Чем отличается опекун от попечителя несовершеннолетнего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается опекун от попечителя несовершеннолетнего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определить форму обеспечения заботы о ребенке можно, исходя из состояния здоровья и возраста подопечного.

Основные моменты, чем отличается реализация полномочий опекуна и попечителя, связаны со следующими параметрами:

  • Возрастом воспитанника.
  • Полноте прав принятия решений по материально-имущественным вопросам.
  • Правам и исполняемым обязанностям.
  • Формы и размера финансирования со стороны государства.

Если возрастные различия не требуют пояснений, то в отношении остальных вопросов, в силу определенных отличий, разбираются более детально.

В чем разница опекуна и попечителя

На территории РФ, относительно подобной деятельности все моменты закреплены в действующем законодательстве. Все установленные моменты регламентированы следующими нормативно правовыми актами:

  • ГК РФ статья № 31.
  • ГК РФ статья № 32.
  • ГК РФ статья № 33.
  • ГК РФ статья № 34, и дополнительно некоторые положения Семейного Кодекса страны.

Отдельно следует выделить некоторые положения нормативно правовых актов, которые установлены местными аппаратами власти на местах в субъектах РФ, и дополнительно положения ряда Федеральных законов страны.

Важно. На практике все это необходимо, чтобы существенным образом разграничить два этих термина, которые приближены друг к другу, однако имеют конкретные различия в возможностях, правах и обязательствах.

На территории РФ присутствуют определенные слои населения, которые нуждаются в конкретной заботе и защите собственных интересов. Разумеется, все эти лица не объединены в одну конкретную группу, а относятся к абсолютно разным слоям общества. Именно поэтому для них предусматривается соответствующее оказание ухода и поддержки, которое выказывается не только законодательными органами, но и также соответствующими лицами. Эти представители делают все необходимое, чтобы сделать жизнь своих подопечных полноценной, за, что получают определенные установленные привилегии от государства.

Основная задача попечителя — не позволить своим подопечным совершать глупые и необдуманные поступки, защитить их от посягательств со стороны третьих лиц, дать хорошее воспитание и позволить получить достойное образование.

Подопечные могут сами совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать продукты питания, предметы гигиены и т.д. Могут самостоятельно устроиться на работу, тратить на определенные нужны свою зарплату или стипендию. Однако на более крупные соглашения потребуется разрешения попечителя, и сделку совершать надо будет вместе с ним. При необходимости подопечный будет представлять интересы вышеуказанных граждан. Государство создало такую форму как попечительство для защиты лиц, которые в силу юного возврата или одурманивания сознания не всегда дают точную оценку своим действиям.

Попечительство можно оформить и по уходу за пожилым человеком по его инициативе, если гражданин по состоянию здоровья ограничен. Это форма больше приобретает форму патроната.

С 14 до 16 лет проживание с подопечным обязательное. А после 16 лет возможно и раздельно после получения разрешения от органов опеки, если это отвечает интересам ребенка, например, поступление в колледж в городе.

По аналогии с опекой требуется заполнять и сдавать ежегодный отчет.

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством:

  1. Во-первых, разница в названиях субъектов. В случае опеки — это опекун и опекаемый, а в случае с попечительством – попечитель и подопечный.
  2. Во-вторых, отличие в самих субъектах, т.е. над кем осуществляется уход. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – старше 14 лет и до совершеннолетия. Опекаемый – недееспособный взрослый, подопечный – ограниченно дееспособный.
  3. Опекун представляет интересы своего опекаемого полностью, совершает сделки от его имени (кроме крупных сделок и сделок с недвижимостью), а попечитель только дает разрешение на определенные сделки, советует, как поступать в определенных случаях, но не заменяет полностью самого подопечного.
  4. Опекун несет полную материальную и имущественную ответственность за действия малолетнего или недееспособного гражданина, а в случае попечительства ответственность солидарная, отвечают оба.
  5. Проживание с опекаемым обязательно в случае опеки, а в отношениях попечительства после 16 лет в интересах ребенка возможен разъезд при разрешении органа опеки.

На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

В чем разница между опекуном и попечителем: спектр прав

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства

1. Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.

Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

24 апреля 2008 года

N 48-ФЗ

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Опекунство и попечительство

Опекуном недееспособного гражданина чаще всего становятся его близкие родственники. Если они проживали вместе более десяти лет, то никакого обучения не требуется, документы сразу подаются в органы опеки и попечительства по месту жительства.

