Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте 2021 в ДОУ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1.1. Настоящая программа первичного инструктажа по охране труда для педагогов детского сада разработана для проведения первичного инструктажа по охране труда для педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данная программа разработана в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», постановлением Минтруда России, Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» с изменениями от 30.11.2016г, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и иными нормативно-правовыми актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Программа составлена для проведения инструктажа с воспитателями детского сада в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий их работы на рабочем месте в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В программе изложены основные нормативные требования охраны труда и трудового законодательства Российской Федерации, знание которых обязательны для педагогических работников ДОУ.
1.5. Сведения о рабочем месте педагога:
1.5.1. Рабочим местом воспитателя является групповая ячейка, в которой он проводит занятия, уроки, дополнительные занятия, предметные конкурсы и мероприятия. Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
1.5.2. На рабочем месте воспитателя, в групповой ячейке (комнате), созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей дошкольного учреждения, соответствующие требованиям охраны труда. В группе есть раздевалка, обустроенная индивидуальными шкафчиками для одежды воспитанников, скамейки; игровой уголок, уголок природы, уголок отдыха, уголок с дидактическими материалами, уголок рисования, уголок с игрушками, столы для занятий; спальня, оборудованная спальными местами по количеству детей в группе; буфет, где хранится посуда и столовые приборы для приема пищи. Группы оснащены необходимой учебной мебелью в допустимом количестве, методическими пособиями, наглядными учебными пособиями, электронными средствами обучения. В группе могут быть следующие электронные средства обучения: интерактивная доска и мультимедийный проектор, персональный компьютер или ноутбук, телевизор, в кабинете музыки – музыкальные инструменты, музыкальный центр. Также группа может быть оснащена оргтехникой: принтер, ксерокс.
1.5.3. В туалетной комнате группы установлены умывальные раковины для детей, санитарные узлы, отгороженные друг от друга перегородками. Для персонала имеется отдельный туалет с раковиной для мытья рук.
1.5.4. Для прогулок детей на территории детского сада имеется групповые площадки, где установлены теневые навесы. На площадках установлено игровое оборудование, горки, лесенки, турники. Групповые площадки ограждены заборчиком и кустарником; на территории отсутствуют деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
1.5.5. Оборудование и мебель основных помещений подобрана соответственно росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования, промаркирована. Имеется медицинская аптечка и огнетушители.
1.5.6. Воспитатель в рамках организационной, педагогической и методической деятельности принимает активное участие в совещаниях при заведующем, проводимых в методических объединениях, педсоветах, семинарах, конференциях, мероприятиях.
1.6. Режим работы педагогического работника:
1.6.1. Воспитатель детского сада обязан соблюдать действующие в дошкольном образовательном учреждении Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, режим работы и утвержденное расписание занятий, которыми предусматривается: время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, отпуска и другие вопросы использования рабочего времени.
1.6.2. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
- старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
- педагогам-психологам;
- социальным педагогам;
- педагогам-организаторам;
- методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.6.3. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной работы).
1.6.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
- музыкальным руководителям;
- концертмейстерам.
1.6.5. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается инструкторам по физической культуре.
1.6.6. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
- учителям-дефектологам;
- учителям-логопедам.
2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
- строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
- сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
- добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
- проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
- выполнять установленные нормы труда и отдыха;
- бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
- содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
- при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
- пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
- знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
- выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
- соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
- не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
- знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.
2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
- административное управление охраной труда;
- административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:
3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:
- обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
- иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
- участвовать в разработке инструкций по охране труда;
- инструктировать практикантов на рабочем месте;
- проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
- оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
- перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
- по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
- оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
- оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
- организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.
3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.
6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:
- проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
- произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:
- применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
- одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
- уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
- полностью гасить свет во время представления.
7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:
- конструкцией электрооборудования;
- техническими способами и средствами защиты;
- организационными и техническими мероприятиями.
7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:
- использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
- завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
- заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
- обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
- производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.
7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
- в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
- не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
- не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
- соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
- не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предметы;
- не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
- не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
- не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
- запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
- не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
- при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.
7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.
