Государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящая инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.

При подготовке инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С. Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н. Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В. Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П. Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно — коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н. Голубев).

Инструкция одобрена Научно — техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.

Инструкция вводится в действие взамен «Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей», утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 года.

Получение права бессрочного пользования землей

1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.

1.2. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта.

1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается:

В дальнейшем именуется «государственный акт».

по форме N 1 — гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;

по форме N 2 — предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:

изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);

укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;

внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;

внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;

переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.

При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:

один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);

на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.

1.8. К государственному акту в качестве приложения выдаются:

список сособственников при передаче земельных участков в коллективно — долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);

список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Право сособственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.

2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово — картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователей, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.

2.2. При выдаче государственного акта в порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, то по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.

2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.

Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.

При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:

наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;

основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);

общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;

цель предоставления земель;

правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);

особые условия использования земель на предоставленном участке.

2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление «чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании» . Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 — на 4-й странице, по форме N 2 — на 4 и 5-й страницах.

В дальнейшем именуемый «чертеж границ».

3.1. Государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах — главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации.

Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

В дальнейшем «Книга записей государственных актов».

3.2. Книга записей государственных актов установленного образца (приложение 2) ведется районным (городским) комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а в населенных пунктах — сельской, поселковой, городской администрацией. Книга прошнуровывается, свидетельствуется подписью председателя районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или главой сельской, поселковой, городской администрации и скрепляется гербовой печатью.

3.3. В Книгу записей государственных актов при регистрации вносится номер государственного акта, выдаваемого собственнику земли, владельцу, землепользователю. В каждом административном районе, городе областного подчинения, сельском, поселковом, городском Советах народных депутатов устанавливается своя их нумерация. Номера государственных актов присваиваются в порядке очередности записей в книге. С целью установления различий между органами, производящими регистрацию, рекомендуется дополнительно к порядковому номеру давать шифр области (республики, края, автономного образования), города областного подчинения и административного района, сельского (поселкового) Совета народных депутатов.

Например, государственному акту, выданному районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, присваивается номер ТВО-01-000015, а выданному сельской, поселковой, городской (районного подчинения) администрацией — ТВО-01-02-000075, где ТВО — шифр области (Тверская), 01 — порядковый номер административного района, города областного подчинения, 02 — порядковый номер сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов, 000015 и 000075 — порядковые номера, сделанные в Книге записей государственных актов района (города) и книге записей сельской, поселковой, городской администрации.

Присвоение шифров административным районам, городам областного подчинения, сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов устанавливается решениями Советов Министров республик в составе Российской Федерации, исполнительных органов краев, областей, автономных образований.

3.4. Изменения, происшедшие в землевладении, землепользовании, фиксируются на странице 6 (форма N 1) или 8 (форма N 2) государственного акта и наносятся на чертеж границ. Новые границы вычерчиваются сплошными линиями черной тушью, а старые перечеркиваются короткими штрихами красной тушью.

Изменения вносятся одновременно в оба экземпляра государственного акта.

3.5. Собственник земли, землевладелец, землепользователь по запросу районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации обязан в десятидневный срок представить свой экземпляр государственного акта для внесения в него изменений на основании решения местной администрации.

Если собственник земли, землевладелец, землепользователь в установленные законом сроки обжаловал в судебном порядке решение местной администрации, на основании которого вносятся изменения в государственный акт, то запрос направляется после вынесения решения суда.

3.6. При прекращении в установленном порядке права собственности на землю, владения, пользования землей государственный акт сдается в районный (городской) комитет по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельскую, поселковую, городскую администрацию. В этом случае в графе 11 Книги записей государственных актов указывается дата сдачи государственного акта и основание прекращения права на землю.

3.7. Районный (городской) комитет по земельной реформе и земельным ресурсам или сельская, поселковая, городская администрация сдает утратившие юридическую силу государственные акты в архив. Хранение указанных документов в архиве — постоянное.

