Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение стоимости бензина в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.
За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.
Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.
Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.
В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.
Резервный вариант: что сделают с ценами на бензин
Эксперты сейчас выделяют несколько важных причин, по вине которых могло произойти такое резкое повышение цены на топливо:
- Пандемия спровоцировала большой спрос на энергоносители, повышение цен на сырье – баррель нефти сейчас стоит рекордные 76 долларов.
- Банки установили завышенные показатели выпуска ценных бумаг.
- Увеличился спрос на внутренний туризм, а, следовательно, и на топливо.
- Началась посевная кампания, которая тоже требует больших топливных ресурсов.
- Остановили производство несколько крупных нефтеперерабатывающих производств в связи с ремонтом.
- Изменился курс доллара и ставки пошлин на вывоз нефти.
- Необходимость пополнения федерального бюджета.
Скорее всего, повышение стоимости топлива не остановится, а будет только усугубляться. Вслед за ним ожидается и рост цен на продукты и товары первой необходимости. Особое опасение у экспертов вызывает послевыборный период, когда у правительства не будет стимула что-то предпринимать по урегулированию этого вопроса.
Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.
Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.
16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.
Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.
Росстат: цены на бензин упали впервые с сентября 2020 года
Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.
По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.
Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.
С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».
И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.
«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.
Справедливую цену на бензин определить очень сложно, отмечает ведущий аналитик управления анализа рынков «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Тем более, если речь идет о России. Данный актив формирует свою стоимость с учетом акцизов, демпферов и прочих налоговых мер. В итоге к рыночному ценообразованию бензин не имеет какого-либо отношения.
Для сравнения, рассказывает эксперт, можно взять среднюю цену бензина в США — около 0,93 доллара, и среднюю цену в мире (с допущениями) около 1,58 доллара. В Москве АИ-95 будет стоить около 0,72 доллара за литр. То есть можно говорить, что в России бензин стоит достаточно дёшево. Американская цена бензина в отечественной валюте, это около 69 рублей. Таким образом, в правительстве справедливо говорят о том, что без усилий властей цена на бензин была бы гораздо выше.
Однако в эти расчеты можно внести параметр курса рубля, продолжает Андрей Кочетков. Мы довольно долго привыкали к тому, что цена барреля нефти колеблется в диапазоне 3000-3500 рублей с некоторыми отклонениями. На текущий момент бочка нефти стоит более 5000 рублей. То есть цена на нефть отличается от привычной на 40% и более. Соответственно, курс доллара играет одну из ключевых ролей в формировании бензиновых цен. Укрепление рубля при определённом значении как раз и дало бы нам текущую цену на потребительском рынке. Однако этого не происходит, и лишь различные меры регулирования удерживают бензин от вертикального взлета цены.
Впрочем, считает аналитик, невыгодная для производителей разница периодически сказывается на объемах предложения, а ползучая инфляция топливных цен все равно происходит. Поэтому справедливую цену на бензин можно определять лишь теоретически — величинами, которые снизу ограничены прибылью производителей, а сверху — покупательской способностью, но к реальной рыночной ситуации это не имеет какого-либо отношения. В то же время, уже при сегодняшних ценах можно говорить о появлении экономного поведения у потребителей, заключает Андрей Кочетков.
Сказанное экспертом уместно дополнить сопоставлением, соглсно которым, средний доход населения России в 2020 году составил 35 361 рубль в месяц (около 490 долларов, данные Росстата РФ); в США в текущем году средняя зарплата составляет 984 доллара в неделю, или 4265 долларов в месяц, правда, это до уплаты налогов (данные американского Бюро трудовой статистики). С оговорками по поводу покупательной способности и тех же налогов, разница будет в несколько раз не в пользу доходов россиян.
Демпферный механизм был запущен в 2019 году как рыночная альтернатива существовавшим до этого прямым административным ограничениям розничных цен на горючее, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Он действительно за эти годы показал свою эффективность. Если внутренние цены топлива меньше экспортных, производителям полагается бюджетная компенсация за поставки по стране. Это экономически ограничивает стремление наращивать экспорт в ущерб таким поставкам. В случае же превышения внутренними ценами внешних, нефтяники, наоборот, увеличивают отчисления в казну. Данная практика сглаживает сильные колебания розничных цен, позволяя избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.
В последние месяцы, при резком повышении мировых котировок энергоносителей, данный механизм действительно ограничил рост цен на АЗС. Однако, уверен аналитик, он не является панацеей, способной вовсе предотвратить подорожание. Оно вызвано и наращиванием экспорта, и повышенным весенне-летним спросом на бензин, и общей инфляцией. К 10 августа розничные цены бензина АИ-95 поднялись с начала года примерно на 6%: с 48 до 50,8 руб. за литр. По Аи-92 увеличение составило около 5%: с 43,7 руб. до 45,8.