- Новости
- Муниципальное задание
- Профессиональные стандарты
- Центр «Точка роста»
- Наставничество
- Самообследование
- Управляющий Совет
- Безопасность ОУ
- Охрана труда
- Педагогический совет
- ГИА — 2021
- НОУ «Эврика»
- Творческие работы учащихся
- Проба пера
- Школьная НПК «Шаг в будущее»
- Прием в 1-ые классы
- Совет по профилактике
- Олимпиада школьников-2021
- Оздоровительный лагерь «Планета друзей»
- Профориентация
- Профсоюзная организация
- Противодействие коррупции
- Социальная практика учащихся
- Годовой план работы
- ГТО
- Виртуальный музей
- Внешняя независимая оценка качества образования
- ПФДО
- Индивидуальный учебный проект
- ОВЗ
- Организация горячего питания
- Организация работы в новых условиях (COVID-19)
- Школьный спортивный клуб «Олимп»
Первичным считается инструктаж, проводимый работодателем для работника перед началом его работы на новом месте. Обязанность его проведения установлена ст. 225 ТК РФ.
Инструктаж посвящается знакомству с правилами охраны труда, демонстрированию безопасных способов работы и приемов оказания первой помощи. Проводится он для работников:
- Вновь принятых к работодателю (вне зависимости от формы этой работы).
- Переведенных на новое рабочее место или на выполнение новой работы.
- Работающих у работодателя временно: командированных к нему от других работодателей или проходящих практику.
Порядок, согласно которому осуществляют первичный инструктаж, определяется двумя документами:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Основой его является знакомство работника с:
- Общей информацией о характере производства, назначении рабочего места, используемом на нем и рядом с ним оборудовании, инструменте, материалах.
- Факторами, которые могут для этого места считаться опасными или вредными.
- Правилами поведения на рабочем месте и в других помещениях.
- Основными правилами безопасной работы на имеющемся оборудовании.
- Принципами подготовки к работе и завершения ее.
О том, как оценить опасность или вредность рабочих условий, читайте в материале «Опасные и вредные производственные факторы (перечень)».
Инструктаж может также охватывать и другие вопросы, имеющие отношение к технике безопасности и охране труда. Для разных категорий работников и перечни вопросов разные, поэтому у работодателя может существовать несколько вариантов программы первичного инструктажа на рабочем месте.
Особое внимание при проведении инструктажа уделяют работникам тех должностей, которые по роду своей работы имеют дело с механизмами и оборудованием. Для них первичный инструктаж обязателен. Работники, функции которых не связаны с применением инструмента, оборудования, материалов, могут решением руководителя работодателя освобождаться от инструктажа. Лица, работающие с компьютерами и оргтехникой, к ним не относятся.
К выполнению первичного инструктажа допускают лиц, прошедших специальное обучение по охране труда, соответствующее требованиям законодательства и внутренних нормативных актов. Это может быть либо непосредственный начальник нового работника, либо инженер по охране труда. Чаще это делает непосредственный начальник, руководствуясь при этом программой первичного инструктажа на рабочем месте.
Инструктаж может проводиться как индивидуально, так и для группы, но в любом случае он сопровождается показом приемов безопасного труда и проверкой усвоенных работником знаний. Факт проведения фиксируется в специальном журнале или личной карточке обучения по охране труда и отмечается подписями инструктора и работника.
Об иных видах инструктажа, связанных с техникой безопасности, читайте в материале «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».
Программа первичного инструктажа на рабочем месте
Программу, согласно которой выполняют первичный инструктаж, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно, исходя их конкретных условий труда и руководствуясь перечнем, приведенным в приложении № 5 к ГОСТ 12.0.004-90. Этот перечень, помимо сведений о процессе производства, оборудовании и приемах работы, включает правила:
- Использования средств индивидуальной защиты.
- Предупреждения пожаров и аварий.
- Поведения в ситуации опасности или аварии.
Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.
И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.
Профстандарт специалист по охране труда
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.
С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:
- Новый порядок обучения по охране труда;
- Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
- Новый порядок психиатрического освидетельствования;
- Новая редакция раздела X трудового кодекса.
Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!
Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.
Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.
