Как совершил преступление раскольников цитаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как совершил преступление раскольников цитаты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
  • «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.»
  • «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…»

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

  • «…Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…»
  • «…Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
  • Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! (Соне).
  • «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».
  • «Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе.»
  • «Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…» (Свидригайлов о Раскольникове).
  • «Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие...» (Дуня о Раскольникове).
  • «Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».
  • «Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!» (Разумихин о Раскольникове).
  • «…Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил
  • Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
  • Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
  • Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
  • Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
  • За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
  • Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…
  • Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
  • Сила ,сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.
  • Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…
  • Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!
  • Я ведь не старушонку убил, я себя убил!
  • Ко всему-то подлец-человек привыкает!
  • Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

Теория Раскольникова. Цитаты из романа

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
  • «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.»
  • «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
  • «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…»
  • Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!
  • Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
  • …когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит.
  • …я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…
  • «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

«Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.

Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.

Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.

Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. «Бедность не порок, а вот нищета – это порок», — заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.

Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.

Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.

К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.

Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.

Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.

Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд. Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой. Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.

Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова. Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать. Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории. Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.

Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.

Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.

Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.

Цитаты Родион Раскольников

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Достоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа. Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова. Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.

Таким образом, Достоевский является противником даже тех преступлений, которые совершаются ради благих дел, включая глобальные цели изменения общества в лучшую сторону для облегчения участи «униженных и оскорбленных». На примере Раскольникова автор показал всю безнравственность насилия, как способа изменения мира к лучшему, потому что насилие, в первую очередь, является огромной разрушающей силой для самого преступника.

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.

Художественный портрет Родиона основан, прежде всего, на его удручающей бедности.

«Был он очень беден…» (часть 1 глава IV)

«Мать у меня сама чуть милостыни не просит…» (часть 2 глава III)

Раскольников вынужден жить в крошечной бедной квартирке.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» (часть 1 глава I)

«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб…я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик». (часть 3 глава III)

Раскольников – студент юридического факультета, который вынужден бросить учебу из-за бедности.

Возраст Родиона – 23 года.

«…к тому же и двадцать три года сказались». (часть 6 глава VII)

Раскольников очень хорош собой.

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». (часть 1 глава I)

«…в тонких чертах молодого человека…» ( часть 1 глава I)

«…не опуская черных воспаленных глаз своих…» (часть 2 глава I)

«И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки…» (часть 3 глава III)

Родион очень беден, и его внешний вид красноречиво говорит об этом.

Раскольников — замкнутый, нелюдимый человек.

Во время учёбы в университете Родион отказался от студенческих развлечений и забав, отдавая все силы занятиям:

«Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». (Часть 1, глава IV)

Однокурсники не любили Родиона из-за его высокомерия и тяжелого характера:

«Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…» (автор о герое, Часть 1, глава IV)

«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр». (слова Разумихина, Часть 3, глава II)

«…даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый…» (Часть 6, глава I)

«Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие…» (Часть 6, глава VIII)

Родион не способен словами выражать эмоции, предпочитая оставаться для окружающих замкнутым и холодным человеком:

«Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!» (Часть 3, глава II)

Родион предан и открыт лишь для своей семьи (матери и сестры Дуни) и для друга Разумихина.

«…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…» (Раскольников — матери, Часть 6, глава VII)

«А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек!..» (Разумихин – Раскольникову, Часть 6, глава I)

Родион — умный, талантливый, рассудительный молодой человек.

«— Ты всегда был очень рассудительный человек и никогда, никогда ты не был сумасшедшим, — заметил он вдруг с жаром». (Часть 6, глава I)

«Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…» (Часть 6, глава IV)

Мать Родиона верит, что сын сможет преодолеть нужду своим талантом и способностями:

«Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом». (Часть 6, глава VII)

Родион обладает чувством собственного достоинства. Он гордый и самолюбивый.

«…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…» (Часть 2, глава I)

«Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…» (Часть 3, глава II)

«…мнительный, самолюбивый, знающий себе цену…» (Часть 3, глава VI)

В начале произведения Раскольников — атеист, не верующий в бога.

«— Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь». (Часть 4, глава IV)

«— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю». (Часть 6, глава VII)

Любовь к Соне пробуждает в душе Родиона веру в Господа:

«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: “Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”»
(Эпилог, глава II)

Родион — смелый, заносчивый человек, который не боится иметь собственное мнение.

