Закон о страховых пенсиях в РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о страховых пенсиях в РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Федеральный закон от 24.02.2021 г. № 18-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Остановимся более подробно на некоторых положениях и изменениях к федеральному закону о страховых пенсиях.

Позиция президента о том, что пенсионный возраст для всех категорий граждан повышать не стоит, была озвучена на встрече 17.12.2015 года. Однако повышение данного возраста коснется отдельных категорий работников – государственных служащих и работников муниципалитетов. Мера эта скорее вынужденная, и в связи с нехваткой средств пенсионного фонда, в долгосрочной перспективе все же будет произведено повышение пенсионного возраста. Ну а на данный момент повышение будет производиться с разбивкой по полгода для – государственных служащих и работников муниципалитетов: м – 65 лет, ж – 63 года. Нововведение вступит в силу с 01.01.2017 года на всех уровнях: федеральном и региональном.

Из данного правила всегда были исключения в части работников опасных производств с вредом для здоровья, холодных регионов и т.п.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» (400-ФЗ) 2021, 2020

В России, как и во многих странах мира, в которых предусмотрено материальное обеспечение пожилых граждан, есть такое понятие как «пенсионный возраст», то есть количество лет, прожитых гражданином, после которых он утрачивает трудоспособность и вправе рассчитывать на пенсию.

Однако отдельные категории работников вправе выйти на отдых раньше установленного законом возраста. Даже с учетом изменений, порожденных неоднозначной реформой.

Чтобы выйти на заслуженной отдых досрочно, у гражданина должны быть соответствующие основания. Так, в общих чертах, ими являются особенности профессиональной деятельности работника, которая сопряжена со следующим:

  • опасными, сложными и тяжелыми условиями работы, например, по вредности или работающих в суровых северных климатических поясах;
  • особым социальным статусом гражданина, например, его принадлежностью к автохтонным коренным народом северной части страны.

Предлагаем разобраться, каким образом будет повышаться пенсионный возраст россиян, представителей каких категорий лиц изменения не коснутся, как по новым правилам будет назначаться и оформляться досрочная пенсия по основным категориям и профессиям граждан в 2021 году.

С целью смягчения последствий пенсионной реформы помимо общего повышения пенсионного возраста на 5 лет по новому закону будут предусмотрены дополнительные льготы по досрочному выходу на пенсию для отдельных категорий граждан. Одной из таких льгот по новому закону является предоставление возможности досрочного выхода на пенсию по стажу работы. Если он составляет не менее 37 лет у женщин и 42 у мужчин, то оформить страховую пенсию по старости можно будет на 2 года раньше нового предусмотренного пенсионного возраста, который уже с 2019 года начнет поэтапно повышаться и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (к 2028 году).

  • Главное ограничение — стать пенсионером досрочно из-за продолжительной трудовой деятельности можно будет не раньше, чем при достижении возраста 55 или 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). То есть не получится снизить таким образом действующий до конца 2018 года общий пенсионный возраст.
  • В первые 2 годы новой реформы (в 2019 и 2020 гг.) воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится — т.е. снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем сейчас — 55/60 лет (см. таблицу выхода на пенсию по стажу).

При определении права на льготу будут учитываться все периоды, входящие в страховой стаж (т.е. как периоды работы, так и иные учитываемые «нетрудовые» периоды, определенные законодательством — например, уход за каждым ребенком до достижения 1.5 лет).

Также необходимо понимать, что предусмотренная новым законом льгота при длительном страховом периоде 37 лет у женщин и 42 года у мужчин никак не повлияет на общие требования по стажу! Те условия, выполнение которых уже предусмотрено сейчас для получения страховой пенсии по старости на общих основаниях, в ходе реформы не меняются и останутся прежними.

Изменения в пенсионном законодательстве, увеличивающие возраст выхода на пенсию, вступили в силу с 1 января 2019 года. Пенсионная реформа с 2019 года коснется и так называемых «северян» — россиян, работающих в районах Крайнего Севера (КС) и приравненных к ним местностям (МКС). Уже с 1 января 2019 года для этой категории работников наряду с остальными начался поэтапное повышение пенсионного возраста, который дает право на досрочное оформление страховой пенсии по старости (на 5 лет раньше общеустановленного срока).

