Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 275 УК РФ государственная измена срок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.
2. Выдача государственной тайны — это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).
Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.
3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.
4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.
6. Субъект специальный — гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.
7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.
Какие действия могут счесть государственной изменой
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)
«О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
Все документы >>>
Статья 275. Государственная измена
-
Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 28.06.2021)
«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2020 N 481-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 251-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 241 и 293 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 02.06.2016 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О Российском Фонде Прямых Инвестиций»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
«Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)
Все документы >>>
1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:
1) шпионаж;
2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;
3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.
1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.
2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.
3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.
4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 275 УК РФ. Государственная измена
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2021 N 1368 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 18.08.2021) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 453 «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 350 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 27.06.2019 N 301 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 06.08.2021) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 05.08.2021 N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»
- Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1378-О «По жалобе гражданина Еременко Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 401.3 и частью третьей статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
1. Внешняя безопасность — одна из составляющих безопасности государства в целом. В соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность указанным интересам. Следовательно, внешняя безопасность как объект преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны от внешнего враждебного влияния.
Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в том числе экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д.
Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены.
2. Объективная сторона государственной измены охватывает три альтернативных деяния:
- а) шпионаж;
- б) выдачу государственной тайны;
- в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 (см. комментарий к ней). Шпионаж как вид государственной измены отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту. Поэтому при характеристике шпионажа как разновидности изменнических действий необходимо исходить из его описания в ст. 276 УК.
4. Выдача государственной тайны заключается в сообщении иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 в указанный Перечень включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, экономики и др.
5. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
6. Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналов связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их.
7. Вопрос о квалификации действий лица, выдавшего государственную тайну, которая стала ему известна случайно (например, нашел соответствующие документы), пока не имеет разрешения. В литературе по этому поводу высказаны две позиции. Согласно первой подобные случаи необходимо рассматривать не как выдачу государственной тайны, а как оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности против России. В соответствии со второй позицией данные действия следует квалифицировать как государственную измену в форме выдачи государственной тайны. Большинство специалистов разделяют вторую точку зрения.
8. Сведения, составляющие государственную тайну, должны сообщаться одному из следующих адресатов: а) иностранному государству; б) иностранной организации; в) их представителям.
При совершении рассматриваемого преступления иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной (различные объединения, союзы, общества и т.д., независимо от их профессиональных и творческих задач и целей); представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные лица (например, представители правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса и др.), а также иные лица, действующие по их поручению.
Выдача государственной тайны частному иностранному гражданину не образует состава рассматриваемого преступления, что в литературе обоснованно признается пробелом в уголовно-правовой охране государственной тайны.
9. Государственная измена в виде выдачи государственной тайны считается оконченным преступлением с момента перехода указанных сведений к иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
10. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного госуда��ства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д.
- 1) шпионаж;
- 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;
- 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.
2. Выдача государственной тайны — это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России.
Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).
Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.
3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.
4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.
6. Субъект специальный — гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.
7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст.
Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме
Главный вопрос реализации уголовных дел о государственной измене и доведения их до суда с последующим обвинительным приговором – это доказывание прямого умысла подозреваемого на совершение измены, причинение вреда своей стране.
Закон проводит отграничение гос. измены от незаконного экспорта или передачи за рубеж сырья, технологий, научной информации, незаконного выполнения работ, оказания услуг, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и в военной промышленности (ст. 189 УК РФ).
По этой статье предмет преступления передается иностранной коммерческой или научной организации с умыслом субъекта на осуществление противоправной экономической деятельности. При государственной измене субъект умышленно и осознанно причиняет вред внешней безопасности РФ.
Суды Российской Федерации регулярно, хотя и нечасто, рассматривают дела о государственной измене. В 2018 году в России по ст. 275 УК РФ осуждено и лишено свободы четыре человека. В пиковый для таких преступлений 2014 год к срокам лишения свободы были приговорены 15 человек.
Приведем три примера дел из судебной практики по государственной измене, рассмотрение которых в судах окончилось обвинительными приговорами:
- В декабре 2012 года за передачу Украине технической документации на десантный корабль и другую технику приговором по ст. 275 УК РФ осужден капитан первого ранга Владислав Никольский.
- В 2014 году состоялся суд над жительницей г. Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 году предупредила представителей вооруженных сил Грузии о передвижении российских войск. Суд признал, что действия гр. Харебавы поставили под угрозу жизнь военнослужащих и интересы России.