Сделать это можно как непосредственно в государственный орган, так и через портал государственных услуг или МФЦ. Необходимо предоставить (помимо удостоверения личности и заявления):

  • подтверждение родства;
  • медицинское решение о здоровье будущего опекуна.

Для полностью недееспособных граждан назначается опекун. Недееспособный гражданин, за которым сохранены некоторые права (ограниченно недееспособный) получает для присмотра за собой – попечителя.

Ответ на вопросы: чем отличаются опекун и попечитель, в чем разница недееспособным гражданам от этих форм ухода, заключается в различии прав у самих недееспособных.

Недееспособными признаются люди вследствие различных психических заболеваний, при которых они в полной мере не могут осознавать совершаемые ими поступки, а значит, и нести за них ответственность. Лишают гражданина дееспособности только по решению суда. Для такого человека назначается опекун. Опекун выполняет все сделки за своего подопечного. Закон ограничивает опекуна только в некоторых случаях, чтобы исключить вероятность действий не в интересах опекаемого. Так опекун не может отчуждать имущество недееспособного (продавать, дарить и т.д.) и отказываться от наследства.

Можно сделать вывод, что попечительство является более лёгкой формой опеки.

Суть ответа на вопрос: опекун и попечитель – в чём разница? – кроется в правах подопечного. Если в четырнадцать лет подросток приобретает дополнительные права и свободы, соответственно, опекун теряет часть своих прав и переходит в разряд попечителей. Но, в то же время, снижается и степень ответственности у попечителя за действия своего подопечного. Аналогично происходит и с родителя любого подростка. Только в этом случае не меняется название. Поэтому, такая замена скорее формальная. Через постепенное увеличение прав с возрастом проходят все дети, независимо живут они с родными родителями или с опекунами. Чаще всего такой процесс не заметен для жизни в семье.

Примерно также опекун и попечитель (какая разница) – соотнесены для совершеннолетних. У опекуна больше прав, но он несёт полную ответственность за действия своего подопечного. У попечителя прав немного меньше, но и ответственность не лежит полностью на нём. В данном случае обычно не происходит смены одной формы опеки на другую. Исключение – если человек приобрёл психическое заболевание после многих лет алкоголизма или наркомании.


Поэтому в жизни термины опека и попечительство всегда идут вместе. Разница между ними невелика и обусловлена указанными небольшими формальностями. Опекун и попечитель обычно хорошо ознакомлены со своими и обязанностями, поэтому путаницы при их исполнении не должно возникать.

Разница между опекой и попечительством заключается в нескольких принципиальных моментах. Чтобы разобраться в вопросе, чем отличается опека от попечительства, следует определиться с терминологией. В первую очередь нужно сказать, что существует несколько форм опеки. Указанный институт может разделяться на категории в зависимости от ряда признаков.

Основными видами опеки согласно положениям закона являются следующие:

Тётя своя или «чужая». Проблема родственной и неродственной опеки

  • Опекуны имеют право представлять интересы детей в различных организациях и перед государством, совершать от их имени некоторые сделки (при разрешении ООП).
  • Опекун является законным представителем подопечных во всех инстанциях, включая суд. Все необходимые сделки совершаются опекуном в интересах подопечных и от их имени.
  • Законодатель не дал полную свободу опекунам касательно распоряжений с недвижимым имуществом, таким как квартиры, дома и дачи, принадлежащие подопечному. С разрешения опеки можно только пользоваться таким имуществом, не причиняя ему никакого вреда. Если извлекается прибыль, например, сдача в аренду недвижимости, все полученные средства должны быть приобщены к общему имуществу подопечного, например, поступать на его счет в банк. По договору с органами опеки опекун может получать от этой суммы не более 5%. При нарушении закона это может повлечь за собой административное или уголовное наказание.
  • Опекун должен совместно проживать с ребенком до 16 лет в обязательном порядке. По общему правилу на территории опекуна, но в интересах ребенка это может происходить и в его доме.
  • Опекун ежегодно должен сдавать отчет о всех финансовых движениях, расходах и фактическом пользовании имуществом подопечного.


Для ребенка в возрасте от 14 и до 18 лет (возраст совершеннолетия) и граждан, ограниченных судом в дееспособности, назначается попечитель. Который обязан оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Если над малолетним ребенком опекун осуществлял опеку, то когда ребенку исполняется 14 лет, статус автоматически меняется на попечителя.

Основная задача попечителя — не позволить своим подопечным совершать глупые и необдуманные поступки, защитить их от посягательств со стороны третьих лиц, дать хорошее воспитание и позволить получить достойное образование.