Регистрация права пользования участком земли

СПРАВКА ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННИКА НА ЗЕМЕЛЬНУЮ ДОЛЮ

Согласно приложению N 1 к Государственному акту N _________________, выданному решением от _______________________ N _________________ ___________________________________________ (наименование местной администрации) за гражданином __________________________________________________, (Ф.И.О.) являющимся сособственником земель, выделенных в коллективно — долевую собственность ___________________________________________, (наименование собственника) закреплена земельная доля площадью _____________ га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. ________ га пашни. М.П. Глава ____________________________________ (наименование местной администрации) _____________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 2

__________________________________________________________________
(республика, край, область, автономное образование)
__________________________________________________________________
(район, город, сельский, поселковый Совет народных депутатов)
__________________________________________________________________

Однако, кто получил участки на праве постоянного бессрочного пользования давно, сохраняют свое право.

Бессрочное пользование земельным участком таких граждан подлежит переоформлению в собственность.

Однако сроки переоформления неограниченны.

Отсутствие у обычных граждан возможности

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Право бессрочного пользования земельным участком

В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.

Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Оформление и структура документов на ЗУ установлена специальными регламентами. Например, документы, выданные в Советском Союзе, являются действующими и не ограничены по сроку давности как устанавливающие факт передачи земли в бессрочное пользование. Провести имущественную сделку по таким бумагам не получится, так как они теряют свою юридическую силу и требуют переоформления в Росреестре.

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Важно: план межевания участка не имеет срок давности, но чтобы его подтвердить нужна перерегистрация с добавлением информации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

Алгоритм получения постоянного бессрочного права пользования земельным участком

Часто дачный участок бывает в бессрочном пользовании без наличия документов у гражданина.

Если ситуация именно такая, то первый ваш шаг – это получить выписку из распоряжения местного исполкома о передаче участка в постоянное пользование непосредственно дачному сообществу.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки не предоставляются гражданам:

  • при выделе администрацией;
  • после смерти правообладателя ЗУ наследникам;
  • при переоформлении строения покупателям;
  • для индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • в иных случаях отчуждения прав.

На основании принятого Постановления Правительства РФ в 2012 году, с начала 2014 года этот вид права был полностью отменён в отношении юридических лиц. Им было предписано переоформить их в собственность или в аренду у администрации. В настоящее время эти регламентированные действия приведены в соответствие законодательным нормативам.

Теперь пришло время описать сам алгоритм предоставления земельного участка в бессрочное пользование.

Если заинтересованное лицо стало приобретателем частного дома на земле, принадлежащей муниципалитету, ему следует написать заявление главе администрации с просьбой разрешить регистрацию ЗУ, принадлежавшего предшествующему владельцу на правах постоянного использования. К заявлению прилагают:

  1. Правоустанавливающую документацию на частный дом или иное приобретённое имущество.
  2. Правоудостоверяющую документацию в виде свидетельства о собственности на частный дом.

В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного пользования отражаются сведения о кадастровых, технических характеристиках строения, а так же – адрес места расположения. Этот нюанс служит правовой основой для удостоверения права лица на продолжение использования ЗУ. Кроме этого, в свидетельстве указывают, что жилой дом расположен на участке, находящемся в распоряжении лица на праве постоянного (бессрочного) пользования, что определяет пролонгацию аналогичных гражданско-правовых отношений с новым собственником.

К правоустанавливающей документации относится договор имущественной сделки, который регламентирует переход частного дома во владение приобретателя. В договоре бессрочного пользования земельным участком (образец можно скачать в конце статьи) так же следует указать, что строение расположено на участке, который передан администрацией в бессрочное пользование, с указанием места нахождения ЗУ и его общей площади. В совокупности данные документы определяют имущественные позиции владельца, становясь основанием для регистрации земельного участка.

Административная комиссия рассматривает заявление в течение 1 месяца, после чего выдаёт на руки заявителю ответ в виде выписки.

Выписка основывается на нормах законодательства, которое предусматривает:

  • согласие на регистрацию;
  • мотивированный отказ.

На основании согласия составляется административный акт, в котором указывается право гражданина продолжать пользоваться земельным участком постоянно, в связи в приобретением имущественных прав на недвижимость, расположенную на участке. Административный акт – основание для регистрации ЗУ в Росреестре. Он прилагается к пакету документов на приобретение дома, с чем заинтересованное лицо посещает лично местное отделение кадастра и картографии, внося сведения о пользовании участком в записи ГКН.

