Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты права собственности на землю РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Понятие, значение и классификация сделокПраво, юриспруденцияFREEЛекция 1. Государство франков (История государства и права зарубежных стран)Юриспруденция. ПравоПравовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваПраво, юриспруденцияFREEСравнительный анализ законодательства о нотариате стран СНГПраво, юриспруденцияFREEУчастники арбитражного процесса: классификация, права и обязанности, характеристика правового положенияПраво, юриспруденцияFREEЕвропейский ордер на арест. Практика экстрадицииПраво, юриспруденция
земли, которые находятся в собственности государства, но могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивают вовлечение государственных земель в гражданский оборот.
Ст. 12 Кодекса о земле устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в тех случаях, когда отсутствуют сведения о других субъектах права собственности. Это правило может быть применимо как к земельным участкам, относительно которых неизвестен их правообладатель-собственник, так и к землям, которые не индивидуализированы в виде отдельных участков.
3.2.2. Право собственности на землю иностранных государств, международных организаций.
Иностранные государства, международные организации могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Ст. 2 Кодекса о земле и ст. 1 ГК устанавливают приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств, международных организаций.
С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности данных субъектов на землю в Республике Беларусь.
Этот вид права собственности на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, которые являются неотъемлемыми признаками самостоятельного государства (ст.ст.1, 9 Конституции).
При предоставлении права собственности на землю иностранным организациям и международным организациям сохраняется юрисдикция Республики Беларусь на соответствующие участки, поэтому это право имеет целевой характер, связанный с использованием земельного участка для определенной цели.
В соответствии со ст. 12 Кодекса о земле для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 563).
Субъекты и объекты права собственности на землю
- Конец Боярского правления
- 1.1 Суть, назначение и область применения
- 14 Элеаты
- 18 Евразийская концепция государства и права
- 57 Мясная продуктивность
5 января 2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 2011 г. № 9
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2013 г. № 9 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.10.2013, 6/1333)
Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
постановляет:
1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков»*), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.
Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.
______________________________
*Вступает в силу с 1 января 2012 г.
2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.
Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.
3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.
4. Жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 ГПК Республики Беларусь.
Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).
11 Субъекты и объекты права собственности на землю
Это форма владения. Принципиальное отличие от права собственности заключается в том, что при совершении сделки купли-продажи объекта недвижимости, отчуждаться будет только капитальное строение, а земельный участок будет следовать за строением. Это значит, что земельный участок автоматически перейдет в пользование и владение нового хозяина.
Вы можете продавать, дарить, сдавать в аренду, завещать строение, а земля будет передаваться в пользование и владение новых хозяев. При этом право частной собственности на землю остается у Республики Беларусь.
Кроме покупки строения на участке, получить землю можно в перечисленных случаях:
- Для возведения и обслуживания частного дома;
- Обслуживания жилого строения, зарегистрированного на данном участке;
- Ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности для граждан, которые там зарегистрированы;
- Для нужд крестьянских и фермерских хозяйств;
- Коллективного садоводства;
- Строительства дачного дома;
- Для традиционных народных промыслов или ремесел.
Предоставляется только государственным и частным юридическим лицам для осуществления своих задач и функций.
Например, для обслуживания объектов недвижимости в государственной собственности, для ведения фермерского хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, дачного строительства и т.д. Полный перечень можно найти в Статье 15 Кодекса о земле.
Это право ограниченного пользования чужим земельным участком, чтобы обеспечить проход, проезд или прокладку коммуникаций, а также других целей, которые не могут быть обеспечены без установления такого права.
Обременение участка земельным сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник участка, обремененного земельным сервитутом, может требовать плату за пользование своим участком, если иное не установлено законом. Размер определяется по соглашению сторон. Если согласие по этому вопросу не достигнуто — сумму определяет суд.
В период существования СССР в условиях национализации земли право государственной собственности на землю существовало как исключительное право. Земля признавалась общим достоянием всего народа, от имени которого полномочия собственника осуществляло государство. Земельные участки могли предоставляться только в пользование. Никакие государственные формирования, в том числе союзные республики, не наделялись полномочиями собственника и не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной земельной собственности.
Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 года одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь. Декларацией Верховного Совета Белорусской ССР, принятой 27 июля 1990 года, земля и другие природные ресурсы на территории Белорусской ССР объявлялись собственностью белорусского народа, за которым признавались исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Принадлежность земли только Республике Беларусь как базовый принцип земельных отношений была закреплена Законом БССР “О собственности в Белорусской ССР” от 11 декабря 1990 года.
Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!
Под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Нормативное регулирование правоотношений в области земельного права осуществляется гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ряд федеральных законов; вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы возникновения прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».
В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. Среди вещных прав, объектами которых могут выступать участки земли, выделяются:
— Право собственности (частная, государственная, муниципальная) на земельный участок возникает либо ввиду приобретения права у другого собственника (сделки отчуждения, мены, дарения и т.д.), либо с помощью формирования нового участка и последующего оформления его в собственность;
— Права пользования (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление и т.д.);
— Право бессрочного пользования землей, находящейся в федеральной или муниципальной собственности, предоставляется отдельным категориям юридических лиц (публичным органам власти; бюджетным, казенным и автономным учреждениям всех уровней); казенным предприятиям. Возникает в связи с решением уполномоченного органа власти. Право бессрочного пользования, ранее оформленное на физических лиц, сохраняет действие, однако такое право не может быть предоставлено гражданам;
— Право пожизненного наследуемого владения в настоящее время в РФ не предоставляется, однако существующие права сохраняются;
Право ограниченного пользования (сервитут) возникает из условий сделки, нормативного акта публичного органа власти, либо связано с особым правовым статусом земельного участка;
— Иные права пользования (аренда и т.д.). Возникают из совершения юридически значимых действий (заключение договора, издание нормативного акта органа власти).
В Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом. Согласно гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в РФ устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В соответствии с гражданским законодательством права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Формы земельной собственности:
- частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: при приватизации государственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
- государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ);
- муниципальная собственность реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования.
Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено.
Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц является, таким образом, разновидностью частной собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок – у собственников жилого дома, который расположен на этом участке.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества (которое в соответствии с законом не может им принадлежать). ЗК РФ в ст. 27 установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться) – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).
Кроме того, ФЗ «Об обороте сельскохозяйственного назначения» от 24 июня 2002 г. №101-ФЗ установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Но поскольку действие данного ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы имеют право.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
В первую очередь, конечно, нужно назвать основной закон России – Конституцию. Статья 36 Основного Закона предоставляет гражданам и объединениям граждан право получать землю законными способами в частную собственность.
Законодатель посвятил этому вопросу главу 17 Гражданского Кодекса России. И, конечно, нельзя не упомянуть Земельный Кодекс (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 22 января 2015 года). Есть ряд других законов и подзаконных нормативных актов. Например, указ президента « О программе «Становление и развитие частного права в России».
Что входит в понятие, определение права собственности, если речь идет о земле? Всего есть три составляющие, три компонента:
- владение;
- пользование;
- распоряжение участком земли.
Владение – это сам факт обладания землей. Участок земли находится у конкретного лица.
Пользование – это возможность извлекать из земли какие-либо полезные свойства (например, что-то сажать, а после собирать урожай). Важно знать, что законодательство требует использовать землю исключительно по целевому назначению. Определяется это назначение в зависимости от того, к какой категории отнесена земля.
Распоряжение – это возможность совершить действия с землей, имеющие юридическое значение (продать, подарить).
Собственником может быть только тот, кто обладает всеми тремя правомочиями, указанными выше.
Скажем, арендатор земельного участка владеет им согласно условиям, оговоренным в договоре аренды, и может пользоваться им. Но у него нет возможности распоряжаться землей.
- Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то
- проще всего
- это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
- Он идеально подходит для ИП или ООО на
- УСН
- ,
- ЕНВД
- ,
- ПСН
- ,
- ТС
- , ОСНО.
- Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов.
- Попробуйте и Вы удивитесь
- , как это стало просто!
Это обычно происходит в результате каких-либо сделок, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Это купля-продажа, ипотека, дарение, мена, наследование. Кроме этих случаев, возможно возникновение такого права на землю, находящуюся в собственности государства или муниципальной собственности (приватизация).
Предлагаем ознакомиться: Права беременных на работе по Трудовому кодексу
Прекращается право частной собственности в предусмотренных законом случаях либо добровольно (допустим, продажа земельного участка, дарение) либо принудительно (например, на земельный участок обращено взыскание по имеющимся у должника обязательствам).
Как возникновение права собственности, так и прекращение такового, равно как и какие-либо изменения в данном праве обязательно должны быть соответствующим образом зарегистрированы с выдачей специального документа – свидетельства о государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации и начинает действовать право собственности в данном случае.
