Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в валютном законодательстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одно из наиболее обсуждаемых изменений закона – введение валютных ограничений в случае угрозы экономической безопасности страны. Решать, когда и какие ограничения вводить, будет Нацбанк совместно с Советом Министров. В каких ситуациях они наиболее вероятны?
1. Обстоятельствах, при которых меры, направленные на ослабление или отмену валютных ограничений, могут ухудшить финансовую ситуацию в стране или нанести ущерб безопасности.
2. Негативном развитии ситуации в платежном балансе, снижении золотовалютных резервов страны ниже допустимого уровня.
3. Резких колебаниях курса белорусского рубля.
Ограничения, которые может вводить регулятор с 9 июля:
1. Запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
2. Установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
3. Требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций;
4. Требование обязательной продажи полученной юридическими лицами – резидентами иностранной валюты;
5. Ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Закон гласит, что ограничения могут быть установлены не дольше, чем на 1 год.
В Раде одобрили «закон для МВФ»: теперь Украину ждет реформа Нацбанка
Закон предусматривает следующие изменения с 9 июля 2021 года:
Для физлиц отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала. Раньше для покупки недвижимости заграницей, ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, нужно было специальное разрешение от Нацбанка. Теперь получать его не нужно, однако зафиксировать сделку все же придется. Для этого нужно регистрировать валютный договор на портале Нацбанка (подробности ниже).
Юрлицам и ИП теперь не нужно получать разрешение от Нацбанка для открытия счетов за границей, учреждения компании, регистрации в банке валютных операций, связанных с движением капитала. Компании и ИП могут открывать иностранные счета и проводить по ним операции. Но в законе есть уточнение, что средства, полученные от экспорта на иностранные счета резидентов, должны быть переведены на счета этих компаний, открытые в белорусских банках.
Но также, как и физлицам, на некоторые операции нужно регистрировать валютный договор.
Разберемся, в каких случаях это делать. Регистрировать нужно валютные договоры между резидентами Беларуси и нерезидентами. И речь идет о крупных сделках: если сумма денежных обязательств равна или превышает 2000 базовых величин для физлиц (58 000 руб.) и 4000 (116 000 руб.) – для юрлиц и ИП. Если сумма не определена, то договор также стоит регистрировать. Также регистрации подлежат договоры, заключенные раньше 9 июля, если к этому времени не исполнены обязательства по ним.
В постановлении Правления Нацбанка №37 приводится перечень валютных операций, для проведения которых нужно регистрировать договор. Например, приобретение у нерезидента ценных бумаг и их продажи. Или продажа недвижимости на территории Беларуси резидентом нерезиденту, в том числе на условиях лизинга, покупка резидентом у нерезидента недвижимости за пределами Беларуси, привлечение резидентом денежных средств в форме кредита или займа от нерезидента и др. С полным перечнем процедур, подлежащих регистрации, можно ознакомиться здесь.
В договоре прописываются услуги, срок их выполнения, права и обязанности сторон, требования по конфиденциальности, процедура и срок обмена документами. Для регистрации нужно создать личный кабинет на веб-портале Нацбанка, заполнить форму и направить договор на регистрацию. Когда все пройдет успешно, договору будет присвоен регистрационный номер. После чего нужно будет ежемесячно предоставлять информацию об изменении договора, а также его исполнении.
-
Новые размеры недоимки для целей уголовного преследования за налоговые преступления. Самые значимые события 2020
963 0
С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).
Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.
Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.
- Свобода осуществления валютных операций
- Расчеты
- Перевод и перемещение валютных средств через границу
- Лицензии Национального банка Украины
- Меры защиты
- Новые правила валютного регулирования с 7 февраля 2019 года
Валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением случаев введения Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом мер защиты. К таковым, в частности, относятся: обязательная продажа части валютных поступлений и установление предельных сроков по экспортно-импортным операциям. Также провозглашается, что в сфере осуществления валютных операций нерезиденты имеют все права, предоставленные резидентам Украины.
Гривна является единственным законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без ограничений на всей территории Украины для проведения расчетов и переводов.
