Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила внутреннего контроля образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Новые требования к разработке порядка внутреннего мониторинга распространяются на ИП и юрлиц, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета, на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, а также на адвокатов и нотариусов. Сейчас организация внутреннего контроля регулируется нормами Закона № 115-ФЗ, но с 13 января 2022 года вступает в силу Постановление № 1188, и тогда работа этой категории субъектов хозяйствования должна быть приведена в соответствие с последним документом.
Требования к правилам внутреннего контроля в 2021 году
Утверждены новые требования для ИП
Экономика и бизнес / 13:15 26 мая 2020
Отсрочка по налогам снижает «антиотмывочные» риски
Банки / 13:31 30 ноября 2020
Росфинмониторинг прекратит проверки по «отмыванию» до конца 2020 года
Проверки / 13:31 22 мая 2020
Утверждены требования к правилам внутреннего контроля аудиторов и бухгалтеров
Экономика и бизнес / 10:50 19 июля 2021
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
- аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Обзор сентябрьских изменений в ПВК по ПОД/ФТ в 2021 году
- Отслеживание заказа
- Новости
- Частые вопросы
- Полезная информация
- Справочник
- Законы приказы
- Авторское право
- Росфинмониторинг
- Пробирная палата
- ГОСТы ОСТы
- СанПин
- Arduino
- ТехПоддержка
- Roland Metaza
- Обновления ПО для станков для изготовления ключей Miracle
ПВК + ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПВК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИП
5 000 руб.
Заказать
ПВК + ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПВК ДЛЯ ЮВЕЛИРНЫХ МАСТЕРСКИХ, НОТАРИУСОВ, АДВОКАТОВ, ЮРИСТОВ, БУХГАЛТЕРОВ, АУДИТОРОВ
4 000 руб.
Заказать
Клиенты нашей организации, которые состоят на обслуживании по ПОД/ФТ новая редакция правил внутреннего контроля, приказ об их утверждении и документы для проведения дополнительного инструктажа, будут направлены в установленные законом сроки для утверждения ПВК и проведения обучения.
Мы постоянно поддерживаем редакции ПВК в актуальном состоянии, вносим в них изменения при изменении законодательства и при получении рекомендаций надзорных органов.
Хотите поддерживать ПВК всегда в актуальной редакции? Вам подойдет
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
- сделки с недвижимостью;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юрлиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юрлиц и иностранных структур без образования юрлица.
В России работают органы-регуляторы, которые следят за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ. Всего их четыре: это Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная пробирная палата и Роскомнадзор.
У каждого субъекта 115-ФЗ свой регулятор, он зависит от вида деятельности компании:
- работу банков, ломбардов, страховых компаний, микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг по соблюдению норм ПОД/ФТ контролирует Центральный банк;
- агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, бухгалтеров на аутсорсе, аудиторов, юристов, операторов по приему платежей, лотерей, тотализаторов — Росфинмониторинг;
- ювелирного сектора — Федеральная пробирная палата;
- мобильных операторов и Почты России — Роскомнадзор.
Типовые правила внутреннего контроля
Под внутренним контролем подразумеваются следующие действия:
- проведите идентификацию каждого клиента, бенефициарного владельца;
- выявляйте операции, которые подлежат обязательному контролю;
- оценивайте риски: при обнаружении признаков ОД/ФТ блокируйте деньги на счете клиента или его возможность распоряжаться имуществом, а также сообщайте об этом в Росфинмониторинг;
- проводите обучение сотрудников.
Справиться со значительной частью работы по ПОД/ФТ помогают облачные сервисы, такие как Контур.Призма. Решение автоматизирует сбор данных о клиентах, формирование анкет, сверку с перечнями. Система позволяет сделать результаты проверок прозрачными и легко продемонстрировать их регулятору в случае проверки.
Ольга Смирнова, руководитель Контур.Призмы
Вступление в силу Положения Банка России от 15.07.2021 N 764-П «О порядке, сроках и объеме доведения Банком России до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от уполномоченного органа в соответствии с пунктом 13.2 статьи 7 указанного Федерального закона».
При этом Положение Банка России от 30.03.2018 года N 639-П утрачивает силу.
Требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для НФО.
Внутреннее обучение рекомендуется только для НФО.
Изменения вносятся в Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
В новой редакции закреплена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей отказать клиенту в приеме на обслуживание в случае непроведения в соответствии с настоящими требованиями идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Требуется внутреннее обучение сотрудников для неНФО.
Требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для неНФО.
Изменения вносятся в Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Скорректирована программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции. Помимо прочего в нее включаются:
- порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включающий информирование клиента о дате и причинах принятого решения, мероприятия, связанные с обжалованием клиентом принятого решения, действия в случае самостоятельного устранения основания принятого решения или на основании решения суда;
- порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации об устранении основания ранее принятого решения или о его отмене судом;
- основания и порядок действий при отказе в приеме клиента на обслуживание с учетом требований пункта 2.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Требуется внутреннее обучение сотрудников для неНФО.
Требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для неНФО.