В окончательном виде в результате реформы пенсионный возраст для северян повысится на 5 лет — до 55 лет женщинам и 60 мужчинам (до конца 2018 года эти нормативы составляют соответственно 50 и 55 лет). Однако требования к страховому стажу, необходимому для оформления пенсии (в том числе и к северному стажу), в ходе реформы изменяться не будут.

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в п. 2 статьи 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» были внесены соответствующие корректировки в части досрочного выхода на пенсию предпенсионеров:

  • по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства
    • безработным предпенсионерам,
    • не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и
    • имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо
    • имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
    • уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,
  • с их согласия может назначаться страховая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,
  • но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такой досрочный выход на пенсию предпенсионеров устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

  • наличие соответствующего страхового стажа — не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно;
  • наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2021 году — 21 балл с последующим ежегодным увеличением до достижения величины 30.

По достижении возраста предпенсионера, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно:

  • предпенсионер вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

К данной досрочной пенсии предпенсионеру может быть установлена пенсия за выслугу лет:

  • в соответствии со статьей 7 «Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим» Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным предпенсионерам, определяются:

Приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

При поступлении на работу выплата страховой пенсии, установленной безработным предпенсионерам, прекращается. После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается.

Статья 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2021 годах в пенсионном законодательстве вступило в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Страховой стаж
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава IV. Размеры трудовых пенсий
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

    Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин. Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст. 7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

    Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

    Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

    В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

    Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию. Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.

    1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

    Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

    1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.

    6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст.

    5; N 22, ст. 3091; N 27, ст.

    Наиболее важные изменения вступили в силу в начале 2021 года, но основную суть они не изменили.

    Рассмотрим какие моменты претерпели изменения:

    • В статье восемь появился дополнительный пункт 1.1 в конце 2021 года. Данный пункт оговаривает получение страховой пенсии госслужащим по наступлении пенсионного возраста, прописанного в приложение 5.
    • 12 статья также претерпела изменения, была дополнена пунктом 1, в котором рассматриваются условия получения пенсии лиц, которые были реабилитированы после привлечения к уголовной ответственности, и ненамеренно отсутствовали на рабочем месте, тем самым прервали свой стаж работы.
    • Статья 15 более всего претерпела изменения начиная с января 2021 года:
    1. В 11 части теперь говорится, что индивидуальный показатель теперь рассчитывается исходя из нормативной базы, касающейся налогов и сборов;
    2. 12 часть рассматривает годовой коэффициент страхового стажа гражданина;
    3. Часть 15.1 говорит о праве предоставления пенсии по старости;
    4. В 18 части говорится об изменении индивидуального пенсионного коэффициента, применяемого в расчетах выплаты пенсии текущим пенсионерам;
    5. 24 часть регулирует норму необходимого страхового обеспечения для выплаты пенсии по старости.
    • В статье 21 оговаривается какими органами производится выплата пенсии;
    • В 30 статье изменились периода трудового времени, которые засчитываются в общий стаж.

    Набор социальных услуг. Найдете по ссылке.

    Далее рассмотрим Федеральный закон о страховых пенсиях 400 ФЗ в последней редакции:

    • Глава 1 включает в себя следующие положения:
    1. Статьей один регулируются права граждан, основанные на Конституции РФ, на получение выплаты страховой пенсии;
    2. Вторая статья рассматривает сопряженные законы, которые касаются пенсионных выплат со стороны государства;
    3. В третьей статье имеются основные понятия, которые позволяют разобраться в тексте данного закона.

    — Страховая пенсия — выплата, осуществляемая на ежемесячной основе, назначается гражданам, которое не имеют возможности осуществлять трудовую деятельность.

    — Страховой стаж — суммарный срок трудовой деятельности за весь период жизни;

    — Установление страховой пенсии — процедура назначения пенсионных выплат, либо ее перерасчет исходя из новой системы расчетов;

    — Фиксированная выплата к страховой пенсии — стандартная надбавка к трудовой пенсии;

    — Корректировка размера страховой пенсии — изменение суммы выплаты с учетом изменения корректирующего коэффициента;

    — Выплатное дело — документы, предоставленные в ответственные органы власти, на основании которых производятся начисления.

