Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плановая проверка по пожарной безопасности 2021 что проверяют». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существующие типы проверок пожарной безопасности:
- Плановые. Производятся по заранее разработанному графику с учетом категории риска, присвоенной объекту. Руководитель организации предупреждается о приезде инспекторов на ревизию за три дня до визита.
- Документарные. Подразумевают инспекционную ревизию документации, связанной с пожарной безопасностью. О проведении проверки также предупреждают за три дня до прибытия сотрудников МЧС.
- Выездные. Могут включать в себя различные виды экспертиз, расследований и испытаний и длиться свыше 20 дней.
- Внеплановые. Мероприятие бывает инициировано по жалобе. Также существует контрольная и оперативная проверка. Организация уведомляется о визите инспектора за сутки до него.
- Повторные. Такие проверки проводятся в случае, если в процессе выездной, документарной, плановой или внеплановой инспекции были выявлены нарушения с выдачей предписаний к их устранению. Повторный выезд инспектора производится с целью проверки выполнения выданных ранее предписаний. Повторное выявление нарушений может караться штрафом, налагаемым на руководителя и организацию.
Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года
В 2021 году плановые проверки МЧС производятся согласно ежегодно составляемому в декабре графику, представленному на местном сайте ведомства в регионе. С 2021 года объявлено о применении рискоориентированного подхода, означающего, что объекты с высокой степенью риска возникновения пожара будут проверяться чаще.
Категории пожарного риска
В 2021 году выделено шесть категорий риска, влияющих на частоту проведения проверок.
Категория риска | Интервал плановых проверок |
Чрезвычайно высокий | раз в год |
Высокий | раз в два года |
Значительный | раз в три года |
Средний | раз в пять лет |
Умеренный | раз в шесть лет |
Низкий | нет плановых проверок |
Для каждого объекта степень риска будет определяться в индивидуальном порядке. На категорию влияют следующие факторы:
- наличие или отсутствие системы автоматической сигнализации;
- были ли в прошлом пожары на объекте;
- есть ли препятствия на путях эвакуации.
Чтобы самостоятельно оценить категорию риска объекта эксплуатации, можно воспользоваться специальным калькулятором на интернет-портале МЧС России.
В 2021 году МЧС внедряет дифференцированный подход к проверкам. Зоны риска и основные критерии их распределения сохраняться, но инспектор теперь вправе самостоятельно принимать решение о присвоении объекту той или иной зоны риска. Такой подход позволяет вносить коррективы в график проверок. При нарушении собственником объекта или его арендатором норм и правил пожарной безопасности контроль может быть усилен, а проверки будут проводиться чаще.
Ранее категория риска присваивалась группе объектов. Теперь же ее устанавливают для каждого из них в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько тяжелыми могут оказаться возможные последствия пожара и от того, насколько добросовестно будут исполнять свои функции лица, ответственные за пожарную безопасность. Приоритетными в связи с новым подходом станут работы, связанные с профилактикой пожаров.
Пожарная безопасность будет контролироваться разными способами, включая осмотры, проводимые инспектором инкогнито под видом клиента или покупателя. Тайные визиты позволят оперативно выявлять наличие или отсутствие нарушений, в том числе и выявленных при предыдущих инспекциях.
При проведении документарной или плановой инспекции проверяющие запрашивают множество документов, содержащих данные компании и бумаг, отражающих текущее состояние систем пожарной безопасности организации.
Приблизительный перечень выглядит следующим образом:
- Документы на право распоряжения объектом.
- Свидетельство о государственной регистрации ИП или юридического лица.
- Свидетельство о записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
- Документ, подтверждающий полномочия законного представителя ( приказ о назначении, доверенность и т.д.).
- Устав компании или положение.
- Технический паспорт БТИ.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
- Юридический и фактический адрес организации, номера телефонов.
- Список структурных подразделений с указанием адресов их нахождения.
- Перечень арендаторов здания, занимающих помещения в нем.
- Договор на техническое обслуживание установок пожаротушения, систем автоматической пожарной сигнализации, средств оповещения о пожаре.
- Акт обследования целостности конструкций (действителен один год), протокол испытания наружных пожарных лестниц (действителен пять лет).