Список правил внутреннего контроля с января по декабрь 2021 года
Изменения вносятся в Указание Банка России от 17.10.2018 N 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ приведен в соответствие с положениями Федерального закона 115-ФЗ в части направления в Росфинмониторинг сведений:
- об устранении основания, в соответствии с которым ранее НФО было принято решение об отказе от проведения операции, в том числе в связи с принятым решением межведомственной комиссии, созданной при Банке России, в соответствии с которым НФО ранее было принято решение об отказе от проведения операции;
- об отмене судом ранее принятого НФО решения об отказе от проведения операции.
Требуется внутреннее обучение сотрудников для НФО.
Требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для НФО.
01 сентября 2021 г. вступила в силу новая (82-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
Введено новое основание документального фиксирования информации: «решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля».
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в уполномоченный орган сведения в случае отмены судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в уполномоченный орган.
Требуется внутреннее обучение сотрудников.
Требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Изменения вносятся в Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Документ приведен в соответствие с положениями Федерального закона 115-ФЗ в части идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Для неНФО требуется внутреннее обучение сотрудников.
Для неНФО требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
1.1. Настоящие Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — «Правила») устанавливаются в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — «Федеральный закон» и «ПОД/ФТ»), нормативными актами и рекомендациями Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам, а также с учетом рекомендаций, содержащихся в документах FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), Базельского комитета по банковскому надзору и Вольфсбергских принципах, и определяют основные цели, задачи, требования внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программы его реализации.
1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все подразделения Депозитария, а также на филиалы и представительства, дочерние организации Депозитария, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации. В этом случае реализация требований Федерального закона осуществляется с учетом законодательства государства их места нахождения.
1.3. Ответственный сотрудник или исполнительный орган Депозитария при изменении действующих и/или принятии новых законодательных и иных нормативных актов в области ПОД/ФТ вправе до утверждения новой редакции Правил издавать внутренние документы, регулирующие реализацию в Депозитарии таких актов.
1.4. В целях настоящих Правил используются следующие термины и сокращения:
АБС — Автоматизированные банковские системы.
Депозитарий — ОАО (ЗАО) «_______________».
Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ — совокупность принимаемых Депозитарием мер в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует Клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
Идентификация — совокупность мероприятий Депозитария по установлению определенных законодательством Российской Федерации сведений о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
ИПДЛ — иностранное публичное должностное лицо, т.е. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия, либо лицо, ранее занимавшее публичную должность, с момента сложения полномочий которого прошло менее 1 года.
Подразделение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Депозитария (далее — Подразделение ДРЦБ) — структурное(ые) подразделение(я), к исключительной функции работников которого(ых) относится осуществление профессиональной деятельности по управлению ценными бумагами.
Извещение в виде электронного сообщения (ИЭС) — сообщение о принятии (непринятии) Депозитарием в Уполномоченный орган или сообщение о принятии (непринятии) Уполномоченным органом ОЭС сведений об отдельных операциях, содержащихся в ОЭС Депозитария, представленное в электронной форме.
Клиент — депонент или иное физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в Депозитарии.
Код аутентификации (КА) — данные о Депозитарии, включаемые в состав ОЭС и используемые Банком России и Уполномоченным органом для установления подлинности и целостности ОЭС и идентификации Депозитария как его отправителя.
Необычная операция — операция, содержащая возможные признаки и критерии необычности и не характерная для операций данного Клиента, а также любые операции, которые, по мнению сотрудников Депозитария, могут осуществляться с целью отмывания доходов, полученных преступным путем, и/или финансирования терроризма.
Организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации Клиентов, их Представителей, Выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в Уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Операции, подлежащие обязательному контролю (ООК), — проводимые Депозитарием операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю со стороны Уполномоченного органа на основании ст. 6 Федерального закона.
2.1. Внутренний контроль в области ПОД/ФТ осуществляется в целях обеспечения выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и направлен на выявление и управление рисками, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
2.2. Задачами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются:
2.2.1. Недопущение вовлечения Депозитария в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2.2.2. Обеспечение реализации и соблюдения всеми сотрудниками Депозитария настоящих Правил с учетом следующих требований:
— участие в процессе осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ всех работников независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции;
— соблюдение банковской тайны и сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— исключение участия работников Депозитария в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
— недопущение информирования Клиентов, иных лиц о мерах, принимаемых Депозитарием в результате осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, за исключением информирования Клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения Клиента о совершении операций, об отказе от заключения депозитарного договора, о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;
— сохранение конфиденциальности сведений о внутренних документах Депозитария, разработанных в целях ПОД/ФТ.
2.2.3. Обеспечение полноты и своевременности представления в Уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом.
2.2.4. Применение эффективных процедур оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Как разрабатывать правила внутреннего контроля с 2022 года
3.1. Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является частью системы внутреннего контроля Депозитария и осуществляется подразделениями и работниками Депозитария на постоянной основе.
3.2. Сотрудники Депозитария в рамках своей компетенции должны участвовать в проведении мероприятий, направленных на реализацию настоящих Правил и программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
3.3. Функции контроля за организацией в Депозитарии работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выполняет Руководитель Депозитария.
