Нарушение цветоощущения и водительские права 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение цветоощущения и водительские права 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:

медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

  1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
  4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
  5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
  6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
  7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Людям, у которых имеются проблемы со зрением, теоретически могут дать водительские права. При этом стоит сразу отметить, что если у вас имеются серьезные проблемы со зрением, то, скорее всего, вы не получите справку для предоставления в ГАИ.

Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2021 году

Вопрос о возможности человека сесть за руль решал специалист-офтальмолог, входящий в состав квалификационной водительской комиссии. Для человека, имеющего те или иные формы и степени нарушения цветовосприятия в России предусмотрено получение прав только категории В либо А. При этом в документ ставили пометку, что дальтоник не может работать по найму. То есть, по закону дальтоник мог управлять автомобилем лишь в личных целях. Что касается возможностей людей с дальтонизмом в странах Европы, то там таких ограничений не существовало никогда.

Многие уверены, что если у дальтоника отсутствует способность различать цветовые нюансы, то и цвета светофора он не различит. Однако в реальности, люди приспосабливаются к светофорам просто запоминая расположение цветов. Человек с дальтонизмом, на практике способен успешно управлять любым автомобилем. Правда, закон считает по-другому.

Многое изменилось после принятия законодательного решения, касающегося дальтоников. Действует оно с сентября 2012 г, и запрещает водить автомобиль лицам, имеющим нарушения цветового зрения. Так, все автолюбители, не способные различать цвета, получают отвод.

Если, у человека, при прохождении медицинского освидетельствования, выявлен дальтонизм, водительские права иметь он не может. Новый приказ Минздравсоцразвития №302 привел в недоумение массу людей, ведь выглядит он, как дискриминация. Так как, раньше, лицам с небольшим отклонением цветовосприятия права выдавались без проблем, ограничения при этом, касались лишь пациентов с дихромазией (полное выпадение одного цвета). Теперь же даже при незначительном нарушении различения цветов, права не выдаются. Даже люди без проблем с восприятием очередности сигналов светофора, садиться за руль не могут.

Когда, у человека легкая степень заболевания при выданных ранее правах, то он имеет право на справку, разрешающую вождение. Это касаемо случаев замены водительских прав. Иные государства никакие ограничения для дальтоников не применяют. В развитых странах проблемы дальтоников планируют решать, посредством специальной формы светофора, который сделает невозможной путаницу с сигналами.

Вместе с тем, в Германии для дальтоников выпускают специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Для нашей страны таких нововведения пока не актуальны. Ограничения для дальтоников действуют по-прежнему, вызывая возмущение автолюбителей.

На практике же, медосмотр в некоторых компаниях – обычная формальность, которую нередко просто покупают или проходят тесты посредством третьих лиц. Впрочем, ответы на тест с цветовыми таблицами можно выучить наизусть.

Данный вид аномальной трихромазии встречается реже. Тританомалия характеризуется пониженной способностью воспринимать синий цвет. Пациентов с таким заболевание называют тританопами.

Синие колбочки имеют наибольшую чувствительность к коротковолновому излучению. Заболевание развивается по причине отсутствия фоторецепторов, которые отвечают за восприятие синего цвета.

Вместо фиолетового и синего человек видит серый цвет. Других признаков нет. Острота зрения в норме, если нет сопутствующих заболеваний, ухудшающих ее.

Дальтонизм не лечится. Существуют способы корректирования цветового зрение. Например, назначается ношение специальных очков или линз.

При выборе такой оптики нужно учитывать некоторые нюансы:

  • очки могут не подойти, около 10% пациентов не видят разницы;
  • процесс привыкания может занять от 30 минут до нескольких суток;
  • некоторые виды линз работают только при естественном освещении;
  • может наблюдаться слишком «яркая» актуализация цвета и параллельное окрашивание других цветов.

Оптика будет эффективной только при нарушениях на уровне отдельных цветов. Один из самых известных производителей – EnChroma. Изначально они выпускали специальные визоры для хирургов, чтобы лучше отличать плоть от крови.

Принцип работы линз основывается на то, что они пропускают только основные цвета – красный, синий и зеленый. Параллельно они усиливают их восприятие. Пациент не видит той части спектра, которая мешает различать основные цвета.

Второй вариант очков – изделия от Pilestone. Они стоят дешевле и имеют довольно большое количество моделей.

Контактные линзы существует 5 видов для разных видов дальтонизма. Такие изделия обладают более высоким уровнем светопропускания, в сравнении с очками. Их удобнее использовать для работы за компьютером или же в условиях плохого освещения.

Корректирующие очки и линзы – индивидуальный аксессуар, который на каждом пациенте работает по-разному. Выбор изделия зависит от типа патологического состояния и других рекомендаций специалиста.

