Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды государственной социальной помощи схема». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
О каталоге
В каталог государственных сайтов включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности государственных ведомств.
Навигация в каталоге организована таким образом, чтобы вы могли быстро найти нужное ведомство и его контактную информацию, ознакомиться с предоставляемыми услугами или перейти на официальный сайт.
В настоящее время каталог содержит:
301
Ведомства
1895
Услуги
Тип:
Отказ в предоставлении услуги/исполнении функции
Получаемые документы:
Уведомление о мотивированом отказе в назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта
Тип:
Оригинал
Количество копий:
1
Описание:
—
Используется для межведомственного взаимодействия
Не используется
Основания для начала
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение заявителя или его представителя в территориальный орган социальной защиты населения, филиал ОГКУ, многофункциональный центр лично, посредством почтового отправления или в электронной форме.
Результат
Результатом административной процедуры по приему заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является выдача (направление) заявителю расписки о приеме документов и формирование комплекта документов, принятых от заявителя.
Порядок передачи результата оказания
В ходе личного приема расписка выдается заявителю под роспись.При направлении заявления посредством почтового отправления (заказным письмом с уведомлением о получении) расписка направляется на адрес, указанный в заявлении.На бланке заявления ставится подпись заявителя о получении расписки либо проставляется отметка о дате направления расписки и исходящем номере, проставляется подпись специалиста, направившего (выдавшего) расписку;
Критерии принятия решения для административной процедуры
Используется для межведомственного взаимодействия
Не используется
Основания для начала
Основанием для начала административной процедуры проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) является необходимость проверки территориальным органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя содержащихся в заявлении сведений о составе семьи, доходах и об имуществе, принадлежащем заявителю на праве собственности, семьи или одиноко проживающего гражданина.
Результат
Результатом административной процедуры по проведению дополнительной проверки (комиссионного обследования) является:получение территориальным органом социальной защиты населения дополнительных сведений о семейном, материально-бытовом положении семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) — в случае запроса необходимой информации;составление акта материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) по форме, утвержденной Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, — в случае обследования жилищно-бытовых условий заявителя.
Порядок передачи результата оказания
По результатам материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) не позднее 1 дня со дня проведения обследования составляется акт.Составление акта материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) по форме, утвержденной Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, — в случае обследования жилищно-бытовых условий заявителя.
Критерии принятия решения для административной процедуры
Используется для межведомственного взаимодействия
Используется
Основания для начала
Основанием для начала административной процедуры является обращение гражданина в Департамент, территориальный орган социальной защиты населения, филиал ОГКУ, многофункциональный центр лично, в электронной форме или по телефону.
Результат
Результатом административной процедуры является предоставление гражданам информации о государственной услуге и порядке ее получения.
Порядок передачи результата оказания
Ответ направляется письмом, электронной почтой, факсом, через интернет-сайт или Порталы услуг в зависимости от способа обращения гражданина за консультацией или способа доставки, указанного в письменном обращении гражданина.
Критерии принятия решения для административной процедуры
Используется для межведомственного взаимодействия
Не используется
Основания для начала
Основанием для начала административной процедуры является поступление специалисту бухгалтерии территориального органа социальной защиты населения распоряжения о выплате государственной социальной помощи.
Результат
Результатом административной процедуры является предоставление государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, натуральной помощи гражданину (заявителю), ежемесячного социального пособия на основании социального контракта, при необходимости предоставление справки о назначении государственной социальной помощи для предъявления в образовательную организацию в целях получения социальной стипендии, предоставление справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях освобождения от уплаты курортного сбора (приложение N 16 к Административному регламенту).
Порядок передачи результата оказания
Гражданин (заявитель), пожелавший получить государственную социальную помощь в натуральном виде, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и направления территориального органа социальной защиты населения получает в организациях, с которыми заключены соответствующие контракты, в количестве:
— одного продуктового набора для малоимущего одиноко проживающего гражданина;- двух продуктовых наборов для малоимущей семьи.
Критерии принятия решения для административной процедуры
Вид документа: Закон Принявший орган: Министерство финансов РФ Номер документа: 178 Дата: 17.07.1999
17 июля 1999 года N 178-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года |
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.
Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:
- Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
- Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
- Смешанные.
Федеральным законом «О государственной помощи» определён круг лиц, которым полагается финансовая мера поддержки. В этот список попадаю учащиеся среднего и высшего звена из малообеспеченных семей и одиноко проживающие малоимущие студенты. Если среднедушевой показатель доходов семьи ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте, то льготнику полагается социальная стипендия, но только если он обучается на очной форме.