Пётр Лужин — жених Дуни, сестры Родиона. Лужин с большим пренебрежением и презрением относится к Родиону:

«я еще давеча, с первого шагу, разгадал вашу неприязнь, но нарочно оставался здесь, чтоб узнать еще более. Многое я бы мог простить больному и родственнику, но теперь… вам… никогда-с…»

Лужин мечтал взять в жены бесприданницу Дуню, чтобы в полной мере властвовать над ней. Однако вмешательство Родиона рушит все его планы. Он искренне считает, что причиной всех его бед является один лишь Раскольников:

«Петр Петрович несколько секунд смотрел на него с бледным и искривленным от злости лицом, затем повернулся, вышел, и уж, конечно, редко кто-нибудь уносил на кого в своем сердце столько злобной ненависти, как этот человек на Раскольникова. Его, и его одного, он обвинял во всем». (Часть 4, глава II)

От читателя: По мнению Лужина, Раскольников является заносчивым молодым человеком.

«…заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной…» (Часть 4, глава III)

Подробная характеристика Лужина.

Зосимов — молодой начинающий врач, который с большим энтузиазмом берётся помочь Раскольникову выйти из депрессии:

«Интересует он меня, очень! Через полчаса зайду наведаться… Воспаления, впрочем, не будет…» (Часть 2,, глава V)

«Зосимов, наблюдавший и изучавший своего пациента со всем молодым жаром только что начинающего полечивать доктора…» (Часть 3, глава III)

Зосимов признает глубокий ум Раскольникова, и искренне хочет ему помочь:

«— Я к тому говорю, — продолжал Зосимов, разлакомившись, — что ваше совершенное выздоровление, в главном, зависит теперь единственно от вас самих. Теперь, когда уже с вами можно разговаривать, мне хотелось бы вам внушить, что необходимо устранить первоначальные, так сказать, коренные причины, влиявшие на зарождение вашего болезненного состояния, тогда и вылечитесь, не то будет даже и хуже. Этих первоначальных причин я не знаю, но вам они должны быть известны. Вы человек умный и, уж конечно, над собой наблюдали. Мне кажется, начало вашего расстройства совпадает отчасти с выходом вашим из университета. Вам без занятий оставаться нельзя, а потому труд и твердо поставленная перед собою цель, мне кажется, очень бы могли вам помочь. (Часть 3, глава III)

От читателя: Зосимов считает Раскольникова ипохондриком и тщеславным человеком.

«Исступленному-то ипохондрику! При тщеславии бешеном, исключительном! Да тут, может, вся-то точка отправления болезни и сидит! Ну да, черт!..» (Часть 3, глава II)

Дуня, зная непростой характер Родиона, пытается с пониманием относиться к нему:

«— Опять говорю вам, маменька, он еще очень болен. Неужели вы не видите? Может быть, страдая по нас, и расстроил себя. Надо быть снисходительным и многое, многое можно простить». (Часть 3, глава IV)

Дуня всем сердцем любит брата и ради его устроенной жизни готова выйти замуж за богатого, но нелюбимого человека. Она готова принести в жертву собственную жизнь, личное счастье и утешаться тем, что смогла помочь близкому человеку:

«Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаёт! Для милого, для обожаемого человека продаст!» (Часть 1, глава III)

Мать призывает Родиона ценить сестру, которая любит его больше жизни:

«Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел…»

  1. Цитаты — Преступление и наказание
  2. Цитаты из Преступление и наказание Достоевского
  3. Цитаты Раскольникова. Преступление и наказание
  4. Цитаты Свидригайлова. Преступление и наказание

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею.

Но мораль “необычных” людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, – способных сохранять нравственность в невыносимых условиях.

Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего “такого”.

Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну “вошь из всех, самую наибесполезнейшую”. Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения.

Так, например, он говорит о том, что “хотел сделаться Наполеоном”, был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон.

Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий “сильным мира” совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

«Преступление и наказание» – одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.

Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег.

Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других.

Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.

Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.

Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью.

«Бедность не порок, а вот нищета – это порок», – заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории.

Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.

Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.

Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.

Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.

Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд.

Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой.

Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.

Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова.

Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать.

Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории.

Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.

Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.

Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.

Преступление Родиона Раскольникова – наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.

Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями.

Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества.

Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.

При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.

Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её.

Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих».

Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он – не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии.

То есть голод и нищета – не главные причины преступления Раскольникова.

После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого.

Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей.

И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие – немногие – “необыкновенные” – являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь.

Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции.

Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Родион Романович Раскольников является бедным молодым человеком. По происхождению он, судя по всему, является мещанином:

“Был он очень беден…” (часть 1 глава IV)

“…у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках.” (часть 5 глава IV)

“Мать у меня сама чуть милостыни не просит…” (часть 2 глава III)

Возраст Родиона Раскольникова — 23 года:

“…к тому же и двадцать три года сказались.” (часть 6 глава VII)

Он родился и вырос в провинции, вероятно, в Р‑й губернии (вероятно, имеется в виду Рязанская губерния). Семья Раскольникова состоит из его матери Пульхерии Александровны и младшей сестры Дуни. Отец Раскольникова умер несколько лет назад:

“Через минуту явилось письмо. Так и есть: от матери, из Р — й губернии.” (часть 1 глава III)

На момент повествования Раскольников уже 3 года живет в Петербурге:

“…я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции…” (часть 2 глава I)

О внешности Раскольникова известно, что он красив, высок и строен. У него прекрасные темные глаза, темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами:

“…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” (часть 1 глава I)

“…в тонких чертах молодого человека…” (о лице героя, часть 1 глава I)

“…не опуская черных воспаленных глаз своих…” (часть 2 глава I)

“И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки…” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

Раскольников одевается очень бедно, его костюм ужасно поношен:

“Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.” (часть 1 глава I)

“Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!..” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“…строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья…” (часть 1 глава IV)

“…удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться…” (часть 2 глава I)

“…старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…” (часть 2 глава III)

Он носит очень широкое пальто, похожее на мешок:

“.…снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье)…” (часть 1 глава VI)

“…так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи…” (часть 1 глава VI)

Раскольников носит высокую круглую шляпу, изношенную и уродливую. Одежда Раскольникова так бедна, что однажды на улице незнакомая купчиха принимает его за просящего милостыню и дает ему двугривенник (20 копеек).

Несмотря на свои нищий костюм, он ходит с гордой осанкой по улице:

“…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…” (часть 2 глава I)

Раскольников живет в съемной комнате (каморке) в доме Шиля в Петербурге. Его жилище настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб.

Раскольников является бывшим студентом. За несколько месяцев до событий, описанных в романе, он из-за нехватки денег бросает учебу на юридическом факультете Петербургского университета.

Когда Раскольников учился в университете, он занимался уроками, не жалея себя, но при этом почти не имел товарищей и всех сторонился. За это однокурсники уважали, но не любили его:

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

Также Раскольников раньше подрабатывал, давая частные уроки детям, но в конце концов оставил эту работу. Он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе. Из-за нищеты он уже четвертый месяц не платит за аренду жилья:

“…ты уже не студент, уроков и костюма лишился …ты, с своей стороны, забился в угол и ничего прежнего не поддерживал…” (часть 2 глава III)

“…я уроки потерял и не плачу четвертый месяц…” (часть 2 глава I)

“И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего…” (часть глава)

Родион Раскольников является умным и талантливым человеком, по мнению его матери:

“Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом.” (часть 6 глава VII)

Он является любящим сыном и братом:

“Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил…

…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…” (Раскольников — матери, часть 6 глава VII)

Раскольников является отличным человеком, по мнению его друга Разумихина:

“А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек!..” (часть 6 глава I)

Родион Раскольников — интересный человек с достоинствами, способный сознавать и делать многое, по мнению Свидригайлова:

“Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…” (Свидригайлов, часть 6 глава IV)

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова).

Закладывая свои вещи у старухи, занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы.

И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Теория Раскольникова

Большое сочувствие у Раскольникова вызывала Соня.

Молодая, красивая девушка жертвует своей жизнью ради блага других.

Такой же поступок хотела совершить и Дуня — сестра Раскольникова.

Незадолго до преступления он был сам не свой, бледен, слаб.

А как он Бога просил: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. . мечты моей! » Но, наверное, и Бог не смог помочь ему, такова его судьба.