    1. Четвертая статья включает в себя список лиц, которым предоставлено право на получение пенсии от государства;
    2. Статья пятая регулирует права граждан в плане выбора вида пенсии, а также каким именно образом будут происходить расчеты;
    3. В статье шесть рассмотрены все возможные варианты пенсии, на которые граждане могут претендовать;
    4. Седьмая статья говорит о порядке обеспечения резервов для формирования страховой пенсии.
    • Глава 2. Довольно емкий раздел закона, он определяет условия, при которых назначается пенсия, и при этом стоит всего их трех статей, которые рассматривают следующие виды пенсии:
    1. Статья восемь — по старости;
    2. Статья девять — по инвалидности;
    3. Статья десять — по потере кормильца.
    • Глава 3. В этой главе можно найти всю информацию о трудовом стаже:
    1. Чтобы понять, какой период трудовой деятельности включается в трудовой стаж, нужно ознакомиться со статьей одиннадцать, в которой это разъясняется;
    2. Имеются также периоды, которые не вошли в описание статьи двенадцать, однако они также учитываются в общий трудовой стаж: время, проведенное на больничном, служба в армии и т.д.;
    3. В статье тринадцать прописан порядок, которого стоит соблюдать при расчете стажа работника;
    4. В четырнадцатой статье рассмотрено каким образом необходимо производить подтверждение трудового стажа при возникновении спорных ситуаций.
    • Глава 4. В ней можно ознакомиться в размером пенсионных выплат в соответствии с последними поправками. Это касается как страховой, так фиксированной пенсии.
    1. В пятнадцатой статье приведены формулы расчета для каждого имеющегося варианта выплаты, которые просты в использовании, так как имеется подробная расшифровка;
    2. Шестнадцатая статья регламентирует фиксированную гарантированную выплату пенсии, которая ежегодно меняет свой размер, исходя из индексации цен, что регламентировано этой же статьей;
    3. В семнадцатой статье говорится о возможных случаях увеличения пенсии при сочетании нестандартных условий: достижение 80-ти лет, работа и проживание в районе Крайнего Севера и т.д.
    4. В восемнадцатой статье рассматриваются корректировки способы повышения пенсионных выплат;
    5. В девятнадцатой статье определяется возможная доля выплат людям, состоящим на службе в государственных структурах;
    6. Статья двадцатой определяет выплаты летно-испытательному составу страны.
    • Глава 5. В ней можно найти ответ на вопрос, как то, как по закону устанавливается пенсия по старости и каким образом производит доставка денежных средств пенсионерам.
    1. В статье двадцать первой довольно подробно оговаривается в какие органы власти необходимо обратиться с заявлением, в какой форме возможно предоставить обращение, каким образом поступить, если поменялось место жительства, а также возможные способы доставки выплаты получателю (застрахованному лицу);
    2. Двадцать вторая статья устанавливает сроки, в которые производится назначение пенсионных выплат в зависимости от виде пенсии;
    3. При заявление гражданина на пересчет пенсии, он может ознакомься со сроками принятия решения в двадцать третьей статье текущего федерального закона;
    4. В двадцать четвертой статье представлены случаи, при которых начисление пенсионных выплат может быть приостановлено, и при каких обстоятельствах уполномоченные органы обязаны возобновить выплату;
    5. В двадцать шестой статьей выставлены сроки, в которые должна производится доставка пенсионной выплаты;
    6. Государство учло, что некоторые наши граждане уезжаю на постоянное место жительство в другие страны, поэтому двадцать седьмая статья оговаривает порядок выплаты данным лицам;
    7. Двадцать восьмая оговаривает информативный аспект, то есть то, что гражданин должен при подаче документов предоставить только достоверные сведения;
    8. В двадцать девятой статье можно найти перечень возможных доплат и удержаний, которые возможны в рамках данного закона.
    • Глава 6. Глава раскрывает возможность досрочного пенсионного обеспечения.

