Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные положения банкротства юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основания для признания организации банкротом, определение понятий, порядок проведения процедуры, права и обязанности участвующих сторон – это все регламентируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ.
Фактическая неспособность юридического лица исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, выплачивать обязательные платежи, а также производить оплату труда сотрудникам, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, приводят к тому, что компания прибегает к процедуре банкротства.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);
2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.
3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.
Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Банкротство юридических лиц предполагает прекращение деятельности и реализацию имущества. Кредитор, инициирующий процесс, получает больший шанс получить свои деньги назад, чем при исполнительном производстве. Здесь появляется вероятность вернуть средства даже в том случае, если по данным текущих отчетов имущества у предприятия нет. Отрицательный момент для кредитора состоит в том, что процесс может привлечь и иных лиц, которые также будут претендовать на часть денег.
Процедура приносит выгоду не только кредиторам, но и должникам. Последние получают возможность избавиться от обязанностей платить по счетам. Инициировать банкротство могут разные стороны спора: должник, ФНС, органы исполнительной власти и самоуправления. Причем если для должника запуск процесса вначале является добровольным, то спустя месяц после появления выше оговоренных трудностей по уплате долгов у него уже возникает обязанность подавать документы.
Этапы банкротства юридических лиц включают ряд процессов.
Этот этап проходят всегда. В ходе его выполнения проводится анализ имущества, определяется сумма долгов и просчитывается возможность наладить платежеспособность. В рамках реализации этой ступени процесса, руководителя компании лишают части полномочий, приостанавливают действующие требования об уплате средств, снимают аресты, ограничения и перестают начислять штрафы. Также, накладывают запрет на вывод средств с баланса компании: выплату доходов и процентов, вывод имущества и пр.
Заканчивается этап тем, что арбитражный суд решает перейти к следующей ступени или завершает процедуру. Порядок процесса предусматривает, что стадия наблюдения может перерасти в любой из нижеприведенных этапов.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Необязательный этап, к которому прибегают при наличии вероятности наладить состояние фирмы. На этой ступени руководство фирмы отстраняют от работы. Делами компании занимается внешний управляющий, который наделен полномочиями вплоть до изменения направления работы и продажи собственности.
Если действия по оздоровлению прошли удачно, то дело прекращается. В противном случае процесс переходит на следующий этап.
Переход к этому этапу означает признание судом несостоятельности фирмы. Гасить задолженность есть возможность только в ходе реализации имущества. Когда ступень пройдена, организация ликвидируется.
Здесь подразумевают мирное решение вопроса, т.е. альтернативу стандартному разрешению конфликта. Стороны дела заключают письменный мировой договор. Если кто-то из них нарушит взятые на себя обещания, то соглашение расторгается, и решать проблему придется через суд.
Процесс банкротства несет за собой ряд последствий различного характера:
-
переход управления компанией стороннему лицу;
-
запрет на заключение сделок;
-
списание налоговых долгов;
-
публикация в открытых источниках информации о несостоятельности фирмы;
-
исключение фирмы из госреестра.
Указанные последствия наступают на различных этапах банкротства. Здесь указан неполный перечень возможных итогов. Самое тяжелое возможное последствие — привлечение к уголовной ответственности за намеренное банкротство.
Процедура банкротства — процесс длительный и сложный, но необходимый при серьезном ухудшении финансового состояния. Проводить его можно, как собственными силами, так и с привлечением специалистов. Главное, стоит помнить, что банкротство несет для должника последствия.
Заявление в арбитражный суд о несостоятельности должника в течение периода, превышающего 3 месяца, может подать одна из трёх сторон:
- сам должник,
- конкурсный кредитор,
- либо соответствующий орган, уполномоченный к этому (прокурор, налоговые органы).
Если объём обязательств уже превышает 100 тыс. руб., при этом выплатить средства невозможно больше означенного периода, представители компании обязаны самостоятельно направить заявление о банкротстве. При этом важно учитывать, что если заявление о банкротстве направляют раньше самого должника его кредиторы, то они имеют право назначить более подходящего для себя арбитражного управляющего. Имущество в ряде случаев распродаётся по далеко не конкурентной стоимости, а должник привлекается к так называемой субсидиарной ответственности. А это значит, что ему угрожают меры от отчуждения личного имущества до ответственности по УК за преднамеренное либо фиктивное банкротство.
Несостоятельность – синоним термина банкротства касательно как юридических, так и физических лиц. Обозначает признанное соответствующим образом такое финансовое состояние юридического лица, когда оно не способно удовлетворить требования:
- кредиторов (по имеющимся обязательствам),
- государственных органов (по уплате платежей).