3.4. Ответственным за соблюдение сотрудниками Депозитария настоящих Правил и программ их осуществления является Ответственный сотрудник Депозитария.
3.5. Ответственный сотрудник Депозитария независим в своей деятельности от других структурных подразделений Депозитария и осуществляет ее под общим руководством Руководителя Депозитария.
3.6. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на Ответственного сотрудника Депозитария возлагаются следующие функции:
— организация разработки и представление на утверждение Руководителя Депозитария настоящих Правил, программ их осуществления; иных документов Депозитария, регламентирующих реализацию мер внутреннего контроля по ПОД/ФТ (в том числе рекомендаций, регламентирующих применение отдельных процедур Депозитария);
— организация реализации Правил, в том числе программ их осуществления, и иных документов по ПОД/ФТ. В этих целях Ответственный сотрудник Депозитария консультирует сотрудников Депозитария по вопросам, возникающим при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— организация представления в Уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом и нормативными актами Банка России;
— оказание содействия уполномоченным представителям Банка России при проведении ими инспекционных проверок деятельности Депозитария по вопросам, отнесенным к его компетенции внутренними документами Депозитария;
— представление не реже одного раза в год (для кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, — не реже одного раза в квартал) письменного отчета о результатах реализации Правил, в том числе программ их осуществления, органам управления Депозитария в соответствии с внутренними документами. Порядок текущей отчетности Ответственного сотрудника Депозитария определяется внутренними документами Депозитария.
(При наличии:
3.7. В Депозитарии сформировано структурное подразделение по ПОД/ФТ под руководством Ответственного сотрудника Депозитария).
3.8. При осуществлении своих функций и обязанностей Ответственный сотрудник Депозитария вправе:
— снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных сетях и автономных компьютерных системах Депозитария;
— иметь доступ к базам данных, сведениям о Клиентах и их операциях в АБС Депозитария;
— входить в помещения подразделений Депозитария, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;
— получать от руководителей и сотрудников подразделений Депозитария необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;
— давать временные в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для проведения операции (сделки) (до решения Руководителя Депозитария), указания, касающиеся проведения операции (сделки) (в том числе предписания о приостановлении проведения операции (сделки) в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о Клиенте или операции (сделке);
— иметь иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами и внутренними документами Депозитария.
При осуществлении своих функций Ответственный сотрудник Депозитария обязан:
— обеспечивать сохранность и возврат полученных от подразделений Депозитария документов;
— соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
— выполнять иные обязанности в соответствии с нормативными актами и распорядительными документами Депозитария.
(При наличии:
3.9. Ответственными за обеспечение выполнения настоящих Правил в подразделениях Депозитария являются их руководители или Уполномоченные сотрудники).
3.10. Ответственный сотрудник Депозитария должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
3.11. Сотрудники ____________________ (наименование подразделения Депозитария, указанного в п. 3.7) должны иметь высшее образование и опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее шести месяцев, а ��ри отсутствии высшего образования — опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года или опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года.
4.1. Процедура идентификации:
4.1.1. В целях идентификации Клиента, его Представителя Депозитарий обязан установить сведения, определенные Федеральным законом и настоящим пунктом Правил. Идентификация Клиентов, их Представителей возлагается на структурные подразделения Депозитария, непосредственно взаимодействующие с Клиентом, его Представителем и осуществляющие последующий контроль его деятельности. Для идентификации Клиентов может быть использован дополнительный опросный лист, устанавливаемый Депозитарием самостоятельно исходя из особенностей взаимоотношений с Клиентом, с целью удостовериться в соблюдении Клиентом законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Идентификация осуществляется следующим образом:
— Сотрудник, ответственный за идентификацию Клиента, его Представителя, запрашивает у Клиента, его Представителя, а Клиент, его Представитель представляют всю необходимую информацию и документы, необходимые для идентификации Клиента, его Представителя, установления и идентификации Выгодоприобретателей.
К сведениям, запрашиваемым у Клиента, его Представителя, относятся:
А. В целях идентификации физического лица:
— Фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).
— Дата и место рождения.
— Гражданство.
— Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).
— Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания и данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).
— Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
— Идентификационный номер налогоплательщика (если имеется).
— Номера контактных телефонов и факсов (если имеются).
Б. В целях идентификации юридического лица:
— Полное, а также (если имеется) сокращенное наименование и наименование на иностранном языке.
— Организационно-правовая форма.
— Идентификационный номер налогоплательщика (10 символов) — для резидента, идентификационный номер налогоплательщика (10 символов) или код иностранной организации (5 символов) — для нерезидента (если имеются).
— Сведения о государственной регистрации:
Для резидента: ОГРН (13 символов); дата регистрации юридического лица; наименование регистрирующего органа; место государственной регистрации юридического лица.
Для нерезидента:
Для юридического лица — нерезидента в иных случаях: регистрационный номер юридического лица по месту учреждения и регистрации; дата регистрации юридического лица по месту учреждения и регистрации; наименование регистрирующего органа; место государственной регистрации юридического лица.
Для филиала (представительства) юридического лица — нерезидента собираются сведения в объеме не меньшем, чем в отношении Клиентов — юридических лиц.