Мнение эксперта

Данилова Елена Федоровна

Врач-офтальмолог высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук. Имеет огромный опыт диагностики и лечения заболеваний глаз взрослых и детей.

Если дальтонизм возник в результате заболевания или несчастного случая, то есть шанс исправить ситуацию. Часто отклонения в восприятии цветов возникают при катаракте. В этом случае проводится оперативное вмешательство по удалению катаракты. Результат зависит от правильности выполнения операции и реабилитации пациента.

При дальтонизме, что возник на фоне прием лекарственных препаратов нужно прекратить терапию медикаментом. Следует обратиться к врачу, чтобы оно подобрал другой более безопасный аналог без побочных эффектов. После прекращения такой терапии наблюдается восстановление нормальной зрительной функции.

Аномальная трихромазия — чаще врожденное заболевание, поэтому многие даже не подозревают о ее наличии, поскольку изначально видят неправильные цвета. Патологию обнаруживают на очередном профилактическом осмотре, случайно.

Для тестирования цветового восприятия используют таблицы Рабкина. На них изображены цифры, состоящие из кружочков определенного цвета, а фон — другой. Человек должен сказать, какие цифры или фигуры нарисованы.

Цветоаномалия является причиной отказа для получения прав. Однако найдутся желающие подделать справку. В Уголовном кодексе РФ это действие расценивается как мошенничество.

Наказание на изготовление поддельного документа:

  • лишение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест – до полугода.

Ответственность несет также человек, который предоставил поддельную медсправку. В этом случае предусмотрено следующее наказание:

  • исправительные работы – до 2 лет;
  • арест – до полугода;
  • штраф;
  • обязательные работы – 480 часов.

Визит к офтальмологу обязателен перед началом обучения в автошколе. Тем, у кого проблем со зрением нет, переживать не о чем. В противном случае потребуется очковая или контактная коррекция зрения. После предварительной диагностики окулист определит, какое именно лечение требуется.

Определение остроты зрения

Острота зрения является основополагающим показателем при обследовании пациентов. Чтобы определить, сможет ли человек управлять автомобилем, ему предлагается с пятиметрового расстояния прочитать указанные буквы в таблице. Сначала исследование проводят для правого глаза, затем переходят на левый. Если кандидат в водители спокойно читает буквы из десятой строки, то отклонений в зрении нет. Если же ему этого сделать не удается, то нужно найти строчку, которую человек хорошо видит.

Важно отметить, то при снижении остроты зрения исследование можно проводить в очках (линзах). На основании этого врач определяет, можно ли допустить человека до упражнения автомобилем. При этом цвет глаз не влияет на возможность получить водительские права.

В автошколе могут обучаться люди, острота зрения которых не ниже заданных значений:

  1. Для обучения на категории В требуется, чтобы зрение было не хуже 0,6 для лучше видящего глаза и 0,2 для второго глаза.
  2. Обучающиеся на категорию С должны иметь не меньше 0,8 для лучше видящего глаза и 04 для второго глаза. Одновременно допускается острота зрения 0,7, но для обоих глаз.

При использовании для проверки зрения оптических корректирующих устройств, необходимо, чтобы их оптическая сила была не более 8 диоптрий. При этом разница между оптической силой двух стекол не должна превышать 3 диоптрии.

Еще одним показателем, который определяет окулист при осмотре, является цветоощущение. На основании этого можно судить, сможет ли человек различать цвета светофора. Для диагностического обследования используют таблицу Рабкина. Максимальное отклонение, которое допускается у кандидатов в водители, является аномалия типа А. она соответствует легкому нарушению, не мешающему различать цветовые сигналы светофора. Можно отметить, что при отклонении этого типа коррекция его с помощью очков или контактных линз невозможна.

Врожденный дальтонизм, как правило, передается по женской линии, и страдают от него преимущественно мужчины. Наследственная природа заболевания обуславливается передачей особой X-хромосомы от матери к сыну. Приобретенная патология цветовосприятия может быть связана с различными заболеваниями зрительного нерва или сетчатки. В этом случае она зачастую развивается лишь на том глазу, который подвергся негативному воздействию. Одной из причин, провоцирующих развитие дальтонизма, является сахарный диабет. Кроме того, нарушение восприятия цвета наблюдается у людей с катарактой, различными заболеваниями центральной нервной системы и поражением головного мозга.
Существует несколько видов этой патологии. В основном люди с дальтонизмом не отличают какой-то один цвет: чаще всего красный, зеленый, желтый или синий. При этом может наблюдаться как ослабление цветоощущения, так и полное его отсутствие. Во втором случае человек воспринимает оттенок в качестве серого цвета. Не исключается и такой вариант патологии, когда человек одновременно не может отличить несколько цветов. В этом случае речь идет о понятии «парная слепота».