Подопечные могут сами совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать продукты питания, предметы гигиены и т.д. Могут самостоятельно устроиться на работу, тратить на определенные нужны свою зарплату или стипендию. Однако на более крупные соглашения потребуется разрешения попечителя, и сделку совершать надо будет вместе с ним. При необходимости подопечный будет представлять интересы вышеуказанных граждан. Государство создало такую форму как попечительство для защиты лиц, которые в силу юного возврата или одурманивания сознания не всегда дают точную оценку своим действиям.

Попечительство можно оформить и по уходу за пожилым человеком по его инициативе, если гражданин по состоянию здоровья ограничен. Это форма больше приобретает форму патроната.

С 14 до 16 лет проживание с подопечным обязательное. А после 16 лет возможно и раздельно после получения разрешения от органов опеки, если это отвечает интересам ребенка, например, поступление в колледж в городе.

По аналогии с опекой требуется заполнять и сдавать ежегодный отчет.

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством:

  • • Во-первых, разница в названиях субъектов. В случае опеки — это опекун и опекаемый, а в случае с попечительством – попечитель и подопечный.
  • • Во-вторых, отличие в самих субъектах, т.е. над кем осуществляется уход. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – старше 14 лет и до совершеннолетия. Опекаемый – недееспособный взрослый, подопечный – ограниченно дееспособный.
  • • Опекун представляет интересы своего опекаемого полностью, совершает сделки от его имени (кроме крупных сделок и сделок с недвижимостью), а попечитель только дает разрешение на определенные сделки, советует, как поступать в определенных случаях, но не заменяет полностью самого подопечного.
  • • Опекун несет полную материальную и имущественную ответственность за действия малолетнего или недееспособного гражданина, а в случае попечительства ответственность солидарная, отвечают оба.
  • • Проживание с подопечным обязательно в случае опеки, а в отношениях попечительства после 16 лет в интересах ребенка возможен разъезд при разрешении органа опеки.
  • На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

Надеюсь, что моя статья оказалась для вас полезной. Выражаю вам признательность, что дочитали.

Ваша Геннадьевна.

Как оформить опеку или попечительство над взрослым

Стать опекуном или попечителем вправе исключительно дееспособный человек старше 18 лет.

Законодательство устанавливает категорию лиц, которые не могут оформить опекунство или попечительство:

  • несовершеннолетние лица (даже если они приобрели полную дееспособность – например, оформили ИП или зарегистрировали супружеский союз);
  • лица, которых лишили родительских прав (или ограничили в них);
  • люди, у которых диагностирована наркотическая/алкогольная зависимость;
  • люди, которые в прошлом уже были опекунами/попечителями, но в дальнейшем их отстранили от выполнения данных обязательств;
  • люди, которые в прошлом были усыновителями, однако из-за совершения противоправных действий они лишились данного статуса;
  • люди, страдающие от тяжелого заболевания, в результате чего они не могут обеспечить полноценный уход за ребенком.

Желающему взять под опеку или попечительство необходимо предоставить в территориальное отделение соцзащиты населения следующие документы:

  • заявление;
  • справка с места работы, содержащая информацию о должности, среднем заработке за год;
  • справка о других источниках доходов для нетрудоустроенных лиц (например, о получении пенсии);
  • выписка из домовой книги или другая правоустанавливающая документация на жилье;
  • ксерокопия финансового лицевого счета с адреса проживания;
  • справка о том, что у заявителя нет судимости (оформляется в ОВД);
  • медицинское заключение о текущем состоянии здоровья;
  • ксерокопия свидетельства о регистрации супружеского союза;
  • согласие в письменном виде на оформление опекунства/попечительства со стороны других членов семьи (включая детей старше 10 лет);
  • справка о том, что жилое помещение соответствует всем нормам и требованиям;
  • автобиография заявителя.

Опекун и попечитель могут быть освобождены от выполнения своих обязанностей в следующих случаях:

  • ребенок был усыновлен или вернулся к родителям;
  • человек ненадлежащим образом исполняет возложенные на себя обязательства, оставляет ребенка без надзора и помощи (в этом случае его не только лишат соответствующего статуса, но и привлекут к ответственности в зависимости от тяжести последствий);
  • сам опекун или попечитель попросил освободить от выполнения обязательств перед ребенком.