— Адреса (заполняются строго в следующей последовательности: страна (указываются с кодом страны в соответствии с ОКСМ), область (республика, край), район, населенный пункт (город, село и т.п.), улица, дом, корпус, квартира):
Для юридического лица — резидента Российской Федерации: адрес регистрации юридического лица; фактический адрес юридического лица; почтовый адрес.
Для филиала или представительства юридического лица — нерезидента, аккредитованного на территории Российской Федерации: адрес места регистрации; фактический адрес; почтовый адрес; адрес регистрации головной организации; фактический адрес головной организации; почтовый адрес головной организации.
Для юридического лица — нерезидента в иных случаях: юридический адрес (место регистрации); фактический адрес; почтовый адрес; код ОКПО (при его наличии у юридического лица — нерезидента).
— Сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии, кем выдана, срок действия, перечень видов лицензируемой деятельности.
— Банковский идентификационный код — для кредитных организаций — резидентов; СВИФТ-код для КО — нерезидентов;
— Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица).
— Сведения о величине уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества, зарегистрированного и оплаченного.
— Сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
— Номера контактных телефонов и факсов.
В. В целях идентификации индивидуального предпринимателя:
— Сведения, предусмотренные для идентификации физического лица.
— Сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: дата регистрации, государственный регистрационный номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации.
— Сведения о лицензии на право осуществления деяте��ьности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии, кем выдана, срок действия, перечень видов лицензируемой деятельности.
6.1. Сотрудники Депозитария в рамках своих функциональных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, выявляют операции, подлежащие обязательному контролю, и необычные операции.
6.2. Операции, подлежащие обязательному контролю:
6.2.1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
6.2.1.1. Операции с денежными средствами в наличной форме:
— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
— покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
6.2.1.2. Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в Депозитарии, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.
6.2.1.3. Операции по банковским счетам (вкладам):
— размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
6.2.1.4. Иные сделки с движимым имуществом:
— помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению Клиента;
— скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
— получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх, в т.ч. в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
— предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
6.2.1.5. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
6.2.2. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, независимо от их суммы, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
6.2.3. При наличии оснований отнесения операции Клиента к операциям, подлежащим обязательному контролю, Ответственный сотрудник Депозитария принимает окончательное решение о признании операции Клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в Уполномоченный орган.
6.3. Необычные операции (сделки).
6.3.1. Сотрудники Депозитария, независимо от занимаемой должности, информируют Ответственного сотрудника Депозитария о необычных операциях.
7.1. Депозитарий фиксирует информацию, полученную в результате реализации мер внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
7.2. Документальному фиксированию подлежит информация, полученная в результате применения Правил и реализации программ их осуществления. Основаниями документального фиксирования информации являются основания, указанные в подп. 6.3.4 настоящих Правил.
7.3. Информацию об операциях (сделках) Клиента Депозитарий фиксирует таким образом, чтобы:
— в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте Клиента);
— они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
7.4. При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций документальному фиксированию подлежат следующие сведения:
— вид операции и основания ее совершения;
— дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена;
— сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
— наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
— сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
— сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
— сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
7.5. Способы документального фиксирования сведений определяются и регламентируются внутренними документами Депозитария.
8.1. Депозитарий отказывает в открытии депозитарного счета:
— на анонимного владельца, то есть без представления открывающим счет физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
— физическим лицом без его личного присутствия либо без личного присутствия его представителя;
— в случае непредставления Клиентом, Представителем клиента документов, необходимых для идентификации Клиента, Представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.
8.2. Депозитарий не устанавливает отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
8.3. Депозитарий принимает меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
8.4. Депозитарий вправе отказаться от заключения депозитарного договора с физическим или юридическим лицом по следующим основаниям:
— отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— непредставление физическим или юридическим лицом документов, содержащих сведения, необходимые для идентификации, указанные в подпунктах 4.1.1 и 4.1.2 настоящих Правил;
— представление Клиентом недействительных или недостоверных документов;
— наличие физического или юридического лица в Перечне экстремистов.
8.5. В случаях отказа от заключения депозитарного договора Депозитарий документально фиксирует сведения об отказе от заключения депозитарного договора и представляет сведения о таких случаях в Уполномоченный орган.
8.6. Депозитарий отказывает в совершении перевода в случае отсутствия информации:
Информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имена, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационные номера налогоплательщика (при их наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать наименование, номер банковского счета, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации.
В случае если перевод (платеж) осуществляется за границу, то информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.
8.7. Депозитарий вправе самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков, в т.ч. с использованием программно-технических средств, с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.
8.8. В случае если Депозитарий участвует в проведении безналичных расчетов другой кредитной организации, он обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе от Депозитария-корреспондента, и ее хранение.
8.9. При отсутствии в поступившем в Депозитарий расчетном документе информации о плательщике, предусмотренной пунктом 8.6 настоящих Правил, и признании такой операции подозрительной в соответствии с пунктом 6.3 настоящих Правил, такая операция должна быть направлена в Уполномоченный орган.