Если имеющиеся обязательства превышают возможности по их удовлетворению, то выполняется оценка финансового состояния должника (процедура банкротства) и организуется наиболее полное и возможное в ситуации удовлетворение всех имеющихся финансовых требований.
Понятие банкротства для юридических лиц имеет несколько значений: состояние компании (несостоятельность) либо собственно процедуру оценки, каким образом удовлетворить финансовые интересы кредиторов и госорганизаций. Подвидами банкротства также считаются:
- самобанкротство, оно же – плановое банкротство (если заявление о банкротстве подаёт сама организация),
- фиктивное банкротство,
- умышленное банкротство (возникшее в результате хищения средств или иных схем ухудшения финансового положения юридического лица).
Последние два варианта в РФ считаются преступлениями и влекут за собой ответственность (вплоть до отчуждения имущества и уголовного преследования).
Процедура банкротства для юрлиц после обращения в арбитражный суд и получения его решений, а затем его выполнения. Решение может заключаться в:
- наблюдении,
- финансовом оздоровлении (часто включает поиск иных источников, реструктуризацию долгов),
- внешнем управлении (управляющий назначается на период не больше 18 месяцев),
- конкурсном производстве (фактически – распродажи имущества и расчётов по возникшим обязательствам, также в течение 18 месяцев),
- мировом соглашении.
При этом существует и так называемая упрощённая процедура банкротства с оповещением о несостоятельности и формированием промежуточного баланса – ликвидационного, с помощью которого осуществляются расчёты по обязательствам.
Первая стадия банкротства – это собственно подача заявления о банкротстве (должником, другой организацией, кредитором или госорганом). Затем арбитражный суд выносит решение о том, каким образом юридическое лицо будет выполнять имеющиеся перед ним денежные обязательства – через финансовое оздоровление, внешнее управление, распродажу имущества и расчёт с кредиторами, либо на основании мирового соглашения. Для проведения процедуры банкротства создают:
- комитет кредиторов (при необходимости),
- собрание кредиторов.
Арбитражный управляющий также назначается судом, а при инициации банкротства не самим должником – с учётом интересов кредиторов. Затем составляется подробный реестр требований кредиторов.
Последней стадией банкротства становится либо ликвидация юридического лица (с соответствующей записью в ЕГРЮЛ), либо расчёт по всем обязательствам (удовлетворение требований) и продолжение деятельности.
Признаки (основания) банкротства — это несостоятельность финансовых обязательств предприятия или гражданина перед третьими лицами, а также неспособность рассчитаться с их требованиями на текущий момент, при наличии трехмесячной просрочки.
Но чтобы Арбитражный суд признал юридическое или физическое лицо банкротом, а сделать это другим путем невозможно, задолженность предприятия на момент обращения в суд должна быть выше 100 000 рублей. Для граждан этот потолок составляет всего 10 тыс. рублей.
При этом активы предприятия вполне могут превышать объем требований кредиторов, а стоимость имущества гражданина должна быть меньше суммарной стоимости финансовых обязательств.
Как только суд признал юридическое лицо банкротом, оно полностью прекращает свое существование. Все данные о нем исключаются из единого реестра юридических лиц, а непогашенные долги списываются. При этом собственное имущество должностных лиц является неприкосновенным, а заработная плата и выходные пособия сотрудникам, включая отпускные компенсации должны быть выплачены в полном объеме.
Исключением является доказанное в суде умышленное доведение руководителем или собственником предприятия до банкротства. В этом случае правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лицанесколько меняются, а именно, личное имущество может быть отчуждено в пользу пострадавших от его деятельности лиц.
Как подать на банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция
Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.
Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.
Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).
Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.
Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:
- неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
- сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.
Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.
Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:
- наблюдение;
- финансовая санация;
- перевод под внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.
Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.
На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.
Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.
Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.
К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.
В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:
- отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
- вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
- запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
- снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.
Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.
Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).
Банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция
Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.
Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:
- должник;
- кредиторы;
- уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).
Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.
Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.
Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:
- потеря финансов;
- утрата репутации надежного бизнес-партнера;
- пристальный надзор со стороны органов правосудия.
Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.
В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.
Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:
- учредители;
- генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
- лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.
Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.
Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства.Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Каждая разновидность обязательств может стать самостоятельным основанием для возбуждения процесса банкротства в отношении организации.