Все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривне, кроме расчетов по:
- операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранному инвестору доходов, доходов и других средств, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций;
- операциям банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;
- операциям небанковских финансовых учреждений и национального оператора почтовой связи по предоставлению финансовых услуг на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций;
- другим операциями, определенными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Уплата комиссий, других платежей осуществляется в гривне, кроме расчетов по уплате процентов по депозитам / кредитам, которые могут проводиться как в иностранной валюте, банковских металлах, так и в гривне.
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
Банки осуществляют валютные операции на основании банковской лицензии.
Небанковские финансовые учреждения осуществляют валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:
- обмен валют (осуществление операций по торговле валютными ценностями в наличной форме)
- перевод средств;
- предоставление средств взаймы, в том числе на условиях финансового кредита;
- факторинг (в части осуществления расчетов на территории Украины в иностранной валюте между факторами и клиентами по операциям с международного факторинга по уступке права требования к должнику-нерезиденту);
- другие валютные операции, определенные Национальным банком Украины.
Национальный оператор почтовой связи осуществляет валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:
- перевод средств;
- деятельность по обмену валют.
Лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций действуют бессрочно.
Национальный банк Украины ведет реестр лиц, которым выданы лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций, и размещает этот реестр на страницах Официального интернет-представительства Национального банка Украины.
Национальный банк Украины при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, значительного давления на платежный баланс Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства, имеет право вводить такие меры защиты:
- обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
- установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;
- установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;
- введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;
- резервирование средств по валютным операциям;
- иные меры, вытекающие из статьи 7-1 Закона Украины «О Национальном банке Украины».
Национальный банк Украины при принятии решения о введении мер защиты может учитывать решение Совета финансовой стабильности о подтверждении наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, а также обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства.
Меры защиты вводятся на срок, не превышающий шести месяцев с даты их введения.
В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по экспортным операциям резидентов выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции и / или транспортных услуг подлежит зачислению на их счета, открытые в иностранной валюте, в банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее срока, установленного Национальным банком Украины. Срок выплаты задолженностей исчисляется с даты таможенного оформления экспортируемой продукции, а в случае экспорта транспортных услуг — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего предоставление транспортных услуг.
В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по импортным операциям резидентов, резиденты при осуществлении импортных операций на условиях отсрочки поставки не могут устанавливать отсрочки, превышающие срок, установленный Национальным банком Украины.
Нарушение резидентами срока расчетов, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленного на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).
В случае принятия к рассмотрению судом, международным арбитражным судом искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного по экспортно-импортному контракту, срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, останавливается и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.
В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично в части имущественных требований или прекращения (закрытия) производства по делу или оставления иска без рассмотрения срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, возобновляется и пеня за его нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который этот срок был остановлен.
В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение срока не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.
Национальный банк Украины принял ряд постановлений, конкретизирующих положения Закона о валюте. Всего с 7 февраля 2019 года начали действовать 8 новых Постановлений правления Национального банка:
Постановление №1 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о структуре валютного рынка Украины, условиях и порядке торговли иностранной валютой и банковскими металлами на валютном рынке Украины».
Постановление №2 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о совершении операций с валютными ценностями».
Постановление №3 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о трансграничном перемещении валютных ценностей».
Постановление №4 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о перечне мер защиты, порядке и критериях их внедрения, продления и досрочного приостановления».
Постановление №5 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте».
Постановление №6 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации по договорам, предусматривающим исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам».
Постановление №7 от 02.01.2019 года «Об утверждении Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров».
Постановление №8 от 02.01.2019 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях».
Основные правила валютного регулирования после 7 февраля 2019 года:
- Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются исключительно через счета в банках. Расчеты по внешнеэкономическим договорам (контрактам) в наличной форме запрещены, кроме случая, когда нерезидент — субъект хозяйственной деятельности согласно условиям экспортного договора резидента -субъекта хозяйственной деятельности осуществляет оплату физическому лицу-резиденту, находящемуся в командировке за рубежом с целью выполнения обязательств по экспортному договору резидента — субъекта хозяйственной деятельности, средствами в наличной иностранной валюте эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием транспортного средства, что принадлежит резиденту — стороне договора (арендуется, зарезервировано им) и используется за рубежом с целью выполнения обязательств по этому договору, при условии оприходования неиспользованного остатка ввозимой в Украину наличной иностранной валюты в кассу резидента.