Процедура ограничивается сроком в 21 рабочий день или 1 календарный месяц.

Порядок переоформления зависит от того, кто является правообладателем земельного надела. Это могут быть, как граждане, так и юридические лица. Алгоритм переоформления также разнится в зависимости от того, к какой категории относится юридическое лицо: коммерческой или некоммерческой. Рассмотрим граждан и юридических лиц отдельно друг от друга.

Решение исполнительного органа должно быть принято не позднее, чем в месячный срок. При положительном результате составляется договор купли-продажи. Далее остается лишь зарегистрировать обновленное право на надел в Росреестре. При отказе или уклонении со стороны госоргана лицо, пользующееся наделом, обращается в суд. Существует возможность получить право пользования землями лесного и водного фондов! Узнайте подробности! Эксплуатация земли юридическим лицом Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года.

Нужно ли регистрировать договор безвозмездного пользования землей

Отличие от аренды Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

Законодательные акты Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию. В статье 269 ГК РФ регламентировано, что лица, получившие по данному праву свой кусок земли, вольны пользоваться им, но не распоряжаться.

  • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
  • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

Важно! Пользователю потребуется уплатить земельный налог, но распоряжаться землей как собственной он не может. Подробности о разрешенном использовании земель, а также о возможностях изменения характера эксплуатации читайте здесь! Регистрация правоустанавливающих документов Для оформления правоустанавливающей документации потребуется обратиться в комитет по управлению гос.

Причин для этого есть несколько, и они могут быть следующими:

  • у заявителя нет гражданства России;
  • запрос делается несовершеннолетним;
  • земля ранее была изъята из оборота;
  • субъект хозяйствования уже ведет деятельность или имеет намерения эксплуатировать участок не по назначению;
  • желание не основано на законодательстве.

Даже один из пунктов станет причиной, по которой человеку откажут в переоформлении участка, и у гражданина возникнут проблемы с уже имеющимся правом. Чтобы все же оформить землю в собственность, гражданин должен обратиться в администрацию для вынесения такого постановления, после чего регистрирует землю в кадастровом органе. Новоявленный владелец обзаводится номером и выпиской из ЕГРН, а составление плана участка и все технические детали становятся заботой кадастрового инженера.

Регламент заключения соглашений установлен главами 34 и 36 Гражданского Кодекса. Основополагающие положения включают такие моменты взаимодействия сторон:

  • ст. 607 определяет круг объектов, допускаемых к безвозмездной передаче;
  • ст. 610 оговаривает временные требования к договорам (п. 1-2);
  • пункты 1; 3 ст. 615 регламентируют варианты использования ссудного имущества;
  • п. 1; 3 ст. 623 предусматривает возможность возмещения арендатору расходов на ремонт и другие значимые улучшения имущества;
  • ст. 621 установила правила продления договора,установила иные возможности для сторон при завершении действия соглашения.

Следует учитывать отличие договора безвозмездного пользования помещением от арендной формы. Первый вариант допускает только пользование имуществом, второй – использование и владение.

Порядок безвозмездной передачи недвижимости во многом схож с арендными правоотношениями.

Суть соглашения заключается в следующем: собственник/владелец помещения передает недвижимое имущество во временное пользование третьему лицу. Вторая сторона обязуется вернуть вверенное имущество в оговоренные сроки в приемлемом состоянии с учетом текущего износа – ст. 689 ГК.

Юридическая группа «ЮрКонсульт»

Для безвозмездных договоров возможны:

  • срочные соглашения на период, установленный сторонами;
  • бессрочные соглашения, когда в документе не оговариваются временные рамки использования объекта. В этом случае правоотношения считаются заключенными на неопределенный срок.

По согласованию с собственником срочное соглашение можно продлить на неопределенное время.

Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.

Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:

  • точные кадастровые данные территории;
  • фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
  • наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
  • наименования органов государственной и муниципальной власти.

Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:

  • физические и юридические лица;
  • учреждения государственного и муниципального уровня;
  • казенные производства и предприятия.

Срок на предоставление частным юридическим и физическим лицам прав для постоянного владения земельными участками точно не определяется, так как законодательством предусматривается возможность использования земель на постоянной и бессрочной основе.