Приобретение в собственность земельных участков
Какова именно процедура оформления в собственность земли и каков размер госпошлины за совершение таких действий – зависит от основания приобретения. Конечно, чаще всего право собственности возникает в результате той или иной гражданско-правовой сделки.
В данном случае нужно предоставить все необходимые документы в Росреестр. К таким документам относятся:
- Заявление установленного образца (в Росреестре предоставят такой образец и помогут с составлением заявления);
- Паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если в Росреестр пришел представитель заявителя, он должен предоставить нотариально заверенную доверенность);
- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
- Кадастровый план (из него делается выписка);
- Документ, подтверждающий совершение сделки (договор купли-продажи, дарения, мены);
- Документы от второй стороны, которая производит отчуждение земли, подтверждающие право собственности на землю.
Если участок земли получен по наследству, нужно предоставить в Росреестр следующие документы:
- Выписка из кадастрового плана участка земли;
- Паспорт, иной документ, позволяющий удостоверить личность или доверенность (в случае представительства);
- Документ о праве на наследство (свидетельство);
- Документ об уплате госпошлины.
- Заявление установленного образца.
Согласно Конституции (ст. 62), у иностранных граждан, а также и лиц, не имеющих гражданства, равные права и обязанности с лицами, являющимися гражданами России.
Но есть ряд ограничений, в том числе и касающийся прав собственности на землю. Так, такие лица не вправе иметь в собственности землю сельскохозяйственного назначения.
Но на участки, на которых ведется личное подсобное хозяйство, а также занятые зданиями и сооружениями, этот запрет не распространяется.
Не могут нерезиденты и получить в собственность земельный участок на приграничной территории (перечень таких территорий установлен законодательством).
Существует запрет на собственность тех участков земли, которые предоставляются членам объединений садоводов.
Правда, стать членами таких объединений граждане других государств могут в том случае, если участок взят ими в аренду.
Предлагаем ознакомиться: Нормы права по функциональному назначению
Иностранным гражданам, а также лицам, не имеющим гражданства нельзя получить безвозмездно земельный участок в свою собственность, в случае нахождения этого участка в бессрочном пользовании либо наследуемом пожизненном владении (для граждан РФ это бесплатно).
Тем не менее, несмотря на определенные ограничения, нерезиденты имеют право на получение земельных участков путем заключения различных сделок, а также по наследству. В результате этих действий они приобретут собственность на землю.
В определенных случаях возможны ограничения прав собственности на землю, а именно какие-либо запреты или особенности использования, касающиеся пользования, владения и распоряжения землей.
Эти ограничения установлены Земельным Кодексом РФ:
- Установление условий особого характера при использовании участков земли в санитарно-защитных и охранных зонах;
- Установление условий, касающихся охраны окружающей среды, памятников природы, культуры, истории. Требование сохранения плодородного слоя почвы;
- Установление сроков начала и завершения строительства на земельном участке, если предоставляются права за землю, которая находится в собственности государства или муниципальной собственности.
Нормативными актами могут быть установлены и иные ограничения.
Есть также зоны с режимом использования земель особого характера. Так, такие режимы могут быть введены в составе земель промышленного или иного специального назначения. У собственников земля изыматься, конечно, не будет. Но могут быть введены определенные запреты (на строительство сооружений, зданий) или ведение тех или иных видов деятельности, противоречащих требованиям режима.
Если на земельном участке собственника располагается памятник природы, он обязан обеспечить режим особой охраны такого памятника. В тех ситуациях, когда собственник понесет в связи с этим какие-либо расходы, ему возместят их из местного бюджета.
Следует отметить, что каждое решение об ограничениях использования земель принимается местными исполнительными органами и только в случаях, предусмотренных законодательством. Такой акт может быть обжалован собственником или иным лицом, чьи права в результате ограничиваются.
Обжалование производится в судебном порядке. Все ограничения должны быть обязательно зарегистрированы. А все убытки, которые несет собственник в связи с ограничениями, должны быть возмещены в полном объеме лицами, в чью пользу произведено ограничение или из местного бюджета.
- В гражданском праве принято считать, что вещи (имущество), принадлежащие собственнику, называются объектами (предметами) правоотношений собственности.
- Под вещами в гражданском праве понимаются все те блага, которые предназначены удовлетворять определенные потребности.
- В соответствии с действующим законодательством в собственности могут находиться земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество.