Помимо опеки и попечительства, есть и другая форма обеспечения людей – патронаж. Такая форма устанавливается в отношении лиц старше 18 лет, которые страдают от серьезных проблем со здоровьем и не могут защищать свои интересы, пользоваться правами. Патронатные отношения не связаны с ограничением дееспособности или с полным ее лишением, нет необходимости осуществлять полный контроль над подопечным. Решения принимает человек самостоятельно, без получения разрешений, а помощник только способствует их выполнению.

С помощником оформляется гражданско-правовой договор, формат которого зависит от оказываемых услуг. Так, может заключаться договор доверительного управления, поручения. Договор оформляется на ограниченный срок, услуги оказываются на платной основе. Как только срок действия договора подходит к концу, патронаж больше не действует.

Для оформления патронажа необходимо обратиться в территориальное отделение органов опеки с заявлением и документами.

Правовой статус опекунов и попечителей одинаковый – то же самое относится к требованиям, правам и обязательствам. Однако время опекун делает все вместо опекаемого, а попечитель – вместе с ним. Различаются и объемы полномочий для каждой формы обеспечения опекаемого. Для оформления опекунства/попечительства необходимо обратиться в соцзащиту населения с определенным пакетом документов. Также при необходимости можно оформить патронаж, обратившись в отделение органов опеки.

Законодательство России предусматривает, что каждый гражданин имеет две важные правовые характеристики:

  • Правоспособность – способность иметь права и обязанности, предусмотренные законодательством.
  • Дееспособность – возможность осуществлять эти права, создавать обязанности, выступать самостоятельно в правоотношениях.

Правоспособность установлена для каждого человека, она возникает при рождении и исчезает в момент смерти. А вот с дееспособностью всё совсем по-другому:

  • В полном объёме она появляется лишь с определённого возраста (совершеннолетия);
  • Она может быть ограничена по установленным в законе основаниям. В некоторых случаях человек может её полностью лишиться. Тех, для кого применена процедура лишения, называют недееспособными.

Если человек ограничен в дееспособности или же полностью её лишен, он не может совершать некоторые или все сделки, вступать в правоотношения, обращаться в государственные органы и суд. От его имени действуют специально назначенные представители – попечители и опекуны.

Основания и порядок установления опеки и попечительства регулируются законодательством.

В частности, предусмотрено, что в некоторых случаях ни опекуны, ни попечители не могут быть назначены. Это касается случаев, когда подопечные помещаются в медицинские или социальные учреждения, предназначенные для сирот, психически больных и т. д. В этом случае опеку или попечение над детьми и взрослыми осуществляет администрация таких учреждений, и сама организация осуществляет функции по представлению интересов подопечных. Её полномочия будут теми же, что и у назначенных опекунов или попечителей.

Несмотря на то, что опекуны и попечители выступают в качестве связующего звена между недееспособными или ограниченно дееспособными людьми и другими лицами, их задачи и обязанности существенно различаются.
В основном опека отличается от попечительства следующими признаками:

  • Опека устанавливается над детьми, которые младше 14 лет, а также над гражданами, которых суд в установленном порядке признал недееспособными. В этом случае подопечный сам не совершает никаких сделок, не вступает лично ни в какие правоотношения – от его имени всегда и везде действует опекун;
  • Попечительство устанавливается над детьми, уже достигшими четырнадцатилетнего возраста, но ещё не ставшими совершеннолетними. Также попечители назначаются лицам, чья дееспособность ограничена. Однако подопечный сам действует во всех правоотношениях – попечитель лишь даёт (либо не даёт) своё согласие на осуществление прав и приобретение подопечным обязанностей.
  • Опекун назначается принудительно, а вот попечитель может быть назначен и по просьбе самого лица. В частности, для инвалидов или престарелых, нуждающихся в помощи, возможно использование такой формы опекунства, как патронаж.

Осуществляя свои полномочия, опекуны и попечители руководствуются следующими принципами:

  • Добровольность. Никто не может быть назначен опекуном или попечителем против своей воли, а назначенный вправе в любой момент отказаться исполнять свои функции;
  • Подконтрольность. Деятельность органов опеки и попечительства как раз и состоит в надзоре за тем, как опекуны и попечители реализуют свои полномочия. В частности, попечитель и опекун не имеют права осуществлять или давать согласие на осуществление сделок, в результате которых имущество подопечного уменьшается (продажа, дарение, долгосрочная аренда и т. д.), без согласия органа опеки. Также есть правовые ограничения на осуществление сделок между опекуном или попечителем и подопечным: допускаются лишь те их виды, в результате которых имущество опекуна безвозмездно передается подопечному в дар или пользование;
  • Максимум защиты прав и интересов тех, от чьего имени они выступают, реализуя свои полномочия;
  • Поддержка государством попечителей и опекунов. В частности, в ряде случаев государство выплачивает пособия при опеке над детьми и т. д.