- Акты огнезащитной обработки горючих конструкций.
- Протокол испытания противопожарного водопровода (составляется два раза в год).
- Акт испытания пожарных гидрантов наружной сети водопровода на водоотдачу (акт составляется после проверк, проводимой весной и осенью).
- Протокол испытания целостности кровельных ограждений (действителен пять лет).
- Приказ об обучения персонала по программе ПТМ, удостоверения о прохождении обучения.
- Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте.
- Журналы учета огнетушителей (с паспортами на огнетушители) и проводимых инструктажей.
- График очистки воздуховодов и систем вентиляции.
- Инструкция о мерах ПБ и иные распорядительные документы, касающиеся пожарной безопасности.
- Акт практической отработки плана эвакуации (составляется два раза в год при условии массового пребывании в здании более 50 человек).
- Для высотных задний – акт проверки молниезащиты и защиты от статического электричества.
- Декларация пожарной безопасности, лицензия на деятельность в области пожарной безопасности.
- Сертификаты пожарной безопасности на используемую продукцию (пожарные двери, шкафы, рукава, огнезащитные составы, огнетушители и т.п.).
По завершении проверки документации инспектор осмотрит все этажи здания. Проверяться будет наличие эвакуационных планов, средств пожаротушения, предупреждения и связи. Во избежание штрафа должны быть исправны средства оповещения, дымоудаления, пожаротушения, пожарная автоматика и пожарные водопроводы. Эвакуационные выходы и проходы к ним должны быть свободны от мусора, старой мебели прочего. Кроме того, должна быть очищена от легковоспламеняющихся и пожароопасных предметов прилегающая к зданию территория.
В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
- приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.
Проверки на пожарную безопасность по-новому с 1 января 2021 года
Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:
- плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
- внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.
Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.
Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:
- компании высокого риска — один раз в 3 года;
- значительного риска — раз в 4 года;
- среднего риска — раз в 7 лет;
- умеренного риска — раз в 10 лет;
- низкого риска – плановые проверки не выполняются.
Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.
На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.
Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.
Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.
Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.
Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:
- факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
- экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
- необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
- поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Как видно, оставшийся список веских причин для организации внеплановых проверок весьма короток и содержит только действительно серьезные основания для применения таких мер. Кроме этого, большая часть таких мероприятий потребует предварительного согласования с органами Прокуратуры. Исключение составляют только некоторые из них — например, проверки по прямому поручению Правительства или меры в отношении производственных и гидротехнических объектах I и II класса опасности. Если на таких объектах выявляются факты причинения вреда здоровью или жизни работников, МЧС вправе начать проверку сразу же, просто поставив представителей Прокуратуры в известность об этой работе.
В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , пунктом 30 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» , а также Общими требованиями к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177 , приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 32, ст. 5109.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2017, N 28, ст. 4149.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст. 1359.
1. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, в соответствии с приложением N 1.
2. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, поселений и населенных пунктов, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в соответствии с приложением N 2.
3. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах проживания людей, в соответствии с приложением N 3.
4. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах научных и образовательных организаций, в соответствии с приложением N 4.
5. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений, в соответствии с приложением N 5.
6. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах организаций торговли, в соответствии с приложением N 6.
7. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах медицинских организаций, в соответствии с приложением N 7.
8. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на всех производственных объектах, в соответствии с приложением N 8.
9. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на производственных объектах, на которых осуществляется деревообработка, в соответствии с приложением N 9.
10. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на производственных объектах — объектах энергетики, в соответствии с приложением N 10.
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, поселений и населенных пунктов, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на территории (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов защиты, поселений и населенных пунктов, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на их территории, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах проживания людей (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов для проживания людей, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.
Приказ МЧС РФ от 17.02.2021 N 88
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении культурно-просветительных и зрелищных объектов, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах организаций торговли (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов торговли, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.
Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.
Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:
- Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
- В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
- Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.
О том, что инспекторы нанесут внеплановый визит, вас обязаны предупредить не позднее, чем за 24 часа. Без уведомления могут прийти, если есть угроза здоровью и жизни граждан или обратился потребитель с жалобой на нарушение своих прав.
Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.
Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!
О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.
О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.
О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.
В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.
Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.
В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.
Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.
Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.
Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.
- Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
- об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
- о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
- хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
- размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
- проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.
Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.
Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.
Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.
Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2020 года, пока действуют надзорные каникулы.
Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.
Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.
После проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один отдает предпринимателю. В акте указывает:
- информацию о компании, которую проверяли;
- когда и где проводилась проверка;
- кто проводил и на основании чего;
- что выяснили во время проверки;
- информацию, что предприниматель или ответственный за пожарную безопасность сотрудник видел акт проверки или отказался его признавать.
Если нашли нарушения, отвечает за них руководитель компании или ответственный за пожарную безопасность. Один из них пишет объяснительную, в которой поясняет, что пошло не так.
Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу
Михаил Шучев пояснил, что всего в организации должно храниться 88 видов документов по пожарной безопасности, не считая различных их подвидов. У группы компаний «Гермес» есть услуга «Папка руководителя» – это перечень документов, которые формируются для каждой конкретной компании.
Эксперт рекомендует всем завести такую папку, так как она закрывает большинство вопросов по пожарной безопасности кроме объёмно-планировочных решений. В эту папку входят следующие позиции:
- Приказы.
Отметим, что ответственность за происшествия всегда несёт руководитель организации. Обязательными являются приказы о ночном пребывании, о вечернейпроверке помещений, об отключении электроприборов с соответствующей записью в журнал, о назначении ответственного за приобретение, хранение, обслуживание первичных средств пожаротушения.
- Инструкции о мерах пожарной безопасности для посетителей и для работников.
- Расчёт категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
Изменения касаются складских и производственных помещений. Складом признаётся любое помещение, где что-либо складируется.
- Комплект необходимых журналов.
Михаил Шучев советует не поддаваться на спекуляции компаний, которые такими журналами торгуют. В действительности вам понадобятся несколько: журнал инструктажей по пожарной безопасности; осмотра помещений в конце дня, перед выходными и праздничными днями (если такого документа нет, виноват будет руководитель); учёта первичных средств пожаротушения (как обязательный отменён, но лучше иметь в наличии); журнал по техническому обслуживанию и перезарядке огнетушителей; журнал технического обслуживания средств противопожарной защиты. Распечатывайте их на бумаге А4 и храните в папках.
- Исполнительная (рабочая) документация на системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения и дымоудаления.
- Договоры с подрядными организациями, обслуживающими системы противопожарной защиты.
Системы противопожарной защиты обслуживаются строго организациями, имеющими соответствующую лицензию.
- Документы об обучении работников и руководителей.
- Декларация о пожарной безопасности.
Если за пожарную безопасность в вашей компании отвечает подрядная организация, вам нужно знать, как проконтролировать её работу. Михаил Шучев рассказал, что нужно делать:
- разбираться в матчасти самому,
- спрашивать, что делает подрядчик,
- требовать, внимательно проверять договоры,
- применять санкции.
Проверки бывают разных видов, Михаил Шучев подробно рассказал, как подготовиться к каждому из них и как общаться с инспекторами.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, в рамках ежегодного плана. И не раньше, чем через три года после ввода объекта в эксплуатацию.
Внеплановые проверки могут быть контрольными, для проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию, по заявлению третьих лиц, при установлении в регионе особого противопожарного режима, при смене класса ФПО объекта защиты или по поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.
Больше подробностей – в видеозаписи онлайн-семинара.
- Расценки
- Оплатить
Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.
Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год.
В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.
Остановимся на некоторых моментах:
- проверка не может быть проведена в Ваше отсутствие, если вы о ней не уведомлены;
- давать объяснения Вы не обязаны, это Ваше право;
- можете задавать любые вопросы проверяющему лицу, связанные с обеспечением пожарной безопасности (в пределах разумного), тем самым сокращая время самой проверки;
- знакомиться с результатами проверки нужно сразу после ее окончания, время на ознакомление не ограничено;
- если не согласны с отдельными нарушениями отразите это в акте проверки во всех экземплярах;
- в случае нарушения ваших прав отразите это в акте проверки (например: не представил удостоверение личности; проверяющий не дал ответов на интересующие меня вопросы по пожарной безопасности и т.п.);
- если Вы уверены в том, что проверяющий нарушил Ваши права, оформите жалобу в орган государственного пожарного надзора с указанием обстоятельств и существа нарушения Ваших прав или причиненного вреда.