В отличие от права владения земельными участками, которое предоставляется на пожизненный срок на основании процедуры наследования, возможность постоянного использования земельного имущества является менее стабильным понятием. Такая характеристика проявляется в возможности досрочного прекращения возможности бессрочного использования территорий, ранее момента прекращения субъектом владения своей деятельности на землях.

Каждый земельный участок, который предоставляется гражданину на основании прав постоянного использования, должен эксплуатироваться исключительно по прямому целевому предназначению, а также в допустимых пределах. Такие нормы устанавливаются нормами Земельного и Гражданского кодексов РФ и регламентируются законодательными актами исполнительных органов, которые предоставили право на использование территории.

Законный владелец территории наделен полномочиями распоряжаться земельным участком на основании права постоянного использования имеет возможность исключительно отказаться от эксплуатации территории.

Граждане, которые приобрели участок для постоянного использования на неопределенный срок, не имеют права заключать в отношении данной территории какие-либо финансовые или юридические сделки – передавать для пользования третьим лицам на основании договора об аренде или же предоставлять в бесплатное использование на ограниченный срок. Наличие добровольного согласия законного собственника участка земли не является основанием для заключения подобных сделок.

Те лица, которые используют земельные участки на основании прав бессрочного использования на постоянной основе, не могут самостоятельно распоряжаться правовым положением данного участка. Исключением могут являться следующие случаи:

  • Установление сервитута в отношении участка возможно для обеспечения государственных интересов, а также для удовлетворения потребностей жителей муниципальных округов и местного населения.

Процедура не требует изъятия участков и возможна при условии проведения общественного слушания. Сервитуты устанавливаются для передвижения по определенной территории для выполнения важных государственных и муниципальных работ;

  • Передача земельной территории в бесплатное пользование в форме служебного надела.

Данная процедура осуществляется уполномоченными учреждениями в пользу своих сотрудников на срок, в течение которого будет являться действительным заключенный ранее трудовой договор.

Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.

Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду.

Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.

Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.

После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.

Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.

В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.

Служебные наделы – это такая категория земельных участков, которая может предоставляться гражданам на основании трудового договора, заключенного между сотрудником и работодателем, для бесплатного использования. Для эксплуатации на безвозмездной основе могут выделяться следующие виды земельных участков:

  • земельные участки, которые находятся в распоряжении органов государственной и муниципальной власти, предоставляются на условиях, предусмотренных трудовым договором и гражданским законодательством;
  • территории, которые являются собственностью частных юридических и физических лиц на основании соответствующих договоров.

Земельные участки, которые относятся к категории служебных наделов, предоставляются действующим сотрудникам и работникам различных учреждений:

  • организаций, которые осуществляют деятельность в различных отраслях экономики и транспорта;
  • компаний, которые работают в области лесной промышленности;
  • лесных и охотничьих хозяйств;
  • организаций, которые осуществляют управление заповедными зонами и парками, находятся на федеральном балансе и финансируются из государственного бюджета.

Служебные наделы предоставляются сотрудникам различных учреждений на срок, в течение которого является действительным ранее заключенный трудовой договор между сотрудником и работодателем. Такие земли передаются работникам после заключения договора о бесплатном использовании. В данном документе указываются следующие обязанности сторон:

  • учреждение обязуется предоставить земельные территории в бесплатное пользование сотруднику;
  • работник обязуется использовать надел в соответствии с законодательной базой и в установленный срок вернуть на баланс учреждения участок в надлежащем состоянии.

То, что земельный участок находится в общедолевой собственности, означает, что у него несколько хозяев, каждому из которых принадлежит некая доля от общей собственности.

Отсюда вытекают особенности условий его пользования, продажи, межевания.

Но может сложиться ситуация, когда один или несколько владельцев хотят выделить свою часть надела. Поэтому возникает необходимость переоформления участка.

Для того, чтобы провести разделение общего участка, кроме документов потребуется еще заявление.

В нем должны быть указаны ФИО, паспортные и контактные данные гражданина, желающего выделить свою долю, полные данные на общую собственность, описание выделяемого участка. Документ должен быть подписан заявителем, на нем обязательно указывается дата его составления.

Со дня введения в действие настоящего Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 (Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того – переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами статьи 36 данного документа (Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 (Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).