Достаточно часто устанавливается опека и попечительство над несовершеннолетними. Происходит это обычно тогда, когда юные подопечные по каким-то причинам оказываются без родительской помощи: родители умерли, лишены прав или ограничены в них, в силу болезни не могут полноценно заниматься детьми и т. д.

Как уже было сказано, опека устанавливается над детьми до 14 лет, и в полномочия опекуна входит полная замена своих подопечных во всех правоотношениях. После 14 лет и до достижения 18 над детьми устанавливается уже попечительство, при котором на совершение сделок лишь даётся разрешение, а совершает их (и, соответственно, несёт ответственность) уже сам подопечный.

Комплекс мер для несовершеннолетних вводится в месячный срок после того, как соответствующая организация (орган опеки) устанавливает, что ребёнок остался без родительской заботы. В случае, если за указанное время опекун или попечитель не был найден, ребенок передается в воспитательное либо медицинское учреждение соответствующего профиля.

Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.

Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.

Кроме опеки над детьми, допускается её установление и над взрослыми. Условия для этого очень просты: подопечный должен быть в судебном порядке лишён дееспособности. Процедура эта проводится в том случае, если человек страдает психическим заболеванием и не может сам отвечать за свои действия.

Полномочия и задачи опекуна при совершеннолетнем подопечном будут следующими:

  • выступать от имени подопечного во всех сделках;
  • обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;
  • требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;
  • обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;
  • защищать имущество подопечного;
  • не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;
  • в случае, если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Как и опека, над взрослыми людьми может устанавливаться и попечительство. Его правовые особенности заключаются в том, что она применяется к подопечным, не лишённым, но ограниченным в дееспособности. Задачи и функции попечителя, назначенного совершеннолетнему подопечному, схожи с теми, что имеет попечитель над подростком, но условия назначения будут совсем другими:

  • попечитель подростку назначается в любом случае, исключительно в силу возраста;
  • взрослому попечитель назначается лишь на основании судебного решения об ограничении дееспособности.

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж. Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки.

При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

  • В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
  • Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
  • Помощник назначается лишь с согласия опекаемого. В том случае, когда используется патронаж, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.

Сведения из следующей таблицы наглядно показывают, какие различия имеют опекуны и попечители детей и взрослых.

Права и обязанности Опекун Попечитель
Совместное проживание Должен проживать вместе с несовершеннолетним, но не обязан жить вместе с совершеннолетним лицом Обязан проживать совместно только с ребенком
Распоряжение доходами Вправе расходовать средства в интересах подопечного Может использовать доходы, за исключением тех доходов, которыми подопечный вправе распорядиться сам
Распоряжение имуществом подопечного Имеет право совершать сделки с имуществом только с одобрения опеки Может дать согласие на совершение сделки, если это не противоречит интересам подопечного и при наличии разрешения опеки
Ответственность Ответственен за вред, причиненный малолетним ребенком или недееспособным взрослым лицом Подопечный самостоятельно отвечает за свои действия
Право на финансовую поддержку Оказывается только опекунам несовершеннолетних Возмездное попечительство и материальная поддержка распространяются на граждан, на попечении которых находятся дети

Как видно из таблицы, права и обязанности данных категорий граждан в большинстве своем повторяют друг друга. Более того, за их деятельностью пристально наблюдает уполномоченный орган, в связи с чем последние обязаны ежегодно в письменной форме отчитываться о:

  • полученных подопечным доходах и понесенных в его интересах расходах;
  • сохранности вверенного имущества, являющегося собственностью опекаемого лица.

Независимо от формы устройства, требования к кандидатам устанавливаются гражданским или семейным законодательством и являются неизменными.

Так, например, если подопечный — ребенок, опекун или попечитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть взрослым дееспособным гражданином, ранее не лишенным родительских прав, не освобожденным от исполнения обязанностей опекуна, попечителя или усыновителя;
  • не иметь непогашенную или неснятую судимость за особо тяжкие и тяжкие преступления;
  • не иметь хронической зависимости от алкоголя или наркотиков;
  • не состоять в однополом браке;
  • пройти специальную подготовку психолого-педагогической направленности, если таковая является для него обязательной;
  • быть годным по медицинским показаниям, то есть не иметь заболеваний, препятствующих к назначению в качестве опекуна или попечителя;
  • не быть осужденным или подвергшимся уголовному преследования за уголовно наказуемые деяния, направленные против личности других граждан, кроме случаев, когда гражданин реабилитирован или его преследование прекращено.