Первая характеристика состояния банкротства заложена в определение понятия – конкретные виды долгов, при наличии которых юридическое лицо может считаться несостоятельным. Второй важный признак – не всякая просрочка в погашении денежных обязательств свидетельствует о несостоятельности компании, а лишь та, что превышает три месяца с даты, когда обязательства должны были быть исполнены.
Подать заявление о банкротстве может должник в отношении себя либо его кредиторы.
При этом для руководителя неплательщика подача заявления о банкротстве является обязанностью в следующих обстоятельствах:
· погашение долга перед конкретным кредитором приведет к невозможности расчета по обязательствам с остальными кредиторами;
· орган управления юридического лица, уполномоченный учредительными документами, либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, принял решение о подаче такого заявления;
· обращение взыскания на имущество неплательщика сильно затруднит или сделает невозможной его дальнейшую хозяйственную деятельность;
· должник соответствует условиям неплатежеспособности или недостаточности имущества;
· больше трех месяцев имеет место задолженность перед работниками по выплате заработной платы или выходных пособий.
Дела о банкротстве юридических лиц сложны и многоэтапны. Законодательством предусмотрены 4 основных процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Завершение дела о банкротстве также возможно путем заключения мирового соглашения.
Каждая из стадий, в свою очередь, состоит из множества фактических и юридических действий арбитражного управляющего, самого юридического лица и кредиторов.
Исключительно редко дела о банкротстве характеризуются прохождением всех стадий. Большинство дел о банкротстве включает в себя процедуры наблюдения и конкурсного производства, не сталкиваясь с необходимостью и возможностью введения других процедур.Каждая процедура банкротства вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов – после анализа судом конкретных обстоятельств и влечет наступление определенных правовых последствий.Рассмотрим пошагово каждый из этапов.
Применяется для восстановления платежеспособности юридического лица и реализуется по специальному плану финансового оздоровления. План должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. График подписывается участниками должника, утверждается арбитражным судом.График должен предусматривать расчет по всем требованиям не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления, а по требованиям первой и второй очередей — не позднее шести месяцев с даты введения процедуры.Арбитражный управляющий в данной процедуре именуется административным управляющим. Его задача — контролировать выполнение плана и графика.
Юридические ограничения и последствия введения процедуры финансового оздоровления аналогичны наблюдению и практически дублируются. Есть ряд дополнительных ограничений по сделкам: без согласия административного управляющего не получится совершить сделки, влекущие рост кредиторской задолженности более чем на пять процентов от суммы требований по реестру кредиторов; сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества юридического лица, за исключением готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности должника.
Проценты по денежным обязательствам, включенным в график погашения задолженности, начисляются по ставке рефинансирования.Если по итогам финансового оздоровления непогашенная задолженность будет отсутствовать — суд прекращает дело о банкротстве.
Если требования кредиторов в полном объеме не погашены — суд вводит одну из следующих процедур.
Особенности процедуры банкротства юридических лиц
Срок внешнего управления — не более 18 месяцев, с возможностью продления до 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом. Действует внешний управляющий.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности неплательщика: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества дебитора; уступка прав требования юридического лица; исполнение обязательств неплательщика собственником имущества неплательщика, его участниками или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника взносами участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций дебитора; продажа предприятия должника; замещение активов должника и другие меры.
В последствиях введения внешнего управления есть несколько кардинальных отличий в сравнении с предыдущими процедурами:
• полномочия руководителя и органов управления неплательщика прекращаются, управление переходит к внешнему управляющему;
• вводится мораторий на погашение денежных обязательств.
После инвентаризации и оценки собственности внешний управляющий вправе продать часть активов должника в соответствии с планом внешнего управления.По итогам процедуры внешний управляющий составляет отчет, который представляется на рассмотрение собранию кредиторов. При восстановлении платежеспособности должника собрание принимает решение об окончании внешнего управления и переходе к расчетам с держателями обязательств.
В противном случае — признание банкротом, введение конкурсного производства. Если в ходе внешнего управления требования всех кредиторов были удовлетворены — производство по делу прекращается.
Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:
- состояние юридического или физического лица;
- систему взаимосогласованных процедур;
- цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.
Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.
Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельности компании она должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.
Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:
- лица, имеющие личный интерес;
- лица, представляющие государственный интерес;
- лица, содействующие правосудию.
К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.
Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.
Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:
- привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
- инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
- оспаривания сделок должника.
Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.
С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.
Инициировать процедуру банкротства могут как физические, так и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.
Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.
Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:
- наименование суда;
- суммы всех имеющихся задолженностей;
- обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
- описание имущества и имеющихся денежных средств;
- регистрационные данные и номера счетов в банках;
- сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.
К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:
- ограничение полномочий руководителя компании;
- приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
- запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
- прекращение начисления штрафов, пеней.
Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.
Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.
Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.
Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.
В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:
- смену вида деятельности;
- прекращение работы одного или нескольких направлений;
- реализацию собственности;
- иные изменения.
Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.
На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.
На заметку[3]
Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП (электронных торговых площадок) по результатам 2018 года показывает, что в предыдущем году число выставленных на ЭТП лотов увеличилось на 39% по сравнению с 2017 годом и достигло 350 тысяч.
Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.
«Банкротство редко влечет за собой санацию предприятия»
На сегодняшний день накопилось достаточно много свидетельств того, что процедура банкротства юридического лица при правильной организации может быть выгодна[5]. Она законна и управляема. Основное условие для получения ее положительного эффекта — своевременное привлечение профессионалов. Но какие моменты поможет сгладить обращение в юридическую фирму по сопровождению банкротства? Об этом нам рассказал Денис Ладыгин, руководитель практики структурирования бизнеса, эксперт крупной консалтинговой компании КСК групп:
«Сегодня профессиональный консалтинг по сопровождению банкротства является успешным инструментом урегулирования финансовых задолженностей. Взвешенные решения опытной команды способны отразить негативные последствия и устранить риск возможной субсидиарной ответственности. Более того, при грамотном подходе к проведению банкротства собственники компании не лишаются репутации и перспектив возвращения в бизнес.
КСК групп лояльно работает как с должниками, так и с кредиторами в рамках одного дела, действуя строго в пределах правового поля. Нашими клиентами могут выступать обе стороны конфликта. Должнику мы способны обеспечить гарантии защиты от негативных последствий при ликвидации компании. Кредитору при участии КСК групп удается получить стопроцентную выплату заявленных претензий либо моральное удовлетворение, полагающееся по закону. И в том, и в другом случае экспертами нашей компании определяется наиболее выгодная стратегия.
При работе с должником в ней отражаются предстоящие риски и способы их минимизации, резюмируется предварительный объем затрат и просчитываются варианты снятия ответственности с клиента законными методами. Для этого мы:
- представляем интересы клиента на заседаниях суда и собраниях кредиторов, осуществляя опротестование судебных актов и коррекцию решений собраний;
- занимаемся составлением реального и интересного клиенту реестра кредиторов;
- обеспечиваем контроль за открытыми торгами, реализующими имущество банкрота, и многое другое.
По согласованию с клиентом экспертами КСК групп подбирается максимально лояльный арбитражный управляющий. Итогом усилий наших специалистов является ликвидация компании-должника без наступления неблагоприятных последствий для собственника бизнеса либо лиц, контролирующих его.
Для компании-кредитора договор с КСК групп — это планомерная защита интересов клиента на всех этапах банкротства должника. Сюда входит:
- сбор сведений о должнике из официальных источников (в целях исключения случаев банкротства предприятия без каких-либо активов);
- изыскание дебиторской задолженности и получение ее от имени клиента и в его интересах;
- грамотная инвентаризация имущества должника;
- возврат ранее реализованного имущества предприятия в конкурсную массу (анализ и оспаривание сделок в данных целях);
- сопровождение реализации конкурсной массы с открытых торгов.
С КСК групп можно заключить договор как на предварительном этапе, когда у собственника появляется обоснованное предвидение несостоятельности, так и уже в процессе банкротства — для компетентного решения возникающих вопросов. На каждом из этапов команда наших профессионалов, свободно ориентирующихся в законодательных, бухгалтерских и налоговых перипетиях, сможет предложить цивилизованный выход из проблемной ситуации».
Сама процедура начинается обычно после того, как представители юрлица приходят к выводу о том, что оно не в состоянии обслуживать свои обязательства, расплачиваться по обязательным платежам. После осознания этого непростого факта обычно разумно рассмотреть возможности реструктуризировать долг, дабы сохранить возможность удержать организацию на плаву. Если этот вариант также не сработал, то только тогда есть смысл собирать пакет документов для подачи в суд для рассмотрения. Схема проста: если суд принимает решение банкротить предприятия, то получение его решения – момент, когда обычно официально запускается процедура банкротства.
^К началу страницы
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.
В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.
При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.
СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.
Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.
Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
^К началу страницы
В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/[email protected] «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.
Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)
^К началу страницы
Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:
- отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
- причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
- привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
- непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.
Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.
Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО
^К началу страницы
Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.
Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.
Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.
Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.
К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.
В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.
Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.
Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.
Перечень оснований для открытия процедуры банкротства и особенности их определения отражены в ст. 3-6 закона №127-ФЗ.
В отношении фирмы может быть поставлен вопрос о признании юридического лица несостоятельным в следующих случаях:
- Невозможности компании закрыть свои обязательства перед кредиторами, включая договорные обязательства, долги по заработной плате или уплате налогов и прочих обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды.
- Просрочка исполнения указанных обязательств составляет более 3 месяцев.
- Размер долга составляет не менее 300 тыс. рублей
При этом отдельные особенности определения размера долга на момент обращения в суд или же на момент рассмотрения заявления о банкротстве прописаны в ст. 4.1 закона №127-ФЗ.
Обратиться в арбитраж с заявлением о признании юридического лица банкротом могут следующие лица:
- Непосредственно руководитель юридического лица, погрязшего в долгах.
- Любой из кредиторов, долг перед которым соответствует основаниям для инициации процесса банкротства.
- Уполномоченный орган (ФНС) по задолженностям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
- Нынешний или бывший работник, перед которым имеется задолженность по заработной плате.
При этом на момент обращения должны быть подтверждены описанные выше признаки банкротства. Даже если должник частично погасил долг перед кредитором, но его размер по-прежнему превышает 300 тысяч рублей, то это обстоятельств никак не отменяет право на обращение в суд.
Кроме того, статьей 9 установлена обязанность должника о самостоятельном обращении в суд с заявлением о банкротстве, если имеют место быть следующие обстоятельства:
- Если погашение долга перед одним или рядом кредиторов сделает невозможным исполнение других финансовых обязательств или своевременную уплату налогов.
- Уполномоченным органом компании-должника решено обратиться в арбитраж с заявлением должника.
- Имеются признаки несостоятельности, неплатежеспособности или же недостаточности имущества для погашения имеющихся долгов.
- Возможное обращение взыскания на имеющееся имущество компании сделает невозможным расчет по обязательствам.
- Имеются трехмесячные долги по зарплате в отношении любого числа работников.
В перечисленных случаях руководитель обязан обратиться в арбитраж самостоятельно, не затягивая совершение такого действия. В противном случае ему грозит административная, уголовная или субсидиарная ответственность в случае установления виновности в непогашении требований кредиторов по его вине.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
Универсального образца на все случаи несостоятельности не существует. В сети Интернет и на различных юридических сайтах можно найти как краткие, так и подробные, взятые из реальных дел образцы заявлений.
Использовать их «вслепую» без понимания особенностей процедуры банкротства чревато последствиями: составлять заявление или, как минимум, проверять его должен опытный юрист.
Ниже представлен образец заявления о банкротстве юридического лица для ознакомления.
Как следует из названия – процедура носит «оздоровительный» характер и направлена на сохранение компании и восстановление платежеспособности.
Разрабатывается план финансового оздоровления с конкретными предложениями по погашению долга и восстановлению платежеспособности компании.
План подлежит утверждению собранием кредиторов.
На период финансового оздоровления:
- Все требования кредиторов подаются в соответствии с положениями закона ФЗ-127.
- Отменяются меры по аресту имущества и иным обеспечительным мерам.
- Останавливаются исполнительные производства.
- Вводится запрет на выделение долей в уставном капитале, их продажу.
- Вводится жесткий контроль за любыми способами прекращения обязательств должника.
- Останавливается начисление штрафов, пени и иных санкций финансового характера.
Процедура вводится на срок не более 2 лет, на весь период процедуры банкротства назначается административный управляющий.
Более жесткая по сравнению с финансовым оздоровлением процедура, на период которой все бразды правления должником полностью переходят к внешнему управляющему.
В ходе внешнего управления вводится мораторий на всякое удовлетворение требований кредиторов, блокируется выплаты по всем обязательствам, кроме текущих платежей.
Но! Могут быть удовлетворены требования кредиторов 1 и 2 очереди: выплаты в возмещение вреда здоровью, заработная плата и т.д.
Конкурсное производство вводится после признания должника банкротом и установления невозможности выплатить имеющиеся долги.
Инвентаризация имущества и формирование конкурсной массы
В ходе конкурсного производства формируется так называемая «конкурсная масса», куда включаются все активы должника.
Все имеющееся или же возвращенное в собственность компании имущество подлежит включению в конкурсную массу.