2.Физические лица-резиденты осуществляют валютные операции по трансграничному перемещению валютных ценностей путем их вывоза / пересылки за пределы Украины в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 евро, на основании документов, подтверждающих:
1) снятие этим физическим лицом наличных из собственных счетов в банках и квитанции об осуществлении валютно-обменной операции с этими наличными (в случае осуществления такой операции) исключительно на сумму, превышающую в день вывоза / пересылки в эквиваленте 10 000 евро;
2) приобретение этим лицом банковских металлов в банках исключительно на сумму, превышающую в день вывоза / пересылки в эквиваленте 10 000 евро.
Документы, подтверждающие снятие наличных с собственных счетов в банках физическими лицами-резидентами, действуют в течение 90 календарных дней со дня снятия наличных.
- Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров составляют 365 календарных дней (на сегодняшний день – 180 календарных дней). При этом предельные сроки расчетов не распространяются на операции в незначительном размере (до 150 000 грн.) по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по сделке), кроме дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.
Нарушение резидентами срока расчетов влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте (в случае осуществления расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту ) в национальной валюте) или в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара).
- Обязательной продаже на валютном рынке Украины подлежат поступления в иностранной валюте:
1) из-за границы в пользу юридических лиц-резидентов, не являющихся банками, физических лиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), а также на счета, открытые в банках для ведения совместной деятельности без образования юридического лица;
2) на территории Украины с текущих счетов юридических лиц-нерезидентов (кроме инвестиционных счетов) в пользу юридических лиц-резидентов, не являющихся банками, физических лиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), а также на счета, открытые в банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица.
Поступления в иностранной валюте подлежат обязательной продаже на валютном рынке Украины банкам или Национальному банку в размере 50 процентов. Остальные поступления в иностранной валюте остаются в распоряжении резидентов и нерезидентов и использует��я ими с учетом положений валютного законодательства.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Валютное регулирование. Что изменилось в Беларуси с 9 июля
Валютный договор подлежит регистрации до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора, либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше.
Инструкцией предусмотрена возможность оказания банками резидентам на возмездной основе услуг по регистрации валютного договора, представлению актуальной информации о валютном договоре и его исполнении в личном кабинете пользователя на веб-портале при условии заключения соответствующего договора между банком и резидентом.
- Кредиты
- Сбережения
- Карточки
- Обслуживание
- Online-банкинг
- Акции
- Документы и тарифы
- Осторожно, мошенники
- Обслуживание
- Финансирование
- Размещение денежных средств
- Документарные операции
- Инвестиционно-банковские операции
- Банк сегодня
- Управление банком
- Финансовая отчетность
- Реализуемое имущество
- Бизнес-информация
- Карьера в банке
- Пресс-центр
Новое в валютном регулировании и контроле
для физических лиц
+37517 289 90 90
по будням с 8:00 до 20:00
суббота с 9:00 до 17:30
воскресенье — выходнойдля абонентов сотовой связи
A1: +37544 729 90 90 МТС: +37529 729 90 90 Life: +37525 729 90 90 Стоимость звонка взимается оператором связи в соответствии с тарифами
поддержка по карточкам
+37517 289 92 92
круглосуточно
Тарифы операторов связи
- Либерализация валютного рынка предполагает пошаговое снятие всех валютных ограничений в соответствии с темпами улучшения макроэкономических условий в Украине.
- Будет принят ряд законодательных актов, направленных на повышение качества регулирования финансового рынка и предупреждения непродуктивного оттока капитала из страны.
- Дорожную карту валютной либерализации разработал Нацбанк вместе с экспертами МВФ.
- Увеличивается предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам со 180 до 365 дней.
- Отменяется валютный надзор за экспортно-импортными операциями до 150 тыс. грн.