    Согласно документу 1 января следующего года начнется поэтапное увеличение возраста, по достижении которого у граждан будет появляться право на получение страховой пенсии по старости. К 2023 году этот возраст будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (Федеральный закон от 3 октября 2021 г.

    № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

    Отметим, что в 2021 и 2021 годах годах у граждан будет право оформить пенсию на полгода раньше.
    Указанным федеральным законом также со следующего года закрепляется право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей, увеличение размера максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста, а также право на досрочный выход на пенсию для женщин со стажем 37 лет и для мужчин со стажем 42 года.

    Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

    Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

    Изменения не затронут пенсионеров, которые по состоянию на Пример 1. Мужчина, Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в г.

    Дополнительную прибавку к пенсии получат ещё 30 тыс. В Госдуму поступил законопроект о защите прав сельских пенсионеров. Недостаточной индексации пенсий не было — ПФР. ИПК планируют вынести на обсуждение в конце января. Самая большая пенсия в РФ составляет 25 тыс.

    1. Как гласит статья №29.1 ФЗ №56 от 07.03.2020, вся информация о выплате страховых пенсий, а также о трудовой деятельности граждан заносится в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) в соответствии с ФЗ №178 от 17.07.1999.
    2. Согласно статье №4 ФЗ №409 от 12.11.2020, студенты очной формы, обучающиеся в заграничных учебных заведениях и получающие пенсию по потере кормильца, должны каждый год подтверждать факт своего обучения.
    • общие положения, в которых оговариваются основные понятия документа, его цели и предмет. Кроме того, в этой части в общей форме обозначаются виды выплат, а также лица, которым они положены;
    • условия назначения, в которых в отдельном порядке идет речь о трех видах выплат и о том, какие существуют основания для их получения;
    • пункты, посвященные страховому стажу, его понятию, порядку определения и расчета;
    • пункты, посвященные расчетам начисления выплат;
    • пункты, описывающие порядок получения выплат, где оговаривается метод начисления, его сроки, ответственность сторон, правила приостановления выплат и их возобновления, право на досрочные пенсионные выплаты;
    • приложение.

    Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.

    Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2021 года станут индексироваться по новым ставкам.

    ​Федеральный закон о страховых пенсиях в 2021 году

    Закон РФ (статья 7) определяет — пенсия по старости мужчинам от 60 лет и женщинам от 55, имеющим стаж минимум 5 лет. Так как Конституция РФ гарантирует минимальное обеспечение всем гражданам, то даже если условие стажа не выполнено, то будет распространяться норма о социальной пенсии.

    Закон РФ 173 (пункт и подпункт ст. 14) четко определяют порядок, как именно рассчитывается трудовая пенсия.

    Страховая часть (как определяет законодательство) ровняется: накопленный капитал на момент расчета деленный на количество месяцев (чаще всего это 228) плюс дополнение страховой выплаты (В РФ определяют эту сумму индивидуально, но она не менее 2562 руб.).

    Далее каждый подпункт и пункт данной статьи определяют какие будут изменения данной базы и как от этого меняется страховая часть.

    Мнение эксперта

    Давыдов Александр Юрьевич

    Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику

    В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

    Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.

    Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

    В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

    На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.

    Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2021 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

    П. 2 ч.

    1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит.

    Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями».

    Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин.

    Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст.

    7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

    Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

    Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

    Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2021

    Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

    Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

    Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

    • по достижению возраста выхода на пенсию;
    • по инвалидности;
    • по потере кормильца.

    Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года.

    Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

    В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

    Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.

    Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2019 году требуется 10 лет стажа.

    Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию.

    Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.

    Основания и порядок назначения страховой пенсии инвалидам регламентируются статьей 9 нормативного документа. Так, претендовать на выплату вправе граждане, которые решением МСЭ признаны нетрудоспособными. При этом не имеет значения, какая у гражданина группа инвалидности и что стало ее причиной.

    Пенсию по потере кормильца

    Статья 10 данного ФЗ содержит в себе довольно внушительный перечень лиц, которые вправе претендовать на пенсию по потере кормильца.

