Правил по охране труда в строительстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правил по охране труда в строительстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. N 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный N 38511);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 336н «О внесении изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. N 336н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный N 51720);

пункт 1 Изменений, вносимых в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 288-ФЗ «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенции N 167)», являющихся приложением к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2019 г., регистрационный N 53418).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

1. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (далее — Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений (далее — строительное производство).

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства.

2. Работодатель (лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.

3. В соответствии с требованиями Правил работодателем в установленном порядке должна быть организована разработка инструкций по охране труда по профессиям и (или) видам выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, участвующими в строительном производстве, (далее — работники) представительного органа (при наличии).

4. В случае применения технологий и методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования и транспортных средств, требования охраны труда к которым не регламентированы Правилами, работодателем должны быть разработаны и проведены мероприятия по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — требования охраны труда).

5. Работодатель, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных со следующими опасностями:

1) используемые им движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, передвигающиеся заготовки и строительные материалы,

2) опрокидывание машин;

3) неустойчивое состояния сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений;

4) высокие ветровые нагрузки;

5) падающие куски породы, предметы и материалы, самопроизвольно обрушающиеся конструкции зданий и сооружений и их элементы, оборудование, горные породы и грунты;

6) наличие острой кромки, углов, торчащих штырей;

7) работы на высоте;

8) опасность, связанная с выбросом пыли и вредных веществ;

9) опасность, связанная с воздействием шума, в том числе опасность, связанная с возможностью не услышать звуковой сигнал об опасности;

10) опасность недостаточной освещенности или повышенной яркости света в рабочей зоне;

11) опасность воздействия пониженных или повышенных температур воздуха;

12) опасность поражения током;

13) иные опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, включенных работодателем в перечень идентифицированных опасностей.

6. Работодатель, обязан проконтролировать наличие и достаточность сведений в документации, представляемой им в рамках специальной оценки условий труда (СОУТ) для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства может быть расширен работодателем, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта.

9. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

10. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

11. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:

1) места на расстоянии ближе 2 м от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

2) места на расстоянии ближе 2 м от неогражденных (отсутствие защитных ограждений) перепадов по высоте 1,8 м и более либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м.

12. К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся:

1) участки территории строящегося здания (сооружения);

2) этажи (ярусы) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

3) зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

4) места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.

13. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности.

14. Для исключения работ на высоте в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются преимущественное первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов).

15. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

1) устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее — средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции;

2) пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5-и этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов;

3) грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций.

16. В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

1) средства контейнеризации или тара для перемещения штучных или сыпучих материалов, а также бетона или раствора с учетом характера и массы перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ;

2) грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), соответствующие массе и габаритам перемещаемого груза, условиям строповки и монтажа;

3) способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями;

4) приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций;

5) порядок и способы складирования строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;

6) способы временного и окончательного закрепления конструкций;

7) способы удаления отходов строительных материалов и мусора;

8) защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости.

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;

по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;

зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

44. При производстве земляных работ на строительных площадках, на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, в которых происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

45. Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

46. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

1) защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей;

2) соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования;

3) рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов.

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

1) технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый);

2) строительно-акустические мероприятия;

3) дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты;

4) организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия).

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

1) ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м;

2) высота проходов в свету должна быть не менее 2 м.

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

Обязанности работодателя в связи с вступлением в силу новых правил охраны труда

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

1) определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ;

2) определить средства защиты работников;

3) предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ.

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

1) выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;

2) мероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин;

3) особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре.

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

1) выборе метода проведения разборки (разрушения);

2) установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций;

3) установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении) и применении при необходимости защитных ограждений;

4) временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций;

5) мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке;

6) мерах безопасности при работе на высоте;

7) схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования.

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

108. При разборке (разрушении) строений доступ к ним посторонних лиц, не участвующих в производстве работ, запрещается. Участки работ по разборке (разрушению) строений должны быть ограждены.

Проход работников в помещения во время разборки должен быть закрыт.

109. При разборке (разрушении) строений механизированным способом необходимо установить опасные для людей зоны, а машины (механизмы) разместить вне зоны обрушения конструкций.

Кабина машиниста должна быть защищена от возможного попадания отколовшихся частиц, а работники должны быть обеспечены защитными очками.