- Отменяются индивидуальные лицензии на валютные операции и вводится система электронной лимитов (для осуществления хозяйственной деятельности юридическому лицу не более 2 млн. евро в течение календарного года).
- Отменяется процедура регистрации резидентами в НБУ внешних заимствований.
- Отменяются специальные санкции за нарушение сроков расчетов (индивидуальный режим лицензирования и приостановления внешнеэкономической деятельности).
- Отменяется ежеквартальное декларирование валютных ценностей, доходов и имущества, находящихся за пределами Украины.
- Разрешается свободное использование резидентами счетов в иностранных финансовых учреждениях и осуществления через такие счета валютных операций, кроме операций по переводов средств из Украины на такие счета.
- Разрешается осуществление операций по счетам в украинских финучреждений юридических лиц-нерезидентов.
- Валютный контроль за соблюдением резидентами (кроме уполномоченных учреждений) и нерезидентами требований валютного законодательства будет осуществлять ГФС.
- Финансовая санкция за нарушение сроков расчетов остается неизменной.
- Сохранена обязанность продажи на валютном рынке поступлений в иностранной валюте.
- Также банки обязаны продать валюту в случае ее покупки и неиспользования валюты по назначению, как было при ее покупке, а также в случае возврата резиденту подписки от нерезидента.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации свыше 6 млн руб. контракт для регистрации Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб. от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб. более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб. При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:
1) договор заключен с нерезидентом
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора
Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: сумма договора в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли курсу, установленному Нацбанком на дату заключения договора.
Основание: п. 4 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.
Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:
«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:
Обзор изменений в валютном регулировании и валютном контроле
Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
- Проект изменений в Налоговый кодекс: ИП не смогут работать на УСН 09.09.2021
- Расчет наличной валютой между резидентом и нерезидентом 03.09.2021
- Налог на доходы иностранных организаций по процентам по займам 02.09.2021
- Регулирование цен на строительные материалы 31.08.2021
- Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
- Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
- Новости законодательства 2021 (июнь-август) 21.08.2021
- ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
- Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
- Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
ГФС назвала восемь основных изменений в валютном регулировании
С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).
Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:
Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:
- Кипр (есть автоматический обмен)
- Мальта (есть автоматический обмен)
- Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
- Монако (есть автоматический обмен)
- Андорра (есть автоматический обмен)
- Болгария (есть автоматический обмен)
- Черногория (НЕТ автоматического обмена)
- Хорватия (есть автоматический обмен)
- Сербия (НЕТ автоматического обмена)
- ОАЭ (есть автоматический обмен)
- Таиланд (НЕТ автоматического обмена)
- Грузия (НЕТ автоматического обмена)
- Армения (входит в ЕАЭС)
- Беларусь (входит в ЕАЭС)
- Украина (НЕТ автоматического обмена)
Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.
В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.
Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.
Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, продолжают считаться незаконными валютными.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются НЕзаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах — продолжают считаться незаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, с зачислением денежных средств от продажи на банковский счет в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за совершение таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.
На 29 марта 2021 г. 2 000 базовых величин составляет 58 000 рублей, что эквивалентно 22 085 долларам, 4 000 базовых величин — 116 000 рублей, или 44 170 долларов.
Автор: Вячеслав Белуга
Источник: minsknews.byЛ. И. Ляхов, Минск Как ныне нужно регистрировать валютные договора по недвижимости физлиц, купле-продаже, расчетам, включая арендные платежи за недвижимость? Можно ли отражать в договорах и расписках физлиц сумму в валюте по курсу Нацбанка? Шкуринский Денис
С 9 июля валютные договоры, заключаемые резидентами с нерезидентами и предусматривающие приобретение недвижимости за пределами Беларуси, подлежат регистрации, если сумма денежных обязательств по договору равна или превышает 2000 базовых величин (1 БВ — Br29) — для физлиц. Порядок регистрации определен инструкцией №37.