- Как следует из изложенного, приведенный перечень объектов права собственности не является исчерпывающим, и указанные в нем объекты могут относиться ко всем формам собственности.
Продукты и доходы, полученные в результате хозяйственного использования имущества, принадлежат собственнику этого имущества, если иное не установлено законом или договором. Каждый из объектов права собственности обладает, в конечном итоге, способностью удовлетворять те или иные потребности людей, т.е. это то конкретное благо, которое в зависимости от права (формы) собственности и хозяйственного назначения приобретается, отчуждается, хранится, находится в использовании и т.д.
Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности.
Право государственной собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов — по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.
Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.
Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ.
Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).
К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ):
-
- земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Объектом владения является недвижимый земельный участок, обладающий всеми необходимыми характеристиками поверхностного слоя, позволяющими определить его как индивидуальную конкретную вещь.
Данная пространственная единица должна обладать установленными площадью и местоположением. В качестве объекта может выступать как целый участок, так и его доля.
В отличие от субъектов, объекты пассивные участники процесса.
в субъективном смысле в объективном смысле совокупность всех правомочий собственника: Владение – фактическое обладание земельным участком; Пользование – извлечение полезных свойств от использования земельного участка; Распоряжение – определение дальнейшей судьбы вещи совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при возникновении, изменении и прекращении права собственности на землю; устанавливающих основания предоставления земельных участков на праве собственности, условия распоряжения ими и т.д.
Граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера. Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога.
частной собственности на землю
Под предоставлением и изъятием земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных: либо на возникновение права владения или пользования земельными участками у конкретных лиц (и соответственно на изъятие земли у прежних пользователей или из государственного запаса); либо на прекращение права пользования участками (и соответственно на передачу их другим лицам или возврат в государственный запас) (10,с.67).
Основными стадиями изъятия и предоставления земельных участков являются:
1. предварительное согласование места размещения объекта;
2. предоставление земельного участка, по которому достигнуто соглашение;
3. отвод земельного участка в натуре;
4. документальное оформление предоставления участка и его регистрация (10,с.67).
Без оформления материалов по предварительному согласованию места расположения производится отвод земельных участков кооперативам для коллективного садоводства, животноводства и огородничества, а также гражданам для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства (10,с.67).
Предварительное согласование проводят исполнительные и распорядительные органы всех ступеней в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земель (10,с.68).
Основаниями возникновения права собственности являются различные право порождающие юридически факты (титулы собственности). Право собственности ни землю как титульное владение может приобретаться различными способами.
Земля может быть предоставлена в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной собственности, на основании решения соответствующего органа (6,с.88).
Ст.522 ГК прямо предусматривает необходимость государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость по договору продажи. Аналогичным образом возникает и право собственности на землю в случае, когда одна сторона уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, решение о такой регистрации может быть принято судом по требованию другой стороны (3,с.93-94).
Основания приобретения права собственности на землю могут быть классифицированы на первоначальные и производные.
Под первоначальными понимают такие способы, при которых право собственности возникает впервые, поскольку объект не находился в чьей-либо частной собственности. Поэтому порядок приобретения таких объектов определяется только законом, но не соглашением сторон или односторонними волевыми действиями прежнего собственника.
Под производными способами понимаются способы, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника, в порядке правопреемства, чаще всего по договору с прежним собственником (3,с.92).
Так, в соответствии с п.2 ст.219 ГК право собственности на имущество возникает: «Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам правопреемникам реорганизованного юридического лица. Отчуждение имущества другому лицу помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством» (9).
Различия первоначальных и производных способов приобретения права собственности проявляются в наличии или отсутствии правопреемства. При смене земельного собственника и переходе земли к новому владельцу не утрачиваются права на нее других лиц — не собственников (например, носителя земельных сервитутов) (3,c.93).
В ст.34 Кодекса Республики Беларусь о земле указаны земельные участки которые могут находиться в частной собственности граждан РБ: «В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства» (7).
Право частной собственности на землю может возникнуть в силу ее приватизации. Передача земель в частную собственность производится по заявлению гражданина в соответствующий исполнительный и распорядительный орган и после внесения платы за землю (3,c.93). До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или залог (10,c.75). Приватизация осуществлялась и осуществляется на возмездной и безвозмездной основе (8,c.27).
Собственник имеет право подарить земельный участок, находящийся в его собственности. При дарении определяется нормативная цена земли. Оно оформляется договором, составленным в письменной форме. Договор должен быть нотариально удостоверен. На основании договора одариваемому гражданину выдаётся свидетельство на право собственности на землю (11,c.60).