110. Работники, занятые разборкой строений, а также уборкой отходов и мусора, должны быть обеспечены средствами защиты органов дыхания от находящихся в воздухе пыли и микроорганизмов (плесени, грибков, их спор).

111. Места с возможным появлением газа или вредных веществ перед допуском в них работников необходимо проветрить. При неожиданном появлении газа работы следует прекратить и вывести работников из опасной зоны.

Работники, работающие в местах с возможным появлением газа, должны быть обеспечены защитными средствами (противогазами).

112. Разборку (разрушение) строений (демонтаж конструкций) необходимо осуществлять последовательно сверху вниз.

Запрещается разборка (разрушение) строений одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали.

113. При разборке (разрушении) строений необходимо оставлять проходы на рабочие места.

При разборке кровли и наружных стен работники должны применять системы обеспечения безопасности работ на высоте.

114. При разборке карнизов и свисающих частей строения находиться на стене запрещается.

Не допускается выполнение работ во время гололеда, тумана, дождя, исключающего видимость в пределах фронта работ, грозы, ветра со скоростью 6 м/сек и более, порывов ветра — 10 м/сек и более.

115. При разборке (разрушении) строений необходимо предотвратить самопроизвольное обрушение или падение конструкций.

Неустойчивые конструкции, находящиеся в зоне выполнения работ, следует удалять или закреплять, или усиливать согласно организационно-технологической документации на строительное производство.

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Новые требования к условиям труда

Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача от 02.12.2020 № 40

Работодатели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.

С 01.01.2021 по 01.01.2027 действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670–20. Они устанавливают обязанности работодателей по созданию безопасных условий труда. В частности, компании должны осуществлять производственный контроль за условиями труда, а также разрабатывать и проводить мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.

Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.

Кроме того, нужно организовывать профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников. К таким мероприятиям относят, например, механизацию и автоматизацию процессов, применение СИЗ.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349

«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники

Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.

Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.

Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).

Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Вступает в силу: 1 апреля 2021 года

Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.

Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.

Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.

Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:

  • периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
  • результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
  • работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.

Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:

  • Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
  • Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
  • Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
  • Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
  • Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;

До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.

До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Нормативно-правовые акты по охране труда 2021

Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение

Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7

Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).

Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.

При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.

Отныне руководители должны использовать риск-ориентированный подход к безопасности на предприятии или в организации. Если раньше работа по снижению рисков какой-либо профессиональной деятельности начиналась в основном после несчастного случая и расследования специальной комиссии, то теперь следует оценивать и, что самое главное, устранять риски превентивно, стремясь к нулевому травматизму, хотя, как мы знаем, абсолютной безопасности не существует.

Например, раньше, если работник падал с высоты, собиралась комиссия, выясняющая обстоятельства происшествия, после чего начиналась работа сотрудника по ОТ. Он должен был провести дополнительное обучение, обновить инструкции, а руководство могло задуматься о том, чтобы установить дополнительные ограждения или привязывать сотрудников страховочным тросом.

Теперь же специальная комиссия должна заранее предположить, что есть вероятность падения сотрудников на данном участке, и пока этого не произошло, установить заграждения, использовать тросы, а еще лучше эти высотные работы убрать из перечня трудовых обязанностей, либо выполнять их с помощью техники.

Новые правила этого года требуют тщательного изучения, самые значительные изменения выглядят так:

  • Появились правила для сфер деятельности, которых раньше не было. Например, для зоопарков, цирков или медицинских организаций.
  • Были отменены морально устаревшие типовые инструкции по охране труда.
  • Ввели новые санитарные правила.
  • Изменились правила работы на высоте. Теперь крайне важно оценивать риск падения с высоты до начала работ.
  • Стали жестче требования к водителям и транспортным средствам, изменился состав водительской аптечки, но при этом состав офисной аптечки не изменился.
  • Разрешили ведение электронного документооборота по ОТ.
  • Работодателя обязали проводить оценку рисков для рабочих мест и снижать их до того, как произойдет несчастный случай. Хотя единого типового положения по оценке профриска по прежнему нет.
  • Работников следует информировать о существующих опасностях на рабочем месте, рисках их профессиональной деятельности, а они имеют право отказаться от выполнения работ, если это угрожает их жизни.
  • Руководство получило официальное разрешение на аудио- и видеофиксацию любых работ на территории предприятия с целью отслеживания и снижения профессиональных рисков, за исключение медучреждений.
  • Руководитель предприятия имеет право ужесточать инструкции по безопасности труда, если видит в этом необходимость. К справедливости отметим, что это правило было закреплено и ранее, в статье 8 ТК РФ.
  • Теперь можно проводить высотные работы при любой погоде, но руководитель обязан обеспечить безопасность высотников, назначить ответственное за это лицо и зафиксировать все действия в наряд-допуске.
  • То же самое касается работы электроинструментом со стремянки. Хотя здесь есть расхождения с правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.
  • Лестницы и стремянки должны регулярно проходить испытания, которые отмечаются в журнале испытаний, а лестницы помечаются специальными наклейками. Раньше это было рекомендацией, а не обязательным требованием.
  • Появились квалификационные требования для работы на высоте. Сварщик теперь не может заодно заниматься монтажом, для этого требуется квалифицированный монтажник.
  • Обучение работам на высоте не может проводиться дистанционно или удаленно, а также внутри самой организации, только в учебных центрах с полигонами.
  • Понятие “высоты” в зависимости от уровня перепада отсутствует в правилах по охране труда при морских судах и судах внутреннего водного транспорта.

Новые Правила по охране труда в строительстве с 01.01.2021 883н

Сотрудникам, отвечающим за ОТ, в 2021 году предстоит в кратчайшие сроки изучить новую документацию, подобрать правила, соответствующие конкретной сфере деятельности, а затем скорректировать всю документацию организации.

В первую очередь пересмотру подлежат:

  • Система управления охраной труда;
  • процедуры в рамках СУОТ
  • перечень нормативно-правовых актов, применимых к деятельности организации
  • инструкции по охране труда;
  • программы обучения сотрудников;
  • программы проведения инструктажа;
  • экзаменационные билеты по знаниям ОТ.

Новая документация по ОТ утверждается грифом или приказом, но только после согласования с профсоюзом работников, если он есть в организации. Информация об изменениях должна быть донесена до сведения всех сотрудников под подпись.

После введения новых правил по охране труда нужно провести внеплановое обучение сотрудников и осуществить проверку их знаний. Важно отметить, что в какой период это необходимо сделать в Порядке обучения не оговорено, за правило мы берем период 1 месяц.

Параллельно с обновлением документации по безопасности труда должно происходит обучение сотрудников, ответственных за охрану труда на предприятия в сертифицированном учебном центре, иначе в обучении рядовых сотрудников не будет никакого смысла.

Внимание! Сначала учим в УЦ, потом сотрудников в организации!

После внеочередной проверки знаний ответственных лиц они получают право проводить обучение и проверку знаний сотрудников на местах, но только тех из них, чья трудовая деятельность изменилась в связи с вводом новых правил по охране труда.

Документально все действия оформляются с помощью приказов о внеочередной проверке знаний, журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний и выдачи удостоверений.

Так как изменения уже вступили в законную силу для большинства отраслей, специалистам по охране труда необходимо срочно приступать к пересмотру всех документов предприятия, которые содержат нормы охраны труда. Измените: инструкции по охране труда, программы проведения инструктажа и обучения, экзаменационные билеты по проверке знаний требований охраны труда.

Когда ознакомительная часть перехода на обновленные правила будет завершена, нужно приступить к следующему этапу — обучению и проверке знаний.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Новые правила по охране труда 2021

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.

Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:

  • имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
  • требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
  • требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.

Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.

На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.

Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.

При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.

Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.

Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.

Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.

Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.

Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.

Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.

Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.

Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.

Минтруд в июне 2020 года в ходе регуляторной гильотины сообщил о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья рабочих. И уже к концу 2020 года издано и опубликовано 40 приказов, утверждающих Правила по охране труда. Основные цели, которые преследовал законодатель, — сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.

Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии. Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.

Министерством проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов. В результате упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. Тридцать документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.

Вместо 113 НПА Минтруд запланировал принять 48 актов, соответствующих современным требованиям к обеспечению безопасности работников предприятий. Опубликовано на сайте Министерства на момент написания статьи 40 приказов.

Новое законодательство по охране труда в 2021 году станет нормативной основой требований, предъявляемых к работникам при соблюдении безопасности на производстве.

Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии в соответствии со спецификой деятельности. Инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы.

Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты.

Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.

Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ — сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины.

Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.

Изменения коснулись и порядка проведения специальной оценки условий труда. Теперь декларация соответствия условий труда действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Декларация прерывает срок действия, если:

  • произошел несчастный случай;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание;
  • найдены нарушения нормативных требований к безопасности на рабочем месте.

Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и проводить внеплановую оценку на рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.

С 2021 года вступают в силу 40 новых требования к безопасности при разных работах. В связи с этим работодателям необходимо провести внеочередную проверку знаний по охране труда, а членов комиссии отправить на обучение в специализированные обучающие организации. Результаты проверки нужно оформить протоколом с указанием типа проверки знаний «внеочередная».

При этом приняты не все запланированные правила по охране труда в 2021 году. А значит, ожидаем новых приказов от министерства.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Минтруд России также планирует изменить Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 30.12.2020).

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Строительство – достаточно сложная сфера как по задействованию ресурсов, так и по своей структуре. Этот вид трудовой деятельности предусматривает создание, внесение изменений или демонтаж объекта и включает в себя такие виды работ:

  • проектные;
  • исследовательские;
  • строительно-монтажные;
  • пусконаладочные;
  • организационные;
  • согласование с уполномоченными органами.

Для этой сферы характерно множество факторов, могущих причинить травму, вплоть до смертельной, или стать причиной профессионального заболевания. С повышением их концентрации степень риска значительно возрастает. К таким факторам относятся:

  • движущиеся механизмы и их части;
  • возможность падения материалов, сырья, оборудования, частей конструкций при демонтаже и т.п.;
  • высотные работы;
  • загазованность, запыленность;
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха;
  • несоответствующая влажность воздуха;
  • риск от электричества;
  • неблагоприятно воздействующие вещества, в том числе токсические и химические;
  • тяжелые физические нагрузки;
  • нервно-психическое напряжение.

СПРАВКА! В строительной сфере риск неблагоприятных последствий на каждом этапе деятельности в несколько раз выше, чем в других экономических отраслях.

Работник, нарушивший в той или иной степени правила и нормы обеспечения безопасности, вредит не только себе: он опасен для других трудящихся и создает ущерб общему делу. Поэтому, согласно ТК РФ, КоАП РФ и внутренним нормативным актам, он должен быть наказан дисциплинарным взысканием вплоть до увольнения.

Для работодателя степень ответственности больше. В случае нарушений он рискует:

  • серьезным штрафом на организацию и должностных лиц;
  • временным запретом на определенную деятельность;
  • уголовной ответственностью в отношении ответственных лиц – наступает, если результатом пренебрежения охраной труда стали тяжелые последствия (смерть или сильный вред здоровью). Кара ужесточается, если пострадали 2 и более человека. Виновные могут быть приговорены к большому штрафу, обязательным, исправительным или принудительным работам, а также к лишению свободы с или без временной дисквалификации.

Если факт допуска к работе не прошедших обучения по ОТ сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) составит:

  • для юридических лиц от 110 до 130 тысяч рублей;
  • для индивидуального предпринимателя (ИП) от 15 до 25 тысяч рублей;
  • для руководителя, специалиста по ОТ или другого должностного лица, на которого возложены обязанности по организации обучения, от 15 до 25 тысяч рублей.

При повторном невыполнении установленных требований уровень ответственности возрастает. На этот раз должностное лицо, вновь допустившее аналогичное нарушение, может быть оштрафовано на сумму от 30 до 40 тысяч рублей или подвергнуться дисквалификации на период от 1 до 3 лет. Организациям и предпринимателям в данном случае грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней, штрафы при этом возрастут и составят:

  • для ИП от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для юр. лиц от 100 до 200 тысяч рублей.

Один из основных документов в сфере охраны труда. В правилах по охране труда (ПОТ) детально описано, что и как должен делать работодатель. Без ПОТ невозможно составить инструкции по охране труда, технологический регламент и другую необходимую документацию.

До 1 января 2021 года действовало 113 правил по охране труда, а с наступлением нового года их количество значительно уменьшилось, и теперь существует 41 ПОТ. Многие правила были объединены в один документ. Например, правила по охране труда на объектах связи, при обработке металлов и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]