Готовим документы по охране труда к новому учебному году
Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:
- ввести новые инструкции по охране труда 2021;
- обновить программы проведения инструктажа и обучения;
- изменить экзаменационные билеты.
Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:
- разработать документ заново с учетом изменений;
- внести дополнение, содержащее перечень правок.
Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.
\n\n
В пункте 2.1.3 Порядка говорится, что во время инструктажа работник знакомится с опасными или вредными производственными факторами. Помимо этого, он изучает: локальные нормативные акты организации, инструкции по ОТ, технические и эксплуатационные документы, безопасные методы и приемы выполнения работ.
\n\n
Для вводного и первичного инструктажа нужны специальные, утвержденные работодателем программы. Их разрабатывают с учетом специфики предприятия, инструкций по ОТ, технической и эксплуатационной документации.
\n\n
По окончании обучения лицо, проводившее инструктаж, устно проверяет, какие знания и навыки приобрел сотрудник.
\n\n
Для наглядности мы свели их в таблицу:
\n\n
\n\t\t\t
Вид инструктажа \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Сроки проведения \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Вводный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
перед первичным инструктажем \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Первичный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
до начала самостоятельной работы \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Повторный \n\t\t\t |
\n\t\t\t
не реже одного раза в 6 месяцев \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Внеплановый \n\t\t\t |
\n\t\t\t
при необходимости \n\t\t\t |
\n\t\t\t
Целевой \n\t\t\t |
\n\n
\n\n
Есть два вида инструктажа, которые всегда проходят на рабочем месте.
\n\n
- \n\t
- Первичный
- Повторный
\n\t
\n
\n\n
Иногда на рабочем месте организуют внеплановые мероприятия. Это происходит, если поводом стали новшества, непосредственно связанные с цехом, конвейером и проч. Например, изменение технологических процессов или модернизация станков.
\n\n
Во всех остальных случаях (если основанием для проведения инструктажа являются изменения закона, требования инспектора и т.д.) внеплановый инструктаж можно провести в стороне от производства — в холле, актовом зале и проч.
\n\n
Для регистрации инструктажей используется журнал, а в ряде случаев — наряд-допуск на производство работ. Следует проставить дату проверки знаний, а также подписи инструктора и того, кто прослушал курс (п. 2.1.3 Порядка).
\n\n
ГОСТ 12.0.004‑2015 содержит три рекомендованные формы журналов: для вводного, для целевого инструктажа и для инструктажа на рабочем месте. Можно воспользоваться ими или разработать собственные бланки.
Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году
В пункте 2.1.3 Порядка говорится, что во время инструктажа работник знакомится с опасными или вредными производственными факторами. Помимо этого, он изучает: локальные нормативные акты организации, инструкции по ОТ, технические и эксплуатационные документы, безопасные методы и приемы выполнения работ.
Для вводного и первичного инструктажа нужны специальные, утвержденные работодателем программы. Их разрабатывают с учетом специфики предприятия, инструкций по ОТ, технической и эксплуатационной документации.
По окончании обучения лицо, проводившее инструктаж, устно проверяет, какие знания и навыки приобрел сотрудник.
Для наглядности мы свели их в таблицу:
Вид инструктажа |
Сроки проведения |
Вводный |
перед первичным инструктажем |
Первичный |
до начала самостоятельной работы |
Повторный |
не реже одного раза в 6 месяцев |
Внеплановый |
при необходимости |
Целевой |
Есть два вида инструктажа, которые всегда проходят на рабочем месте.
- Первичный
- Повторный
Иногда на рабочем месте организуют внеплановые мероприятия. Это происходит, если поводом стали новшества, непосредственно связанные с цехом, конвейером и проч. Например, изменение технологических процессов или модернизация станков.
Во всех остальных случаях (если основанием для проведения инструктажа являются изменения закона, требования инспектора и т.д.) внеплановый инструктаж можно провести в стороне от производства — в холле, актовом зале и проч.
Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.
Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.
Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.
Пример из практики:
Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.
Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.
При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.
Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.
После окончания срока хранения документов их можно утилизировать. Утилизация проводится по приказу руководителя организации. Специально созданная комиссия определяет ценность документов. Если ценности нет, срок истек, то документ передают на уничтожение собственными силами или с привлечением специализированной организации.