Многие интересуются, почему нельзя водить авто с патологией восприятия цвета. Это связано с тем, что человек может потерять контроль над ситуацией в процессе езды и создать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения. Например, если своевременно не отличит сигнал светофора и не отреагирует на него.
Прежде чем садиться за руль, человек, страдающий дальтонизмом, должен оценить свои возможности и все вероятные риски. Если патология имеет невыраженный характер, желательно все же побеспокоиться о повышении безопасности и комфорта езды. Для этого созданы специальные контактные линзы, которые корректируют цветовосприятие. Данные оптические изделия снабжены специальными фильтрами, которые убирают «невидимые» цвета, что позволяет повысить качество зрения — сделать картинку более красочной и четкой. Многие пациенты утверждают, что использование таких средств контактной коррекции действительно способствует улучшению цветовосприятия и позволяет повысить безопасность управления транспортным средством.

Однако следует помнить, что, по закону, нельзя дальтоникам управлять транспортным средством. Поэтому при выраженной патологии запрещено садиться за руль, чтобы исключить риск создания аварийной ситуации на дороге.

Теперь будет всего 2 этапа экзамена:

  • теория;
  • вождение, которое объединит площадку с городом.

Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлечёт изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами. Это исключит «натаскивание» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирует подготовку кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов.

Согласно регламенту, объединённый практический этап экзамена на права будет включать следующие упражнения:

  • Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов (заезд в «гараж»);
  • Постановка транспортного средства на место стоянки параллельнотротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом (параллельная парковка);
  • Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
  • Остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  • Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
  • Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
  • Проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  • Левые и правые повороты;
  • Проезд железнодорожного переезда (при наличии);
  • Перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
  • Обгон или опережение;
  • Движение с максимальной разрешенной скоростью;
  • Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
  • Торможение и остановка при движении на различных скоростях;
  • Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
  • Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий «C» и «CE» и подкатегорий «C1» и «C1E»);
  • Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E», за исключением сочлененных автобусов);
  • Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» при наличии возможности осуществления разворота);
  • Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий «D» и «DE» и подкатегорий «D1» и «D1E»).

Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.

С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.

Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.

Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».

В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.

Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.

Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:

  • Не пристегнул ремень безопасности;
  • Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП;
  • Допустил наезд на бордюр, препятствие;
  • Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество;
  • Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
  • Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
  • Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
  • Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест;
  • Пересек стоплинию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
  • Нарушил правила выполнения обгона;
  • Нарушил правила выполнения поворота;
  • Нарушил правила выполнения разворота;
  • Нарушил правила движения задним ходом;
  • Нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
  • Превысил установленную скорость движения;
  • Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов;
  • Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц;
  • Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора;
  • Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18 (парковка, разворот).

3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:

  • Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении;
  • Нарушил правила остановки, стоянки;
  • Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой;
  • Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий;
  • В установленных случаях не снизил скорость и не остановился;
  • Нарушил правила перевозки пассажиров;
  • Нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:

  • Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12);
  • Нарушил правила расположения ТС на проезжей части;
  • Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС;
  • Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом;
  • Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом;
  • Не соблюдает правило преимущественного проезда.
  • Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП
  • Не пользуется зеркалами заднего вида

1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:

  • Двигался без необходимости со слишком малой скоростью;
  • При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка);
  • Несвоевременно подал сигнал поворота;
  • Неправильно оценил дорожную обстановку;
  • Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения;
  • Допустил остановку двигателя;
  • Допустил иные нарушения ПДД.

Может ли человек с дальтонизмом водить автомобиль?

Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • при поступлении жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена;
  • при выявлении поддельных документов, представленных заявителем;
  • при получении от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения – в случае обмена иностранного водительского удостоверения;
  • при проведении экзамена с нарушением действующих требований.

Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • истечение срока действия;
  • изменение персональных данных водителя;
  • износ или повреждение прав;
  • выдача прав на основе поддельных документов или с нарушениями действующих требований;
  • поступление заявление об утрате или хищении прав;
  • выданы новые права;
  • подтверждено наличие у водителя медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством;
  • поступление информации о смерти водителя.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В большинстве случаев дальтонизм бывает врожденным. Его причиной служат генетические отклонения, влияющие на способность глаза воспринимать цвета и оттенки. Но нередко диагностируют и приобретенный дальтонизм. Его провоцируют травмы глаза или болезни, которые повреждают глазной нерв. Цветовая слепота может развиться и вследствие возрастных изменений.

С каким зрением не дают водительские права?