Сдержать цены на заправках помогает временный запрет на биржевые продажи топлива не производителями, а также на покупки связанными с ними лицами, отмечает аналитик. Он также указал на эффективность ежеквартального повышения нормативов продажи бензина на бирже его производителями, о чем говорил замглавы Минэнерго: его повышение с 11% до 12% окажет сдерживающее воздействиие на рост розничных цен.
Кроме того, подтверждает Пётр Пушкарёв, взлет нефтяных цен приостановился. Осенью подойдет к концу традиционный автомобильный сезон, а через некоторое время и сельхозсезон. Выходят из ремонта ряд НПЗ. Поэтому вероятно, предполагает аналитик, что рост цен бензина за год будет выше общей потребительской инфляции, но все же не превысит 11-12%. По Аи-95 цены к концу года могут оказаться на уровне 53-54 руб. за 1 литр, по Аи-92 — 46-47 руб, прогнозирует он.
Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.
На стоимость бензина влияет множество факторов:
- Первоначальная стоимость сырья.
- Особенности переработки в бензин.
- Дальности и сложности транспортировки.
- Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
- Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.
Прогноз цен на бензин и дизельное топливо 2021-2030 год
Первое, про что не стоит забывать, так это про спрос. В 2022 году от этого фактора будет сильно зависеть цена топлива. Характерный весенний скачок спроса может быть смазанным по причине дефицита средств у населения. В частности те, кто не использовал автомобиль в зимнее время из-за экономии, в кризисное время и весной могут отказаться от поездок. Изменения в местной и мировой экономике могут вынудить и регулярных пользователей автомобилей пересесть на общественный транспорт.
Индекс потребительских
цен на товары и услуги
100,3
104,5
106,5
105,9
100,4
103,0
103,4
102,9
102,6
123,0
128,1
121,9
104,3
99,1
97,8
94,2
___________________
1) Здесь и далее приводится информация о средних ценах и индексах цен производителей (без НДС, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость) на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке.
В июле увеличение потребительских цен на бензин автомобильный на 0,8% и более отмечалось в 33 субъектах Российской Федерации. Заметнее всего он подорожал в Кабардино-Балкарской Республике – на 1,8%, Иркутской области – на 1,9%, Чеченской Республике – на 2,0%.
В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,8% и 0,7% соответственно.
В июле 2021 г. по сравнению с июнем 2021 г. цены производителей на бензин автомобильный в среднем увеличились на 3,5%. Его удорожание отмечено почти во всех субъектах Российской Федерации, занимающихся производством бензина. Более всего он подорожал в Нижегородской области – на 5,4%, Пермском крае – на 5,5%, Москве – на 6,9%. В Республике Саха (Якутия) цены на бензин сохранились на уровне июня 2021 года, в Сахалинской области – снизились на 2,0%.
Потребительские цены на бензин автомобильный в июле 2021 г. в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,9 раза (в июле 2020 г. – в 2,0 раза).
В июле 2021 г. по сравнению с июнем 2021 г. цены производителей на нефть увеличились на 5,3% (по сравнению с декабрем 2020 г. – цены выросли на 63,9%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом сохранились на уровне июня 2021 г. (по сравнению с декабрем 2020 г. – увеличились на 3,5%).
В начале сентября бензин подешевел впервые за последний год. По данным Росстата, за неделю с 30 августа по 6 сентября цены на бензин снизились на 0,31%, на дизельное топливо — на 0,14%. Бензин в среднем подешевел на 15 копеек — до 48,93 рубля за литр, а дизель — на 7 копеек, до 50,62 рубля за литр. Цена на АИ-92 снизилась на 17 копеек, до 45,99 рубля, на АИ-95 — на 16 копеек, до 49,82 рубля. АИ-98 подешевел на восемь копеек, до 57,57 рубля за литр.
— Цены на топливо снизились, поскольку оптовые цены сократились. Ведь с начала года ситуация была такой: цены в оптовом звене росли очень быстрыми темпами, а в рознице АЗС увеличивали стоимость не намного, за счёт сокращения своей маржи. Сейчас произошло следующее: цены на бирже снизились на АИ-92 — на 5,5%, на АИ-95 — на 3%, на дизтопливо — на 3,5%. В розничном звене цены изменились не сильно: на АИ-92 — на 0,5–0,6%, на солярку — на 0,3%, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
По его словам, цены понизились, так как компании увеличили объёмы поставок на внутренний рынок, как этого требовало Минэнерго. Они пошли на этот шаг, опасаясь заградительных экспортных пошлин.