Важно! Не допускается выбрасывать документы, в которых могут содержаться персональные данные как твердые коммунальные отходы.
Допускается для уничтожения применять различные технологии измельчения документов, в том числе и шредер, а если речь идет о цифровом документе, комиссия контролирует стирание информации или форматирование носителя.
Утеря документов по охране труда является неприятным событием, имеющим юридические последствия. Если проверяющему не будут представлены протоколы проверки знаний, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте, можно сделать однозначный вывод о том, что и мероприятия по обучению не проводились. Следовательно, в отношении компании будут применять статью 5.27.1 КоАП РФ, часть 3, которая подразумевает штраф до ста тридцати тысяч рублей. Но не все так однозначно.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части 1 статьи 3 указывает, что проверяющий должен во время проверки руководствоваться принципом презумпции добросовестности проверяемого.
Это означает, что, если работодатель признает, что документ был утерян, но были проведены мероприятия по его восстановлению, по установлению причины утери и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющий должен принять к учету акт комиссии об утрате локального нормативного акта.
Если потеряли выписку из протокола проверки знаний требований охраны труда для тех, кто обучался в учебном центре, нужно составить письменный запрос на выдачу дубликата, указав дату сдачи экзамена (тестирования). Если речь идет о собственных документах предприятия, их можно восстановить с копий или с цифрового носителя. Для этого нужно составить акт комиссии об утрате локального нормативного акта, установить вину должностных лиц, принять решение о том, что документ подлежит восстановлению с переподписанием работниками, чьи интересы затронуты утерянным документом, или без переподписания.
Образец акта об утрате журнала инструктажей на рабочем месте:
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ
Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.
Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.
Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.
Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.
Какие документы по охране труда должны быть на предприятии в 2021 году
Понятно, что специалист по охране труда не может и не должен всю работу взваливать на себя. Как правило, обязанности в сфере охраны труда уже распределены в положении о СУОТ. На них и ориентируйтесь.
Так, поручить актуализировать инструкции по охране труда и программу первичного инструктажа логично непосредственному руководителю работников, а специалист в области охраны труда в соответствии с предусмотренными профстандартом трудовыми функциями, руководит этим процессом и оказывает методическую помощь.
Чтобы упорядочить этот процесс, мы рекомендуем спланировать все мероприятия интеграции в СУОТ нормативных актов, принятых в рамках реализации регуляторной гильотины и утвердить план приказом руководителя или его визой. В общем виде это может выглядеть так:
Утверждаю:
Генеральный директор УК «Жилищник»
____________________ А.П. Соколов
«11» января 2021 г.
План мероприятий по интеграции в СУОТ нормативных актов, принятых в рамках реализации регуляторной гильотины
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок выполнения | Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1 | Подготовка перечня нормативных актов, касающихся производственной деятельности предприятия, принятых в рамках регуляторной гильотины | 14.01.2021г. | Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда | |
2 | Подготовка списка лиц, нуждающихся в проведении обучения и внеочередной проверки знаний в образовательных организациях | 15.01.2021г | Яровая Н.П., руководитель отдела кадров | |
3 | Актуализация инструкций по охране труда и программ первичного инструктажа | 22.01.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
4 | Утверждение инструкций по охране труда и программ инструктажа | 29.01.2021г. | Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда | |
5 | Ознакомление работников с актуализированными локальными актами | 05.02.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
6 | Проведение внепланового инструктажа в объеме должностных обязанностей работников и изменений, внесенных в локальные акты, касающиеся их деятельности | 05.02.2021г. | Лица, назначенные ответственными за охрану труда в рамках возложенной ответственности | |
7 | Разработка перечня мероприятий в рамках обеспечения выполнения обязательных требований в сфере охраны труда
и сметы на их реализацию. |
29.02.2021г.
04.03.2021г. |
Хорошилов А.А., специалист в области охраны труда
Спицин О.Н., начальник коммерческого отдела |
Мы рекомендуем обязать руководителей структурных подразделений (лиц, ответственных за проведение соответствующих инструктажей) при проведении первичного, как обычно, а в данном случае внепланового инструктажа, знакомить работников с инструкциями по охране труда под подпись в листе ознакомления к каждой инструкции.