Определить цветовую слепоту поможет тест, при котором используется формат RGB (Red, Green, Blue), что переводится как «красный, зеленый, синий». Но следует знать, что онлайн-тестирование не всегда дает достоверный результат, так как на мониторе могут быть неправильные настройки на передачу цветов. Возможны и сбои в матрице, искажающие цветовосприятие, что понижает достоверность теста. Но в любом случае тестирование позволит понять, что в работе зрительного аппарата существуют отклонения, а, следовательно, необходимо посетить офтальмолога.

  • Цветосильных (трихроматов);
  • Цветослабых (аномалов);
  • Цветослепых (анопов).

Пациенту с частичной или полной слепотой (дальтоник) таблица кажется однородной. Пациент с нормальным цветоощущением может различать знаки, составленные из кружков одного цвета.

Нарушения цветового зрения встречается довольно часто. Причинами расстройства цветоощущения могут стать нарушение зрения, болезни зрительного нерва, сетчатки, сосудистой оболочки глаза.

Водительские права категории А дают право на управление мотоциклом. Однако водителям запрещается садиться за руль при наличии следующих медицинских противопоказаний:

  • Острота зрения худшего из глаз составляет менее 0,2 единиц, на лучшем из глаз — менее 0,6. Данные приведены с учётом коррекции. При гиперметропии и миопии максимально возможный уровень коррекции должен составлять не более 8,0D, включая улучшение зрения при помощи контактных линз. При астигматизме этот показатель снижается до 3,0D. Важно отметить, что суммарный коэффициент цилиндра и сферы не должен быть более 8,0D. Различие в оптической силе линз на двух глазах не должно быть более 3,0D.
  • Один из глаз является полностью незрячим, при этом на другом зрение составляет менее 0,8 единиц.
  • Диагностированная центральная скотома (относительная или абсолютная). Допуск к управлению транспортным средством возможен при скотоме с изменением остроты зрения не ниже значений, указанных в первом пункте.
  • Проведенные в последние три месяца офтальмологические операции. Речь идёт о медицинских манипуляциях, затрагивавших роговицу. Через три месяца после кератомилеза, кератокоагуляции, рефракционной кератопластики и кератомии острота зрения пациента должна быть не менее 0,2 на худшем из глаз и не менее 0,6 (с учётом коррекции) — на лучшем из глаз.
  • Уровень допустимой коррекции при гиперметропии и миопии не должен превышать 8,0D. При астигматизме эта цифра опускается до 3,0D. Разница в оптической силе линз не должна быть более 3,0D.
  • Наличие искусственного хрусталика. К управлению мотоциклом в этом случае допускаются только опытные водители, острота зрения которых составляет не менее 2,0 на худшем глазу и не менее 0,6 на лучшем (с учётом коррекции).
  • Наличие хронических заболеваний органов зрения, сопровождающихся утратой зрительных функций. При поражении век и слизистых, параличе мышц век, сопровождающемся нарушением движений глазного яблока, управлять мотоциклом также запрещено. В данном случае возможно оперативное лечение, по результатам которого врач рассмотрит возможность допуска к управлению транспортным средством.
  • Хронические воспаления слезного мешка, повышенное слезотечение.
  • Паралитическое косоглазие и невозможность скоординированного движения глазных яблок.
  • Косоглазие различной этиологии.
  • Нистагм, сопровождающийся отклонением зрачков от середины на 70 градусов.
  • Ограничение поля зрения на уровень более 200 градусов.
  • Нарушение восприятия цвета.
  • Заболевания зрительного нерва и сетчатки.
  • Глаукома.

В «Центре восстановления зрения» вы можете пройти комплексное обследование на современной аппаратуре. Мы проводим оперативные и надежные операции по лазерной коррекции астигматизма, дальнозоркости, близорукости и других заболеваний. Офтальмологи нашего центра назначают лечение, опираясь на свой многолетний опыт и достижения мировой медицины. Запишитесь на приём прямо сейчас на сайте!

  • Расстояние от глаз до экрана монитора должно составлять 50-70 см
  • Монитор и глаза испытуемого должны находиться на одном уровне
  • Во время проведения теста не рекомендуется прищуриваться и наклонять голову.

Какое число Вы видите на картинке?

Офтальмолог — это один из самых главных специалистов на медкомиссии для автолюбителей, поскольку именно от остроты зрения управляющего машиной зависит безопасность движения на проезжей части. Проверка проходит очень тщательно, поэтому скрыть болезни зрительного аппарата или рефракционные нарушения не удастся.

Водитель и сам должен осознавать, что недостаточно хорошее зрение не позволит вовремя заметить пешехода или препятствие, особенно в сумерках и темное время суток, тем самым спровоцировав ДТП.

