Вид на жительство это временно проживающий или временно пребывающий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вид на жительство это временно проживающий или временно пребывающий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Разрешение на временное проживание оформляют в следующих ситуациях:

  • когда мигранту по какой-то причине необходимо несколько лет прожить в РФ;
  • когда гражданин другой страны хочет получить в России ВНЖ, для которого во многих ситуациях требуется наличие РВП.

Разрешение не является каким-то документом или справкой. Оно представляет собой отметку (штамп), которая проставляется в национальном или заграничном паспорте иностранца. Специальный документ о получении разрешения выдается только людям без гражданства, ввиду отсутствия у них паспорта.

Иностранцы с РВП и иностранцы с ВНЖ относятся к разным категориям иностранцев. РВП дает статус — временно проживающего, а ВНЖ — постоянно проживающего иностранца. Следовательно, если смотреть на классическую «лестницу» движения к гражданству, то становится понятным, что сначала идет ступенька РВП, а потом — ступенька ВНЖ, которая является последней Конечно, иногда бывают исключения, о которых мы говорили выше, но это именно исключения, не отменяющие общие правила.

Получите бесплатную консультацию специалиста по вопросам оформления РВП и ВНЖ

РВП и вид на жительство: с каким статусом комфортнее жить в РФ

Ни обладателю РВП, ни обладателю ВНЖ дополнительные разрешительные документы не нужны. Это означает, что им не нужно получать патент или обязательно подписывать трудовой договор для того, чтобы находиться в стране.

Тут ВНЖ безусловно выигрывает, потому что наделяет своего владельца практически теми же правами, которые есть у россиянина. То есть он может свободно передвигаться по России, работать и жить там, где захочет, выезжать из страны и въезжать обратно. В отличие от ВНЖ, владелец РВП имеет ограничения. Например, он имеет право работать только в том регионе, на который выдано разрешение на временное проживание.

И один и второй документ дают доступ иностранцев к бесплатному медицинскому обслуживанию, а значит имеют право получить полис ОМС.

Что касается других социальных гарантий, например, пенсионных накоплений, то на них имеют право только иностранцы с ВНЖ. Также именно вид на жительство дает возможность получения кредитов в российских банках. Сделать это, имея разрешение на временное проживание, практически невозможно. Наши коллеги писали об кредитах для иностранных граждан в статье «Кредит для иностранца с ВНЖ».

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

приглашающая сторона — федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))

разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 389-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее — подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013), от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ, от 31.12.2017 N 493-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 329-ФЗ)

Комиссии, указанные в абзаце втором настоящего пункта, образуются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

Представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав комиссий по согласованию с руководителями указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

Порядок образования и организации работы комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

3. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

1) который указан в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона и которому вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

2) который не достиг возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которого является иностранным гражданином и временно проживает в Российской Федерации, — на срок временного проживания его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

3) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, — в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия

\n\n

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

\n\n

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

\n\n

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

\n\n

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

\n\n\n\n

СПРАВКА

\n\n\n

Общий срок действия «трудового» патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. За этот период необходимо ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Размер платежа ежегодно индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ). Сумму НДФЛ с доходов иностранца, работающего на основании патента, можно уменьшить на фиксированные «авансы», уплаченные за период его действия. Для этого налоговый агент должен получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).

\n\n\n\n\n

Как уже упоминалось, исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Эти страны вместе с Россией являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Данный международный документ позволяет гражданам стран — участниц ЕАЭС работать в России без получения разрешений и патентов (п. 1 ст. 97 Договора). Поэтому при заключении трудового договора кандидаты из этих стран, за исключением Белоруссии, дополнительно должны предъявить только миграционную карту и полис ДМС. Что касается граждан Белоруссии, то им для трудоустройства миграционная карта не нужна, а медпомощь гарантирована на межгосударственном уровне (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»).

\n\n

\n\n\n\n

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

\n\n

В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

\n\n

\n\n

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

\n\n

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

\n\n

Если представлен паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» или отдельный документ «Разрешение на временное проживание», то статус — временно проживающий.

\n\n

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

\n\n

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

\n\n

\n\n

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

\n\n

Правила поведения пользователей на сайте

\n\n

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

\n\n

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

\n\n

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

\n\n

В отношении тех иностранцев, которые представили патент, миграционную карту или паспорт с открытой визой, страховые взносы начисляются в «усеченном» варианте. Так, с их зарплаты не нужно платить взносы на обязательное медицинское страхование. Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8%. Пенсионные взносы рассчитываются так же, как и по работникам-россиянам.