Право частной собственности на землю может возникнуть в результате сделок с землей, и в частности, купли-продажи земельных участков, наследования земли и других (3,с.93).
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Право государственной собственности на землю предусматривает предоставление земельных участков в собственность юридических и физических лиц. Исключение составляют земли, которые согласно федеральным законам не могут являться частной собственностью. Право государственной собственности на землю от имени государства в пределах их компетенции реализуют органы государственной и муниципальной власти.
Государство как собственник владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом — землей и природными ресурсами. Государство как суверен и обладатель публичной власти устанавливает правила пользования землей, придает земельным и природным платежам не фискальный, налоговый, а компенсационно-восстановительный характер.
В земельных отношениях государство выступает в нескольких качествах:
- в качестве субъекта государственной власти — осуществляет управление и контроль, устанавливает правила поведения в земельных отношениях;
- в качестве собственника земельных участков — имеет равные правомочия с другими собственниками.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).
Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.
Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.
Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.
Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.
Объекты права муниципальной собственности:
- индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
- законов РФ и субъектов РФ;
- при разграничении государственной собственности на землю;
- гражданско-правовых сделок;
- безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.
Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).
Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:
- общефедеральная;
- субъектов РФ.
На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:
- родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
- неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.
Госсобственность любого из видов может возникать:
- по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
- вследствие разграничения госсобственности;
- по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.
В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.
Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.
Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю:
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.
Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:
- субъекта государственной власти , устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
- собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Это важно знать: Налоги на землю в 2021 году для пенсионеров
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).
Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.
Право землепользования в Республике Беларусь
Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.
Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.
Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.
Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).
Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:
- объектами атомной энергии, космической деятельности;
- федеральными энергетическими системами;
- путями сообщения федерального значения;
- объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.
Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:
- возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
- преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.
Статья 7. Объекты права собственности
В собственности могут находиться земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество.
Статья 8. Принадлежность собственнику результатов использования имущества
Результаты использования имущества принадлежат собственнику этого имущества, если иное не предусмотрено законом, договором или самим собственником.
Статья 9. Субъекты права собственности. Формы собственности
Субъектами права собственности в Республике Беларусь являются физические и юридические лица, государство.
Собственность в Республике Беларусь выступает в форме частной собственности, коллективной и государственной собственности.
В Республике Беларусь может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций.
Допускается объединение имущества, находящегося в собственности физических, юридических лиц и государств, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий.
Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности одновременно нескольким лицам, независимо от формы собственности.
Статья 9-1.Органы государственного управления как учредители субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности
Министерства, другие органы государственного управления, за исключением республиканского органа управления государственным имуществом, не могут выступать в качестве учредителей (участников) субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, включая коммерческие банки, а исполнительные комитеты местных Советов депутатов могут являться учредителями (участниками) этих субъектов хозяйствования только по согласованию с соответствующими Советами.
Статья 10. Законодательное регулирование отношений собственности на историко-культурные ценности
Особенности регулирования права собственности на историко-культурные ценности определяются Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» и другим законодательством Республики Беларусь.
Статья 11. Законодательное регулирование отношений интеллектуальной собственности
Отношение по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Республики Беларусь.
Статья 12. Понятие частной собственности
Частной собственностью является имущество, принадлежащее гражданину как физическому лицу.
Статья 13. Основания возникновения частной собственности
Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, допускаемым законом.
Статья 14. Исключительное право гражданина на распоряжение своими способностями
Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду.
Гражданин осуществляет это право самостоятельно или на основе договора.
Статья 15. Право гражданина на внесение вклада в имущество предприятия (организации), на участие в распределении прибыли (дохода) и управлении
Гражданин вправе с согласия собственника внести денежный или иной вклад в имущество предприятия, иной хозяйственной организации, крестьянского или другого трудового хозяйства и участвовать в распределении прибыли (дохода), а также участвовать в управлении, если иное не предусмотрено уставом или договором.
Статья 16. Предоставление земли гражданам Республики Беларусь
Предоставление земли гражданам Республики Беларусь определяется Кодексом Республики Беларусь о земле.
Статья 17. Объекты права частной собственности
В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, садовые домики, насаждения на земельном участке, транспортные средства, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, производственные и хозяйственные строения, средства производства для ведения хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом, предприятия торговли и обслуживания, объекты культуры и искусства, произведенная продукция и полученные доходы, а также иное имущество потребительского и производственного назначения.