Некоторые считают это лишним и ошибаются.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ все работники организации должны быть под роспись ознакомлены с локальными нормативными актами предприятия, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
И помните непреложную истину, что все инструкции по охране труда писаны кровью. Когда происходит тяжёлый или смертельный несчастный случай, в ходе расследования устанавливается, имел ли место быть этот самый момент ознакомления. Лист ознакомления как раз позволит доказать, что работодатель и ответственное лицо, им назначенное, добросовестно исполнили свои обязанности.
В этой части Светлана позаимствовала грамотный комментарий нашей подписчицы Натальи (спасибо, Наталья)
Обязанность работодателя по проведению обучения по охране труда и в том числе внепланового инструктажа регламентирована абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Эта общая норма получила развитие в Порядке обучения по охране труда…, утверждённом постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения).
При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда должен быть проведён внеплановый инструктаж по охране труда (п.2.1.6 Порядка обучения).
Требование об издании приказа или иного распорядительного документа о проведении внепланового инструктажа по охране труда Порядком обучения не установлено. Мы рекомендуем проводить внеплановый инструктаж после издания приказа руководителя. Приказ, подписанный руководителем, подлежит регистрации по правилам делопроизводства, установленным внутренними документами компании. В противном случае у ответственных лиц не возникнет обязанности проводить инструктаж, а у работодателя не будет возможности отчитаться перед контролирующими органами о своевременном проведении инструктажа.
Для назначения внепланового инструктажа в приказе должны содержаться следующие сведения:
- когда проводится внеплановый инструктаж по охране труда, основания назначения;
- время и место проведения; перечень сотрудников, подлежащих инструктажу;
- указание на работника, обеспечивающего контроль за исполнением приказа.
Согласно п. 2.1.3 Порядка обучения, внеплановый инструктаж с сотрудниками должен проводить их непосредственный руководитель. А п. 2.3.2 — 2.3.6 Порядка обучения указывает, что инструктирующий обязан пройти обучение и проверку знаний в образовательной организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности и аккредитацию Минтруда. Кроме того, в соответствии с п. 3.3 Порядка обучения при введении новых нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, необходимо провести внеочередную проверку знаний работникам организации независимо от срока проведения предыдущей проверки в объёме требований только этих нормативных актов.
Таким образом, необходимо обратиться с заявкой в образовательную организацию с целью организации такой проверки знаний, но будьте готовы раскошелиться на оплату за обучение, поскольку п. 3.9 Порядка обучения позволяет таким организациям проверку знаний только тех, кто проходили в них обучение по охране труда. Некоторые специалисты упрощают данную процедуру тем, что организуют очередное (внеплановое) обучение в образовательной организации и тем самым получают новые удостоверения с актуальной датой (после всех изменений в НПА).
В заключении, обрадуем вас двумя вещами:
- Практически из всех новых правил убраны требования к работникам;
- Новые правила зачастую полностью повторяют ранее действовавшие. Так что работы по объёму будет не так много, а вот суеты и нервозности будет хоть отбавляй.
Сохраняйте спокойствие, как прошлогодний пряник, а если возникают сложности, обращайтесь к нам на сайте и/или в социальных сетях и следите за нашими публикациями!
Конец.
Оцените статью, поставив рейтинговую звёздочку!
Законодательство требует от работодателя проводить вводную беседу в части безопасной работы с каждым вновь принимаемым работником, а также тем, у кого меняется характер работы в связи с переходом в другое структурное подразделение организации или изменением должностных обязанностей.
Нормативной базой для этого является ряд статей Трудового кодекса, регламентирующих требования по охране труда и подготовке персонала к трудовой деятельности:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Допуск к рабочему месту работника, не прошедшего вводный инструктаж, недопустим. Это нарушение статьи 225 ТК РФ и влечет за собой наказание руководителя.