Офтальмолог проверяет не только остроту зрения, но и цветовое восприятие. Отклонения от норм станут главным препятствием при выдаче водительского удостоверения.

Тест на дальтонизм, цветоощущения Рабкина в Москве

Зрение для получения водительских прав должно соответствовать медицинским стандартам. Даже если оно ухудшилось с момента предыдущей комиссии, доктор пропишет очки/линзы с большей оптической силой, и пройти заново комиссию можно будет уже в них.

Человек с близорукостью или астигматизмом может перед медосмотром обратиться в клинику ЭлитПлюс для подбора ортокератологических линз. Он без проблем получит заключение офтальмолога, поскольку зрительная функция восстанавливается до 100%.

Препятствия для получения разрешения на вождение:

  • сопутствующие глазные патологии;
  • неверное восприятие цветовой гаммы;
  • маленький угол обзора.

Наличие дальтонизма проверяется таблицами Рабкина. Это картинки, состоящие из цветных кругов. На них нужно разглядеть фигуры, которые выделены другим цветом. Дальтоники с этой задачей не справятся.

По восприятию цветов офтальмологи существуют три типа людей:

  1. Трихроматы. Нормально воспринимают цвета спектра: фиолетовый, красный зеленый.
  2. Протанопы. Не воспринимают красный цвет, вместо него они видят черный либо коричневый.
  3. Дейтеранопы. Не могут видеть зеленый цвет и некоторые другие.

В России людям, у которых диагностирован дальтонизм (протанопы, дейтеранопы), водительские удостоверения не выдают!

Осмотр у окулиста пройти не удастся, если имеются следующие патологии глаз:

  • диплопия (нарушение, при котором человек видит предметы раздвоенными);
  • отслоение сетчатой оболочки;
  • нарушения функциональности зрительного нерва (неврит, гипоплазия и др.);
  • воспаления слезного мешка (возможно управление транспортным средством только после операции);
  • глаукома (на некоторых стадиях этой патологии водить транспорт можно);
  • аномалии строения слизистой оболочки и век, которые нарушают нормальную видимость;
  • катаракта.

Если с момента проведения хирургической операции на зрительном аппарате прошло меньше трех месяцев, то офтальмолог не даст разрешение на управление авто. Проходить медосмотр надо после истечения этого срока.

Тест на определение цветоощущения позволяет выявить подобные патологии и конкретизировать аномалии. В России он проводится с применением таблиц Рабкина. Это безболезненная неаппаратная короткая проверка, которая не требует специальной подготовки.

Проводит тестирование по определению цветоощущения врач-офтальмолог. Условия проверки:

  • исследуемый субъект должен находиться в спокойном состоянии;
  • пациент устраивается спиной к источнику света (только дневного);
  • на расстоянии до метра человеку показываются таблицы с изображением разноцветных кругов, из них цветом выделяется число или геометрическая фигура;
  • для объективности результатов определения цветоощущения картинки должны показываться строго под прямым углом (без наклона), на них не может падать искусственный свет;
  • человек называет цифру, которую видит, специалист ставит в карточке оценку. Знак плюса при правильном ответе, минуса при ложном, вопроса, когда пациент затрудняется сказать, что он видит.

Ограничения по зрению для получения водительских прав

Автовладелец может быть глухим или глухонемым, но водитель машину вслепую – нереально. Для обучения в автошколе, зрение должно соответствовать нормам, установленным законом РФ. Существует несколько случаев, когда человеку необходимо пройти автомобильную медкомиссию и посетить офтальмолога при получении прав:

  • Получение первой или новой категории водительских прав.
  • Замена прав, которая происходит после истечения срока действия старых. В России этот срок составляет 10 лет.
  • Возврат прав, если ранее водитель был лишен их. Данная обязанность наступает лишь после лишения по «пьяной» статье.
  • Появление внезапных отклонений по здоровью, в том числе, связанных со зрением.

При прохождении комиссии, врач оценивает зрение по следующим критериям:

  • острота;
  • кругозор;
  • наличие дальтонизма;

Чтобы проверить зрение врачи проводят ряд специальных тестов. К примеру, остроту зрения оценивают при помощи специальных буквенных таблиц. Они знакомы каждому водителю еще со школьной скамьи. Кандидат в водители должен закрыть один глаз и на расстоянии 5 метров должен прочитать самую нижнюю строчку вслух. Разумеется, если он не видит нижнюю, то может прочитать предпоследнюю. По способности различать буквы с большого расстояния врач проверяет остроту зрения. Стоит отметить, что нормальное зрение не у того, кто видит нижние строки, а у того, кто видит 3 строчку снизу. Поэтому не нужно стараться впечатлить врача и заучивать строчки наизусть. Достаточно видеть все, кроме крайних двух строчек.