Статья 18. Условия приобретения в собственность квартиры, дачи, гаража, иного строения или помещения. Правомочия собственника по распоряжению указанным имуществом
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного, или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Наниматель жилого помещения в доме государственного и общественного жилищного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом.
После приобретения указанного имущества в собственность гражданин вправе распоряжаться им по своему усмотрению — продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать с ним иные сделки, не противоречащие закону.
Порядок купли-продажи гражданами квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда регулируется законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Виды имущества, которое не может находится в частной собственности
Законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливаться виды имущества, которое не может находится в частной собственности.
Состав и стоимость иного имущества, приобретенного гражданином за счет его трудовых доходов, предпринимательской деятельности, сбережений и по другим основаниям, допускаемым законом, не ограничивается.
Статья 20. Объекты и виды коллективной собственности
В коллективной собственности может находится любое имущество, в отношении которого право коллективной собственности законодательством Республики Беларусь не запрещается.
N 2427-XII)
Коллективная собственность может выступать в форме арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций, общественных, религиозных и других организаций и объединений.
Статья 21. Предприятия, организации, учреждения, которые могут находиться только в государственной собственности
Предприятия, организации и учреждения, которые могут находиться только в государственной собственности, определяются Советом Министров Республики Беларусь и утверждаются Верховным Советом Республики Беларусь.
Статья 22. Основания возникновения коллективной собственности
Образование коллективной собственности обеспечивается:
предоставлением трудовым коллективам возможности использования полученных доходов для выкупа государственного имущества;
преобразованием государственных предприятий в акционерные общества, кооперативы, народные предприятия, хозяйственные товарищества, коллективные предприятия;
добровольным объединением имущества физических и юридических лиц для создания кооперативов, народных предприятий, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Часть исключена. — Закон Республики Беларусь от 18.01.1994 N 2711-XII.
— она должна служить целям, для которых отведены земли;
Статья 23. Объекты права собственности арендного предприятия
В собственности арендного предприятия находятся произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество.
Статья 24. Порядок и условия участия членов трудового коллектива арендного предприятия в управлении его делами и распределении прибыли
Порядок и условия участия членов трудового коллектива арендного предприятия в управлении его делами и распределении прибыли (доходов) определяются уставом арендного предприятия.
Статья 25. Основания возникновения собственности коллективного предприятия
Собственность коллективного предприятия возникает в случае перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, выкупа арендованного имущества или приобретения имущества иными предусмотренными законом способами.
Имущество коллективного предприятия, включая произведенную продукцию и полученные доходы, является собственностью его коллектива.
Статья 26. Вклады работников в имуществе коллективного предприятия
В имуществе коллективного предприятия определяются вклады его работников. В состав такого вклада включаются суммы вклада работника в имуществе государственного или арендного предприятия, на основе которого образовано коллективное предприятие, а также доля работника в приросте имущества этого предприятия после его создания.
Размер доли работника в прирост имущества определяется исходя из его трудового участия в деятельности предприятия, а также размера вклада работника, на основе которого образовано коллективное предприятие.
На вклад работника коллективного предприятия начисляются и выплачиваются проценты в размере, определяемом трудовым коллективом исходя из результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Работнику, прекратившему трудовые отношения с предприятием, а также наследникам умершего работника, выплачивается стоимость вклада и причитающаяся часть дохода.
При ликвидации коллективного предприятия стоимость вклада и причитающаяся часть дохода выплачивается работникам (их наследникам) из имущества, оставшегося после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами предприятия.
Статья 27. Основания возникновения собственности кооператива
Собственность кооператива возникает за счет денежных и других имущественных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, полученных от ее реализации, и иной деятельности, предусмотренной уставом кооператива.
Статья 28. Распределение имущества кооператива при его ликвидации
При ликвидации кооператива имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределяется между членами кооператива в соответствии с уставом кооператива.
Общее понятие закреплено в статье 209 ГК РФ. В ней говорится о трех незыблемых правомочиях собственника любого имущества. Это права:
- владения – непосредственного обладания вещью и другим имуществом на законных основаниях;
- пользования – использования имущества для удовлетворения собственных нужд и достижения каких-либо целей;
- распоряжения – возможность отчуждения вещи с помощью различных сделок купли-продажи, аренды, передачи по наследству или по договору дарения и др.