Первичный инструктаж должен проводиться единожды до начала самостоятельной деятельности и с отметкой в журнале. При этом преследуются следующие цели:
- ознакомление с характером работы, деятельностью организации и конкретного отдела или цеха;
- организация безопасного рабочего места;
- информирование о действиях в начале смены, подготовке оборудования к работе, проверке и включении техники;
- использование безопасных методов работы, минимизация рисков и воздействия вредных факторов;
- применение средств индивидуальной защиты и правила пользования ими;
- знакомство с оборудованием и техникой, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья;
- действия во время рабочей смены, сводящие к минимуму возможное получение травм;
- использование правил безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ;
- указание на места нахождения огнетушителей и инструментов, необходимых в экстренной ситуации;
- анализирование причин аварийных ситуаций, пожаров и производственных травм, какие меры необходимо применять в случае их возникновения.
Инструкции и инструктажи по охране труда
К проведению вводного инструктажа допускаются лица, назначенные приказом по организации и ответственными за охрану труда. Ранее они должны пройти соответствующий курс обучения. Как правило, ими являются начальники цехов или руководители отделов, куда поступает работник.
В крупных организациях, на промышленных предприятиях имеются службы, работники которых проходят расширенный курс по охране труда. В их компетенции находятся все документы и нормативные акты, которые создаются и внедряются на предприятии в этой сфере. Именно им поручается проведение инструктажей, в том числе первичных.
Допустимо проведение вводных занятий по охране труда, как в индивидуальном порядке, так и в групповом. Второй вариант чаще применим к группам, командированным на работу в организацию, или практикантам.
Правовую сторону вопроса данной процедуры определяет ст. 25 ФЗ № 69 от 21.12.1994 и Нормы пожарной безопасности (распоряжение МЧС № 645 РФ от 12.12.2007). Проводить этот вид инструктажа должен наниматель либо назначенное им в приказном порядке ответственное лицо.
Данная процедура предусмотрена в целях профилактики, ликвидации возгораний, пожароопасных ситуаций. Задача — ознакомить приступающих к работе с исходными положениями ПБ, правильным поведением при пожарах, возгораниях.
Назначенный уполномоченный сотрудник проходит соответствующее обучение, получает удостоверение. Только после этого он вправе приступить к выполнению своей функции в части инструктирования.
Круг инструктируемых лиц | Особенности проведения процедуры | Формирование сопутствующей документации |
Все без исключения новые сотрудники;
командированные из сторонних организаций; практиканты либо обучающиеся лица; строители (монтажники); сотрудники, приступившие к выполнению новой работы; иные лица по распоряжению нанимателя |
Инструктирование производится при приеме на работу
Пункт инструктирования: подразделение организации (место работы) Формат проведения инструктажа: индивидуальный либо групповой (т. е. инструктируются несколько сотрудников одного отдела, где имеется одинаковое оборудование) Теория должна закрепляться практикой (полученные знания сотрудники должны продемонстрировать на деле, к примеру, показать, как пользоваться средствами для тушения пожара) |
Ответственное за инструктаж лицо обязано:
разработать и согласовать программу инструктажа с учетом действующих стандартов и специализации; вести журнал учета, помечать в нем проведение инструктажей с проставлением собственной визы и подписей инструктируемых |
По результатам инструктирования сотрудники должны:
- Знать ключевые требования ПБ.
- Уяснить для себя возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть в рамках происходящих технологических процессов.
- Научиться пользоваться первичными противопожарными средствами защиты.
- Уметь правильно действовать при пожаре (эвакуация, оказание помощи).
Перечисленный минимум обязаны знать и реализовывать на практике все сотрудники, прошедшие на рабочем месте инструктаж ОТ.
Среди совершаемых ошибок встречаются как несущественные (описки, погрешности в буквах), так и более серьезные. К числу последних можно отнести следующий пример. Ответственное лицо до инструктирования внесло в журнал учета сведения по сотрудникам, среди которых предполагалось провести первичный инструктаж. По некоторым причинам инструктирование перенесли. Далее ряд сотрудников, данные которых были уже записаны в журнале, уволилось. Перед ответственным лицом встал «пикантный» вопрос: что делать с информацией в журнале по уволенным к моменту проведения инструктажа людям? Ведь их не инструктировали, да и подписей этих людей в журналах также нет.
Конечно, столь недвусмысленная ситуация является следствием исключительно неправильных действий ответственного лица. Заполнять журнал, следуя заведенному порядку, надо было только после проведения инструктажа.