5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).

3. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Глава V.Возникновение прав на землю

1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 №117-ФЗ)

6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 №117-ФЗ)

7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 03.10.2004 №123-ФЗ)

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго – четвертого, седьмого – девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы об оспаривании пункта третьего статьи 25 см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 №282-О.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

О юридической силе документов, удостоверяющих права на землю и выданных гражданам и юридическим силам до и после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», см. Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ.

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Глава VII.Прекращение и ограничение прав на землю

Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:

  • право оперативного управления имуществом;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
  • аренда;
  • сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
  • безвозмездное срочное пользование.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Права оперативного управления в этом перечне нет, поэтому земельные участки не могут быть закреплены за АУ на этом вещном праве. Право собственности и право пожизненного наследуемого владения отпадают, а все остальное остается. Так, на основании пп. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими соответствующими правами, могут быть предоставлены в безвозмездное срочное (на срок не более года) пользование земельные участки государственным и муниципальным учреждениям. Следовательно, АУ может быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Что касается сервитута, в общем случае предоставления данного права может потребовать собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В то же время согласно п. 4 ст. 274 ГК РФ допускается установление сервитута в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования. Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключить исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т.д.) таким правом не наделены (Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607). Как показывает практика, в настоящее время АУ пользуются, как правило, именно такими земельными участками — закрепленными за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Автономное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ). В п. 2 этой же статьи зафиксировано: лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. В то же время владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 264 ГК РФ). В свою очередь, Земельным кодексом (п. 4 ст. 20) установлено: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, АУ, за которым земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данным земельным участком. Что это означает? Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 (п. 24), лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, причем даже при наличии согласия на это собственника земельного участка. Судьи ФАС ВСО в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А78-14619/05 отметили: под распоряжением, прежде всего, понимается совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам. В связи с этим арбитры по требованию заместителя прокурора признали недействительным договор, заключенный образовательным учреждением с обществом, о передаче последнему в пользование земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства подземной автостоянки. В ходе разбирательства было выяснено, что земельный участок был предоставлен образовательному учреждению для целей народного образования. Однако строительство автостоянки, предусмотренное условиями спорного договора, а также заключение обществом с физическими лицами договоров об инвестировании строительства автостоянки (долевого участия в строительстве автостоянки), в соответствии с условиями которых гаражные боксы автостоянки по окончании строительства подлежали передаче в собственность инвесторов, вышеуказанной цели не преследовали. Судьи добавили: в данном случае не применяются правила п. 2 ст. 167 ГК РФ (возврат каждой из сторон недействительной сделки полученного по этой сделке). Права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. Как отметил КС РФ (Постановление от 21.04.2003 N 6-П), когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке, установленном ст. 302 ГК РФ, с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество. Окончательная точка в данном деле в части признания сделки недействительной еще не поставлена, поскольку Определением ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-15268/09 было принято к производству заявление общества о пересмотре дела в порядке надзора.

Думаем, решение будет таким же, как в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А55-8383/2008 , в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-9994/09. Изъятие земельного участка у лица, которому он передан на праве аренды лицом (в рассматриваемой ситуации — национальным парком), которое его получило на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет означать лишение парка земельного участка (фактическое изъятие этого участка у национального парка, являющегося землепользователем). Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не прекращено. В связи с этим в иске об истребовании земельного участка было отказано.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС ПО от 06.04.2009 по делу N А55-8380/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9600/09.

Таким образом, если АУ передаст земельный участок (его часть), закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, договор аренды, на основании которого будет произведена такая передача, признают недействительным. Еще одно подтверждение этого — Постановление ФАС ВСО от 20.08.2008 N А10-13438/05-Ф02-3935/08, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16610/08. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, может потребовать принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Условия и порядок отказа лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прописаны в ст. 53 ЗК РФ. Во-первых, автономному учреждению, решившему отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, нужно заручиться согласием учредителя. Получение данного согласия необходимо в силу того, что АУ не вправе распоряжаться земельным участком, закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, а отказ учреждения от этого земельного участка является формой распоряжения имуществом (Постановление ФАС СКО от 17.04.2009 по делу N А61-1469/2008).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]