Когда задают такой вопрос, обычно, имеют в виду остроту зрения. Водитель должен уметь различать символы дорожных знаков с различных расстояний. Поэтому к данному параметру предъявляются особые требования.

Норма зрения должна укладываться в следующие рамки: острота ниже 0,6 на самом лучшем глазу и ниже 0,2 на самом худшем. При этом допускается любой вид переносимой коррекции, в том числе хирургическая. Коррекция зрения допустима не больше 8 диоптрий с разницей не более 3 д. Для водителей общественного транспорта и грузовиков – 0,8 на лучшем глазу и 0,4 на худшем.

Если говорить простым языком, то в рамках этих допусков водить машину можно и применение очков, контактных линз или любого другого вида коррекции тоже не запрещено. Стоит отметить, что медкомиссию следует проходить в очках или линзах, если вы их носите.

Да, можно. Все зависит от того, на сколько уровень зрения отклоняется от нормы. Помимо такого критерия, как острота зрения, врачи судят о наличии запретов и противопоказаний к вождению по кругозору и цветопередаче.

Следует отметить, что есть ряд ограничений для водителей, которым права нужны по долгу службы. К примеру, если профессия связана с вождением грузовика, то при наличии серьезных отклонений от нормы, права на B могут оставить, а вот C категория будет закрыта и сдавать на нее будет нельзя. Это связано с более высокими требованиями к профессиональным водителям.

Острота зрение – не единственный пункт, который проверяется при посещении офтальмолога. Проверку осуществят по всем показателям, но сама медкомиссия пройдет в рамках самой обычной – шоферской. Однако на показатели проверки могут повлиять и другие факторы – к примеру, банальная усталость или освещение. Если вы обладаете не самым хорошим зрением, то перед проверкой нужно соблюсти следующие рекомендации:

  • За несколько дней до прохождения комиссии, снизьте нагрузку на глаза – избегайте пользования компьютером, телефоном или чтения книг.
  • Проходить комиссию желательно утром. В этот момент глаза будут выспавшимися и отдохнувшими, а значит, день и время комиссии следует подобрать заранее. Идеальный вариант – проверить зрение после отпуска, если работа связана с офисом.
  • Волнения и стресс могут ухудшить состояние глаз даже здорового человека. Чтобы не снизить показатели, старайтесь думать о хорошем.
  • Солнечный свет, яркие лампы и прочие источники света ухудшают зрение на некоторое время. Помните об этом перед тем, как зайти в кабинет окулиста.

Если у вас плохое зрение, его проверку следует проходить со средствами коррекции. Это не только улучшит результат, но и поможет подкорректировать зрение в будущем. Так как на этом этапе появляется возможность узнать о возможных ухудшениях и подобрать другие очки или линзы.

Не следует обманывать врача, чтобы получить заветные права. Серьезные нарушения зрения влияют на безопасность вождения. Люди, которые плохо различают окружающие предметы, дорожные знаки, препятствия и не могут быстро сориентироваться в опасной ситуации, могут запросто спровоцировать ДТП.

Чтобы пройти водительскую медкомиссию, следует взять с собой паспорт и оплатить медицинские услуги. Кроме того, могут понадобиться действующие права, если они есть и фотографии 3х4. Многие автовладельцы задаются вопросом, а можно ли водитель автомобиль без справки. Можно, но без справки не смогут выдать водительские права.

Ранее было сказано, какие ограничения действует по остроте зрения, но ни слова ни указано о дальтонизме. Этот параметр тоже влияет на возможность стать счастливым обладателем удостоверения.

Дальтонизм не дает водителю различать цвета дорожных знаков, светофоров и прочих указателей. Если у водителя наблюдается легкая форма дальтонизма, то получить водительские права категории B он сможет. Однако о правах людям, чья деятельность связана с вождением машины, придется забыть. То есть водить грузовик, автобус или спецтранспорт будет уже нельзя. Решение о том, допускать водителя к вождению или нет, остается за врачом, проводящим осмотр.

Нарушение периферии зрения говорит о наличии серьезного заболевания глаз. В данном случае, водить машину категорически запрещено. Хороший угол обзора нужен водителю, чтобы уметь замечать все, что находится в зоне лобового стекла и на панели приборов без поворота головы.

Водителю, страдающему катарактой, также не дают водительские права. С большим минусом получить такой документ реально, а с косоглазием нет.

При таких нарушения зрения получить права не получится. Не стоит пытаться обмануть врачей и пытаться попасть за руль. Так вы можете навредить себе и окружающим.