8.10. Требования, перечисленные в пунктах 8.6 — 8.9, не применяются в отношении:
— безналичных расчетов, осуществляемых по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;
— безналичных расчетов по счетам, открытым в Депозитарии;
— безналичных расчетов, осуществляемых с использованием платежных карт;
— безналичных расчетов, осуществляемых между кредитными организациями либо между Депозитарием и иностранной кредитной организацией от своего имени и за свой счет;
— переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемых кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
8.11. Депозитарий вправе отказать Клиенту в выполнении распоряжения о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования сведений, перечисленных в пункте 7.4 настоящих Правил, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на его счет.
Как подготовиться к проверке по 115-ФЗ
Чем дольше вы затягиваете с организацией системы ПОД/ФТ, тем дороже она вам обойдется.
В организации (ИП) должна быть утверждена новая редакция правил при каждом изменении законодательства о ПОД/ФТ. Надзорные органы строго следят за этим дистанционно и на выездных проверках.
Отсутствие правил, личного кабинета и специального должностного лица может повлечь приостановление деятельности, штрафы до 1 млн.рублей, дисквалификацию руководителей (что негативно влияет на деловую репутацию и влечет соответствующие последствия).
Стоимость предыдущих редакций правил выше, а восстановление архива стоит в разы дороже.
Выгоднее всего подключиться к нашей программе по сопровождению организации(ИП) в части разработки правил (абонентское сопровождение правил).
Современные технологии позволяют нам оказывать все услуги дистанционно.
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
План финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств.
Новые требования к правилам внутреннего контроля с 2022 года
Для проведения проверки составляется план внутреннего финансового аудита. Для каждой аудиторской проверки необходимо указать:
- тему;
- перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
- сроки проведения;
- список ответственных должностных лиц.
Подготавливая план, учитывайте:
- существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
- объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
- возможные риски после проведения контроля;
- сроки проведения проверки;
- возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.
План утверждается до начала календарного года. Включаются в план финаудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.
Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:
- запрашивать и получать необходимые документы, материалы и информацию об организации и результатах финаудита;
- посещать занимаемые объектом помещения и территории;
- привлекать независимых экспертов.
К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.
С весной приходят и новые изменения по ПОД/ФТ
26.03.2018 14:13
С весной приходят и новые изменения по ПОД/ФТ
Пошаговая инструкция по работе с изменениями в 115 закон, вступающими в силу 30.03.2018 г.
30 марта 2021 года вступают в силу значительные изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые касаются всех без исключения организаций и предпринимателей, поименованных в 5 статье этого закона.
Изменения, были внесены Федеральным законом от 29.12.2017 №470-ФЗ и касаются механизма реабилитации клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в осуществлении операций и отказе в заключении договора банковского счета (вклада).
Сегодня мы расскажем нашим читателям, что им нужно сделать в связи с указанными изменениями.
Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) установлен перечень организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. В данный перечень входят управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК), назначать специальных должностных лиц (СДЛ), ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Ответственность за организацию работы по ПОД/ФТ (ответственность за ПОД/ФТ) несет Генеральный директор Общества. Ответственным за разработку и реализацию ПВК является СДЛ, функции которого по должности выполняет Контролер Общества. Все работники Общества независимо от занимаемой должности в рамках своей компетенции обязаны участвовать в проведении мероприятий, направленных на реализацию ПВК в целях ПОД/ФТ, и выполнять указания, которые СДЛ дает в рамках своей исключительной компетенции.
Согласно положениям закона «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, предприятия, чья деятельность связана с оборотом денег и другого имущества, должны выработать правила внутреннего контроля, определить ответственных за внедрение указанных правил сотрудников и осуществлять другие процедуры, направленные на ПОД/ФТ (предотвращение отмывания доходов и финансирования терроризма).
В конце 2015 года в закон № 115-ФЗ были внесены значительные изменения, которые потребовали от обязанных организаций доработки своих правил внутреннего контроля. Условия по разработке правил определены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, согласно которому указанная документация должна включать следующие программы внутреннего контроля:
- определения основ формирования системы внутреннего контроля;
- распознавания клиентов, их доверенных лиц и тех, в чью пользу осуществляется сделка;
- определения величины риска проведения клиентом расчетов, указанных в законе № 115-ФЗ;
- определения расчетов и сделок, требующих особого контроля, а также сделок с наличием признаков легализации доходов и финансирования терроризма;
- документальной фиксации сведений;
- определения процедуры приостановления расчетов в соответствии с законом № 115-ФЗ;
- спецподготовки и обучения членов коллектива в области применения закона № 115-ФЗ;
- проверки проведения внутреннего контроля;
- сохранения документации и данных, принятых в процессе применения программ проведения внутреннего контроля;
- ознакомления с клиентом;
- устанавливающие процедуру отказа от выполнения требований клиента о совершении операций;
- устанавливающие последовательность действий при блокировании денег и другого имущества в соответствии с нормами закона № 115-ФЗ.
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем.