\n\n

Отдельные правила установлены для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые не являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении. Если такой ВКС временно пребывает на территории РФ, то с его зарплаты страховые взносы вообще не начисляются (кроме взносов «на травматизм»). А в остальных случаях (если специалист имеет право на постоянное или временное проживание в России) не платятся взносы на ОМС. Остальные взносы нужно перечислять на общих основаниях.

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно разрешение на привлечение иностранных работников.

При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.

При приеме на работу временно проживающего иностранца запросите разрешение на временное проживание. Иностранец может работать только в том регионе, где он получил разрешение на временное проживание. Его выдают сроком на 3 года, как отметку в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну.

Работники из Беларуси по трудовому статусу приравнены к гражданам нашей страны и при трудоустройстве предъявляют те же самые документы, кроме документов воинского учета. Правила приема на работу граждан Казахстана, Армении и Киргизии тоже были упрощены — они могут трудиться в России без разрешения на работу.

Важно: граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, как и остальные иностранные граждане, подлежат миграционному учету.

Порядок обложения выплат налогами и взносами также зависит от статуса иностранца.

Для того чтобы определить размер НДФЛ, проверьте является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Особенность — иностранцы, работающие в России на основании патента платят НДФЛ по ставке 13%. Сумма авансового платежа, уплаченного работником по патенту, уменьшает сумму НДФЛ, который работодатель удерживает с него в текущем месяце. Работодателю нужно получить в ИФНС уведомление о праве уменьшения НДФЛ сотрудника на сумму аванса, который он уже заплатил в счет будущего налога.

Другое исключение для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии — ставка НДФЛ всегда 13%.

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

  • лично в территориальном органе МВД;
  • через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
  • через многофункциональные центры «Мои документы».

РВП и ВНЖ — сравниваем документы

Граждане Российской Федерации подтверждают проживание на территории Российской Федерации документами о регистрации по месту жительства, по месту пребывания.

Документами, подтверждающими регистрацию по месту жительства гражданина Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, содержащее сведения об адресе места жительства.

Документами, подтверждающими регистрацию по месту пребывания гражданина Российской Федерации, являются свидетельство о регистрации по месту пребывания, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, содержащее сведения об адресе места пребывания.

Подтверждение проживания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства осуществляется с учетом Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями статьи 2 которого определено следующее:

– разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

– вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;

– временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

– постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный граждан – лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства подтверждается видом на жительство иностранного гражданина, видом на жительство лица без гражданства, отметкой о разрешении на временное проживание, проставленной в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, разрешением на временное проживание лица без гражданства.

Дата изменения: 09.06.2016 09:19:57
Количество показов: 15035

Возврат к списку

Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.

Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где человек зарегистрирован постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдается соответствующее свидетельство, которое нужно носить с собой. В 2020 году порядок совершения регистрационных действий претерпел некоторые изменения. Так, с 15 июля документом, подтверждающим временную регистрацию, является выписка из Государственного реестра, отметила член Ассоциации юристов (АЮР) России Ольга Полубкова.

Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.

  • документ, подтверждающий личность гражданина;
  • документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
  • заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
  • паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.
  • В интернете есть множество сайтов с объявлениями о продаже временной регистрации в Москве. Многие граждане задаются вопросом о возможности фиктивной регистрации. Однако юристы предупреждают, что это незаконно. «Покупка временной регистрации противоречит действующему законодательству, так как сама по себе регистрация не может выступать объектом купли-продажи», — пояснила Наталья Тарасова.

    Следовательно, за фиктивную регистрацию придется нести ответственность как покупателю, так и продавцу. «Правонарушение подобного рода влечет за собой штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет», — добавила член АЮР.

    Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

    В соответствии со ст. 2 ФЗ-115 временное пребывание — это нахождение иностранца на территории РФ по визе (с определенным сроком действия) или в безвизовом порядке (он действует для граждан СНГ с предоставлением миграционной карты на границе).

    Срок пребывания в России ограничен визой, при безвизовом режиме он не может составлять более 90 дней (при условии постановки на миграционный учет). Если гражданин получит разрешение или патент на работу, он вправе жить в РФ до года.

    Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.

    Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.

    Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.

    Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:

    • подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
    • получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
    • получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).

    Гражданство – это принадлежность человека к определённому государству, означающая, что с этим государством он находится в правовых отношениях, ему гарантируются права, свободы, он подчиняется системе налогообложения и находится под защитой этого государства, за границей.

    ВНЖ, или вид на жительство – документ, согласно которому разрешено длительное проживание и работа на территории определенного государства иностранному гражданину. При этом, фактически, это гарантирует ему такие же права, что и постоянному гражданину страны. Вид на жительство и гражданство находятся друг от друга в правовом поле очень близко, ВНЖ служит своего рода ступенькой для получения гражданства и значительно упрощает этот процесс.

    Вид на жительство действует в течение пяти лет.

    ПМЖ, или постоянное место жительства, он же вид на постоянное проживание – следующий этап, после получения ВНЖ, дающий дополнительные привилегии в виде свободного въезда-выезда.

    Является последним этапом перед получением гражданства, в зависимости от страны, после получения ПМЖ возможно подавать заявку на получение гражданства в срок от 1 до 4 лет.

    РВП – разрешение на временное проживание. Не стоит путать временное пребывание и временное проживание, разница между этими правовыми положениями существенна.

    Первое – ограничено сроком действия визы и не дает права проживания иностранному гражданину.

    Второе — дает возможность иностранному гражданину свободно въезжать в страну и покидать ее без оформления дополнительных документов. Выдается сроком на три года, в течение которых нужно успеть оформить ВНЖ, в противном случае страну придется покинуть, потому что РВП не продлевается.

    Виза и вид на жительство имеют мало общего между собой. Виза всего лишь означает разрешение для человека на въезд в определённую страну, при этом четко оговорена цель его пребывания (туризм, командировка) и его продолжительность. Для получения визы следует предоставить документы, подтверждающие, что человек не только прибудет в страну, но и уедет из нее – это могут быть, например, билеты на самолет в оба конца.

    ВНЖ, в отличие от визы, представляет собой фактически заявление на получение гражданства в будущем, позволяет работать, оформив патент, учиться, покупать недвижимость и прочее.

    Для того чтобы проживать и работать в другой стране, сначала всегда оформляется РВП, которое может иметь срок от 1 до 3 лет. Продление разрешения на временное проживание не предусмотрено. Предполагается, что за этот срок тот, кому нужно остаться в стране, уже оформит вид на жительство. ВНЖ возможно продлевать неограниченное количество раз и действует он гораздо дольше – в среднем 5 лет. Это одно из различий между ними.

    В особых случаях мигрант может получить ВНЖ без ранее оформленного РВП. В России такая льгота предусмотрена для:

    1. Для граждан Белоруссии, как союзного государства, для получения ВНЖ достаточно самого факта наличия белорусского гражданства.
    2. Для иных граждан, в том особом случае, когда иностранный гражданин имеет право на получение гражданства РФ, но при этом не желает становиться гражданином. Ему может быть оформлен ВНЖ в особом порядке, даже без обязательной постановки на миграционный учет. Для лица, не имеющего гражданства, имеющего право на его получение, но по каким-то причинам не желающего его получать действует то же правило.
    3. При наличии права на приобретение гражданства РФ, которое имеется у таких категорий граждан, как:
    • высококвалифицированные специалисты и члены их семей;
    • беженцы;
    • лица, чье гражданство было прекращено ранее;
    • лица, кому ранее было отказано в гражданстве, но теперь отказ отменен;
    • лица, незаконно депортированные из Крымской Автономной республики и члены их семей;
    • лица, получившие политическое убежище.

    4. ВНЖ для носителя русского языка выдается в случае, если гражданин одновременно отказывается от гражданства другого государства, а также подает заявление на получение ВНЖ в тот же орган МВД, чьей комиссией был признан носителем языка. В подтверждение того, что знания языка удовлетворяют определенному уровню, выдается сертификат о знании языка.

    Все эти категории заявителей имеют возможность получить ВНЖ, минуя получение разрешения на временное проживание.

    Полученное разрешение на временное проживание и ВНЖ – совершенно разные категории гражданского положения, которые отличаются продолжительностью, налагаемыми обязанностями и предоставляемыми правами.

    Временное проживание позволяет непрерывно находиться на территории страны не более 90 суток, а всего – до 180 суток в сумме. Пребывание же за территорией страны для имеющего РВП непрерывно не может длиться более полугода.