    По общему правилу к ним следует отнести иждивенцев умершего гражданина, которые к моменту назначения выплаты не обладают трудоспособностью.

    Среди прочих в их число входят:

    • несовершеннолетние (дети, внуки, племянники, сестры и братья);
    • родители, супруг, бабушка или дедушка;
    • иные родственники, осуществляющие уход за ребенком умершего.

    Если получатель пенсии достигает совершеннолетия, но при этом является студентом учебного заведения по очной форме обучения, то право на нее у него сохраняется до окончания учебы или до 23 лет.

    Федеральный Закон №400 о страховых пенсиях

    В иностранных государствах пенсионеры свободно путешествуют, отдыхают на курортах, не испытывая при этом материальных трудностей. Пенсия позволяет им достойно проводить заслуженный отдых.

    В России дела обстоят иначе: граждане, проработавшие большую часть своей жизни, при выходе на пенсию испытывают финансовые трудности, так как размер получаемой пенсии позволяет удовлетворять лишь повседневные нужды.

    По этой причине многие пенсионеры продолжают осуществлять трудовую деятельность и по достижении пенсионного возраста, получая дополнительный доход. В Пенсионном фонде РФ был зафиксирован дефицит денежных средств, так как размер отчислений был ниже, чем общая сумма средств для выплаты пенсий гражданам.

    Для решения указанной проблемы и увеличения размера пенсий был принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

    Для каждого лица, который является пенсионером, в соответствии с ФЗ №400 предусмотрена ежемесячная страховая пенсия. Согласно статье 3 указанного нормативно-правового акта, страховая пенсия является материальной компенсацией в связи с потерей трудоспособности по достижении пенсионного возраста, вследствие получения инвалидности или же по потере кормильца.

    В соответствии со статьей 6 ФЗ №400 существуют следующие виды пенсий:

    • по достижении определенного возраста;
    • по выслуге лиц;
    • в связи с инвалидностью;
    • по потере кормильца.

    Однако гражданин не получает страховую пенсию автоматически при наличии указанных оснований. Для оформления страховой пенсии требуется наступление следующих условий.

    Важно! Для пенсии по старости:

    • не менее 15 лет страхового стажа;
    • достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
    • не менее 30 баллов пенсионного коэффициента.

    Для пенсии по выслуге лет:

    • достижение возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
    • наличие не менее 12,5 лет стажа работы при вредных условиях труда для мужчин и 10 лет для женщин или же наличие 15 лет стажа работы на Крайнем Севере;
    • наличие не менее 25 лет общего стажа трудовой деятельности для мужчин и 20 лет для женщин.

    Для пенсии по инвалидности:

    • документальное подтверждение утраты трудоспособности;
    • наличие стажа. При этом не установлена минимальная продолжительность стажа;

    Для пенсии по потере кормильца:

    • наличие нетрудоспособности по возрасту или состоянию здоровья, достижение пенсионного возраста;
    • утрата в связи со смертью гражданина источника средств к существованию;
    • наличие у кормильца страхового стажа.

    Посмотрите видео. Закон № 400 «О страховых пенсиях»:

    Основным условием реализации права на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа. Стаж необходимо подтверждать с помощью соответствующих документов.

    Согласно положениям статей 11 и 12 ФЗ №400, в трудовой стаж засчитываются следующие периоды:

    • периоды трудовой деятельности, в течение которых отчислялись взносы в ПФР;
    • период осуществления ухода за инвалидом первой группы или пожилым гражданином, который достиг 80-летнего возраста;
    • период осуществления трудовой деятельности в иностранном государстве, если заключен соответствующий международный договор;
    • период прохождения военной службы;
    • период отпуска по уходу за ребенком (пока ему не исполнится 1,5 лет);
    • период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице;
    • период, в течение которого супруга военнослужащего проживала с ним в ином населенном пункте, где не смогла трудоустроиться (не более 5 лет засчитывается).

    Порядок подтверждения стажа и его расчет осуществляется в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1015. Подтверждается страховой стаж в первую очередь с помощью трудовой книжки. Если данный документ отсутствует, или часть сведений в нем утрачена, стаж можно доказать с помощью трудового договора, справок о начислении заработной платы и т. д.