Применительно к земельным участкам собственник тоже пользуется всеми вышеперечисленными правами.
Владение – это фактическое обладание землей на основании официального документа, выданного регистрирующим органом(Росреестром).
В целях определения четких границ участка, собственник вправе установить его границы через проведение процедуры межевание.
Это необходимо в том случае, если границу ЗУ не уточнены.
Пользование: законный владелец извлекает из земли все ее полезные свойства: выращивает урожай, скот или строит дом. То есть использует ее либо для своих личных целей, либо для коммерческих – извлекает прибыль. Но эта возможность зависит еще и от целевого назначения того или иного ЗУ.
Распоряжение – это совершение упомянутых выше сделок с земельным участком. Только собственник определяет дальнейшую судьбу своего ЗУ и решает, продать его, подарить или сдать в аренду.
Более того, законный землевладелец может произвести:
- раздел участка на несколько самостоятельных объектов (статья 11.4 ЗК РФ);
- выделить часть земли из ЗУ, оформить ее как самостоятельный участок и произвести его отчуждение (статья 11.5 ЗК РФ);
- объединить свой участок с другим, которые вместе образуют новый объект (статья 11.6 ЗК РФ).
Законодательство о праве собственности составляет:
- ГК РФ, а именно статьи 209 (что составляет право собственности), 212 (субъекты этого права). Кроме того, следует помнить про главу 14 – приобретение права собственности и 15 – прекращение этого права, потому что именно землю можно заполучить такими способами, как приобретательная давность.
- ЗК РФ. В этом законе субъектам рассматриваемого права отведена глава 3. В ней говорится о том, что владеть землями могут не только граждане и юрлица, но и органы государственной и муниципальной власти, распределяя земли согласно иерархии.
Вопросу возникновения прав на землю посвящена глава 5 ЗК РФ.
В ней перечислены основания возникновения права обладания участком; императивно установлены документы, которые подтверждают право собственности; урегулирован вопрос об ограничении владения землями, ограниченными в обороте и другие моменты.
Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы
Согласно ст.
25 ЗК РФ ЗК РФ права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ.
– в частную собственность(ст. 17, 18 ГК РФ):
- на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218 ГК РФ);
- в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ);
- в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217 ГК РФ);
- по иным основаниям (п. 3 ст. 218 ГК РФ), например, в силу приобретательной давности.
– в государственную собственность(ст. 17, 18 ЗК РФ):
- по федеральным законам;
- процедура разграничения государственной собственности на землю;
- гражданско-правовые основания;
- безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов РФ).
– в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):
- по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов РФ;
- процедура разграничения государственной собственности на землю;
- гражданско-правовые основания;
- безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента регистрации.
Объектом права собственности на землю является земельный участок, понятие которого закреплено в п. 3 ст.
6 ЗК РФ: это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).
Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст.
36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом. Согласно гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п.
4 ст. 212 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в РФ устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.
Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.
Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В соответствии с гражданским законодательством права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Формыземельной собственности:
- частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: при приватизации государственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
- государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ);
- муниципальная собственность реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования.
Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено.
Чтобы получить статус правообладателя необходимо, чтобы произошло одно из событий:
- Переход данного титула на основании наследования.
Также к данной категории относится сделка купли-продажи, в результате которой также происходит отчуждение земли на основании возникших прав.
- Переход права собственности на основании иных произошедших событий.
К этому разряду относится сотрудничество претендента на титул с местными властями, предоставляющими возможность безвозмездной приватизации земли или право выкупа.
Это возможно в результате:
- Аренды участка;
- Наследования;
- Бессрочного пользования.
При этом если новый владелец является недобросовестным пользователем земли, местные власти имеют право предпринимать действия по изъятию участка и лишению нарушителя вещных прав.
Важно: право собственности имеет отношение к не прекращаемому виду права – при окончании его у одного пользователя, оно возникает у другого, за исключением участков подвергшихся разрушению.
Как итог, прекращение действия права собственности на землю означает передача объекта другому владельцу.
Экономическое значение права частной собственности на землю.
Оно закреплено Конституцией (ст. 36 ) и Гражданским кодексом (ст. 209 ГК РФ).
Право частной собственности, на основании ст. 209 ГК РФ, дает возможность одновременно владеть, распоряжаться и пользоваться своим имуществом.
- Собственнику разрешено передавать другому лицу свой земельный участок во владение, пользование, распоряжение, залог, доверительное управление, по договору о сервитуте.