- Отслеживание заказа
- Новости
- Частые вопросы
- Полезная информация
- Справочник
- Законы приказы
- Авторское право
- Росфинмониторинг
- Пробирная палата
- ГОСТы ОСТы
- СанПин
- Arduino
- ТехПоддержка
- Roland Metaza
- Обновления ПО для станков для изготовления ключей Miracle
Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы
21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.
При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:
Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:
Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;
Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;
Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.
Информационное сообщение
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- правилами внутреннего контроля качества, которые установлены самой аудиторской организацией (аудитором) (ч. 1 ст. 10 Закона об аудиторской деятельности); Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При этом, ни Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирующий публичные правоотношения по созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ни , утвержденные постановлением правления
Вступление в силу Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214.
Изменения вносятся в Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Для неНФО требуется проведение дополнительного инструктажа и обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее 20.12.2020.
13 июля 2020 г. вступила в силу новая (68-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.
Сумма покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при использовании персонифицированного электронного средства платежа, при которой идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится, увеличена до 200 000 руб.
Обязательное обучение и обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для ювелирных ломбардов и иных организаций ювелирной отрасли.
Вопросы по противодействию коррупции и легализации (отмыванию) доходов
3365
Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:
- вывод денежных средств за рубеж снизился в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- обналичивание денег сократилось в 1,4 раза;
- транзит средств уменьшился на 12 %.
Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ.
ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.
Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.
Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.
Тематический план вводного и дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На всякий случай еще раз обратим внимание наших читателей на то, что речь здесь идет о договоре аренды, предусматривающем выкуп! Все без исключения агентства недвижимости обязаны: Мы готовы помочь всем без исключения агентствам недвижимости и риелторам в исполнении ими всех вышеуказанных обязанностей, в.
А выдаёте голый текст.
- документальной фиксации сведений,
- определения процедуры приостановления расчетов в соответствии с законом № 115- ФЗ,
- спецподготовки и обучения членов коллектива в области применения закона № 115-ФЗ,
- проверки проведения внутреннего контроля,
- сохранения документации и данных, принятых в процессе применения программ проведения внутреннего контроля,
- ознакомления с клиентом,
- устанавливающие процедуру отказа от выполнения требований клиента о совершении операций,
- устанавливающие последовательность действий при блокировании денег и другого имущества в соответствии с нормами закона № 115-ФЗ.
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем.
Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества Агентства недвижимости или так называемые риэлторы обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ.
За неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 7 Закона 115фз установлена административная ответственность. Лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
7 Федерального закона от 07.08.
2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (полный перечень таких организаций определяется ст. 5 ФЗ № 115 ) обязаны в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — ПОД/ФТ ) разработать Правила внутреннего контроля (ПВК).
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Подробнее об эт ом читайте ЗДЕСЬ .
Согласно положениям закона «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.
2001 № 115-ФЗ, предприятия, чья деятельность связана с оборотом денег и другого имущества, должны выработать правила внутреннего контроля, определить ответственных за внедрение указанных правил сотрудников и осуществлять другие процедуры, направленные на ПОД/ФТ (предотвращение отмывания доходов и финансирования терроризма).
К фирмам, ведущим свою деятельность на основании правил внутреннего контроля, относятся:
- учреждения, предоставляющие услугу микрофинансирования;
- кредитные организации;
- ломбарды;
- ювелирные фирмы;
- операторы, принимающие платежи;
- предприятия почты и связи;
- фонды негосударственного пенсионного страхования;
- лотерейные и букмекерские конторы, тотализаторы;
- агентства в сфере недвижимости и лизинга;
- операторы связи;
- страховые общества и брокеры;
- игроки рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе;
- управляющие компании инвестфондов.
По своей сути правилами внутреннего контроля на предприятии является внутренняя документация компании, подробно регламентирующая действия организации и ее ответственных сотрудников в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на исполнение норм закона № 115-ФЗ.
В конце 2016 года в закон № 115-ФЗ были внесены значительные изменения, которые потребовали от обязанных организаций доработки своих правил внутреннего контроля. Условия по разработке правил определены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, согласно которому указанная документация должна включать следующие программы внутреннего контроля:
- определения основ формирования системы внутреннего контроля;
- распознавания клиентов, их доверенных лиц и тех, в чью пользу осуществляется сделка;
- определения величины риска проведения клиентом расчетов, указанных в законе № 115-ФЗ;
- определения расчетов и сделок, требующих особого контроля, а также сделок с наличием признаков легализации доходов и финансирования терроризма;
- документальной фиксации сведений;
- определения процедуры приостановления расчетов в соответствии с законом № 115-ФЗ;
- спецподготовки и обучения членов коллектива в области применения закона № 115-ФЗ;
- проверки проведения внутреннего контроля;
- сохранения документации и данных, принятых в процессе применения программ проведения внутреннего контроля;
- ознакомления с клиентом;
- устанавливающие процедуру отказа от выполнения требований клиента о совершении операций;
- устанавливающие последовательность действий при блокировании денег и другого имущества в соответствии с нормами закона № 115-ФЗ.
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем.