    При утрате указанных документов и невозможности их восстановления вследствие стихийных бедствий можно доказать наличие страхового стажа с помощью двух свидетелей, которые работали вместе с гражданином, и справки местной администрации о факте стихийного бедствия.

    Запомните! Рассчитывается страховой стаж в соответствии с положениями Постановления Правительства №1015: стаж исчисляется в месяцах, при этом исходят из того, что каждый месяц равен тридцати дням. Месяцы суммируются, и считаются года.

    Учитываются периоды, которые имеют документальное подтверждение (с момента начала осуществления трудовой деятельности до увольнения или же до момента обращения в Пенсионный фонд).

    Согласно статье 22 ФЗ №400, пенсия будет назначена с момента регистрации поданных документов. После того как сотрудник Пенсионного фонда принял их, в десятидневный срок осуществляется проверка на достоверность. При отсутствии тех или иных документов заявитель вправе подать их дополнительно в течение последующих трех месяцев.

    В соответствии с ч. 5 статьи 22 данного нормативно-правового акта допустимо досрочное назначение пенсии. Это означает, что пенсия будет назначена не с момента подачи документов, а ранее, если заявитель обратился в Пенсионный фонд в течение месяца после увольнения по достижении пенсионного возраста или в течение года после получения удостоверения инвалида.

    После предоставления необходимых документов пенсия будет выплачиваться ежемесячно, в том числе за тот месяц, в котором она была оформлена.

    Правом на получение пенсии по инвалидности обладают инвалиды каждой группы. При назначении пенсии причины наступления нетрудоспособности не учитываются. Не принимается во внимание также продолжительность страхового стажа гражданина, он может быть минимальным.

    Процедура получения статуса инвалида регламентируется положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Проводится медико-социальная экспертиза.

    Правом на получение пенсии по потере кормильца обладают близкие родственники умершего, которые являются нетрудоспособными.

    К ним относятся следующие граждане:

    • несовершеннолетние дети, братья и сестры, а также внуки умершего кормильца, у которых нет трудоспособных родителей. Если указанные лица обучаются на очной форме в вузе, они вправе получать пенсию по потере кормильца до 23-х лет;
    • нетрудоспособные дедушки, бабушки, супруг умершего, если они имеют статус инвалидов или являются пенсионерами.

    Посмотрите видео. О страховой пенсии в России:

    Трудовым и пенсионным законодательством РФ предусмотрена система льгот и поощрений для граждан, трудящихся в особых условиях труда. Под особыми понимаются как климатические (работа на Крайнем Севере или в приравненных к нему районах), так и вредные, опасные или тяжелые в соответствии с наличием установленных в законе факторов – это может быть деятельность по определенной профессии, в определенной отрасли и т.д.

    В числе льгот, являющихся своеобразной компенсацией за особые условия труда, помимо повышенной оплаты труда, дополнительного отпуска и т.д., есть и право на досрочный выход на пенсию. Эта льгота в отношении граждан, занятых на работах в тяжелых условиях, установлена в п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 с изменениями на 2019-2020 год. Причем последняя пенсионная реформа данной нормы напрямую не коснулась, но определенные уточнения в правила ее применения внесла.

    Пункт 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является одной из важнейших норм закона, регулирующего назначение пенсионного обеспечения от государства. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, досрочная пенсия положен следующим лицам при соблюдении установленных условий:

    • мужчинам по достижении 55 лет и наличии стажа деятельности в тяжелых условиях не менее 12 с половиной лет и общем страховом стаже не менее 25 лет;
    • для женщин показатели снижены: возраст – 50 лет, стаж работы в тяжелых условиях – не менее 10 лет, общий страховой стаж – не менее 20 лет.

    Назначается пенсия согласно начала статьи только при достижении индивидуального пенсионного коэффициента – 30.

    Данной нормой предусмотрено сокращение пенсионного возраста за каждые 2 с половиной года (для женщин — 2 года) работы в таких условиях на один год. При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 в редакции 2019-2020 годов в данном случае учитывается «старый», дореформенный пенсионный возраст.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]