Родион хотел стать Наполеоном — не стал; хотел помочь себе и своей семье — не помог; не хотел испытать теорию — испытал, а взамен получил одни только страдания.

Сочинение Причины преступления Раскольникова

«Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения».

Что же это за вопрос, так замучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек

«покусился на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «

мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни.

Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, которая наживалась на несчастьях бедных людей.

Вскоре «мечту» эту он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Первое, что натолкнуло его на эту мысль, был тот ужасный квартал Петербурга, где жил Раскольников, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». Каждый раз, когда он бывал на улицах, ему попадалось множество пьяных, которые вызывали «чувство глубочайшего омерзения», а вонь из распивочной сводила его с ума. Вскоре Раскольников пришел к решению, что пора сделать пробу.

Он был у старухи, следил за каждым ее действием и одновременно планировал, как это будет происходить.

Родион был в тот момент очень взволнован, все эти мысли вызывали у него отвращение, но он не мог не думать об этом.

Второй шаг Раскольникова к преступлению — рассказ о судьбе семьи Мармеладовых.

Большое сочувствие у Раскольникова вызывала Соня. Молодая, красивая девушка жертвует своей жизнью ради блага других. Такой же поступок хотела совершить и Дуня — сестра Раскольникова.

Таков смысл романа «Преступление и наказание».

М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения.

Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться. Главный герой произведения — молодой студент, вынужденно оставивший учебу на юридическом факультете из-за отсутствия денег.

Фактически, Родион Раскольников оказался в состоянии материального тупика. Он жил в убогой коморке в Петербурге, еле успевая заплатить арендную плату, он не мог помочь матери и сестре , что его еще больше угнетало.

Очень скоро эту «мечту» Раскольников начал считать уже «предприятием», а случайно услышав в трактире беседу студента с офицером об этой ничтожной, злой, вредной и никому не нужной старухе, он окончательно утвердил свою мысль об убийстве.

Затем она вспыхнула в его мозгу с новой силой, когда Раскольников прочитал письмо, полученное от матери. Новость о том, что его сестра Авдотья Романовна хочет принести себя в жертву ради брата, острым лезвием прошлась по сердцу Раскольникова.

Размышляя о дальнейшей судьбе самых близких ему людей, матери и сестры, молодой человек снова и снова возвращался к своей чудовищной идее, которая постепенно стала видеться ему единственным, правильным решением. Следующим шагом Раскольникова к преступлению стала его встреча в трактире с Мармеладовым, рассказ-исповедь которого оставил в душе и сознании юноши неизгладимый след.

Раскольников делит всех людей на два типа:

  1. “Сверх-человеки” — это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
  2. “Твари дрожащие” — это все остальные люди, влачащие заурядное существование.

Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.

До убийства Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен.

Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безвысходности своего положения.

Но в то же время он горд, но его гордость постоянно ущемляется. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями.

В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть всё и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным» . Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни.

Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания. В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство. Раскольников долго не решается на преступление.

Он уверен, что, зная все тонкости убийства и относя себя к людям «необыкновенным» , будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице) , мешающую всем жить. Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей. Убийство Убил старуху-процентщицу ударом топора по голове (а именно обухом, т.

е. тупой оконечностью, направляя при этом лезвие на себя) , старался не запачкаться в крови, вытащил ключ из верхнего правого кармана, открывал укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату и обнаружил Лизавету (сестру старухи) . Затем также убил её топором (на этот раз ударом лезвия) .

После убийства Достоевский детально исследует мысли и чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения.

Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он

«как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего»

.

Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте.

Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете.

Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории.

Напротив, она продолжает властвовать над его умом.

Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей» . Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению.

Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве.