- Перехода права собственности при этом к другому лицу не происходит.
- Права собственника осуществляются в полной мере, если они не нарушают других законодательных норм.
- Согласно п. 3 ст. 209 ГК, оборот земель разрешается в допустимых пределах, если он не наносит урона окружающей среде, а ЗУ используется в соответствии с категорией или ВРИ земли (ст. 129 ГК РФ).
Ст. 216 Гражданского Кодекса определяет вещные права граждан и юридических лиц, которые не являются собственниками. Из них можно выделить следующие понятия и виды прав на землю:
- ПНВ (пожизненно наследуемое владение), на основании ст. 265 ГК РФ;
- бессрочное пользование земельными участками (ст. 268 ГК РФ);
- ограниченное право использования чужого ЗУ (сервитут);
- право хозяйственного или оперативного управления: закрепляется за государственными, унитарными, казенными предприятиями и учреждениями (ст. 294 и ст. 296 ГК РФ соответственно).
Важно! Переход права собственности на землю к другому собственнику не отменяет вещные права. Лица, не являющиеся собственниками ЗУ, не могут распоряжаться наделом, если закон не предусматривает иного (ст. 266 ГК РФ).
Рассмотрим подробнее виды права пользования.
Относительно ПНВ ситуация противоречивая: в ГК РФ ст. 265, посвященная предоставлению ПНВ, отсылает к земельному кодексу, но там информации о наследуемых владений практичеки нет.
Гражданский кодекс указывает в ст. 266 и 267:
- перейти право на ПНВ может только по наследству;
- владелец имеет право строить объекты недвижимости (ОН) и регистрировать на них права собственности;
- распорядиться по иному ПНВ, кроме как передать его дальше по наследству, нельзя.
Из Земельного кодекса, гл. 4 “Об ограниченном пользовании чужими ЗУ”, ПНВ в 2015 г. исключили. Ранее ст. 21 Земельного кодекса (ныне утратившая в силу) также закрепляла за владельцами только одно право распоряжения — наследование. Хотя фактически владельцы c согласия гос.
или мун. органов (то есть собственников ЗУ) могли сдать свой участок в аренду или безвозмездное пользование другим лицам. Предоставление же земель в ПНВ с принятием нового кодекса, то есть ещё в 2001 году, прекращено, в виду чего они постепенно выводятся из права владения граждан.
Положения ГК РФ и более чем скудная информации в ЗК РФ о пожизненно наследуемых владениях позволяет сделать такие выводы:
- Права владельцев, которым были до 2001 г. предоставлены земельные участки в ПНВ, соблюдаются и по сей день.
- Землевладельцы, на основании ст. 5 ЗК, продолжают оставаться участниками земельных отношений.
- Ограниченное распоряжение в виде передачи по наследству владения закреплялось отмененной в 2015 г. ст. 21 ЗК и сохраняется в действующей ст. 267 ГК РФ. Каким образом сейчас можно распоряжаться унаследованными после 2015 г. участками, земельный кодекс умалчивает.
В бессрочное пользование предоставляются земли, принадлежащие государству или муниципалитету. Граждане, на основании ст. 268 ГК и ст. 39.9 ЗК РФ, получить ЗУ в бессрочное (то есть постоянное) пользование не могут.
Право бессрочного пользования (ПБП) существует только:
- у органов гос. власти;
- ОМСУ;
- юридических лиц бюджетных/казенных предприятий и учреждений;
- центров наследия бывших президентов.
ПБП устанавливается на неделимое имущество по решению правительства РФ, субъектов и МО. В решении указывается:
- кадастровый номер ЗУ;
- наименование юрлица с регистрационным номером в ЕГРЮЛ;
- название органа гос. власти или ОМСУ.
Других вещных прав у предприятия или учреждения на землю, кроме ПБП, не предусматривается.
Лица, которым ЗУ предоставлены по ПБП, обладают правами пользования землей в соответствии с ее целевым назначением в рамках, указанных законодательством. Разрешается строительство зданий, сооружений и иных ОН и перевод их в собственность.
Распоряжаться ЗУ с ПБП пользователи не вправе. Исключение:
- установление сервитута;
- предоставление служебных наделов.
Собственники объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, им не принадлежащим, вправе пользоваться ЗУ.
При переходе прав собственности на ОН к другому собственнику переходит также и право пользования земельным участком, которое было у предшествующего собственника. (ст. 271 ГК РФ).