    Для желающего получить гражданство Российской Федерации или какой-либо другой страны важно досконально изучить законодательные нормативы, касающиеся порядка оформления всех этапов, от временного пребывания до превращения в полноценного гражданина. Каждая страна в праве самостоятельно установить порядок вхождения гражданина в свое правовое поле.

    Важно узнать свои возможные льготы для ускорения и упрощения процесса и понимать, что получение гражданства – не простая формальность. При всей кажущейся несложности процесса перехода из одной категории в другую – это потребует ответственности и внимательности, потому что небрежение к порядку и срокам могут привести к сведению всех усилий и ожиданий на «нет». При этом, внимательное соблюдение правил позволит получить желанное гражданство с минимумом волнений и затрат нервов, лишнего времени и сил.

    У многих российских компаний есть работники-иностранцы. Одни хотят иметь в своем штате высококлассного зарубежного специалиста и готовы платить за это немалые деньги. Другие, наоборот, стремятся сэкономить и нанимают неквалифицированных мигрантов как более дешевую (по сравнению с россиянами) рабочую силу. Но и те и другие должны быть очень внимательными, чтобы соблюсти все требования российского законодательства, касающиеся трудовых отношений с иностранцами. Ведь их нарушение может дорого обойтись работодателю. Размер штрафов варьируется от десятков тысяч до миллиона рублей.

    При этом под иностранцами я буду понимать любых людей, у которых нет гражданства Российской Федерации, то есть как подданных других стран, так и лиц, у которых вообще нет гражданства какой бы то ни было страны (апатридов).

    От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:

    Категория иностранных сотрудников

    Размер страховых взносов

    Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
    • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
    • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
    • ОМС — 5,1%
    Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
    • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
    • ОСС — 1,8% до 865 000 руб., свыше — 0%;
    • ОМС — 0%
    Высококвалифицированные специалисты
    • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
    • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
    • МС — 0%
    • Рассмотренные выше категории иностранных граждан представляют собой последовательные этапы, по прохождению которых иностранец получает права по осуществлению трудовой деятельности, аналогичные правам гражданина России.
    • От верного определения статуса иностранного сотрудника зависит круг обязанностей работодателя по заполнению отчетности, расчету страховых взносов, уведомлению контролирующих органов.
    Актуально на

    Теперь разберемся, что значит постоянно проживающий на территории РФ и какие права предоставляет такой статус.

    Иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего в период, пока у него действует РВП. В это время он имеет возможность оформить вид на жительство (ВНЖ), выдаваемый на 5 лет и продлевающийся многократно. В то же время он ежегодно уведомляет о подтверждении своего проживания.

    Статус постоянно проживающего фактически предоставляет те же права, что и гражданство, за исключением права участия в управлении государством (политические права).

    Основным в практике оформления иностранной рабочей силы остается вопрос, в чем различия правового положения временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранцев в РФ. Знать правильный ответ крайне важно, поскольку от правильной квалификации статуса зависит определение круга обязанностей, возложенных на работодателя по формированию отчетности, уведомлению контролирующих органов, расчету страховых отчислений.

    • Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке
    • Кто имеет право получить гражданство России в упрощенном порядке
    • Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке детей и недееспособных лиц
    • Документы для упрощенного приема в гражданство РФ детей и недееспособных лиц
    • Перечень документов для получения гражданства РФ в упрощенном порядке
    • Гражданство РФ по рождению на территории России
    • Как получить российское гражданство по браку
    • Восстановление в гражданстве РФ
    • Российское гражданство для жителей ДНР и ЛНР
    • Порядок регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР
    • Получение жителями ДНР и ЛНР статуса НРЯ и их прием в гражданство РФ
    • Прием жителей ДНР и ЛНР в гражданство РФ в качестве участников программы переселения
    • Программа переселения соотечественников в Россию
    • Кто может стать участником программы переселения соотечественников
    • Как получить гражданство РФ участникам программы переселения соотечественников
    • Перечень документов для участия в программе переселения соотечественников
    • Документы для приема в гражданство РФ по программе переселения
    • Получение статуса носителя русского языка
    • Перечень документов для признания носителем русского языка
    • Прием в гражданство РФ носителей русского языка
    • Документы для приема в гражданство РФ носителей русского языка
    • Вид на жительство для носителей русского языка


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]