При этом сыграл роль сезонный спрос на топливо — осенью, после завершения основных сельхозработ, потребление бензина и дизеля снижается. Автомобилисты также реже заправляются на АЗС, так как заканчивается сезон отпусков и высокого спроса на топливо.
— Вероятно, речь идёт о неких средних параметрах, которые и анализирует Росстат. В рознице, в массовом её понимании, бензин дешевле не стал: ему просто не с чего дешеветь. Во-первых, цены на нефть остаются довольно высокими относительно самих себя. Во-вторых, пропорции акцизов, сборов и налогов в цене литра топлива не изменились — они всё так же занимают примерно 2/3. Биржевая цена на топливо также существенно не снизилась. Следовательно, мы видим точечные изменения розничного рынка в ответ на локальные реакции спроса и предложения. Это не тенденция, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
Топливный союз прогнозирует подорожание бензина на 14%
Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?
— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.
Итак, как вели себя ценники на бензин в первой половине текущего года:
- Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2021 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
- Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
- В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2021 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
- Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).
Получается, что на текущий момент нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость бензина на 20-25% по сравнению с началом 2021 года.
Глава «Российского топливного союза» уверяет автомобилистов, что паниковать не нужно, т.к. заметного скачка стоимости горючего на автозаправочных станциях не предвидится. Если цены и поднимутся, то не выше уровня инфляции.
По прогнозу главного аналитика группы компаний «ТелеТрейд», до сентября АИ-95 не будет стоить больше 51 руб. за литр, а цена АИ-92 не превысит 47 руб. за литр.
Решение о подобном поэтапном увеличении акцизов в течение нескольких лет было принято еще в 2018 году, но вскоре заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин резкого роста цен на топливо. В 2019 году был введен механизм демпфера на внутреннем рынке, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Суть работы механизма в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли. После внедрения такой схемы правительство вернулось к идее поэтапного роста акцизов.
Цены на топливо на бирже СПбМТСБ возобновили рост еще в конце прошлого года, что объясняется снижением предложения на внутреннем рынке (по данным исследований «Петромаркет»). Тренд на увеличение цен на бензин может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале года почти на 10%. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтяных компаний еще более выгодным.
Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, правительство не допустит роста цен на бензин и дизель выше инфляции. По словам Новака, демпфер позволяет сглаживать эффекты влияния мировых цен и сдержать рост цен на нефтепродукты на уровне не выше инфляции.
В Минэнерго назвали ошеломляюще высокую реальную цену на бензин
С начала года мелкооптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем выросли на 19 и 20%, а розничные — на 6,5 и 6% соответственно, указано в письме НТС главе ФАС Максиму Шаскольскому. С документом от 2 сентября ознакомились «Известия».
— На сегодняшний день расчетная средневзвешенная (по объемам реализации топлива) мелкооптово-розничная маржинальность заправочной станции в России составляет 1 рубль 19 копеек. Такой уровень не позволяет покрывать даже операционных затрат, которые зависят от объемов реализации, но в среднем составляют порядка 3–4 рублей на литр отпущенного потребителю топлива, — сказано в письме НТС.
Направленные президентом НТС предложения — предмет обсуждения на различных общественных площадках, в том числе и в антимонопольной службе, сказали «Известиям» в ФАС.
Сейчас производство бензина находится на высоком уровне, внутренний рынок обеспечен в полном объеме, а действующий демпфирующий механизм позволяет сдерживать оптовые цены, уверены в Минэнерго. Это позволяет сохранять доходность в розничном сегменте рынка и не дает конечным ценам на АЗС расти темпами, превышающими инфляцию, сказали «Известиям» в ведомстве. Необходимости корректировать демпфер нет, поскольку экономические показатели демонстрируют его эффективность, считают в министерстве.
Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?
— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.
Теперь Независимый топливный союз предлагает отказаться от демпфера. Также эксперты выдвинули следующие предложения, которые помогут оставить цены в рамках базового сценария:
- снижение акцизов на бензин и дизель пятого экономического класса;
- отмена демпфера – сейчас он дестабилизирует ситуацию, а не сглаживает цены на рынке;
- повысить нормативы обязательных объёмов реализации топлива на бирже: до 25% по бензину и до 15% по дизелю.