- В ноябре 2015 года полицейский из Московской области Евгений Чистов получил 13 лет колонии строгого режима за передачу в течение трех лет Центральному разведывательному управлению США материалов о работе МВД РФ. По признанию гр. Чистова, он был завербован американской разведкой.
Гос. измена — тяжкое преступление, которое выражается в выдаче гос. тайны, шпионаже и любой другой деятельности против безопасности страны. Адресатами государственной измены обычно являются иностранные спецслужбы. За совершение измены суд приговаривает виновного к сроку от 12 до 20 лет колонии строгого режима. Субъектом государственной измены может быть только дееспособный гражданин России, достигший 16 лет.
Государственная измена не может совершаться в форме разглашения гос. тайны, незаконного экспорта сырья, технологий, материалов, научно-технической информации. Ответственность по этим преступлениям предусмотрена ст. 283 и 189 УК РФ.
Летом 2017 г. объявили о помиловании Владимиром Путиным двух россиянок, осужденных за госизмену. Марина Джанджгава и Анник Кесян рассказали своим знакомым военным в Грузии о перемещении российских войск. Это было в 2008 году во время начинающегося конфликта в Южной Осетии. Люди, которым россиянки передали информацию, являлись предположительно сотрудниками грузинских спецслужб.
Антибиотик широкого спектра действия
Поскольку государственная измена, совершенная даже одним лицом, может нанести существенный или даже невосполнимый урон безопасности государства в целом и большому числу его граждан, наказание за государственную измену в большинстве юрисдикций обычно полагается самое суровое и даже исключительное. Долгое время она каралась преимущественно смертной казнью, часто через повешение, а для военных — через расстрел. В Англии за high treason полагалось особо мучительное повешение, потрошение и четвертование. В Союзе ССР в 1950—1953 годах (первое время после её восстановления) смертная казнь существовала только за измену Родине и контрреволюционную деятельность.
В наше время, в юрисдикциях, где нет смертной казни, за серьёзные случаи государственной измены назначаются большие сроки заключения вплоть до .
Несколько громких дел о госизмене было и в 2016 году. Одно из них – арест и обвинение в сентябре преподавателя МГТУ им. Баумана. Приговор вынесен, но материалы хранятся в секрете. Объявлено, что Владимир Лапыгин имел доступ к техническим документам «Роскосмоса», которые отправлял за границу. Решение суда – семь лет
В июне слушалось дело о бывшем сотруднике ФСБ Евгении Петрикине, который занимался обеспечением внешних связей РПЦ. Процесс был закрыт, и подробности не разглашаются. Судья приговорил Петрикина к двенадцати годам лишения свободы.
В апреле в Калиниграде осудили Евгения Матайтиса. Военного в запасе с двумя гражданствами – российским и литовским, завербовала разведка Литвы. Мужчина сознался в том, что продавал материалы о деятельности Вооруженных сил России. Решением суда ему назначено наказание – тринадцать лет лишения свободы.
В апреле состоялось рассмотрение еще одного дела о литовском агенте. ФСБ задержали литовца Арстидаса Тамошайтиса в момент получения загрифованных материалов. Позже шпион признался, что он работает на литовскую военную разведку. Процесс был закрытым, приговор – двенадцать лет лишения свободы.
В январе в Краснодаре осудили авиадиспетчера Петра Парпулова. Его обвинили в разглашении гостайны во время отдыха в Грузии. Материалы дела засекречены и публично никаких официальных подробностей никто не высказал. Адвокат же настаивает на том, что Парпулов вычитал гостайну на сайте газеты Минобороны «Красная звезда». Видимо, показания о вычитанных государственных секретах не подтвердились. Приговор – двенадцать лет лишения свободы.
Иностранцу передал чертежи разработок российских вооружений и один из инженеров танка «Армата». Максима Любомирского приговорили к девяти годам тюремного заключения.
Статья 275 УК РФ содержит формулировку «иная помощь». Ранее под ней, как правило, понимались осознанные действия гражданина РФ, направленные на содействие работе разведывательных служб иностранных государств. Это могло, например, выражаться в предоставлении им убежища и помощь в поиске конспиративных квартир, предоставлении документов и каких-либо ресурсов, помощь в устройстве на работу, вербовке местных жителей и пр.
Корыстные или другие мотивы действий не влияют на получение цели и квалификацию преступления. Возможные материальные последствия находятся вне предела состава преступления, могут вменяться лицу при наличии объективных или субъективных показаний.