Автовладельцы, имеющие большое желание остаться за рулем, пройдут на все. Не исключением являются случаи подделки документов. Данное нарушение является серьезным и будет рассмотрено уже по уголовному кодексу. Наказание за это может быть следующим:

  • исправительные работы – 2 года;
  • штраф – 80 000 рублей;
  • лишение свободы сроком на 7 лет;

Поэтому подделывать такие документы нежелательно. Но если в ГИБДД сообщили, что справка является подделкой, необходимо произвести разбирательство, в ходе которого будут установлены нарушившие закон лица. Ошибки свойственны каждому и если вы не виновны, то и проблем у вас не будет.

Ранее в России при наличии той или иной формы и степени нарушения цветовосприятия можно было получить права, но только двух категорий – А и В. При этом в документ вносилась отметка о запрете работать водителем по найму. То есть дальтоник имел право управлять автотранспортом только в личных целях. Всё изменил вступивший в начале 2012 года в силу Приказ №302 Минздравсоцразвития от 12.04.2011.

В настоящее время лицам, имеющим нарушения цветового зрения, водить машину запрещено.

Осмотр у офтальмолога – обязательная составляющая любой медкомиссии, независимо от получаемой категории прав. Окулист вместе с проверкой остроты зрения проводит тестирование на дальтонизм. Для этого используются преимущественно таблицы Рабкина. При выявлении отклонения от нормального цветовосприятия автомобилисту будет выдана медсправка, разрешающая управлять ТС только при обмене прав, выданных до 2012 года.

Нарушения зрения очень многочисленны. Бывает, что острота, чёткость и восприятие пространства отличные, но нарушено восприятие цветовой гаммы. Данную группу патологии определяют общим названием «дальтонизм». Данное название закрепилось исторически в честь Джона Дальтона, который впервые описал подобную зрительную патологию, основываясь на собственном опыте (Дальтон страдал протанопией, т.е. не различал красный цвет и его оттенков). Однако вариантов дальтонизма существует множество.

Неожиданный вопрос: почему дальтоникам не дают права?

В чём суть заболевания? Сетчатка глаза содержит особые нейроны — колбочки. Колбочки выполняют функцию рецепторов, реагирующих на световое излучение. Эти нейроны содержат пигменты, по которым они разделяются на три группы:

  • нейроны, которые содержат пигмент, поглощающий световое излучение с длиной волны максимум 560 нанометров (условно называется красный пигмент, первый пигмент);
  • нейроны, которые содержат пигмент, поглощающий световое излучение с длиной волны максимум 530 нанометров (условно называется зелёный пигмент, второй пигмент);
  • и соответственно, с длиной волны максимум 430 нанометров (условно называется синий пигмент, третий пигмент).

Если соотношение всех 3 типов нейронов равномерное, каждый из пигментов присутствует в достаточном количестве, то это нормальное состояние, называемое трихроматией. Восприятие красного, зелёного и синего делает возможным полноценное восприятие все цветовой гаммы. Но может быть так, что каких-то нейронов недостает, или в них нет соответствующего пигмента, или этого пигмента недостаточно по количеству. В этом случае может возникать:

  • протанопическая дихроматия (недостаток красного пигмента);
  • дейтеранопическая дихроматия (недостаток зелёного);
  • тританопическая дихроматия (недостаток синего).

Среди дихроматий, как правило, встречаются недостатки красного и зелёного пигмента. Более чем в 70% всех случаев дальтонизма присутствуют все пигменты, но в недостаточном количестве. Тогда говорят об аномальной трихроматии. Дальтонизм может вызываться внешними факторами:

  • температурная, химическая, физическая (интенсивное электромагнитное излучение с малой длиной волны, например, гамма-лучи), механическая травма глаза, приводящая к повреждению сетчатки, помутнению хрусталика;
  • опосредованное химическое воздействие: отравление токсинами, длительный прием каких-либо медикаментов;
  • возрастные изменения.

Но в общей статистике роль внешних факторов невелика. Дальтонизм — это всё-таки наследственная патология, передающаяся в X-хромосоме по рецессивному признаку.

Могут ли дальтоники получить водительские права? К сожалению, новые поправки в приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04 2011 номер 302Н, произведенные в 2017 году, серьёзно усугубили положение дальтоников как потенциальных водителей. Если по старому приказу от 2011-2012 годов практически любой дальтоник мог рассчитывать на классическую стандартную категорию B, то есть управление личным автотранспортом в личных целях, то теперь большинство дальтоников не смогут получить и эту категорию. Раньше ограничения для дальтоников начинались с категорий ВУ и C. Допустить к управлению служебным транспортом медкомиссия (офтальмолог) могла только при очень слабо выраженной форме дальтонизма. Теперь же, в принципе, чтобы получить водительские права, допускается только очень (очень!) незначительный дальтонизм.