При изменениях трат на один из пунктов, которые формируют ценообразование, пропорционально меняется цена на топливо. К примеру, изменение величины налога на добывание сырья влечет за собой увеличение стоимости одного литра бензина.
В качестве обоснования следует напомнить о налоге на добычу, который закладывается непосредственно в оплату бензина рядовыми гражданами. Эта часть бюджета составляет около 50-60% общей суммы.
На заметку!
Таким образом, можно говорить о прямой зависимости между повышением ставок налогообложения предпринимателей и ростом цен на бензин и дизельное топливо.
Идет антиспам и антибот проверка…
Эксперты в сфере отечественной и мировой энергетики сообщают, что прогноз роста цен должен основываться на нескольких факторах:
- Добыча. Развитие технологий, преодоление сложностей по добыванию сырья требуют денежных вливаний.
- Оборудование. Выход из строя оборудования для добычи, переработки или транспортировки нефти может потребовать покупки нового.
- Рост налоговых ставок.
Дизтопливо долгое время было более дешевым заменителем бензина, что сказывалось на выборе автомобиля рядовым гражданином.
Последние изменения в новых законах и решениях правительства страны дают возможность сформировать прогноз цен на топливо в 2021 году. Среди причин изменения цен в большую сторону называют стремление государственных чиновников плотно внедрить на отечественный авторынок машины, работающие на экологически чистой энергии. Считается, что резкое увеличение стоимости топлива подтолкнет автомобилистов к выбору экологичных автомобилей.
Среди прогнозов звучат предположения об увеличении цены на дизтопливо вплоть до 55-60 руб. за 1 литр.
На заметку!
Изучая данные топливных рынков за прошедшие 2 десятилетия, можно говорить о глобальном росте цен. Бензин подорожал с 7 до 54 руб. Следует понимать, что стоимость может меняться, и многое зависит от области или края страны, компании-поставщика топлива.
Многие компании понимают, что покупателям необходимо доступное топливо. Благодаря этому появляются разнообразные акции, накопительные системы баллов, скидки на топливо для владельцев корпоративных карт и многое другое.
Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:
- рост нефтяных цен на мировых биржах;
- рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
- сезонный рост потребления топлива;
- падение курса рубля на валютных биржах;
- отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
- картельный сговор.
Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.
Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.
Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.
Ожидает ли рынок автотоплива перенастройка из-за роста цен на АЗС
Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.
Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.
Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.
Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.
Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.
Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?
— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.
Эксперты дали прогноз по ценам на бензин в 2021 году
-
12 августа 2021, 17:45
Цена бензина АИ-92 обновила на бирже очередной исторический максимум. АИ-95 стремится ввысь
-
11 августа 2021, 19:57
Овощи и фрукты за неделю подешевели. Больше всех — морковь
-
03 августа 2021, 14:01
Автомобильное топливо на бирже снова дорожает. У АИ-92 уже исторический максимум
Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.
За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.
Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.
Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.
В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?
— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.
«Изменение розничных цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в течение 2021 года не превысит темпов инфляции», — горячо обещал в начале января текущего года заместитель Председателя Правительства России Александр Новак. Он отмечал, что в течение 2020 года рост цен на бензин АИ-92 не превысил 2%.
Интересную динамику в 2021 году демонстрирует цена на пропан-бутан – за короткое время она достигла 28 рублей и продолжает увеличиваться почти каждую неделю.
В начале 2021 года цена пропан-бутана на АЗС «Татнефть» составляла 25 рублей. Однако, в последние недели отмечен резкий рост цен:
- 22 февраля 2021 — 25.50 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26 рублей;
- 6 марта 2021 — 27 рублей;
- 11 марта 2021 – 28 рублей
Аналогичная ситуация — и на других заправках. Так, на АЗС «Ирбис» цена пропан-бутана в начале года составляла 22.99 рублей. Затем также отмечен резкий рост:
- 22 февраля 2021 — 25.99 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26.99 рублей;
- 6 марта 2021 — 27.99 рублей.
Нам удалось получить комментарий обеих компаний по поводу резкого роста цен на пропан-бутан.
«Цена на топливо рассчитывается в соответствии с порядком, установленным в Обществе, на основе цен ГСМ на оптовых рынках с учётом накладных расходов, а также действующих налогов. Цены формируются в зависимости от конкурентной среды в месте нахождения АЗС», — прокомментировали ситуацию представители АЗС «Татнефть».
«К сожалению, на рынке наблюдается резкий рост стоимости оптовых цен, из-за которого мы вынуждены повышать цены на АЗС. Наша компания не занимается добычей и переработкой нефти и не может повлиять на этот процесс. С такой ситуацией сталкиваются заправочные станции по всей стране. По мере возможности и стабилизации цен на рынке мы будем снижать розничные цены», — рассказали нам в сети АЗС «Ирбис».