За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.
Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.
Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:
- в обществе детей;
- в семье;
- в сферах образования и воспитания.
Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.
Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.
Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:
- Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
- Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).
Основания для оказания услуги, основания для отказа
Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.
Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам
Нормативно-правовую базу регулирования отношений по предоставлению государственной социальной помощи составляют следующие основные федеральные законы:
- Закон о государственной социальной помощи;
- Закон о прожиточном минимуме;
- Закон о потребительской корзине;
- от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Основу нормативно-правовой базы по вопросам социального обслуживания составляет целый ряд законов специфической направленности. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения включает правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, по социальной защите инвалидов, по предоставлению натуральных видов обеспечения отдельным категориям граждан и их социальной поддержке.
В числе основных законов можно назвать следующие федеральные законы:
- Закон об основах социального обслуживания населения;
- Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
- Закон о социальной защите инвалидов;
- Закон о социальной поддержке детей-сирот.
Указанный перечень не исчерпывает всех законов, которые содержат положения, устанавливающие меры социальной защиты и социальной поддержки для различных категорий граждан. Нередко такие законы в своем наименовании содержат обозначение категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты и социальной поддержки.
В узком смысле слова термин «социальное обслуживание» характеризует определенную область социального обеспечения, в рамках которой учреждениями социального обслуживания предоставляются натуральные виды обеспечения (социальные услуги).
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Приведенное определение социального обслуживания содержит несколько ключевых понятий (социальные службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация ), которые раскрываются в Законе об основах социального обслуживания населения (табл. 12.2).
Одним из важнейших принципов социального обслуживания является принцип приоритета предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечению прав детей посвящены специальные федеральные законы:
- Закон об основных гарантиях прав ребенка;
- Закон о социальной поддержке детей-сирот;
- от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, права детей регулируются целым рядом ранее рассмотренных законов, посвященных предоставлению различных видов социального обеспечения.
Наиболее нуждающимися в мерах социальной поддержки являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены разные категории детей и лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии:
- дети-сироты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя.
Эти категории различаются по возрастному критерию и в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми указанные лица остались без попечения родителей (табл. 12.6). Так, при определении категории детей, оставшихся без попечения родителей, указан целый ряд причин и обстоятельств, по которым дети остаются без попечения родителей:
- во-первых, в число этих случаев включены особые обстоятельства (например, такие, как признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими и др.);
- во-вторых, причиной оставления детей без попечения родителей могут быть обстоятельства, связанные с виновными действиями родителей (например, лишение их родительских прав; отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и т. п.).
Оказание адресной помощи заключается в преследовании государством определенных целей. Состоят они в следующем:
- Поднятие уровня жизни малоимущих слоев населения.
- Уменьшение социального неравенства в обществе.
- Повышения уровня доходов той части населения, которая находится за чертой бедности.
Придерживаясь таких целей, государство постоянно совершенствует свои программы.
К категориям граждан, имеющих право на социальную поддержку, относятся:
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
-
пенсионеры, в том числе одинокие;
-
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
-
безработные;
-
чернобыльцы;
-
инвалиды;
-
дети сироты;
-
многодетные семьи;
-
малообеспеченные граждане;
-
матери-одиночки;
-
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
-
инфицированные ВИЧ.
Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
-
проведение мероприятий по социальному обеспечению;
-
предоставление услуг по социальному страхованию;
-
оказание социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Документ, удостоверяющий личность заявителя
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:
-
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
-
Меры по преодолению безработицы;
-
Поддержка многодетных семей;
-
Выплата пособий на детей;
-
Контроль за соблюдением прав детей.
Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.
Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.
Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:
- социальное пособие;
- субсидии;
- компенсации.
Социальные пособия – деньги, перечисляющиеся людям по обоснованным причинам из бюджета региона. Сумма, получаемая на этом основании, является безвозмездной. При этом люди, получившие пособия, имеют право распорядиться ими по своему усмотрению без какой-либо отчетности.
Поскольку в законодательстве не указана конкретная сумма пособия, а лишь максимальное ее значение, то размер выплаты может быть разным. Каждый регион устанавливает свои суммы выплат.
Сведения о государственной услуге
Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные денежные средства, т.к. деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.
Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.
Выделение денег на этот вид соцпомощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.
Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.
На помощь от Государства могут рассчитывать:
- участники Великой Отечественной Войны;
- инвалиды войны;
- ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
- определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- малоимущие граждане и семьи.
Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.
Такая защита направлена на создание оптимальных условий для ребенка в среде обитания, в сфере его образования и семейных отношениях.
Современная жизнь позволяет ребенку чувствовать себя защищенным во многих отношениях, благодаря законодательству. Гарантии, которые предоставляет Государство всем детям:
- бесплатная медицинская помощь (профилактика, обследования, лечение);
- бесплатное образование в школе и школьных кружках;
- бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
- трудоустройство с 15 лет (в трудовом кодексе перечислены часы, условия труда и оплата для несовершеннолетних);
- в случае сложной жизненной ситуации, существует помощь в реабилитации и адаптации ребенка к нормальной жизни.
После оформления всех документов человек-инвалид (вне зависимости от возраста) получает государственную пенсию.
Виды оказания государственной социальной помощи в виде пенсий:
- Трудовая по инвалидности. Выплачивается в том случае, если человек в своей жизни официально проработал какой-то срок (даже один рабочий день по трудовой книжке также будет учитываться), после чего получил инвалидность.
- Государственная по инвалидности. Эту пенсию получают инвалиды, имеющие отношение к ВОВ, космонавты, жертвы техногенных катастроф.
- Социальная по инвалидности. Инвалиды 1-3 групп и дети-инвалиды получают именно эту разновидность пенсии.
Российское законодательство помогает в бесплатной выдаче необходимых лекарственных средств, а также в предоставлении санитарно-курортного лечения. Но здесь есть свой нюанс: безработные инвалиды третьей группы оплачивают оговоренную часть стоимости медикаментов, назначенных врачом.
Одиноким инвалидам или инвалидам с минимальным доходом, могут предложить и такие услуги: уборка квартиры, поход за продуктами, помощь в юридических аспектах и многое другое. Социальная помощь, оказываемая инвалидам, предоставляется бесплатно или она оплачивается частично человеком, получающим услуги.
Сведения об административной процедуре
Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:
- • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- • адресного использования бюджетных средств;
- • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- • снижения уровня социального неравенства;
- • повышения доходов населения.
Статья 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
- 1) инвалиды войны;
- 2) участники Великой Отечественной войны;
- 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в поди. 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;
- 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- 8) инвалиды;
- 9) дети-инвалиды.
Пособие по безработице
Безработным признается трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка.
Он должен быть зарегистрирован в службах занятости в целях поиска подходящей работы с учетом уровня его профессиональной подготовки и готов приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства не позднее 11 дней с момента предъявления следующих документов:
- паспорта;
- трудовой книжки (или документов их заменяющих);
- документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию;
- справки о среднем заработке за последние 2 месяца по последнему месту работы;
- для граждан, впервые ищущих работу – паспорта и документа об образовании;
- инвалид может быть признан безработным только при наличии трудовой рекомендации.
Не могут быть признаны безработными:
- граждане моложе 16 лет;
- пенсионеры, получающие пенсию по старости и за выслугу лет;
- лица, не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней в службу занятости;
- осужденные граждане к исправительным работам без лишения свободы;
- лица, отказавшиеся в течение 10 дней от двух вариантов подходящей работы, а не имеющие специальности – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки.
Таким образом, пособие по безработице является основным источником средств существования и выплачивается тем гражданам, кто достиг 16 летнего возраста, зарегистрирован в службе занятости и имеет статус безработного.
Размеры пособий по безработице определяются двумя способами: в процентном отношении к заработку гражданина по последнему месту работы; в твердой сумме.
Итак, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим то них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания. Порядок определения прожиточного минимума устанавливается субъектом РФ с учетом величин ПМ, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одинокого гражданина.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Возможности для малообеспеченных граждан
В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- инвалиды;
- дети-инвалиды.
- средняя заработная плата;
- заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- все виды пенсий;
- стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,
- доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства);
- проценты по банковским вкладам;
- алименты;
- оплата по договорам,
- доходы по акциям;
- доходы от занятия предпринимательской деятельностью;
- авторские вознаграждения;
- денежные эквиваленты полученных льгот;
- наследуемые и подаренные денежные средства и т.д.
Сумма заработной платы, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения.
Суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого или иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы оплаты сезонных и временных работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за месяцы, приходящиеся на расчетный период.
В доходе малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в виде денежных выплат или натуральной помощи и единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного здоровью человека либо его имуществу, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).
Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.
Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.
Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.
Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.