Если подопечный является взрослым, ограниченным в дееспособности или недееспособным лицом, кандидат должен отвечать следующим требованиям:

  • быть совершеннолетним и полностью дееспособным;
  • не быть лишенным прав родителя, в также не иметь судимости за умышленное деяние, направленное против жизни и здоровья других граждан.

Порядок назначения опекунов и попечителей общий, что предусматривает:

  1. Подачу заявления и пакета документов в уполномоченный орган.
  2. Прохождение специальной подготовки, завершающейся выдачей сертификата.
  3. Проверку жилищно-бытовых условий.
  4. Выдачу заключения о возможности быть опекуном или попечителем.
  5. Вынесение акта о назначении конкретного лица опекуном или попечителем.
  6. Подписание договора о возмездной опеке (при передаче детей).

В завершение темы коротко ответим на вопрос, чем опекун отличается от попечителя. Первый представляет подопечного и действует от его имени, второй дает согласие на совершение опекаемым тех или иных действий. При этом права и обязанности обоих практически дублируют друг друга, а обязательным условием их реализации является защита интересов опекаемого лица.

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

В чем разница между опекуном и попечителем

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» труд опекуна и попечителя не оплачивается, он может пользоваться некоторыми льготами и компенсациями. Однако в отдельных случаях и в интересах ребенка органы опеки могут заключить договор о выплате ему пособия. Средства на пособие могут быть выделены из доходов от имущества подопечного, фондов помощи или из бюджета области. Размеры пособия устанавливаются Правительством РФ. В каких случаях и как выплачивать такие пособия – решают местные власти.

Опекун — это человек, обеспечивающий защиту прав и заботу о гражданине, который не может этого сделать сам. Он берёт на себя функции родителя и занимается решением жизненных вопросов ребёнка (или иного лица).

К гражданам, которые нуждаются в заботе, относят следующую категорию лиц:

  1. Дети ставшие сиротами в возрасте до 14 лет.
  2. Недееспособные люди любого возраста.

Обстоятельства, при которых дети нуждаются в опекунстве:

  • Биологические мать и отец лишены родительских прав, недееспособны, пропали без вести, являются тяжелобольными, неспособными заботиться о ребёнке.
  • По объективным причинам родители отсутствуют, например госпитализированы или находятся в командировке.

Попечитель и опекун – в чём разница

Законом установлены и запреты в отношении опекунов и попечителей:

  • запрещается использовать имущество подопечного в личных целях;
  • запрещается заключать договора с кредитными организациями от имени подопечного, который выступает в качестве заёмщика;
  • запрещено оформлять договор об отчуждении имущества опекаемого в пользование, если время его эксплуатации составляет от 5 лет, также нельзя давать недвижимость под залог и в аренду.

Важно! Стать попечителем или опекуном может исключительно дееспособный человек, достигший 18-летнего возраста.

Кто не сможет стать опекуном:

  1. Лица, не достигшие 18-летнего возраста.
  2. Лица, лишённые родительских прав.
  3. Люди, у которых диагностировали зависимость от алкоголя или наркотиков.
  4. Граждане, которые ранее уже являлись опекунами, но были отстранены от выполнения своих прямых обязанностей.
  5. Люди, совершившие противоправные действия ранее против опекаемого.
  6. Люди подверженные тяжелым недугам, вследствие которых не могут в полной мере ухаживать за подопечным.

Если у человека возникло желание взять под опеку ребёнка, он должен предоставить в органы опеки и попечительства следующий пакет документов:

  • заявление;
  • справка о заработной плате с места работы за период, равный году;
  • правоустанавливающая документация на жильё;
  • справка об отсутствии судимости;
  • справка с медицинского учреждения о здоровье гражданина;
  • свидетельство о браке, если таковой регистрировался;
  • автобиография гражданина;
  • справка о соответствии жилого помещения всем необходимым нормам.

В трех случаях опекуна могут освободить от необходимости нести ответственность за опекаемого:

  • ребёнок вернулся в семью к биологическим родителям;
  • опекун не справился с обязанностями, не следил должным образом за ребёнком;
  • самостоятельный отказ от обязанностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]