В то же время на законодательном уровне не конкретизирован порядок внесения исправлений в подобные журналы. К сведению, действующими правилами заполнения не разрешается пропускать строки и страницы, а также вносить правки.
При обнаружении погрешностей, ошибочная запись берется в скобки, а ниже без пропусков строк записывается правильный вариант. Допускается также делать отметку “Запись за номером … внесена ошибочно” и далее ниже вносить верный вариант записи.
Первичный инструктаж – это необходимая процедура в охране труда, и нужна она для того, чтобы уже на рабочем месте, где будет трудиться работник перед началом выполнения обязанностей и поручений в данной организации, ознакомиться со всеми необходимыми правилами безопасности, которые нужно обязательно соблюдать, чтобы не поставить под угрозу свою жизнь, и жизнь, и здоровье своих коллег.
То есть, как вы понимаете, цель первичного инструктажа – это чтобы работник приступил к исполнению своих обязанностей уже будучи ознакомленным со следующими важными моментам в трудовых буднях:
- производственной обстановкой;
- используемыми в работе инструкциями;
- какой порядок работы считается безопасным;
- используемым инструментом и оборудованием, приспособлениями и механизмами;
- источниками повышенной опасности (если таковые имеются);
- характером работы производства.
Поэтому моя установка и цель проведения первичного инструктажа на рабочем месте – это, во-первых, сформировать правильное мышление сотрудников о безопасности на производстве, для того чтобы снизить – а желательно совсем исключить – уровень травматизма и избежать аварийных ситуаций, а во вторую, подписать все соответствующие документы, чтобы не нести ответственности за тех, кто не намерен – по своей глупости или воли случая – соблюдать правила, будучи с ними ознакомленным.
Едем дальше, смотрим, что такое первичный инструктаж, в его узких сегментах.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
Как правильно осуществить проведение первичного инструктажа, отсебятину каждый раз выдумывать? 😀 Конечно же, нет!
Поэтому для того чтобы подготовить работника ко всем “прелестям жизни” на предприятии необходима специальная программа первичного инструктажа на рабочем месте, которая тотально разрабатывается наверняка вами, раз вы сейчас читаете мою статью.
В целом же, программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте готовится в соответствии со спецификой производства, технической документацией, на основании законодательных актов и инструкций по охране труда, разработать которую для каждой должности должен непосредственный руководитель, согласовав ее со службой ОТ и утвердив ее руководителем.
Допускать к стажировке и в дальнейшем к самостоятельной работе сотрудников без прохождения первичного инструктажа запрещается, потому что, помимо моральной ответственности в случае ЧП, в противном случае возможен штраф за каждого работника:
- на должностных лиц в размере – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
1.1. Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.
1.2. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утвержденной руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.3. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с — учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д
-
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения вводного инструктажа № 01-2012 ВИ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда
Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ. О проведении первичного инструктажа делают запись в журнале регистрации на рабочем месте. Первичный инструктаж проводят по специально разработанным программам для каждой профессии.
2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:
— со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;
— с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
— со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда и программам, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда. Инструкции утверждаются руководителем учреждения и согласовываются с профсоюзным комитетом.
2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
-
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения инструктажа для работников на рабочем месте № 02-2012 РМ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда
Обновления документов по охране труда в 2021 году
5.1. Целевой инструктаж проводят:
— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.);
— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
— проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Целевой инструктаж с работниками фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей выполнение работ.
6. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.
7. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
Как и для других областей деятельности, основным нормативным документом, который регулирует требования к организации рабочего процесса в ДОУ, становится Трудовой кодекс. Однако нужно иметь в виду, что наряду с общими положениями этого документа детское дошкольное предприятие обязано соблюдать особые нормативы, зафиксированные в главе 52 – она посвящена вопросам организации труда педагогических работников. Кроме этого, работа в области безопасности их труда должна строиться с учетом положений следующих правовых актов, представляющих собой основные документы по охране труда в ДОУ:
- федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, регулирующий проблемы образования в РФ;
- закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, посвященный вопросам пожарной безопасности;
- федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, устанавливающий требования к безопасности зданий, сооружений и конструкций, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ;
- федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке условий труда;
- международные, межгосударственные и национальные стандарты системы ГОСТ Р;
- санитарные правила и нормы, регулирующие работу детских образовательных организаций;
- другие нормативные документы.