Если, к примеру, человек полностью «не видит» красный цвет, или имеются серьезные сдвиги в общем цветовосприятии, вероятность отказа близка к 100%. Необходимо не просто различать цвета, но и определять выраженность тона и яркость. Наиболее лояльно относятся к дейтеранопической дихроматии (проблемы с восприятием зелёного цвета). Возможно, это обусловлено тем, что красный свет светофора означает «стоп», поэтому является главным. Проверить своё цветовосприятие можно заранее и самостоятельно, изучив таблицы Рабкина и Ишихары.

С помощью колбочек на сетчатке глаз человек улавливает оттенки разных длин волн. При их комбинации получается множество цветов, которые передаются от колбочек в головной мозг. Там происходит различие этих параметров и распознание цвета.

Восприятие цвета основано на улавливании длины волны определенного диапазона. То есть пигмент, обнаруживающий синий цвет, чувствителен только в диапазоне 430 – 470 нм. Такое деление существует для каждого оттенка. Для распознания цветов должны работать все три типа колбочек.

Если у человека поврежден генетический материал в области цветовосприятия, он может не улавливать 1 или несколько цветов. У мужчин такая патология распространена намного чаще, чем у женщин. Последние чаще всего являются носителем, передают поврежденный ген потомству мужского пола.

Нарушения цветовосприятия могут быть и при первичных приобретенных заболеваниях. К ним относятся:

  • катаракта, при которой нарушается передача различных длин волн через хрусталик на сетчатку;
  • глаукома, при которой вследствие повышенного давления образуется сильное напряжение в области сетчатки, что приводит к дисфункции колбочек;
  • заболевание головного мозга, например, доброкачественные и злокачественные опухоли, невралгия, нарушение передачи нервного импульса;
  • механические повреждения тканей глаз и головного мозга.

Вследствие нарушения цветовосприятия человек может не распознавать 1 или несколько оттенков. Чаще всего появляется дальтонизм, при котором человек не может дифференцировать 2 цвета. В редких случаях возникает полное отсутствие цветовосприятия.

В этом случае пациент видит черные, белые, серые тона.

Для диагностики цветоощущения используют специальные методики:

  • Использование измерительных таблиц, на которых расположены круги разного цвета, в центре они образуют цифры. Пациент распознает различные цвета, рассказывает о них врачу. Человек уравнивает круги разного цвета по яркости и насыщенности.
  • Применение специализированных офтальмологических приборов, которые самостоятельно подбирают различные цветовые диапазоны. На них смотрит пациент, оценивает, передает информацию врачу.

Можно определить является ли патология наследственной или приобретенной. В первом случае лечение не существует, но болезнь не ухудшает качество зрения человека, он может жить с ней всю жизнь. При приобретенной форме нарушения цветовосприятия возможно полное излечение после обнаружения причины. Если ее не выявить вовремя, острота зрения будет снижаться, ухудшается самочувствие пациента. Возможна полная потеря зрения или гибель человека.

После проведения диагностики восприятия врач узнает количество оттенков, которые не улавливает человек. Возможно определение 3 степени цветослабости, от наличия которых будут подбираться терапевтические меры.

Различные степени повреждения классифицируются у двух видов нарушения цветоощущения: протаномалия, дейтераномалия.

Протаномалия – дефект зрения, при котором воспринимаются только синие и зеленые тона. Красные не распознаются полностью. Все предметы с красным оттенком человек видит желтыми, редко серыми. Желтый цвет воспринимается нормально.

Дейтераномалия – патология цветоощущения, при которой отсутствует восприятие зеленого цвета. Человек видит только синий и красный спектр. Пациент воспринимает мир совершенно по-другому. Все цвета перемешиваются, поэтому предметы выглядят аномально. Зеленая трава может быть коричневой, а яблоко синим.

При обоих дефектах запрещается водить автотранспортное средство, так как человек не сможет распознать сигнал светофора. Наследственная форма не лечится, возможна терапия, если цветослабость вызвана системной болезнью.

При 1 степени нарушения цветоощущения незначительно снижается восприятие. Оттенки могут быть немного темнее, чем их естественный цвет. Лечение проводится с помощью приостановления патологического процесса, из-за которого вызвано состояние.

Если это незначительное помутнение катаракты или повышение внутриглазного давления, применяются специфические лекарственные капли. Для терапии катаракты применяются средства, которые снижает количество белков в хрусталике. Если состояние вызвано глаукомой, применяют капли, снижающие внутриглазное давление с помощью оттока жидкости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]