Поясню также относительно возможности указывать в договорах, заключенных между резидентом и нерезидентом, сумму обязательств в валюте в привязке к курсу белорусского рубля, установленному Нацбанком. Это допустимо при проведении валютных операций, разрешенных между данной категорией субъектов.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск Со страховой организацией РБ заключен договор страхования дополнительной пенсии в 2010 году. Взносы оплачиваются в долларах США. Сможет ли страхователь оплачивать страховые взносы в валюте после 9 июля 2021 года в связи с отменой постановления №612? Шкуринский Денис
Да, но до момента, пока срок действия такого договора не будет продлен. С этого момента необходимо будет внести изменения в такой договор, в том числе в части оплаты страховых взносов в белорусских рублях.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск На дату заключения валютного договора он соответствовал критериям для регистрации его на портале Национального банка Беларуси. По состоянию на 9 июля сумма договора уменьшена, критерий не соблюден. Подлежит ли такой договор регистрации? Шкуринский Денис
Валютный договор подлежит регистрации на веб-портале, если сумма денежных обязательств на дату его заключения равна либо превышает установленную пороговую величину и по нему проводятся валютные операции, перечисленные в инструкции. Если по такому договору предусмотрено исполнение обязательств после 9 июля, он подлежит регистрации независимо от суммы неисполненных обязательств.
Новый порядок регистрации валютных договоров физических лиц
В соответствии с новой редакцией Закона, которая начнет действовать с 9 июля 2021 года, самым важным для граждан станет отмена разрешительного порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала. То есть, чтобы разместить депозит в иностранном банке, приобрести ценные бумаги, выпущенные предприятием-нерезидентом, купить недвижимость за границей, не нужно разрешение Нацбанка. Однако валютный договор (когда сумма достигает определенного порогового значения) нужно будет самостоятельно зарегистрировать на веб-портале Национального банка. На мелкие сделки такое требование распространяться не будет.
Помимо этого, правила проведения валютных операций между близкими родственниками также определены исходя из более либеральных подходов.
Для юрлиц-резидентов также отменяется разрешительный порядок открытия счетов за пределами страны. Валютные договоры, предусматривающие движение капитала, теперь будет необходимо зарегистрировать на сайте Нацбанка. Здесь, как и в случае с физлицами, будут действовать определенные пороговые значения, выше которых регистрация необходима.
Принципиально меняются и подходы к регулированию сроков завершения внешнеторговых контрактов и репатриации валютной выручки (поступления ее на счета в белорусские банки): вместо жесткого нормативного установления сроков зачисления валютной выручки на счета компаниям будет предоставлено право самим определять эти сроки и прописывать их в договорах.
Маленький объект республиканского масштаба. В Слуцке открыли новую котельную на местных видах топлива Узнали, как вырастут пенсии на Минщине в сентябре Яйца с черным перцем и чесноком. Что еще повезут предприятия Минской области на выставку в Сербию Как отсрочка по кредитам поможет рыбхозам — рассказал директор предприятия в Минской области В Беларусь за северным шелком – как страна вошла в мировой топ по производству льна
- За свои же сапоги отдала почти 1 400 рублей. Интернет-мошенники жестоко обманули борисовчанку
- Заслуженным медиком страны стала врач из Минской области
- Фоторепортаж: как Минский район отметил «Дожинки»
- В Службе безопасности Президента новый замначальника. Им стал Николай Шкред
- Так была ли операция с вагнеровцами? Об одной неукраинской афере
- «Белорусский хоккей не должен пострадать» — Дмитрий Басков ушел из Федерации хоккея
- «Белавиа» с 21 сентября увеличивает число рейсов в города России
- Дежавю финала – на старте чемпионата страны по хоккею на траве «Виктория» сыграет с «Минском»
- Илья Бегун и Дмитрий Высоцкий обсуждают литовские протесты
- Головченко и Мишустин раскрыли подробности плана интеграции Беларуси и России
- Технологии
- Хобби и стиль
- Происшествия
- Общество
- Образование
- Новости партнеров
- Недвижимость
- Мультимедиа МЛЫН.BY
- Люди
- Это интересно
- Здоровье
- Еда
- Диалог с властью
- Дела житейские
- В мире
- Афиша