного дела;

б) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

в) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

г) запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»;

д) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;

е) запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

В нормативных актах оперативно-розыскных органов возможна конкретизация оснований для заведения дела оперативного учета, исходя из специфики работы. Фактические основания образуют имеющиеся в распоряжении оперативно-розыскного органа сведения об указанных выше обстоятельствах.

Заведение ДОУ связано с вынесением постановления соответствующим должностным лицом с последующим обязательным утверждением руководителем оперативно-розыскного органа.
Решения, принимаемые по материалам ДОУ, оформляются в виде постановлений: о заведении ДОУ; о его продлении; о прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Деятельность оперативно-розыскного органа по ДОУ подвержена планированию, формой выражения которого является план.

1. Укажите структурные части информационного обеспечения ОРД.
2. Назовите задачи и формы документирования в оперативно-розыскном процессе.
3. Объясните значение понятий «оперативно-розыскная информация», «информационный процесс», «информационная система», «оперативно-служебный документ».
4. Что понимается под документированием в оперативно-розыскном процессе?
5. Связано ли документирование с заведением ДОУ?
6. Дайте определение понятию «ДОУ».
7. Что является основанием для заведения ДОУ?
8. Что является основанием для приятия решения о прекращении ДОУ?
9. Перечислите виды ДОУ и объясните их назначение.
10. Какой человек в ОРД является проверяемым, а какой разрабатываемым?

ГЛАВА 5 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Оперативно-розыскная деятельность. Краткий курс

Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

  • наличие судебного решения;
  • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
  • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

Продолжительное время правовое регулирование ОРД осуществлялось на уровне ведомственных закрытых нормативных актов (приказов, инструкций, наставлений). Предпринимаемые попытки законодательного регулирования данной сферы отличались недостаточно продуманными решениями, отсутствием необходимого социально-криминологического обоснования и ярко выраженной политической ориентацией.

Радикальный пересмотр законодательства, регулирующего сферу борьбы с преступностью, начавшийся в 1980-х гг., обусловил постановку вопросов о совершенствовании правового обеспечения деятельности оперативных подразделений и разработке акта высшей юридической силы, регламентирующего их основную форму работы, каковой является ОРД.

В начале 1990-х гг. авторским коллективом под руководством В.В. Сергеева был подготовлен проект закона СССР «Об оперативно-розыскной деятельности». Параллельно Высшей школой КГБ СССР проводилась работа по подготовке основ оперативно-розыскного законодательства и федерального оперативного кодекса РСФСР.

Работа над созданием правовой основы ОРД завершилась принятием Закона РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил юридическую силу.). Это событие продемонстрировало, что общеисторической закономерностью построения правового государства является тенденция к открытости процессов принятия государственных решений, функционирования государственного механизма.

С введением в действие данного Закона удалось решить две основные задачи: создать правовую основу ОРД и придать ей легитимный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Вместе с тем первый Закон об ОРД 1992 г. был нормативным актом переходного периода, создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции РФ, в связи с чем ему были присущи определенные недостатки: некоторая декларативность, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан в процессе осуществления ОРД, ограничение возможностей оперативных служб. Поэтому возникла необходимость приведения данного Закона в соответствие с новой Конституцией РФ и назревшими потребностями развития общества. В связи с этим 5 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции, который вступил в силу 18 августа 1995 г.

Действующим Законом об ОРД предусмотрен ряд новых правовых установлений.

1 Поскольку ранее действовавший Закон был ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью, потребовалось включить в его новую редакцию новые задачи, касающиеся обеспечения военной, экономической, экологической безопасности государства, а также установить перечень имущества, подлежащего конфискации (ч. 2, 4 ст. 2).

2 Новый Закон об ОРД дополнен перечнем активных ОРМ (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент) (ст. 6).

3 В ст. 7 Закона более четко сформулированы основания проведения ОРМ, введены новые основания проведения ОРМ (п. 7 ч. 2).

4 Внесены изменения в ст. 8 Закона, что позволяет проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8). Под судебный контроль поставлено безотлагательное проведение ОРМ в целях раскрытия тяжкого, особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 8).

5. Введена норма, которая касается особенностей проведения ОРМ органами ФСБ в сфере вложения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (ст. 8.1).

6. Установлен порядок передачи оперативно-розыскных материалов органу дознания, следователю или в суд и внесены изменения относительно использования результатов ОРД (ч. 1 ст. 11).

7. Расширен перечень направлений использования результатов ОРД для розыска имущества, подлежащего конфискации, и принятия решения о достоверности сведений, представленных государственным муниципальным служащим или гражданином, претендующим на должность судьи (ч. 1 ст. 11).

8 Конкретизированы права граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД (ст. 18). Предусмотрена возможность освобождения их от уголовной ответственности за сотрудничество в раскрытии преступлений в рамках законодательства РФ.

9 Расширены и конкретизированы положения в части прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью: определен круг сведений, которые не входят в предмет прокурорского надзора.

После принятия Закона об ОРД в него неоднократно вносились дополнения и изменения с учетом современных направлений борьбы с преступностью и состояния оперативно-розыскной практики.

Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Под юридической силой понимается свойство закона реально действовать и порождать юридически обязательные последствия.