Таким образом, обе компании объясняют резкое повышение прайсов на газ ростом оптовых цен пропан-бутана.
В результате проведенного ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 9 марта 2021 года мониторинга розничных цен по Приволжскому Федеральному округу выявлено, что уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС в Республике Татарстан выглядит следующим образом: сжиженный газ (пропан-бутан) – 26,20-27,50 рублей. Максимальная цена в ПФО – 30,90 руб., средняя цена по ПФО – 28,17 руб.
Единственным видом топлива, цена на который в 2021 году пока практически не поменялась, является газ метан. По состоянию на март 2021 года метан в Татарстане стоит 19,02 руб. – на уровне 2020 года.
В результате проведенного ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 9 марта 2021 года мониторинга розничных цен по Приволжскому Федеральному округу выявлено, что уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС в Республике Татарстан выглядит следующим образом: сжатый газ (метан) – 19,00 руб. Максимальная цена в ПФО – 20,00 руб./м3, средняя цена по ПФО – 19,52 руб./м3.
На фоне этих скачков цен владельцы частных АЗС начали массово жаловаться на рост оптовых цен, которые заставляют их работать в убыток. По мнению владельцев АЗС, повышать цены для клиентов им не позволяют, оптовые же цены при этом никто не контролирует.
Так, на днях владельцы заправок в Набережных Челнах («НАИКОМ», «Ирбис», «ТрансНефтеПродукт» и др.) обратились за поддержкой к представителю бизнес-омбудсмена Татарстана Андрею Балте.
«На отпускные цены ГСМ ввелось жесткое регулирование, а оптовые не регулируются. Таким образом, крупные оптовые компании выдавливают частный бизнес. А ведь многие компании огромную социальную нагрузку несут, значимые проекты реализуют, за ними стоят огромные коллективы», — пояснил Балта.
Сейчас готовится обращение, которое будет направлено бизнес-омбудсмену, президенту Татарстана, в ФАС и другие инстанции.
Вместе с тем, 10 марта 2021 года в Правительстве РФ состоялось совещание о ситуации на рынке нефтепродуктов. В ходе совещания была рассмотрена текущая ценовая ситуация на рынке бензина и дизельного топлива.
Заместитель Председателя Правительства Александр Новак провёл совещание с участием представителей нефтегазовых компаний о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
В ходе совещания была рассмотрена текущая ситуация на внутреннем рынке основных нефтепродуктов в части поставок, а также их экономики. По итогам обсуждения участниками совещания было решено откорректировать заложенную в формуле действующего демпферного механизма цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019–2020 годах, а также использовать фактические темпы роста розничных цен для расчёта демпфера в будущие периоды.
Это должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции.
Иными словами, нам вновь обещают рост цен, но опять якобы не выше годовой инфляции. Не снижение, не стабилизацию, а рост… Впрочем, опыт 2020 года показывает, что фактический рост цен на топливо, по крайней мере в Татарстане, превысил значения, заявленные Правительством РФ. Судя по всему, в этом году будет тоже самое – ожидать снижения цен на топливо не стоит…
В 2021-м бензин в России может достичь европейского уровня
- Цена метана на заправках 2021 — 10/03/2021
- Почему на заправках дорожает пропан-бутан? — 09/03/2021
- Цена пропан-бутана на АЗС в 2021 году бьёт рекорды [видео] — 07/03/2021
- Трассы Татарстана закроют для грузовиков с 1 апреля 2021 — 02/03/2021
- Транспортный налог 2021: перечень дорогих автомобилей [скачать] — 28/02/2021
В Минфине России заявили, что нынешний рост оптовых цен на топливо на бирже в России будет сглажен в течение месяца-двух за счет действия демпфера, что «обеспечит стабильность цен для конечных потребителей». В министерстве ожидают, что «рост цен на топливо по итогам этого года не превысит уровня инфляции», говорится в сообщении Министерства финансов.
Механизм демпфера был разработан в 2018 году для обеспечения стабильных розничных цен на АЗС независимо от уровня цен на нефть. Он действует на стоимость топлива балансирующим образом, так как при повышении цен на нефть нефтяники получают субсидию из бюджета для сдерживания розничной цены топлива на внутреннем рынке ростом не выше инфляции. При низких ценах на «черное золото», наоборот, нефтепроизводители доплачивают в госказну.
23073
15581
12941