При проведении проверки Вы обязаны:
- присутствовать при проверке или вместо Вас должен быть Ваш представитель;
- дать проверяющему лицу проверить территории, здания, сооружения, помещения и строения;
- по требованию инспектора представить документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.
Лучше всего в качестве оппонента использовать другого специалиста в области пожарной безопасности, представив его как уполномоченное лицо. Так большинство вопросов может разрешиться до оформления результатов проверки.
О том, какие документы могут требовать проверяющие, мы остановимся подробнее позже в отдельной главе.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
- беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
- выдавать предписания об устранении нарушений;
- составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
- Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
- осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.
Все требования пожарной безопасности не могут быть выполнены один раз и потом забыты. Существуют текущие противопожарные мероприятия, которые необходимо выполнять с определенной периодичностью, а именно:
- проведение противопожарных инструктажей – с установленной периодичностью;
- проведение обучения руководителей и работников пожарно-техническому минимуму – с установленной периодичностью в зависимости от пожарной опасности производства;
- практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте с массовым пребыванием людей – не реже 1 раза в полугодие;
- качество огнезащитной обработки (пропитки) по инструкции – не реже 2 раз в год;
- эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах – не реже 1 раза в 5 лет;
- очистка вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов – не реже 1 раза в год;
- проверки работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода – не реже 2 раз в год (весной и осенью);
- перекатку пожарных рукавов пожарных кранов – не реже 1 раза в год;
- проверка задвижек с электроприводом на обводных линиях – не реже 2 раз в год;
- проверка пожарных насосов-повысителей – ежемесячно;
- проверка автоматических установок пожаротушения, сигнализации, систем противодымной защиты и оповещения людей при пожаре, систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах – не реже 1 раза в квартал;
- очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы – ежегодно весной и осенью;
- проверка и ремонт печей, котельных, теплогенераторных и калориферных установок, а также других отопительных приборов и систем – перед началом отопительного сезона;
- очистки дымоходов и отопительных печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 3 месяца;
- очистки дымоходов и печей и очагов непрерывного действия от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 2 месяца;
- очистки дымоходов и кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 1 месяц;
- проверка клапанов дымовых люков на зимний период – не реже 1 раза в 10 дней;
- проверка электрического сопротивления заземления трубопроводов и емкостей – не реже 1 раза в год;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий А и Б – не реже 1 раза в квартал;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий В1 – В4 – не реже 1 раза в полугодие;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий по Г и Д – не реже 1 раза в год;
- очищать камеры термической обработки древесно-стружечных плит от остатков летучих смоляных выделений и продуктов пиролиза древесины, пыли и других отходов – не реже 1 раза в сутки;
- очищать от сажи топочно-газовые устройства газовых сушильных камер, работающих на твердом и жидком топливе – не реже 2 раз в месяц;
- очищать от древесных отходов сушильные камеры для мягких древесно-волокнистых плит – не реже 1 раза в сутки;
- проверки паяльных ламп – не реже 1 раза в месяц;
- просушивать и очищать асбестовые полотна, полотна из грубошерстной ткани или из войлока – не реже 1 раза в 3 месяца;
- проверять автоблокировку электродвигателей технологического оборудования с электродвигателями воздуходувных машин, из которых продукт поступает в соответствующую пневмотранспортную сеть – при каждом пуске оборудования.
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.
Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.
Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.
О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
-
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
-
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
-
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
-
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
-
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
-
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
-
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
-
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
-
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
-
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
-
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.
По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки пожарных указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
- дата и номер распоряжения на проверку;
- ФИО и должность лица, проводившего проверку;
- ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица, проводившего проверку.
Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.
К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:
-
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
-
протоколы отбора образцов продукции, проб;
-
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
-
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
-
предписания об устранении нарушений;
-
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
-
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).
Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.
На кого распространяется запрет на плановые проверки в 2021 году
Конкретные документы, которые могут потребовать сотрудники МЧС, зависят от сферы деятельности компании и категории пожарной опасности. Могут смотреть общие документы компании и бумаги, относящиеся к обеспечению пожарной безопасности.