В примечании к 275 статье УК РФ сказано, что уголовная ответственность может не наступать. Способствовать устранению дальнейшего ущерба лицо может добровольно, своевременно, сообщив органам власти об измене. Закон делает акцент, что она должна быть направлена на предотвращение ущерба интересам страны. Разрешение оценочного вопроса принадлежит суду.
В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность —, ее права и свободы, общество —, его материальные и духовные ценности, государство —, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность. Суверенитет —, это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов.
Главное — своевременно покаяться
Что такое измена Родине? В массовой культуре это понятие встречается достаточно часто. На основе литературных, кинематографических и иных произведений может сформироваться впечатление, что это переход на сторону противника, с которым воюет государство, шпионаж в пользу другой страны, предоставление государственной тайны, ведение сепаратных переговоров против воли своей страны и многое другое.
Само понятие зародилось во времена средневековой Франции. Lèse majesté — именно так обозначалось оскорбление особы суверена. Подобный термин встречался и в Римском праве, однако означал он оскорбление величества. Последнее, к слову, одновременно вбирало в себя все возможные государственные преступления.
Отдельную характеристику следует дать понятию шпионажа. Согласно статье 276 Уголовного кодекса, измена родине, а именно шпионаж, образует собой передачу, то есть формирование, хищение и хранение государственных охраняемых сведений в целях передачи их иностранному государству, организации или конкретному лицу.
Объектом шпионажа является общественная опасность. Объективная сторона, соответственно, это передача, сбор и хранение сведений в форме государственной тайны. Субъект преступного деяния — это исполнитель. В качестве такового может быть иностранец либо лицо без гражданства, которое достигло возраста 16 лет. Также в группе субъектов могут быть соучастники, то есть организаторы, подстрекатели и иные лица.
Что такое измена родине? Изучить этот вопрос в полной мере можно лишь после внимательного ознакомления со всеми его видами и формами. Еще раз следует напомнить, что рассматриваемый тип преступного деяния делится на разглашение государственной тайны, шпионаж и подрыв внешней безопасности РФ. Здесь же следует отметить техническую, финансовую, консультационную и иную форму помощи иностранным лицам, которые желают или могут нанести ущерб России.
Итак, разобравшись с вопросом о том, что такое измена Родине, следует рассмотреть самые популярные случаи совершения этого преступления на практике. Для начала следует сделать одну пометку: риск попасть под рассматриваемую статью попросту минимален. Так, если на работе, учебе или службе российского гражданина не используется секретная государственная информация, то следует быть спокойным: передавать иностранным организациям или лицам будет попросту нечего.
Итак, в современном своде законов РФ нет ни одного термина, звучащего как «измена Родине». Вместо него, в УК РФ есть обозначение «государственная измена». Данное понятие подразумевает любое опасное преступление, которое направлено против устоявшегося конституционного устройства России. Это, соответственно, шпионаж, разглашение государственной тайны, помощь иностранному государству, а также проведение враждебной деятельности в ущерб отечественной экономики. На все это указывает статья 275 Уголовного кодекса РФ.
Статья 275. Уголовного кодекса РФ. Государственная измена
Отечественными нормами права установлена декомпенсационная мера в отношении граждан, которые посмели нарушить рассматриваемые законные устои. Тут действует та же система, что работала и в советской системе законодательства: так, если человек своевременно сообщил родному правительстве о деянии, которое мог совершить, но не совершил, то от уголовного преследования он освобождается. Государству также придется доказать, что возможный ущерб был действительно предотвращен.
К примеру, человек был завербован иностранными спецслужбами. Ему было поручено добыть информацию о засекреченном российском проекте. Но вместо выполнения такого задания человек направился напрямую к властям РФ, и сообщил им, представители какой именно страны заставили его выполнить задание. Придется также уточнить, что само поручение выполнено, естественно, не было. Уголовному преследованию такой человек подвержен не будет.
Сразу следует уточнить, что в современной России государственная измена — это достаточно редкое преступление. Каждое подобное деяние, а уж тем более совершаемое простыми людьми, обязательно придается огласке и широкому освещению средствами массовой информации.
Конечно, за анекдот о представителе Государственной думы либо за грубое слово в отношении главы государства «изменником Родине» стать не получится. Но вероятность все же совершить преступление есть в первую очередь у военных, ученых и приближенных к государственной тайне. Также наиболее ярко отношение к родному государству проявляется в военный период. Мобилизованный гражданин может случайно проговориться о чем-то, либо намеренно перейти на сторону врага. Все подобные случаи будут считаться изменой.