  • Раскольников придумал это убийство, когда решил, что может сделать полезное дело, избавив свет от старухи-процентщицы, ненужного человека. А ее деньги использовать во благо. Он сам очень нуждался в деньгах, так как был стеснен и жил скудно. К тому же деньги нужны были, чтобы сестра не вышла замуж по расчету, ради того, чтобы помочь ему, бедному студенту. Проживал он в душной, худой каморке. Подслушал разговор, из которого сделал выводы, что старуха богата, у нее лишние деньги, а сама она никому не нужна и толку от нее нет.Но так размышлять нельзя. А Ракольников хотел сделать хорошее дело и помочь себе и остальным. Он придумал план и собрался действовать, согласно ему. Он пытался себе доказать, что не quot;тварь дрожащаяquot;.Состояние его было болезненным. Ему снились странные сны, он был полуболен, потому что плохо ел и плох спал.Во время убийства старухи пришлось совершить двойное убийство, топором убил сестру старухи Лизу, невинную жертву, а это была никому не причинившая зла женщина.Все вместе наложило отпечаток на мысли и поведение Родиона Раскольникова. Он постоянно думал о том, что совершил и переживал всей душой. Но персонаж книги полностью раскаялся, так как много страдал, поэтому искупил вину. Но ему все же пришлось расплачиваться за содеянное, был отправлен на 8 лет на каторгу.
  • Какое может быть психическое состояние у человека, который собрался убить старуху-проценщицу, никому не нужную и только этим сделать доброе дело, избавив от злодейки свет? Человек, который доведен до отчаяния сложившимися обстоятельствами, жалкими условиями существования, бедностью, невозможностью помочь своим близким? А вокруг него только жизнь с ее нищетой, жалкими трущобами Петербурга, грязь улочек и quot;воньquot;, quot;духотаquot;, господство денег и убогая жизнь людей? Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки? Наверное, Родион Раскольников был в тот момент, до совершения преступления, наделен определенной решимостью, до деталей обдумал свои поступки. На него влияют несколько обстоятельств. Это его жизнь в таких условиях, quot;тесной каморкеquot;, невозможность заплатить за обучение в университете; письмо от матери, где она сообщает ему, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина; его встреча и разговор с Мармеладовым; сон Раскольникова.С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: quot;За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!quot;. С другой стороны – у него возникает теория, что люди делятся на две категории: quot;низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже quot;кровь по совестиquot;. И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: quot;Тварь ли я дрожащая или право имею?quot;Какое у него состояние до его поступка? – он сам не верит, что может такое совершить: quot;Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?quot;Во время преступления Родион Раскольников выполнял задуманное, действовал по плану. Его разум был во власти идеи и он все делал, как решил. Ему даже хотелось не раз уйти.После совершения преступления им овладели страх, рассеянность.После преступления у главного героя романа что-то вроде quot;помутнения рассудкаquot;. Ему кажется, что все знают о том, что он совершил. В конце концов, он готов признаться в содеянном.До совершения преступления Родион рассуждал:
  • цитаты:Вопрос, почему он пошел теперь к Разумихину, тревожил его больше, чем даже ему самому казалось; с беспокойством отыскивал он какой-то зловещий для себя смысл в этом, казалось бы, самом обыкновенном поступке.quot;Гм… к Разумихину, — проговорил он вдруг совершенно спокойно, как бы в смысле окончательного решения, — к Разумихину я пойду, это конечно… но — не теперь… Я к нему… на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и когда вс по-новому пойдет…quot;И вдруг он опомнился.quot;После того, — вскрикнул он, срываясь со скамейки, — да разве то будет? Неужели в самом деле будет?quot;quot;Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно.quot;(в это же время ему снится сон)quot;Но Раскольников в последнее время стал суеверенquot;quot;– Эк ведь спит! — вскричала она с негодованием, — и вс-то он спит!Он приподнялся с усилием. Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.— Опять спать! — вскричала Настасья, — да ты болен, что ль?Он ничего не отвечал.quot;В 6-7 части первой главы описывается убийство.

Загрузка. Posted in

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Цитаты персонажа Родион Раскольников

Раскольников характеризуется задумчивостью, скрытностью и мрачностью. Герой пытается избежать общества, он — некоммуникабелен и больше является приверженцем нигилизма и философии Ницше. Угрюмость Родиона спровоцировала его склонность к самоизоляции: бесполезные разговоры с другими людьми начинают вызывать у него раздражение.

Меланхолия Раскольникова соседствует со вспыльчивостью, иногда она переходит в холодность. Автор изображает героя с контрастными чертами. Читатель видит, что в нем пытаются бороться две противоположные личности, доминирующие по очереди в характере Родиона.

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

  • обычных людей;
  • личностей, пишущих новую историю.

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]