Общие документы:
- свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя либо компании;
- свидетельство, подтверждающее запись в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
- устав юридического лица;
- документы, подтверждающие право пользоваться помещением: свидетельство о собственности или договор аренды с собственником;
- выписку из ЕГРН на недвижимость, в которой содержатся сведения о ее характеристиках.
Также нужно назначить уполномоченного представителя компании, который будет общаться с сотрудниками МЧС. Подтвердить его права можно приказом о назначении уполномоченного представителя или генеральной доверенностью на право представления интересов компании. Если общаться с сотрудниками МЧС будет сам индивидуальный предприниматель, основатель или генеральный директор, дополнительные документы не понадобятся.
Документы, относящиеся к пожарной безопасности:
- договор на обслуживание средств оповещения, пожаротушения и дымоудаления;
- акты, подтверждающие огнезащитную обработку горючих конструкций — например, деревянных строений;
- точные графики очистки воздуховодов, вытяжек и систем вентиляции;
- протокол испытания пожарного водопровода — его нужно составлять два раза в год;
- сертификаты на средства пожаротушения: огнезащитные составы, огнетушители, рукава, шкафы.
Придется предоставить проверяющим доказательства того, что сотрудники проходят постоянные инструктажи, а здания и средства пожаротушения в нем отвечают требованиям безопасности. Всего нужно подготовить от десятка до сотни разных документов. Повторимся: все зависит от ниши бизнеса и класса пожарной опасности.
Если нужен точный список документов — запросите его в региональном отделении МЧС. Узнайте класс пожарной опасности и расскажите, чем занимается компания: сотрудники скажут, что будут смотреть на плановой проверке.
Зависит от того, к каким последствиям привели нарушения. Если нарушения не повлекло серьезных последствий, то выпишут штраф:
- руководству компании — 6-15 тысяч рублей;
- индивидуальному предпринимателю — 20-30 тысяч рублей;
- юридическому лицу — 150-200 тысяч рублей.
Если вдруг нарушения привели к пожару и был причинен тяжкий вред здоровью человека (как в случае с возгоранием в ТЦ «Зимняя вишня» или в ночном клубе «Хромая лошадь), штрафы увеличиваются в несколько раз:
- руководство компании заплатит 40-50 тысяч рублей;
- индивидуальный предприниматель — 40-50 тысяч рублей;
- юридическое лицо — 350-400 тысяч рублей.
Если были обнаружены мелкие нарушения, которые не могут повлечь ущерба здоровью человека (не вели журнал учета огнетушителей, но у всех нормальный срок годности), то сотрудники МЧС выдают предписание об устранении. А потом проводят повторную проверку, чтобы посмотреть, исправили ли ошибки. И если их не устранить, могут выписать штраф в размере 70-80 тысяч рублей.
Если есть серьезные нарушения, то бизнес могут закрыть: отозвать лицензию. Поэтому важно соблюдать требования пожарной безопасности: вовремя менять огнетушители, проводить инструктажи, не захламлять эвакуационные выходы.
Проходить проверки пожарной безопасности сложно: нужно подготовить множество документов и следить за тем, чтобы справки и акты действовали на момент проверки. Но лучше делать все по закону и вовремя, чем потом оказаться во всех СМИ в печальном репортаже о пожаре, унесшем жизни людей.
- Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
- Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
- Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
- Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
- Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
- Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
- Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
- Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
- Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
- Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
- При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
- Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
- Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
- Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
- Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
- Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
- Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
- •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.
Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:
- Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
- Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей; • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
- Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.
Плановый контроль соблюдения противопожарного законодательства проводится раз в три года. В территориальном органе ГПН ежегодно до 20 августа разрабатывается план проверки подконтрольных предприятий. Основанием для включения определенной организации в этот перечень является:
- истечение трех лет после последнего планового контроля;
- истечение трех лет после ввода здания в эксплуатацию или изменение его класса опасности.
Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:
- Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
- Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
- Отделку путей эвакуации горючими материалами.
- Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
- Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
- Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
- Незаконную перепланировку здания.
- Отсутствие установленных мест для курения.
- Открытые приборы освещения.
- Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
- Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
- Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
- Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.