Правила по охране труда в ДОУ требуют проведения следующих мероприятий, предусмотренных действующим законодательством:
- выполнение спецоценки условий труда для идентификации присутствия вредоносных факторов на рабочих местах сотрудников организации. На основании результатов этой процедуры выстраивается система мер по снижению интенсивности влияния таких факторов и создается комплекс льгот и компенсаций для сотрудников, подвергающихся их воздействию;
- организация своевременного осуществления медицинских осмотров для работников согласно нормативам, содержащимся в Трудовом кодексе;
- расчет нормативов предоставления и выдача специальных защитных средств сотрудникам предприятия в соответствии со спецификой их работы;
- организация специальной подготовки в области охраны труда для персонала детского учреждения.
Оценка условий труда на местах сотрудников ДОУ выполняется в соответствии с правилами, зафиксированными в законе № 426-ФЗ. В рамках этой процедуры осуществляется идентификация наличия вредоносных факторов в ходе работы персонала. Профессиональные риски в охране труда в ДОУ обычно зависят от особенностей труда конкретных сотрудников. Их список может включать:
- повышенный уровень шума в рабочем помещении;
- избыточную влажность и повышенный уровень температуры;
- недостаточный уровень освещенности поверхностей, используемых для работы;
- высокий уровень эмоциональных и психических нагрузок в рамках рабочего процесса;
- превышение нормального уровня напряженности в ходе труда;
- другие факторы.
Оценка выполняется сотрудниками уполномоченной организации, которые привлекаются к выполнению этой деятельности на основании договора с детским учреждением. Такая организация должна входить в реестр Минтруда, который опубликован на сайте ведомства: это подтверждает, что она отвечает требованиям к компаниям, наделенным правом выполнять СОУТ. Самостоятельное выполнение спецоценки работодателем не разрешается.
Если на рабочем месте специалиста обнаружены вредоносные факторы, сотрудники уполномоченной организации проводят замеры интенсивности их влияния на работников с применением профессионального оборудования. На основании результатов выполненных замеров каждому рабочему месту присваивается конкретный класс условий труда:
- оптимальный (класс 1) – влияние вредных факторов не обнаружено или укладывается в гигиенические нормативы, разрешенные законодательством;
- допустимый (класс 2) – влияние вредоносных факторов выявлено однако его уровень таков, что работник может полностью восстановить трудоспособность и нормальное состояние здоровья к началу следующей рабочей смены без дополнительных усилий;
- вредный (класс 3, включая 4 подкласса) – влияние вредоносных факторов может обеспечить стойкое ухудшение состояния здоровья работника и его трудоспособности;
- опасный (класс 4) – влияние вредоносных факторов, обусловленных текущим рабочим процессом, представляет опасность для жизни сотрудника.
Для работников ДОУ обычно характерно выявление оптимальных или допустимых условий труда на рабочих местах. Однако для отдельных профессий и специальностей, например, поваров, условия труда могут относиться к классу вредных. На основании присвоенного класса устанавливается перечень мероприятий по ОТ для конкретной категории персонала и составляется отчет по охране труда в ДОУ.
В случае, если по результатам проведенной спецоценки на позициях работников были обнаружены вредоносные факторы, воздействие которых может быть снижено путем применения специализированных защитных средств, работодателю вменяется в обязанность предоставление сотрудникам таких средств. Это прямо вытекает из положений статьи 221 ТК РФ. Порядок обеспечения средствами защиты работников детских дошкольных предприятий определено требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Рассматриваемый руководящий документ определяет нормативы и правила предоставления средств защиты различным категориям работников ДОУ. При этом конкретный порядок их выдачи, нормативы замены и другие условия, а также список сотрудников, которым должны быть выданы СИЗ, должны быть определены локальным нормативным документом организации – например, положении о выдаче СИЗ или соглашении по охране труда в ДОУ. Предоставление этих приспособлений во всех ситуациях производится за счет работодателя. Алгоритм пользования ими должен быть отражен в уголке охраны труда в ДОУ.