По мере стабилизации и развития общества роль законов неуклонно возрастает. В государстве, стремящемся быть правовым, наиболее значимые проблемы, которые затрагивают права, свободы граждан и обязанности государственных структур (в том числе силовых структур различных ведомств), должны регулироваться только законом.

Закон об ОРД — это комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий общественные отношения в области ОРД.

Он имеет огромное государственное значение, так как его принятие разрушило устаревший стереотип секретности правового регулирования ОРД, что связано с потребностями построения основ правового государства, принципами которого являются верховенство закона и превалирование интересов личности над интересами государства.

01

Встреча с доверителем. Ознакомление с имеющимися материалами дела, консультация по вопросам применения уголовного права и заключение соглашения на оказание юридической помощи.

02

Выезд в правоохранительный орган, производящий предварительное расследование, ознакомление с делом, выработка линии защиты на стадии предварительного следствия. Сбор необходимых доказательств.

03

Активное участие в судебном заседании. Достижение приемлемого результата для доверителя. При недостижении положительного результата – обжалование приговора и участие в судах высшей инстанции.

Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.

В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:

  • принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
  • несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
  • принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
  • принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
  • принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
  • принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Оперативно-розыскной закон, его значение и структура

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина.

В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы.

Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Значение, структура и характеристика оперативно-розыскного закона

Глава 1 содержит 5 статей и устанавливает понятия ОРД, задачи и принципы, правовые основы и основы обеспечения законности.

Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации – это установленный законом перечень мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами гласно и негласно в целях не только раскрытия и выявления преступлений, но и в целях их предотвращения. То есть, на подразделения правоохранительных органов возложены и превентивные функции в рамках их полномочий.

Оперативно розыскная деятельность должна основываться на конституционных принципах законности. Ст. 5 устанавливает гарантии соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении мероприятий ОРД:

  • неприкосновенность частной и личной жизни, жилища, тайна корреспонденции должны соблюдаться по максимуму;
  • все действия уполномоченных лиц могут быть обжалованы;
  • фальсификация данных, использование служебного положения, психологическое и иное давление, разглашение сведений недопустимы;
  • лицо, в отношении которого вина не доказана, вправе узнать, из какого источника получения информация в отношении участия его в противоправных действиях;
  • нарушенные мероприятиями ОРД права лица должны быть восстановлены, по крайней мере, должны быть приняты меры для этого.

Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД», «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы ОРД, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Ознакомьтесь 119-ФЗ «Дальневосточный га»

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

  • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
  • Органы внутренних дел РФ.

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

  • Предметы;
  • Документы;
  • Материалы;
  • Письменные и электронные уведомления.

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др.

должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор.

Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка.

Поскольку ранее действовавший Закон был ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью, новая его редакция потребовала включения новых задач, касающихся обеспечения военной, экономической, экологической безопасности государства (ст.2).

В ст.7 нового ФЗ «Об ОРД более четко сформулированы основания проведения ОРМ, введены новые основания (п.2 ст.7).

Законодательное регулирование негласной работы с подзаконного уровня перешло на уровень законодательной регламентации, и принятие Верховным Советом первого Закона РФ «Об ОРД 13 марта 1992г. стало исключительным событием в ряду практических мер, направленных на совершенствование правовой базы ОРД в России. Закон об оперативно розыскной деятельности с изменениями 2020? Это событие продемонстрировало, что общеисторической закономерностью построения правового государства является тенденция к открытости процессов принятия государственных решений, функционирования государственного механизма. В настоящее время в ФЗ «Об ОРД уже внесены изменения (от 18 июня 1997 г. №101-ФЗ, от 21 июня 1998 г. №117-ФЗ, от 5 января 1999 г. №6-ФЗ, от 30 декабря 1999 г. №225-ФЗ, от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ), которые нашли отражение в ч.1 ст.5, ч.1,4 ст.6, ч.2 ст.8, ч.4 ст.

Действующим Законом об ОРД предусмотрен ряд новых правовых установлений.

Под юридической силой понимается свойство закона реально действовать и порождать юридически обязательные последствия.

В начале 1990-х гг. авторским коллективом под руководством В. В. Сергеева был подготовлен проект закона СССР «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены специальные перечни, т. е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков. Перечень ОРМ, приведенный в ч. Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности 2020 с комментариями? I ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом. Во —

В Законе расширен перечень оперативно-розыскных мероприятий: в него включены проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. Более того, Законом в определенной степени регламентированы отдельные аспекты проведения этих, а также некоторых других мероприятий (ст. 8).

В из­вестной степени уточнены и дополнены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7).

Так, перечень ОРМ, приведенный в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только Федеральным законом (в соответствии с ч. 2 ст.
6 ФЗ об ОРД).

Во-первых, любые изменения перечня ОРМ законны в случае внесения таковых в Федеральный закон об ОРД, но не в какой-либо другой Федеральный закон. Например, Федеральным законом от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности этот перечень был изменен путем уточнения названия одного из ОРМ («опрос граждан переименован в «опрос»). Территорией РФ также считаются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком РФ, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией РФ вне зависимости от того, где они находятся. Нужно иметь в виду, что это собирательный термин.

Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД.

Задачами ОРД являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]