аналогичных документов, доступных с полным текстом:
- Претензия на замену товара ненадлежащего качества или возврат денежных средств, уплаченных за товар (примерная форма)
Документ должны иметь все работодатели, независимо от их формы и статуса (да, ИП тоже нужно), по статье 189 ТК РФ. Микропредприятиям разрешено обойтись без отдельного документа, но тогда все правила они обязаны вместить в трудовые договоры с работниками. Эти условия трудовых договоров являются существенными и изменяются с предварительным уведомлением.
Поскольку под регулирование попадает сразу множество вопросов, фактически охватывающих весь цикл жизни предприятия, правила всегда насчитывают много страниц и разделов. Составить их работодателю придется самостоятельно, желательно в самом начале деятельности, поскольку правила внутреннего трудового распорядка утверждаются уже перед приемом на работу первых сотрудников. И это один из первых документов, который требуют трудовые инспекторы при проверке. При необходимости документ подлежит изменению.
Законодатели позаботились о работодателях и утвердили правила составления ПВТР Постановлением Госкомтруда СССР №213 от 20.07.1984 (утратило силу), то есть еще в Советском Союзе и более 30 лет назад. Очевидно, что использовать эти правила в современных условиях практически невозможно. Теоретически их разрешено взять за основу, так как общие принципы подхода к этому вопросу не зависят от времени. Сейчас то, какие вопросы регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, регулирует ТК РФ и отраслевые НПА. Каждая компания самостоятельно выбирает, как сформулировать этот важный документ с учетом специфики своей работы, пожеланий собственников и мнения профсоюза работников. ПВТР обязательно должны согласовываться с профсоюзным комитетом, и это согласование оформляется протоколом и выносится на титульный лист локального нормативного акта.
По сути внутренний нормативный акт отдельно взятой фирмы практически дублирует в миниатюре большой Трудовой кодекс целой страны. Внутренний регламент включает следующие разделы, тесно перекликающиеся со статьями ТК:
- порядок приема на работу сотрудников;
- порядок увольнения сотрудников;
- режим работы и время отдыха;
- основные права и обязанности работодателя;
- основные права и обязанности работников;
- ответственность работодателя;
- ответственность работников;
- порядок оплаты труда;
- меры поощрения и меры взыскания;
- другие вопросы регулирования трудовых отношений (можно прописать в документе требования к внешнему виду работников, так называемый дресс-код, включая ограничения по использованию личных телефонов в служебное время, и т.п.).
Если работодатель забудет и не включит в ПВТР какой-либо важный раздел, который регулирует тот же раздел в ТК РФ, то при проверке Государственной инспекцией труда этот факт приведет к оформлению предписания, поскольку это нарушение. Следовательно, при формировании документа нельзя упускать ни одной из основополагающих статей ТК РФ, правда, и переписывать в эти правила половину кодекса дословно тоже не стоит. Важно помнить главное: ни одно из требований внутреннего распорядка организации или ИП не должно ухудшать положение работников, по сравнению с нормами, установленными российским законодательством. В этом случае работает статья 8 ТК РФ, которая попросту аннулирует такие требования.
Правила внутреннего распорядка — это очень объемный документ, он учитывает все действующие требования законодательства. Некоторые его пункты охватывают общие нормы, а некоторые конкретизируют. Разберем подробнее, как выглядит этот акт и что следует не забыть в каждом из его разделов. Титульный лист содержит полное наименование организации и его сокращенный вариант, на нем должна стоять виза руководителя об утверждении документа с датой. Такой порядок определен статьей 190 ТК РФ. Дальше идет раздел общих сведений, в котором кратко раскрывается концепция всего акта.
После перехода на электронные трудовые книжки в 2020 году новые особенности приема на работу и увольнения и перечень документов, предоставляемых при трудоустройстве, необходимо учесть в новой версии ПВТР. Чтобы утвердить правила внутреннего трудового распорядка с электронной трудовой, издается отдельный приказ по организации о внесении необходимых изменений. В нем прописывают необходимость выполнения требований законодательства о формировании сведений о деятельности работников в электронном виде и подготовке к сдаче отчетности СЗВ-ТД по установленному графику. Приказом назначают лиц, ответственных за эту работу, и определяют, какие действия и в каком порядке им необходимо произвести. Итогом является образец правил внутреннего трудового распорядка в новой редакции на 2021 год.
Чтобы избежать ненужных споров с работниками, в правила внутреннего трудового распорядка включите полный перечень нарушений дисциплины на рабочем месте, которые, по нормам статьи 81 ТК РФ, приводят к увольнению (прогулы, нетрезвое состояние в рабочее время, хулиганство и т.п.).
ВАЖНО!
Нельзя прописывать дисциплинарные меры, не предусмотренные ТК РФ. Разрешено применять к провинившимся сотрудникам:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Допускается конкретизировать нормы по нарушениям дисциплины, не раскрытые в кодексе: привести как аргумент позицию Верховного Суда, изложенную в п. 49 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004, где в качестве грубого нарушения со стороны руководителя судьи привели неисполнение им своих обязанностей, в связи с чем произошло причинение вреда здоровью работников или нанесен имущественный ущерб компании. Разрешается прописать дополнительные наказания, например, в виде лишения премии, дополнительно к замечанию и выговору.
почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);
снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;
ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).
Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).
Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.
Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:
если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;
если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).
Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.
когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;
когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);
когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;
когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.
Положение о расчетах с подотчетными лицами: образец
Договор аренды спецтехники между юридическими лицами (образец)
Акт простоя работ: образец
Справка о балансовой стоимости имущества
Книга учета фактов хозяйственной деятельности
Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования самостоятельно по произвольному шаблону. Этот документ выполняет роль внутреннего регламента по организации деятельности ответственных лиц в ключевых сегментах работы. В нем соединяется предписывающая функция с контрольными операциями, такое сочетание позволяет очертить круг показателей, подлежащих регулярному объективному оцениванию, и повысить эффективность работы разных отделов компании.
Внутренний надзор направлен на повышение координации работы структурных подразделений предприятия и на минимизацию рисков деятельности, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц. Контроль должен быть направлен не на одну сферу деятельности, например, распределение финансовых ресурсов, а на разные сегменты, чтобы повысить объективность принимаемых решений и их эффективность.
Правительства РФ от 10 апреля 2015 г.
N 342 в наименование внесены изменения Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г.
В соответствии с
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Правительство Российской Федерации постановляет: Правительства РФ от 17 сентября 2021 г. N 933 в пункт 1 внесены изменения 1.
Утвердить прилагаемые к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.
Оформите заявку, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Внимание! Стоимость разработки документов и перечь документов полного пакета различается для некредитных финансовых организаций (НФО) и иных организаций и ИП, для выбора услуги нажмите ниже на вкладку соответствующую вашему виду деятельности. Мне нужен пакет документов для:
С 23 февраля 2021 года вступает в силу новый Приказ Росфинмониторинга от 22.11.
2021 N366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Какие лица обязаны привести Правила внутреннего контроля в соответствие с изменениями в срок до 23 марта 2021:
- лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ювелиры – организации и предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (розничная и оптовая продажа, изготовление, ремонт и производство ювелирных изделий, скупка, и др.) организации,
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель (наименование организации) _______________________ (Ф.И.О. полностью) _______________________ (подпись руководителя и оттиск печати организации) от «__» ____________ _____ г.
(дата утверждения правил внутреннего контроля) ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА ООО «________________________________» (наименование организации) (город) (год) 1.
Календарь изменений в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2021 году
С 23 февраля 2021 года вступает в силу новый Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Какие лица обязаны привести Правила внутреннего контроля в соответствие с изменениями в срок до 23 марта 2021:
- лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ювелиры – организации и предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (розничная и оптовая продажа, изготовление, ремонт и производство ювелирных изделий, скупка, и др.) организации,
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- правилами внутреннего контроля качества, которые установлены самой аудиторской организацией (аудитором) (ч. 1 ст. 10 Закона об аудиторской деятельности); Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При этом, ни Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регулирующий публичные правоотношения по созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ни , утвержденные постановлением правления
С начала 2016 года специалистами «Национальное достояние» (МЭЦФМ) сопровождались многочисленные проверки агентств недвижимости со стороны Росфинмониторинга.
Мы делимся с нашими читателями и клиентами опытом сопровождения таких проверок.
Какие документы и информацию требует представить Росфинмониторинг: В данном случае, мы приводим перечень документов, запрашиваемых у агентства недвижимости, которое не стоит на учете в МРУ Росфинмониторинга. Целью Росфинмониторинга в данном случае является выявление в деятельности агентства недвижимости посреднической деятельности в сфере купли-продажи недвижимого имущества, а также наличие документов в исполнение обязанностей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма (Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
) (далее ПОД/ФТ).
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель (наименование организации) _______________________ (Ф.И.О. полностью) _______________________ (подпись руководителя и оттиск печати организации) от «__» ____________ _____ г. (дата утверждения правил внутреннего контроля) ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА ООО «________________________________» (наименование организации) (город) (год) 1.
Общие положения Настоящие Правила внутреннего контроля (далее — Правила) разработаны с учетом требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ): — Федерального закона от 7 августа 2001 г.
№ 115-ФЗ «О противодействии легализации
Карта внутреннего финансового контроля в основном используется в государственных организациях. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В данном документе Минфин рекомендует вносить полные данные в отношении должностных лиц, которые принимают участие в финансовом контроле и отвечающих за выполнение конкретных проверочных процедур в рамках одного предприятия.
Сформированная Минфином карта внутреннего финансового контроля предназначена только для тех предприятий, которые участвуют в использовании бюджетных денежных средств и включена в состав приложения № 2 к письму Минфина РФ № 02-11-05/932.
Имеется так же другой подход к использованию карты внутреннего финансового контроля, а именно тогда, когда она является основной внутренней инструкцией предприятия, на основании которой проводятся все надзорные финансовые проверки. Это заключение можно сделать после изучения п. 12 правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, введенных постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.
Структура и реквизиты бланка двух видов карт внутреннего финансового контроля практически одинаковы.
Можно сделать вывод, что оба бланка в полной мере соответствуют целям планирования финансового контроля. Они так же могут как вспомогательными документами, так и основополагающими документами. То есть при осуществлении внутреннего финансового контроля может быть использован бланк, как Минфина, так и создан внутри определенного ведомства.