По словам Давидиса, Светлана Давыдова — первая жертва расплывчатости нового законодательства об измене. В ее деле есть справка Генштаба о разглашении гостайны, но при этом Давыдова — пока единственная из ставших известными обвиняемых по ст. 275 УК, в принципе никогда не имевшая допуск ни к какой информации, которая может являться гостайной.
-
- Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
- Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
- Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
- Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
- Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
- Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
- Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Такие понятия, как государственная измена и шпионаж, существуют тысячелетия. Их история связана, по сути, с историей войн. В частности, в принятой в 1897 году в Брюсселе декларации сказано, что шпион является лицом, которое обманным или тайным способом занимается сбором информации в пользу другого государства.
Однако между такими понятиями, как «шпион» и «изменник», существуют характерные отличия. Первый добывает информацию в иностранном государстве. Второй – в стране, гражданином которой является. Как правило, осуществить преступный план ему позволяет должность, занимая которую, он на вполне законных и логичных основаниях располагает сведениями государственного значения. К государственной измене можно также отнести переход человека на сторону противника в военное время. Следовательно, термин, о котором идет речь в этой статье, является синонимом слова «предательство».
Статья 275 УК РФ государственная измена в редакции 2020 года
Понятие, рассматриваемое в этой статье, в разные времена и в разных странах трактовалось по-своему. Так, в Англии в период Возрождения под ним понимали любые виды нарушения особых королевских указов. Сегодня в этой стране государственная измена имеет весьма узкое значение. Под ней понимают посягательство на монаршую особу. В США в таком деянии обвиняют граждан за ведение войны против государства, присоединение к вражеским организациям, а также оказание им содействия. Стоит заметить, что в этой стране за государственную измену не осудили ни одно лицо без наличия свидетельских показаний как минимум двух граждан. Более того, за вторую половину XX века обвинен в этом преступлении был всего один человек.
За действия против государства гражданин РФ несет ответственность. Этому преступлению посвящена 275 статья. Наказание – лишение свободы на двенадцать лет и более. Максимальный срок – двадцать лет. В 2012 году Думой были приняты поправки к статье, согласно которым уголовная ответственность настигает даже тех граждан, которые предоставили материальную, финансовую либо консультационную помощь иностранной организации. Подобные деяния отличаются формальной неопределенностью. А потому новые поправки вызвали волну критических замечаний.
Существенные примечания включает статья 275. Государственная измена – это преступление, от наказания за которое виновный может быть освобожден в том случае, если им вовремя предотвращен возможный дельнейший ущерб Российской Федерации. То есть если человек добровольно сообщил о содеянном органам власти, он освобождается от уголовной ответственности.
Государственная измена – деяние, объектом которого выступает внешняя безопасность страны. В качестве предмета могут рассматриваться любые сведения, составляющие государственную тайну. Потерпевшим выступает Российская Федерация.
Государственная измена – преступление, в котором могут обвинять граждан РФ, осуществляющих вербовку агентов для иностранных спецслужб, подбор конспиративных квартир для тех же организаций, оказание содействия в устройстве на работу сотрудников таких служб. Если в осуществлении всех этих незаконных действий совершаются еще и другие деяния политического и общеуголовного характера, то они должны рассматриваться самостоятельно.
Субъектом этого преступления выступает исключительно россиянин, достигший шестнадцати лет. По рассматриваемой здесь уголовной статье никогда не обвиняются иностранные граждане или лица без гражданства. Они также не могут выступать в судебном процессе в роли обвиняемых в подстрекательстве. В этом заключается специфичность, которой обладает статья УК. Государственная измена – деяние, за которое может понести наказание лишь гражданин РФ. Так же как и, скажем, по 106-й статье («Убийство матерью новорожденного») суд осуждает только мать ребенка и никакое другое лицо. Таким образом, государственная измена и шпионаж – преступления строго персонифицированные. Шпионаж, как уже было сказано, осуществить способен только иностранец.
1. Внешняя безопасность — одна из составляющих безопасности государства в целом. В соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность указанным интересам. Следовательно, внешняя безопасность как объект преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны от внешнего враждебного влияния.
Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в том числе экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д.
Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены.
2. Объективная сторона государственной измены охватывает три альтернативных деяния:
- а) шпионаж;
- б) выдачу государственной тайны;
- в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 (см. комментарий к ней). Шпионаж как вид государственной измены отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту. Поэтому при характеристике шпионажа как разновидности изменнических действий необходимо исходить из его описания в ст. 276 УК.
4. Выдача государственной тайны заключается в сообщении иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 в указанный Перечень включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, экономики и др.
5. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
6. Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналов связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их.
7. Вопрос о квалификации действий лица, выдавшего государственную тайну, которая стала ему известна случайно (например, нашел соответствующие документы), пока не имеет разрешения. В литературе по этому поводу высказаны две позиции. Согласно первой подобные случаи необходимо рассматривать не как выдачу государственной тайны, а как оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности против России. В соответствии со второй позицией данные действия следует квалифицировать как государственную измену в форме выдачи государственной тайны. Большинство специалистов разделяют вторую точку зрения.
8. Сведения, составляющие государственную тайну, должны сообщаться одному из следующих адресатов: а) иностранному государству; б) иностранной организации; в) их представителям.
При совершении рассматриваемого преступления иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной (различные объединения, союзы, общества и т.д., независимо от их профессиональных и творческих задач и целей); представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные лица (например, представители правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса и др.), а также иные лица, действующие по их поручению.
Выдача государственной тайны частному иностранному гражданину не образует состава рассматриваемого преступления, что в литературе обоснованно признается пробелом в уголовно-правовой охране государственной тайны.
9. Государственная измена в виде выдачи государственной тайны считается оконченным преступлением с момента перехода указанных сведений к иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
10. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д.
Наверное, каждому из нас понятно, что являясь гражданином России, и будучи её частью нужно бережно заботиться не только о личных интересах, но и об интересах общества и государства в целом. Нельзя быть полноценным членом общества, не принимая законов этого самого общества. Россия — это наша страна, жить в ней нам, и именно поэтому соблюдение правил законов, и учет интересов государства должны быть приоритетом для каждого из нас. Нарушение общественных интересов называется правонарушением, а угроза нарушения таких интересов общественной опасностью (именно поэтому преступников именуют общественно-опасными «элементами»).
Согласно закона, максимальное наказание за единичное преступление не может превышать двадцати лет лишения свободы. Такое наказание назначается судом за самые общественно-опасные деяния (особо тяжкие преступления).
Государственная измена отнесена законом к преступлениям против государственной власти и основ конституционного строя и безопасности государства. Государственная измена является особо тяжким преступлением. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Понятие государственной измены дано в статье 275 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статьи,
Государственная измена — это совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.
2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.
2.1. Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.
2.2. Территориальная неприкосновенность — нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).
2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.
3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).
5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.
5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22.08.2004) ).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.
5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.
5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.
6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.
6.1. Иностранное государство — это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.
6.2. Иностранная организация — это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.
6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.
7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).
8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
9. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в предоставлении гражданином Российской Федерации иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через других лиц сведений, составляющих государственную тайну, которыми он обладал до возникновения намерения совершить государственную измену. Выдача государственной тайны может быть осуществлена устным или письменным сообщением адресату сведений, передачей схем, изделий, чертежей, документов и т.п. Для выдачи государственной тайны в отличие от шпионажа характерно то, что сведения, ее составляющие, известны виновному по службе, работе, от других лиц или иным образом, но не собирались и не похищались им специально для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Статья 275 УК РФ комментарии и особенности
1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.
2. Выдача государственной тайны — это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).
Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.
3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.
4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.
6. Субъект специальный — гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.
7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.
Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:
- Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
- Субъект – человек с 16 лет.
- Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
- Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
- Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.
Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.
Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.
Данный вид правонарушения является тяжким. Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет. А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф. Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.
Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.
Комментарий касается не только положений ст. 275. Лицам, виновным в госизмене, законодательно предоставлена возможность исправить ошибку. Для этого необходимо обратиться в правоохранительные органы Российской Федерации инициативно. В таких случаях можно избежать наказания, а также получить защиту от государственной системы. Законодательство РФ не стационарно. Оно развивается и меняется с учетом современных реалий. Потому возможны иные поправки, позволяющие гражданину исправить ошибку без положенного наказания.
Принципиально обе указанные статьи направлены на защиту страны. Но объединить их нельзя. Государственная измена имеет принципиальное отличие от шпионажа. Таковое выражено в наличии у субъекта правового обязательства по отношению к стране. Человек в юридическом поле принимает таковое вполне официально. То есть он совершает двойной проступок: вредит государственной системе и нарушает клятву.
«Простой» шпионаж не обусловлен дополнительными обязательствами. Его суть состоит в намерении нанести вред населению страны, создав опасность государству. Поэтому уголовная ответственность за него не так строга. Однако преступник также получает возможность избежать заслуженной кары. освобождается он от наказания в случае явки с повинной.